на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Medieval 2: Total War


Разработчик Creative Assembly
Издатель Sega
Официальный сайт Здесь
Дата выхода 14 ноября 2006 года
Издатель в России Софт Клаб
Российское название Medieval 2: Total War
Дата выхода в России 2006 год
Платформа PC
Жанр Strategy

Особенности

Мультиплеер Есть
Управление анизотропной фильтрацией Есть
Управление антиалиасингом Есть
Управление частотой обновления экрана Нет
Широкоэкранный режим Есть
Поддержка разрешения 1280х1024 Нет
Звук EAX 2, EAX 3, EAX 4, X-Fi
Для рецензии использовалась версия 1.0

Системные требования

Процессор Минимальный: Intel Pentium 4 1.5 ГГц или AMD Athlon 1.5 ГГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 2.4 ГГц или AMD Athlon XP 2500+
Память Минимальный объем: 512 МБ
Рекомендуемый объем: 1 ГБ
Видеокарта Минимально: c 128 МБ
Рекомендуется: c 256 МБ
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 16x CD/ 16х DVD-ROM
HDD Для установки игры: 7.5 ГБ
Для работы игры: 250 МБ
ОС Windows 2000 и XP SP1/SP2 и DirectX не ниже 9

Тестовая система

Процессор AMD Athlon 64 3200
Память 2048 МБ DDR PC3200
Видеокарта NVIDIA GeForce 7600 GS 256 МБ
Аудиокарта Creative Audigy 4
CD/DVD NEC DVD DV-5800C 16x
HDD Seagate Barracuda SV0602H 80 ГБ
ОС Windows XP SP1 + DirectX 9c



Римейки продолжают победоносное шествие по планете. Разработчики твердо усвоили главное правило в отношениях с целевой аудиторией (лучшее - враг хорошего) и не торопятся выдавать на гора новые концепции и оригинальные решения. Зачем лишние хлопоты? Подкрасить декорации, сшить новые костюмы, поставить пару десятков трюков, побаловаться с пиротехникой - и вуаля, шоу продолжается.

Со времен владычества Рима мало, что изменилось. Даже деление на провинции осталось прежним. На гигантской карте из трех регионов планеты (Европа, Африка, Азия) соперничает 21 фракция и многочисленные мятежники без роду без племени. Первоначальный выбор предстоит сделать из нескольких государств Европы и возглавить одну из королевских династий этого периода истории. Священная Римская империя, Англия, Франция, Испания и Венеция - чуть позже после прохождения первой, второй, третьей кампании и победы над соответствующими королевствами, герцогствами и княжествами станут доступны: Россия, Шотландия, Дания, Португалия, Милан, Папская Область, Сицилия, Польша, Венгрия, Византийская империя, Египетский султанат, Османская империя, Мавры, Теночтитлан (как лидер городов-государств ацтеков). Вне конкурса постоянной угрозой выступают Золотая Орда, империя Тимура и многочисленные разбойники, еретики, мятежники и сеператисты. Начальные географические, экономические и военные условия, естественно, разные. Задачи же схожи. Главная - получить контроль над 45 (кому-то меньше, кому-то больше) регионами за четыреста пятьдесят лет (1080-1530). Плюс дополнительное условие для каждого государства - взять под контроль конкретную область. Франция и Англия - обязательно должны удержать Иерусалим. Венеция и Милан - свести счеты с давним конкурентом Константинополем. Священной Римской империи - не потерять Вечный город Рим. И так для каждой воюющей стороны.

Ход за ходом, зимой и летом идут игровые события. На глобальной карте проходят перестановки фигурок войск и многочисленных агентов влияния. С войсками все, как и прежде. Конница за ход перемещается дальше, чем пехота, погрузка-выгрузка на корабли проходит в два хода. Остальные фигурки (принцессы, священники, дипломаты, убийцы), изрядно замусорившие просторы Европы, Северной Африки и Ближнего Востока в первой части игры, мало на что влияли раньше по сравнению с боевой мощью монарха. Придавленные железным сапогом гарнизона тихо сидели и еретики и мятежники. Теперь наблюдается некое подобие баланса между военными действиями, торговлей, религией и дипломатией. Здесь все по Гете «Война, торговля и разбой - три вида сущности одной». Не обязательно тащиться с войском к черту на кулички, оголяя тылы для кровожадных армий соседей. Контроль над торговым маршрутом приносит порой гораздо больше прибыли, чем захват провинции с портом.

Торговцы, как хищники, кружат возле уникальных ресурсов, вкладывая в казну приличную часть доходов. Контроль над одним из видов товаров позволяет стать монополистом на рынке и основать соответствующую гильдию, что в несколько раз увеличивает прибыль от торговли. Случаются и мини-войны между работниками весов и гирек. Приказ обанкротить конкурента - аналогичен заказному убийству. Победитель же станет чуть лучше считать деньги, а, значит, и доход короля возрастет.

