Игровые рули Thrustmaster: переплачиваем со знанием дела


Как давно вам приходилось ощущать
себя за рулем автомобиля Ferrari?
Ну, скажем, модели 360 Modena?
Как никогда? Что, вообще никогда?
А желаете попробовать?
Я вот только вчера катался!
Да ладно, ладно, шучу,
конечно — где бедному студенту
взять денег на такой автомобиль?
Так, еле на старенький Volvo хватает…


Рули с лого Ferrari

Если помните, был такой фильм в восьмидесятые — «Отпуск за свой счет». Эпизод на выставке в Будапеште: Гурченко бьет по рукам свою молодую спутницу, наивно пожелавшую купить некий прибор, со словами: «Да тебе хватит денег разве что на ручку от этого прибора!» Примерно так же обстоит дело с игровыми рулями — когда большинство не может мечтать даже о ржавом четырехколесном «корыте», купить руль и истязать себя автосублиматорами уже по средствам многим.

То, о чем пойдет речь ниже, не является тест-драйвом. Рассматривались не продукты одного класса разных производителей, как это принято в сравнительных испытаниях, а вертикальная линейка изделий одной отдельно взятой торговой марки. Не так важны были поиски «лучшего», как волновал вопрос: отчего это цена на функционально похожие манипуляторы отличается в разы. А для выяснения причин и чистоты эксперимента всегда лучше брать продуктовый ряд из одних рук. Мы попытались провести «дознание» не только с точки зрения «удобно или не удобно играть в автосимы с рулем» — из-за этого и так много копий сломано. Гораздо интересней было разобраться в тонкостях крепления, удобства педалей, продуманности компонентов управления автомобилем. К тому же есть с чем сравнивать: своя, что называется, «под парами» — по окончании процесса прыгнуть за более привычный руль в надежде побить наконец-то рекорды Колина МакРея применительно к условиям бесконечных дорожных работ на улицах родного города.

Подвернулась возможность порулить на выходных четырьмя баранками от Thrustmaster. Торговая марка — из уважаемых, американская компания, производящая исключительно игровые манипуляторы: рули, джойстики, приставки. В боевых условиях поочередно изучались четыре модели — от простого (по меркам Thrustmaster, конечно) Formula Charger за $25 до топового Force Feedback Racing Wheel (с обратной связью), что впятеро дороже (приводятся примерные розничные цены, рекомендованные производителем). Промежуточное положение занимают 360 Modena и 360 Modena Pro. С первых строк этого материала напрашивается вопрос: «А какое, собственно, отношение имеют Thrustmaster и его рули к моделям автомобилей Ferrari?» Самое непосредственное. Дело в том, что Thrustmaster купил у Ferrari лицензию на использование в своей линейке спортивных манипуляторов атрибутики конезаводчиков из Маринелло и некоторых конструктивных находок, благодаря чему на рулях красуются знаменитые черные жеребцы на желтом фоне, а на коробках имеются надписи «Точная копия руля модели …».

Что ж, помолясь, начнем.

Charger Wheel ($25)

Formula Charger

Простейший руль из линейки Thrustmaster. Основные параметры:

  • 4 программируемых переключателя
  • 2 аналоговых рычага ускорения и торможения, расположенные под рулем
  • Легкая система крепления к плоской поверхности
  • Пластиковая обшивка поверхности руля
  • Gameport интерфейс
Система крепления Charger Wheel

Крепление руля к столу осуществляется скобой с достаточно простой конструкцией зажима. Резиновые накладки на основании руля и «пяточки» на скобе плотно прижимаются к поверхности при помощи рычага, конструктивно выполненного в едином целом со стальным (!) штифтом, вкручивающимся в основание руля. Интересно, что более дорогие рули поставляются с пластмассовыми штифтами, что может вызвать определенные проблемы при частой перестановке руля по поверхности стола. Сама установка не вызывает никаких проблем: прикручиваем скобу — устанавливаем на столе станину — одно движение рукой — и руль практически намертво прихвачен. По крайней мере, сорвать его с места не удавалось даже в самых жарких точках трасс.

