Обзор нового видеоускорителя Nvidia GeForce RTX 2080 Super: чуть быстрее RTX 2080, но до RTX 2080 Ti еще далеко

Справочные материалы:

Теоретическая часть: особенности архитектуры

Совсем недавно мы выпустили обзор улучшенных видеокарт семейства GeForce RTX, и хотя в нем была дана информация лишь о GeForce RTX 2060 Super и RTX 2070 Super, в начале июля Nvidia представила сразу три новые модели, а не две — выхода обзоров RTX 2080 Super пришлось подождать еще пару недель, и вот наконец-то это ожидание подошло к концу, и сегодня мы рассмотрим третью улучшенную видеокарту семейства Super.

Семейство основано на ранее известных нам графических процессорах TU104 и TU106, но с улучшенными характеристиками относительно оригинальных версий GPU. Напомним, почему вообще эти видеокарты понадобились. Бездействие конкурента на рынке закончилось, в июне AMD анонсировала новое семейство Radeon RX 5700, выпуск которого был назначен на 7 июля. Nvidia воспользовалась этой передышкой и подготовила превентивный ответ в виде трех улучшенных моделей, получивших в дополнение к своим наименованиям приставку Super, причем первые две новинки вышли раньше обзоров новых Radeon.

Напомним, что среди самых ярких преимуществ и нововведений в GPU семейства Turing — специализированные блоки для аппаратного ускорения трассировки лучей, позволяющие использовать физически корректный расчет распространения лучей света, в отличие от растеризации, лишь имитирующей их поведение. Аппаратной трассировкой лучей заинтересовались многие разработчики, она будет использоваться в таких проектах как Call of Duty: Modern Warfare, Control, Cyberpunk 2077, Doom Eternal, Sword and Fairy 7, Watch Dogs: Legion и Wolfenstein: Youngblood. Причем, если в ранее вышедших играх при помощи трассировки лучей реализован лишь какой-то один эффект (отражения, тени или глобальное освещение), то в грядущей игре Control компании Remedy при помощи трассировки лучей будут рассчитываться и тени, и непрямое освещение, а также два вида отражений.

Еще одной новой функциональностью Turing является новый тип вычислительных блоков — тензорных ядер, которые способны исполнять специализированные вычисления алгоритмов глубокого обучения, с очень высокой производительностью. В будущем эти блоки можно будет использовать в широком круге задач искусственного интеллекта, а для игровой 3D-графики первым применением стал алгоритм Deep Learning Super Sampling (DLSS), обеспечивающий увеличение разрешения с использованием возможностей специально обученной нейросети.

Как и ранее рассмотренные нами две Super-модели, сегодняшняя героиня GeForce RTX 2080 Super должна обеспечить прирост производительности, по сравнению с обычной (не Super) видеокартой, что будет полезно даже скорее не в конкурентной борьбе с AMD, а просто улучшит потребительские характеристики видеокарты Nvidia в этом ценовом сегменте. Улучшенная модель должна принести пользователям чуть большую производительность за те же деньги.

Так как рассматриваемая видеокарта компании Nvidia основана на графическом процессоре архитектуры Turing, имеющей очень много общего с предыдущими архитектурами Pascal и Volta, то перед прочтением материала мы советуем ознакомиться с нашими предыдущими статьями:

Графический ускоритель GeForce RTX 2080 Super
Кодовое имя чипа TU104
Технология производства 12 нм FinFET
Количество транзисторов 13,6 млрд
Площадь ядра 545 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_1
Шина памяти 256-битная: 8 независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типа GDDR6
Частота графического процессора 1650 (1815) МГц
Вычислительные блоки 48 потоковых мультипроцессоров, включающих 3072 CUDA-ядра для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32
Тензорные блоки 384 тензорных ядра для матричных вычислений INT4/INT8/FP16/FP32
Блоки трассировки лучей 48 RT-ядер для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH
Блоки текстурирования 192 блока текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 8 широких блоков ROP (64 пикселя) с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка подключения по интерфейсам HDMI 2.0b и DisplayPort 1.4a
Спецификации референсной видеокарты GeForce RTX 2080 Super
Частота ядра 1650 (1815) МГц
Количество универсальных процессоров 3072
Количество текстурных блоков 192
Количество блоков блендинга 64
Эффективная частота памяти 15,5 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 256-бит
Объем памяти 8 ГБ
Пропускная способность памяти 496 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP16/FP32) до 22,3/11,2 терафлопс
Производительность трассировки лучей 8 гигалучей/с
Теоретическая максимальная скорость закраски 116 гигапикселей/с
Теоретическая скорость выборки текстур 348 гигатекселей/с
Шина PCI Express 3.0
Разъемы один HDMI и три DisplayPort
Энергопотребление до 250 Вт
Дополнительное питание один 8-контактный и один 6-контактный разъемы
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 2
Рекомендуемая цена $699 (56 990 рублей)

