Геймпады: какие они?


Играете ли вы в компьютерные игры? Нет, нет, я имею в виду не Lines и Tetris, а что-нибудь более серьезное. Т.е. игры, для которых гораздо удобнее использовать специальные манипуляторы, а не привычные всем клавиатуру и мышь. Играете? Ну и прекрасно! Именно об игровых манипуляторах и пойдет речь дальше. Не обо всех конечно, ведь их выпускается великое множество. Это и джойстики, и рули, шлемы, штурвалы и геймпады. И геймпады…

Вот о них то мы сегодня и поговорим. Итак, на суд читателей сегодня выставляются три представителя семейства "геймпадовых" :) Это Guillemot Dual Analog Gamepad, Logitech WingMan Gamepad Extreme и Logitech WingMan Rumblepad. Все три геймпада имеют почти одинаковую стоимость и по этому их вполне разумно поставить рядом друг с другом, для сравнения. К тому же, в этом обзоре, я попытаюсь на свой взгляд оценить, для какого игрового сектора наиболее пригодны геймпады вообще.

Для написания этого обзора, тестируемые устройства подключались к компьютеру следующей конфигурации:

Процессор
Intel Celeron 366 (разогнан до 567 МГц)
Системная плата
Chaintech 6BTM
Память (RAM)
196 Мбайт
Видеокарта
Leadtek GF2 MX
Звуковая плата
Creative SoundBlaster Live!Value
Жесткие диски
IDE и UW SCSI (Seagate CHEETAH)
SCSI-контроллер
Tekram DC390F

Компьютер работал под управлением ОС Windows ME.

Для испытания геймпадов, были установлены следующие игровые программы: Unreal, Half Life, Need For Speed — Porsche 2000, Descent 3 и Star Wars Rogue Squadron 3D (из комплекта Logitech WingMan Gamepad Extreme).

Guillemot Dual Analog Gamepad

Комплектация этой модели небогата, но включает в себя все необходимое для установки. В нее входят: сам геймпад, переходник Game-USB, CD с драйверами и краткое руководство по их установке.

Guillemot Dual Analog Gemepad оснащен двумя аналоговыми мини-джойстиками, цифровым D-Pad (8 положений), 13-ю программируемыми кнопками (две из них совмещены с мини-джойстиками), одной кнопкой переключения режимов и двумя светодиодными индикаторами. Серый пластиковый корпус геймпада на ощупь создает впечатление выполненного из резины. Интерфейсный кабель достаточно длинный: 1.90 м, плюс 0.15 м переходник Game-USB. В общем, вся конструкция выполнена довольно качественно, но сочетание цвета корпуса, блестящих накладок и отсутствие каких либо надписей около кнопок, придают устройству несколько бедный и дешевый вид.

К сожалению, из трех геймпадов, присутствующих в обзоре, этот оказался самым проблемным. Проблемы начались прямо с установки. Включение Guillemot Dual Analog через Game-порт прошло без каких-либо сложностей. Устройство было нормально опознано драйвером и позволило себя конфигурировать. А вот моя попытка включить этот геймпад через USB-порт, так и не увенчалась успехом. Точное следование скудной инструкции по установке драйверов дало только один результат: устройство есть, но оно не подключено. Дальнейшие шаманские действия привели к тому, что драйвер все же нашел Dual Analog Gamepad, но распознал его не как USB-устройство, а как обычный геймпад, подключенный к игровому порту. Естественно, что и в этом случае работать он отказался, ибо подключен был к порту USB. При этом попытка повлиять на устройство методом его конфигурации, n-ное количество раз приводила к полному зависанию системы (требовалась холодная перезагрузка). Трех с половиной часовая "битва за USB подключение", навела меня на мысль, что переходник Game-USB можно было и не включать в комплект поставки.

После этого я оставил все попытки включить геймпад через USB и тестировал его работу только при подключении через игровой порт. Однако на этом мое недовольство не закончилось: после установки выяснилось, что аналоговая часть геймпада нуждается в калибровке. В этом нет ничего страшного, но очень похожий на Guillemot Dual Analog, WingMan Rumblepad в этом не нуждался и был полностью готов к работе сразу после установки. Но пока, мы рассматриваем продукт от Guillemot, и я думаю, следует перейти к описанию впечатлений от работы с ним.

