Руль Maxxtro Fire Wheel STR-100


В автосимуляторы я играю давно. За плечами и вся серия NFS, и всевозможные ралли, и трассы Формулы-1, и погони по городу (в Сан-Франциско или в Майами я пока не был, но благодаря Driver'у знаю, как надо заметать следы после ограбления банка :)), и даже гонки на радиоуправлямых машинках и биг-футах. Не говоря уже об играх до 3D-эпохи, названий которых я теперь и не припомню, хотя гонял в них с не меньшим азартом. А управлял я виртуальными машинами всегда с помощью клавиатуры и пребывал в полной уверенности, что так и надо. Конечно, я слышал, что бывают некие рули (и даже с педалями), но казались они мне полнейшим впадением в детство. Ну, то есть, как-то несерьезно покупать подобный девайс, чтобы погонять часок-другой на Порше, ловя изумленные взгляды жены — дескать, совсем ты, любимый, из ума выжил. Хотя, не скрою, хотелось попробовать — что чувствуешь, когда колеса можно повернуть строго на нужный угол, а не подруливать клавишами, да и газку дать чуть-чуть, а не сразу в пол. И не сбыться бы этой мечте, не прикупи я свежевышедший GrandPrix-3.

Дело тут в нескольких факторах. Во-первых, как и в GP-2, играя на клаве, невозможно отключить так называемую помощь управления (машина в поворотах сама подруливает в сторону правильной траектории). Для GP-2 в свое время появилась утилитка, отключавшая эту помощь, а для третьей версии игры такого хака пока нет. Когда едешь по пустой трассе, это подруливание еще терпимо, в гонке же обгоны возможны в основном на торможениях перед поворотами, а борьбы с перекрещиванием траекторий почти нет. А, во-вторых, авторы игры (честь им и хвала) постарались вложить максимум реалистичности в поведение болида в зависимости от его настроек и стиля вождения. Но усилия разработчиков несколько сходят на нет при дискретном, а не аналоговым управлении машиной. В общем, помучавшись пару дней и узнав, как сильно я отстаю от рекордов, взятых, скажем, с www.bhmotorsports.com/gp3_hot.htm, отправился я покупать себе руль.

Я знал, что бывают рули с отдачей и без, с рычагом переключения передач и без, известных фирм и не очень, подключаемые к com-порту и к разъему джойстика… В общем, разные бывают рули. Разумеется, я слышал, что лучшие устройства такого рода выпускаются под маркой Thrustmaster. Но меня ждало разочарование: во всем торговом комплексе ВДНХ (а именно туда я отправился за покупкой) оказалось всего четыре разновидности искомого устройства. Ни один из них не носил марку Thrustmaster. Первый и вовсе был noname (и почему-то самый дорогой — около 100$), другой фирмы Genius, и два — Maxxtro. Об этой последней фирме я знал только потому, что встречал рекламу ее джойстиков и звуковых систем в компьютерных журналах. К фирме Genius я отношусь хорошо, в частности пользуюсь мышкой и колонками этой марки. Но их руль мне не понравился. Вернее, само рулевое колесо было ничего, но переключатель передач оставлял желать лучшего (он толком не фиксировался в среднем положении), да и система крепления к столу меня не порадовала — очень большая станина и как-то коряво сделанные струбцины.

Тут надо сделать небольшое отступление. У меня компьютерный стол (такой же, как у многих) с выдвигающейся полочкой, на которой живут клавиатура и мышь. При этом монитор стоит не по центру стола, а в левом углу, повернутый почти на 45 градусов, и я сижу под таким же углом к столу — так удобнее и все под рукой. Спрашивается — куда крепить руль? Если на столешницу, то он там уместится только при условии, что станина будет параллельна краю стола (ведь она довольно велика и под углом просто не уместиться, т.к. там еще принтер со сканером стоят). В итоге ось руля будет не перпендикулярна плоскости монитора, и ездить будет неудобно. Кроме того, нельзя использовать струбцину — мешает полочка под клавиатуру, и станина будет держаться только на присосках, а я им никогда не доверял. Если же руль прикрепить к этой полочке, то, опять-таки, его ось не будет перпендикулярна монитору, а потом — куда девать клавиатуру и мышь? Проблема…

Из двух рулей Maxxtro (оба без отдачи) я выбрал тот, что чуть подороже (45$) — в том числе из-за системы крепления. Как таковой, станины у него вообще нет! Представьте себе руль с рулевой колонкой, которая заканчивается небольшой площадкой. Эта площадка и крепится к столу с помощью струбцины и присосок (две маленькие и одна очень большая с системой создания вакуума и язычком для отлепления). Можно менять угол рулевой колонки относительно закрепленной площадки. Пожалуй, это самая изящная система крепления из всех, что я видел. Кроме того, у второй модели STR-200 (его фото ниже) мне не понравилось рулевое колесо.