Вышла уже третья улучшенная модель ранее известных видеокарт, получивших приставку Super. С приходом на рынок RTX 2080 Super, линейка видеокарт Nvidia лишается аналогичной видеокарты без такой приставки, новинка заменяет обычную RTX 2080. Эта модель просто немного ускорена по сравнению с «обычной» моделью с таким же индексом. То есть, можно считать, что Nvidia просто улучшила характеристики уже существующей модели, оставив цену в $699.

Если две младшие модели еще хоть как-то конкурируют с видеокартами AMD, то у GeForce RTX 2080 Super прямой соперник в виде Radeon VII скорее был, чем есть. Почему «был»? Да потому что недолгий жизненный цикл этой модели по сути уже завершен. Она слишком дорога в производстве, в том числе и потому, что изначально была моделью для профессиональных применений, а на игровой рынок вышла скорее как имиджевое решение — первый в мире игровой GPU, произведенный при помощи 7 нм техпроцесса. Radeon VII вряд ли будет производиться и продаваться в будущем, скорее всего, просто распродадут остатки и будут ждать большого чипа на базе архитектуры RDNA.

Видеокарта модели GeForce RTX 2080 Super появилась в продаже уже с сегодняшнего дня. Так как это все та же плата семейства Turing на чипе TU104, то все производители, в том числе компании Asus, Colorful, EVGA, Gainward, Galaxy, Gigabyte, Innovision 3D, MSI, Palit, PNY и Zotac, сразу же представили свои решения с собственным дизайном, включая модели с фабричным разгоном. Также предлагается и референсный вариант Founders Edition — для тех, кто предпочитает заводской дизайн Nvidia. Который не отличается от нереференсного ни ценой, ни производительностью.

Сам дизайн Founders Edition ничем особо не отличается от других вариантов серии RTX 20. Кулер у рассматриваемой модели аналогичен тому, что мы видели ранее в RTX 2080, это же касается и вентиляторов, и радиатора. Система питания та же, как и разъемы для дополнительного питания (один 8-контактный и один 6-контактный) и порты для вывода информации на дисплеи: три DisplayPort 1.4, один HDMI 2.0b и VirtualLink.

Для того чтобы поддержать запуск новых моделей, Nvidia приготовила специальный комплект из пары игр. Ограниченное время после начала продаж видеокарт с приставкой Super, все покупатели видеокарт серии GeForce RTX, равно как и настольных ПК и ноутбуков на основе моделей семейства Turing, получат от Nvidia в подарок две игры с поддержкой трассировки лучей: Control и Wolfenstein: Youngblood. Первая выйдет в августе, а вторая — уже через пару дней, хотя в начале продаж трассировки в ней еще не будет.

Архитектурные особенности

Сделать супер-модель из GeForce RTX 2080 оказалось не так просто, ведь обычная видеокарта уже довольно близка к максимуму, который можно получить, не переходя к использованию топового GPU архитектуры Turing, который слишком дорог в производстве и предлагается только в виде RTX 2080 Ti. Поэтому GeForce RTX 2080 Super основана на полноценном чипе TU104, со всеми активными исполнительными блоками, имеющимися в чипе. Эта версия графического процессора содержит 48 мультипроцессоров, объединенных в 6 кластеров GPC и состоящих из 3072 CUDA-ядер, 48 RT-ядер и 384 тензорных ядер. Также в полной версии GPU содержится 192 текстурных модуля и 64 блока ROP.

