Руль Logitech Wingman Formula Force


Получив возможность попользоваться джойстиком Logitech Wingman Formula Force, я решил поделиться своими впечатлениями о нем, поскольку джойстики-рули, надеюсь, интересны не только мне.

Сам я уже год пользуюсь джойстиком ThrustMaster Formula 1 T3, который вполне подойдет как точка отсчета для оценки нового джойстика. Кроме оценки обратной связи (Feedback), которой у него нет (ThrustMaster только недавно выпустил такую модель, но она очень похожа на Formula T3), там добавилось несколько кнопок и подрулевые переключатели.

Технические характеристики

Самое первое впечатление получаешь, когда достаешь вещь из коробки и просто рассматриваешь ее. Тут можно сказать только одно, Logitech не уронил своей репутации и сделал не просто качественную, но красивую вещь (руль ThrustMaster тоже сделан хорошо с очень большим запасом по прочности, но несколько дубово). В самой коробке были кроме руля, педалей и сетевого адаптера для блока питания, в отдельном пакете, краткая инструкция, драйверы версии 3.1 и два диска с играми: F1 Racing Simulation от UbiSoft и MotorHead, как игры где используется обратная связь, а отдельно был приложен диск с драйверами версии 3.12 с просьбой использовать именно их (мелочь, а приятно) и переходник с COM на USB для его подключения к компьютеру через USB.

Теперь более подробно о рулевой колонке и педалях.

Приведу картинки, взятые соответственно с www.logitech.com и www.thrustmaster.com, чтобы было более понятно, о чем идет речь (сам я вообще не фотографирую).


ThrustMaster Formula 1 T3


Logitech Wingman Formula Force

А) Рулевая колонка — очень компактная, особенно учитывая наличие
механизма обратной связи. Ее ширина около 30 см, а длина около 25 см. У руля ThrustMaster ширина минимум в полтора раза больше, что обусловлено наличием отдельной ручки переключателя справа. Сам руль классической формы держать его удобно, да и руки не потеют, но он более пухлый и мягкий, хотя покрыт похожим материалом, т.е. прорезиненной пластмассой. На самом руле расположены четыре кнопки. А под рулем два Shifter'a, т.е. переключателя передач (естественно им можно назначить и другое действие, но тогда вряд ли нужен такой руль), как на машинах Формулы 1 или современных раллийных. У руля ThrustMaster кнопки две, а переключатель передач расположен справа, что менее удобно, поскольку для переключения передач приходиться снимать правую руку с руля. Крепятся оба руля одинаково с помощью скоб снизу, фиксация надежна у обоих рулей.

На руле Logitech есть две небольшие зеленые лампочки, левая из которых горит, если есть питание, а правая, если установлена связь с компьютером, что довольно удобно.

Теперь о некоторых (по моему мнению) эргономических просчетах:

У руля Logitech место, куда крепится кабель, соединяющий его с педалями, находится справа, а у педалей слева, поэтому получается, что кабель делает всегда небольшую петлю. У руля ThrustMaster оба кабеля крепятся посередине, однако, место крепления находится в углублении, и кабель надо вставлять до того как закрепил его на столе, а я, например, эту операцию очень часто забываю делать. Поэтому мне приходится снимать руль и снова ставить (интересно есть ли такие люди, у которых руль дома установлен стационарно?).

В целом по подходу — рули однотипные, но у Logitech дизайн современнее. Педали у рулей абсолютно разные (даже удивительно), правда, у обоих их по две.

Б) Педали: У Logitech площадка педалей занимает площадь в полтора раза больше (они похоже целиком пластмассовые), но весит раза в три меньше. А сами педали сверхмаленькие, особенно тормоз, и расположены параллельно площадке, тогда как в ThrustMaster они, как в гоночной машине, перпендикулярны основанию, и очень массивны. По всей поверхности руля Logitech распределены 8 присосок, поэтому держат они на любой более-менее гладкой поверхности просто отлично, а у ThrustMaster все основано на массе и силе трения резины, тоже держит хорошо, но явно хуже.

Позволю себе немножко рассуждений: Обе фирмы сделали так неспроста, и я постараюсь объяснить плюсы и минусы каждого из этих подходов.

