[Игры и сериалы] Castlevania

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

(Внимание, статья содержит спойлеры ко всей франшизе.) 

Обычно такой материал я пишу на DTF, но решил его опубликовать здесь, на IXBT.com. По правде, я планирую написать два цикла статей: о том, как разработчики переносят книги на плоскость видео игры, и о том, как уже создатели сериалов это делают с последними. При этом разговор пойдёт не только о переносе сценария и сюжетных ходов, а о природе одного произведения и как с его идеями соотносится другое. И первой работой этого цикла я выбрал Castlevania.

Содержание

В чём смысл игр?

Первая Castlevania вышла в 1986 году для Nintendo Entertainment System и персонального компьютера MSX2. Тогда игроки увидели стандартный двухмерный платформер, где герой перемещался по гигантскому замку и уничтожал орды нечисти волшебным кнутом. При этом для MSX2 разработчики сделали больше упор на исследование и поиск секретов. Цель первой части была незамысловатой, добраться до демонического вампира графа Дракулы.

Если посмотреть на игры в отрыве от игрового процесса, Castlevania — это дань уважения американским фильмам ужасов и приключенческому кино. Игроку предлагали бросить вызов не только знаменитому кровососу, но и таким чудовищам как монстр Франкенштейна, Мумия, Медуза Горгона и многим другим.

И чем дальше всё шло, тем больше существ из всевозможных мифологий и рассказов попадало в серию. Например, кроме Дракулы, роль вампиров в серии примерили такие исторические фигуры, как Жиль де Ре, прототип Синей Бороды, и знаменитая серийная убийца Элизабет Батори. Фантазия японцев смогла даже превратить не связанных с нечистью политических деятелей прошлого в нечто, по чему можно снять свой ужастик. Взять принцессу Моль из Bloodlines. Это призрак Марии Антуанетты, который превращается в гигантскую моль и убивает гостей Версальского дворца.

Все эти отсылки вкупе с отлично нарисованными для своего времени задними планами создали в голове игроков атмосферу приключения с элементами мистики. И не меньшую роль в её поддержании помогала музыка. Когда речь заходит о Castlevania, фанаты обязательно вспомнят Bloody Tears, Vampire Killer, Beginning, Dracula's Castle, Iron-Blue Intention, Empty Tome, Tragic Pricne, Wicked Child и многие другие мелодии.

От отсылок к DIE MONSTER! Как игры рассказывали и показывали историю!

В ранних частях весь сюжет умещался в паре абзацев буклета, где писали что-то вроде: «Вы охотник из рода Бельмонтов под номером 2,3,5 или родственник великого клана. Мир нуждается в вас! Дракула воскрес, вот-вот вернётся или что-то в этом духе. Возьмите в руки легендарный кнут, войдите в его замок и утихомирьте кровососа».

Настоящий нарратив в Castlevania принёс японский программист, которого многие ошибочно называют отцом серии, Коджи Игараси или IGA. Впервые игроки познакомились с ним в Rondo of Blood, где в титрах можно найти псевдоним разработчика в графе особая благодарность. Но в создании этой части японец не участвовал напрямую, в отличие от своей будущей жены. Игараси в то время писал код и сценарий для визуальной новеллы Tokimeki Memorial от той же KONAMI. В работе над ней ему помогала вторая половинка, которая давала советы и водила по местным магазинчикам, чтобы он мог лучше проработать сцены свиданий. Вместе с этим IGA в свободное время приходил в офис к своей девушке, чтобы поиграть в ранние билды Rondo of Blood. Когда обе игры вышли, молодой программист перешёл в отдел разработки Castlevania. И первым проектом на новом рабочем месте для Игараси, во время создания которого его повысили до руководителя, стала Symphony of the Night.

Хоть игра не сразу, но в итоге обрела популярность и прославила целое направления приключенческих игр, metroidvania. Хоть я не считаю её родителем жанра (больше, на мой взгляд, при всех неудачах этот титул заслуживают Metroid и, если обязательно нужна Castlevania, Simon's Quest), но Symphony of the Night оказалась не просто одним из самых масштабных представителей этих игр своего времени, но и проектом с массой секретов, способностей, прекрасно проработанной атмосферой и музыкой. Игрок в роли дампира Алукарда исследовал огромный замок и бросал вызов его обитателям. IGA соединил в одной игре антураж Castlevania, игровой процесс открытых миров Nintendo и элементы RPG.

После успеха своего дебюта Игараси повысили до продюсера, и игры о том, как благородные охотники ведут войну с монстрами, стали постепенно напоминать сюжетные арки подросткового аниме. Немалую роль начали играть неподдающийся здравому смыслу пафос в части диалогов, “неожиданные” сюжетные повороты и сверхмощные способности с сотней эффектов. Часть из этого пытались добавить до Игараси, но при нём это стало фетишем игр. Также во всех проектах IGA видны не просто отсылки на аниме, а конкретные референсы на “Невероятные приключения ДжоДжо”. Для фанатов не секрет, что дизайнер обожает мангу Хирохико Араки и многие повороты он берёт у своего духовного “наставника”.

ORA! ORA! ORA! ORA! ORA! ZA WARUDO! TOKI WO TOMARE!

Хоть и не вся аудитория положительно оценила этот переход, элементы подросткового аниме хорошо вписался в идеи серии. И ключевые особенности новый руководитель никуда не выкинул. Да, почти все сюжеты IGA — это пересказ Symphony of the Night с другим набором действующих лиц. Но с персонажами у маэстро всё на должном уровне. У меня, как знакомого с играми человека, в голову сразу приходят Алукард, Сен-Джермен из Curse of Darkness и дуэт Джонатана и Шарлотты из Portrait of Ruins. Последние, на мой взгляд, самые яркие его протагонисты. 

Но как серия дожила до наших дней? К сожалению, на крупных консолях Castlevania свою популярность не сохранила. На PS2 вышли хорошая, но не больше, Lament of Innocence и отвратительная в дизайне локаций Curse of Darkness. Также можно вспомнить Castlevania 64 и её дополнение Legacy of Darkness, к которым IGA не имеет никакого отношения. Хоть фанаты их считают худшими частями из-за бешеной привязки ко времени, неудачной камеры и управления, нарратив у них сделан именно таким, каким он должен быть в глазах любителя кинематографа. Сюжеты этих проектов ближе всего подошли к тем старым голливудским фильмам, которые легли в основу Castlevania.

Аниме против Фэнтези. Lords of Shadow

Если говорить об играх Игараси с точки зрения игрового процесса, то он в середине нулевых начал вести серию не в ту сторону. В Castlevania стало много гринда, дизайнеры уровней неудачно подходили к локациям, появилось немало спорных решений. Разумеется, это повлияло на продажи. В итоге KONAMI со временем сняла его с должности продюсера и, чтобы снова вывести серию на крупный рынок, поручила испанской студии MercurySteam перезапустить Castlevania. Для точного успеха и большего контроля над сторонним разработчиком японцы доверили Хидео Кодзиме курировать проект. Сразу скажу, что игры серии Lords of Shadow фанаты воспринимают неоднозначно, некоторые даже негативно. От оригинального сеттинга остались только намёки и отсылки, а имя Кодзимы было больше маркетинговым ходом. Гуру, конечно, можно благодарить за большую творческую свободу для испанцев, но в самой разработке он не участвовал. Я не отрицаю, что Кодзима немало повлиял на итоговый продукт. Но это и не его игры, как он сам признался в одном из интервью.

Что же не так с перезапуском? Для начала уход от метроидвании к Hack’n’Slash. При этом не сам переход, а его исполнение. Разработчики до конца не продумали боевую систему, в которой было ряд недоработок. Сам игровой процесс вытаскивали головоломки и загадки, некоторые из которых взяты у других Hack’n’Slash. К тому же композитор перезапуска не смог написать такую же запоминающуюся музыку как его предшественники. А история последней части явно незакончена при всех заявлениях MercurySteam об обратном. Я уверен, что KONAMI планировала продолжение без испанцев у руля, но в итоге передумала.

Но это только одна сторона. С другой MercurySteam пофантазировали на тему того, как мифология игр могла бы выглядеть в сеттинге средневекового фэнтези. Ведь в них остались оборотни, вампиры и другие чудовища. Однако я никогда не представлял монстра Франкенштейна огромным металлическим скорпионом.

Также многие моменты сценаристы Lords of Shadow проработали намного лучше, чем Игараси. Они построили на основе его идей интересный и продуманный мир. И как не хвалить перезапуск за актёрский состав. Патрик Стюарт и Роберт Карлайл прекрасно справились со своей работой, и эти игры можно рекомендовать уже только ради их голосов.  Так что у Lords of Shadow есть свои сильные и слабые стороны. На мой взгляд, последних больше, к сожалению.