Дипломаты спешат договориться с соседями, которые стали гораздо разборчивее в выборе друзей-товарищей. Взятки, дела семейные, обмен картами, заключение альянсов и коалиций - в широких складках плаща прячется много разных предложений. Активнее и сговорчивее противника делают своевременная демонстрация силы - накопление войск у границ, осада столицы или оглушительный разгром последней местной надежды. Эти же действия способны полностью испортить отношения с мирными, но внимательными соседями. Искусственный интеллект тщательно фиксирует любую мелочь по отношению к своей стране, что определяет его дальнейшие решения.

У шпионов совсем другие задачи. Первая - проникнуть в город или лагерь, где заночевали войска вероятного противника. Затем открыть ворота в день штурма или передать информацию о численности войск и особенностях характера местного полководца. Кошелек или выгодная женитьба на особе королевской крови для обеих сторон бывает выгоднее многолетней осады. Наблюдателями и шпионами вполне могут выступать принцессы, выпущенные вновь в открытый мир после долгого периода одиночества на строгих усадьбах. За руку каждой красавицы нет решительно никакой конкурентной борьбы. Живой товар меняется с доплатой-приданным на лояльность чужого принца, новую провинцию и внушительный набор войск. Самостоятельно просить руки дочек, внучек и правнучек к здравствующему монарху редко-редко приходят молодые и бойкие генералы. В любом случае, нет совершенно никакого смысла мешать торжественному бракосочетанию. Лишняя ветвь династическому дереву всегда будет не лишней. Тем более, что наследники гибнут не только в боях, но и во время бунтов горожан и от рук наемных убийц.

Священнослужители успокаивают паству и проповедуют. Кто католицизм, кто ислам, а кто и православие. Иногда католики впадают в ересь, и в головы прихожан вливают совсем нехристианские мысли. Решается проблема довольно просто - просьбой о помощи к Папе Римскому. Глава церкви может образумить отщепенца или выслать отличного специалиста для решения проблемы. Инквизитор во второй редакции игры - это не самостоятельно выращенный борец с ересью, а оружие возмездия Ватикана. Как только в регионе станет меньше 80% католиков - ждите, приедет зажигать. Народ успокоит и заодно пару ваших подопечных спалит. С еретиком-священником вообще без лишних слов разберется.

С Ватиканом игрока связывают гораздо более прочные связи, чем в предыдущей части. Каждый монарх снабжен кардиналом. Суть - тот же священник, только влиятельнее, с перспективой карьерного роста. После смерти Папы Римского, может стать его преемником, если будет достаточно компетентен в делах веры и поддержан материально собственным монархом. Что может Папа? О, наследник Петра кроме разборок с прихожанами и священниками, легко отлучает королей от церкви, созывает крестовые походы и настоятельно рекомендует что-то сделать или перестать делать. Особенно огорчают Ватикан войны между христианами в преддверии нового крестового похода.

Отлученный помазанник божий - это не просто монарх, поссорившийся с католицизмом. Это прокаженный в мире дипломатии, неудачник в торговле с христианами, несчастный глупец на пороховой бочке народного доверия, а его страна объявляется ничейной территорией. Отношения необходимо срочно улучшить, правда, ходить в одной рубашке в Каноссу и каяться несколько дней кряду совсем не обязательно. Строительство новых церквей, войны с неверными, увеличение количества проповедников - глядишь, и милость Папы вернется к изгою.

Крестовый поход - пожалуй, это сама суть эпохи средневековья. Завоевывать царствие небесное собираются по двум поводам. Первый - божественное провидение в лице Папы оглашает призыв ко всем монархам Европы, отправиться к одному из городов с языческим или мусульманским населением, дабы обратить несчастных в лоно истинной религии. Второй способ - лично проявить инициативу и попросить Рим провозгласить внеочередной поход на самое привлекательное поселение из предложенного списка. Приз за взятие города - деньги и серьезное усиление влияния в дипломатии.

Регулирование отношений между имамами и султаном в религиозной жизни мусульман намного проще. Еретики практически не бунтуют, маршрут для джихада выбирают практически любой. Главное условие - проживание в искомом городе хоть небольшого количества единоверцев. С криком «Наших бьют!» генералы присоединяются к походу во славу пророка. Главный практичный бонус - огромное количество бесплатных войск, готовых сражаться во славу Аллаха. Сокрушительная мощь таких армий намного превышает скромные возможности крестоносцев.