Самое удачное в этом геймпаде — корпус. Держать в руках эдакий "резиновый" пластик приятно, а шесть программируемых кнопок, на тыльной стороне геймпада расположены очень удачно. Аналоговые мини-джойстики имеют грибовидную форму. Несмотря на это, управляются они очень легко т.к. выполнены из того же "резинового" пластика, что и корпус, и пальцы с этих "грибов" не соскальзывают. Так же хорошо продумано и расположение кнопок на лицевой стороне геймпада. А вот D-Pad в этой модели немного разочаровал. Слегка дребезжащий и с небольшим люфтом, он не оставил у меня впечатления надежного. Но возможно, что и этот недостаток, и не калиброванная аналоговая часть, это нюансы попавшего ко мне, конкретного, экземпляра. Что же касается программирования и настройки геймпада, то тут Guillemot не ударили лицом в грязь. Красочно оформленная утилита, устанавливаемая вместе с драйверами, позволит вам настроить Dual Analog под любую игру (если, конечно, игра может работать с подобными устройствами).

Правда, настройка аналоговой части несколько мудрена, и неопытный пользователь может запутаться в огромном количестве различных ползунков, диаграмм и прочих элементов управления. Но, создав один раз профиль для конкретной игры, можно сохранить его на диске и использовать в дальнейшем. Так что, мучаться с настройкой при каждом запуске игры, вам не придется. А, кроме того, при наличии доступа к сети, вы можете "выкачивать" из сети готовые профили для различных игр. Вот только, понравятся ли вам раскладки клавиатуры геймпада созданные кем-то? Лично я, предпочитаю свои собственные настройки, но это дело вкуса.

Logitech WingMan Rumblepad

Назвать дизайн этого геймпада дешевым никак нельзя. Черные кнопки и полупрозрачные темно-синие, мини-джойстики, подчеркнуты красными надписями и серебристым логотипом Logitech, а на левой рукоятке устройства, гордо красуется наклейка "Vibration Feedback". Вот только интерфейсный шнур, заканчивающийся USB-разъемом, оказался самым коротким, среди трех рассматриваемых геймпадов (1.82 м).

Комплектация Logitech WingMan Rumblepad практически такая же, как и его собрата от Guillemot. В небольшого размера коробке, помимо самого геймпада, уложено руководство пользователя и CD с драйверами WingMan 3.60b. Как видите, ничего лишнего. Но, справедливости ради должен заметить что, руководство пользователя намного более внушительное, чем у Guillemot.

Функциональная оснащенность WingMan Rumblepad похожа на большинство выпускаемых геймпадов. Два аналоговых джойстика, D-Pad (8 положений), 9 программируемых кнопок, один ползунковый регулятор, два светодиодных индикатора, кнопка переключения режимов работы и кнопка включения/выключения "Vibration Feedback".

Отличительной особенностью этого геймпада является наличие этого самого "Vibration Feedback". Vibration Feedback, это вибрационная обратная связь, в простонародье называемая "отдачей". Поддерживаемая многими современными игровыми программами, она то и позволяет в буквальном смысле слова почувствовать игру. Удары, столкновения и прочие эффекты, вы чувствуете своими руками. Однако в случае WingMan Rumblepad реализация Feedback не самая удачная. Имеют место запаздывания и затягивания эффектов. Поначалу я думал что, дело в неправильной настройке геймпада, но попытки исправить положение, с помощью настроек игр и драйвера, ни к чему не привели. При этом неточность передачи эффектов в различных играх проявлялась по-разному. Так, например, при игре в Star Wars затягивания эффектов не наблюдалось, а запаздывание эффектов происходило крайне редко и в незначительной степени, но, при этом, иногда эффекты попросту отсутствовали. А вот в Need For Speed — Porsche 2000 все обстояло совсем по-другому. Полного пропадания эффектов не наблюдалось вообще, запаздывания были существеннее, а затянутые, временами, эффекты были просто отвратительны. Все это навело меня на мысль, что игры и их настройки не виноваты, а виной всему, скорее всего, драйвер геймпада. На этом недостатки WingMan Rumblepad закончились, и более никаких нареканий он у меня не вызвал.

Сравнивая этот геймпад с моделью от Guillemot, должен заметить что, D-Pad выполнен намного более качественно. Никакого люфта и дребезга нет и в помине, а вот программируемые кнопки, совмещенные с аналоговыми мини-джойстиками, не помешали бы. Но в этой модели их не предусмотрено, да и вообще, WingMan Rumblepad заметно отстает от Guillemot Dual Analog по количеству кнопок. В остальном же, эти две модели очень похожи друг на друга. Программная оснащенность WingMan Rumblepad, как и в случае Guillemot, включает в себя утилиту для настройки и конфигурирования устройства. Возможности утилит одинаковы, разве что, настройка аналоговой части у Guillemot реализована куда более сложно, но при этом и более полно.