Одна из тех сцен перезапуска, которая трогает до души.  При том, что Mirror of Fate — очень слабая игра, работа актёров выполнена великолепно. 

***

За более чем 30 лет своей жизни у Castlevania сформировалось три подхода к игровому процессу и построению сюжета: классический платформер с отсылками на кино или мистической атмосферой, сёнан-метроидвания и фэнтези-Hack’n’Slash. Каждый подход рассчитан на свою аудиторию и у них есть как недостатки, так и достоинства. Где-то их больше, где-то меньше. Но после перезапуска Castlevania ушла в небытие. За 6 лет вышло только три игры, которые на самом деле посредственные сборники и мобильная фансервисная доилка. В прошлом году IGA в интервью с интернет-ресурсом Gematsu заявил, что хочет сделать ещё две Castlevania, но только если KONAMI сама ему предложит. Посмотрим, получит ли эта история продолжение.

Адаптация или эксплуатация бренда?

Где-то в начале десятых KONAMI задумывается о расширении бренда в других медиа, и начинается работа над анимационным фильмом по мотивам Castlevania 3: Dracula’s Curse. Но что-то идёт не по планам, и производство замораживают до эпохи стриминговых сервисов, где фильм вырастает до масштабов целого сериала. Первый сезон Castlevania вышел в середине 2017 года и был принят положительно, несмотря на очень сжатое повествование, четыре эпизода, которые больше напоминали пролог, и сюжетные дыры. Разумеется, статья рассчитана на тех, кто смотрел сериал, но в виду того, что её могут прочитать люди, которые не знакомы с ним и играми, то я напишу краткое содержание первых двух сезонов. Сюжет третьего, линии персонажей и другие моменты я разберу позже.

В 1450-ых годах нашей эры молодая знахарка Лиза приходит в замок могущественного вампира, графа Дракулы. Девушка хочет стать профессиональным врачом и просит принца Тьмы научить её тому, что он знает. В итоге Дракула влюбляется в гостью и у них начинается семейная жизнь. Спустя 20 лет Лизу сжигают на костре, пока её муж путешествовал по миру. Шокированный смертью супруги вампир призывает из ада армию тьмы и объявляет войну всему человечеству. На защиту живых выходит Тревор Бельмонт, чей род охотится на Дракулу не одно столетие. Позже к нему присоединяются волшебница Сайфа Белнадес и сын кровососа Алукард.

Троица ищет способ найти замок чудища, который постоянно телепортируется с места на место. Для этого они посещают библиотеку Бельмонтов, в которой ищут подсказки. Тем временем Дракула собирает вампиров со всего света, чтобы те помогли ему уничтожить человечество. Во главе образовавшейся армии Лорд Тьмы ставит двух людей, дьявольских кузнецов Гектора и Исаака. Но Гектор помогает вампирше Кармилле устроить бунт. Пока обе стороны грызутся между собой, главные герои переносят замок к библиотеке Бельмонтов.  Из-за этого дети ночи теряют почти все свои силы и только единицы из них выживают за пределами исчезнувшего замка. В конце Дракула умирает, но перед этим спасает и телепортирует Исаака на восток, а разочарованная Кармилла берёт в плен Гектора.

Прошло почти 2 года, а у меня нет слов, которые бы полностью отразили мои мысли об увиденном. Сама история поверхностно кажется интересной и интригующей. Но это только, если зритель не начинает разбирать каждый аспект по отдельности. А если он ещё проходил игры, то сразу приходит мысль, что у авторов проблема с фокусом.

Главным достоинством сериала остаётся детализация рисунка. Анимации же, на мой взгляд, не хватает плавности. С остальным есть проблемы. Авторы вместо того, чтобы проработать каждый аспект истории, большую часть времени уделяют определённым псевдофилософским мыслям. Если большинство из них убрать, сериал уменьшится почти на половину и будет более динамичным.

Например, линия вампирского совета Дракулы, через которую захотели добавить политику в сериал. Но весь сезон вампиры сидят на заднем плане, что-то делают для зрелищности в середине и на этом их функция заканчивается. Исключение — Кармилла, которую я разберу чуть позже. Но даже не в этой детали проблема. Повелителю тьмы, как часто повторяют сами персонажи, его сородичи не нужны. Они — демонстрация одной и той же мысли, о которой зритель догадается если не в первой, то во второй серии сезона, и которая легко подаётся без их присутствия.

К тому же ввод совета заставляет задуматься о расстановке политических сил в мире. Дракула нападает на людей, но стоит ли кто-нибудь у него на пути? Может короли и феодалы, которые увидели угрозу своей власти? Может они собирают армии? Ничего подобного во втором сезоне близко нет. А по третьему складывается, что всем миром уже правят кровопийцы. И все эти штрихи порождают столько противоречий, что на их описание уйдёт не одна статья. Даже разработчики игр догадались хотя бы написать, что народы Европы выступили против орд нечисти, но проиграли. Появление Бельмонта и его союзников оказалось для них последней надеждой.

Но чего стоит ожидать, если все люди, кроме главных героев и пары исключений, вроде секты историков, показаны либо как сумасшедшие католики-убийцы, либо как пушечное мясо на съедение монстрам. Последнее до того момента, пока не придут протагонисты и не начнут отдавать приказы тупому быдлу. Кстати, это самое точное описание людей в сериале — злобное стадо. Поэтому даже симпатии зрителей на стороне Дракулы. Ведь как можно жалеть стадо? Иногда складывается ощущение, что христианство и вампиры поделили между собой весь мир и соревнуются в уровне уродства.

Вообще по теме веры сериал выставляет христиан непросто негативно, а как вселенское зло. Даже шрам Тревора, который ему по играм подарил Дракула, в сериале герою оставила церковь. В играх духовенство упоминается мельком в двух-трёх частях. В основном как один из патронов охотников против сил ночи. Как, например, в Castlevania 64 и Portrait of Ruins, где православие выступает осведомителем для охотников а католический служитель Винсент Дорин продаёт героям медикаменты, заклинания и оружие.  Были среди персонажей веры и злодеи, вроде тёмного священника Шафта, который воскресил Дракулу. Если подумать, духовенство в игровой вселенной показано не как что-то абсолютно плохое или хорошее. Всё зависит от точки зрения и выбора человека. И в этом нет какой-то глубокой философии. Это обычные элементы истории о борьбе добра со злом, где злом выступает всё что угодно: вера, желания, амбиции, безумие, алчность. В сериале можно найти посыл о невежестве и тому, к чему оно ведёт, и что знание — ключ к лучшему миру.  Но эта мысль постепенно забывается и почти исчезает из сериала.

В третьем сезоне ситуация с человечеством стала не намного лучше. Но на этот раз сценарист ввёл в историю новых героев: судью городка Линделфела и японских близнецов Таки и Суми. Они и призваны скрыть беспомощность человечества. Но главным персонажем новой главы в приключениях охотников на нечисть стал один из самых таинственных “актёров” Коджи Игараси, Сен-Джермен. Что сценарист сделал с вежливым и эксцентричным джентльменом французской внешности, я разберу, когда речь пойдёт о каждом из героев игр. У троицы новичков же резко открываются такие «скелеты в шкафу», что возникает вопрос о душевном здоровье того, кто это писал.

Экшн сюжетной брони

При всей своей зрелищности, большинство боёв воспринимается как избиение ребёнка. Герои без особых усилий убивают всю нечисть подряд, и только небольшая часть схваток выглядит так, будто кто-то выкладывается. Если в первом сезоне ещё веришь в уязвимость персонажей, что они ведут бои на смерть, то во втором уже такого чувства нет.

В третьем ситуация не лучше. За весь сезон от силы накопится 2-3 экшн сцены. Каждая из них по-своему хороша, но только одна из них масштабная. Это битва Исаака и Легиона, гигантского шара трупов из Castlevania Symphony of the Night. Сразу скажу, что это самый лучший и масштабный бой за все три сезона. То, как на лету демонический кузнец превращает трупы в своих слуг, выглядит эпично и зрелищно.

В противовес ей я могу поставить стычку генералов Дракулы и главных героев. Честно, самая слабая часть сериала. Протагонисты по одному уничтожают вампиров, которые лезут в порядке очереди и умирают самыми нелепыми способами. Но авторы нашли способ, как превратить этот унылый спектакль в нечто эпичное. Когда я впервые увидел эту битву, мой мозг, честно, отключился. Заиграла Bloody Tears. Даже, если зритель не слышал её ни разу, композитор смог сделать одну из самых эпичных версий любимой фанатами мелодии.