Если вы не в курсе, то битвы серии Total War идут не абстрактно по ходам, а происходят в реальном времени. Глобальная карта сменяется боевой ареной, войска выстраиваются друг напротив друга, а затем начинается сражение. Приказы отдаются, а лучники, рыцари и пехота их выполняют. Засады, обходные маневры, удары с тыла и отстрел приближающегося противника, использование возвышенностей - обязательны для достижения лучшего результата битвы.

Отлаженный механизм битв и в этот раз не подвел своих хозяев. Простые и сложные тактические приемы отработаны многолетней практикой. Теперь появилось нечто новенькое. Осада и яростный штурм. В Medieval №1, достаточно было прорваться в замок через сломанные ворота. Во втором издании в таких кавалерийских наскоках поляжет вся армия. Из башен летит в несколько раз больше стрел, а усиливают оборону лучники и арбалетчики, наконец-то расставленные по периметру. Любые агрессивные намерения давятся в зародыше еще на подступах. Теперь для штурма совершенно нормально количество потерь 3 к 1. Как и написано в большинстве учебников по военной теории.

Выстроенные из дерева и камня стены и башни, словно сошли со страниц туристических атласов. Практически всегда в кадре шедевры европейского оборонного зодчества с квадратными и круглыми башнями, но нашлось место и для ближневосточной традиции строительства крепостей, и ацтекским храмам. Штурмовать красоту нужно строго по науке. Подавить очаги сопротивления с максимально далекого расстояния катапультами, требушетами и пушками. С помощью таранов, приставных лестниц и осадных башен совершить прогулку под стены и одновременно ударить сразу в нескольких местах. Конница же должна прикрывать от внезапной вылазки защитников. После взятия ворот, как в и Rome: Total War, необходимо оккупировать главную площадь или вырезать всех оставшихся защитников.

Если за годы развития серии на глобальной карте искусственный интеллект потихоньку научился справляться с игроком, то на поле боя по-прежнему появляется огромная масса мальчиков для битья. На самом сложном уровне виртуальные оппоненты способны разве что стоять до последнего, обороняя стены замка. В открытом поле - полный триумф мысли игрока. Главное - моральное состояние войск, формирование которого зависит от ряда факторов. Прикрытость флангов, близость генерала, успех-неудача уже сражающихся отрядов, количество солдат-союзников на поле боя - все волнует и беспокоит психику трехмерных манекенов. Все в порядке - и отряд будет драться, как надо, забудет про усталость и отвратительную погоду.

Сражаться стало неизмеримо проще. Интерфейс управления войсками превратился в какой-то смарт-пульт дистанционного управления. Ветеранам такая поблажка, конечно, погоды не сделает, но подобная забота о новых игроках приятно радует. Раздражает другое - в погоне за новичком, разработчики впихнули слишком много назойливой справочной информации. Как и что делать, да еще с примерами, по десятку раз кряду, пока вручную не отключишь. В угоду шикарной графике урезано количество войск в отрядах (80 - конница 120-150 пехота).

Если кому-то не хватает мотивации для организации собственных сражений или возникло желание испытать тяготы настоящих исторических битв - загляните в соответствующий раздел меню. Поучаствовать придется и в смене правящей династии у Гастингса, и в гениальном марше Ричарда Львиное Сердце под Арзуфом. Не помешает испытать хладнокровие горстки конкистадоров перед ордой разъяренных ацтеков, триумф Генриха V под Агинкуртом, ужас осады и штурма мощнейшей крепости мавров Сетенил, и проявить солидарность с польскими и белорусско-литовскими войсками под Грюнвальдом.

Возвращаясь с полей сражений и вершин европейской геополитики, нельзя не заметить улучшения в микроменеджменте городов. Управление поселениями стало немного интереснее. Отныне центр провинции может быть или городом, или замком со своим деревом технологий. Первый концентрирует колоссальную экономическую мощь, отмахиваясь от внешней угрозы отрядами горожан и наемных солдат. Деньги текут просто рекой, а желающих прибрать такой лакомый кусочек к своим жадным ручкам будет хоть отбавляй. Замок - твердыня и оплот военной мощи государства. Денег приносит немного, но тяжелая конница и бронированная пехота - лучшие козыри для затяжных битв. Чем дальше продвинулось развитие города по одному из двух направлений, тем сильнее заметна разница.

Если за работы на объекте средневековые строители предпочитают брать плату вперед, а занимает этот труд несколько лет, то войска набираются в зависимости от количества населения и некоего невидимого процента призывников. Так за один ход под копье можно поставить три-четыре отряда. Затем, должно пройти немного времени, прежде чем город восполнит потери трудоспособного населения и «разрешит» набрать новые отряды. Точно такое же правило действует для наемных войск, предлагающих свои услуги представителям разных династий.