Помимо утилиты для конфигурирования, в процессе установки драйвера устанавливается и небольшая утилита для проверки работоспособности геймпада. Воспользовавшись ею, вы можете проверить работу всех кнопок, аналоговой части, D-Pad и, конечно же, работу Vibration Feedback.

Logitech WingMan Gamepad Extreme

Это, пожалуй, самая интересная модель из представленных в этом обзоре. Интересна она тем, что аналоговая часть в ней заменена сенсором G-FORCE TILT. Но, давайте, начнем с более простых вещей — с комплектации.

В комплекте поставляется руководство пользователя, переходник Game-USB и диск с драйверами WingMan 3.20. Так же (в качестве подарка) в коробке находится диск с игрой Star Wars Rogue Squadron 3D, к которому прилагается небольшая брошюра с кратким руководством к самой игре и раскладкой программируемых кнопок, специально для WingMan Extreme. Как видите, комплект поставки этого геймпада немного богаче двух предыдущих.

Функциональная оснащенность WingMan Extreme, тоже отлична от соперников: D-Pad (8 положений), 10 программируемых кнопок, один светодиодный индикатор, кнопка отключения G-FORCE TILT сенсора и, собственно, сам сенсор. Аналоговые мини-джойстики отсутствуют, т.е. аналоговой части, в этом геймпаде, вообще нет, а G-FORCE TILT сенсор вы не увидите, ибо находится он под корпусом устройства. Подключение возможно как к игровому порту вашего компьютера, так и к USB (через прилагающийся переходник). В обоих случаях геймпад был успешно обнаружен своим драйвером и функционировал нормально. После установки драйвера, вы получите доступ к утилитам для конфигурирования устройства и для его проверки.

Все очень похоже на конфигурацию WingMan Rumblepad с той лишь разницей, что в случае этого геймпада, вы не можете как-либо настраивать или конфигурировать G-FORCE TILT сенсор. Проверить работу сенсора можно только в играх. Тестовая утилита, устанавливаемая вместе с драйвером, позволяет протестировать только D-Pad и программируемые кнопки. Качество сборки вполне приличное, впрочем, это обычно для Logitech. Дизайн тоже вполне обычный, но, в отличие от своих собратьев, корпус WingMan Extreme имеет более округлые формы и, отдаленно, напоминает летательные аппараты из космических игрушек.

Отдельного рассмотрения заслуживает, конечно же, сенсор G-FORCE TILT. Расположенный внутри корпуса геймпада, внешне он ничем не выдает своего присутствия, хотя в нем и есть вся "изюминка" WingMan Extreme. Функции его просты — он заменяет собой один аналоговый джойстик. Но вам не придется управлять какой-либо рукояткой. Вместо этого, вам достаточно наклонить корпус геймпада в какую либо сторону. Например, для выполнения поворота влево, достаточно, держа в руках геймпад, просто наклонить его влево. То же самое и с другими направлениями. Всего сенсор "понимает" 8 направлений (как и D-Pad). Должен сказать что, поначалу такое управление в играх очень непривычно и должно пройти некоторое время, пока вы привыкнете управлять игрой с помощью покачивания геймпада, а в некоторых играх вам придется повозиться еще и с настройкой чувствительности сенсора. Но, настроив его и привыкнув к управлению, вы почувствуете, что игры становятся зачастую более привлекательными, нежели при игре на клавиатуре или джойстике. Хотя, могу предположить что, таких игр найдется не много. Если же настроить игру не удалось или игра с включенным G-FORCE TILT сенсором не удобна, то вы можете воспользоваться кнопкой "Sensor" и выключить его. В этом случае, функции сенсора будет выполнять D-Pad. Руководство пользователя рекомендует выключать сенсор и в момент, когда вы находитесь в различных меню игр. Это действительно стоит делать ибо игра игрой, а управлять курсором в меню, наклоняя геймпад, совсем не удобно.

Вот, собственно и все, что можно вкратце сказать о WingMan Extreme. От себя, хочется лишь добавить что, на мой взгляд, в этой модели не хватает Vibration Feedback. "Но как бы она повлияла на сенсор?" — спросите вы. Не знаю, но возможно, игры стали бы еще реалистичнее, хотя и более сложными в управлении.

Игры, игры, игры…

Теперь, самое время перейти к главному вопросу — "А удобен ли геймпад в играх?". По мнению производителей этих самых устройств да! Геймпад удобен в любых типах игр, всегда и везде. Верите?