Сразу чувствуется, что руль Charger Wheel предназначен для начинающих — пластиковая отделка, только gameport интерфейс… Вместе с рулем, разумеется, поставляется компакт-диск с программным обеспечением, однако сразу обращает на себя внимание тот факт, что руль не обеспечен драйверами под Windows ME и Windows 2000. Ситуация прояснилась достаточно быстро: этими ОС устройство опознается как Стандартное, что позволяет программировать кнопки без применения фирменной утилиты.

В некоторых конфигурациях руль отказывается определяться и работать — к примеру, автору так и не удалось запустить Charger Wheel под своей домашней WinME, присоединив его к игровому порту звуковой карты Diamond Monster Sound MX300 на базе чипа Aureal Vortex 8830: устройство напрочь отказывалось опознаваться, не говоря уже о работе. Драйвера ли это, руки, или что-то еще, но после замены звуковушки на простейший Creative PCI128 проблема исчезла.

360 Modena Wheel ($65)

360 Modena Wheel

Следующим по старшинству идет Thrustmaster 360 Modena Wheel:

  • Точная копия рулевого механизма Ferrari 360 Modena®
  • Каучуковые накладки обода руля
  • Восьмипозиционный программируемый переключатель
  • Переключатель 4-в-1
  • Двенадцать программируемых функций для определенных игровых сценариев или конфигураций
  • Gameport/USB интерфейс
  • ПО ThrustMapper®
Комплектность 360 Modena Wheel

Начиная с этого руля, модельный ряд снабжен логотипом Ferrari. Сразу заметно повышение в классе. Добавлены педали, на руле теперь не просто четыре кнопки, а два многопозиционных переключателя (не обойтись без фирменной утилиты ThrustMapper), применена серебристая отделка панели. С ходу чувствуется, что на руле в местах захвата руками уже не пластик, а каучуковые накладки — и это резко меняет ощущение от управления. Интерфейс подключения комбинированный — руль можно подсоединить как к game-порту, так и к USB.

Платформа педалей

Система крепления данного руля аналогична предыдущей, Charger'овской. Присмотримся к педалям, кстати, у 360 Modena и 360 Modena Pro они одинаковые. Педали смонтированы традиционно, на одном основании. При этом педаль тормоза имеет более жесткий ход, чем педаль газа, но в играх это практически не ощущается. Крепление платформы к полу осуществляется при помощи резиновых «пяточек» — они поставляются в комплекте с рулем. Места для крепления четко обозначены пластмассовыми контурами, так что промахнуться тяжело. Эксперименты проводились на паркетном покрытии, проблем не было, и платформа педалей не соскакивала с места, хотя в угаре чего только не вытворишь. Размеры и чувствительность педалей не вызвали никаких нареканий. Это, конечно, далеко не то, что в настоящем автомобиле, но привыкаешь быстро. Ради эксперимента одевались и мягкие домашние тапочки, и жесткие кроссовки, да и просто босой ногой нажимать удавалось нормально, без каких-либо неудобных ощущений.

В комплектность руля входит специальный переходник gameport–USB (отчетливо различимый на снимке). При подключении через USB руль опознался мгновенно, однако показалось странным, что установка драйверов должна быть произведена до физического подключения руля. Но так гласила инструкция, так и было сделано. ПО ThrustMapper распознает руль как 360 Modena/360 Modena Pro (позже, для модели Pro переустанавливать ничего не понадобилось). После небольшого экскурса в дебри настроек кнопок и рычагов (шифтов) руль был полностью готов к «употреблению», чем я и не преминул воспользоваться, с удовольствием погоняв в Colin McRae Rally 2.0.