Поскольку у Logitech педали маленькие, а усилие невелико (можно играть босиком), и нога давит как бы все время вниз, то ситуации, когда сдвигается педальная площадка просто не возникает. Расплачиваемся мы за это удобство тем, что практически невозможно дозировать степень нажатия педали, что для меня очень важно, особенно это относится к тормозу.

Теперь к рулю ThrustMaster. У него большое усилие на педалях, у них большой ход, можно хорошо регулировать нажатие педали, но мне приходится играть в кроссовках, так как иначе неудобно.

Я бы сказал, что в педалях Logitech присутствует некоторая аркадность, которая правда имеет свои плюсы: не будешь же после работы, когда хочется отвлечься, надевать кроссовки и т.д., но все равно от руля такого класса хочется явно лучших педалей.

Немного о том, как это все работает:

Руль The WingMan Formula Force для автосимуляторов оснащен управляющей трансмиссией в виде стального кабеля, основанной на технологии обратной связи I-FORCE. Технология обратной связи (ForceFeedBack) разработана компанией Immersion Corporation, и в ее основе лежит точно такая же техника, которая используется в авиакосмических, медицинских и военных симуляторах. Для воспроизведения эффекта обратной связи используется высокоточное управление стальным тросом, в результате чего вы по настоящему можете чувствовать, как машина теряет управление, наезжая на обледенелый участок дороги. Таких ощущений нельзя обеспечить в случае использования обычных рулей для автосимуляторов. Руль WingMan Formula Force может вибрировать с частотой до 200 вибраций в секунду (что обеспечивает равномерный эффект дрожания, а не неприятные ощущения от рывков). В результате, вы испытываете всю гамму ярких, реальных ощущений, при столкновениях с другими машинами, наезжая на препятствия, прокладывая дорогу в травяной степи , переезжая вброд водные преграды и выходя из заноса на скользком гравии.

Подключение, игра и комментарии

Подключение прошло на удивление гладко (можно сказать первый истинный PnP). Во-первых, в инструкции имеются очень доходчивые картинки, а во-вторых, все кабели разные и перепутать сложно. Потом вставил компакт диск, установил утилиты, перезагрузился и все, руль сразу обнаружился системой и прописался в устройствах. Я уже упоминал про правую зеленую кнопку на руле, все сразу видно, нашел он себя или нет. Подключался я через последовательный порт COM1, т.к. лень было доставать переходник, но, думается, через USB порт было бы все аналогично.

После этого добавляется утилита, работающая с этим джойстиком, позволяющая задавать силу обратной связи, которая прописывается в автозагрузку и отображается в виде пиктограммы. Кстати довольно забавная вещь, в Win'95 джойстик при каждой перезагрузке компьютера производит автоматическую калибровку, т.е. начинает крутить рулем во все стороны и дергаться, а в Win'98 такое происходит только когда вызываешь его свойства, что является правильным.

После первой перезагрузки появляется маленькая иконка:

Остановимся более подробно на драйвере.

В панели управления руля от Logitech можно произвести автокалибровку. И проверить работоспособность всех кнопок на руле и подрулевые переключатели. И, конечно же, можно регулировать силу обратной связи в двух ее проявлениях: вибрация руля и силу противодействия, а также установить режим работы педалей

А теперь и самое интересное, т.е. ощущения от игры с обратной связью.

Я выбрал для этого две игры, которые мне нравятся, и в которые я много играл с рулем ThrustMaster:

  1. TOCA 2
  2. NFS 3 и NFS High Stakes (позволю их считать одной игрой) и игру, которая входит в комплект поставки
  3. MotorHead

1. Сначала было непривычно, так как руки привыкли к рулю ThrustMaster, все на автомате, но все абсолютно переменилось. Приведу примеры: когда машина в игре стоит на месте руль крутится мизинцем, на траве мизинцем на любой скорости, но на асфальте с ростом скорости все меняется и его становится крутить даже тяжелее чем ThrustMaster. Однако стоит, например, заехать на поребрик и можно запросто улететь, поскольку на какое-то мгновение руль стал легким, если заехать колесами на траву, а другими остаться на асфальте, то будет ощутимый увод в одну сторону и в нее можно крутить пальцем, то в другую изо всех сил. Причем в зависимости от типа привода машины, ее массы все это проявляется по-разному, и это доставляет массу удовольствия.

