Баланс белого и уровень шумов у камеры Olympus E-10


Условия съемки белого и черного матового листа бумаги: объектив расфокусирован, ISO 320.
Источники света:

I — дневной свет, облачно,

II — лампа накаливания бытовая, 150 Вт,

III — люминесцентная лампа бытовая ЛБ6,

IV — галогенная лампа бытовая, 150 Вт 220В,

V — свеча.

  I II III VI V
ручная P2170520_320_0.JPG (1001 bytes) P2160180_320_man.JPG (1045 bytes) P2150142_320_0.JPG (1031 bytes) P2150083_320_0.JPG (1021 bytes) P2150113_320_man.JPG (1257 bytes)
7500K P2170521_320_7500.JPG (979 bytes) P2160173_320_7500.JPG (1084 bytes) P2150143_320_7500.JPG (1087 bytes) P2150084_320_7500.JPG (1060 bytes) P2150114_320_7500.JPG (1285 bytes)
6500K P2170522_320_6500.JPG (995 bytes) P2160174_320_6500.JPG (1086 bytes) P2150144_320_6500.JPG (1079 bytes) P2150085_320_6500.JPG (1058 bytes) P2150115_320_6500.JPG (1288 bytes)
5500K P2170523_320_5500.JPG (1013 bytes) P2160175_320_5500.JPG (1084 bytes) P2160145_320_5500.JPG (1073 bytes) P2150086_320_5500.JPG (1061 bytes) P2150116_320_5500.JPG (1292 bytes)
4500K P2170524_320_4500.JPG (994 bytes) P2160176_320_4500.JPG (1085 bytes) P2160146_320_4500.JPG (1070 bytes) P2150087_320_4500.JPG (1052 bytes) P2150117_320_4500.JPG (1271 bytes)
4000K P2170525_320_4000.JPG (999 bytes) P2160177_320_4000.JPG (1073 bytes) P2160147_320_4000.JPG (1060 bytes) P2150088_320_4000.JPG (1052 bytes) P2150118_320_4000.JPG (1272 bytes)
3700K P2170526_320_3700.JPG (1008 bytes) P2160178_320_3700.JPG (1078 bytes) P2160148_320_3700.JPG (1067 bytes) P2150089_320_3700.JPG (1050 bytes) P2150119_320_3700.JPG (1257 bytes)
3000K P2170527_320_3000.JPG (1020 bytes) P2160179_320_3000.JPG (1053 bytes) P2160149_320_3000.JPG (1061 bytes) P2150090_320_3000.JPG (1019 bytes) P2150120_320_3000.JPG (1256 bytes)
авто P2170519_320_a.JPG (982 bytes) P2160171_320_a.JPG (1071 bytes) P2150141_320_A.JPG (1069 bytes) P2150082_320_A.JPG (1056 bytes) P2150112_320_a.JPG (1297 bytes)

При ручной настройке баланса белого можно добиться «нормального» баланса практически с любым источником. Режим «автобаланс», в принципе, и не должен нормально работать, если основным источником является не «дневной свет», что хорошо видно из таблицы. Он нужен для «подстройки» баланса белого, если спектр источника не сильно отличается от спектра дневного света.

Замер уровней и шума: уровни сигнала и стандартного отклонения по опции «Histogram» из Photoshop 5.5 для яркости L 185 и 25, размер области для замера 15×15 пикселей (линейные размеры менялись при сохранении площади для устранения эффекта пространственной неоднородности освещения). Уровень шума приведен в Дб; расчет проводился по формуле 20Lg(отклонение/сигнал).

сигнал ст. откл шум, Дб R ст. откл шум, Дб G ст. откл шум, Дб B ст. откл шум, Дб
I 186,4 0,68 -48,8 190 0,87 -46,8 185 0,8 -47,3 182,7 1,25 -43,3
27,6 1,36 -26,2 30,13 2,42 -21,9 26,3 1,56 -24,5 28,13 1,6 -24,9
II 187,3 1,16 -44,2 192 1,93 -40 187,7 1,6 -41,4 173,7 3,17 -34,8
26,6 1,57 -24,6 26,16 2,18 -21,6 24,8 1,99 -21,9 38 4,93 -17,7
III 185 1,5 -41,8 185,6 1,9 -39,8 186 1,79 -40,3 178 2,88 -35,8
25,6 1,46 -24,9 26,7 2,77 -19,7 23,5 2,07 -21,1 33,2 4,45 -17,5
IV 182 1,07 -44,6 182 1,6 -41,1 182,3 1,5 -41,7 182,2 2,7 -36,6
26,6 1,42 -25,4 27,1 2,37 -21,2 25 1,88 -22,5 33,6 5,13 -16,3
V 185 2,08 -39 207,6 2,22 -39,4 182 2,3 -37,9 141 4 -30,9
25,5 1,6 -24 31 2,3 -22,6 20,8 2,3 -19,1 35,1 5,2 -16,6

При настройке «баланса белого» по-разному усиливается сигнал в каждом цветовом канале R G B. Поэтому нужно помнить, что дополнительный источник света, который сместит общую чувствительность в сторону «шумящего» канала, может существенно испортить картинку. При настройке на свечу (ее цветовая температура 1800 K, что, видимо, не попадает в диапазон ручной балансировки камеры) «шумят» все каналы. При настройке на лампу накаливания больше всего «шумит» синий канал. При съемке в помещении лучше светить галогенной лампой, люминесцентная «проиграет» в красном и зеленом каналах, лампа накаливания — в синем. 