Но даже активация всех блоков и повышение тактовой частоты до 1650 МГц для базовой и 1815 МГц для турбо-частоты (самая высокая в линейке GeForce RTX), соответственно, не привели к существенной прибавке скорости рендеринга, относительно «обычной» модели, и от RTX 2080 Ti новинка осталась все так же весьма далека. Да, ее более чем 11 терафлопс FP32 и 8 гигалучей/с для трассировки лучей — это совсем немало, но не особенно быстрее, чем 10 терафлопс и все те же 8 гигалучей у обычной RTX 2080.

Чтобы хоть еще чуть-чуть улучшить производительность RTX 2080 Super, Nvidia пришлось повысить еще и частоту работы памяти — с 14 до 15,5 ГГц эффективной частоты. Такая высокая частота используется в линейке Turing впервые. Похоже, что для этой модели видеокарты используются чипы памяти, рассчитанные на частоты до 16 ГГц, которые предлагаются производителями. Естественно, что шина памяти осталась 256-битной, а ее объем не превысил 8 ГБ (ставить 16 ГБ было бы накладно, да и странно — при меньшем объеме VRAM у топовой RTX 2080 Ti). В результате, пропускная способность памяти выросла почти до 500 ГБ/с, что выглядит впечатляюще, хотя это лишь на 10% выше ПСП «обычной» модели.

В качестве ложки дегтя отметим вполне объяснимый рост энергопотребления новой видеокартой, ведь полной версии TU104 приходится работать на очень высокой частоте — более чем 1800 МГц. Как и в случае других «суперов», которые мы рассмотрели ранее, RTX 2080 Super потребляет заметно больше энергии, по сравнению со своей «нормальной» предшественницей. Если RTX 2080 потребляла до 215 Вт энергии, то Super способна переварить уже до 250 Вт — сразу на 35 Вт выше и достигает показателя TDP для RTX 2080 Ti.

Это явно больше прироста производительности, даже в теории. То есть, энергоэффективность очередной Super-видеокарты Nvidia снова лишь ухудшилась. Впрочем, они могут себе это позволить, ведь даже в таком виде Turing до сих пор энергоэффективнее решений конкурента, производимых по 7 нм техпроцессу. Особенно если говорить обо все еще встречающемся в продаже прямом ценовом конкуренте в виде Radeon VII, который заметно хуже по этому показателю.

По поводу всего того, что не связано с 3D-частью, в новой модификации видеокарты нет никаких изменений. В чипе все тот же обновленный блок вывода информации, поддерживающий дисплеи с высоким разрешением, HDR и высокой частотой обновления. Все платы GeForce RTX имеют порты DisplayPort 1.4a, позволяющие вывести информацию на 8K-монитор с частотой обновления 60 Гц с поддержкой технологии VESA Display Stream Compression (DSC) 1.2, обеспечивающей высокую степень сжатия.

Также все GPU семейства Turing содержат улучшенный кодировщик видеоданных NVEnc, добавляющий поддержку сжатия данных в формате H.265 (HEVC) при разрешении 8K и 30 FPS. Был обновлен и декодер видеоданных NVDec, получивший поддержку декодирования данных в формате HEVC YUV444 10-бит/12-бит HDR при 30 FPS, в формате H.264 при 8K-разрешении и в формате VP9 с 10-бит/12-бит данными. Со всеми остальными возможностями семейства Turing вы можете познакомиться в большом обзоре GeForce RTX 2080 Ti.

Программные технологии и инициативы

Программная поддержка важна не меньше аппаратной. Начнем с приложения GeForce Experience (GFE), которое входит в комплект драйверов Nvidia. GFE включает в числе прочего следующие компоненты: Highlights — для автоматической записи игровых моментов, Ansel — для создания красивых скриншотов, а также Freestyle — для настройки картинки под свои требования при помощи полутора десятков фильтров и нескольких десятков настроек, вроде повышения резкости, яркости и цветовой насыщенности.

