Звуковые карты на базе YMF-7x4 для композитора — II


 

Введение

В предыдущей статье я описал общие сведения по возможностям YMF-7x4 с точки зрения композитора, какое аппаратное и программное обеспечение может понадобиться, как настроить связку программ для работы.

Настало время поговорить о конкретных принципах и приёмах работы с YMF-7x4 с точки зрения композитора. Все иллюстрации приёмам работы будут подтверждены примерами, взятыми на основе работы с программами, рекомендованными в предыдущей статье.

Итак, за дело!

SYSEX

Под непонятным буквосочетанием SYSEX скрывается более половины возможностей XG MIDI, поэтому это первое, чему будет посвящено в этой статье. SYSEX означает "SYStem EXclusive messages" — специальные системные MIDI сообщения синтезатору, или просто "системные сообщения".

С помощью системных сообщений можно управлять любыми параметрами MIDI синтезатора YMF-7x4: управление общей громкостью, настройка тона, сброс и инициализация синтезатора, переключение синтезатора между режимами GM/XG/GS, управление параметрами эффект-процессора, управления параметров MIDI-голосов (партов), управление настройками модифицированных наборов ударных инструментов.

Для создания таких MIDI сообщений и предназначены XG редакторы, такие, как например, XG Edit. Для создания и редактирования SYSEX в секвенсоре Cakewalk имеется редактор, вызываемый по команде меню View>Sysx. Вам придётся им пользоваться постоянно, хотя бы потому, что первое, что вам понадобится для работы с YMF-7x4 — это переключить звуковую карту в режим XG.

По умолчанию, для совместимости с GM MIDI, синтезатор YMF-7x4 работает в режиме GM, что позволяет ему проигрывать MIDI файлы, совместимые с GM MIDI. Для проигрывания XG или GS MIDI, его необходимо переключить, подав системное сообщение переключения в соответствующий режим. Для пользователя такое переключение выполняется незаметно, т.к. все XG и GS MIDI файлы обязательно содержат в себе в начале файла такие команды.

Для переключения MIDI синтезатора в режим XG необходимо подать последовательность байтов: "F0 43 10 4C 00 00 7E 00 F7". Я привожу пример SYSEX сообщения в первый и последний раз только для примера, что же они из себя представляют. Вам же скорей всего не придётся писать эти шестнадцатеричные цифры. Для их создания и существуют специальные XG редакторы. Если же вам интересно знать о SYSEX более подробно, прочтите информацию о них в спецификации на XG Level1.

Итак, перед началом работы над композицией, вам надо подать в синтезатор команду переключения в режим XG. Откройте редактор SYSEX в Cakewalk и нажмите на кнопку "Load Bank". Перейдите в каталог установки секвенсора и выберите файл xg-reset.syx. В этом файле как раз и записаны 9 байтов команды переключения синтезатора в режим XG. После чего, пометьте SYSEX банк как автоматически загружаемый, нажав на кнопку "Auto". После чего банк можно загрузить в YMF-7x4 нажатием кнопки "Load Bank".

Данными манипуляциями вам придётся пользоваться часто, например, ещё для загрузки банка, полученного после работы с программой XG Edit. Ниже показано окно редактора SYSEX, в котором имеется два банка: сброса и банка, полученного от XG Edit.

MIDI треки и парты

После переключения синтезатора в режим XG можно подбирать инструменты и писать ноты. Прежде чем это сделать, вам придётся изучить следующие понятия: треки и парты.

Трек — это одна стандартная MIDI дорожка. По спецификации на MIDI таких дорожек может быть не более шестнадцати на одно устройство.

Парт — это отдельный элемент звучания XG MIDI . Это слово произошло от английского "part", что означает "часть. Всего на YMF7x4 64 парта, по числу аппаратных MIDI голосов.

