Olympus Camedia C–700


CAMEDIA C – 700

На первый взгляд, камера продолжает модельный ряд, начатый 2000-ной камерой, только у нее установлен объектив с 10-кратным изменением фокусного расстояния. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что кроме схожего дизайна корпуса (он очень похож на корпус пленочных камер), общего мало. По конструкции эта камера скорее напоминает видеокамеру: у нее нет оптического видоискателя, что, в общем-то, и логично из-за больших трудностей его согласования с объективом, имеющем большое изменение фокусного расстояния, о чем мы писали в статье Casio QV2800. Здесь, как и во многих современных видеокамерах, два видоискателя: один в виде ЖК-экрана на задней поверхности камеры, а другой, тоже ЖК-экран, который Вы рассматриваете в окуляр. Осмотр с поверхности показывает, что от 2000-ной модели отличается и вспышка, которая здесь выдвигается. Бросается в глаза и то, что отсутствуют крепления для ремней, единственное, за что можно зацепить небольшой ремешок, — это ось крышки, закрывающей отсек с картой SmartMedia, но надежность подобного решения вызывает большие сомнения.

На тестирование нам попала камера под номером 3, без какого-то либо описания, поэтому все изложенное в данной статье почерпнуто только из личного опыта.

CAMEDIA C – 700

Кнопка включения камеры находится на задней панели. При нажатии на нее объектив выдвигается из транспортного положения в рабочее, причем крышка выезжает вместе с ним. После того, как объектив вышел в рабочее положение, изменение фокусного расстояния происходит только путем перемещения линз внутри объектива. Габариты тубуса объектива при этом не меняются.

На корпусе камеры есть резьба, при помощи которой, видимо, можно крепить адаптер для установки оптических насадок. Однако зазор между тубусом, закрепленным на корпусе камеры, и тубусом объектива столь мал, что никакими стандартными кольцами воспользоваться не удается. Видимо, подходят только родные кольца от OLYMPUS.

К камере может быть подключена внешняя фирменная вспышка FL-40 от OLYMPUS, но только она, поскольку разъем на корпусе фирменный, с пятью контактами.

Аппарат способен удовлетворить как тех, кто привык полностью полагаться на автоматику, так и любителей полностью контролировать процесс съемки. Есть полное ручное управление, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, возможность ручной фокусировки.

Лупа видоискателя имеет все-таки чересчур сильное увеличение, поскольку отчетливо видны отдельные элементы ЖК-матрицы. Нам удалось это снять другим аппаратом. Это, конечно, не добавляет комфорта при работе с подобным видоискателем, и остается только мечтать о том, чтобы производители цифровых фотокамер вспомнили опыт производства видеокамер и поставили черно-белый видоискатель с электронно-лучевой трубкой. Возможно, это и не самое оптимальное решение с точки зрения потребления энергии, но фокусировать и работать с ним куда удобнее, если же нужно оценить цветопередачу, то есть еще ЖК-экран на задней панели.

ВидоискательВидоискатель

Что касается подсоединения камеры к компьютеру, то здесь все достаточно стандартно — через USB. Подхватывается действительно на лету и, что приятно, эта камера может быть использована как универсальное устройство для считывания карт SmartMedia. То есть можно записать и считать любые файлы, не обязательно только файлы картинок. Формат записи картинок JPEG и TIFF.

Есть возможность подключить внешний источник питания, а также телевизор. Для питания камеры могут использоваться четыре щелочных элемента размера АА (предпочтительнее использование аккумуляторов), или две фирменные батарейки от OLYMPUS LB-01 CR-V3.

CAMEDIA C – 700разъемы

Навигация по меню совмещает в себе как плюсы, так и минусы цифровых и пленочных камер. С одной стороны, имеется колесо быстрого переключения режимов, которое позволяет выбирать разные автоматические режимы или переключиться на ручное управление, с другой стороны, для выбора приоритета выдержки, диафрагмы или ручной установки необходимо войти в меню.

CAMEDIA C – 700

Навигация по меню осуществляется как с помощью джойстика на задней панели, так и за счет изменения времени нажатия клавиши, что требует определенной сноровки. Если коротко нажать клавишу, находящуюся в середине миниджойстика, то Вы входите в меню. Если же Вы ее нажимаете и задерживаете, то входите в режим фокусировки и с помощью джойстика можете переключиться из автоматического в ручной. При его включении на экране индицируется расстояние до объекта, а в момент фокусировки происходит увеличение изображения для более четкой наводки на резкость.