Также было анонсировано новое приложение для оценки производительности и энергопотребления графических процессоров — FrameView. Оно служит для анализа и вывода всех основных параметров: частоты кадров, времени кадра, энергопотребления, производительности на ватт и других. Подобных утилит довольно много, но Nvidia отмечает высокую точность именно их ПО, которое получает данные от всех основных API: DirectX 9, 10, 11 и 12, OpenGL, Vulkan и Universal Windows Platform (правда, пока что оверлей работает далеко не везде). Заявлено, что FrameView получает статистику с более высокой точностью по сравнению с другими инструментами.

Пока что мы не тестировали это приложение, но нам обещают минимальное влияние на производительность во время тестирования и удобный настраиваемый оверлей для вывода статистики во время игрового процесса. При этом приложение не ограничено исключительно видеокартами GeForce и не зависит от производителя GPU. Оно позволяет собирать сравнительные данные и для Radeon, и единственный нюанс в том, что отличаются данные по энергопотреблению: API AMD выдает среднее значение между энергопотреблением чипа и платы, а ПО Nvidia выдает полное потребление энергии всей видеокартой.

Отметим и еще одну интересную инициативу — RTX Studio, которая призвана повысить производительность и надежность работы приложений для тех, кто работает с ПО по созданию контента. В состав платформы входят GPU серии GeForce RTX и набор ПО со специализированными SDK и драйверами Studio (ранее известными как Creator Ready). По словам Nvidia, регулярное тестирование популярных приложений Adobe, Autodesk, Avid, Blackmagic Design, Epic, Maxon и Unity, позволяет оптимизировать их работу и повысить надежность.

Драйвер с первоначальной поддержкой уже вышел, и пока что он поддерживает ограниченное количество приложений: Autodesk 3DS Max 2020, Blackmagic Design DaVinci Resolve 16 и Daz3D Daz Studio. Но его будут обновлять с учетом особенностей других приложений для проектирования, обработки видео, также выйдет набор средств разработчика Studio SDK и соответствующие API для ускорения рендеринга и обработки видеоданных, а также для автоматизации профессиональных задач с применением возможностей искусственного интеллекта.

Предварительная оценка производительности

Попробуем наглядно оценить разницу между разными моделями видеокарт на основе графического процессора TU104, включая «суперы» и одну из моделей, уходящих с рынка, используя табличку с их количественными теоретическими показателями:

  RTX 2080 Super RTX 2080 RTX 2070 Super
Кодовое имя GPU TU104 TU104 TU104
Кол-во транзисторов, млрд 13,6 13,6 13,6
Площадь кристалла, мм² 545 545 545
Базовая частота, МГц 1650 1515 1605
Турбо-частота, МГц 1815 1710 1770
CUDA-ядра, шт 3072 2944 2560
Производительность FP32, терафлопс 11,2 10,1 9,1
Тензорные ядра, шт 384 368 320
RT-ядра, шт 48 46 40
Блоки ROP, шт 64 64 64
Блоки TMU, шт 192 184 160
Объем видеопамяти, ГБ 8 8 8
Шина памяти, бит 256 256 256
Тип памяти GDDR6 GDDR6 GDDR6
Частота памяти, ГГц 15,5 14 14
ПСП памяти, ГБ/с 496 448 448
Энергопотребление TDP, Вт 250 215 215
Рекомендованная цена, $ 699 EOL 499

Очень хорошо видно, что все три показанные в табличке модели весьма близки по своей производительности. Это и неудивительно, ведь все они основаны на одном и том же GPU, пусть и с разным количеством исполнительных блоков и рабочими частотами, но разница в их скоростных показателях не особо велика.

По предварительным данным компании Nvidia, модель GeForce RTX 2080 Super должна быть в среднем быстрее на 5%-6%, по сравнению с GeForce RTX 2080, и быстрее, чем Titan XP. Вот так выглядят результаты всей обновленной линейки, по сравнению с обычными моделями видеокарт, в случае измерения самой Nvidia:

Как видно по табличке, сегодняшняя супер-новинка хоть и опередила обычную модель, но разница в скорости рендеринга зачастую не достигает даже заявленных 5%-6%. Хотя это и неплохой прирост с учетом того, что RTX 2080 Super будет продаваться за ту же рекомендуемую цену в $699, но до RTX 2080 Ti новинке все равно очень и очень далеко, да и смысла в ускорении RTX 2080 на несколько процентов не так уж много, на наш взгляд. Особенно с учетом того, что на рынке уже и так давно присутствуют видеокарты с фабричным разгоном, дающие эти самые несколько процентов прироста. Похоже, что Nvidia совсем заскучала без особой конкуренции в верхнем ценовом сегменте.