360 Modena Pro Wheel ($85)

360 Modena Pro Wheel

Различия между 360 Modena Pro и 360 Modena заметны:

  • Полностью прорезиненный руль
  • 2 цифровых переключателя передач
  • Клавиша 4-в-1
  • Восьмипозиционный программируемый переключатель
  • Система «быстрого крепления»
  • Двенадцать программируемых функций для определенных игровых сценариев или конфигураций
  • Технология Digital Integration™
  • ПО ThrustMapper®
Комплектность 360 Modena Pro Wheel

Изменена станина крепления — увеличены резиновые полоски для лучшего сцепления с поверхностью стола. С правой стороны добавлена рукоять переключения передач. Данная модель может подключаться к компьютеру только через USB. Драйвер, настройки — все остается на своих местах (разумеется, с добавлением переключателя передач).

Но вот система крепления руля к столу изменена кардинально. Предыдущие модели крепились при помощи одной скобы, прикручивавшейся к основанию руля одним металлическим штифтом. На этот раз конструкция представляет собой уже две точки присоединения двумя отдельными зажимами, установленными сверху. Как это ни удивительно, штифты пластмассовые! Вряд ли удастся их поломать, но неясна логика использования в более дорогой модели заведомо менее надежных деталей.

Система крепления руля

Элегантно решена система закрепления прижимающих рычагов (к сожалению, возможности нашей фототехники не позволили нам более четко акцентировать на этом внимание). Дело в том, что рычаги имеют своеобразный выступ (четко виден на фото). Эти выступы после прижатия «прячутся» в пазы, не давая возможности сорвать крепление. Учитывая, что модель 360 Modena Pro имеет увеличенную станину, конструкторы не преминули воспользоваться пространством, поместив на нижней части руля, в местах крепления со столом, увеличенные полоски резины. Я не смог сорвать и предыдущие модели рулей, как ни старался, а уж этот — и подавно. Кстати, штифты крепления тоже прячутся в углублении прикручиваемых рычагов, для большей безопасности. Ну и последний плюс — у данной модели прорезинена уже вся поверхность руля.

Force Feedback Racing Wheel ($120)

Традиционно, самое «вкусное» — напоследок. Топовый руль в линейке манипуляторов Thrustmaster — Force Feedback Racing Wheel. Из названия понятна его главная особенность — наличие обратной связи. Разумеется, на тестирование этого руля было потрачено столько же времени, сколько на все предыдущие вместе взятые — очень уж хотелось узнать, что же такого «наворотили» разработчики, что стоимость этого руля превышает стоимость младшей модели почти в пять раз.

Force Feedback Racing Wheel
  • 16 программируемых функций:
    • переключатель 4-в-1 — для уменьшения количества клавиш на панели руля
    • 8-позиционный цифровой переключатель
  • 4 «быстрые» клавиши
  • 4 «шифтера»
  • 27 программируемых эффектов I-Force
  • Автоматическое переключение между ножным и ручным управлением
  • Прорезиненный руль
  • Усиленные педали
Комплектность Force Feedback Racing Wheel

Сразу проявились отличия от предыдущих моделей. Система крепления полностью изменена (Force Feedback все-таки!) и представляет собой ряд присосок на нижней стороне основания руля, а также неотделимую (в нормальных условиях) от основного «туловища» скобу, в которую вмонтированы два пластмассовых закручивающихся штифта с резиновой насадкой для обеспечения прижима на одной из них. Дополнительно имеется рычаг фиксации — после прижима штифтами его надо провернуть, что обеспечивает мертвую «хватку».

Несмотря на увеличенный по сравнению с предыдущими моделями вес устройство системы крепления не вызвало никаких нареканий — ни в одной из тестируемых игр мне не удалось оторвать руль от столешницы, хотя предпосылки этого были, и достаточно веские.

