Цифровая камера Canon PowerShot S20


Наряду с фотоаппаратами-мыльницами появляется и новый класс: фотоаппараты-портсигары. Не шпионские фотоаппараты для скрытой съемки, замаскированные под портсигар, а роскошные портсигары от Фаберже с функцией фотоаппарата. Интересно, носил кто-нибудь папиросы в портсигарах от Фаберже? Это удобно? Если вы пробовали, напишите, мне очень интересно.

Форма определяет и способ общения с фотоаппаратом. В соответствии с дизайном, Вам предлагают теперь выбирать не цифры, а символы. То ли мы так устали, что уже совсем не хотим читать и задумываться над цифрами даже в цифровой фотографии, то ли влияние окон стало всесильно и всепроникающе, и мы предпочитаем в любом случае жать на иконку, а не задавать численное значение параметра. В общем, размер диафрагмы в лаптях, а точность в крокодилах.

Впрочем, возможно, я и погорячился, у этой камеры масса сторонников, ее действительно очень приятно держать в руках и всегда носить с собой, но снимать… Это камера не для постоянной съемки, не для тех, у кого фотография стала работой, но это мне так кажется.

Вообще говоря, дизайн камеры не нов, еще камера Canon Power Shot A50 имела очень схожий вид. Но от первой 3-мегапиксельной камеры известной фотографической фирмы можно было ожидать что-то другое. Невольно сравниваешь эту камеру с 3-мегапиксельными камерами других фирм-производителей, такими как Nikon 990, Olympus C3030, Casio QV3000, которые представили 3-мегапиксельные модели с возможностями ручных настроек, сопоставимыми с профессиональными зеркалками. На самом деле, эти камеры сравнивать нельзя. Это разные классы аппаратов. Объединяет их только размер матрицы. А круг пользователей у них, вероятно, совершенно разный. Можно предположить, что Canon решил выпускать профессиональные цифровые камеры только на базе своих пленочных зеркалок. Недавно анонсирована революционная камера Canon EOS D30 SLR (см. описание на сайте Canon), которая в отличие от сверхдорогих аппаратов Kodak на базе Canon EOS (DCS520, DCS560 — это ссылки на сайт Kodak), обещана в сентябре за вполне разумную цену в 3500$. Революционность камеры состоит в том , что в отличие от рассматриваемой камеры или камер Kodak, в ней используется трех мегапиксельная матрица размером 22,7×15,1 мм, но не CCD, а CMOS, со встроенной системой шумоподавления (подробнее на английском здесь).

Возможно, мне немножко не повезло, и на тестирование досталась камера очень странной поставки, с литиевой батарейкой 2СR5 и картой памяти на 16 МБ с гордой надписью Canon, произведенной в Китае. Карта согласилась записать полтора кадра, ну а батарейки хватило, чтобы снять кадров 20, уже на другую карту, от Кодака. Батарейки сели так стремительно, что камера не успела даже убрать объектив. Возможно, это случайность, и у остальных камер никаких дефектов не обнаружится, но осадок остался. Карта памяти, конечно, в первую очередь предназначена для фотографий, но если уж вы всегда носите с собой камеру, то, казалось бы заманчивым иметь возможность переносить на карте памяти вместе с фотографиями и другие данные. Все же 16 мегабайт — это 11 дискет, а камера теперь снабжена USB-портом, который позволяет легко подключаться ко всем современным компьютерам и относительно быстро передавать данные, со скоростью 300 кб/c. Однако оказалось, что камера не может выступать в роли устройства считывания карт. В отличие от Casio, где карта памяти появляется как съемный диск в папке «Мой компьютер», доступ к карте памяти у фирмы Canon возможен только через специфическое программное обеспечение для ввода фотографий в компьютер. Кстати, теперь для подсоединения к компьютеру можно использовать или стандартный последовательный порт, или порт USB, и для этого камера обзавелась специальным универсальным разъемом. Теперь кабели, соединяющие компьютер с камерой, на одном конце имеют новый универсальный разъем для подсоединения к камере, а на другом конце либо стандартный разъем USB тип А, либо стандартный 9-контактный разъем последовательного порта. Не знаю, насколько много места на корпусе камеры сэкономили, совместив два разъема в один, но воспользоваться старыми кабелями с новой камерой или новыми кабелями со старыми моделями вам уже больше не удастся. Единственно, кого не коснулось стремление фирмы к унификации, это разъем для подключения к телевизору, он остался прежним. Разъема для подключения к внешнему источнику питания камера не имеет. Для подключения внешнего питания используется имитатор батарейки, который вставляется в батарейный отсек, а провод пропускается через специальную щель в корпусе и идет к блоку питания, совмещенному с зарядным устройством аккумулятора. Однако вся эта роскошь в комплект поставки не входит и приобретается отдельно.