Камера позволяет записывать звуковые комментарии, а также видео со звуком. Прослушать комментарии, впрочем, удастся, только переписав данные в компьютер. В процессе съемки видео нельзя менять фокусное расстояние. У многих других камер нет звука, но есть возможность изменять фокусное расстояние в процессе съемки видеороликов. Ну, кому что нравится.

Тесты

В целом, камера представляется очень мощным инструментом. И основной вопрос, который возникает, это насколько можно сделать хороший объектив с 10-ти кратным изменением фокусного расстояния, чтобы его дефекты не были заметны на получаемом изображении. Задача для разработчиков объектива не представляется совсем безнадежной, поскольку в данном случае мы имеем не рекордную на сегодняшний день двух мегапиксельную матрицу. В наших тестах мы попытались выяснить, что ограничивает качество изображения — матрица или объектив.

В случае идеального для данной матрицы объектива на разрешение и контраст изображения миры не должно влиять ни фокусное расстояние объектива, ни положение миры в кадре. Съемка показала, что до идеала, к сожалению, далеко. На снимках хорошо заметны как хроматические аберрации, так и астигматизм.

таблица
Вид тестовой таблицы. Снимки запоминались в формате TIFF.

Для оценки качества объектива в последнее время часто используется такой критерий, как функция передачи модуляции ФПМ или частотно-контрастная характеристика ЧКХ. ЧКХ представляет собой зависимость контраста в изображении объекта от пространственной частоты. Контраст в изображении в этом случае оценивается по формуле:

K= (Emax - Emin)/(Emax + Emin),

где Еmax и Еmin — максимальная и минимальная освещенность элементов изображения. При съемке за счет аберраций, дифракции, ошибок в изготовлении оптики и механики объектива уменьшается контраст изображения. По мере увеличения пространственной частоты контрастность снижается, пока изображение наконец не станет серым и будет невозможно увидеть разницу между черной и белой полосой. Функция передачи модуляции позволяет провести непрерывную проверку разрешения и контрастности. Мы провели съемку миры, представляющей собой концентрические черные и белые кольца разной ширины (1). Ширина каждого следующего кольца равна 0,9 от ширины предыдущего.

мира
график

На графике представлена зависимость яркости точек изображения от расстояния до центра миры.

Из полученных данных легко построить график зависимости контраста изображения от частоты.

график

Важно отметить, что ЧКХ зависит от направления штрихов. Это связано с астигматизмом оптической системы.

Астигматизм

На приведенной ниже анимированной схеме поясняется явление астигматизма.

Лучи одного и того же пучка, идущие в меридиональном и сагиттальном сечениях, после преломления оптической системой не собираются в одной точке. Когда объектив установлен в оптимальное фокусное положение для лучей, лежащих в меридиональной плоскости (меридиональный фокус), резкой будет выглядеть мира, состоящая из концентрических кругов, чьи центры совпадают с центром кадра. Аналогичным образом, когда сфокусированы лучи, лежащие в сагиттальной плоскости, резкой будет выглядеть мира, образованная штрихами, исходящими из центра кадра.

Однако необходимо использовать данные для нескольких точек, чтобы определить характеристики функции передачи модуляции всего изображения. Мы определяли изменение контраста при заданной частоте для мир, расположенных на разном расстоянии от центра кадра. По оси абсцисс отложено отношение расстояния от центра кадра до миры к полуширине кадра.

график

Ширина штриха в исследуемых изображениях миры составила 6 пикселей при фокусном расстоянии объектива 58 мм и 5 пикселей при фокусном расстоянии 5,9 мм. Все снимки сделаны при диафрагме F:8. Буквой s обозначена зависимость для штрихов, направленных по радиусу, а m- перпендикулярно ему. Чтобы разделить влияние оптики и матрицы на получаемые результаты, мы проводили измерения как для штрихов, чье направление совпадает с рядами чувствительных элементов (помечены на тест таблице цифрой 3), так и направленных по диагонали к ним (помечены на графиках буквой d, а на тест таблице цифрой 2).