Система крепления Система крепления

Питание подается уже не по USB, а при помощи отдельного выносного блока питания. Конструкция педалей тоже изменена: во-первых, резиновые «пяточки» уже не надо клеить к основанию, они установлены на заводе, а во-вторых, изменена форма и наклон самих педалей. Ход педалей и удобство обращения с ними остались прежними. Трогательная деталь: FFB Racing Wheel — единственный руль, USB-коннектор которого был укомплектован заглушкой. Сообразно достатку клиента и забота о нем.

На руле дополнительно имеется индикатор подачи питания, система же кнопок и шифтов (переключателей) не претерпела существенных изменений по сравнению с моделями 360 Modena и 360 Modena Pro. И тем не менее программное обеспечение под этот руль иное. Инсталляция прошла в лучших традициях USB-устройств — подключил «на лету» руль, вставил CD с ПО, а далее следуешь инструкциям, которые выводятся на экран. Никаких перезагрузок системы не понадобилось, руль мгновенно опознался системой и был готов к работе через несколько секунд.

Закладка калибровки

Великое изобретение человечества — Force Feedback, обратная связь с отдачей в руль соответственно профилю дороги и характеру столкновения — поначалу даже пугает своей реалистичностью. Обладатели мышей Logitech iFeel mouse, к которым я принадлежу, знают, что такое Immersion. Эта корпорация производит ряд решений, позволяющих добиться feedback-эффектов в различных устройствах. Технология называется Immersion TouchSense™, ее поддержка под названием I-Force встроена и в руль FFB Racing Wheel. В драйверах руля выведена специальная закладка, позволяющая управлять эффектами I-Force для демонстрации всей силы технологии Force Feedback. Суть Immersion TouchSense™ состоит в объединении аудио- и визуального ряда в единое целое, с «выводом» эффектов на руль (в данном случае). Закладка I-Force в драйверах как раз и призвана показать, как может быть реализован тот или иной эффект. К примеру, при нажатии на клавишу автомобиль «заводится» — из динамиков льется сочный рык мощного двигателя, а руль вздрагивает, как живой. Еще один эффект демонстрирует занос — руль со страшной силой выворачивает в сторону (при этом он неимоверно вибрирует в руках), и тут же слышен визг тормозов с последующим ударом о препятствие. Ну и так далее по списку.

Закладка I-Force

При нормальной реализации таких технологических изысков «гонщик», попавший на гравийное покрытие где-то на трассах Австралии, запросто отличит его «по отдаче» от чистого полотна асфальтовой дороги трека в Сильверстоуне и уж тем более от жесткого наста заснеженных просторов Швеции. Ощущаются каждая кочка и каждый выступ, не говоря уже о поведении руля «в заносе». Так что единожды попробовав Force Feedback в действии, вряд ли можно отказать себе в повторении этого удовольствия.

Приехали

Сложно утверждать, что при помощи «компьютерных» рулей можно научиться вождению автомобиля — все-таки Правила Дорожного Движения еще никто не отменял, как и опасность разбить автомобиль в аварии. Но если не ставить перед собой подобных целей, а просто быть ценителем автосимуляторов на PC и Mac'ах, то руль может перевернуть представления об играх, даже старых, заезженных с клавиатуры. Достоверность ощущений многократно усиливает получаемое удовольствие. Что до реализации Force Feedback в играх, то очень многое зависит от самих игр и их разработчиков. Каждая игра по-своему поддерживает данную технологию (некоторые, кстати, и вовсе не поддерживают), и тут ни Thrustmaster, ни кто иной помочь не в силах.

Для дотошных: тестирование проводилось на играх: Colin McRae Rally 2.0 (уууум, австралийская трасса — это фантастика: гравий так и сыплет из-под колес, руль из рук просто вырывает), F1 Racing Simulator от Ubi Soft, а также демо-версиях игр, входящих в поставку руля — Monaco Grand Prix и Speed Busters. Да простят меня фаны Need For Speed всех версий — я понял, что если мне еще попробовать поиграть в NFS, то на работе меня не дождутся — умру у домашнего компа.





