Консоль или ПК? Что выбрать в качестве основной игровой платформы в этом году

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Апгрейд ПК или новая консоль? На что потратить деньги осенью? Прикупить себе Zen 3 и новую видеокарту на базе RDNA2 или Nvidia Ampere? Или плюнуть на ПК и купить новую консоль? Юмор в том, что выбор между PS5 и Xbox Series X, несмотря на все холивары между поклонниками обоих лагерей, на самом деле прост. А вот брать ли консоль или предпочесть ПК — здесь есть некоторые неочевидные на первый взгляд подводные камни. В общем, я решил поделиться своими размышлениями и буду рад комментариям.

Я прежде всего ПК-геймер и рассуждаю именно с позиции ПК-геймера. На ПК играю с конца девяностых годов, консоль в первый раз купил в 2014 году и она так и не стала моей основной игровой платформой. Сейчас подходит время обновить железо моего домашнего игрового компьютера и я вновь смотрю в сторону консолей. Почему так?

Мне комфортно играть на ПК и возня с ним меня не напрягает, тем более, что по нынешним временам никакой возни и нет. Ведь я знаю, что Microsoft все свои игры выпускает на ПК, причем с недавнего времени вообще в Steam по региональным ценам. И мне, как правило, не заходят топовые эксклюзивы Sony, так что я прекрасно могу без них обойтись, а если и не смогу — у меня есть возможность позаимствовать у друзей плойку на месяц-другой. Зачем казалось бы вообще париться на счет консоли? 

Меня смущает архитектура новых консолей, прежде всего организация системы памяти, и то, как она может повлиять на ПК гейминг. Есть предположение, что если разработчики игр в полной мере начнут реализовывать потенциал системы памяти новых консолей, системные требования к ПК могут вырасти очень серьезно. Но вот вопрос — начнут ли и насколько сильно...

Чем же новые консоли отличаются от ПК? 

Итак, основные архитектурные особенности, представленные в новых консолях, которых лишены современные игровые ПК и которые, на мой взгляд, могут сыграть важную роль:

  • высокоскоростной NVME SSD, чем в наше время может похвастаться не каждый игровой ПК, даже те домашние ПК что имеют SSD, оснащены чаще всего относительно медленными SATA моделями
  • аппаратная декомпрессия данных, которая в полтора-два раза в среднем повышает скорость обмена данных с и без того быстрым SSD
  • прямая загрузка данных в видеопамять, минуя промежуточный этап в виде оперативной памяти, как это происходит на ПК
  • новые технологии сокращения объемов требуемых видеоданных за счет оптимизации алгоритмов рендеринга, такие как Sampler Feedback Streaming, Variable Rate Shading, Primitive Shaders, Mesh Shaders и т.п. 

Все эти фишки значительно повышают эффективность использования оперативной памяти, позволяя тем самым обходиться меньшим ее количеством и наполнять сцену гораздо большим количеством деталей, чем было возможно ранее. 

Высокоскоростной SSD позволяет быстрее подгружать данные в память, соответственно дает возможность держать меньше данных в памяти. 

Аппаратная декомпрессия еще больше ускоряет обмен данными c диском за счет возможности передавать сжатые данные и распаковывать их на лету без задействования центрального процессора. Прежде всего это важно для текстурных данных, которые могут сжиматься вплоть до двух раз, например на Xbox Series X при использовании специально разработанного алгоритма BCPack.  

Схема блока обмена данными с SSD на PS5

Прямая загрузка данных в видеопамять это не новая фишка для консолей. И нынешнее и предыдущее поколения консолей построены по такому принципу — в них единый неразделяемый пул памяти, которые одновременно используется как для видео, так и для всех других данных. Тогда как в ПК видеоданные с жесткого диска сначала загружаются в оперативную память и оттуда уже в память видеокарты. Что в свою очередь существенно увеличивает потребность в оперативной памяти, которая в данном случае выступает буфером.