Особенности видеокарты Nvidia GeForce RTX 2080 Super

Сведения о производителе: Компания Nvidia Corporation (торговая марка Nvidia) основана в 1993 году в США. Штаб-квартира в Санта-Кларе (Калифорния). Разрабатывает графические процессоры, технологии. До 1999 года основной маркой была Riva (Riva 128/TNT/TNT2), с 1999 года и по настоящее время — GeForce. В 2000 году были приобретены активы 3dfx Interactive, после чего торговые марки 3dfx/Voodoo перешли к Nvidia. Своего производства нет. Общая численность сотрудников (включая региональные офисы) — около 5000 человек .

Объект исследования: ускоритель трехмерной графики (видеокарты) Nvidia GeForce RTX 2080 Super 8 ГБ 256-битной GDDR6

Характеристики карты

Nvidia GeForce RTX 2080 Super 8 ГБ 256-битной GDDR6
Параметр GeForce RTX 2080 Super
GPU Nvidia TU104
Интерфейс PCI Express x16
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1650—1815(Boost)—1965(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 3875 (15500)
Ширина шины обмена с памятью, бит 256
Число вычислительных блоков в GPU 48
Число операций (ALU) в блоке 64
Суммарное количество блоков ALU 3072
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 192
Число блоков растеризации (ROP) 64
Число блоков Ray Tracing 48
Число тензорных блоков 384
Размеры, мм 270×100×36
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2
Цвет текстолита черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 252
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 37
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 32,4
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 25,4
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 25,8
Видеовыходы 1×HDMI 2.0b, 3×DisplayPort 1.4
Поддержка многопроцессорной работы Nvidia SLI (NV Link)
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4
Питание: 8-контактные разъемы 1
Питание: 6-контактные разъемы 1
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц (7680×4320@30 Гц)
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, Dual-Link DVI 2560×1600@60 Гц (1920×1200@120 Гц)
Максимальное разрешение/частота, Single-Link DVI 1920×1200@60 Гц (1280×1024@85 Гц)
Средняя цена карты на момент написания обзора 52 500 рублей

Память

Карта имеет 8 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (GDDR6) рассчитаны на номинальную частоту работы в 4000 (16000) МГц

Особенности карты и сравнение с GeForce RTX 2080

GeForce RTX 2080 Super GeForce RTX 2080
вид спереди
вид сзади

RTX 2080 Super основан уже на TU104 (как RTX 2080), поэтому мы сравниваем плату с RTX 2080. И видим, что платы полностью одинаковые! Разница лишь в ядрах (у RTX 2080 оно чуть более урезанное, нежели у RTX 2080 Super).

Схема питания ядра построена на базе 8-фазного цифрового преобразователя iMon DrMOS и управляется цифровым контроллером uP9512P производства uPI (он же управляет и 2 фазами питания микросхем памяти). Стоит напомнить, что такая динамическая система управления питанием способна осуществлять мониторинг тока чаще раза в миллисекунду, что дает жесткий контроль над поступающим на ядро питанием.

Карта оснащается разъемом USB-C (VirtualLink) специально для работы с устройствами виртуальной реальности следующего поколения. Набор видеовыходов стандартно-современный (3 DP и 1 HDMI). Подвод питания осуществляется через два разъема: 6- и 8-контактный.

Карта поддерживает технологию Nvidia G-Sync.

Подсветка традиционная для карт Nvidia серии Founders Edition (надпись «GeForce RTX» на торце карты) и не регулируется.

Охлаждение и нагрев

Система охлаждения полностью перекочевала из прошлогоднего RTX 2080.