Лично я не рекомендую вам верить этой рекламе, т.е. всему, что написано в рекламных буклетах и на коробках. Ну не может быть одно устройство столь универсальным! Хотя… тут, я допустил бы одно исключение. Осмелюсь предположить, что для владельцев игровых приставок или тех, кто провел за ними достаточно много времени, геймпад действительно будет удобен в играх любого плана. Да и то, как мне кажется, лишь до тех пор, пока они не попробуют другие игровые манипуляторы. Остальным же, я еще раз рекомендую не верить рекламе — геймпад не универсален!

Обобщая эксперименты с тремя геймпадами, представленными в этом обзоре, могу смело заявить, что такие устройства совершенно не пригодны для игр типа Unreal. Даже если вы ухитритесь хорошо настроить геймпад (мне это не удалось), играть будет крайне неудобно. Именно поэтому меня очень удивило наличие специальных конфигурационных файлов для игры Half Life, поставляемых на диске с Guillemot Dual Analog. Зачем? Ведь играть все равно крайне неудобно. И почему именно для Half Life? Почему не для Unreal или Q3? Разгадывать эту загадку я не стал и, ограничившись Unreal и Half Life, решил что, в таких играх геймпад не удобен. Далее я перешел к автосимуляторам…

Удивительно, но мое мнение о том что, геймпады годятся только для космических и авиа симуляторов, сильно изменилось. Они оказались очень даже пригодными для игры в автосимуляторы. Достаточно большое количество программируемых кнопок практически избавляет от необходимости пользоваться клавиатурой, а управление автомобилем при помощи аналоговых мини-джойстиков намного удобнее нежели "стрелками" на клавиатуре. Несколько непривычной оказалась игра с WingMan Extreme. Согласитесь, управлять газом, наклоняя геймпад вперед, и, при этом, видя на экране обычную дорогу, неудобно. Одно дело, когда вопрос касается управления космическим кораблем, а вот машиной… Но, это замечание касается только WingMan Extreme, с его G-FORCE TILT сенсором. И Guillemot Dual Analog и Logitech WingMan Rumblepad, в автосимуляторах, "вели себя" очень хорошо.

Следующий этап — космические симуляторы. Пожалуй, для этого типа игр, геймпады наиболее пригодны. Количества программируемых кнопок вполне хватает, а те из них, что расположены в нижней части корпуса, оказываются как нельзя кстати. G-FORCE TILT сенсор, по удобству управления, ничем не уступает аналоговым мини-джойстикам. В общем, могу сказать что, геймпады наилучшим образом подходят именно для таких игр и соперничать с ними смогут, разве что, обычные джойстики.

Что же осталось не рассмотренным? Не рассмотрел я авиасимуляторы, RPG и спортивные игры. К сожалению, в моей коллекции не нашлось игр такого плана. Но, я осмелюсь высказать некоторые предположения: Авиасимуляторы очень похожи на космические "леталки", и я думаю, что геймпад прекрасно подойдет и для них. Хотя, если вы большой поклонник таких игр, наверное, вам стоит подумать о покупке штурвала. Что же касается спортивных игр, то тут мне остается лишь гадать …

Выводы

Кому же отдать предпочтение, выбирая из трех представленных геймпадов? Отвечая на этот вопрос, я бы сразу поставил Guillemot на второе место. Почему? Да потому что, несмотря на то, что он самый дешевый из этой тройки, он же в ней и самый проблематичный. И проблемы с аналоговой частью, и проблемы с подключением к USB сразу ставят его на последнее место. А вот первое место, я бы поделил между двумя представителями от Logitech. Выделить какую-либо из этих двух моделей, я не решаюсь. Притом что, они почти равны в цене, их функциональная оснащенность сильно различается. И тут, я не берусь судить, что лучше: наличие аналоговых мини-джойстиков и Vibration Feedback или, в противовес этому, G-FORCE TILT сенсор. Решать покупателю.

Оценивая необходимость и удобство геймпадов в целом, я, пока писал этот обзор, утвердился во мнении что, лично мне он не нужен. Я предпочту этому, пускай даже более универсальному устройству, обычный джойстик, руль, мышь и клавиатуру. Конечно, в сумме такой набор будет стоить значительно дороже, но и удовольствия от игр я получу больше. Но это я, а вот тем кто не хочет разоряться на всякие игровые манипуляторы, но тем не менее не хочет и от игр отказываться, я бы рекомендовал приглядеться к геймпадам. Ведь по цене среднего джойстика, вы можете получить качественное и немного более универсальное устройство.



Геймпады предоставлены компанией АЛИОН




Дополнительно

Геймпады: какие они?

