Джойстики для симуляторов


Джойстик это не просто "девайс" — это образ жизни. Та часть играющих в компьютерные игры, которая предпочитает симуляторы полета остальным типам игр зачастую наиболее фанатичная часть игроков. Эти люди готовы тратить свои деньги на модернизацию своего компьютера только ради одного нового симулятора, который предъявляет повышенные требования к "железу", они готовы тратить сотни долларов на джойстики, педали и т.п. устройства. С другой стороны они же наиболее требовательная часть пользователей.

В данном обзоре рассматриваются несколько моделей джойстиков, которые по своим возможностям могут считаться "профессиональными". Должен сразу предупредить, что нет Лучшего джойстика. У каждого есть свои недостатки и свои преимущества. Выбор джойстика определяется тем, готовы ли вы ради некоторых его преимуществ мериться с его недостатками.

Рассмотрим типичные недостатки джойстиков.

В первую очередь к основному недостатку относится то, что движущиеся части почти всех джойстиков изготовляются из пластмассы. Увы, через некоторое время вы можете столкнуться с тем, что некоторые кнопки или даже механика ваша джойстика будут сломаны.

Ко второму основному недостатку относятся резисторы. Почти все фирмы используют резисторы производства Китая или Тайваня, качество которых неприемлемо.

Через два месяца вы можете обнаружить, что кривые отклонения вашего джойстика далеки от линейных, а в центре вы можете увидать пляску безумного дервиша. Поэтому вам придется побегать по автомобильным магазинам в поисках смазки WD-40, чтобы смазать резисторы и получить еще пару месяцев нормальной жизни.

Теперь рассмотрим конкретные модели.

F22 PRO/F16 FLCS от Thrustmaster



4 кнопки, курок — двухпозиционный, 4 переключателя типа HAT (все 4-х позиционные, аналогично и у модели F22). Все копки и хаты программируемые. Для этого в джойстике есть порт под клавиатурный разъем, — клавиатура включается в джойстик, а провод из джойстика с клавиатурным разъемом в компьютер. Процесс программирования джойстика заключается в написании макроса с указанием, какой кнопке, какую функцию присвоить и загрузке этого макроса в память джойстика. К сожалению, программа загрузки макроса не совместима с Windows. Просто b50load — это MS-DOS приложение. Впрочем, энтузиасты на западе пишут и win-загрузчики. Кнопки и хаты могут программироваться для трех состояний — "нажал", "нажал и держишь" и "держал и отпустил".

По утверждению фирмы производителя форма ручки скопирована с реальной ручки управления F-16. Рукоять имеет опору для ладони (впрочем, все джойстики из описываемых имеют опору), но размер самой ручки несколько великоват — людям с маленьким размерам рук или детям этот джойстик не подойдет, поскольку до верхней кнопки и хата им просто не достать. У того же, у кого нормальная рука или больше эта ручка будет вполне удобна. Правда придется научиться управлять мизинцем двумя кнопками, а большим пальцем тремя хатами одновременно.

Основное отличие модели F22 от F16 в том, что первая модель имеет металлическую механику (см. фото), а вторая из пластмассы. Таким образом, F22 более долговечен.

Хотя кнопки сделаны и из пластмассы, они не ломаются, т.к. имеют короткий ход, да и чисто субъективно — ну очень прочно сделаны. Однако, применяемые китайские резисторы на этих двух моделях сильно портят впечатление от этих джойстиков, как впрочем и цена в $150. Что касается того, что у новых джойстиков наблюдаются биения в центре, т.н. spikes, то причина — в джой-портах и операционке. У меня на одном и том же железе в win95 наблюдались spikes более мощные, чем в win98. Однако и там они ИСЧЕЗНУТ СОВСЕМ, если воспользоваться утилитой центрирования джойстиков. Вообще, рекомендую сходить на этот сайт — там много еще чего есть полезного.