график

Из приведенных графиков видно, что астигматизм оказывает существенное влияние на получаемое изображение, и вносимые им искажения зависят от фокусного расстояния объектива. При максимальном фокусном расстоянии разрешение по центру кадра оказалось меньше, чем по краям. Это может быть связано как с особенностями оптической системы, так и с тем, что система автофокусировки установила объектив в положении, когда максимальная резкость наблюдается на периферии кадра. К сожалению, разрешение ЖК экрана не позволяет идеально сфокусировать изображение в центре кадра вручную. В любом случае, для нас важным является тот факт, что контраст изображения зависит от направления штрихов, их положения в кадре и фокусного расстояния объектива. Результаты измерений свидетельствуют, что элементом, ограничивающим возможности камеры, является объектив, хотя и матрица вносит свой вклад в искажение изображения. Однако это только качественная оценка. Получение количественной оценки затруднено тем обстоятельством, что мы замеряем функцию передачи модуляции не отдельно для объектива, а для системы объектив + матрица, и существенное влияние на результаты оказывает алгоритм обработки изображения камерой. В каждой точке у нас снимается сигнал только для одного из основных цветов, а потом рассчитывается для других цветов. К тому же, любая камера применяет алгоритм увеличения резкости, что может приводить к парадоксальным эффектам. Попробуйте применить в графическом редакторе фильтр «резкость на краях» к изображению радиальной миры, и вы получите повышение контраста для больших частот.

Хроматические аберрации

Матрица не является изотропной во всех направлениях. У нее есть выделенные направления — это ряды, в которых расположены чувствительные элементы и фильтры перед ними. Видно, что при съемке мир, штрихи которых совпадают по направлению с рядами чувствительных элементов, хроматические аберрации усиливаются еще и структурой матрицы. Если кайма попадает на ячейку матрицы, чувствительной к соответствующему цвету, то происходит как бы подчеркивание хроматических аберраций. При расположении штрихов в диагональном направлении вклад хроматических аберраций явно виден, однако он не усиливается структурой матрицы.

мира

Изображения увеличены в 4 раза. Приведены фрагменты, отмеченные на тестовой таблице цифрами 2 и 3.

Заключение

На наш взгляд, в данной камере достигнут удачный компромисс между характеристиками объектива и матрицы, причем камера снабжена видоискателями, которые позволяют достаточно комфортно работать как в помещении, так и при ярком солнце. Десятикратное изменение фокусного расстояния делает камеру весьма универсальной, хотя для большинства задач казалось бы предпочтительным более короткое минимальное фокусное расстояние.

Фото

F=5,9 мм
F=58 мм
фото
фото
Миниатюра
Миниатюра
фото
фото
Фрагмент
Фрагмент

 

Технические характеристики

Карта памяти

3,3В SmartMedia

Формат записи в файл.

TIFF/JPEG; QuickTime Motion JPEG

ПЗС

1/2,7-дюймовый ПЗС с 2,11 млн.точек

Разрешение

1600×1200;1280×960;1024×768; 640×480

Баланс белого

iESP автоматический TTL; ручной, 4 предустановленных режима

Объектив

10 элементов в 7 группах. 5,9-59мм, F:2,8-3,5; (37-380мм в 35мм эквиваленте)

Чувствительность

ISO 100, 200, 400, 800

Фокусировка

Авто TTL, ручная; 0,1/1,2 м-бесконечность

Диафрагма

F:2,8-8,0/3,5-8,0

Выдержка

1/2-1/1000 с

Видоискатель

3,8 см TFT, 114000 пикселей и ЖК-экран с окуляром.

Вспышка

Встроенная, 4 режима, 0,1-5 м, время зарядки — 6 с; возможно подключение внешней вспышки FL-40

Таймер

Электронный с 12 с задержкой

Разъемы

Внешний источник питания; USB; видео(PAL); внешняя вспышка FL-40.