Все настройки звучания инструментов применимы к отдельным партам, а не трекам. По умолчанию, номера партов совпадают с номерами треков, но это можно легко изменить в XG редакторе. Можно даже сделать так, чтобы один MIDI трек обслуживал несколько партов. То есть, если на треке будет одна нота, она будет одновременно звучать двумя голосами разных партов. Во время работы с редакторами вы можете этой разницы не заметить, но знать об этом очень важно.

Дело в том, что все настройки синтезатора применимы только к партам. Можно сделать так, что для одного MIDI канала, которому назначены несколько партов, весь диапазон MIDI клавиатуры отдаётся под разные инструменты, с отличными друг от друга эффектами, значениями манипуляторов звучания, громкостью и другими параметрами.

Парты в XG имеют приоритеты. Самый высокий приоритет у парта с номером 10, затем у 1, 2, 3, 4 и так далее. Это очень важно, так как количество голосов ограничено, а количество одновременно звучащих нот может быть сколько угодно. Если XG синтезатору будет не хватать партов, то ему придётся некоторые уже звучащие парты отдать под звучание новой ноты. Выбор парта-кандидата на вытеснение основывается на основе приоритетов. Поэтому принято правильно размещать инструменты по партам, чтобы композиция звучала более-менее правильно на всех XG устройствах. Для справки: не все синтезаторы XG имеют 64 парта как на YMF-7x4. Некоторые синтезаторы имеют 32 парта.

Это становится ещё более важным, если звучат многоэлементные инструменты. В соответствии с технологией AWM2 (Adwanced Wave Memory 2), в XG синтезаторах многие инструменты могут быть многоэлементными (до четырёх звуков). YMF-7x4 максимальное количество равно двум.

Если будет звучать аккорд из трёх нот в двухэлементном инструменте, аппаратно будет звучать уже 6 голосов и, если вы будете часто использовать сложные аккорды, 64 голосов вам может не хватить. А если вы хотите распространять XG MIDI через интернет, помните, что много XG совместимых устройств имеют всего 32 парта (DB50XG, например).

Выбор партов для инструментов

Кроме критериев приоритетов партов, существуют ещё другие критерии расположения инструментов.

Если вы используете в своих композициях Sondius-XG, вы должны такие инструменты размещать только на первом парте. Таково ограничение на этот синтезатор.

Существует ещё одна тонкость, которая особенно порадует тех, кто долго писал под GM MIDI. Дело в том, что в GM имеется ограничение в том, что ударные инструменты должны находится только на 10 треке. В XG такое ограничение снято. Вы можете ударные размещать на любом треке (парте).

Кроме того, наборов ударных может быть более одного. В YMF-7x4 одновременно может звучать два набора ударных. Каждый набор ударных, кроме того, что может иметь любой компонентный ударный инструмент или набор эффектов, может быть ещё настроен отдельно друг от друга (значения манипуляторов и эффектов).

Существуют рекомендации от фирмы Yamaha, как лучше размещать инструменты. У меня сложилась такая система расположения инструментов по трекам, почти совместимая с этими рекомендациями:

  • Трек 1: солирующий инструмент WaveTable или инструмент Sondius XG;
  • Треки 2-3: другие солирующие инструменты;
  • Треки 4-6: басовые инструменты;
  • Треки 7-8: прочие инструменты;
  • Треки 9-10: наборы ударных;
  • Треки 11-16: дубли наборов ударных и звуки спецэффектов, а также второстепенные инструменты для аранжировки.

Подбор мелодических инструментов

Вы можете просто выбирать любой из 480 инструментов для вашей композиции, однако существуют два факта, на которые следует обратить внимание.

Первое и самое главное. Все инструменты XG, доступные в YMF-7x4 довольно приелись в среде музыкантов. Композиции, в воспроизведении которых использованы синтезаторы фирмы Yamaha, могут легко распознаваться на слух. Это может быть странно, но все 480 инструментов XG до такой степени часто использовались музыкантами, что "прямо бросаются в глаза"! Как такого избежать?