Пружины очень жесткие. К джойстику надо привыкнуть. Не знаю как в F22, но в F16 неметаллическое основание в сочетании с мощными пружинами устойчивость обеспечивает слабо. Джойстику не помешали бы присоски, а не просто резиновые ножки. Имеется возможность подключения устройства TQS (ручка управления газа + дополнительные программируемые кнопки или в просторечье "throttle"). И, наконец, можно подсоединить педали RCS ("rudder"). Их конструкция не очень удачна — основной элемент, несущий нагрузку выполнен в виде полозьев, по которым скользят пластиковые подушки. Скользят плохо. Смазывание их помогает плохо. Можно вставить в подушки по шарику от подшипников и тогда эта проблема устранится. Вообще, под F16 ведь есть куча конфигов, он поддерживается всеми симуляторами, и в сети материалы по этому джойстику представлены очень широко. Кстати, джойстик F16 точно воспроизводит ручку управления типа "Mod Block 50", используемую в настоящем истребителе F-16C.

Серия Wingman от Logitech



          

Число кнопок варьируется в зависимости от модели, один хат (4-х позиционный или восьми). Кнопки можно программировать с помощью утилиты под Windows. На большинстве моделей есть Throttle и Rudder на некоторых. Кнопки из резины и поэтому практически вечные. К сожалению крайне неудачна конструкция триггера курка. Свободный ход курка больше свободного хода кнопки триггера, в результате чего все усилие нажатие на курок полностью передается на триггер, который крепиться к корпусу ручки двумя тонкими осями из пластмассы. Живучесть этой конструкции полностью зависит от умения игрока контролировать усилие на курок. Как правило, после нескольких месяцев оси ломаются. Возможно, что в последних моделях эта проблема решена, но точно сказать не могу, так как у меня не было возможности покопаться во внутренностях этих последних моделей.


Синим цветом обведен блок с триггером, красной стрелкой показано направление давления

Пружины могут очень сильно отличаться по жесткости: от очень мягких до очень жестких, но, как правило они мягкие. Отклонение джойстика от центра меньше чем у других джойстиков, к этому приходится привыкать долго, если раньше вы уже пользовались каким-нибудь другим джойстиком. Тяжелое металлическое основание обеспечивает устойчивость в процессе игры.

Форма рукоятки выше всяких похвал. Это самая удобная формы ручки из всех, которые я видел. Расположение кнопок достаточно удобно. Первые модели оснащались очень надежными резисторами, но сейчас ставят китайские. Если на модели стоит Rudder, то полноценно пользоваться им вы все равно не сможете, так как или он не имеет центрального положения, хотя и точно и плавно отрабатывает вращение, либо он центрируется программно, т.е. rudder отклоняется пока вращается колесико, а угол отклонения ruddera зависит от скорости вращения этого колесика. Как только вращение прекращается rudder возвращается в центральное положение.

Серия SideWinder от Microsoft

Главное отличие джойстиков SideWinder от остальных это использование вместо аналоговых резисторов оптико-цифровых, которые не имеют движущихся частей и поэтому не изнашиваются, более точно отслеживают отклонения ручки и не имеют паразитных шумов. Это, несомненно, большой плюс. Другое отличие данной серии это использование поворота ручки вокруг вертикальной оси для имитации Rudder-a. С одной стороны это достоинство, поскольку позволяет обходится без механических педалей, с другой недостаток, так как играющий должен непрерывно следить за тем, чтобы непроизвольно не повернуть ручку. При активном маневрировании это представляет некоторую сложность. На мой взгляд, если была на ручке дополнительная кнопка, фиксирующая Rudder это решило бы проблему с непроизвольным использованием имитатора педалей.

Рассмотрим модели SideWinder

Самая простая модель Standart имеет всего одну кнопку и курок, а также Throttle.

Более продвинутый вариант это 3D PRO.

7 кнопок и курок, которые программируются. Один 8-ми позиционный хат. Форма ручки очень простая и не очень эргономичная, для людей с большой рукой ручка будет мала и неудобна, поскольку расположение кнопок и хата вызывают нарекания. Зато есть возможность одновременного нажатия нескольких кнопок. Есть очень удобный Throttle.

Дальнейшее развитие этой модели это Precision Pro или еще ее иногда именуют 3D Pro Plus.