Не очень приятный момент: нигде — ни на коробке, ни на самом устройстве не написана фирма-производитель. Но продавец так клялся и божился, что руль от Maxxtro, что я ему поверил. Как оказалось, не зря — потом я заглянул на сайт и обнаружил там свой руль с фотографией и описанием.

Кстати, технические параметры этого руля таковы. Отдачи (feedback) нет. Угол поворота руля — 160 градусов. Диаметр руля — 25 см. 4 кнопки. Две педали. Есть ручка переключения передач. Подключение — к разъему джойстика. Длина кабеля — 2,1 м. Крепление к столу, как я уже говорил, выше всяких похвал, угол между рулевой колонкой и поверхностью стола изменяется в пределах 25-90 градусов. Ресурс рулевого колеса — 200 000 поворотов, а педалей и кнопок — 500 000 (по моим подсчетам, если кататься в среднем по 1-2 часа в день, на пару лет хватит, а там глядишь, и на что посерьезней, с отдачей, замахнемся).

Теперь попробую рассказать вам, что из себя представляет руль внешне. Рулевое колесо (трехспицевое) — пластмассовое, что, конечно, не есть хорошо. Но сама пластмасса — матовая, немного бугристая, а по бокам — вырезы под пальцы, так что выскальзывать из рук не будет. Хотя, конечно, по ощущениям — это далеко не обтянутое кожей или даже деревянное массивное рулевое колесо дорогих моделей. Впрочем, в пылу гонки вряд ли станешь обращать на это внимание. Усилие, необходимое для поворота руля — среднее. Думаю, что это — опять-таки дело привычки. А вот то, что угол поворота руля всего 160 градусов — явный недостаток. При отпускании, руль, естественно, возвращается в центральное положение. Есть также механический калибратор, позволяющий тонко подстроить руль уже в игре.

Рычаг переключения передач торчит из рулевой колонки параллельно плоскости рулевого колеса и очень похож на включатель поворотников в обычной машине. Он не поворачивается вместе с рулем, так-то при переключении передач вести машину придется одной рукой. Рычаг имеет три положения — назад, вперед и нейтраль, а при отпускании фиксируется посередине (то есть на нейтрали). Таким образом, переключать передачи можно только последовательно, без перепрыгивания. Впрочем, подавляющее большинство игр и не поддерживают прямое включение передач, т.е. после 3-й можно включить только 2-ю или 4-ю, но никак не 1-ю и 5-ю.

Сверху на руле — две гладкие кнопки, как раз под большими пальцами обеих рук. Обе кнопки дают ясно слышимый щелчок при нажатии. С тыльной стороны рулевого колеса — еще две кнопки с ребристой поверхностью. На них удобно нажимать указательными пальцами, когда руки лежат на руле. Но — внимание! Эти кнопки работают, только если отключен блок педалей. Фактически, кнопки дублируют левую и правую педаль.

Сочленения деталей (по большей части пластмассовых) сделаны довольно аккуратно. Ничего нигде не торчит, все хорошо подходит. Немного портит внешний вид то, что сам руль, основание и рулевая колонка черные, а кнопки на руле — ярко оранжевые. Это делает дизайн каким-то детским, несерьезным. Впрочем, возможно, кнопки бывают и других цветов.

Теперь о блоке педалей. Он выполнен в виде довольно большой пластмассовой площадки. На нее удобно ставить ноги — благодаря чему площадка почти не скользит по полу (этому способствуют и резиновые прокладки на днище). Сами педали (тоже пластмассовые) при нажимании не утапливаются в основание (как в модели Maxxtro STR-200), а лишь меняют угол своего наклона. К сожалению, усилие, необходимое для нажатия, не очень велико, и чтобы научиться "чувствовать" педали, придется затратить некоторое время. Зато расстояние между педалями достаточно большое, и при нажатии одной не задеваешь вторую. Однако при желании можно нажимать педали одной ногой поочередно, как в реальности — таким образом, расстояние между педалями оптимально.

В общем, внешний осмотр оставляет приятное впечатление. Правда, большинство деталей (в том числе педали и сам руль) пластмассовые. Поэтому встает вопрос о долговечности всего этого комплекта. Что ж, поживем — увидим.