Пополнение для войск составлялось на этот раз в мастерской художников. Новый внешний вид для традиционного набора средневековых солдатиков подбирали с любовью. Мечники, лучники, арбалетчики, пикинеры, копейщики, алебардисты, конные рыцари, бронированная пехота, легковооруженное ополчение, наездники на верблюдах щеголяют в ярких накидках и строятся под развевающимися знаменами. Дизайн войск одной фракции практически не совпадает с представителями другой. Абсолютно разные по форме шлемы, мечи, доспехи, обычные и геральдические щиты, наручи, кожаные бригандины, плащи, разве что демократичные кольчуги смотрятся почти одинаково. Два отряда, разодетые в цвета своих сюзеренов, даже без ярких красок будут серьезно отличаются друг от друга.

Одни и те же рода войск развиваются в собственных исторических традициях. Тяжеловооруженную французскую конницу (Gendarmes) никогда не спутаешь с миланской (Famiglia Ducale). Генуэзские арбалетчики серьезно отличаются от своих мусульманских коллег и так далее. Большинство уникальных этнических военных единиц давно и прочно отложились в памяти обычными стереотипами. У русских - казаки, у датчан - викинги. Янычары, мамелюки - у осман и египтян. Все они снова здесь и ждут своего часа, чтобы выйти и померятся силами. Экзотику притащили за собой ацтеки, хотя их воины-ягуары и жрецы-койоты, разодетые в звериные костюмы, выглядят скорее забавно, чем устрашающе.

Отполированные мечи сияют на солнце, стрелы дрожат в полете от жажды крови, окруженный всадник отчаянно отмахивается от наседающих со всех сторон копейщиков. Удар крест на крест, подсечка и добивание, давка у ворот - в каждой из этих сцен всего два-три анимированных приема, но как же это смотрится в масштабе! На кольчугах и шлемах появляются бурые пятна крови, бойцы оседают на землю после смертельного ранения и вздымают на дыбы лошадей, тела валятся друг на друга, создавая вполне реалистичную картину.

Ландшафты весьма похожи на предыдущую игру серии и в то же время чуть изменились. Появилась какая-то законченность в этих песочницах. Горы посуровели и стали от этого еще красивее. Крепости, окруженные холмами и лесами, хочется просто зарисовать в альбом. А вот корявые деревья после изнурительного марша - выкорчевать с корнем.

На полях сражений слышны не столько рыцарские кличи и призывы, сколько брань, крики и стоны раненных, а за спинами сражающихся надрываются в мерном ритме барабаны и вопят трубы. Лязг доспехов, взрывы первых ядер, звяканье кольчуг и конской сбруи, натягивание тугой тетивы, свист стрел, шелест знамен и грохот грома - из какофонии отдельных звуков рождается настоящая симфония богу войны. Звук рога, грохот марширующих солдат, нервное цоканье копыт прилетят с той стороны, откуда и должны прилететь. Спасибо за подобные вещи EAX и X-Fi. Ощущения, как при просмотре исторического боевика в кинотеатре, где звук буквально окружает и вдавливает зрителя в кресло.

Diagnosis

Nihil Novi (лат. «ничего нового») говорили древние. Суммарное количество изменений в сравнении с предыдущими играми серии Rome: Total War и Medieval: Total War едва перешагивает нулевой порог. Что-то осталось, что-то вернулось, усилили акценты в отношении религии и торговли, разнообразили управление городами - вот и все «решительные нововведения». С другой стороны, нет необходимости вмешиваться в и без того отлаженный и прекрасно работающий механизм. Спасибо за то, что не испортили, а подарили еще одну великолепную глобальную стратегию. А заодно - за шикарный видеоряд, компиляцию лучших идей серии и простоту интерфейса.

Pro:

  • погодные спецэффекты и уникальные пейзажи
  • внешний вид солдат и рыцарей
  • зрелищность яростных сражений
  • анимация движений бойцов
  • осады и штурмы логичны и продуманны
  • городская архитектура и большой набор построек
  • микроменеджмент городов-замков
  • торговля, дипломатия и религия играют полноценную роль наравне с храбрыми генералами
  • интуитивный интерфейс
  • мелодичный тематический саундтрек
  • живой звук

Contra:

  • искусственный интеллект слаб в тактике
  • минимальное количество изменений
  • движок не оптимизирован для битв с большим количеством солдат

Picturae

           

           

           

           


Кривицкий Денис aka Kreivuez (kreiv@ixbt.com)

Опубликовано — 16 ноября 2006 г.
 
