Возможно, у кого-то из наших читателей еще живы в памяти воспоминания о тех временах, когда первый в мире луноход бороздил ближайший к нам остров в космическом океане. Поскольку в то время передавать телеизображение в ЦУП в режиме реального времени было затруднительно, каждый новый кадр с лунной поверхности передавался раз в несколько секунд, но этого и было достаточно для управления аппаратом. На днях мы стали свидетелями начала Марсианской одиссеи марсоходов, начавшейся с приземлением спускаемого аппарата с самоходным исследовательским роботом Spirit (до этого в 1997 году на Марсе побывал Sojourner). И наша «старая знакомая» NVIDIA оказалась в центре событий, обеспечив NASA своими решениями для визуализации полученных со Spirit изображений.
Сегодняшние марсоходы обеспечивают Землю намного более качественными изображениями поверхности Марса (в частности, разрешение их снимков в три раза больше разрешения изображений Sojourner), и делают от 6 до 10 тысяч замеров на каждые 30 см пути. Это позволяет детально анализировать показания робота и составлять программу действий на следующий день. Напомним, что одним из наиболее интересующих ученых вопросов является поиск воды.
Кроме того, легко можно представить, насколько силен психологический эффект: система визуализации, построенная на базе чипов NVIDIA Quadro, позволяет ученым увидеть своими глазами картинку, похожую на ту, что наблюдают марсоходы. Как утверждают NVIDIA и NASA, точность реконструкции достаточно высока. А о том, хороши ли картинки, можно судить по фото.