Ну и последнее — всякие хитрые технологии сокращения объема требуемых данных. Они минимизируют использование ресурсов GPU и видеопамяти вхолостую, предотвращая загрузку деталей картинки, которые не будут видны на экране. Перечисленные выше технологии, например Sampler Feedback Streaming, Variable Rate Shading и Mesh Shaders, входят в DirectX 12 Ultimate и будут также доступны на ПК, но смогут ли разработчики задействовать их в ПК версиях игр одновременно с консольными — вопрос. И станут ли, учитывая что далеко не все ПК будут оснащены видеокартами с поддержкой последней версии DirectX.

Как результат, при прочих равных условиях, объем памяти, требуемый игре с использованием перечисленных выше фишек на консолях нового поколения и без их использования на ПК, может различаться в разы. Только одна лишь технология Sampler Feedback Streaming может сократить объем загружаемых в память текстур в 2.5 раза по оценке Microsoft.

В Xbox Series X 16Gb общей неразделяемой памяти, из которых 10Gb имеют пропускную способность в 560Gb/s и позиционируются как прежде всего предназначенные для видеоданных. Остальные 6Gb с пропускной способностью 336Gb/s под систему и прочие данные. В PS5 по сути то же самое, просто там одинаковая пропускная способность 448Gb/s для всех 16 гигабайт. 

То есть в новых консолях будет до 10Gb доступной видеопамяти. Получается, что если игра на консоли с учетом всех описанных выше технологий требует 10Gb видеопамяти, то на ПК для того же качества и разрешения картинки может потребоваться в разы больше видеопамяти. В итоге покупка видеокарты сейчас становится интересной задачей со многими неизвестными. С оперативной памятью проще — ее хотя бы можно докупить.

Каков прогноз? 

В целом, похоже на то, что новые консоли могут вызвать серьезный скачок системных требований к играм. Можно предположить следующие изменения.

Во-первых, окончательно уйдут в прошлое четырехъядерные процессоры, потому как разработчики будут ориентироваться на более чем восемь потоков высокопроизводительных Zen 2 ядер. Соответственно, здесь разумно будет брать как минимум шестиядерник с расчетом что более высокие частоты и теплопакет обеспечат более высокую производительность на поток и компенсируют нехватку четырех потоков.

Во-вторых, из-за перечисленных выше особенностей, в силу высокой эффективности работы системы памяти на консолях, резко возрастут требования к объему оперативной и видеопамяти. И недавние утечки о том, что новые топовые видеокарты от Nvidia могут получить до 24 гигабайт видеопамяти как раз говорят в пользу этой версии. В целом допускаю, что рекомендованные объемы памяти для игры в 4К на ПК могут вырасти до 32Gb оперативной и 20Gb видеопамяти.

SSD также возможно станет обязательным компонентом минимальных системных требований, а в рекомендованных пропишется PCI Express 4.0 NVME SSD со скоростью обмена данными на уровне 4-5 Gb/s.

Глядя на эти прогнозы и сопоставляя их с актуальными и потенциальными в этом году предложениями на рынке, становится очевидно что сколько-нибудь выгодно проапгрейдить ПК с расчетом на 4К так, чтобы его с гарантией хватило на несколько лет, в этом году может не получиться. Потому как видеокарт с 20 GB на борту пока нет, а когда будут ценник будет скорее всего за тысячу долларов. Ну а первые SSD требуемого класса производительности только начали появляться и пока что стоят как самолет.

Что же делать? 

Мне кажется, не стоит в этом году вкладываться в дорогое ПК железо. Есть достаточно обоснованный риск, что оно может быстро устареть и можно не получить за свои деньги все на что рассчитываешь. Думаю, с серьезным апгрейдом ПК или покупкой нового высокопроизводительного ПК стоит подождать хотя бы до конца следующего года, пока не станет более-менее ясно чего ждать от разработчиков — станут ли они поддерживать в полной мере возможности новых консолей и повышать системные требования для ПК или наоборот пойдут по пути наименьшего сопротивления. 