2. Все сделано тоже хорошо и реакции тут ощущаются лучше, но тонкости нет. Хотя играть все равно приятнее и помогает. Можно даже регулировать обратную связь из самой игры. Немного позднее попробовал игру High Stakes, и немного поэкспериментировав с настройками, смог добиться очень хорошего ощущения обратной связи, очевидно, что более поздний выход этой игры помог лучше организовать эффект ForceFeedBack.

3. Включать MotorHead в поставку было неправильно, так как единственную обратную связь, которую я чувствовал, была только при ударах о стены, но может быть я не прав.

Вторую игру из коробки, т.е. F1 RS я не смог посмотреть, т.к. ее надо было патчить, а я не захотел возиться.

Вывод

Для того чтобы обратная связь имела смысл нужно, чтобы ее умело реализовали разработчики, а не просто писали, что она поддерживается для галочки.

Также я попробовал игру, которая не поддерживает обратную связь: Network Q Rally.

Руль ThrustMaster в этой игре мне понравился больше, поскольку его пружина лучше, чем электрический механизм у руля от Logitech.

Заключение

Джойстик мне понравился, но педали должны быть у него лучше (они не для симуляторов), но замечу именно у него, т.к. к нему предъявляются повышенные требования. В любом случае он стоит немного (около $200) по сравнению с любой приличной машиной, и лучше разряжаться с ним, чем на городских улицах, подставляя себя и других. В общем хорошей покупкой руль от Logitech можно признать смело, хотя бы потому что руль смотрится просто превосходно, занимает немного места, да и играть в него можно всей семьей

Было бы интересно сравнить их с новым рулем ThrustMaster Sport Car GT, если это удастся, то позднее обязательно поделюсь впечатлениями.

Обратная связь, безусловно, вносит разнообразие и новые ощущения в гоночные симуляторы, она уже сейчас очень неплоха, а с дальнейшим совершенствованием сможет передавать все больше ощущений (не надо забывать и настраивать на каждую игру отдельно, неправильная настройка может испортить весь процесс). Главное, чтобы разработчики игр не забывали о качественной реализации поддержки ForceFeedBack.

Спасибо Дмитрию Фельману за оказанную помощь при подготовке обзора.




Дополнительно

ForceFeedBack Джойстик Logitech Wingman Formula Force

Руль Logitech Wingman Formula Force

Получив возможность попользоваться джойстиком Logitech Wingman Formula Force, я решил поделиться своими впечатлениями о нем, поскольку джойстики-рули, надеюсь, интересны не только мне.

Сам я уже год пользуюсь джойстиком ThrustMaster Formula 1 T3, который вполне подойдет как точка отсчета для оценки нового джойстика. Кроме оценки обратной связи (Feedback), которой у него нет (ThrustMaster только недавно выпустил такую модель, но она очень похожа на Formula T3), там добавилось несколько кнопок и подрулевые переключатели.

Технические характеристики

Самое первое впечатление получаешь, когда достаешь вещь из коробки и просто рассматриваешь ее. Тут можно сказать только одно, Logitech не уронил своей репутации и сделал не просто качественную, но красивую вещь (руль ThrustMaster тоже сделан хорошо с очень большим запасом по прочности, но несколько дубово). В самой коробке были кроме руля, педалей и сетевого адаптера для блока питания, в отдельном пакете, краткая инструкция, драйверы версии 3.1 и два диска с играми: F1 Racing Simulation от UbiSoft и MotorHead, как игры где используется обратная связь, а отдельно был приложен диск с драйверами версии 3.12 с просьбой использовать именно их (мелочь, а приятно) и переходник с COM на USB для его подключения к компьютеру через USB.

Теперь более подробно о рулевой колонке и педалях.

Приведу картинки, взятые соответственно с www.logitech.com и www.thrustmaster.com, чтобы было более понятно, о чем идет речь (сам я вообще не фотографирую).


ThrustMaster Formula 1 T3


Logitech Wingman Formula Force

А) Рулевая колонка — очень компактная, особенно учитывая наличие
механизма обратной связи. Ее ширина около 30 см, а длина около 25 см. У руля ThrustMaster ширина минимум в полтора раза больше, что обусловлено наличием отдельной ручки переключателя справа. Сам руль классической формы держать его удобно, да и руки не потеют, но он более пухлый и мягкий, хотя покрыт похожим материалом, т.е. прорезиненной пластмассой. На самом руле расположены четыре кнопки. А под рулем два Shifter'a, т.е. переключателя передач (естественно им можно назначить и другое действие, но тогда вряд ли нужен такой руль), как на машинах Формулы 1 или современных раллийных. У руля ThrustMaster кнопки две, а переключатель передач расположен справа, что менее удобно, поскольку для переключения передач приходиться снимать правую руку с руля. Крепятся оба руля одинаково с помощью скоб снизу, фиксация надежна у обоих рулей.