…Принеся свежекупленный руль домой, я начал с того, что прикрепил его к столу. Самым удобным оказалось разместить его на полочке с клавиатурой и мышкой. Конечно, можно было и не городить огород, а воспользоваться только присосками. Надо сказать, что держат они неплохо, но со струбциной как-то надежнее. Окончательный вариант был таким: полочка выдвинута до упора и зафиксирована, основание руля прикручено струбциной к ее дальней грани под углом. Для удобства читателей я нарисовал схемку, на которой видны возможные варианты крепления. Кстати, на полочке еще уместились и клавиатура, и мышь!

Как я уже говорил, угол наклона рулевой колонки можно изменять в пределах 25-90 градусов относительно поверхности стола. Фиксируется он двумя винтами. Так вот, затягивайте их посильнее (только не сломайте!), иначе со временем (через неделю активной рулежки) колонка под тяжестью шоферских рук начнет клониться книзу и ее придется фиксировать заново.

Затем я вдруг осознал, что в комплекте нет ни инсталляционного диска, ни нормальной инструкции. В качестве последней выступал маленький листок с описанием установки девайса под Windows 95/98 на английском языке. Несколько шокированный, я стал подключать устройство. Согласно инструкции, шнур от педалей втыкается в разъем джойстика на звуковой карте, а шнур от руля — в педальный блок. С этим никаких проблем не возникло. Далее при включении компа должно обнаружится новое устройство. Не тут-то было! Никаких новых девайсов найдено не было. Справедливости ради надо сказать, что в описании этот случай был предусмотрен. Путем несложных манипуляций удалось добавить новое устройство вручную. Раньше я никогда не заглядывал в тот раздел "Панели управления", где речь идет об игровых устройствах. Оказалось, что там довольно большой выбор и джойстиков, и рулей. Рассматриваемый нами экземпляр можно установить и как четырехкнопочный джойстик (только надо не забыть в параметрах включить опцию "Гоночный руль"), и как четырехкнопочный штурвал. После этого устройство определяется и начинает функционировать. Остается только его откалибровать, что тоже проходит без проблем.

В общем, как ни странно, по большому счету, ни подробная инструкция, ни инсталляционный диск не нужны. На все подключение у меня ушло минут десять. Конечно, было бы приятно получить в комплекте диск с какой-нибудь игрой, но нет — так нет. Для порядку я, конечно, залез на сайт, о котором уже говорил, но никаких драйверов либо утилит для рулей не нашел.

Итак, руль работает! Пора в дорогу. Начал я, естественно, с GP-3, ради которой все и затевалось. И тут меня ждал конкретный облом (иначе и не скажешь). Нет, не то чтобы руль не работал. Он-то действовал (правда, пришлось его заново откалибровать уже в самой игре), но выяснилось, что управлять гоночным болидом с помощью руля намного сложнее, чем клавой! Например, чтобы тронуться с места, нужно очень плавно нажимать педаль газа, иначе машину просто развернет вокруг своей оси. Если все же удалось поехать и даже набрать приличную скорость, малейшее шевеление руля вгоняет болид в бешеный занос. Как известно, перед поворотом, скажем налево, машину нужно прижать к правой части полотна, чтобы увеличить радиус поворота. Так вот, это сделать почти невозможно; спасибо, если вообще удастся удержать болид на трассе!

Но первый шок прошел, и мысли типа "нафига я это купил" уступили желанию понять, почему так происходит. Выяснилось, все дело в настройках управления. Оказывается, есть такие опции, как уменьшение чувствительности управления, когда угол поворота руля близок к нулю. Иными словами, поворот руля на половину его хода повернет колеса только на четверть от возможного, а поворот руля до предела и колеса повернет на максимальный угол. То же относится и к педалям газа и тормоза — можно более плавно разгоняться и притормаживать. Конечно, к такой диспропорции надо привыкнуть, но это происходит быстро, после чего управление болидом доставляет только удовольствие. Приятно, когда можно проходить поворот не барабаня по клавишам, а спокойненько повернуть руль на нужный угол и дать небольшой газ. Результаты пошли вверх! Кому интересно, мой хот-лап (Италия, Монца в старой конфигурации, 1:23:882) лежит на www.gp3.newmail.ru.

Следующей игрой, на которой я стал тестировать свой руль, была NFS 5 Porshe. Я опасался, что опять придется подбирать настройки управления, но ничего такого в меню игры не нашел. Видимо, разработчики уже все предусмотрели. Трудно передать, какой кайф я испытал, впервые управляя в этой игре машиной не клавой, а рулем. Просто сказка! Машина слушается идеально, управлять очень приятно и легко. Полное ощущение, что сидишь в салоне реального автомобиля и ранним утром катишь себе где-то в Нормандии. Хочется забыть про соперников и просто кататься, наслаждаясь видами. Купив пару лет назад свой первый 3D-ускоритель, я увидел, КАК могут выглядеть игры. Купив руль, я понял КАК можно (и нужно) играть в авто-симы! Моя супруга, ранее не замеченная в интересе к компьютерным играм, долго ездила по всем трассам подряд с явным удовольствием.