Глубина или поверхностность? Персонажи и их прототипы

И время пришло поговорить о персонажах. Начну с главных героев, Тревора Бельмонта и Сайфы Белнадес. Castlevania III: Dracula’s Curse разрабатывалась в те годы, когда сюжет в играх только зарождался. Не каждый жанр тогда мог позволить себе историю, особенно платформер. Поэтому что-то о прототипах можно найти только в небольших строчках руководства пользователя. И перед сценаристом стояла задача развить текст из буклета до полноценных героев.

С Бельмонтом что-то подобное и сделали. Как и в оригинальной игре, его род обвинили в связи с дьяволом и изгнали. Неизвестно было ли это до рождения Тревора, но в сериале именно наш герой стал жертвой гонений. С одной стороны его показывают как человека, которого отлучили от истории семьи, когда ему было где-то тринадцать-четырнадцать. Но на момент событий в играх охотнику 20 лет. Допустим в сериале ему столько же. Как за 6-7 лет он не разучился сражаться с нежитью и где обучился военному мастерству? Вряд ли он, как и Геральд из Ривии, занимался охотой на монстров. Я не исключаю, что он был наёмником, но это было бы неплохо показать в сериале. Где он жил, кто его учил владеть кнутом, мечом? Или это врождённый дар? А не то зрителю показывают какого-то алкоголика, который всё умеет и мастер на все руки. И где он стирает белоснежные одеяния своей семьи?

Ещё одна деталь, которую в сериале странно подали, фамильный кнут Бельмонтов — «Убийца Вампиров». Скорее всего роль легендарного оружия выполняет показанная в середине второго сезона «Утренняя Звезда». Это отсылка на ранние игры, где у артефакта Бельмонтов три формы, последняя из которых носит имя кнута из сериала. Но тут можно сказать, что сценарист пытается исправить одно из серьёзных противоречий серии. В трёхмерных играх и на большинстве иллюстраций «Убийца Вампиров» изображён кожаным хлыстом, а в двухмерных частях его показывают цепным кнутом. Причиной этой несуразицы стали дизайнерские решения разработчиков игр.

На самом деле абзац о кнуте я пишу в последний момент и спонтанно, потому что это важная часть мифологоии серии, которую сериал не стал адаптировать. В играх Дракула — неординарный вампир, что показано только в одной сцене, и как раз в той, где Тревор использует «Утреннюю Звезду». «Убийца Вампиров» — одно из немногих оружий, что способно ему причинить серьёзную боль, и, наверное, уничтожить полностью. И он связан с Бельмонтами алхимическим соглашением. Никто другой без кровного договора с родственниками охотников им владеть не может. И даже этот договор имеет свои последствия. В качестве замены кнута, когда Бельмонты вынуждены были отказаться от своего оружия и отойти от дел, тот же Алукард выковал для их родни волшебное копьё, которое было немного слабее легендарного оружия. То есть для игр кнут имеет ту же важность, как в мультсериале «Самурай Джек» меч главного героя. Поэтому такое небрежное отношение к этой детали, извините, непростительно. Да, с одной стороны показано, что «Утренняя Звезда» — предмет важный. Но чем именно? Авторы могли чуть больше рассказать о величайшем оружии Бельмонтов. Если отсутствие в сериале третьего компаньона Тревора, пирата Гранта Династи, не так смущает, потому что это не первостепенный персонаж, а одна из жертв порождённого Дракулой круга насилия, то, наверное, самому важному предмету мира Castlevania можно было выделить больше хронометража.

Но оставим бесконечно пьяного главного героя и его оружие в покое. Предыстория Сайфы полностью отходит от канона. В играх девушка была ручной ведьмой церкви, в то время как в сериале она странствующий сектант-историк, который хранит знания прошлого в устной форме. И новая биография мне нравится даже больше. Но у неё есть какие-то проблемы с границами возможностей. То она всесильная колдунья, которая всех убивает взмахом руки, то в нужный момент она ничего не может ради нагнетания атмосферы. В играх волшебница больше напоминает чародея из старого фэнтези с конкретными заклинаниями и посохом. Сериальная версия — это маг-ниндзя из аниме или сериала «Аватар», который взмахнули рукой — и то, что связано с его стихией, делает то, что хочет хозяин. И в этом проблема. Авторы толком не стали прописывать принципы, по которым работает магия Сайфы. Иногда, кажется, что она спокойно бы и Дракулу в одиночку одолела.

Алукарда я оставлю на конец параграфа и сразу перейду к Кармилле. Стоит начать с того, кто это вообще такая. Все знают Дракулу, Франкенштейна, Мумию. Но Кармилла будет знакома тем, кто читал зарубежную готическую литературу. Поэтому я считаю, что стоит дать небольшую справку, ведь персонаж очень интересный и, учитывая нынешние тенденции, актуальный.

Иллюстрация Изабеллы Маззанти

В 1892 году ирландский писатель Джозеф Шеридан Ле Фаню опубликовал небольшой рассказ. Ведётся он от лица молодой англичанки, чей отец приобрёл старое имение в Австрийской империи. После ряда печальных событий возле владений девушки разбилась карета таинственной аристократки из высшего общества. Вместе с женщиной была её тяжелобольная дочь, которой добрые англичане предложили ночлег. Таинственная госпожа соглашается оставить своё дитя у незнакомцев на три месяца, но просит ни с кем не обсуждать этот инцидент. Молодая гостья на самом деле оказалась коварной вампиршей. По ночам она перекусывала девицами из соседней деревушки, а днём заигрывала с главной героиней и откровенно домогалась её. Как читатель уже догадался эта и есть Кармилла. Треть истории посвящена развитию её отношений с рассказчицей, которые в конце для последней переросли в первую любовь.

В будущем рассказ Ле Фаню оказал влияние на Брэма Стокера и послужил источником вдохновения для “Дракулы”. Для меня же злодейка рассказа — идеальный кандидат для продвижения темы ЛГБТ в сериалах и играх. Умная, коварная, красивая и безразличная к большинству своих жертв героиня ещё в двадцатом веке стал прототипов многих вампирш в массовой культуре.

В играх к образу Кармиллы японцы подошли c интересом. Впервые она появилась в Castlevania II: Simon’s Quest, где её показали в виде одержимой летающей маски её “матери” из рассказа.

В последующих частях дизайн злодейки претерпел изменения. В начале битвы маска трескалась и перед игроком представал череп, на котором лежал голый призрак прекрасной женщины. В Rondo of Blood в бою даже участвовала Лора, её возлюбленная из оригинального рассказа. Если играть правильным персонажем, то игрок сможет уловить лесбийские корни героини.

В перезапуске от MercurySteam к Кармилле подошли поверхностно. Её сделали обычной злой стервой-вампиршей, а её любовницу из рассказа превратили в приёмную дочь. Кроме того, что она когда-то была доброй, про неё сказать больше нечего. Можно отметить ещё прекрасный дизайн, но на этом всё.

На всякий случай разъясню свою точку зрения. Кармилла из первых игр — это взгляд на злодейку через элементы рассказа для создания интересной схватки. Кармилла из Lords of Shadow — эпизодический злодей с необычным фэнтезийным дизайном. Поэтому версия KONAMI мне нравится больше. В Lords of Shadow она есть, потому что в играх KONAMI был такой персонаж. На самом деле перезапуск подошёл так ко многим героям, но это я оставлю на другой раз.

Как же создатели сериала подошли к такому персонажу? В первой половине второго сезона зрителю представили с виду могущественную вампиршу, которая ведёт свою игру. Кармилла, видимо, хотела стать новой женой Дракулы, но увидела в каком состоянии ей достанется муж и решает от него избавиться. И на её месте я бы поступил также. Но об этом позже. Вначале сценарист ещё пытается представить её как таинственную роковую женщину со своими амбициями, коим частично был её прообраз. Затем он превращает даму в натуральную истеричку, которая орёт на весь замок о том, какие все тупые и пассивные, а она — самая умная. Отчасти, так и есть, но почему-то единственный персонаж с ушами и мозгами не спешит от неё избавиться во имя любви к своему хозяину!

В третьем сезоне дела обстоят ещё хуже. Кармилла ведёт себя не как опытный правитель или умелый управленец, а как ухудшенная версия Серсеи Ланнистер из последних сезонов “Игры Престолов”. Она постоянно пьёт, матерится и мнит себя самой умной и великой женщиной в мире. Всю иную деятельность за неё отрабатывают её “сёстры”-советницы.