Дополнительно

Игровые рули Thrustmaster: переплачиваем со знанием дела

Игровые рули Thrustmaster: переплачиваем со знанием дела

Как давно вам приходилось ощущать
себя за рулем автомобиля Ferrari?
Ну, скажем, модели 360 Modena?
Как никогда? Что, вообще никогда?
А желаете попробовать?
Я вот только вчера катался!
Да ладно, ладно, шучу,
конечно — где бедному студенту
взять денег на такой автомобиль?
Так, еле на старенький Volvo хватает…


Рули с лого Ferrari

Если помните, был такой фильм в восьмидесятые — «Отпуск за свой счет». Эпизод на выставке в Будапеште: Гурченко бьет по рукам свою молодую спутницу, наивно пожелавшую купить некий прибор, со словами: «Да тебе хватит денег разве что на ручку от этого прибора!» Примерно так же обстоит дело с игровыми рулями — когда большинство не может мечтать даже о ржавом четырехколесном «корыте», купить руль и истязать себя автосублиматорами уже по средствам многим.

То, о чем пойдет речь ниже, не является тест-драйвом. Рассматривались не продукты одного класса разных производителей, как это принято в сравнительных испытаниях, а вертикальная линейка изделий одной отдельно взятой торговой марки. Не так важны были поиски «лучшего», как волновал вопрос: отчего это цена на функционально похожие манипуляторы отличается в разы. А для выяснения причин и чистоты эксперимента всегда лучше брать продуктовый ряд из одних рук. Мы попытались провести «дознание» не только с точки зрения «удобно или не удобно играть в автосимы с рулем» — из-за этого и так много копий сломано. Гораздо интересней было разобраться в тонкостях крепления, удобства педалей, продуманности компонентов управления автомобилем. К тому же есть с чем сравнивать: своя, что называется, «под парами» — по окончании процесса прыгнуть за более привычный руль в надежде побить наконец-то рекорды Колина МакРея применительно к условиям бесконечных дорожных работ на улицах родного города.

Подвернулась возможность порулить на выходных четырьмя баранками от Thrustmaster. Торговая марка — из уважаемых, американская компания, производящая исключительно игровые манипуляторы: рули, джойстики, приставки. В боевых условиях поочередно изучались четыре модели — от простого (по меркам Thrustmaster, конечно) Formula Charger за $25 до топового Force Feedback Racing Wheel (с обратной связью), что впятеро дороже (приводятся примерные розничные цены, рекомендованные производителем). Промежуточное положение занимают 360 Modena и 360 Modena Pro. С первых строк этого материала напрашивается вопрос: «А какое, собственно, отношение имеют Thrustmaster и его рули к моделям автомобилей Ferrari?» Самое непосредственное. Дело в том, что Thrustmaster купил у Ferrari лицензию на использование в своей линейке спортивных манипуляторов атрибутики конезаводчиков из Маринелло и некоторых конструктивных находок, благодаря чему на рулях красуются знаменитые черные жеребцы на желтом фоне, а на коробках имеются надписи «Точная копия руля модели …».

Что ж, помолясь, начнем.

Charger Wheel ($25)

Formula Charger

Простейший руль из линейки Thrustmaster. Основные параметры:

  • 4 программируемых переключателя
  • 2 аналоговых рычага ускорения и торможения, расположенные под рулем
  • Легкая система крепления к плоской поверхности
  • Пластиковая обшивка поверхности руля
  • Gameport интерфейс
Система крепления Charger Wheel

Крепление руля к столу осуществляется скобой с достаточно простой конструкцией зажима. Резиновые накладки на основании руля и «пяточки» на скобе плотно прижимаются к поверхности при помощи рычага, конструктивно выполненного в едином целом со стальным (!) штифтом, вкручивающимся в основание руля. Интересно, что более дорогие рули поставляются с пластмассовыми штифтами, что может вызвать определенные проблемы при частой перестановке руля по поверхности стола. Сама установка не вызывает никаких проблем: прикручиваем скобу — устанавливаем на столе станину — одно движение рукой — и руль практически намертво прихвачен. По крайней мере, сорвать его с места не удавалось даже в самых жарких точках трасс.