Один из моих любимых видов автогонок — ралли. Под рукой оказались две игры: классический (и, на мой взгляд, более реалистичный) Colin McRae Rally и Michelin Rally Masters. В обоих руль работал нормально (видимо, он будет работать в любой игре, поддерживающей джойстик), но ощущения довольно разные. В Colin McRae Rally не удалось просто покататься. Управлять с непривычки довольно трудно, но немного привыкнув, получаешь огромное удовольствие. Прохождение поворотов на заносе — неотъемлемое условие быстрой езды в ралли — получается просто идеально. А вот в Michelin Rally Masters мне показалось, что управление стало несколько примитивным. Возможно, физика движения машины не проработана достаточно глубоко.

Ну и на закуску я опробовал еще две игры разных жанров: Formula 1 Official Racing от Eidos и знаменитый Driver. Насколько я понимаю, обе игры скорее аркады, чем симуляторы. Кстати, в Formula 1 Official Racing мое любимое развлечение — это задать длину гонки 3 круга (минимальная дистанция) и стартовать последнимм (22-м). Задача — финишировать первым. Иногда удается. Так вот, что с рулем, что на клавиатуре, удовольствие примерно одинаковое, т.е. ничего особенного руль не дает. Управлять, конечно, поудобнее, но не более того. Примерно такая же картина наблюдается и в Водиле. Даже, пожалуй, на клавиатуре здесь играть как-то прикольнее.

Выводы

Пожалуй, главным выводом можно считать следующее: руль с педалями однозначно стоит купить каждому поклоннику автосимуляторов! В любом случае управлять любой гоночной игрой лучше рулем, чем с помощью клавиатуры. При этом, чем ближе физика машины в игре к реальной, тем большее удовольствие вы получите от перехода с клавы на руль. А уж если вы поклонник именно "чистых" симуляторов (GP-2, GP-3, Colin McRae Rally, NFS-5), а не аркад (Driver, Midtown Madness, NFS-3, NFS-4), то руль просто must have! Но и для аркадников руль — очень полезная и приятная штука, хотя и менее необходим.

Теперь о нашем комплекте руль+педали от Maxxtro Fire Wheel STR-100. Отсутствие отдачи — безусловно, минус. Но, честно говоря, и без нее от езды получаешь огромное удовольствие. Хотя, конечно, наличие feedback'а еще добавит реалистичности. Во всех играх управлять достаточно удобно, хотя пару раз в GP-3 возникали мелкие артефакты: руль гоночного болида (на экране) поворачивался рывками, хотя я делал плавные движения. Скорее всего, это связано с тем, что в некоторые моменты гонки нагрузка на процессор у меня доходит до 150% ;) В остальном — довольно приятный, простой и недорогой руль. Я, по крайне мере, им вполне доволен. С другой стороны, добавив к его цене 20-30 зеленых рублей, можно взять комплект от Logitech или Guillemont — они наверняка более долговечны и приятны в использовании. Тут уж решать вам.

Плюсы:

  • Весьма аккуратное исполнение
  • Очень удобное крепление к столу
  • Занимает мало места
  • Регулируется угол наклона руля
  • Достаточно удобные кнопки и переключатель передач
  • Возможность пользоваться дополнительными кнопками вместо педалей
  • Достаточно длинный соединительный кабель
  • Очень простая установка в Windows 95/98/МЕ
  • Невысокая цена — 45$

Минусы:

  • Отсутствие отдачи
  • Несколько "детский" дизайн
  • Много пластмассовых деталей — договечность сомнительна, особенно педалей
  • Не очень массивное рулевое колесо
  • Маловат угол поворота — 160 градусов
  • Недостаточно тугие педали
  • Отсутствие подробной инструкции и драйверов

Ну и на десерт. Раз руль совместим с джойстиком (а, вернее сказать, с точки зрения компьютера это идентичные устройства), его можно использовать в соответствующих играх, например в авиасимуляторах. Но таковых под рукой не оказалось, да и не очень я их жалую. Поэтому попробовал я играть с помощью руля в Quake III. Самое смешное, что оказалось вполне играбельно, хотя и не слишком удобно. Наверное, если долго тренироваться, можно добиться некоторых успехов. Так что если у кого-то из читателей слишком много свободного времени… А вот если почти серьезно, по управлять квакой можно как обычно, мышкой, а на педали повесить функции, для которых не хватает пальцев — скажем, zoom или приседание. Похоже, это новое слово в технике ведения боя :)