Каждая из близкого круга, в отличие от совета Дракулы, занимается тем, что можно назвать политикой. Ленор ведёт переговоры с соперниками госпожи, Стрига отвечает за подготовку войск и планов на будущее, а Морана следит за финансами и вносит свои корректировки в действия Стриги. У каждой своя эффектная внешность, которая и отражает их образ. Но, к сожалению, только Ленор оказалась в некой степени многогранным персонажем. Стрига же чересчур однобокая бодибилдерша. А Морана — это бухгалтер с политическим нюхом. И из-за этого возникает вопрос. Зачем дамам нужна Кармилла? В течении сезона не показаны её лидерские черты, но при этом демонстрируется её надменное самомнение с нотками превосходства над остальными сёстрами. По задумке создателей совет должен раскрывать и дополнять свою госпожу. Но на деле он её затмевает.

И не зря я выделил пару абзацев происхождению вампирши. В данной ситуации любовь — это самый действенный инструмент контроля, на мой взгляд. Влюблённый способен на разного рода поступки, как рациональные, так и нет. Весь совет мог быть её любовницами, которые готовы на что угодно ради своей госпожи. При этом авторы читали рассказ или хотя бы в курсе, что он есть. Ведь не зря Кармилла правит Штирией, тем самым кусочком Австрии, где разворачивались события рассказа. Но создатели поступили иначе. Да, среди советниц есть лесбиянки, Стрига и Морана, но у них отношения между собой.  На деле можно убрать Морану и отдать её роль их госпоже. Нужна была восточная женщина в совете? Берёте и меняйте цвет кожи Стриги или Ленор.  В сериале уже есть темнокожий мусульманин, который ходит с еврейским именем.

Вообще ориентация злодейки так и не ясна за два сезона. Вроде она гетеросексуалка, но при этом явно мужчин не любит. В одной сцене вампирша прямо говорит, что в некоторые комнаты её замка запрещено заходить мужикам, а по второму сезону видно, что среди её солдат есть женщины. И в одной сцене она упрекает Ленор за секс с Гектором, но больше за то, что он — человек, а не мужчина. Я понимаю, что это не самая важная деталь, но это адаптация литературного образа, чья ориентация была важной его частью. 

Власть Кармиллы держится не на происхождении или силе, а на женской солидарности. Никто не гарантирует, что кому-то не надоест госпожа, и она не убьёт её так же, как и вампирша в своё время убила правителя своих территорий. Например, Ленор, которая только с первого взгляда выглядит невинной и доброй девочкой. Или Стрига с Мораной не придут к мысли, что их хозяйка свою роль отыграла, и не захотят власти для себя. Общество вампиров, даже во втором сезоне показано, опирается на силу. Да и в играх есть такое явление, как проклятье вампира, когда только самые сильные эмоции в них пробуждают человечность. И то не всегда. Но об это я подробно разберу, когда речь пойдёт о Дракуле.

В чём заключается проблема Кармиллы? На мой взгляд, она — штамп “сильной” женщины без подкрепления. Это не коварная, хитрая и умная злодейка. Создатели сериала хотят, чтобы она была гениальной интриганкой и дальновидным политиком, но это всего лишь амбиции, которых у её совета даже больше. Все же какие-то достижения у неё — случай. Даже политические интриги она плетёт настолько топорно, что жива до сих пор только по воле сценариста.

Дальше у меня по списку Сен-Джермен. Как и Дракула, у этого персонажа есть свой исторический прототип. Им стал французский авантюрист конца XVIII века. Судя по тому немногому, что я о нём прочитал, граф Сен-Джермен был одним из самых ярких представителей своей эпохи. Отсылки на эту персону можно встретить даже у русских классиков. Например, “Пиковая Дама” Александра Сергеевича Пушкина, где именно он изначально раскрыл комбинацию, которая помогла своим жертвам отыграть карточные долги. Хоть в играх он появился один раз, но его образ прекрасно отложился в памяти сразу же. От самой подачи персонажа и его дизайна веет авантюризмом и загадкой. Таинственный, вежливый джентльмен из другой эпохи, который пытается не вмешиваться, но при этом ищущий способы помочь протагонисту и знающий гораздо больше, чем кажется.

Когда я впервые увидел версию сериала, то подумал, что это библиотекарь из Symphony of the Night. Он не похож на странника или искателя приключений, а напоминает дворянина, которому пришлось выйти на встречу с чернью. Просто этот дворянин ещё иногда упоминает вещи из нашего времени. В итоге перед зрителем предстаёт высокомерный, но эрудированный человек, который всех использует ради своих целей. Я не скрываю, мне не нравится сериальный образ. Он имеет право на существование, но от него исходит каким-то излишним снобизмом и презрением ко всему.

Вся же его арка строится вокруг Бесконечного Коридора — межпространственного портала, который открывает путь в разные миры, эпохи и даже в ад. Тем самым авторы обесценили сюжет первых двух сезонов и окончательно добили мистику в сериале, которой не было с самого начала. Извините меня, уважаемые читатели, но я не поверю, что всемогущий, всезнающий Дракула, а именно так вампира преподносят в этом сюжете, не догадался открыть портал в мир мёртвых, чтобы достать жену с того света. Ещё можно понять портал в другие миры, но не в загробное царство, которое находится на другом плане бытия. Вся сюжетная линия строится на том, как Сен-Джермен манипулирует сумасшедшими католиками-сектантами и Тревором с Сайфой, чтобы найти этот самый коридор. Результатом арки становится уничтожение городка Линделфел со всеми жителями, а сам таинственный гость добирается до цели. Нет, в уничтожении городка персонаж не участвовал, но, отчасти, он этому поспособствовал.

При этом выяснилось, что местный судья, который организовал небольшой отряд самообороны, успешно отбивал нападение демонов и один из немногих людей второго плана, которые не показаны быдлом, на деле серийный убийца и чуть ли не педофил. В сериале были мелкие намёки на то, что у него есть странное хобби, но это могло быть чем угодно. Такое откровение я могу объяснить только потугами авторов на тёмное фэнтези. Это как у автора манги “Берсерк” почти каждый фоновый персонаж — это насильник, педофил, маньяк одновременно. Но у Кентаро Миуры, создателя чёрного мечника, такой грех у важного второстепенного персонажа объяснял его иррациональное поведение и привёл к падению героя. На что влияет безумие судьи понимает только сам сценарист.

Читатель, наверное, уже думает, что автор — хейтер, который придирается ко всему. Я ловлю себя на такой мысли. И, чтобы похвалить сериал, я перейду к демоническим кузнецам из Curse of Darkness, Гектору и Исааку.

Начнём с последнего. В игре Исаак — сумасшедший стриптизёр, который говорит голосом Лиама О’Брайана, Иллидана из World of Warcraft. Кроме отличного переигрывания актёра, безумия и “оригинального” дизайна, я не знаю чем выделить этого персонажа. По его диалогами в Curse of Darkness понятно, что из-за своего дара он был отвержен людьми, как и Гектор, а Дракула дал ему дом и заслужил его преданность. Ещё у Исаака есть сестра, которая в игре сыграла ключевую роль в судьбе главного героя.

Эта слабая проработка стала почвой для изменений в сериале. У персонажа появилась предыстория, в которой его избивала первая любовь, католический священнослужитель. Но терпение мальчика лопнуло, и он жестоко убил мучителя. Давайте опустим, что его сделали чернокожим геем мусульманином. На этом сериал не концентрируется, и в третьем сезоне от данных фактов остаются только намёки в одном из диалогов. Сценарист сериала, на мой взгляд, проработал Исаака лучше и дал ему больше мотивации служить Дракуле, который спас его во время путешествия. Как и в Curse of Darkness, демонический кузнец маниакально предан вампиру и готов уничтожить любого, кто встанет на пути его хозяина. И при этом хорошо видны дружеские отношения между персонажами, у которых общие идеи и мысли. Кстати, это одновременно роднит Исаака с Энрико Пуччи из “Невероятных приключений ДжоДжо”, на которого он даже внешне немного похож, и Смертью из вселенной игр. Я не удивлюсь, если в конце он окажется Мрачным Жнецом сериала.

На эту мысль меня также наводит третий сезон, в котором Исаак страдает экзистенциальным кризисом. Единственное, чего он хочет, найти и покарать Гектора c Кармиллой. Пока идёт подготовка к битве с вампиршей и её окружением, пути персонажа пересекаются с массой интересных личностей, которые задают ему правильные вопросы, вроде: «Ну отомстишь ты! Дальше что?». Диалоги между Исааком и его собеседниками — одна из главных причин, почему я досмотрел третий сезон. При этом это одни из немногих приятных исключений, которые не рисуют людей быдлом. Эта арка не обошлась без очередного разговора о сумасшедших маньяках-христиан, но это уже норма этого сериала. И всё это, на мой взгляд, подводка к тому, что кузнец может вырасти до чего-то большего.