А пока рациональный выбор мне видится из следующих вариантов:

  • если хотим полноценные 4К недорого — берем Xbox Series X или PlayStation 5
  • если достаточно 1080р/1440р, и уже есть комп который как есть или с небольшим апгрейдом потянет новые игры конца этого года в этих разрешениях на высоких настройках и 60 фпс — оставляем его и при необходимости чуть апгрейдим 
  • если комп старенький или его нет и много денег тратить не хочется, то ждем осени и берем новую консоль, причем возможно будет в качестве недорогой альтернативы Xbox Series S тем, кому 4К не нужно

Как думаете? Или по вашему стоит таки осенью вложится в крутое топовое ПК железо?

Что еще учесть при выборе?

Помимо фактора цены, есть еще и другие факторы, которые нужно учитывать, выбирая между ПК и консолью:

  • Стоимость игр — свежие ААА релизы на консолях стоят 4-5 тысяч рублей, на ПК в Steam примерно в два раза дешевле. Поэтому, если вы играете много, не хотите ждать распродаж и не хотите связываться со всякими заморочками типа покупки игр в тройках или через Аргентину, то наверное консоль для вас не лучший вариант с точки зрения затрат.
  • Организация домашнего игрового места — для ПК это обычно отдельный стол с отдельным монитором, за который вы сели и никому не мешаете. Консоль же обычно подключается к телевизору, который вам возможно придется делить с другими домочадцами. Это стоит учесть, возможно есть смысл подключить консоль к вашему монитору, а не к телевизору и не занимать телевизор.
  • Онлайн игра — на консолях платно, на ПК бесплатно, на консолях читеров мало, на ПК много
  • Количество пользователей онлайн  — на ПК и PlayStation обычно достаточно, у Xbox в России сообщество поменьше
  • Поддержка модификаций — на консолях этого практически нет, на ПК с этим все хорошо и если вам это важно, консоли не для вас
  • Техническое качество игр на консолях бывает выше чем на ПК, но при этом патчи на консолях иногда выходят на несколько дней позже, чем для ПК версии

В общем как-то так. Конец года обещает быть очень насыщенным в плане нового железа и гаджетов. Берегите свои деньги и делайте взвешенные и разумные покупки. И пусть они принесут вам много удовольствия