Сразу чувствуется, что руль Charger Wheel предназначен для начинающих — пластиковая отделка, только gameport интерфейс… Вместе с рулем, разумеется, поставляется компакт-диск с программным обеспечением, однако сразу обращает на себя внимание тот факт, что руль не обеспечен драйверами под Windows ME и Windows 2000. Ситуация прояснилась достаточно быстро: этими ОС устройство опознается как Стандартное, что позволяет программировать кнопки без применения фирменной утилиты.

В некоторых конфигурациях руль отказывается определяться и работать — к примеру, автору так и не удалось запустить Charger Wheel под своей домашней WinME, присоединив его к игровому порту звуковой карты Diamond Monster Sound MX300 на базе чипа Aureal Vortex 8830: устройство напрочь отказывалось опознаваться, не говоря уже о работе. Драйвера ли это, руки, или что-то еще, но после замены звуковушки на простейший Creative PCI128 проблема исчезла.

360 Modena Wheel ($65)

360 Modena Wheel

Следующим по старшинству идет Thrustmaster 360 Modena Wheel:

  • Точная копия рулевого механизма Ferrari 360 Modena®
  • Каучуковые накладки обода руля
  • Восьмипозиционный программируемый переключатель
  • Переключатель 4-в-1
  • Двенадцать программируемых функций для определенных игровых сценариев или конфигураций
  • Gameport/USB интерфейс
  • ПО ThrustMapper®
Комплектность 360 Modena Wheel

Начиная с этого руля, модельный ряд снабжен логотипом Ferrari. Сразу заметно повышение в классе. Добавлены педали, на руле теперь не просто четыре кнопки, а два многопозиционных переключателя (не обойтись без фирменной утилиты ThrustMapper), применена серебристая отделка панели. С ходу чувствуется, что на руле в местах захвата руками уже не пластик, а каучуковые накладки — и это резко меняет ощущение от управления. Интерфейс подключения комбинированный — руль можно подсоединить как к game-порту, так и к USB.

Платформа педалей

Система крепления данного руля аналогична предыдущей, Charger'овской. Присмотримся к педалям, кстати, у 360 Modena и 360 Modena Pro они одинаковые. Педали смонтированы традиционно, на одном основании. При этом педаль тормоза имеет более жесткий ход, чем педаль газа, но в играх это практически не ощущается. Крепление платформы к полу осуществляется при помощи резиновых «пяточек» — они поставляются в комплекте с рулем. Места для крепления четко обозначены пластмассовыми контурами, так что промахнуться тяжело. Эксперименты проводились на паркетном покрытии, проблем не было, и платформа педалей не соскакивала с места, хотя в угаре чего только не вытворишь. Размеры и чувствительность педалей не вызвали никаких нареканий. Это, конечно, далеко не то, что в настоящем автомобиле, но привыкаешь быстро. Ради эксперимента одевались и мягкие домашние тапочки, и жесткие кроссовки, да и просто босой ногой нажимать удавалось нормально, без каких-либо неудобных ощущений.

В комплектность руля входит специальный переходник gameport–USB (отчетливо различимый на снимке). При подключении через USB руль опознался мгновенно, однако показалось странным, что установка драйверов должна быть произведена до физического подключения руля. Но так гласила инструкция, так и было сделано. ПО ThrustMapper распознает руль как 360 Modena/360 Modena Pro (позже, для модели Pro переустанавливать ничего не понадобилось). После небольшого экскурса в дебри настроек кнопок и рычагов (шифтов) руль был полностью готов к «употреблению», чем я и не преминул воспользоваться, с удовольствием погоняв в Colin McRae Rally 2.0.