Главной частью кулера RTX 2080 Super является большая испарительная камера, оборотная часть которой припаяна к массивному радиатору. Поверх установлен кожух с двумя вентиляторами, работающими на одинаковой частоте вращения. Микросхемы памяти и силовые транзисторы охлаждаются специальной пластиной, также жестко соединенной с основным радиатором. С оборотной стороны карта прикрывается специальной пластиной, которая обеспечивает не только жесткость печатной платы, но и дополнительное охлаждение через специальный термоинтерфейс в местах монтажа микросхем памяти и силовых элементов.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner (автор А. Николайчук AKA Unwinder):

После 6-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 74 градусов, что является хорошим результатом для видеокарт такого уровня.

Максимальный нагрев — на торце радиатора.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума выполняется по методике, описанной здесь:

  • 28 дБА и менее: шум плохо различим уже на расстоянии одного метра от источника, даже при очень низком уровне фонового шума. Оценка: шум минимальный.
  • от 29 до 34 дБА: шум различим уже с двух метров от источника, но не особо обращает на себя внимания. С таким уровнем шума вполне можно мириться даже при долговременной работе. Оценка: шум низкий.
  • от 35 до 39 дБА: шум уверенно различается и заметно обращает на себя внимание, особенно в помещении с низким уровнем шума. Работать с таким уровнем шума можно, но спать будет затруднительно. Оценка: шум средний.
  • 40 дБА и более: такой постоянный уровень шума уже начинает раздражать, от него быстро устаешь, появляется желание выйти из комнаты или выключить прибор. Оценка: шум высокий.

В режиме простоя в 2D температура была не выше 28 °C, вентиляторы работали на частоте 1500 оборотов в минуту. Шум составлял 25,4 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось: температура ядра оставалась прежней, вентиляторы работали на тех же оборотах, шум сохранялся на уровне 25,8 дБА.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 74 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1856 оборотов в минуту, шум вырастал до 32,4 дБА. Так что шум различим, но с ним можно мириться. Еще раз отметим отличную эффективность СО у референс-карт Nvidia.

Комплект поставки и упаковка

Базовый комплект поставки серийной карты должен включать в себя руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами. Однако традиционно карты серии Founders Edition идут без носителей информации, ибо купить такие карты можно только через интернет-магазин, а значит, покупатель способен и сам скачать ПО с сайта производителя. Поскольку у RTX 2080 Super нет видеовыхода DVI, то в комплекте идет переходник с DP на DVI.

Синтетические тесты

Мы провели тестирование обновленной видеокарты в нашем наборе синтетических тестов, который все еще продолжает изменяться. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями (compute shaders), но с этим есть определенные сложности. В будущем мы постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — пишите их в комментариях к статье или отправьте авторам почтой.

Из ранее активно использовавшихся нами тестов RightMark3D мы оставили лишь несколько самых тяжелых вариантов. Остальные уже изрядно устарели и на столь мощных GPU упираются в различные ограничители, не загружают работой блоки графического процессора и не показывают истинную его производительность. А вот синтетические Feature-тесты из набора 3DMark Vantage мы пока что решили оставить в полном составе, так как заменить их попросту нечем, хотя и они уже устарели.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), а также несколько тестов для измерения производительности трассировки лучей. В качестве полусинтетического теста у нас также используется и популярный 3DMark Time Spy, помогающий определить прирост от асинхронных вычислений.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • GeForce RTX 2080 Super со стандартными параметрами (RTX 2080S)
  • GeForce RTX 2070 Super со стандартными параметрами (RTX 2070S)
  • GeForce RTX 2060 Super со стандартными параметрами (RTX 2060S)
  • GeForce RTX 2080 Ti со стандартными параметрами (RTX 2080 Ti)
  • GeForce RTX 2080 со стандартными параметрами (RTX 2080)
  • Radeon VII со стандартными параметрами (RVII)
  • Radeon RX 5700 XT со стандартными параметрами (RX 5700 XT)

Столь широкий круг сравниваемых моделей вполне объясним. Для некоторых тестов у нас в наличии есть только результаты моделей Super, их мы и взяли. А для того, чтобы понять, насколько изменения в полной версии графического процессора TU104 помогли увеличить производительность в синтетических задачах, мы сравнили новинку также и с RTX 2080 Ti и RTX 2080.