Обсуждение обзора и самой игры в конференции Medieval 2: Total War (PC)

Medieval 2: Total War

Разработчик Creative Assembly
Издатель Sega
Официальный сайт Здесь
Дата выхода 14 ноября 2006 года
Издатель в России Софт Клаб
Российское название Medieval 2: Total War
Дата выхода в России 2006 год
Платформа PC
Жанр Strategy

Особенности

Мультиплеер Есть
Управление анизотропной фильтрацией Есть
Управление антиалиасингом Есть
Управление частотой обновления экрана Нет
Широкоэкранный режим Есть
Поддержка разрешения 1280х1024 Нет
Звук EAX 2, EAX 3, EAX 4, X-Fi
Для рецензии использовалась версия 1.0

Системные требования

Процессор Минимальный: Intel Pentium 4 1.5 ГГц или AMD Athlon 1.5 ГГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 2.4 ГГц или AMD Athlon XP 2500+
Память Минимальный объем: 512 МБ
Рекомендуемый объем: 1 ГБ
Видеокарта Минимально: c 128 МБ
Рекомендуется: c 256 МБ
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 16x CD/ 16х DVD-ROM
HDD Для установки игры: 7.5 ГБ
Для работы игры: 250 МБ
ОС Windows 2000 и XP SP1/SP2 и DirectX не ниже 9

Тестовая система

Процессор AMD Athlon 64 3200
Память 2048 МБ DDR PC3200
Видеокарта NVIDIA GeForce 7600 GS 256 МБ
Аудиокарта Creative Audigy 4
CD/DVD NEC DVD DV-5800C 16x
HDD Seagate Barracuda SV0602H 80 ГБ
ОС Windows XP SP1 + DirectX 9c



Римейки продолжают победоносное шествие по планете. Разработчики твердо усвоили главное правило в отношениях с целевой аудиторией (лучшее - враг хорошего) и не торопятся выдавать на гора новые концепции и оригинальные решения. Зачем лишние хлопоты? Подкрасить декорации, сшить новые костюмы, поставить пару десятков трюков, побаловаться с пиротехникой - и вуаля, шоу продолжается.

Со времен владычества Рима мало, что изменилось. Даже деление на провинции осталось прежним. На гигантской карте из трех регионов планеты (Европа, Африка, Азия) соперничает 21 фракция и многочисленные мятежники без роду без племени. Первоначальный выбор предстоит сделать из нескольких государств Европы и возглавить одну из королевских династий этого периода истории. Священная Римская империя, Англия, Франция, Испания и Венеция - чуть позже после прохождения первой, второй, третьей кампании и победы над соответствующими королевствами, герцогствами и княжествами станут доступны: Россия, Шотландия, Дания, Португалия, Милан, Папская Область, Сицилия, Польша, Венгрия, Византийская империя, Египетский султанат, Османская империя, Мавры, Теночтитлан (как лидер городов-государств ацтеков). Вне конкурса постоянной угрозой выступают Золотая Орда, империя Тимура и многочисленные разбойники, еретики, мятежники и сеператисты. Начальные географические, экономические и военные условия, естественно, разные. Задачи же схожи. Главная - получить контроль над 45 (кому-то меньше, кому-то больше) регионами за четыреста пятьдесят лет (1080-1530). Плюс дополнительное условие для каждого государства - взять под контроль конкретную область. Франция и Англия - обязательно должны удержать Иерусалим. Венеция и Милан - свести счеты с давним конкурентом Константинополем. Священной Римской империи - не потерять Вечный город Рим. И так для каждой воюющей стороны.

Ход за ходом, зимой и летом идут игровые события. На глобальной карте проходят перестановки фигурок войск и многочисленных агентов влияния. С войсками все, как и прежде. Конница за ход перемещается дальше, чем пехота, погрузка-выгрузка на корабли проходит в два хода. Остальные фигурки (принцессы, священники, дипломаты, убийцы), изрядно замусорившие просторы Европы, Северной Африки и Ближнего Востока в первой части игры, мало на что влияли раньше по сравнению с боевой мощью монарха. Придавленные железным сапогом гарнизона тихо сидели и еретики и мятежники. Теперь наблюдается некое подобие баланса между военными действиями, торговлей, религией и дипломатией. Здесь все по Гете «Война, торговля и разбой - три вида сущности одной». Не обязательно тащиться с войском к черту на кулички, оголяя тылы для кровожадных армий соседей. Контроль над торговым маршрутом приносит порой гораздо больше прибыли, чем захват провинции с портом.

Торговцы, как хищники, кружат возле уникальных ресурсов, вкладывая в казну приличную часть доходов. Контроль над одним из видов товаров позволяет стать монополистом на рынке и основать соответствующую гильдию, что в несколько раз увеличивает прибыль от торговли. Случаются и мини-войны между работниками весов и гирек. Приказ обанкротить конкурента - аналогичен заказному убийству. Победитель же станет чуть лучше считать деньги, а, значит, и доход короля возрастет.