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

31 комментарий

101213634604024129943@google
Как все сложно у автора, когда ответ так прост — ездишь бухать на дачу где есть телек? Берешь консоль. Во всех остальных случаях ПЕКА
T
Игровой ноут. И к телеку подключить можно, и хоть в самолете играть. Или работать.
101213634604024129943@google
Ну играть с бухими друзьями в Теккен или ДОА на ноуте как-то сомнительное удовольствие, как по мне
T
У бухих друзей есть свои ноуты — так что ланпати. Только игры у нас другие, а не спинномозговики.
101213634604024129943@google
Я про живое общение, сидение в одной комнате уткнувшись в ноуты, ну такое себе
T
Ооо… Живого общения, например, вчетвером в Borderlabds — с ушами хватает. Аж вянут.
Если вы фанат толкаться перед одним экраном с гейпадами — не стоит это переносить на всех.
101213634604024129943@google
Так если вы не фанат толкаться перед одним экраном, то не стоит это переносить на всех. Я начинаю подозревать, что вы и праздники с друзьями отмечаете «по скайпу», а че за одним столом табуниться то?
m
бесплатные игры с торрентов перевешивают все остальное для таких Нищебродов как я ( а так же десятки бесплатных дрочилен всех жанров)
M
Я с 1989 года ПК геймер, консоли всегда считал [тут должно быть непечатное слово]!
Но в весной 2013-го на работе коллега мне сказал «Покупай PS3, а про игры не парься, бери что хочешь из моей коллекции»
На Авито я купил PS3, новую, на гарантии с пачкой из 6 дисков, дополнительным геймпадом и HDMI кабелем за 9500 рублей.
За 2500 тут же на Авито продал 3 диска из тех что были не нужны, и того консоль обошлась в 7000.
Так я мало-помалу играл в игры которых нет на ПК, и переместился с ПК гейминга на консольный. Так как игр было много то на PS4 я перешел года через полтора после ее выхода. Потом был Switch, потом PS2, Game Cube и WiiU. Ну и еще есть Vita, PSP, Nintendo DS, Nintendo 3DS, Nintendo New 3DS.
ПК тоже есть, но он для работы, за все время, игры на нем, запускал раз 10.
Последний раз редактировалось
A
В общем всё верно. Новое поколение, новая планка требований. Только качество самих игр от этого сильно не возрастёт. Просто разрабы вообще забудут слово оптимизация (м.б. кроме ПК эксклюзивов). Игры на ПК стают дороже. Взламывать их всё сложнее. Новые консоли стают дороже. Гейминг снова станет элитарным развлечением. Речь про большой гейминг, вне мобилок и т.п. Если загадывать на очень далёкую перспективу, то как бы так не вышло, что лет через 10-15 вся игровая индустрия не перекочевала на мобилки, а игровое железо и консоли не свернулись из-за неприбыльности. Пока это не выглядит такой уж фантастикой.
Последний раз редактировалось
4815490@vkontakte
Откдуда скачок? Ssd fps не добавит((
E
Щас будет мясо критики.
1. Новые консоли по производительности не обгонят пк. Хоть ты тресни. Видеочип уровня 1660 карт, это такое себе.
2. Сдд. Да он сократит загрузку на консолях, но не так как хотелось бы. Не забывай что там еще система крутится. И эти ссд я сомневаюсь что категории М2. Форм фактор не позволит распаивать м2.
3. Проблема нагрева консоли из за компактности никуда не делась. А нагрев влияет на производительность.
4. Память. Да там 16 гб gddr6, но консоль не позволит тебе расширять ее и играть с таймингами и шиной. Да и я все больше замечаю, по крайней мере в моем окружении, что люди переходят на формат 32 гига оперативы в пк с высокими таймингами и широкой шиной. Плюс оперативка так сильно на производительность не влияет. Кеш шейдеров и обсчет геометрии все равно идет на Gpu. Соответственно тут надо смотреть ситуацию с технологиями движков а не железок.
5. Отказываться от пк в пользу консолей дело каждого. Но отказавшейся человек теряет целый пласт жанров. У меня есть и пк и консоли уже больше 20 лет. И по прежнему играть в шутеры, рпг, стратегии, да и признаю некоторые экшн игры проще на пк. Спасибо отклику. Задержки инпут лага на консолях и отвратная каллибровка скорости или мышь с настраиваемым dpi? Выбор очевиден.
6. Я не устаю напоминать всем, что в постсовке берут что дешевле. На западе что есть у друзей, коллег, знакомых.
Zabr
