Методика тестирования аккумуляторов для КПК

Продолжительность работы от одной зарядки — важнейший показатель, который определяет комфортность работы с PDA. Можно спорить о том, самый он важный, или есть более существенные параметры. На мой личный взгляд, он занимает первое место, а отрицать его место в первой тройке параметров вообще невозможно. Но вот в обзорах на многих сайтах этому параметру уделяют очень мало места, поскольку процесс испытаний на «прожорливость» — достаточно тягомотное и рутинное занятие. Фактически единственное известное мне исключение — обзоры Handy.ru, где периодически такие попытки предпринимаются. Но как раз поэтому мы сочли необходимым выделить более или менее формальное описание методики. Оговоримся сразу: да, время работы конкретного аккумулятора в конкретном устройстве зависит от условий эксплуатации. Но тем не менее, общее представление о возможностях машины получить можно.

Небольшое замечание. С моей точки зрения, наиболее рациональный источник питания — батарейки. Совершенно очевидно, что эксплуатация «аккумуляторных» моделей с экономической точки зрения более эффективна, но говорить об автономности устройства с внутренним аккумулятором мягко говоря сложно, о более или менее продолжительных «отключенниях» от электросети (не 8-10 ч, но неделя, две, три и более) речи даже не идет. При этом, в «батарейных» машинках можно использовать и аккумуляторы, сделанные в том же конструктиве, что и обыкновенные батарейки (AA или AAA), да и найти в продаже батарейки очень просто. Производители, которые оснащают свои машинки сменными аккумуляторами (Casio Cassiopeia, HP Jornada 560, NEC MobilePro P300E и некоторые другие), смягчают остроту проблемы (при необходимости можно просто взять с собой дополнительный аккумулятор), но на стопроцентное решение «не тянут». Но вернемся к нашей методе.

Методология в общем-то проста. Придумывать тут что-либо оригинальное невозможно, да и бессмысленно. Но тонкостей хватает. Современные модели PDA, как правило, оснащаются литий-ионными или литий-полимерными аккумуляторами. Описание разницы между ними вы можете найти в разделе, на практике же при тестировании нужно учитывать, что, несмотря на все достижения технологий, аккумулятор желательно потренировать. По умолчанию (если производитель не указал обратное, батарея уже тренирована, аккумулятор основан на новой технологии, которая не требует «раскачки» и проч.) организуется три цикла полной зарядки-разрядки аккумуляторов (без применения специальных средств — для более точной имитации естественной схемы использования устройства).

Все тесты проходят при комнатной температуре (22-24 C°), некоторые типы аккумуляторов чувствительны к температуре, но для наших целей особенной необходимости в тестах на работу при разной температуре нет, кроме того, при общей базе измерений уже можно оценить продолжительность работы от одной «кормежки».

Зарядка перед испытаниями продолжается на 50% дольше, нежели указанный в технических параметрах устройства срок. Таким образом, можно гарантировать 100% зарядки, кроме того, можно оценить реализацию системы управления питанием в типичной ситуации «поставил заряжаться на ночь».

Тестирование батареек разделено на три этапа — определяется продолжительность работы в режиме MP3-плеера, в режиме «реальной жизни» и в условиях пиковой нагрузки.

Первый тест предусматривает воспроизведение тестовых файлов MP3 с помощью Windows Media Player при выключенном экране. В коллекцию входили записи, размещенные на плате памяти (если есть — SD, если гнездо одно, то на нем) и в основной памяти (примерно поровну, для большего правдоподобия). Экран отключается, музыка играет в наушниках. После того, как степень зарядки аккумуляторов достигает 20% и Media Player отключается — машинка «доедает» батарейки бездельничая, но уже с подсветкой, при среднем уровне яркости.

Тест «реальная жизнь» предусматривает имитацию типичных действий пользователя, который работает со своей машинкой. Был сделан сценарий работы типичного, с моей точки зрения, пользователя. В течение часа на машинке 20 мин. читали, 15 мин. играли в (BrickShooter), 10 мин. активно работали с программами (стандартными, календарь и так далее; в течение часа срабатывало 10 сигналов календаря), в течение пяти мин. машинка подключалась к ПК и синхронизировала «закладки». Остальные 10 мин. она была во включенном состоянии, но ничего не делала. Подсветка выводилась на средний уровень. Кроме того, оценивается эффективность системы предупреждений о разрядке аккумуляторов и «запас прочности» (время, в течение которого машинка работает после первого предупреждения о необходимости зарядить батарейки) после разряда.

Тест на продолжительность работы при пиковой нагрузке в общем достаточно простой и не требует тщательного следования заранее заданному сценарию. Ставим максимальную яркость подсветки и запускаем просмотр тестового ролика (кусок мультфильма «Шрек») в PocketDivX, при максимальной громкости динамика (была мысль подключить еще и интернет, но PocketIE, качающий в фоновом режиме файл по GPRS — уже слишком тяжкое испытание для Windows CE, ОС просто «затыкается»). Фильм размещается на плате памяти, в PocketDivX задействовано кэширование (для кэша выделено 4 Мб — для имитации же реальной схемы пользования, обычно кэширование включено, в противном случае видео часто движется рывками).




18 августа 2002 Г.

— , PDA. , , . , , . , «» — . — Handy.ru, . . : , . , .

. , — . , «» , , «» ( 8-10 , , , ) . , «» , , (AA AAA), . , (Casio Cassiopeia, HP Jornada 560, NEC MobilePro P300E ), ( ), « ». .

- . - , . . PDA, , - - . , , , , . ( , , , «» .) - ( — ).

(22-24 C°), , , , «».

50% , . , 100% , , « ».

— MP3-, « » .

MP3 Windows Media Player . , ( — SD, , ) ( , ). , . , 20% Media Player — «» , , .

« » , . , , . 20 . , 15 . (BrickShooter), 10 . (, ; 10 ), . «». 10 . , . . , « » (, ) .

. ( «») PocketDivX, ( , PocketIE, GPRS — Windows CE, «»). , PocketDivX ( 4 — , , ).