Дополнительно

Руль Maxxtro Fire Wheel STR-100

Руль Maxxtro Fire Wheel STR-100

В автосимуляторы я играю давно. За плечами и вся серия NFS, и всевозможные ралли, и трассы Формулы-1, и погони по городу (в Сан-Франциско или в Майами я пока не был, но благодаря Driver'у знаю, как надо заметать следы после ограбления банка :)), и даже гонки на радиоуправлямых машинках и биг-футах. Не говоря уже об играх до 3D-эпохи, названий которых я теперь и не припомню, хотя гонял в них с не меньшим азартом. А управлял я виртуальными машинами всегда с помощью клавиатуры и пребывал в полной уверенности, что так и надо. Конечно, я слышал, что бывают некие рули (и даже с педалями), но казались они мне полнейшим впадением в детство. Ну, то есть, как-то несерьезно покупать подобный девайс, чтобы погонять часок-другой на Порше, ловя изумленные взгляды жены — дескать, совсем ты, любимый, из ума выжил. Хотя, не скрою, хотелось попробовать — что чувствуешь, когда колеса можно повернуть строго на нужный угол, а не подруливать клавишами, да и газку дать чуть-чуть, а не сразу в пол. И не сбыться бы этой мечте, не прикупи я свежевышедший GrandPrix-3.

Дело тут в нескольких факторах. Во-первых, как и в GP-2, играя на клаве, невозможно отключить так называемую помощь управления (машина в поворотах сама подруливает в сторону правильной траектории). Для GP-2 в свое время появилась утилитка, отключавшая эту помощь, а для третьей версии игры такого хака пока нет. Когда едешь по пустой трассе, это подруливание еще терпимо, в гонке же обгоны возможны в основном на торможениях перед поворотами, а борьбы с перекрещиванием траекторий почти нет. А, во-вторых, авторы игры (честь им и хвала) постарались вложить максимум реалистичности в поведение болида в зависимости от его настроек и стиля вождения. Но усилия разработчиков несколько сходят на нет при дискретном, а не аналоговым управлении машиной. В общем, помучавшись пару дней и узнав, как сильно я отстаю от рекордов, взятых, скажем, с www.bhmotorsports.com/gp3_hot.htm, отправился я покупать себе руль.

Я знал, что бывают рули с отдачей и без, с рычагом переключения передач и без, известных фирм и не очень, подключаемые к com-порту и к разъему джойстика… В общем, разные бывают рули. Разумеется, я слышал, что лучшие устройства такого рода выпускаются под маркой Thrustmaster. Но меня ждало разочарование: во всем торговом комплексе ВДНХ (а именно туда я отправился за покупкой) оказалось всего четыре разновидности искомого устройства. Ни один из них не носил марку Thrustmaster. Первый и вовсе был noname (и почему-то самый дорогой — около 100$), другой фирмы Genius, и два — Maxxtro. Об этой последней фирме я знал только потому, что встречал рекламу ее джойстиков и звуковых систем в компьютерных журналах. К фирме Genius я отношусь хорошо, в частности пользуюсь мышкой и колонками этой марки. Но их руль мне не понравился. Вернее, само рулевое колесо было ничего, но переключатель передач оставлял желать лучшего (он толком не фиксировался в среднем положении), да и система крепления к столу меня не порадовала — очень большая станина и как-то коряво сделанные струбцины.

Тут надо сделать небольшое отступление. У меня компьютерный стол (такой же, как у многих) с выдвигающейся полочкой, на которой живут клавиатура и мышь. При этом монитор стоит не по центру стола, а в левом углу, повернутый почти на 45 градусов, и я сижу под таким же углом к столу — так удобнее и все под рукой. Спрашивается — куда крепить руль? Если на столешницу, то он там уместится только при условии, что станина будет параллельна краю стола (ведь она довольно велика и под углом просто не уместиться, т.к. там еще принтер со сканером стоят). В итоге ось руля будет не перпендикулярна плоскости монитора, и ездить будет неудобно. Кроме того, нельзя использовать струбцину — мешает полочка под клавиатуру, и станина будет держаться только на присосках, а я им никогда не доверял. Если же руль прикрепить к этой полочке, то, опять-таки, его ось не будет перпендикулярна монитору, а потом — куда девать клавиатуру и мышь? Проблема…

Из двух рулей Maxxtro (оба без отдачи) я выбрал тот, что чуть подороже (45$) — в том числе из-за системы крепления. Как таковой, станины у него вообще нет! Представьте себе руль с рулевой колонкой, которая заканчивается небольшой площадкой. Эта площадка и крепится к столу с помощью струбцины и присосок (две маленькие и одна очень большая с системой создания вакуума и язычком для отлепления). Можно менять угол рулевой колонки относительно закрепленной площадки. Пожалуй, это самая изящная система крепления из всех, что я видел. Кроме того, у второй модели STR-200 (его фото ниже) мне не понравилось рулевое колесо.