Геймпады: какие они?

Играете ли вы в компьютерные игры? Нет, нет, я имею в виду не Lines и Tetris, а что-нибудь более серьезное. Т.е. игры, для которых гораздо удобнее использовать специальные манипуляторы, а не привычные всем клавиатуру и мышь. Играете? Ну и прекрасно! Именно об игровых манипуляторах и пойдет речь дальше. Не обо всех конечно, ведь их выпускается великое множество. Это и джойстики, и рули, шлемы, штурвалы и геймпады. И геймпады…

Вот о них то мы сегодня и поговорим. Итак, на суд читателей сегодня выставляются три представителя семейства "геймпадовых" :) Это Guillemot Dual Analog Gamepad, Logitech WingMan Gamepad Extreme и Logitech WingMan Rumblepad. Все три геймпада имеют почти одинаковую стоимость и по этому их вполне разумно поставить рядом друг с другом, для сравнения. К тому же, в этом обзоре, я попытаюсь на свой взгляд оценить, для какого игрового сектора наиболее пригодны геймпады вообще.

Для написания этого обзора, тестируемые устройства подключались к компьютеру следующей конфигурации:

Процессор
Intel Celeron 366 (разогнан до 567 МГц)
Системная плата
Chaintech 6BTM
Память (RAM)
196 Мбайт
Видеокарта
Leadtek GF2 MX
Звуковая плата
Creative SoundBlaster Live!Value
Жесткие диски
IDE и UW SCSI (Seagate CHEETAH)
SCSI-контроллер
Tekram DC390F

Компьютер работал под управлением ОС Windows ME.

Для испытания геймпадов, были установлены следующие игровые программы: Unreal, Half Life, Need For Speed — Porsche 2000, Descent 3 и Star Wars Rogue Squadron 3D (из комплекта Logitech WingMan Gamepad Extreme).

Guillemot Dual Analog Gamepad

Комплектация этой модели небогата, но включает в себя все необходимое для установки. В нее входят: сам геймпад, переходник Game-USB, CD с драйверами и краткое руководство по их установке.

Guillemot Dual Analog Gemepad оснащен двумя аналоговыми мини-джойстиками, цифровым D-Pad (8 положений), 13-ю программируемыми кнопками (две из них совмещены с мини-джойстиками), одной кнопкой переключения режимов и двумя светодиодными индикаторами. Серый пластиковый корпус геймпада на ощупь создает впечатление выполненного из резины. Интерфейсный кабель достаточно длинный: 1.90 м, плюс 0.15 м переходник Game-USB. В общем, вся конструкция выполнена довольно качественно, но сочетание цвета корпуса, блестящих накладок и отсутствие каких либо надписей около кнопок, придают устройству несколько бедный и дешевый вид.

К сожалению, из трех геймпадов, присутствующих в обзоре, этот оказался самым проблемным. Проблемы начались прямо с установки. Включение Guillemot Dual Analog через Game-порт прошло без каких-либо сложностей. Устройство было нормально опознано драйвером и позволило себя конфигурировать. А вот моя попытка включить этот геймпад через USB-порт, так и не увенчалась успехом. Точное следование скудной инструкции по установке драйверов дало только один результат: устройство есть, но оно не подключено. Дальнейшие шаманские действия привели к тому, что драйвер все же нашел Dual Analog Gamepad, но распознал его не как USB-устройство, а как обычный геймпад, подключенный к игровому порту. Естественно, что и в этом случае работать он отказался, ибо подключен был к порту USB. При этом попытка повлиять на устройство методом его конфигурации, n-ное количество раз приводила к полному зависанию системы (требовалась холодная перезагрузка). Трех с половиной часовая "битва за USB подключение", навела меня на мысль, что переходник Game-USB можно было и не включать в комплект поставки.

После этого я оставил все попытки включить геймпад через USB и тестировал его работу только при подключении через игровой порт. Однако на этом мое недовольство не закончилось: после установки выяснилось, что аналоговая часть геймпада нуждается в калибровке. В этом нет ничего страшного, но очень похожий на Guillemot Dual Analog, WingMan Rumblepad в этом не нуждался и был полностью готов к работе сразу после установки. Но пока, мы рассматриваем продукт от Guillemot, и я думаю, следует перейти к описанию впечатлений от работы с ним.