Очень просто. Используйте XG редактор для корректировки звука инструмента. Пусть звучание инструмента будет немного другим. Очень хорошо помогает в этом использование таких манипуляторов, как (названия из программы XG Edit): KSHIFT (сдвиг частоты на несколько октав), RES и CUTOFF (резонансный фильтр), AMPEG (параметры огибающей) а также применение эффектов (хотя бы дисторшен, например).

Вы также можете сделать инструмент из двух, если объедините парты.

Второе. XG редактор — единственное доступное средство для создания своих инструментов в YMF-7x4. Банк на YMF7x4 один единственный. Рано или поздно вам захочется своих звуков. Вы можете получить их только с помощью XG редактора. Крутите манипуляторы и экспериментируйте. Звуки стандартных инструментов можно сменить до такой степени, что их никто и не узнает.

У меня есть композиции, где инструменты подстроены таким образом, что совершенно не похожи на оригинал. Есть композиции, где звуки ударных сделаны с помощью мелодических инструментов и наоборот, мелодические инструменты сделаны из звука ударных!

Подбор ударных

Ударные инструменты — самое тонкое место в YMF-7x4. Дело в том, что банк YMF невелик, а по спецификации XG Level1, должны присутствовать 9 наборов ударных. Как их уместить в столь маленький банк? Элементарно, методом дублирования звуков.

Ещё одно тонкое место, сам факт того, что ударные инструменты в XG не соответствуют по стилю ударным, широко применяемым в современных техностилях музыки.

Как же быть? Да точно так же, как и в случае мелодических инструментов, т.е. с помощью XG редактора. По крайней мере, звуки бочки можно сменить до неузнаваемости.

А вот со звуками тарелок надо быть осторожней. Дело в том, что использование манипуляторов могут исказить их звучание. Они потеряют выразительность.

Для иллюстрации примеров получения "бочек", характерных для современных танцевальных стилей вот несколько примеров:

  • Ударник 1 (из моей композиции "Into You").
  • Базовый инструмент: Analog Kit, нота "BD Analog H".
  • Значения манипуляторов в XG Edit: KSHIFT=-4, RES=3, CUTOFF=-58, три параметра огибающей: -64, -2, 0.
  • Ударник 2 (из моей композиции "DAO Free").
  • Базовый инструмент: Analog Kit, нота "BD Analog H".
  • Значения манипуляторов в XG Edit: KSHIFT=-3, RES=41, CUTOFF=-29, три параметра огибающей: -64, -4, 0.
  • Ударник 3 (из моей композиции "Stare", сделан из двух инструментов).
  • Базовый инструмент 1: Analog Kit, нота "BD Analog H".
  • Значения манипуляторов в XG Edit: KSHIFT=-24, RES=15, CUTOFF=-41, три параметра огибающей: -64, -44, 63.
  • Базовый инструмент 2: XG Bank 32, Инструмент 37, Punch Thm, нота "фа 3й октавы".
  • Значения манипуляторов в XG Edit: DETUNE=-7.2, KSHIFT=-24, RES=63, CUTOFF=17, три параметра огибающей: -64, -19, 4.

После выбора звучания бочки, остальные ударные инструменты лучше поместить на другой трек, т.к. значения манипуляторов XG, подобранные для неё будут оказывать влияние на другие инструменты из набора.

Эффекты и отдельные параметры инструментов

Вы можете писать музыку уже сейчас. Знаний, полученных к этому моменту уже достаточно. Однако ваша композиция будет звучать тускло. Чего в ней не хватает? Конечно эффектов!

XG даёт вам огромную поддержку в этом. Вам доступны десятки различных эффектов и параметров инструментов. В YMF-7x4 доступны три блока эффектов хора, реверберации и вариации по спецификации XG Level1.