Не очень приятный момент: нигде — ни на коробке, ни на самом устройстве не написана фирма-производитель. Но продавец так клялся и божился, что руль от Maxxtro, что я ему поверил. Как оказалось, не зря — потом я заглянул на сайт и обнаружил там свой руль с фотографией и описанием.

Кстати, технические параметры этого руля таковы. Отдачи (feedback) нет. Угол поворота руля — 160 градусов. Диаметр руля — 25 см. 4 кнопки. Две педали. Есть ручка переключения передач. Подключение — к разъему джойстика. Длина кабеля — 2,1 м. Крепление к столу, как я уже говорил, выше всяких похвал, угол между рулевой колонкой и поверхностью стола изменяется в пределах 25-90 градусов. Ресурс рулевого колеса — 200 000 поворотов, а педалей и кнопок — 500 000 (по моим подсчетам, если кататься в среднем по 1-2 часа в день, на пару лет хватит, а там глядишь, и на что посерьезней, с отдачей, замахнемся).

Теперь попробую рассказать вам, что из себя представляет руль внешне. Рулевое колесо (трехспицевое) — пластмассовое, что, конечно, не есть хорошо. Но сама пластмасса — матовая, немного бугристая, а по бокам — вырезы под пальцы, так что выскальзывать из рук не будет. Хотя, конечно, по ощущениям — это далеко не обтянутое кожей или даже деревянное массивное рулевое колесо дорогих моделей. Впрочем, в пылу гонки вряд ли станешь обращать на это внимание. Усилие, необходимое для поворота руля — среднее. Думаю, что это — опять-таки дело привычки. А вот то, что угол поворота руля всего 160 градусов — явный недостаток. При отпускании, руль, естественно, возвращается в центральное положение. Есть также механический калибратор, позволяющий тонко подстроить руль уже в игре.

Рычаг переключения передач торчит из рулевой колонки параллельно плоскости рулевого колеса и очень похож на включатель поворотников в обычной машине. Он не поворачивается вместе с рулем, так-то при переключении передач вести машину придется одной рукой. Рычаг имеет три положения — назад, вперед и нейтраль, а при отпускании фиксируется посередине (то есть на нейтрали). Таким образом, переключать передачи можно только последовательно, без перепрыгивания. Впрочем, подавляющее большинство игр и не поддерживают прямое включение передач, т.е. после 3-й можно включить только 2-ю или 4-ю, но никак не 1-ю и 5-ю.

Сверху на руле — две гладкие кнопки, как раз под большими пальцами обеих рук. Обе кнопки дают ясно слышимый щелчок при нажатии. С тыльной стороны рулевого колеса — еще две кнопки с ребристой поверхностью. На них удобно нажимать указательными пальцами, когда руки лежат на руле. Но — внимание! Эти кнопки работают, только если отключен блок педалей. Фактически, кнопки дублируют левую и правую педаль.

Сочленения деталей (по большей части пластмассовых) сделаны довольно аккуратно. Ничего нигде не торчит, все хорошо подходит. Немного портит внешний вид то, что сам руль, основание и рулевая колонка черные, а кнопки на руле — ярко оранжевые. Это делает дизайн каким-то детским, несерьезным. Впрочем, возможно, кнопки бывают и других цветов.

Теперь о блоке педалей. Он выполнен в виде довольно большой пластмассовой площадки. На нее удобно ставить ноги — благодаря чему площадка почти не скользит по полу (этому способствуют и резиновые прокладки на днище). Сами педали (тоже пластмассовые) при нажимании не утапливаются в основание (как в модели Maxxtro STR-200), а лишь меняют угол своего наклона. К сожалению, усилие, необходимое для нажатия, не очень велико, и чтобы научиться "чувствовать" педали, придется затратить некоторое время. Зато расстояние между педалями достаточно большое, и при нажатии одной не задеваешь вторую. Однако при желании можно нажимать педали одной ногой поочередно, как в реальности — таким образом, расстояние между педалями оптимально.

В общем, внешний осмотр оставляет приятное впечатление. Правда, большинство деталей (в том числе педали и сам руль) пластмассовые. Поэтому встает вопрос о долговечности всего этого комплекта. Что ж, поживем — увидим.