Дипломаты спешат договориться с соседями, которые стали гораздо разборчивее в выборе друзей-товарищей. Взятки, дела семейные, обмен картами, заключение альянсов и коалиций - в широких складках плаща прячется много разных предложений. Активнее и сговорчивее противника делают своевременная демонстрация силы - накопление войск у границ, осада столицы или оглушительный разгром последней местной надежды. Эти же действия способны полностью испортить отношения с мирными, но внимательными соседями. Искусственный интеллект тщательно фиксирует любую мелочь по отношению к своей стране, что определяет его дальнейшие решения.

У шпионов совсем другие задачи. Первая - проникнуть в город или лагерь, где заночевали войска вероятного противника. Затем открыть ворота в день штурма или передать информацию о численности войск и особенностях характера местного полководца. Кошелек или выгодная женитьба на особе королевской крови для обеих сторон бывает выгоднее многолетней осады. Наблюдателями и шпионами вполне могут выступать принцессы, выпущенные вновь в открытый мир после долгого периода одиночества на строгих усадьбах. За руку каждой красавицы нет решительно никакой конкурентной борьбы. Живой товар меняется с доплатой-приданным на лояльность чужого принца, новую провинцию и внушительный набор войск. Самостоятельно просить руки дочек, внучек и правнучек к здравствующему монарху редко-редко приходят молодые и бойкие генералы. В любом случае, нет совершенно никакого смысла мешать торжественному бракосочетанию. Лишняя ветвь династическому дереву всегда будет не лишней. Тем более, что наследники гибнут не только в боях, но и во время бунтов горожан и от рук наемных убийц.

Священнослужители успокаивают паству и проповедуют. Кто католицизм, кто ислам, а кто и православие. Иногда католики впадают в ересь, и в головы прихожан вливают совсем нехристианские мысли. Решается проблема довольно просто - просьбой о помощи к Папе Римскому. Глава церкви может образумить отщепенца или выслать отличного специалиста для решения проблемы. Инквизитор во второй редакции игры - это не самостоятельно выращенный борец с ересью, а оружие возмездия Ватикана. Как только в регионе станет меньше 80% католиков - ждите, приедет зажигать. Народ успокоит и заодно пару ваших подопечных спалит. С еретиком-священником вообще без лишних слов разберется.

С Ватиканом игрока связывают гораздо более прочные связи, чем в предыдущей части. Каждый монарх снабжен кардиналом. Суть - тот же священник, только влиятельнее, с перспективой карьерного роста. После смерти Папы Римского, может стать его преемником, если будет достаточно компетентен в делах веры и поддержан материально собственным монархом. Что может Папа? О, наследник Петра кроме разборок с прихожанами и священниками, легко отлучает королей от церкви, созывает крестовые походы и настоятельно рекомендует что-то сделать или перестать делать. Особенно огорчают Ватикан войны между христианами в преддверии нового крестового похода.

Отлученный помазанник божий - это не просто монарх, поссорившийся с католицизмом. Это прокаженный в мире дипломатии, неудачник в торговле с христианами, несчастный глупец на пороховой бочке народного доверия, а его страна объявляется ничейной территорией. Отношения необходимо срочно улучшить, правда, ходить в одной рубашке в Каноссу и каяться несколько дней кряду совсем не обязательно. Строительство новых церквей, войны с неверными, увеличение количества проповедников - глядишь, и милость Папы вернется к изгою.

Крестовый поход - пожалуй, это сама суть эпохи средневековья. Завоевывать царствие небесное собираются по двум поводам. Первый - божественное провидение в лице Папы оглашает призыв ко всем монархам Европы, отправиться к одному из городов с языческим или мусульманским населением, дабы обратить несчастных в лоно истинной религии. Второй способ - лично проявить инициативу и попросить Рим провозгласить внеочередной поход на самое привлекательное поселение из предложенного списка. Приз за взятие города - деньги и серьезное усиление влияния в дипломатии.

Регулирование отношений между имамами и султаном в религиозной жизни мусульман намного проще. Еретики практически не бунтуют, маршрут для джихада выбирают практически любой. Главное условие - проживание в искомом городе хоть небольшого количества единоверцев. С криком «Наших бьют!» генералы присоединяются к походу во славу пророка. Главный практичный бонус - огромное количество бесплатных войск, готовых сражаться во славу Аллаха. Сокрушительная мощь таких армий намного превышает скромные возможности крестоносцев.