Полной противоположностью Исаака, как и в играх, выступает Гектор. В отличие от первого, предыстория второго подаётся мимолётно. Вот он в детстве воскрешает собачку, вот зритель слышит, как его ненавидят родители. Это всё. Даже то, что он пошёл за Дракулой, подаётся как маловажный факт. Остальное время показана безвольная тряпка, которая делает то, что ей скажут и которую надо постоянно жалеть. Его предательство во втором сезоне выглядит так, будто это не персонаж, а сюжетный инструмент. И в третьем он снова наступает на те же грабли с Ленор, которая его превращает в свою домашнюю зверушку.

В играх о Гекторе тоже известно немного, но под руководством Игараси вышло две предыстории в форме манги. В одной из них к Дракуле явилось два демонических кузнеца. Вампир помог отточить их дар и, в какой-то степени, сделал своими учениками. Но между подмастерьями не было ни дружеских, никаких других отношений. Они уважали друг друга, но не больше. Когда кровопийца  начал истреблять людей, Гектор не стал участвовать в этом безумии и предпринял попытку побега. Разочарованный принц тьмы отправил вслед за ним Исаака. Тот догоняет свою жертву и, чтобы дать ей умереть с честью, кидает меч. Еле живой Гектор чудом побеждает и уходит, а поражённый оппонент возвращается к своему хозяину, который уже пал от рук Бельмонта и его союзников.

Вторая версия похожа на первую, но с немного иными событиями и лучшим раскрытием биографии героя. В ней молодой кузнец был сыном алхимика. Когда его семья погибла в несчастном случае, он пришёл в замок Дракулы, где вскоре встретился с Исааком. Последний уже ненавидел своего соперника, так как видел в нём любимца учителя. Во время войны против человечества Дракула приказал Гектору выследить и убить Тревора Бельмонта, чем тот пользуется и сбегает. Гектор был против действий своего хозяина, но боялся выступить в открытую. Первое время вампир думал, что его ученик умер. Когда появились подозрения в обратном, Князь Тьмы приказывает Исааку найти беглеца и привести его к нему. Поиски приводят безумного кузнеца в небольшую деревеньку, где раненого Гектора выхаживает местная монахиня. И, как и в первой версии, происходит дуэль, во время которой Дракула погибает и оба кузнеца это чувствуют. Гектор пользуется замешательством своего врага и выходит победителем.

Сравните три истории и скажите, в каких из них самостоятельный герой со своими взглядами, а в какой безвольная марионетка, об которую все вытирают ноги? У Гектора из сериала нет внятной причины помогать ни Дракуле, ни Кармилле. Вроде он добрый и не хочет, чтобы люди умерли, но и не собирается как-то вмешиваться и стоять на своём. При этом у него есть сила, чтобы заставить выполнить данные ему обещания, но он ей не пользуется. Это в играх пределом Гектора были мелкие фамильяры: големы, феи и так далее. В сериале кузнецы выковывают целые армии демонов. Что мешает ему призвать больше нечисти и поставить вампирам ультиматум, знает только сценарист. Хотя понятно что.

И, наконец, Алукард. Честно, до третьего сезона этот персонаж для меня просто существовал. Его прописали обычным подростком в теле взрослого, который постоянно подкалывает друзей и опускает в их адрес, в частности Тревора, пошлые шутки. Не хватает только постоянных упоминаний мамки. Но в нём всё равно видны черты вежливого, хладнокровного, но местами эмоционального дампира из игр. Однако с его появлением в истории создатели забывают, что Тревор — главный герой. Сын Дракулы перетягивает на себя всё одеяло и почти отправляет Бельмонта на задний план. Мне кажется, продюсеры не верят, что шоу доживёт до адаптации Symphony of the Night, и они решили сместить акценты. В финальном поединке с Князем Тьмы Бельмонт и Белнадес только вначале участвуют в битве. Остальное время отдано под разборки отца и сына.

Согласно играм Алукард не вынес чувства вины за смерть отца и погрузился в долгую спячку. В сериале же создатели решили не усыплять его сразу, а перед этим пофантазировать на тему схожести отца и сына. Весь сезон дампир проводит время с близнецами Таки и Суми из Японии, которые прибыли в Валахию, чтобы найти и уничтожить свою госпожу, восточную вампиршу Чо. Но, так как их бывшая хозяйка умерла в прошлом сезоне вместе с другими членами совета Дракулы, Алукард решает сделать восточных гостей своими учениками и основать школу охотников на нечисть.

В конце сезона Таки и Суми, чтобы отблагодарить за доброту, занимаются с наставником жёстким сексом и пытаются его убить. Этот тройничок меня не сильно шокировал. Алукард в сериале подросток и такие эксперименты для него могут быть свойственны. Но на то, что японцы решили его замучить и умертвить, не было никаких намёков. При этом у них резко просыпаются амбиции по захвату мира. Чтобы спастись, дампиру приходится убить их. После оплакивания сын Дракулы берёт трупы, насаживает их на колья и ставит у входа в замок.

Английская версия

Японская версия

То, что я написал выше, это последнее наставление Алукарду от его матери. Кто-то может сказать, что в сериале Лиза ничего подобного не говорит, а, значит, я придираюсь. Но это адаптация серии игр, которая заимствует сюжетные ходы, персонажей и другие элементы у первоисточника. К тому же сериальная Лиза проповедует те же ценности, что и её оригинал. Я ещё могу понять, что Алукард убил японцев из самообороны. Но решение с домашним пугалом у меня не вяжется ни с чем. В играх дампир тоже не испытывает сильной симпатии к людям. Это прекрасно передали все актёры, что озвучили его. Но он до последнего верен идеям своей матери. В этом и главное отличие Алукарда от его отца. Версия сериала одним жестом плюёт на это так, что у меня слов не хватает.

Злодей, жертва или герой?

Я специально решил выделить Дракулу в отдельную категорию. В отличие от других персонажей я хочу рассмотреть каждую ипостасью вампира в серии. В ранних играх Дракула — отсылка на образ из старых фильмов ужасов с Бэлой Лугоши, Кристофером Ли и другими актёрами. В буклетах же описывался сказочный злодей с непомерными амбициями превратить весь мир в царство вечной тьмы. Иногда кровосос демонстрирует недюжую хитрость и находит способ испортить жизнь Бельмонтам даже после своего поражения. Например, в Simon’s Quest выясняется, что перед смертью в первой игре он отравил Саймона Бельмонта специальным ядом. И спустя семь лет, чтобы спастись, охотник должен был воскресить вампира как можно быстрее. Не знаю, как читатель, но я вижу в этом иронию.

Дракула Игараси
Биография

История принца Тьмы началась в XI веке. В то время власть монархии становилась слабее, а феодалы постепенно укрепляли своё политическое влияние по всей Европе. Среди последних своим военным гением прославился рыцарь Матиас Кронвист. Кроме военной науки он был хорошо осведомлён в алхимии. Ведь эти запретные знания его семья хранила втайне от церкви и изучала поколениями. Когда после очередной успешной военной кампании гениальный стратег вернулся на родину, ему сообщили печальную весть. Его прекрасная жена Элизабета умерла от тяжёлой болезни. Не в силах смириться с её смертью, аристократ замкнулся в себе и отошёл от мирских дел. Шло время, и Матиас постепенно начал сходить с ума. Он начал винить в своём несчастье того, ради кого его руки пролили реки крови, Бога. В глазах аристократа именно всевышний отобрал у него самое дорогое сокровище в его жизни.

И молодой рыцарь начал искать способы посрамить Творца. В книгах своей семьи он прочитал о багровом камне вампиров, что дарует своему хозяину бессмертие и власть над миром тьмы. Вскоре он нашёл этот артефакт, но, чтобы подчинить себе его силу, ему нужна была душа могущественного вампира. И нужная жертва была найдена сразу. Уолтер Бернхард — хозяин чёрного камня вампиров, что давал магическую силу и создавал вечную ночь вокруг своего владельца.

Матиаса узнал, что вампиру наскучило его бессмертие, и он, ради забавы, заманивает к себе великих воинов и наблюдает за тем, как они пробираются через его замок. Если «гости» доживали до «суперигры», то призом была битва с самим Уолтером. Кронвист решил сыграть в игру вампира, но по своим правилам. Он пришёл к кровопийце и посоветовал ему похитить девушку по имени Сара, которая была невестой лучшего друга Матиаса, Леона Бельмонта.

Всё шло идеально! Леон пришёл в замок, преодолел все испытания. Однако было поздно. Уолтер уже начал обращать Сару в вампира. Чтобы поиздеваться над Бельмонтом, он отпустил девушку и стал ждать, пока его «гость» обнаружит подвох.