От компании AMD в качестве соперников для RTX 2080 Super в нашем сравнении выступают две видеокарты моделей Radeon RX 5700 XT и Radeon VII. Последняя видеокарта близка к новинке по цене, и их можно и нужно сравнивать напрямую, хотя Radeon VII фактически уже уходит с рынка. Поэтому мы взяли также еще и свежую модель RX 5700 XT, хотя она и стоит гораздо дешевле и прямым конкурентом для новинки не является.

 
Тесты Direct3D 10
 
Тесты из 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 11
 
Тесты Direct3D 12
 
Тесты трассировки лучей
 
Вычислительные тесты

Игровые тесты

Конфигурация тестового стенда

  • Компьютер на базе процессора Intel Core i9-9900K (Socket LGA1151v2):
    • процессор Intel Core i9-9900K (разгон 5,0 ГГц по всем ядрам);
    • СО NZXT Kurhen C720;
    • системная плата Gigabyte Z390 Aorus Xtreme на чипсете Intel Z390;
    • оперативная память 32 ГБ (4×8 ГБ) DDR4 Corsair UDIMM 3200 МГц (CMT32GX4M4C3200C14);
    • SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
    • жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA3;
    • блок питания Corsair AX1600i (1600 Вт);
    • корпус Thermaltake Versa J24;
  • операционная система Windows 10 Pro 64-битная; DirectX 12 (v.1903);
  • телевизор LG 43UK6750 (43″ 4K HDR);
  • драйверы AMD версии 19.7.1;
  • драйверы Nvidia версии 431.36/431.56;
  • VSync отключен.

Список инструментов тестирования

Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Wolfenstein II: The New Colossus (Bethesda Softworks/MachineGames)
  • Tom Clancy’s The Division 2 (Massive Entertainment/Ubisoft)
  • Devil May Cry 5 (Capcom/Capcom)
  • Battlefield V (EA Digital Illusions CE/Electronic Arts)
  • Far Cry 5 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix) — HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
  • Strange Brigade (Rebellion Developments/Rebellion Developments)

Результаты тестирования:

 
Wolfenstein II: The New Colossus
 
Tom Clancy’s The Division 2
 
Devil May Cry 5
 
Battlefield V
 
Far Cry 5
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus
 
Strange Brigade

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 550 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 550 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. Из общего списка выбирается группа карт для анализа, куда входят GeForce RTX 2080 Super и их конкуренты.

Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на середину июля 2019 года.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1350—1950/14000 1190 168 71 000
02 RTX 2080 Super 8 ГБ, 1650—1965/15500 1070 204 52 500
03 RTX 2080 8 ГБ, 1515—1950/14000 1000 217 46 000
05 Radeon VII 16 ГБ, 1400—1750/2000 900 176 51 000

GeForce RTX 2080 Super логично занял промежуточную позицию между RTX 2080 и RTX 2080 Ti, находясь ближе к первому.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей.

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
21 RTX 2080 8 ГБ, 1515—1950/14000 217 1000 46 000
22 RTX 2080 Super 8 ГБ, 1650—1965/15500 204 1070 52 500
25 Radeon VII 16 ГБ, 1400—1750/2000 176 900 51 000
26 RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1350—1950/14000 168 1190 71 000

Стоит еще раз отметить, что в первых (базовых) обзорах ускорителей рейтинг полезности обычно не особо показателен: ценники новинок в нашей торговле всегда сильно завышены и слабо отражают рекомендованные производителями цены, а мы взяли именно реальные цены на новые RX 5700 XT, RX 5700, RTX 2060 Super, RTX 2070 Super, RTX 2080 Super с Яндекс.Маркета (пока выбор невелик). Тем не менее, стоит отметить, что преимущество в производительности у RTX 2080 Super не смогло перевесить его намного более высокую стоимость на момент подготовки обзора, поэтому он отстал от RTX 2080, но все же опередил Radeon VII в этом рейтинге. Конечно же, ждем корректировки цен и улучшения рейтинга новинок.