Дополнительно

Баланс белого камеры Olympus E-10

Баланс белого и уровень шумов у камеры Olympus E-10

Условия съемки белого и черного матового листа бумаги: объектив расфокусирован, ISO 320.
Источники света:

I — дневной свет, облачно,

II — лампа накаливания бытовая, 150 Вт,

III — люминесцентная лампа бытовая ЛБ6,

IV — галогенная лампа бытовая, 150 Вт 220В,

V — свеча.

  I II III VI V
ручная P2170520_320_0.JPG (1001 bytes) P2160180_320_man.JPG (1045 bytes) P2150142_320_0.JPG (1031 bytes) P2150083_320_0.JPG (1021 bytes) P2150113_320_man.JPG (1257 bytes)
7500K P2170521_320_7500.JPG (979 bytes) P2160173_320_7500.JPG (1084 bytes) P2150143_320_7500.JPG (1087 bytes) P2150084_320_7500.JPG (1060 bytes) P2150114_320_7500.JPG (1285 bytes)
6500K P2170522_320_6500.JPG (995 bytes) P2160174_320_6500.JPG (1086 bytes) P2150144_320_6500.JPG (1079 bytes) P2150085_320_6500.JPG (1058 bytes) P2150115_320_6500.JPG (1288 bytes)
5500K P2170523_320_5500.JPG (1013 bytes) P2160175_320_5500.JPG (1084 bytes) P2160145_320_5500.JPG (1073 bytes) P2150086_320_5500.JPG (1061 bytes) P2150116_320_5500.JPG (1292 bytes)
4500K P2170524_320_4500.JPG (994 bytes) P2160176_320_4500.JPG (1085 bytes) P2160146_320_4500.JPG (1070 bytes) P2150087_320_4500.JPG (1052 bytes) P2150117_320_4500.JPG (1271 bytes)
4000K P2170525_320_4000.JPG (999 bytes) P2160177_320_4000.JPG (1073 bytes) P2160147_320_4000.JPG (1060 bytes) P2150088_320_4000.JPG (1052 bytes) P2150118_320_4000.JPG (1272 bytes)
3700K P2170526_320_3700.JPG (1008 bytes) P2160178_320_3700.JPG (1078 bytes) P2160148_320_3700.JPG (1067 bytes) P2150089_320_3700.JPG (1050 bytes) P2150119_320_3700.JPG (1257 bytes)
3000K P2170527_320_3000.JPG (1020 bytes) P2160179_320_3000.JPG (1053 bytes) P2160149_320_3000.JPG (1061 bytes) P2150090_320_3000.JPG (1019 bytes) P2150120_320_3000.JPG (1256 bytes)
авто P2170519_320_a.JPG (982 bytes) P2160171_320_a.JPG (1071 bytes) P2150141_320_A.JPG (1069 bytes) P2150082_320_A.JPG (1056 bytes) P2150112_320_a.JPG (1297 bytes)

При ручной настройке баланса белого можно добиться «нормального» баланса практически с любым источником. Режим «автобаланс», в принципе, и не должен нормально работать, если основным источником является не «дневной свет», что хорошо видно из таблицы. Он нужен для «подстройки» баланса белого, если спектр источника не сильно отличается от спектра дневного света.

Замер уровней и шума: уровни сигнала и стандартного отклонения по опции «Histogram» из Photoshop 5.5 для яркости L 185 и 25, размер области для замера 15×15 пикселей (линейные размеры менялись при сохранении площади для устранения эффекта пространственной неоднородности освещения). Уровень шума приведен в Дб; расчет проводился по формуле 20Lg(отклонение/сигнал).

сигнал ст. откл шум, Дб R ст. откл шум, Дб G ст. откл шум, Дб B ст. откл шум, Дб
I 186,4 0,68 -48,8 190 0,87 -46,8 185 0,8 -47,3 182,7 1,25 -43,3
27,6 1,36 -26,2 30,13 2,42 -21,9 26,3 1,56 -24,5 28,13 1,6 -24,9
II 187,3 1,16 -44,2 192 1,93 -40 187,7 1,6 -41,4 173,7 3,17 -34,8
26,6 1,57 -24,6 26,16 2,18 -21,6 24,8 1,99 -21,9 38 4,93 -17,7
III 185 1,5 -41,8 185,6 1,9 -39,8 186 1,79 -40,3 178 2,88 -35,8
25,6 1,46 -24,9 26,7 2,77 -19,7 23,5 2,07 -21,1 33,2 4,45 -17,5
IV 182 1,07 -44,6 182 1,6 -41,1 182,3 1,5 -41,7 182,2 2,7 -36,6
26,6 1,42 -25,4 27,1 2,37 -21,2 25 1,88 -22,5 33,6 5,13 -16,3
V 185 2,08 -39 207,6 2,22 -39,4 182 2,3 -37,9 141 4 -30,9
25,5 1,6 -24 31 2,3 -22,6 20,8 2,3 -19,1 35,1 5,2 -16,6

При настройке «баланса белого» по-разному усиливается сигнал в каждом цветовом канале R G B. Поэтому нужно помнить, что дополнительный источник света, который сместит общую чувствительность в сторону «шумящего» канала, может существенно испортить картинку. При настройке на свечу (ее цветовая температура 1800 K, что, видимо, не попадает в диапазон ручной балансировки камеры) «шумят» все каналы. При настройке на лампу накаливания больше всего «шумит» синий канал. При съемке в помещении лучше светить галогенной лампой, люминесцентная «проиграет» в красном и зеленом каналах, лампа накаливания — в синем.