Рыцарь привёл невесту к алхимику Риналдо Гандольфи, который помогал ему в его странствии по замку. При первой  встрече у границ замка алхимик даровал Леону свой кнут, который он создал специально для убийства Уолтера. Однако это оружие не обладало всей своей мощью. В руках Бельмонта кнут стал сильнее, но всё равно его сил было недостаточно, чтобы противостоять вампиру и его чёрному камню. После обследования Сары Риналдо сообщает рыцарю, что для завершения оружия нужно заключить договор и принести в жертву душу человека, над которым висит проклятие вампиры, но который ещё полностью не был им поглощён. Сара чувствует, как медленно её чувства и человечность покидают её, и просит покончить со страданиями, чтобы никто больше не пережил того ужаса, что она переживает.  Леон исполнят последнее желание возлюбленной. 

После похорон невесты опустошённый рыцарь уничтожает чёрный камень и Уолтера вместе с ним. В последние мгновения жизни вампира появляется Мрачный Жнец и отдаёт душу умирающего Уолтера хозяину багрового камня. Так Матиас становится бессмертным правителем мира тьмы и самым могущественным вампиром. В награду за помощь Кронвист предлагает своему другу разделить с ним его миг триумфа над всевышнем. На что тот отвечает, что ни Сара, ни Элизабет не хотели бы, чтобы они впали настолько в безумие. А вечность без возлюбленной куда невыносимее, чем её смерть. Разочарованный новоиспеченный Князь Тьмы видит наступление рассвета и уходит, оставляя своего старого друга на растерзание Смерти.

Леон побеждает жнеца и объявляет охоту на Матиаса. Тот же исчез в круговороте истории, взял себе другое имя и начал искать союзников в войне против Бога и клана Бельмонтов. Проходит 400 лет. Князь Тьмы встретил молодую девушку, которая точь-в-точь была похожа не его умершую жену. Даже имя было схожим, Лиза. Она была деревенским врачом и, хоть не разделяла его ненависти к Богу, любила его таким, каким он был. В итоге они обвенчались, и Лиза родила Матиасу сына, которого они назвали Адриан.

Однако судьба снова отказала Дракуле в счастливой семейной жизни. Обстоятельства смерти Лизы остаются загадкой. Известно только, что её обвинили в колдовстве и сожгли на костре. Это ещё сильнее ударило по вампиру. Теперь он начал мстить не только Богу, но и всему людскому роду. Дракула собрал все силы ада и начал уничтожать королевство за королевством. Никто не мог совладать с тактическим гением бывшего рыцаря и вскоре Европа была готова пасть от его рук.

Но появился лучик надежды в лице потомка Леона Бельмонта, Тревора. Вместе с другими охотниками в лице пирата Гранта Династи, ведьмой Сайфой Белнадес и сыном вампира, который в знак бунта взял прозвище Алукард, Тревор пробрался в замок Князя Тьмы и в тяжёлой схватке одержал вверх над ним. Это стало победой клана Бельмонтов над своим кровным врагом.

Поражение Матиаса не было его концом. Хоть Дракула и потерял своё физическое тело, но уничтожить его полностью не получилось. Перед смертью вампир позаботился о том, чтобы никто не смог помешать его планам по истреблению людей. Но даже если человечество будет спасено, то в чём смысл? Дракула стал не просто королём Зла, а воплощением тьмы в сердцах людей. Всегда появится кто-то, в чьём сердце эта тьма перерастёт в желание. А желание это простое — преподнести вампиру дань в виде людских душ. Если человечество и победит его когда-нибудь, то сама природа породит нового Лорда Тьмы! И он может оказаться ещё хуже Матиаса? Или, возможно, он сможет контролировать свои чувства и не станет таким же одержимым местью чудовищем.

Когда за серию взялся Коджи Игараси, он поставил перед собой задачу сделать из вампира совершенного аниме злодея, который мстит всем подряд за какое-то унижение в прошлом или смерть своих близких, создавая тем самым бесконечный круг насилия. В нём видны черты Дио, Карса из “Невероятных приключений ДжоДжо”, Гриффита из “Берсерк” и Дракулы Гэри Олдмана.  Но стоит признаться, что такая картина формируется в голове только, если читатель играл в Lament of Innocence или Symphony of the Night. Если игрок не видел хотя бы одну из них, то и вампир остаётся тем сказочным злом, коим его представляли ранние игры.

Ещё версия Игараси запоминается пафосными диалогами о бытие, добре и зле. Хоть он и не автор этой идеи, но IGA в своих играх её развил. К сожалению, при переводе на английский часть пафоса обычно теряется. В одной из игр, чтобы компенсировать этот недостаток, локализаторы заставили вампира цитировать главу из Библии. Для примера я советую читателю посмотреть все версии первой сцены из Symphony of the Night, где Дракула перед битвой с Бельмонтом выставляет своё возвращение как нечто благое. Он предупреждает, что его возвращают сами люди без его согласия, чтобы он мог принять пожертвования в виде людских душ и исполнить их желания. На что Бельмонт отвечает, что возвращение вампира — не показатель желания всех людей, которые кроме зла способны на благородные вещи: любовь, взаимопомощь и так далее. Таким образом, схватка с вампиром становится противостоянием всего хорошего, что есть в человечестве, против желаний всего плохого. И тоже в диалоге возникает вопрос веры.

Дракула MercurySteam
Биография

О прошлом кровопийцы известно только то, что он был потомком горцев из клана Кронвистов. В детстве его нашло и воспитало Братство Света, таинственный орден паладином. Они дали молодому человеку новое имя и фамилию, Гэбриэль Бельмонт. Мальчик рос замкнутым и нелюдимым. Единственной, кто мог до него достучаться, была его подруга детства, Мари. Когда они выросли, Мари и Гэбриэль обвенчались.  

Вскоре после бракосочетания орден отправил Бельмонта на новое задание, выследить и уничтожить могущественного демона. Он был лучшим воином, и в знак этого ему даровали величайшее алхимическое оружие, боевой крест “Убийца Вампиров”, который был создан алхимиком Ринальдо Гандольфи.

Вернувшись с задания, Гэбриэль обнаружил, что его жена была убита некой злой силой. После её смерти Братству явилось ведение, что Мари ждёт своего мужа у озера Забвения. Герой находит это чудесное место и встречается с призраком возлюбленной. Та рассказывает ему о том, что мир на грани уничтожения, мертвецы не могут найти выход на небеса и только один артефакт способен помочь им, маска Господа. Сила её настолько сильна, что она может вернуть умершего с того света. Когда-то маска была разделена между тремя Лордами Тени, и по сей день каждый из них охраняет её кусок.

После общения с любимой для Гэбриэля поиск маски стал не просто заданием, а смыслом жизни. Он готов был на всё, чтобы вернуть свою жену. Вместе с другим членом братства, Зобеком, рыцарь навестил каждого из лордов и забрал из их трупов куски артефакта. Параллельно он узнаёт шокирующую правду о своём братстве, Лордах Тени и многом другом. Эти откровения пошатнули его веру. Только желание воскресить жену заставляло его продолжить поход. Когда все лорды были побеждены и маска была восстановлена, Зобек срывает покровы. Оказывается, он и есть последние Лорд Тени, Мрачный Жнец во плоти. Смерть говорит Гэбриэлю, что именно он убил его жену, при этом руками самого Бельмонта.

После получения в руки маски и убийства Гэбриэля, Зобек сгорает заживо и из пепла выходит Сатана, правитель ада. Он использовал жнеца в своих целях, чтобы вернуться в мир живых и отомстить богу за своё заточение. В чистилище Мари же убеждает застрявших между мирами духов воскресить Гэбриэля, чтобы он смог одолеть короля Ада. Бельмонт отправляет павшего ангела обратно в преисподнюю и надевает маску. Однако его жена не обретает плоть. Маска позволила всего лишь в последний раз прикоснуться к ней. Девушка снимает с любимого артефакт и уходит вместе с ним на небеса.

Это опустошает Гэбриэля окончательно. Он уже не знал как ему жить дальше. Но, вдруг, в голове прозвучал голос, крик о помощи. Воин братства узнал его сразу. Это была Лора, приёмная дочь вампиршы Кармиллы, Лорда Тени, которого он убил. Во время путешествия Бельмонта по замку её матери девочка не раз пыталась встать у него на пути, но, когда во время битвы она, наконец, начала одерживать победу над гостем, появился призрак Мари, чтобы помочь мужу. От увиденного в Лоре проснулась забытая за долгие годы человечность, и та отпускает их.