Самое удачное в этом геймпаде — корпус. Держать в руках эдакий "резиновый" пластик приятно, а шесть программируемых кнопок, на тыльной стороне геймпада расположены очень удачно. Аналоговые мини-джойстики имеют грибовидную форму. Несмотря на это, управляются они очень легко т.к. выполнены из того же "резинового" пластика, что и корпус, и пальцы с этих "грибов" не соскальзывают. Так же хорошо продумано и расположение кнопок на лицевой стороне геймпада. А вот D-Pad в этой модели немного разочаровал. Слегка дребезжащий и с небольшим люфтом, он не оставил у меня впечатления надежного. Но возможно, что и этот недостаток, и не калиброванная аналоговая часть, это нюансы попавшего ко мне, конкретного, экземпляра. Что же касается программирования и настройки геймпада, то тут Guillemot не ударили лицом в грязь. Красочно оформленная утилита, устанавливаемая вместе с драйверами, позволит вам настроить Dual Analog под любую игру (если, конечно, игра может работать с подобными устройствами).

Правда, настройка аналоговой части несколько мудрена, и неопытный пользователь может запутаться в огромном количестве различных ползунков, диаграмм и прочих элементов управления. Но, создав один раз профиль для конкретной игры, можно сохранить его на диске и использовать в дальнейшем. Так что, мучаться с настройкой при каждом запуске игры, вам не придется. А, кроме того, при наличии доступа к сети, вы можете "выкачивать" из сети готовые профили для различных игр. Вот только, понравятся ли вам раскладки клавиатуры геймпада созданные кем-то? Лично я, предпочитаю свои собственные настройки, но это дело вкуса.

Logitech WingMan Rumblepad

Назвать дизайн этого геймпада дешевым никак нельзя. Черные кнопки и полупрозрачные темно-синие, мини-джойстики, подчеркнуты красными надписями и серебристым логотипом Logitech, а на левой рукоятке устройства, гордо красуется наклейка "Vibration Feedback". Вот только интерфейсный шнур, заканчивающийся USB-разъемом, оказался самым коротким, среди трех рассматриваемых геймпадов (1.82 м).

Комплектация Logitech WingMan Rumblepad практически такая же, как и его собрата от Guillemot. В небольшого размера коробке, помимо самого геймпада, уложено руководство пользователя и CD с драйверами WingMan 3.60b. Как видите, ничего лишнего. Но, справедливости ради должен заметить что, руководство пользователя намного более внушительное, чем у Guillemot.

Функциональная оснащенность WingMan Rumblepad похожа на большинство выпускаемых геймпадов. Два аналоговых джойстика, D-Pad (8 положений), 9 программируемых кнопок, один ползунковый регулятор, два светодиодных индикатора, кнопка переключения режимов работы и кнопка включения/выключения "Vibration Feedback".

Отличительной особенностью этого геймпада является наличие этого самого "Vibration Feedback". Vibration Feedback, это вибрационная обратная связь, в простонародье называемая "отдачей". Поддерживаемая многими современными игровыми программами, она то и позволяет в буквальном смысле слова почувствовать игру. Удары, столкновения и прочие эффекты, вы чувствуете своими руками. Однако в случае WingMan Rumblepad реализация Feedback не самая удачная. Имеют место запаздывания и затягивания эффектов. Поначалу я думал что, дело в неправильной настройке геймпада, но попытки исправить положение, с помощью настроек игр и драйвера, ни к чему не привели. При этом неточность передачи эффектов в различных играх проявлялась по-разному. Так, например, при игре в Star Wars затягивания эффектов не наблюдалось, а запаздывание эффектов происходило крайне редко и в незначительной степени, но, при этом, иногда эффекты попросту отсутствовали. А вот в Need For Speed — Porsche 2000 все обстояло совсем по-другому. Полного пропадания эффектов не наблюдалось вообще, запаздывания были существеннее, а затянутые, временами, эффекты были просто отвратительны. Все это навело меня на мысль, что игры и их настройки не виноваты, а виной всему, скорее всего, драйвер геймпада. На этом недостатки WingMan Rumblepad закончились, и более никаких нареканий он у меня не вызвал.

Сравнивая этот геймпад с моделью от Guillemot, должен заметить что, D-Pad выполнен намного более качественно. Никакого люфта и дребезга нет и в помине, а вот программируемые кнопки, совмещенные с аналоговыми мини-джойстиками, не помешали бы. Но в этой модели их не предусмотрено, да и вообще, WingMan Rumblepad заметно отстает от Guillemot Dual Analog по количеству кнопок. В остальном же, эти две модели очень похожи друг на друга. Программная оснащенность WingMan Rumblepad, как и в случае Guillemot, включает в себя утилиту для настройки и конфигурирования устройства. Возможности утилит одинаковы, разве что, настройка аналоговой части у Guillemot реализована куда более сложно, но при этом и более полно.