…Принеся свежекупленный руль домой, я начал с того, что прикрепил его к столу. Самым удобным оказалось разместить его на полочке с клавиатурой и мышкой. Конечно, можно было и не городить огород, а воспользоваться только присосками. Надо сказать, что держат они неплохо, но со струбциной как-то надежнее. Окончательный вариант был таким: полочка выдвинута до упора и зафиксирована, основание руля прикручено струбциной к ее дальней грани под углом. Для удобства читателей я нарисовал схемку, на которой видны возможные варианты крепления. Кстати, на полочке еще уместились и клавиатура, и мышь!

Как я уже говорил, угол наклона рулевой колонки можно изменять в пределах 25-90 градусов относительно поверхности стола. Фиксируется он двумя винтами. Так вот, затягивайте их посильнее (только не сломайте!), иначе со временем (через неделю активной рулежки) колонка под тяжестью шоферских рук начнет клониться книзу и ее придется фиксировать заново.

Затем я вдруг осознал, что в комплекте нет ни инсталляционного диска, ни нормальной инструкции. В качестве последней выступал маленький листок с описанием установки девайса под Windows 95/98 на английском языке. Несколько шокированный, я стал подключать устройство. Согласно инструкции, шнур от педалей втыкается в разъем джойстика на звуковой карте, а шнур от руля — в педальный блок. С этим никаких проблем не возникло. Далее при включении компа должно обнаружится новое устройство. Не тут-то было! Никаких новых девайсов найдено не было. Справедливости ради надо сказать, что в описании этот случай был предусмотрен. Путем несложных манипуляций удалось добавить новое устройство вручную. Раньше я никогда не заглядывал в тот раздел "Панели управления", где речь идет об игровых устройствах. Оказалось, что там довольно большой выбор и джойстиков, и рулей. Рассматриваемый нами экземпляр можно установить и как четырехкнопочный джойстик (только надо не забыть в параметрах включить опцию "Гоночный руль"), и как четырехкнопочный штурвал. После этого устройство определяется и начинает функционировать. Остается только его откалибровать, что тоже проходит без проблем.

В общем, как ни странно, по большому счету, ни подробная инструкция, ни инсталляционный диск не нужны. На все подключение у меня ушло минут десять. Конечно, было бы приятно получить в комплекте диск с какой-нибудь игрой, но нет — так нет. Для порядку я, конечно, залез на сайт, о котором уже говорил, но никаких драйверов либо утилит для рулей не нашел.

Итак, руль работает! Пора в дорогу. Начал я, естественно, с GP-3, ради которой все и затевалось. И тут меня ждал конкретный облом (иначе и не скажешь). Нет, не то чтобы руль не работал. Он-то действовал (правда, пришлось его заново откалибровать уже в самой игре), но выяснилось, что управлять гоночным болидом с помощью руля намного сложнее, чем клавой! Например, чтобы тронуться с места, нужно очень плавно нажимать педаль газа, иначе машину просто развернет вокруг своей оси. Если все же удалось поехать и даже набрать приличную скорость, малейшее шевеление руля вгоняет болид в бешеный занос. Как известно, перед поворотом, скажем налево, машину нужно прижать к правой части полотна, чтобы увеличить радиус поворота. Так вот, это сделать почти невозможно; спасибо, если вообще удастся удержать болид на трассе!

Но первый шок прошел, и мысли типа "нафига я это купил" уступили желанию понять, почему так происходит. Выяснилось, все дело в настройках управления. Оказывается, есть такие опции, как уменьшение чувствительности управления, когда угол поворота руля близок к нулю. Иными словами, поворот руля на половину его хода повернет колеса только на четверть от возможного, а поворот руля до предела и колеса повернет на максимальный угол. То же относится и к педалям газа и тормоза — можно более плавно разгоняться и притормаживать. Конечно, к такой диспропорции надо привыкнуть, но это происходит быстро, после чего управление болидом доставляет только удовольствие. Приятно, когда можно проходить поворот не барабаня по клавишам, а спокойненько повернуть руль на нужный угол и дать небольшой газ. Результаты пошли вверх! Кому интересно, мой хот-лап (Италия, Монца в старой конфигурации, 1:23:882) лежит на www.gp3.newmail.ru.

Следующей игрой, на которой я стал тестировать свой руль, была NFS 5 Porshe. Я опасался, что опять придется подбирать настройки управления, но ничего такого в меню игры не нашел. Видимо, разработчики уже все предусмотрели. Трудно передать, какой кайф я испытал, впервые управляя в этой игре машиной не клавой, а рулем. Просто сказка! Машина слушается идеально, управлять очень приятно и легко. Полное ощущение, что сидишь в салоне реального автомобиля и ранним утром катишь себе где-то в Нормандии. Хочется забыть про соперников и просто кататься, наслаждаясь видами. Купив пару лет назад свой первый 3D-ускоритель, я увидел, КАК могут выглядеть игры. Купив руль, я понял КАК можно (и нужно) играть в авто-симы! Моя супруга, ранее не замеченная в интересе к компьютерным играм, долго ездила по всем трассам подряд с явным удовольствием.