Результаты тестов

По разрешению матрицы никаких претензий к камере нет, оно вполне соответствует 3-мегапиксельному уровню. Хотя в синем канале удельное разрешение (число видимых штрихов на 10 пикселей) различается для горизонтальных и вертикальных линий. Максимальное число штрихов различимо в зеленом канале и не зависит от их направления. Этот эффект в той или иной мере присущ почти всем камерам, но у камер Casio QV3000 и Olympus 3030 он выражен существенно слабее.

    

Спектральные характеристики точно замерить не удалось, поскольку автофокусировка со своей задачей не справилась, и резкий снимок спектра от дифракционной решетки получить не удалось. Хотя автофокусировка у камеры достаточно надежна, и в темноте использует красную подсветку, однако этот случай оказался для нее чересчур экзотическим. Ручной фокусировки у камеры нет. Поэтому пришлось рассматривать несфокусированную фотографию спектра. На ней была замечена явная чувствительность красного канала в синей области. Съемка производилась при балансе белого для дневного света.

Чувствительность матрицы вполне соответствует спецификации, а вот с шумами ситуация очень интересная. Для оценки шумов был снят кусок молочного стекла. Выбран квадратик размером 50×50 пикселей, и анализировалось распределение точек по яркости. В каждом из каналов распределение шумов вполне приемлемое, однако меняются они в противофазе, поэтому результирующее изображение смотрится не как серое поле, а как пестрый набор разноцветных точек.

Чувствительность=ISO100 (диафрагма=F:5,6, выдержка=1/60 с) Чувствительность=ISO400 (диафрагма=F:5,6, выдержка=1/350 с)
Увеличенный в два раза фрагмент снимка молочного стекла при дневном освещении в тени. Баланс балого автоматический. Увеличенный в два раза фрагмент снимка молочного стекла при дневном освещении в тени. Баланс балого автоматический.

Хотя «большое видится на расстоянии», и если отойти достаточно далеко от экрана, то цвет воспринимается как серый. Возможно, этот эффект связан с алгоритмом интерполяции цветовой составляющей, используемой в аппарате, поскольку только в аппаратах с тремя матрицами можно с уверенностью сказать, что в каждом из каналов мы видим изображение, которое формируется соответствующей матрицей. В комбинированной же матрице резкостная характеристика берется по всем точкам, а цвет вычисляется по чувствительным элементам, расположенным за соответствующими фильтрами.

Управление камерой

Камера имеет четыре режима съемки, и один режим воспроизведения, выбор которых осуществляется колесиком на верхней панели.

В каждом из режимов на экране появляется собственное меню. Первый съемочный режим полностью автоматический. Во втором съемочном режиме появляются символы настроек камеры и возможность регулировать экспокоррекцию и баланс белого. В третьем режиме есть возможность выбора программы съемки по символам. Программа Ландшафт, в котором аппарат фокусируется на бесконечность и выключается вспышка. Программа Спорт, при котором полностью открывается диафрагма и устанавливается максимально короткая выдержка. Программа Длительные выдержки, при которых устанавливается минимальная диафрагма, а выдержка может достигать двух секунд. Программа Ночная сцена использует маленькие скорости затвора и вспышку для подсветки переднего плана. Программа Черно-белой съемки. Еще один поворот колеса, — и мы попадает в режим панорамы. Меню у камеры достаточно удобное, причем в отличие от камеры А50, теперь есть возможность подключить телевизор и наблюдать на нем изображение и меню не только при воспроизведении, но и при съемке.