Помимо утилиты для конфигурирования, в процессе установки драйвера устанавливается и небольшая утилита для проверки работоспособности геймпада. Воспользовавшись ею, вы можете проверить работу всех кнопок, аналоговой части, D-Pad и, конечно же, работу Vibration Feedback.

Logitech WingMan Gamepad Extreme

Это, пожалуй, самая интересная модель из представленных в этом обзоре. Интересна она тем, что аналоговая часть в ней заменена сенсором G-FORCE TILT. Но, давайте, начнем с более простых вещей — с комплектации.

В комплекте поставляется руководство пользователя, переходник Game-USB и диск с драйверами WingMan 3.20. Так же (в качестве подарка) в коробке находится диск с игрой Star Wars Rogue Squadron 3D, к которому прилагается небольшая брошюра с кратким руководством к самой игре и раскладкой программируемых кнопок, специально для WingMan Extreme. Как видите, комплект поставки этого геймпада немного богаче двух предыдущих.

Функциональная оснащенность WingMan Extreme, тоже отлична от соперников: D-Pad (8 положений), 10 программируемых кнопок, один светодиодный индикатор, кнопка отключения G-FORCE TILT сенсора и, собственно, сам сенсор. Аналоговые мини-джойстики отсутствуют, т.е. аналоговой части, в этом геймпаде, вообще нет, а G-FORCE TILT сенсор вы не увидите, ибо находится он под корпусом устройства. Подключение возможно как к игровому порту вашего компьютера, так и к USB (через прилагающийся переходник). В обоих случаях геймпад был успешно обнаружен своим драйвером и функционировал нормально. После установки драйвера, вы получите доступ к утилитам для конфигурирования устройства и для его проверки.

Все очень похоже на конфигурацию WingMan Rumblepad с той лишь разницей, что в случае этого геймпада, вы не можете как-либо настраивать или конфигурировать G-FORCE TILT сенсор. Проверить работу сенсора можно только в играх. Тестовая утилита, устанавливаемая вместе с драйвером, позволяет протестировать только D-Pad и программируемые кнопки. Качество сборки вполне приличное, впрочем, это обычно для Logitech. Дизайн тоже вполне обычный, но, в отличие от своих собратьев, корпус WingMan Extreme имеет более округлые формы и, отдаленно, напоминает летательные аппараты из космических игрушек.

Отдельного рассмотрения заслуживает, конечно же, сенсор G-FORCE TILT. Расположенный внутри корпуса геймпада, внешне он ничем не выдает своего присутствия, хотя в нем и есть вся "изюминка" WingMan Extreme. Функции его просты — он заменяет собой один аналоговый джойстик. Но вам не придется управлять какой-либо рукояткой. Вместо этого, вам достаточно наклонить корпус геймпада в какую либо сторону. Например, для выполнения поворота влево, достаточно, держа в руках геймпад, просто наклонить его влево. То же самое и с другими направлениями. Всего сенсор "понимает" 8 направлений (как и D-Pad). Должен сказать что, поначалу такое управление в играх очень непривычно и должно пройти некоторое время, пока вы привыкнете управлять игрой с помощью покачивания геймпада, а в некоторых играх вам придется повозиться еще и с настройкой чувствительности сенсора. Но, настроив его и привыкнув к управлению, вы почувствуете, что игры становятся зачастую более привлекательными, нежели при игре на клавиатуре или джойстике. Хотя, могу предположить что, таких игр найдется не много. Если же настроить игру не удалось или игра с включенным G-FORCE TILT сенсором не удобна, то вы можете воспользоваться кнопкой "Sensor" и выключить его. В этом случае, функции сенсора будет выполнять D-Pad. Руководство пользователя рекомендует выключать сенсор и в момент, когда вы находитесь в различных меню игр. Это действительно стоит делать ибо игра игрой, а управлять курсором в меню, наклоняя геймпад, совсем не удобно.

Вот, собственно и все, что можно вкратце сказать о WingMan Extreme. От себя, хочется лишь добавить что, на мой взгляд, в этой модели не хватает Vibration Feedback. "Но как бы она повлияла на сенсор?" — спросите вы. Не знаю, но возможно, игры стали бы еще реалистичнее, хотя и более сложными в управлении.

Игры, игры, игры…

Теперь, самое время перейти к главному вопросу — "А удобен ли геймпад в играх?". По мнению производителей этих самых устройств да! Геймпад удобен в любых типах игр, всегда и везде. Верите?