      

Изменена форма рукоятки (чувствуется влияние Wingman-а ). В этой модели ручка стала эргономичной и удобной в пользовании. Остальное все оставлено почти так же, как и в предыдущей модели — 7 кнопок и курок, которые программируются, один 8-ми позиционный хат, пользоваться которым все равно не очень удобно. Throttle несколько изменил форму. Есть жалобы на "дырку" в районе центра. Одного хат, на мой взгляд, все-таки мало, также бы не помешало поместить одну кнопку под большой палец.

Для наиболее продвинутых игроков есть вариант данной модели с "Force feedback" — т.е. ручка с обратной связью. Цена естественно выше.

Еще одним недостатком данной серии является особая требовательность к параметрам gameport'а. Т.е. джойстики этой серии будут работать не со всеми звуковыми картами. Возникали проблемы, например с ESS 1868. Выражается это в самопроизвольных срабатываниях кнопок, редких, но сильных рывках ручки, иногда джойстик самопроизвольно выключается в процессе игры. Нормально работают с картами VideoLogic, Pine, Yamaha OPL3, ESS 688, SoundBlaster. Так что будте готовы к тому, что вам, возможно, придется менять звуковую карту, если вы столкнетесь с подобными проблемами.

Также есть некоторые проблемы с операционными системами. Зафиксированы случаи пропадания боковых положений хата и нижних кнопок в Windows95OSR2 (вылечилось установкой Windows98). Если у вас WindowsNT и джойстик SideWinder, то SP4 не рекомендуется устанавливать.

Серия CH F16 от CH



Практически это копия F16 фирмы Thrustmaster. Четыре 4-х позиционных хата и 5 программируемых кнопок. Но программируются только, если еще подключен Pro Throttle. Также есть один серьезный недостаток, — не отрабатывается одновременное нажатие двух или более кнопок. Пружины мягкие. Как обычно проблемы с резисторами. Владельцам этого джойстика придется осваивать сборку/разборку джойстика и смазывание резисторов WD-40. Общая надежность средняя.




Дополнительно

Joystick is not a simple thing

Джойстики для симуляторов

Джойстик это не просто "девайс" — это образ жизни. Та часть играющих в компьютерные игры, которая предпочитает симуляторы полета остальным типам игр зачастую наиболее фанатичная часть игроков. Эти люди готовы тратить свои деньги на модернизацию своего компьютера только ради одного нового симулятора, который предъявляет повышенные требования к "железу", они готовы тратить сотни долларов на джойстики, педали и т.п. устройства. С другой стороны они же наиболее требовательная часть пользователей.

В данном обзоре рассматриваются несколько моделей джойстиков, которые по своим возможностям могут считаться "профессиональными". Должен сразу предупредить, что нет Лучшего джойстика. У каждого есть свои недостатки и свои преимущества. Выбор джойстика определяется тем, готовы ли вы ради некоторых его преимуществ мериться с его недостатками.

Рассмотрим типичные недостатки джойстиков.

В первую очередь к основному недостатку относится то, что движущиеся части почти всех джойстиков изготовляются из пластмассы. Увы, через некоторое время вы можете столкнуться с тем, что некоторые кнопки или даже механика ваша джойстика будут сломаны.

Ко второму основному недостатку относятся резисторы. Почти все фирмы используют резисторы производства Китая или Тайваня, качество которых неприемлемо.

Через два месяца вы можете обнаружить, что кривые отклонения вашего джойстика далеки от линейных, а в центре вы можете увидать пляску безумного дервиша. Поэтому вам придется побегать по автомобильным магазинам в поисках смазки WD-40, чтобы смазать резисторы и получить еще пару месяцев нормальной жизни.

Теперь рассмотрим конкретные модели.