Экранные меню в режиме съемки
ЖК видоискатель при съемке Режим просмотра фрагмента кадра

Единственным исключением является режим панорамы, при котором камера индицирует вам уменьшенный отснятый кадр для возможности точного совмещения, однако это вы можете увидеть только на ЖК экране.

Вид экрана при панорамной съемке

Программное обеспечение

Комплект программного обеспечения, поставляемого с камерой, традиционно богат и оставляет прекрасное впечатление. Он состоит из двух CD. Один из них содержит программу PhotoDeluxe Home Edition 3.1 от фирмы Adobe, второй содержит ряд программ от фирмы Canon. Это ZoomBrowser EX, позволяющий получать фотографии с камеры, группировать их, просматривать информацию о кадрах и составлять базу данных. Информация о снимке, предоставляемая этой программой, содержит имя камеры, формат файла, размер изображения, дату, значение диафрагмы, значение выдержки, компенсацию экспозиции, использование вспышки, использование режима макро-, баланс белого. Есть возможность помещать в эту базу и фотографии, сделанные другими камерами, однако в этом случае остается доступной только информация о модели камеры, формате файла и размере кадра. Сторонние программы тоже частично понимают заголовок файлов, в котором камера записывает режимы съемки. Так, программа ImageN позволяет узнать диафрагму, выдержку и фокусное расстояние объектива, с которым проводилась съемка. Здесь особо отмечу, что программы, поставляемые с камерой, фокусное расстояние объектива, с которым производилась съемка, прочесть из заголовка файла не могут.

Еще одна программа, которая поставляется с камерой, PhotoRecord, позволяет разместить на одном листе формата А4 несколько фотографий, снабдив их разнообразными рамками и фоном из очень богатой библиотеки. Есть возможность как положиться на автоматическое расположение фотографий на листе, так и сделать макет страницы вручную.

Третья программа — это программа сшивки панорам PhotoStich. Программа позволяет в три шага создать панораму как в автоматическом, так и в ручном режиме. В ручном режиме есть возможность выбирать на соседних кадрах точки, которые должны быть совмещены.

Вместо заключения

Прекрасная компактная камера в прочном металлическом корпусе, которую можно постоянно носить с собой, с высоким качеством получаемых изображений и некоторыми возможностями вмешаться в автоматику, как-то: компенсация экспозиции, баланс белого, возможность выбора между центрально-взвешенным и точечным замером, возможность использовать карты CompactFlash и IBM Microdrive. При очень большом желании можно использовать с камерой и оптические насадки и фильтры. Для этого фирма CKC Power придумала следующие приспособления, что у них получилось, можно посмотреть здесь. Литиевые батарейки, в отличие от аккумуляторов, обладают очень маленьким током саморазряда, поэтому если камерой не снимать а только носить, то она всегда готова к работе. Шумы у камеры великоваты, поэтому принцип работы с камерой — не разменивайтесь на мелочи, снимайте только идеальные объекты при идеальном освещении, и вы останитесь довольны.

Технические характеристики

Формат кадра 2048×1536, 1024×768, 640×480 JPEG
Память Плата CompactFlash Type II,
Датчик изображений Матрица ПЗС 3338400 пикселей 1/1,8 дюйма 
Объектив F2,9—4,0 f=6,5—13мм (эквивалентно 32—64мм 35мм камеры)
Фокусировка TTL автофокус
Диапазоны фокусировки 66 см — бесконечность
12—66 см — режим макро 
Экспозиция TTL (центровзвешенный/точечный)
Выдержка 2—1/1000 с 
Монитор 1,8 дюйма
Входы/выходы Последовательный порт,USB, видеовыход
Питание Литиевая батарея 2CR5, NiMH аккумулятор
Размер 105,4×69,4×33,8 мм
Вес 270 г без элементов питания и карты памяти


Камера предоставлена компанией Digital Nature





Дополнительно