На руле Logitech есть две небольшие зеленые лампочки, левая из которых горит, если есть питание, а правая, если установлена связь с компьютером, что довольно удобно.

Теперь о некоторых (по моему мнению) эргономических просчетах:

У руля Logitech место, куда крепится кабель, соединяющий его с педалями, находится справа, а у педалей слева, поэтому получается, что кабель делает всегда небольшую петлю. У руля ThrustMaster оба кабеля крепятся посередине, однако, место крепления находится в углублении, и кабель надо вставлять до того как закрепил его на столе, а я, например, эту операцию очень часто забываю делать. Поэтому мне приходится снимать руль и снова ставить (интересно есть ли такие люди, у которых руль дома установлен стационарно?).

В целом по подходу — рули однотипные, но у Logitech дизайн современнее. Педали у рулей абсолютно разные (даже удивительно), правда, у обоих их по две.

Б) Педали: У Logitech площадка педалей занимает площадь в полтора раза больше (они похоже целиком пластмассовые), но весит раза в три меньше. А сами педали сверхмаленькие, особенно тормоз, и расположены параллельно площадке, тогда как в ThrustMaster они, как в гоночной машине, перпендикулярны основанию, и очень массивны. По всей поверхности руля Logitech распределены 8 присосок, поэтому держат они на любой более-менее гладкой поверхности просто отлично, а у ThrustMaster все основано на массе и силе трения резины, тоже держит хорошо, но явно хуже.

Позволю себе немножко рассуждений: Обе фирмы сделали так неспроста, и я постараюсь объяснить плюсы и минусы каждого из этих подходов.

Поскольку у Logitech педали маленькие, а усилие невелико (можно играть босиком), и нога давит как бы все время вниз, то ситуации, когда сдвигается педальная площадка просто не возникает. Расплачиваемся мы за это удобство тем, что практически невозможно дозировать степень нажатия педали, что для меня очень важно, особенно это относится к тормозу.

Теперь к рулю ThrustMaster. У него большое усилие на педалях, у них большой ход, можно хорошо регулировать нажатие педали, но мне приходится играть в кроссовках, так как иначе неудобно.

Я бы сказал, что в педалях Logitech присутствует некоторая аркадность, которая правда имеет свои плюсы: не будешь же после работы, когда хочется отвлечься, надевать кроссовки и т.д., но все равно от руля такого класса хочется явно лучших педалей.

Немного о том, как это все работает:

Руль The WingMan Formula Force для автосимуляторов оснащен управляющей трансмиссией в виде стального кабеля, основанной на технологии обратной связи I-FORCE. Технология обратной связи (ForceFeedBack) разработана компанией Immersion Corporation, и в ее основе лежит точно такая же техника, которая используется в авиакосмических, медицинских и военных симуляторах. Для воспроизведения эффекта обратной связи используется высокоточное управление стальным тросом, в результате чего вы по настоящему можете чувствовать, как машина теряет управление, наезжая на обледенелый участок дороги. Таких ощущений нельзя обеспечить в случае использования обычных рулей для автосимуляторов. Руль WingMan Formula Force может вибрировать с частотой до 200 вибраций в секунду (что обеспечивает равномерный эффект дрожания, а не неприятные ощущения от рывков). В результате, вы испытываете всю гамму ярких, реальных ощущений, при столкновениях с другими машинами, наезжая на препятствия, прокладывая дорогу в травяной степи , переезжая вброд водные преграды и выходя из заноса на скользком гравии.

Подключение, игра и комментарии

Подключение прошло на удивление гладко (можно сказать первый истинный PnP). Во-первых, в инструкции имеются очень доходчивые картинки, а во-вторых, все кабели разные и перепутать сложно. Потом вставил компакт диск, установил утилиты, перезагрузился и все, руль сразу обнаружился системой и прописался в устройствах. Я уже упоминал про правую зеленую кнопку на руле, все сразу видно, нашел он себя или нет. Подключался я через последовательный порт COM1, т.к. лень было доставать переходник, но, думается, через USB порт было бы все аналогично.