Источник питания

2 литиевых батареи CR-V3; 4 АА Ni-Cd; адаптер переменного тока

Размер

107,5×76×77,5мм

Вес

310,5 г (без батарей и SM-карты)



Камера предоставлена фирмой АЛИОН ТРЕЙДИНГ
Официальный дистрибутор OLYMPUS OPTICAL CO., LTD






Дополнительно

Цифровая камера Olympus Camedia C–700

Olympus Camedia C–700

CAMEDIA C – 700

На первый взгляд, камера продолжает модельный ряд, начатый 2000-ной камерой, только у нее установлен объектив с 10-кратным изменением фокусного расстояния. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что кроме схожего дизайна корпуса (он очень похож на корпус пленочных камер), общего мало. По конструкции эта камера скорее напоминает видеокамеру: у нее нет оптического видоискателя, что, в общем-то, и логично из-за больших трудностей его согласования с объективом, имеющем большое изменение фокусного расстояния, о чем мы писали в статье Casio QV2800. Здесь, как и во многих современных видеокамерах, два видоискателя: один в виде ЖК-экрана на задней поверхности камеры, а другой, тоже ЖК-экран, который Вы рассматриваете в окуляр. Осмотр с поверхности показывает, что от 2000-ной модели отличается и вспышка, которая здесь выдвигается. Бросается в глаза и то, что отсутствуют крепления для ремней, единственное, за что можно зацепить небольшой ремешок, — это ось крышки, закрывающей отсек с картой SmartMedia, но надежность подобного решения вызывает большие сомнения.

На тестирование нам попала камера под номером 3, без какого-то либо описания, поэтому все изложенное в данной статье почерпнуто только из личного опыта.

CAMEDIA C – 700

Кнопка включения камеры находится на задней панели. При нажатии на нее объектив выдвигается из транспортного положения в рабочее, причем крышка выезжает вместе с ним. После того, как объектив вышел в рабочее положение, изменение фокусного расстояния происходит только путем перемещения линз внутри объектива. Габариты тубуса объектива при этом не меняются.

На корпусе камеры есть резьба, при помощи которой, видимо, можно крепить адаптер для установки оптических насадок. Однако зазор между тубусом, закрепленным на корпусе камеры, и тубусом объектива столь мал, что никакими стандартными кольцами воспользоваться не удается. Видимо, подходят только родные кольца от OLYMPUS.

К камере может быть подключена внешняя фирменная вспышка FL-40 от OLYMPUS, но только она, поскольку разъем на корпусе фирменный, с пятью контактами.

Аппарат способен удовлетворить как тех, кто привык полностью полагаться на автоматику, так и любителей полностью контролировать процесс съемки. Есть полное ручное управление, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, возможность ручной фокусировки.

Лупа видоискателя имеет все-таки чересчур сильное увеличение, поскольку отчетливо видны отдельные элементы ЖК-матрицы. Нам удалось это снять другим аппаратом. Это, конечно, не добавляет комфорта при работе с подобным видоискателем, и остается только мечтать о том, чтобы производители цифровых фотокамер вспомнили опыт производства видеокамер и поставили черно-белый видоискатель с электронно-лучевой трубкой. Возможно, это и не самое оптимальное решение с точки зрения потребления энергии, но фокусировать и работать с ним куда удобнее, если же нужно оценить цветопередачу, то есть еще ЖК-экран на задней панели.

ВидоискательВидоискатель

Что касается подсоединения камеры к компьютеру, то здесь все достаточно стандартно — через USB. Подхватывается действительно на лету и, что приятно, эта камера может быть использована как универсальное устройство для считывания карт SmartMedia. То есть можно записать и считать любые файлы, не обязательно только файлы картинок. Формат записи картинок JPEG и TIFF.

Есть возможность подключить внешний источник питания, а также телевизор. Для питания камеры могут использоваться четыре щелочных элемента размера АА (предпочтительнее использование аккумуляторов), или две фирменные батарейки от OLYMPUS LB-01 CR-V3.

CAMEDIA C – 700разъемы

Навигация по меню совмещает в себе как плюсы, так и минусы цифровых и пленочных камер. С одной стороны, имеется колесо быстрого переключения режимов, которое позволяет выбирать разные автоматические режимы или переключиться на ручное управление, с другой стороны, для выбора приоритета выдержки, диафрагмы или ручной установки необходимо войти в меню.

CAMEDIA C – 700

Навигация по меню осуществляется как с помощью джойстика на задней панели, так и за счет изменения времени нажатия клавиши, что требует определенной сноровки. Если коротко нажать клавишу, находящуюся в середине миниджойстика, то Вы входите в меню. Если же Вы ее нажимаете и задерживаете, то входите в режим фокусировки и с помощью джойстика можете переключиться из автоматического в ручной. При его включении на экране индицируется расстояние до объекта, а в момент фокусировки происходит увеличение изображения для более четкой наводки на резкость.