Лично я не рекомендую вам верить этой рекламе, т.е. всему, что написано в рекламных буклетах и на коробках. Ну не может быть одно устройство столь универсальным! Хотя… тут, я допустил бы одно исключение. Осмелюсь предположить, что для владельцев игровых приставок или тех, кто провел за ними достаточно много времени, геймпад действительно будет удобен в играх любого плана. Да и то, как мне кажется, лишь до тех пор, пока они не попробуют другие игровые манипуляторы. Остальным же, я еще раз рекомендую не верить рекламе — геймпад не универсален!

Обобщая эксперименты с тремя геймпадами, представленными в этом обзоре, могу смело заявить, что такие устройства совершенно не пригодны для игр типа Unreal. Даже если вы ухитритесь хорошо настроить геймпад (мне это не удалось), играть будет крайне неудобно. Именно поэтому меня очень удивило наличие специальных конфигурационных файлов для игры Half Life, поставляемых на диске с Guillemot Dual Analog. Зачем? Ведь играть все равно крайне неудобно. И почему именно для Half Life? Почему не для Unreal или Q3? Разгадывать эту загадку я не стал и, ограничившись Unreal и Half Life, решил что, в таких играх геймпад не удобен. Далее я перешел к автосимуляторам…

Удивительно, но мое мнение о том что, геймпады годятся только для космических и авиа симуляторов, сильно изменилось. Они оказались очень даже пригодными для игры в автосимуляторы. Достаточно большое количество программируемых кнопок практически избавляет от необходимости пользоваться клавиатурой, а управление автомобилем при помощи аналоговых мини-джойстиков намного удобнее нежели "стрелками" на клавиатуре. Несколько непривычной оказалась игра с WingMan Extreme. Согласитесь, управлять газом, наклоняя геймпад вперед, и, при этом, видя на экране обычную дорогу, неудобно. Одно дело, когда вопрос касается управления космическим кораблем, а вот машиной… Но, это замечание касается только WingMan Extreme, с его G-FORCE TILT сенсором. И Guillemot Dual Analog и Logitech WingMan Rumblepad, в автосимуляторах, "вели себя" очень хорошо.

Следующий этап — космические симуляторы. Пожалуй, для этого типа игр, геймпады наиболее пригодны. Количества программируемых кнопок вполне хватает, а те из них, что расположены в нижней части корпуса, оказываются как нельзя кстати. G-FORCE TILT сенсор, по удобству управления, ничем не уступает аналоговым мини-джойстикам. В общем, могу сказать что, геймпады наилучшим образом подходят именно для таких игр и соперничать с ними смогут, разве что, обычные джойстики.

Что же осталось не рассмотренным? Не рассмотрел я авиасимуляторы, RPG и спортивные игры. К сожалению, в моей коллекции не нашлось игр такого плана. Но, я осмелюсь высказать некоторые предположения: Авиасимуляторы очень похожи на космические "леталки", и я думаю, что геймпад прекрасно подойдет и для них. Хотя, если вы большой поклонник таких игр, наверное, вам стоит подумать о покупке штурвала. Что же касается спортивных игр, то тут мне остается лишь гадать …

Выводы

Кому же отдать предпочтение, выбирая из трех представленных геймпадов? Отвечая на этот вопрос, я бы сразу поставил Guillemot на второе место. Почему? Да потому что, несмотря на то, что он самый дешевый из этой тройки, он же в ней и самый проблематичный. И проблемы с аналоговой частью, и проблемы с подключением к USB сразу ставят его на последнее место. А вот первое место, я бы поделил между двумя представителями от Logitech. Выделить какую-либо из этих двух моделей, я не решаюсь. Притом что, они почти равны в цене, их функциональная оснащенность сильно различается. И тут, я не берусь судить, что лучше: наличие аналоговых мини-джойстиков и Vibration Feedback или, в противовес этому, G-FORCE TILT сенсор. Решать покупателю.

Оценивая необходимость и удобство геймпадов в целом, я, пока писал этот обзор, утвердился во мнении что, лично мне он не нужен. Я предпочту этому, пускай даже более универсальному устройству, обычный джойстик, руль, мышь и клавиатуру. Конечно, в сумме такой набор будет стоить значительно дороже, но и удовольствия от игр я получу больше. Но это я, а вот тем кто не хочет разоряться на всякие игровые манипуляторы, но тем не менее не хочет и от игр отказываться, я бы рекомендовал приглядеться к геймпадам. Ведь по цене среднего джойстика, вы можете получить качественное и немного более универсальное устройство.



Геймпады предоставлены компанией АЛИОН