F22 PRO/F16 FLCS от Thrustmaster



4 кнопки, курок — двухпозиционный, 4 переключателя типа HAT (все 4-х позиционные, аналогично и у модели F22). Все копки и хаты программируемые. Для этого в джойстике есть порт под клавиатурный разъем, — клавиатура включается в джойстик, а провод из джойстика с клавиатурным разъемом в компьютер. Процесс программирования джойстика заключается в написании макроса с указанием, какой кнопке, какую функцию присвоить и загрузке этого макроса в память джойстика. К сожалению, программа загрузки макроса не совместима с Windows. Просто b50load — это MS-DOS приложение. Впрочем, энтузиасты на западе пишут и win-загрузчики. Кнопки и хаты могут программироваться для трех состояний — "нажал", "нажал и держишь" и "держал и отпустил".

По утверждению фирмы производителя форма ручки скопирована с реальной ручки управления F-16. Рукоять имеет опору для ладони (впрочем, все джойстики из описываемых имеют опору), но размер самой ручки несколько великоват — людям с маленьким размерам рук или детям этот джойстик не подойдет, поскольку до верхней кнопки и хата им просто не достать. У того же, у кого нормальная рука или больше эта ручка будет вполне удобна. Правда придется научиться управлять мизинцем двумя кнопками, а большим пальцем тремя хатами одновременно.

Основное отличие модели F22 от F16 в том, что первая модель имеет металлическую механику (см. фото), а вторая из пластмассы. Таким образом, F22 более долговечен.

Хотя кнопки сделаны и из пластмассы, они не ломаются, т.к. имеют короткий ход, да и чисто субъективно — ну очень прочно сделаны. Однако, применяемые китайские резисторы на этих двух моделях сильно портят впечатление от этих джойстиков, как впрочем и цена в $150. Что касается того, что у новых джойстиков наблюдаются биения в центре, т.н. spikes, то причина — в джой-портах и операционке. У меня на одном и том же железе в win95 наблюдались spikes более мощные, чем в win98. Однако и там они ИСЧЕЗНУТ СОВСЕМ, если воспользоваться утилитой центрирования джойстиков. Вообще, рекомендую сходить на этот сайт — там много еще чего есть полезного.

Пружины очень жесткие. К джойстику надо привыкнуть. Не знаю как в F22, но в F16 неметаллическое основание в сочетании с мощными пружинами устойчивость обеспечивает слабо. Джойстику не помешали бы присоски, а не просто резиновые ножки. Имеется возможность подключения устройства TQS (ручка управления газа + дополнительные программируемые кнопки или в просторечье "throttle"). И, наконец, можно подсоединить педали RCS ("rudder"). Их конструкция не очень удачна — основной элемент, несущий нагрузку выполнен в виде полозьев, по которым скользят пластиковые подушки. Скользят плохо. Смазывание их помогает плохо. Можно вставить в подушки по шарику от подшипников и тогда эта проблема устранится. Вообще, под F16 ведь есть куча конфигов, он поддерживается всеми симуляторами, и в сети материалы по этому джойстику представлены очень широко. Кстати, джойстик F16 точно воспроизводит ручку управления типа "Mod Block 50", используемую в настоящем истребителе F-16C.

Серия Wingman от Logitech



          

Число кнопок варьируется в зависимости от модели, один хат (4-х позиционный или восьми). Кнопки можно программировать с помощью утилиты под Windows. На большинстве моделей есть Throttle и Rudder на некоторых. Кнопки из резины и поэтому практически вечные. К сожалению крайне неудачна конструкция триггера курка. Свободный ход курка больше свободного хода кнопки триггера, в результате чего все усилие нажатие на курок полностью передается на триггер, который крепиться к корпусу ручки двумя тонкими осями из пластмассы. Живучесть этой конструкции полностью зависит от умения игрока контролировать усилие на курок. Как правило, после нескольких месяцев оси ломаются. Возможно, что в последних моделях эта проблема решена, но точно сказать не могу, так как у меня не было возможности покопаться во внутренностях этих последних моделей.


Синим цветом обведен блок с триггером, красной стрелкой показано направление давления

Пружины могут очень сильно отличаться по жесткости: от очень мягких до очень жестких, но, как правило они мягкие. Отклонение джойстика от центра меньше чем у других джойстиков, к этому приходится привыкать долго, если раньше вы уже пользовались каким-нибудь другим джойстиком. Тяжелое металлическое основание обеспечивает устойчивость в процессе игры.