Если вы не в курсе, то битвы серии Total War идут не абстрактно по ходам, а происходят в реальном времени. Глобальная карта сменяется боевой ареной, войска выстраиваются друг напротив друга, а затем начинается сражение. Приказы отдаются, а лучники, рыцари и пехота их выполняют. Засады, обходные маневры, удары с тыла и отстрел приближающегося противника, использование возвышенностей - обязательны для достижения лучшего результата битвы.

Отлаженный механизм битв и в этот раз не подвел своих хозяев. Простые и сложные тактические приемы отработаны многолетней практикой. Теперь появилось нечто новенькое. Осада и яростный штурм. В Medieval №1, достаточно было прорваться в замок через сломанные ворота. Во втором издании в таких кавалерийских наскоках поляжет вся армия. Из башен летит в несколько раз больше стрел, а усиливают оборону лучники и арбалетчики, наконец-то расставленные по периметру. Любые агрессивные намерения давятся в зародыше еще на подступах. Теперь для штурма совершенно нормально количество потерь 3 к 1. Как и написано в большинстве учебников по военной теории.

Выстроенные из дерева и камня стены и башни, словно сошли со страниц туристических атласов. Практически всегда в кадре шедевры европейского оборонного зодчества с квадратными и круглыми башнями, но нашлось место и для ближневосточной традиции строительства крепостей, и ацтекским храмам. Штурмовать красоту нужно строго по науке. Подавить очаги сопротивления с максимально далекого расстояния катапультами, требушетами и пушками. С помощью таранов, приставных лестниц и осадных башен совершить прогулку под стены и одновременно ударить сразу в нескольких местах. Конница же должна прикрывать от внезапной вылазки защитников. После взятия ворот, как в и Rome: Total War, необходимо оккупировать главную площадь или вырезать всех оставшихся защитников.

Если за годы развития серии на глобальной карте искусственный интеллект потихоньку научился справляться с игроком, то на поле боя по-прежнему появляется огромная масса мальчиков для битья. На самом сложном уровне виртуальные оппоненты способны разве что стоять до последнего, обороняя стены замка. В открытом поле - полный триумф мысли игрока. Главное - моральное состояние войск, формирование которого зависит от ряда факторов. Прикрытость флангов, близость генерала, успех-неудача уже сражающихся отрядов, количество солдат-союзников на поле боя - все волнует и беспокоит психику трехмерных манекенов. Все в порядке - и отряд будет драться, как надо, забудет про усталость и отвратительную погоду.

Сражаться стало неизмеримо проще. Интерфейс управления войсками превратился в какой-то смарт-пульт дистанционного управления. Ветеранам такая поблажка, конечно, погоды не сделает, но подобная забота о новых игроках приятно радует. Раздражает другое - в погоне за новичком, разработчики впихнули слишком много назойливой справочной информации. Как и что делать, да еще с примерами, по десятку раз кряду, пока вручную не отключишь. В угоду шикарной графике урезано количество войск в отрядах (80 - конница 120-150 пехота).

Если кому-то не хватает мотивации для организации собственных сражений или возникло желание испытать тяготы настоящих исторических битв - загляните в соответствующий раздел меню. Поучаствовать придется и в смене правящей династии у Гастингса, и в гениальном марше Ричарда Львиное Сердце под Арзуфом. Не помешает испытать хладнокровие горстки конкистадоров перед ордой разъяренных ацтеков, триумф Генриха V под Агинкуртом, ужас осады и штурма мощнейшей крепости мавров Сетенил, и проявить солидарность с польскими и белорусско-литовскими войсками под Грюнвальдом.

Возвращаясь с полей сражений и вершин европейской геополитики, нельзя не заметить улучшения в микроменеджменте городов. Управление поселениями стало немного интереснее. Отныне центр провинции может быть или городом, или замком со своим деревом технологий. Первый концентрирует колоссальную экономическую мощь, отмахиваясь от внешней угрозы отрядами горожан и наемных солдат. Деньги текут просто рекой, а желающих прибрать такой лакомый кусочек к своим жадным ручкам будет хоть отбавляй. Замок - твердыня и оплот военной мощи государства. Денег приносит немного, но тяжелая конница и бронированная пехота - лучшие козыри для затяжных битв. Чем дальше продвинулось развитие города по одному из двух направлений, тем сильнее заметна разница.

Если за работы на объекте средневековые строители предпочитают брать плату вперед, а занимает этот труд несколько лет, то войска набираются в зависимости от количества населения и некоего невидимого процента призывников. Так за один ход под копье можно поставить три-четыре отряда. Затем, должно пройти немного времени, прежде чем город восполнит потери трудоспособного населения и «разрешит» набрать новые отряды. Точно такое же правило действует для наемных войск, предлагающих свои услуги представителям разных династий.