360 Modena Pro Wheel ($85)

360 Modena Pro Wheel

Различия между 360 Modena Pro и 360 Modena заметны:

  • Полностью прорезиненный руль
  • 2 цифровых переключателя передач
  • Клавиша 4-в-1
  • Восьмипозиционный программируемый переключатель
  • Система «быстрого крепления»
  • Двенадцать программируемых функций для определенных игровых сценариев или конфигураций
  • Технология Digital Integration™
  • ПО ThrustMapper®
Комплектность 360 Modena Pro Wheel

Изменена станина крепления — увеличены резиновые полоски для лучшего сцепления с поверхностью стола. С правой стороны добавлена рукоять переключения передач. Данная модель может подключаться к компьютеру только через USB. Драйвер, настройки — все остается на своих местах (разумеется, с добавлением переключателя передач).

Но вот система крепления руля к столу изменена кардинально. Предыдущие модели крепились при помощи одной скобы, прикручивавшейся к основанию руля одним металлическим штифтом. На этот раз конструкция представляет собой уже две точки присоединения двумя отдельными зажимами, установленными сверху. Как это ни удивительно, штифты пластмассовые! Вряд ли удастся их поломать, но неясна логика использования в более дорогой модели заведомо менее надежных деталей.

Система крепления руля

Элегантно решена система закрепления прижимающих рычагов (к сожалению, возможности нашей фототехники не позволили нам более четко акцентировать на этом внимание). Дело в том, что рычаги имеют своеобразный выступ (четко виден на фото). Эти выступы после прижатия «прячутся» в пазы, не давая возможности сорвать крепление. Учитывая, что модель 360 Modena Pro имеет увеличенную станину, конструкторы не преминули воспользоваться пространством, поместив на нижней части руля, в местах крепления со столом, увеличенные полоски резины. Я не смог сорвать и предыдущие модели рулей, как ни старался, а уж этот — и подавно. Кстати, штифты крепления тоже прячутся в углублении прикручиваемых рычагов, для большей безопасности. Ну и последний плюс — у данной модели прорезинена уже вся поверхность руля.

Force Feedback Racing Wheel ($120)

Традиционно, самое «вкусное» — напоследок. Топовый руль в линейке манипуляторов Thrustmaster — Force Feedback Racing Wheel. Из названия понятна его главная особенность — наличие обратной связи. Разумеется, на тестирование этого руля было потрачено столько же времени, сколько на все предыдущие вместе взятые — очень уж хотелось узнать, что же такого «наворотили» разработчики, что стоимость этого руля превышает стоимость младшей модели почти в пять раз.

Force Feedback Racing Wheel
  • 16 программируемых функций:
    • переключатель 4-в-1 — для уменьшения количества клавиш на панели руля
    • 8-позиционный цифровой переключатель
  • 4 «быстрые» клавиши
  • 4 «шифтера»
  • 27 программируемых эффектов I-Force
  • Автоматическое переключение между ножным и ручным управлением
  • Прорезиненный руль
  • Усиленные педали
Комплектность Force Feedback Racing Wheel

Сразу проявились отличия от предыдущих моделей. Система крепления полностью изменена (Force Feedback все-таки!) и представляет собой ряд присосок на нижней стороне основания руля, а также неотделимую (в нормальных условиях) от основного «туловища» скобу, в которую вмонтированы два пластмассовых закручивающихся штифта с резиновой насадкой для обеспечения прижима на одной из них. Дополнительно имеется рычаг фиксации — после прижима штифтами его надо провернуть, что обеспечивает мертвую «хватку».

Несмотря на увеличенный по сравнению с предыдущими моделями вес устройство системы крепления не вызвало никаких нареканий — ни в одной из тестируемых игр мне не удалось оторвать руль от столешницы, хотя предпосылки этого были, и достаточно веские.