Один из моих любимых видов автогонок — ралли. Под рукой оказались две игры: классический (и, на мой взгляд, более реалистичный) Colin McRae Rally и Michelin Rally Masters. В обоих руль работал нормально (видимо, он будет работать в любой игре, поддерживающей джойстик), но ощущения довольно разные. В Colin McRae Rally не удалось просто покататься. Управлять с непривычки довольно трудно, но немного привыкнув, получаешь огромное удовольствие. Прохождение поворотов на заносе — неотъемлемое условие быстрой езды в ралли — получается просто идеально. А вот в Michelin Rally Masters мне показалось, что управление стало несколько примитивным. Возможно, физика движения машины не проработана достаточно глубоко.

Ну и на закуску я опробовал еще две игры разных жанров: Formula 1 Official Racing от Eidos и знаменитый Driver. Насколько я понимаю, обе игры скорее аркады, чем симуляторы. Кстати, в Formula 1 Official Racing мое любимое развлечение — это задать длину гонки 3 круга (минимальная дистанция) и стартовать последнимм (22-м). Задача — финишировать первым. Иногда удается. Так вот, что с рулем, что на клавиатуре, удовольствие примерно одинаковое, т.е. ничего особенного руль не дает. Управлять, конечно, поудобнее, но не более того. Примерно такая же картина наблюдается и в Водиле. Даже, пожалуй, на клавиатуре здесь играть как-то прикольнее.

Выводы

Пожалуй, главным выводом можно считать следующее: руль с педалями однозначно стоит купить каждому поклоннику автосимуляторов! В любом случае управлять любой гоночной игрой лучше рулем, чем с помощью клавиатуры. При этом, чем ближе физика машины в игре к реальной, тем большее удовольствие вы получите от перехода с клавы на руль. А уж если вы поклонник именно "чистых" симуляторов (GP-2, GP-3, Colin McRae Rally, NFS-5), а не аркад (Driver, Midtown Madness, NFS-3, NFS-4), то руль просто must have! Но и для аркадников руль — очень полезная и приятная штука, хотя и менее необходим.

Теперь о нашем комплекте руль+педали от Maxxtro Fire Wheel STR-100. Отсутствие отдачи — безусловно, минус. Но, честно говоря, и без нее от езды получаешь огромное удовольствие. Хотя, конечно, наличие feedback'а еще добавит реалистичности. Во всех играх управлять достаточно удобно, хотя пару раз в GP-3 возникали мелкие артефакты: руль гоночного болида (на экране) поворачивался рывками, хотя я делал плавные движения. Скорее всего, это связано с тем, что в некоторые моменты гонки нагрузка на процессор у меня доходит до 150% ;) В остальном — довольно приятный, простой и недорогой руль. Я, по крайне мере, им вполне доволен. С другой стороны, добавив к его цене 20-30 зеленых рублей, можно взять комплект от Logitech или Guillemont — они наверняка более долговечны и приятны в использовании. Тут уж решать вам.

Плюсы:

  • Весьма аккуратное исполнение
  • Очень удобное крепление к столу
  • Занимает мало места
  • Регулируется угол наклона руля
  • Достаточно удобные кнопки и переключатель передач
  • Возможность пользоваться дополнительными кнопками вместо педалей
  • Достаточно длинный соединительный кабель
  • Очень простая установка в Windows 95/98/МЕ
  • Невысокая цена — 45$

Минусы:

  • Отсутствие отдачи
  • Несколько "детский" дизайн
  • Много пластмассовых деталей — договечность сомнительна, особенно педалей
  • Не очень массивное рулевое колесо
  • Маловат угол поворота — 160 градусов
  • Недостаточно тугие педали
  • Отсутствие подробной инструкции и драйверов

Ну и на десерт. Раз руль совместим с джойстиком (а, вернее сказать, с точки зрения компьютера это идентичные устройства), его можно использовать в соответствующих играх, например в авиасимуляторах. Но таковых под рукой не оказалось, да и не очень я их жалую. Поэтому попробовал я играть с помощью руля в Quake III. Самое смешное, что оказалось вполне играбельно, хотя и не слишком удобно. Наверное, если долго тренироваться, можно добиться некоторых успехов. Так что если у кого-то из читателей слишком много свободного времени… А вот если почти серьезно, по управлять квакой можно как обычно, мышкой, а на педали повесить функции, для которых не хватает пальцев — скажем, zoom или приседание. Похоже, это новое слово в технике ведения боя :)