Выводы

Линейка Super улучшила соотношение производительности и цены для большинства видеокарт Nvidia на рынке. С функциональностью и энергоэффективностью у них и так все было отлично, но начальные цены на линейку GeForce RTX были слишком высокими и отталкивали многих потенциальных покупателей. С выпуском Super-модификаций видеокарт Nvidia как бы снизила цены на свои решения, что сделало вышедшие модели еще более привлекательными. Да, все они основаны на известных нам чипах, и в них нет ничего нового с технической точки зрения, но ведь они и так опережают конкурентов по функциональности и энергоэффективности.

Как и пара видеокарт RTX 2060 и RTX 2070, модель RTX 2080 получила обновление в виде улучшенной модели с приставкой Super, которая вышла на пару недель позже младших моделей и заменила в линейке компании Nvidia обычную RTX 2080 в рыночном сегменте с ценой в $699. GeForce RTX 2080 Super предназначена для тех энтузиастов ПК-игр, которые планируют играть в разрешении 4K при использовании максимальных настроек качества, включая трассировку лучей в тех играх, где она используется. Новинка оказалась быстрее некогда топовой модели Titan XP, обходит она и фабрично разогнанную RTX 2080 Founders Edition.

Подход Nvidia при создании RTX 2080 Super несколько отличается от виденного нами ранее в случае младших моделей семейства Super. Так как обычный вариант RTX 2080 уже и так использовал почти полноценный графический процессор TU104, то Nvidia пришлось перейти к полной версии этого GPU при помощи разблокировки еще пары мультипроцессоров SM. Но этого прироста было явно недостаточно, и инженерам пришлось повысить также частоту работы GPU и видеопамяти. В результате тактовые частоты GPU и VRAM у новинки стали самыми высокими в линейке Turing, что сказалось и в виде повышения энергопотребления сразу до 250 Вт.

10% увеличения производительности по теоретическим показателям за $699 (ту же цену, что была в начале продаж у RTX 2080) — это очень неплохо, но конкурентов на рынке у видеокарты нет, а до RTX 2080 Ti она не достанет ни в коем случае. Ведь в реальности 10% теоретической разницы выливаются лишь в 4%-6% разницы по частоте кадров, что совсем немного. Скорее всего, необходимость выпуска улучшенной RTX 2080 Super возникла из-за того, что RTX 2070 Super просто подобралась к обычной RTX 2080 слишком близко. Поэтому совершенно неудивительно, что новая «супер»-модель вытеснила обычную из линейки Nvidia.

Теперь конкретно по рассмотренной карте. Очевидно, что Nvidia GeForce RTX 2080 Super в версии Founders Edition будет доступна через онлайн-магазин компании Nvidia, а версии ее партнеров будут мало чем отличаться от соответствующих предшественников (как внешне, так и по габаритам и шумовым характеристикам). Простые версии RTX 2080 еще будут какое-то время представлены в продаже, так что выбор для покупателя окажется шире. Сама по себе плата Nvidia GeForce RTX 2080 Super Founders Edition обладает хорошей (эффективной и довольно тихой) системой охлаждения и стандартными габаритами, занимая 2 слота в системном блоке. Впрочем, после массового распространения трехслотовых видеокарт понятие «стандартные габариты 3D-ускорителей», наверное, вскоре модифицируется, и 2-слотовые видеокарты будут восприниматься как нечто изящное :)

И опять же, не забываем, что функциональность в целом у семейства Nvidia GeForce RTX повыше, чем у конкурентов: в играх на GeForce RTX можно увидеть больше интересных эффектов. А с уходом Radeon VII с рынка у RTX 2080/2080 Super конкурентов в своем ценовом сегменте нет.

Также хочется снова поблагодарить Nvidia за выпуск программы FrameView, которая не привязана ни к каким семействам карт, работает на любых видеоускорителях и обеспечивает наглядный мониторинг.

Благодарим компанию Nvidia Russia
и лично Ирину Шеховцову

за предоставленную на тестирование видеокарту

Для тестового стенда:
материнская плата Z390 Aorus Xtreme и комплект памяти предоставлены компанией Gigabyte
блок питания Corsair AX1600i (1600W) предоставлен компанией Corsair

23 июля 2019 Г.