Система крепления Система крепления

Питание подается уже не по USB, а при помощи отдельного выносного блока питания. Конструкция педалей тоже изменена: во-первых, резиновые «пяточки» уже не надо клеить к основанию, они установлены на заводе, а во-вторых, изменена форма и наклон самих педалей. Ход педалей и удобство обращения с ними остались прежними. Трогательная деталь: FFB Racing Wheel — единственный руль, USB-коннектор которого был укомплектован заглушкой. Сообразно достатку клиента и забота о нем.

На руле дополнительно имеется индикатор подачи питания, система же кнопок и шифтов (переключателей) не претерпела существенных изменений по сравнению с моделями 360 Modena и 360 Modena Pro. И тем не менее программное обеспечение под этот руль иное. Инсталляция прошла в лучших традициях USB-устройств — подключил «на лету» руль, вставил CD с ПО, а далее следуешь инструкциям, которые выводятся на экран. Никаких перезагрузок системы не понадобилось, руль мгновенно опознался системой и был готов к работе через несколько секунд.

Закладка калибровки

Великое изобретение человечества — Force Feedback, обратная связь с отдачей в руль соответственно профилю дороги и характеру столкновения — поначалу даже пугает своей реалистичностью. Обладатели мышей Logitech iFeel mouse, к которым я принадлежу, знают, что такое Immersion. Эта корпорация производит ряд решений, позволяющих добиться feedback-эффектов в различных устройствах. Технология называется Immersion TouchSense™, ее поддержка под названием I-Force встроена и в руль FFB Racing Wheel. В драйверах руля выведена специальная закладка, позволяющая управлять эффектами I-Force для демонстрации всей силы технологии Force Feedback. Суть Immersion TouchSense™ состоит в объединении аудио- и визуального ряда в единое целое, с «выводом» эффектов на руль (в данном случае). Закладка I-Force в драйверах как раз и призвана показать, как может быть реализован тот или иной эффект. К примеру, при нажатии на клавишу автомобиль «заводится» — из динамиков льется сочный рык мощного двигателя, а руль вздрагивает, как живой. Еще один эффект демонстрирует занос — руль со страшной силой выворачивает в сторону (при этом он неимоверно вибрирует в руках), и тут же слышен визг тормозов с последующим ударом о препятствие. Ну и так далее по списку.

Закладка I-Force

При нормальной реализации таких технологических изысков «гонщик», попавший на гравийное покрытие где-то на трассах Австралии, запросто отличит его «по отдаче» от чистого полотна асфальтовой дороги трека в Сильверстоуне и уж тем более от жесткого наста заснеженных просторов Швеции. Ощущаются каждая кочка и каждый выступ, не говоря уже о поведении руля «в заносе». Так что единожды попробовав Force Feedback в действии, вряд ли можно отказать себе в повторении этого удовольствия.

Приехали

Сложно утверждать, что при помощи «компьютерных» рулей можно научиться вождению автомобиля — все-таки Правила Дорожного Движения еще никто не отменял, как и опасность разбить автомобиль в аварии. Но если не ставить перед собой подобных целей, а просто быть ценителем автосимуляторов на PC и Mac'ах, то руль может перевернуть представления об играх, даже старых, заезженных с клавиатуры. Достоверность ощущений многократно усиливает получаемое удовольствие. Что до реализации Force Feedback в играх, то очень многое зависит от самих игр и их разработчиков. Каждая игра по-своему поддерживает данную технологию (некоторые, кстати, и вовсе не поддерживают), и тут ни Thrustmaster, ни кто иной помочь не в силах.

Для дотошных: тестирование проводилось на играх: Colin McRae Rally 2.0 (уууум, австралийская трасса — это фантастика: гравий так и сыплет из-под колес, руль из рук просто вырывает), F1 Racing Simulator от Ubi Soft, а также демо-версиях игр, входящих в поставку руля — Monaco Grand Prix и Speed Busters. Да простят меня фаны Need For Speed всех версий — я понял, что если мне еще попробовать поиграть в NFS, то на работе меня не дождутся — умру у домашнего компа.