После этого добавляется утилита, работающая с этим джойстиком, позволяющая задавать силу обратной связи, которая прописывается в автозагрузку и отображается в виде пиктограммы. Кстати довольно забавная вещь, в Win'95 джойстик при каждой перезагрузке компьютера производит автоматическую калибровку, т.е. начинает крутить рулем во все стороны и дергаться, а в Win'98 такое происходит только когда вызываешь его свойства, что является правильным.

После первой перезагрузки появляется маленькая иконка:

Остановимся более подробно на драйвере.

В панели управления руля от Logitech можно произвести автокалибровку. И проверить работоспособность всех кнопок на руле и подрулевые переключатели. И, конечно же, можно регулировать силу обратной связи в двух ее проявлениях: вибрация руля и силу противодействия, а также установить режим работы педалей

А теперь и самое интересное, т.е. ощущения от игры с обратной связью.

Я выбрал для этого две игры, которые мне нравятся, и в которые я много играл с рулем ThrustMaster:

  1. TOCA 2
  2. NFS 3 и NFS High Stakes (позволю их считать одной игрой) и игру, которая входит в комплект поставки
  3. MotorHead

1. Сначала было непривычно, так как руки привыкли к рулю ThrustMaster, все на автомате, но все абсолютно переменилось. Приведу примеры: когда машина в игре стоит на месте руль крутится мизинцем, на траве мизинцем на любой скорости, но на асфальте с ростом скорости все меняется и его становится крутить даже тяжелее чем ThrustMaster. Однако стоит, например, заехать на поребрик и можно запросто улететь, поскольку на какое-то мгновение руль стал легким, если заехать колесами на траву, а другими остаться на асфальте, то будет ощутимый увод в одну сторону и в нее можно крутить пальцем, то в другую изо всех сил. Причем в зависимости от типа привода машины, ее массы все это проявляется по-разному, и это доставляет массу удовольствия.

2. Все сделано тоже хорошо и реакции тут ощущаются лучше, но тонкости нет. Хотя играть все равно приятнее и помогает. Можно даже регулировать обратную связь из самой игры. Немного позднее попробовал игру High Stakes, и немного поэкспериментировав с настройками, смог добиться очень хорошего ощущения обратной связи, очевидно, что более поздний выход этой игры помог лучше организовать эффект ForceFeedBack.

3. Включать MotorHead в поставку было неправильно, так как единственную обратную связь, которую я чувствовал, была только при ударах о стены, но может быть я не прав.

Вторую игру из коробки, т.е. F1 RS я не смог посмотреть, т.к. ее надо было патчить, а я не захотел возиться.

Вывод

Для того чтобы обратная связь имела смысл нужно, чтобы ее умело реализовали разработчики, а не просто писали, что она поддерживается для галочки.

Также я попробовал игру, которая не поддерживает обратную связь: Network Q Rally.

Руль ThrustMaster в этой игре мне понравился больше, поскольку его пружина лучше, чем электрический механизм у руля от Logitech.

Заключение

Джойстик мне понравился, но педали должны быть у него лучше (они не для симуляторов), но замечу именно у него, т.к. к нему предъявляются повышенные требования. В любом случае он стоит немного (около $200) по сравнению с любой приличной машиной, и лучше разряжаться с ним, чем на городских улицах, подставляя себя и других. В общем хорошей покупкой руль от Logitech можно признать смело, хотя бы потому что руль смотрится просто превосходно, занимает немного места, да и играть в него можно всей семьей

Было бы интересно сравнить их с новым рулем ThrustMaster Sport Car GT, если это удастся, то позднее обязательно поделюсь впечатлениями.

Обратная связь, безусловно, вносит разнообразие и новые ощущения в гоночные симуляторы, она уже сейчас очень неплоха, а с дальнейшим совершенствованием сможет передавать все больше ощущений (не надо забывать и настраивать на каждую игру отдельно, неправильная настройка может испортить весь процесс). Главное, чтобы разработчики игр не забывали о качественной реализации поддержки ForceFeedBack.

Спасибо Дмитрию Фельману за оказанную помощь при подготовке обзора.