В первой статье я советовал вам при настройке XG Edit устанавливать устройство DB50XG. С точки зрения эффектов это будет означать, что вам станут доступны параметры, недоступные в XG Level1, например, двухполосные эквалайзеры для эффектов. И они будут работать. Однако вы должны помнить, что вам доступны не все эффекты DB50XG, например, у вас не будет эффектов WHITE ROOM, TUNNEL, BASEMENT, CHORUS4, CELESTE4, FLANGER3, KARAOKE, а некоторые манипуляторы могут не оказывать влияния на звук.

Поэтому будьте осторожны. Если вы понакрутите незадействованных манипуляторов, у вас это конечно будет звучать как вам надо, а вот на XG устройствах, где данные манипуляторы поддерживаются, звучание может оказаться неприятным, если совсем не испортит всю композицию. К сожалению, пока нет версий XG редакторов, в которых бы можно было бы выбрать непосредственно YMF-7x4.

Для добавления эффектов достаточно в XG редакторе выбрать требуемый и для каждого трека установить нужный уровень воздействия. Для эффектов группы вариации имеется небольшая тонкость. Для доступа в режим подстройки эффекта из этой группы для каждого трека, эффект надо переключить в режим System (манипулятором CON) . Тогда вам станут доступны манипулятор уровня воздействия (VAR) и манипулятор смешения (DRY).

Кроме подбора эффектов я бы посоветовал в XG редакторе подбирать панораму и громкость инструментов. Это удобно делать там, а не в секвенсоре, т.к. всё сразу доступно под рукой, а XG редактор можно использовать как некий микшерный пульт.

Конечные фазы

После того, как вы получили композицию в виде файлов проекта Cakewalk и проекта XG Edit, следует экспортировать XG Edit проект в виде syx-файла и подгрузить его в секвенсор.

После можно сделать и MIDI файл. Рекомендуется для этого сохранять композицию в виде MIDI Format 1. Вы можете также добавить в композицию сообщения об авторских правах и другие тексты, которые сочтёте нужными. Для этого воспользуйтесь в Cakewalk командой меню File>Info и впишите нужный текст.

Если вы хотите распространять полученную композицию через интернет, принято вместе с MIDI файлом распространять и README текстовый файл, где обычно указываются сведения о композиции, об авторе, предупреждение, что для прослушивания этого MIDI требуется XG-совместимое устройство, предупреждения об авторских правах и другие сообщения.

Пакет из описания и непосредственно MIDI файла обычно архивируется в один zip-архив, название которого составлено из имени композитора и названия.

Для распространения в интернет вы можете поместить полученную композицию на свою домашнюю страницу или на специальные, посвящённые XG MIDI сайты-архивы.

Заключение

В этой статье я рассказал о некоторых особенностях работы сYMF-7x4 с точки зрения композитора. В следующей, завершающей статье я расскажу, как же это делается с практической точки зрения на примере одной из моей композиции, свободно-доступной в интернет.

Полезные ссылки

1. http://www.trancein.com/ — программное обеспечение, FAQ и ссылки для YMF7x4, ресурсы по XG, моя музыка в XG MIDI и MP3, конференция русских писателей транса.

2. http://www.yamaha-xg.com/ — сайт, посвящённый XG. Здесь можно найти ссылки на программное и аппаратное обеспечение, спецификации на XG, статьи в помощь XG композиторам.

3. http://xg.midi.ru/ — крупнейший русскоязычный сайт-архив XG MIDI файлов.

4. http://www.xgcentral.com/ — крупнейший в мире сайт-архив XG MIDI файлов.

 

Дополнительно

Звуковые карты на базе YMF-7x4 для композитора. Часть 2.

Звуковые карты на базе YMF-7x4 для композитора — II

 

Введение

В предыдущей статье я описал общие сведения по возможностям YMF-7x4 с точки зрения композитора, какое аппаратное и программное обеспечение может понадобиться, как настроить связку программ для работы.

Настало время поговорить о конкретных принципах и приёмах работы с YMF-7x4 с точки зрения композитора. Все иллюстрации приёмам работы будут подтверждены примерами, взятыми на основе работы с программами, рекомендованными в предыдущей статье.