Камера позволяет записывать звуковые комментарии, а также видео со звуком. Прослушать комментарии, впрочем, удастся, только переписав данные в компьютер. В процессе съемки видео нельзя менять фокусное расстояние. У многих других камер нет звука, но есть возможность изменять фокусное расстояние в процессе съемки видеороликов. Ну, кому что нравится.

Тесты

В целом, камера представляется очень мощным инструментом. И основной вопрос, который возникает, это насколько можно сделать хороший объектив с 10-ти кратным изменением фокусного расстояния, чтобы его дефекты не были заметны на получаемом изображении. Задача для разработчиков объектива не представляется совсем безнадежной, поскольку в данном случае мы имеем не рекордную на сегодняшний день двух мегапиксельную матрицу. В наших тестах мы попытались выяснить, что ограничивает качество изображения — матрица или объектив.

В случае идеального для данной матрицы объектива на разрешение и контраст изображения миры не должно влиять ни фокусное расстояние объектива, ни положение миры в кадре. Съемка показала, что до идеала, к сожалению, далеко. На снимках хорошо заметны как хроматические аберрации, так и астигматизм.

таблица
Вид тестовой таблицы. Снимки запоминались в формате TIFF.

Для оценки качества объектива в последнее время часто используется такой критерий, как функция передачи модуляции ФПМ или частотно-контрастная характеристика ЧКХ. ЧКХ представляет собой зависимость контраста в изображении объекта от пространственной частоты. Контраст в изображении в этом случае оценивается по формуле:

K= (Emax - Emin)/(Emax + Emin),

где Еmax и Еmin — максимальная и минимальная освещенность элементов изображения. При съемке за счет аберраций, дифракции, ошибок в изготовлении оптики и механики объектива уменьшается контраст изображения. По мере увеличения пространственной частоты контрастность снижается, пока изображение наконец не станет серым и будет невозможно увидеть разницу между черной и белой полосой. Функция передачи модуляции позволяет провести непрерывную проверку разрешения и контрастности. Мы провели съемку миры, представляющей собой концентрические черные и белые кольца разной ширины (1). Ширина каждого следующего кольца равна 0,9 от ширины предыдущего.

мира
график

На графике представлена зависимость яркости точек изображения от расстояния до центра миры.

Из полученных данных легко построить график зависимости контраста изображения от частоты.

график

Важно отметить, что ЧКХ зависит от направления штрихов. Это связано с астигматизмом оптической системы.

Астигматизм

На приведенной ниже анимированной схеме поясняется явление астигматизма.

Лучи одного и того же пучка, идущие в меридиональном и сагиттальном сечениях, после преломления оптической системой не собираются в одной точке. Когда объектив установлен в оптимальное фокусное положение для лучей, лежащих в меридиональной плоскости (меридиональный фокус), резкой будет выглядеть мира, состоящая из концентрических кругов, чьи центры совпадают с центром кадра. Аналогичным образом, когда сфокусированы лучи, лежащие в сагиттальной плоскости, резкой будет выглядеть мира, образованная штрихами, исходящими из центра кадра.

Однако необходимо использовать данные для нескольких точек, чтобы определить характеристики функции передачи модуляции всего изображения. Мы определяли изменение контраста при заданной частоте для мир, расположенных на разном расстоянии от центра кадра. По оси абсцисс отложено отношение расстояния от центра кадра до миры к полуширине кадра.

график

Ширина штриха в исследуемых изображениях миры составила 6 пикселей при фокусном расстоянии объектива 58 мм и 5 пикселей при фокусном расстоянии 5,9 мм. Все снимки сделаны при диафрагме F:8. Буквой s обозначена зависимость для штрихов, направленных по радиусу, а m- перпендикулярно ему. Чтобы разделить влияние оптики и матрицы на получаемые результаты, мы проводили измерения как для штрихов, чье направление совпадает с рядами чувствительных элементов (помечены на тест таблице цифрой 3), так и направленных по диагонали к ним (помечены на графиках буквой d, а на тест таблице цифрой 2).



