Этой картины Репина никто не видел 100 лет: обзор портрета А. Г. Белопольского, который вновь оказался в России
В моем прошлом были разные обзоры, включая часы, гаджеты, предметы быта и интерьера, однако (с поправкой на последние увлечения), конечно, хотелось сделать и обзор целой, отдельной картины. Причем, такой, по которой бы не было бы тонны литературы, множества исследований.
Шанс испытать себя представился благодаря галерее аукционного дома Artinvestment, где мне доверили Репина! Этой картины не было в России около века, но сегодня мы одни из первых, кто держит ее в руках.
Кто перед нами
На портрете изображен Аполлон Григорьевич Белопольский, и так вышло, что память именно о нем история хранила не очень бережно. Эта фамилия сегодня нам известна больше из-за сына, Аристарха Белопольского, видного русского астрофизика.
Впрочем, Аполлон, Аристарх — не единственные носители греческих имен в династии: были еще Александр Григорьевич и Олимп Григорьевич, и Репин был с этой семьей дружен. Познакомились они в абрамцевском кружке. Аполлон Григорьевич не было богат, но стремился дать детям блестящее образование, служил надзирателем 2-й Московской Гимназии, работал на железной дороге.
Судя по некоторым воспоминаниям, был он и философом! Во всяком случае в книгах за 1916 год его надгробный памятник упоминается именно как место упокоения философа на Семеновском кладбище, кстати, не очень престижном.
Увы, но подтвердить или опровергнуть это сегодня невозможно: на месте кладбища уже давно разбит парк:
Репин и Белопольские
Илья Ефимович был дружен с семьей, и до наших дней дошли в том числе карандашные зарисовки многих Белопольских. Вероятно, дружба эта была искренней и довольно теплой: во всяком случае портрет главы семейства Репину был дорог и долгое время висел в его усадьбе, о чем свидетельствуют некоторые архивные фото:
Какое-то время назад портрет был продан в частную коллекцию за границу и только сейчас снова оказался в России, чтобы, правда, снова принять участие в торгах.
Портрет в биографии Репина
Картина датирована автором 1884 годом, и это расцвет Репина как художника: в эти годы он работает над ключевыми своими произведениями («Запорожцы», «Иван Грозный…»), возникает множество точных и метких портретов современников. Мастеру 40 лет, и его мастерство на пике.
Тем не менее, этот портрет на общем фоне выделяется…
Портрет в биографии Белопольского
В сети полно «страшилок» о том, что многие модели Репина погибали вскоре после написания портретов, отчего, де-скать, неохотно ему позировали. Здесь случай чуть иной: перед нами мемориальный портрет, который был закончен уже после смерти модели: Аполлон Григорьевич умер в 1883 году.
Это дань памяти и уважения близкому человеку, отчего он и вышел таким спокойным, лиричным, умиротворенным.
Добрый, чуть прищуренный взгляд, вглядывающийся в даль, никакой намеренной парадности… Это редкий портрет-доброе воспоминание, который призван сохранить память о близком художнику человеке.
Детали
Самое сложное, когда дело доходит до описания творчества наших передвижников, подобрать слова, чтобы они не выглядели как банальный пересказ. Да, перед нами портрет мужчины на фоне пейзажа, но все-таки перед нами и Репин!
Его интересно разглядывать вблизи. При том, что мы не скажем, что это «Ван Гог», такой густоты и фактуры вы не найдете:
Отдельные мазки кисти все же создают объем. Вот, к примеру, это же действительно прядка волос, а не просто след от кисти:
А здесь — как будто мимическая морщинка уходящая от уголка прищуренного глаза:
Едва заметными штрихами намечает он утопающие в тени стволы деревьев:
И при этом все вместе создает ту нужную атмосферу с той нужной точностью, которой мы и ожидаем от Репина:
Небольшое заключение
Вглядываясь, порою кажется, что тот или иной мазок — лишь намеченный штрих. Иногда кажется, что Репин, автор «Запорожцев», мог бы дать больше деталей, больше четкости, резкости…
А потом снова вспоминаешь, что это «Воспоминание», и все встает на свои места, а сам портрет выглядит таким, каким его и задумывал художник, метким и завершенным.
Картину с разных ракурсов также можно рассмотреть в видео обзоре:
1 комментарий
Добавить комментарий
Добавить комментарий