1. Ну какой же 1660? В XSX стоит GPU на 52 CU RDNA2, а эта архитектура на 50 процентов энергоэффективнее чем RDNA по утверждению AMD. То есть у тебя в XSX чип, с учетом большего количества CU и более высокой энергоэффективности, ожидается почти в два раза быстрее RX5700XT...
2. NVME SSD, на плате
3. Не знаю что будет с PS5, но на XSX фиксированные частоты, охлад вроде выглядит серьезным тоже, поэтому троттлинга с вероятностью 99 процентов не будет
4. Память там и так будет максимально тонко настроена и подогнана, это же консоль. Фишка в том, что за счет всех перечисленных фишек на консолях будут на этих 16 гигах делать то, для чего на ПК потребуется 20 гигов видео памяти… точнее не так — смогут делать.
5. Безусловно, тут согласен на сто процентов, потому я лично и думаю.
Последний раз редактировалось
k
Производитель выпускает игру, чтобы продать ее, а не помочь продаться консоли. Если это не игра от платформодержателя конечно. Выпуск игры, которая заточена под какую-то определенную и узкую архитектуру сразу отсекает пользователей, которые подобных решений не имеют. И призрачная надежда отжать у фортайта, доты и т.д. хоть % игроков теряется. Кто в здравом уме будет ограничивать свою аудиторию? Сейчас есть ПС4, хбокс, свитч, ПК, мобильные устройства. И игру пытаются впихнуть всюду, если хоть какая-то возможность появляется. Сколько пользователей? 500 миллионов? А сколько купит новую консоль с чудо ССД в ближайшие 3 года? 30? Это если вопрос касается сугубо распространения игры. Сколько времени понадобится, чтобы попереводить движки на новые реалии, а потом еще успеть выпустить игру с учетом этих реалий?
Мое имхо. ССД даст ровно то же, что и сейчас — более быструю загрузку. И это прям основная цель. И простой ССД на компе легко справится с этой задачей. Есть исключения. Наверняка сони выпустит пару игр, где попытается использовать возможности консоли. Является ли это поводом к покупке именно сони — дело каждого.
Более того. Та нашумевшая «технодемка» анрила. Что там грили разрабы? Что 2070 прям справится с ней хорошо? Ну вот. Ничего не меняется. Средний ПК — i5 + 2060 серия. Хороший ПК — i7 + 2070 super. Ну и 32гб оперативки чтобы не переживать.
Имхо такое.
1. Ярый ПК фанат и не представляете как играть на консоли? — Ждете анонса цены и начала предпродаж. Убеждаетесь в спецификациях, требованиях к hdmi, цене. Берете комп и горя не знаете.
2. Ярый фанат какой-то консоли? — Ну что уж тут посоветовать...
3. Мало денег? Ждете цен на консоли. Вполне вероятно что бокс (дорогая или дешевая модель) + гейм пасс = спасение. А если повезет, то в игре еще и поддержка клавомыши будет и вообще красота.
109387841701486675439@google
>В целом, похоже на то, что новые консоли могут вызвать серьезный скачок системных требований к играм.
До уровня ПК 2018 года.
106893359535799935493@google
«Консоль или ПК?»
Мне кажется глупый вопрос! ПК конечно! Больше разнообразия игр, больше игр! Не нравится «ГРОБ», пожалуйста, бери игровой ноут и играй где хочешь, хоть в дороге, хоть по на телеке!
Последний раз редактировалось
Zabr
Ну, насчет ноут не соглашусь, тяжелый и шумный обычно, если для игр.
106893359535799935493@google
а ПС4 не шумная?!? О_о
А
Мне нравится и то и то, я спокойно отношусь. Икс бокс 360, пк на кор2кваде, хартстоун на телефоне, наверно куплю снова псп, а когда за дешево подвернется, то свич или окулус
Последний раз редактировалось
C
Насчёт суперпуперссд, тут такое дело… в общем всё написаное не работает.
Ассетами игр можно управлять двумя методами, просто и умно.
Просто заключается в загрузке всего во время загрузки уровня. Умно — в подгрузке по мере необходимости.
Для игр, которые сделаны просто, ситуация будет такая: на консолях памяти мало, всё ужато/урезано, мыло и позорище. На ПК просто пара дополнительных планок памяти переключатель текстур на хай и сиди радуйся. В общем, на ПК будет так же или лучше, независимо от того есть вообще ССД и какая у него скорость. Уровень да, будет долго грузиться, если диск магнитный, так что SSD по возможности всё-таки лучше прикупить.