график

Из приведенных графиков видно, что астигматизм оказывает существенное влияние на получаемое изображение, и вносимые им искажения зависят от фокусного расстояния объектива. При максимальном фокусном расстоянии разрешение по центру кадра оказалось меньше, чем по краям. Это может быть связано как с особенностями оптической системы, так и с тем, что система автофокусировки установила объектив в положении, когда максимальная резкость наблюдается на периферии кадра. К сожалению, разрешение ЖК экрана не позволяет идеально сфокусировать изображение в центре кадра вручную. В любом случае, для нас важным является тот факт, что контраст изображения зависит от направления штрихов, их положения в кадре и фокусного расстояния объектива. Результаты измерений свидетельствуют, что элементом, ограничивающим возможности камеры, является объектив, хотя и матрица вносит свой вклад в искажение изображения. Однако это только качественная оценка. Получение количественной оценки затруднено тем обстоятельством, что мы замеряем функцию передачи модуляции не отдельно для объектива, а для системы объектив + матрица, и существенное влияние на результаты оказывает алгоритм обработки изображения камерой. В каждой точке у нас снимается сигнал только для одного из основных цветов, а потом рассчитывается для других цветов. К тому же, любая камера применяет алгоритм увеличения резкости, что может приводить к парадоксальным эффектам. Попробуйте применить в графическом редакторе фильтр «резкость на краях» к изображению радиальной миры, и вы получите повышение контраста для больших частот.

Хроматические аберрации

Матрица не является изотропной во всех направлениях. У нее есть выделенные направления — это ряды, в которых расположены чувствительные элементы и фильтры перед ними. Видно, что при съемке мир, штрихи которых совпадают по направлению с рядами чувствительных элементов, хроматические аберрации усиливаются еще и структурой матрицы. Если кайма попадает на ячейку матрицы, чувствительной к соответствующему цвету, то происходит как бы подчеркивание хроматических аберраций. При расположении штрихов в диагональном направлении вклад хроматических аберраций явно виден, однако он не усиливается структурой матрицы.

мира

Изображения увеличены в 4 раза. Приведены фрагменты, отмеченные на тестовой таблице цифрами 2 и 3.

Заключение

На наш взгляд, в данной камере достигнут удачный компромисс между характеристиками объектива и матрицы, причем камера снабжена видоискателями, которые позволяют достаточно комфортно работать как в помещении, так и при ярком солнце. Десятикратное изменение фокусного расстояния делает камеру весьма универсальной, хотя для большинства задач казалось бы предпочтительным более короткое минимальное фокусное расстояние.

Фото

F=5,9 мм
F=58 мм
фото
фото
Миниатюра
Миниатюра
фото
фото
Фрагмент
Фрагмент

 

Технические характеристики

Карта памяти

3,3В SmartMedia

Формат записи в файл.

TIFF/JPEG; QuickTime Motion JPEG

ПЗС

1/2,7-дюймовый ПЗС с 2,11 млн.точек

Разрешение

1600×1200;1280×960;1024×768; 640×480

Баланс белого

iESP автоматический TTL; ручной, 4 предустановленных режима

Объектив

10 элементов в 7 группах. 5,9-59мм, F:2,8-3,5; (37-380мм в 35мм эквиваленте)

Чувствительность

ISO 100, 200, 400, 800

Фокусировка

Авто TTL, ручная; 0,1/1,2 м-бесконечность

Диафрагма

F:2,8-8,0/3,5-8,0

Выдержка

1/2-1/1000 с

Видоискатель

3,8 см TFT, 114000 пикселей и ЖК-экран с окуляром.

Вспышка

Встроенная, 4 режима, 0,1-5 м, время зарядки — 6 с; возможно подключение внешней вспышки FL-40

Таймер

Электронный с 12 с задержкой

Разъемы

Внешний источник питания; USB; видео(PAL); внешняя вспышка FL-40.

Источник питания

2 литиевых батареи CR-V3; 4 АА Ni-Cd; адаптер переменного тока

Размер

107,5×76×77,5мм

Вес

310,5 г (без батарей и SM-карты)



Камера предоставлена фирмой АЛИОН ТРЕЙДИНГ
Официальный дистрибутор OLYMPUS OPTICAL CO., LTD