Пополнение для войск составлялось на этот раз в мастерской художников. Новый внешний вид для традиционного набора средневековых солдатиков подбирали с любовью. Мечники, лучники, арбалетчики, пикинеры, копейщики, алебардисты, конные рыцари, бронированная пехота, легковооруженное ополчение, наездники на верблюдах щеголяют в ярких накидках и строятся под развевающимися знаменами. Дизайн войск одной фракции практически не совпадает с представителями другой. Абсолютно разные по форме шлемы, мечи, доспехи, обычные и геральдические щиты, наручи, кожаные бригандины, плащи, разве что демократичные кольчуги смотрятся почти одинаково. Два отряда, разодетые в цвета своих сюзеренов, даже без ярких красок будут серьезно отличаются друг от друга.

Одни и те же рода войск развиваются в собственных исторических традициях. Тяжеловооруженную французскую конницу (Gendarmes) никогда не спутаешь с миланской (Famiglia Ducale). Генуэзские арбалетчики серьезно отличаются от своих мусульманских коллег и так далее. Большинство уникальных этнических военных единиц давно и прочно отложились в памяти обычными стереотипами. У русских - казаки, у датчан - викинги. Янычары, мамелюки - у осман и египтян. Все они снова здесь и ждут своего часа, чтобы выйти и померятся силами. Экзотику притащили за собой ацтеки, хотя их воины-ягуары и жрецы-койоты, разодетые в звериные костюмы, выглядят скорее забавно, чем устрашающе.

Отполированные мечи сияют на солнце, стрелы дрожат в полете от жажды крови, окруженный всадник отчаянно отмахивается от наседающих со всех сторон копейщиков. Удар крест на крест, подсечка и добивание, давка у ворот - в каждой из этих сцен всего два-три анимированных приема, но как же это смотрится в масштабе! На кольчугах и шлемах появляются бурые пятна крови, бойцы оседают на землю после смертельного ранения и вздымают на дыбы лошадей, тела валятся друг на друга, создавая вполне реалистичную картину.

Ландшафты весьма похожи на предыдущую игру серии и в то же время чуть изменились. Появилась какая-то законченность в этих песочницах. Горы посуровели и стали от этого еще красивее. Крепости, окруженные холмами и лесами, хочется просто зарисовать в альбом. А вот корявые деревья после изнурительного марша - выкорчевать с корнем.

На полях сражений слышны не столько рыцарские кличи и призывы, сколько брань, крики и стоны раненных, а за спинами сражающихся надрываются в мерном ритме барабаны и вопят трубы. Лязг доспехов, взрывы первых ядер, звяканье кольчуг и конской сбруи, натягивание тугой тетивы, свист стрел, шелест знамен и грохот грома - из какофонии отдельных звуков рождается настоящая симфония богу войны. Звук рога, грохот марширующих солдат, нервное цоканье копыт прилетят с той стороны, откуда и должны прилететь. Спасибо за подобные вещи EAX и X-Fi. Ощущения, как при просмотре исторического боевика в кинотеатре, где звук буквально окружает и вдавливает зрителя в кресло.

Diagnosis

Nihil Novi (лат. «ничего нового») говорили древние. Суммарное количество изменений в сравнении с предыдущими играми серии Rome: Total War и Medieval: Total War едва перешагивает нулевой порог. Что-то осталось, что-то вернулось, усилили акценты в отношении религии и торговли, разнообразили управление городами - вот и все «решительные нововведения». С другой стороны, нет необходимости вмешиваться в и без того отлаженный и прекрасно работающий механизм. Спасибо за то, что не испортили, а подарили еще одну великолепную глобальную стратегию. А заодно - за шикарный видеоряд, компиляцию лучших идей серии и простоту интерфейса.

Pro:

  • погодные спецэффекты и уникальные пейзажи
  • внешний вид солдат и рыцарей
  • зрелищность яростных сражений
  • анимация движений бойцов
  • осады и штурмы логичны и продуманны
  • городская архитектура и большой набор построек
  • микроменеджмент городов-замков
  • торговля, дипломатия и религия играют полноценную роль наравне с храбрыми генералами
  • интуитивный интерфейс
  • мелодичный тематический саундтрек
  • живой звук

Contra:

  • искусственный интеллект слаб в тактике
  • минимальное количество изменений
  • движок не оптимизирован для битв с большим количеством солдат

Picturae

           

           

           

           


Кривицкий Денис aka Kreivuez (kreiv@ixbt.com)

Опубликовано — 16 ноября 2006 г.
 
Обсуждение обзора и самой игры в конференции
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? lock@ixbt.com
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? lock@ixbt.com


на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Copyright © by iXBT.com, 1997—2012. Produced by iXBT.com