Теперь рассмотрим вариант с умным управлением. Это значит движок игры должен определять что нужно загрузить, что можно выкинуть, должен уметь как-то работать с ситуацией, когда данные ещё не готовы, а такая ситуация будет встречаться, не зря же чувак из Сони подчёркивал крутизну их не самого быстрого SSD тем, что у них много уровней приоритетов доступа, чтоб разработчики игр хорошо рулили тем, что загрузить быстрее, а что может подождать. И тут опять вылазит вопрос объёма памяти, если двигло умеет в автоматическое управление ресурсами, то количество трафика между памятью и диском будет очень сильно зависеть от объёма памяти. Это по сути кэш, самое часто нужное сидит в памяти постоянно, то что пореже — периодически выкидывается и снова подгружается, а объём свободной памяти будет определять место отсечения. Так что там, где консоли будут гонять гигабайты в секунду, демонстрируя крутизну своих SSDшек и аппаратного декомпрессора, ПК, имеющий в 2 раза больше памяти, сможет гонять, ну например, десятки-сотни мегабайт и показывать ту же картинку.
110329494062281957697@google
причём тут оператива, поехавший? в пс4 её 256мб ддр3. попробуй с ними на пека запустить хорайзон.
Последний раз редактировалось
C
Ты ничего не перепутал? Ну там, может случайно, 8 гигов с 256 мегабайтами, лол
Zabr
Про умный вариант и говорим. С оперативой все просто — всегда можно докупить. А вот с видеопамятью вопрос — где ты за нормальные деньги возьмешь видеокарту на 20 гигов? Вон утечка свежая про RTX 3090 c 24 гигами — 1400 баксов. Вопрос в том, насколько она быстрее консоли будет в игре? Сейчас и через три года? Потому как консоль скорее всего через три года будет все еще огого тянуть за счет глубокой оптимизации, а вот при видяшку эту уже забудут.
C
Зачем видеокарта на 20 гигов? В общем-то ещё со времён AGP была возможность видеокарте позаимствовать системную память. Когда АМД выпустила первую Fury и из-за дороговизны HBM памяти поставила на типа хайендовую видеокарту всего 4 гига, они вполне себе придумали идею, типа эти 4 гига вроде как и не видеопамять вовсе, а своего рода кэш, так что технологически проблем нет, если видеопамяти немного не хватает, даже без помощи игрового движка система справится.
В общем, пока «глубокой оптимизации» нет, на игровом ПК будет стоять минимум 16-32 гигов RAM + 8 (6 на крайняк) гигов видеопамяти. Сравнить с приставками, где за вычетом системы, будет гигов 12, причём это и видеопамять и системная.
К тому моменту, когда реально откажутся от кроссгена, на ПК как раз приобретут новую видеокарту, с 12-16 гигами, т.е. столько же, сколько на приставках всего), и докупят две планки памяти, доведя до 48-64 гигов. В любом случае, подгрузка с SSD через аппаратный декомпрессор и прямо в видеопамять будет не быстрее подгрузки из основной памяти в видеопамять.
Так что чуда не произойдёт «глубокая оптимизация» всегда будет равна выбору средне-низких настроек на ПК.
Zabr
Звучит логично. Я к тому что сейчас получается нет смысла дорогое ПК железо брать. Того что есть для кроссгена на ПК вполне достаточно. А то что потянет спокойно некстген лучше брать через год-два лучше… Так выглядит рациональнее.
P
Спасибо! Примерно так же рассуждал, правда настолько глубоко не закапываясь, когда в 2013 купил xbox, в 14 плойку. Не являясь игровым блогером, времени на «поиграть» немного, так что игровой ПК нах не нужен
Последний раз редактировалось
114161909643128633639@google
Сколько вам говорить — это зависит от бюджета, нрава и целей. Про стоимость игр — а как же геймпасс? Непорядок. На консолях читеров не мало, а вообще сводится к нулю. Их там быть не может. А ещё платный онлайн уберут для хбох.
Последний раз редактировалось
Zabr
Геймпасс это несомненно крутая вещь, но он не для тех геймеров, которые играют давно и проходят новые игры в первые месяцы после старта. Мне например геймпасс интересен разве что тем что там выходят игры от MS, поэтому для меня логично дождаться какого-то интересного мне количества игр от MS, включить геймпасс, пройти эти игры и выключить.
Но зато геймпасс офигенно удобен если у тебя дети. Ты просто включаешь подписку и у детей отличный выбор во что поиграть и не надо просить папу купить игру.
По платному онлайну пока непонятно, вроде как MS ответила что не собиратся отказываться от Xbox Live Gold. Но какие-то изменения судя по всему будут.
101015789616541936971@google
Антон логвинов великий человек и это не оспорить.

Добавить комментарий