Форма рукоятки выше всяких похвал. Это самая удобная формы ручки из всех, которые я видел. Расположение кнопок достаточно удобно. Первые модели оснащались очень надежными резисторами, но сейчас ставят китайские. Если на модели стоит Rudder, то полноценно пользоваться им вы все равно не сможете, так как или он не имеет центрального положения, хотя и точно и плавно отрабатывает вращение, либо он центрируется программно, т.е. rudder отклоняется пока вращается колесико, а угол отклонения ruddera зависит от скорости вращения этого колесика. Как только вращение прекращается rudder возвращается в центральное положение.

Серия SideWinder от Microsoft

Главное отличие джойстиков SideWinder от остальных это использование вместо аналоговых резисторов оптико-цифровых, которые не имеют движущихся частей и поэтому не изнашиваются, более точно отслеживают отклонения ручки и не имеют паразитных шумов. Это, несомненно, большой плюс. Другое отличие данной серии это использование поворота ручки вокруг вертикальной оси для имитации Rudder-a. С одной стороны это достоинство, поскольку позволяет обходится без механических педалей, с другой недостаток, так как играющий должен непрерывно следить за тем, чтобы непроизвольно не повернуть ручку. При активном маневрировании это представляет некоторую сложность. На мой взгляд, если была на ручке дополнительная кнопка, фиксирующая Rudder это решило бы проблему с непроизвольным использованием имитатора педалей.

Рассмотрим модели SideWinder

Самая простая модель Standart имеет всего одну кнопку и курок, а также Throttle.

Более продвинутый вариант это 3D PRO.

7 кнопок и курок, которые программируются. Один 8-ми позиционный хат. Форма ручки очень простая и не очень эргономичная, для людей с большой рукой ручка будет мала и неудобна, поскольку расположение кнопок и хата вызывают нарекания. Зато есть возможность одновременного нажатия нескольких кнопок. Есть очень удобный Throttle.

Дальнейшее развитие этой модели это Precision Pro или еще ее иногда именуют 3D Pro Plus.

      

Изменена форма рукоятки (чувствуется влияние Wingman-а ). В этой модели ручка стала эргономичной и удобной в пользовании. Остальное все оставлено почти так же, как и в предыдущей модели — 7 кнопок и курок, которые программируются, один 8-ми позиционный хат, пользоваться которым все равно не очень удобно. Throttle несколько изменил форму. Есть жалобы на "дырку" в районе центра. Одного хат, на мой взгляд, все-таки мало, также бы не помешало поместить одну кнопку под большой палец.

Для наиболее продвинутых игроков есть вариант данной модели с "Force feedback" — т.е. ручка с обратной связью. Цена естественно выше.

Еще одним недостатком данной серии является особая требовательность к параметрам gameport'а. Т.е. джойстики этой серии будут работать не со всеми звуковыми картами. Возникали проблемы, например с ESS 1868. Выражается это в самопроизвольных срабатываниях кнопок, редких, но сильных рывках ручки, иногда джойстик самопроизвольно выключается в процессе игры. Нормально работают с картами VideoLogic, Pine, Yamaha OPL3, ESS 688, SoundBlaster. Так что будте готовы к тому, что вам, возможно, придется менять звуковую карту, если вы столкнетесь с подобными проблемами.

Также есть некоторые проблемы с операционными системами. Зафиксированы случаи пропадания боковых положений хата и нижних кнопок в Windows95OSR2 (вылечилось установкой Windows98). Если у вас WindowsNT и джойстик SideWinder, то SP4 не рекомендуется устанавливать.

Серия CH F16 от CH



Практически это копия F16 фирмы Thrustmaster. Четыре 4-х позиционных хата и 5 программируемых кнопок. Но программируются только, если еще подключен Pro Throttle. Также есть один серьезный недостаток, — не отрабатывается одновременное нажатие двух или более кнопок. Пружины мягкие. Как обычно проблемы с резисторами. Владельцам этого джойстика придется осваивать сборку/разборку джойстика и смазывание резисторов WD-40. Общая надежность средняя.