Когда Гэбриэль вновь возвращается в замок, девочка рассказывает, что до своего падения Лорды Тени запечатали в карманном измерении Забытого, зло, которое своей силой было страшнее самого Люцифера. После их смерти печать, что сдерживает монстра, подала трещину, и вскоре он вырвется на волю. Рыцаря уже не волнует, что будет с миром, но вампирша убеждает его помочь ей. Вместе они открывают проход в темницу чудовища, но выжить в ней может только дитя ночи. Для победы над Забытым Лора просит Гэбриэля выпить всю её кровь. Это сделает из него вампира, который мог бы пережить нахождение в темнице. Бельмонт вначале отказывается, но та умоляет его, так как уже не может жить как создание ночи. И он исполняет её просьбу.

В темнице наш герой находит свою жертву. Чтобы разламывать печати Лордов Тени, Забытому приходится отделять свою силу от своего тела, чем пользуется Бельмонт в битве. Но даже ослабленный демон оказывает охотнику немалое сопротивление. Когда сила Забытого уничтожает последние врата к свободе, Гэбриэль идёт на отчаянное действие. Он в последний момент перехватывает его мощь и получает в своё распоряжение абсолютное могущество. Одного маха руки нового тёмного повелителя было достаточно, чтобы разрубить Забытого на пополам. Как символ того, что его больше ничего не связывает с прошлым, охотник уничтожает свой боевой крест и берёт новое имя — Дракон, или Дракула.

Следующие два десятилетия вампир начинает восстанавливать разрушенный замок Кармиллы и даёт убежище всем детям ночи. Братство же готовит отпор кровососу и отправляет одного из своих рыцарей, чтобы уничтожить нового Лорда Тьмы. Возле Зеркала судьбы, у которого Гэбриэль убил Кармиллу, гость замка обвиняет вампира в убийстве его матери и клянётся вырезать её имя на его остывающем трупе. В начале битва идёт в пользу воителя света, но в конце Дракула одерживает обеду и тяжело ранит юношу его же оружием.

Умирающий рыцарь смотрит в Зеркало Судьбы и видит в нём нечто такое, что заставляет его перед смертью осознать истину. Он бредит что-то о судьбе, что перед ним стоит тот, кто смог отыграть свою роль до конца и был предан всеми, даже своей женой. В конце умирающий называет вампира отцом и указывает на Зеркало. Шокированный Дракула видит, как его жена после взгляда в осколок зеркала отдаёт сына главам Братства Света, чтобы подготовить его для убийства отца. И как со слезами на глазах Мари прощается с ними обоими.  В слезах и ужасе вампир начинает поить сына своей кровью в надежде спасти его, но тщетно. Вскоре возле зеркала был сооружён гроб, на котором было написано “Алукард”. После похорон Лорд Тьмы приказал детям ночи уничтожить всех членов Братства. В устроенной резне выживает только один ребёнок, сын того рыцаря, что пришёл в замок для битвы со своим отцом.

Спустя годы этот мальчик вырос и, как и его отец, вошёл в замок отомстить за своих родителей. Всё, что у него осталось — это кусок волшебного зеркала, что ему подарил отец. В путешествии юноша встречает некоего призрака со сломанным лицом, который через волшебное зеркало ведёт его через весь замок к Дракуле. В своих странствиях ему также помогает некий незнакомец, который по его словам знал его отца.

В тронном зале вампира незнакомец представился как Алукард. Оказывается трансформация для него заняла десятилетия. Разгневанный за своё превращение, он помогает своему отпрыску одолеть Принца Тьмы. Но им не удалось убить Дракулу полностью. Вдруг появляется тот самый призрак и требует от охотников отдать ему кусок зеркала. Алукард убеждает своего сына избавиться от артефакта, который разрушил жизнь их роду. Вскоре без своего господина замок начал рушиться. Перед тем, как полностью исчезнуть, Алукард возвращается к месту своей смерти и находит колышек “Убийцы Вампиров”, которым Гэбриэль Бельмонт когда-то убил Кармиллу.

Проходят столетия. Дракула возвращается, а замок снова материализуется в мире живых. Братство Света и Алукард постоянно пытаются убить его, но все их попытки оказываются тщетными. К тому же Зобек и Сатана только и ждут того момента, когда Принц Тьмы ослабнет, и кто-то из них сможет захватить мир. Но единственное оружие, которое способно подарить окончательную смерть кровопийце, было уничтожено им в тот миг, когда он получил своё бессмертие.

После отражения очередной атаки Братства к вампиру приходит его сын и предлагает план, как окончательно освободить его от уз бессмертия и уничтожить всех его врагов одним ударом. Из колышка “Убийцы Вампиров” Алукард выковал меч, который способен ввести его в состояние комы. Это лишит вампира его сил, но заставит его врагов думать, что он мёртв. К тому же Зобек восстановил боевой крест Гэбриэля. Героям останется только украсть боевой крест и завершить их дело. Выслушав план сына, Дракула соглашается пойти на этот рискованный шаг.

Проходят столетия. Зобек становится правителем мира людей и строит целую транснациональную корпорацию. Когда Сатана находит способ вернуться и становится угрозой для власти Смерти, последнему приходит весть о том, что Дракула ещё жив. Он находит его и предлагает временный союз. В обмен на смерть Сатаны жнец предлагает своему врагу вечный покой. Вампир начинает постепенно восстанавливать свои силы и уничтожает слуг дьявола одного за другим, а Зобек наблюдает за этим и координирует его действия.

В путешествии Дракуле приходится возвращаться в свой замок. Принцу Тьмы сталкивается не только со своими внутренними демонами, но и с самим воплощением замка, которое не хочет его отпускать. Перед битвой с Сатаной Дракула вспоминает о его договорённости с сыном. Появляется Зобек и пытается убить их. Но Гэбриэлю удаётся уничтожить его, а затем и Сатану. После победы над своими врагами оба вампира готовятся встретить рассвет и продолжить жить дальше.

В играх МеrcurySteam Дракула уже не злодей, а главный герой всей серии. Очень многие сравнивают вампира из перезапуска с Кратосом из God of War. Это не удивительно. Игровой процесс, некоторые сюжетные ходы, взаимоотношения персонажей взяты у серии о спартанце. Можно даже сказать, что сам перезапуск — это God of War для тех, кто не хочет покупать консоль Sony или кто после завершения истории о Призраке Спарты захотел чего-то подобного. Только продукт-заменитель уступает своему родителю почти всем, что только можно.

Но речь же идёт конкретно о Дракуле. И он самое лучшее, что есть в этих играх. Его история привлекает. Ему сопереживаешь, даже когда он поступает неправильно. У испанцев получился трогательный рассказ о герое, который сражался за своё счастье и постепенно падал во тьму, но, даже когда он сломался, не перестал бороться. Особенно стоит благодарить Роберта Карлайла, который исполнил вампира так, что хочется встать и аплодировать. Да, Дракула похож на Кратоса и отчасти это и есть спартанец, только в другом сеттинге. Но, в отличие от Бога Войны, его открытый финал больше разочаровывает, чем удовлетворяет. Виновата ли в этом KONAMI или MercurySteam, уже не так важно. Всё равно этот перезапуск фанаты забыли и мало кто его вспоминает.

Дракула Сериала

В абзацах о других персонажах сераила Дракулу я упоминал часто. И уже из них можно понять, что с ним что-то не так. В первом сезоне авторы подают вампира как нечто возвышенное, мудрое, неизученное. Он мудрейший, умнейший, почти лишённый предрассудков учёный, который в отрыве от глупых людишек познаёт тайны вселенной. Частично этот образ очень хорошо дополняет версию Коджи Игараси, который бросает вызов Богу и хранит запретные знания.

Но второй сезон ничего не оставляет от этих наработок. Я писал, что в играх он после смерти жены почти покорил всю Европу. Сериал же решил вместо выстраивания образа мстительного вампира, показать плачущее неизвестно что, которое сидит у камина, страдает, ведёт псевдофилософские диалоги с Исааком и выбивает из зрителя жалость. Ничего другого большую часть хронометража Дракула не делает. Он не ведёт войну с человечеством. Он просто зовёт как можно больше слуг и говорит им убить всех людей. При этом все видят, что он не лидер и ничего им не сделает. Не показано, что Дракула их даже контролирует. В одной из серий поорал на какого-то вампира и дальше продолжил страдать у камина.

Удивительно, что ему кто-то при этом предан. Если Исаака ещё можно понять, то почему его же совет от него не избавился — главная загадка. Каким бы сильным вампир не был, его поведение представляет для них угрозу. Любой адекватный кровопийца убил бы его, и никакие демонические кузнецы и знания его бы не защитили. Но, как можно понять из всего моего описания, все вампиры, кроме Кармиллы, это красивая декорация, которая сюжету не нужна. Во втором сезоне показали его воспоминание, где он убивает группу наёмников и какого-то купца. Это выглядит зрелищно, но ничего о Дракуле не говорит. И неужели, по мнению сценариста, это предел его стратегического гения и способностей. В играх Принц Тьмы превращается в гигантских демонов и использует могущественные заклинания. И, напомню, что по канону серии он почти всю Европу поставил на колени.

Когда речь заходит о сериале, мои друзья, да и сами персонажи сериала, задают мне вопрос: почему Дракула не сделал жену вампиром? На что я отвечаю, что в играх тоже нет намёков, почему он этого не сделал. Но в них разработчики хорошо показали, что вампиризм — это не дар, это проклятье. Например, в Dracula x Chronicles, ремейке Rondo of Blood, в одной из концовок Дракула превращает возлюбленную главного героя в вампиршу и та становится полностью другим человеком. Или история создателя кнута Бельмонтов, чья дочь после похожей трансформации убила всех своих родных. Конечно, есть сцена, где в одной из частей Дракула предлагает вечность одному человеку, но он и сам только что стал монстром. К тому же вампиризм для него не столько дар, сколько инструмент мести. В играх ситуация с Лизой тоже сюжетная дыра. Но в них есть сформированный лор, в котором можно найти какое-то объяснение. В сериале вампиризм показан больше как дар, а не проклятье. Да, жить можно только по ночам и питаться только кровью. Но эта мелочь, если есть вечность на исследования для поиска лекарств от всех болезней и спасения людей.

Финальная битва с Дракулой — отвратительна. Это какой-то мордобой между двумя соперниками из подросткового аниме, которые после битвы пойдут в бар и выпьют по кружке пива. Да и заканчивается битва тем, что Дракула позволяет себя убить. По сути, он убивает самого себя. 11 серий надо было смотреть этот сериал, чтобы в конце главный злодей убил самого себя. Нет, это было ожидаемо, учитывая как он себя весь сезон вёл. Но после этого создатели сериала хотят, чтобы их версия была неоднозначным персонаже. Это не герой, не злодей, не жертва обстоятельств, в отличие от других его вариаций во франшизе. Это не вселенское зло Коджи Игараси, которое действовало и одной сценой в Lament of Innocence вызвало к себе симпатию благодаря актёрскому таланту Криспина Фримана, голосу Алукарда из сериала Хеллсинг, и музыке Мичиру Ямане. А сравнивать сериального Дракулу с  им же из Lords of Shadow даже в голову не приходит. Один идёт через огонь и воду, другой большую часть времени плачет у камина.

Я читал, что многим Дракула понравился, что его вывели из истории красиво, что им было его жалко. Если среди читателей есть такие люди, то у меня вопрос: «Что-то кроме жалости к Дракуле можно испытывать?» Ещё в первом сезоне можно понять и проникнуться к вампиру симпатией. Но во втором шесть серий сценарист, как попугай, повторяет одну и ту же банальную мысль о том, что он внутри умер, чтобы после небольшой экшн сцены позволить ему самоубиться об сына. При этом ничего, кроме жалости, сцена не вызывает. Вампир вспоминает, как с женой делал игрушки, плачет, повторяет по 100 кругу, что он умер внутри. Где осознание чего-то, кроме банальной истинны, что он обычный самоубийца? Это если бы в “Невероятных приключениях ДжоДжо” Дио плакал бы у могилы своей матери и позволил бы Джонатану убить себя хамоном. По сути, тоже самое сделали с Дракулой.

Остаётся лишь один вопрос. Закончится ли на этом его история? Потому что в третьем сезона вампира пытались вернуть с того света. И если авторы хоть немного опираются на канон игр, то даже в них Дракула возвращается с того света не по своей воле, что не мешает ему получать удовольствие. Возможно, чтобы давить слёзы из зрителя дальше, сценарист будет обыгрывать это так, что появятся сумасшедшие сектанты, который ради власти будут доставать вампира из Ада и заставлять его творить ужасы во имя своей низкой самооценки. Что сильнее выбивает слезу, нежели «могущественный» злодей на службе никчёмного антагониста.

Вердикт

Что же, давай подведём итог, дорогой читатель. Начнём с того, о чём этот сериал. Это, как и игры, дань уважения фильмам о монстрах? Нет. Это приключенческий сериал о группе охотников на вампиров? Тоже нет, так как большую часть времени отдано не под исследования и приключения, а под разговоры о плохих маньяках-католиках и о таком же человечестве. Это тёмное фэнтези? Тоже нет, так как мир проработан очень скудно и понять, что в нём происходит, сложно. Может тогда это история о борьбе добра со злом. Возможно, но я думаю нет, ведь авторы чётко не обозначили, где силы добра, а где силы зла. То, что Дракула хочет уничтожить человечество больше воспринимается как благо.

Теперь как сериал соотносится с играми. Тоже никак. Авторы повыдёргивали из первоисточника персонажей, образы, какие-то элементы сеттинга, но никакой связи не создал. На деле вышло повторение одной и той же банальной истинны. Все вокруг коричневая субстанция и даже самые благородные являются ею. Это не «Берсерк», у которого каждая арка своя небольшая идея на фоне погрязшего в грехе мира. Это даже не «Игра Престолов», где были бы кланы монстров с верховным королём Дракулой, которые бы вели интриги и убивали друг друга во имя своих интересов.

Когда я вспоминаю, как сделаны бои, то всё выглядит динамичным, но сама анимация, как я написал раньше, рваная. Видимо бюджета создателям не хватает на более плавную. Такое чувство, что всё ушло на детализацию рисунка. Прежде чем закончить, я хочу поделиться своими кое-какими опасениями. За последние годы я заметил, что большинство приключенческих сериалов по такой формуле и делаются. Меньше действия — больше диалогов ни о чём. Такое ощущение, что сейчас стоимость анимации настолько высокая, что авторам остаётся заполнять время чем только можно.

Я выбрал Castlevania первой в своём цикле как попытку оценить её максимально объективно, но я понимаю, что для меня это пока невозможно. Можно ли этот сериал рекомендовать к просмотру? На самом деле да, если его смотреть как набор клипов. Местами в нём действительно прекрасный экшн, некоторые идеи имеют неплохую реализацию и за этой банальностью можно найти здравые мысли. Только ради этого придётся терпеть массу ненужных сцен и тонну повторений. В третьем сезоне ситуация хоть и стала, на мой взгляд, лучше, однако я не могу сказать, что кардинально. Castlevania — это очень посредственное шоу, где тонна ненужного, сделанного просто ради вау-эффекта, неправдоподобного нагромождения. Всё, что у неё общее с играми, название.

Сериал ещё может выправиться, а весь третий сезон окажется испытанием души сломанных героев, после которого они воспрянут и возмужают. Но даже это не сделает шоу ближе к играм. Потому что данная адаптация — обычный набор популярных штампов, которых белыми нитками привязали к пустоте. Если хотите что-то в духе Castlevania, приключения и истории о благородных охотниках, то мне в голову приходит фильм Ван Хельсинг 2004 года и постапокалипсис «Охотник на Вампиров Ди». Конечно, первые три сезона «Невероятных приключений ДжоДжо». 

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

2 комментария

10273522@vkontakte
Плюс поставил так как интересно почитать про серию, да еще и столько, почитаю когда будет время. Вопрос ты эту статью сколько писал, неделю? работы тут навалом… я в шоке)
Последний раз редактировалось
SandroOmega
Я без понятия сколько я на эту статью потратил. Работу начал ещё когда вышел третий сезон. Была пометка на DTF, которую я не опубликова, но в этом тексте от неё ничего не осталось. Потом пауза. Активно работать над Castlevania начал в июле. Потом ещё одна небольшая пауза в две недели, чтобы собрать материал по другой статье. Планировал неделю ушло две. Потом думал взять паузу, но решил закончить этот материал. Затем возня с эмуляторами, играми, субтитрами, переводами катсцен. Плюс несколько дней забрал монтаж роликов, запись катсцен и другая херня, потому что на Yotube нужный материал был разбросан по разным клипам или отсутствовал. Плюс я решил на свою больную голову попытаться это перевести на русский язык. Если английский не было сомнений, то с японским были что кто-то поймёт. Больше всего времени потратил на него и потратил, так бы это заняло минуты. Затем по третьем кругу пересмотрел весь сериал, в частности второй сезон, потому что большинство проблем сериала именно во втором. Так что я не знаю сколько у меня всё заняло.
Последний раз редактировалось

Добавить комментарий