Итак, за дело!

SYSEX

Под непонятным буквосочетанием SYSEX скрывается более половины возможностей XG MIDI, поэтому это первое, чему будет посвящено в этой статье. SYSEX означает "SYStem EXclusive messages" — специальные системные MIDI сообщения синтезатору, или просто "системные сообщения".

С помощью системных сообщений можно управлять любыми параметрами MIDI синтезатора YMF-7x4: управление общей громкостью, настройка тона, сброс и инициализация синтезатора, переключение синтезатора между режимами GM/XG/GS, управление параметрами эффект-процессора, управления параметров MIDI-голосов (партов), управление настройками модифицированных наборов ударных инструментов.

Для создания таких MIDI сообщений и предназначены XG редакторы, такие, как например, XG Edit. Для создания и редактирования SYSEX в секвенсоре Cakewalk имеется редактор, вызываемый по команде меню View>Sysx. Вам придётся им пользоваться постоянно, хотя бы потому, что первое, что вам понадобится для работы с YMF-7x4 — это переключить звуковую карту в режим XG.

По умолчанию, для совместимости с GM MIDI, синтезатор YMF-7x4 работает в режиме GM, что позволяет ему проигрывать MIDI файлы, совместимые с GM MIDI. Для проигрывания XG или GS MIDI, его необходимо переключить, подав системное сообщение переключения в соответствующий режим. Для пользователя такое переключение выполняется незаметно, т.к. все XG и GS MIDI файлы обязательно содержат в себе в начале файла такие команды.

Для переключения MIDI синтезатора в режим XG необходимо подать последовательность байтов: "F0 43 10 4C 00 00 7E 00 F7". Я привожу пример SYSEX сообщения в первый и последний раз только для примера, что же они из себя представляют. Вам же скорей всего не придётся писать эти шестнадцатеричные цифры. Для их создания и существуют специальные XG редакторы. Если же вам интересно знать о SYSEX более подробно, прочтите информацию о них в спецификации на XG Level1.

Итак, перед началом работы над композицией, вам надо подать в синтезатор команду переключения в режим XG. Откройте редактор SYSEX в Cakewalk и нажмите на кнопку "Load Bank". Перейдите в каталог установки секвенсора и выберите файл xg-reset.syx. В этом файле как раз и записаны 9 байтов команды переключения синтезатора в режим XG. После чего, пометьте SYSEX банк как автоматически загружаемый, нажав на кнопку "Auto". После чего банк можно загрузить в YMF-7x4 нажатием кнопки "Load Bank".

Данными манипуляциями вам придётся пользоваться часто, например, ещё для загрузки банка, полученного после работы с программой XG Edit. Ниже показано окно редактора SYSEX, в котором имеется два банка: сброса и банка, полученного от XG Edit.

MIDI треки и парты

После переключения синтезатора в режим XG можно подбирать инструменты и писать ноты. Прежде чем это сделать, вам придётся изучить следующие понятия: треки и парты.

Трек — это одна стандартная MIDI дорожка. По спецификации на MIDI таких дорожек может быть не более шестнадцати на одно устройство.

Парт — это отдельный элемент звучания XG MIDI . Это слово произошло от английского "part", что означает "часть. Всего на YMF7x4 64 парта, по числу аппаратных MIDI голосов.

Все настройки звучания инструментов применимы к отдельным партам, а не трекам. По умолчанию, номера партов совпадают с номерами треков, но это можно легко изменить в XG редакторе. Можно даже сделать так, чтобы один MIDI трек обслуживал несколько партов. То есть, если на треке будет одна нота, она будет одновременно звучать двумя голосами разных партов. Во время работы с редакторами вы можете этой разницы не заметить, но знать об этом очень важно.

Дело в том, что все настройки синтезатора применимы только к партам. Можно сделать так, что для одного MIDI канала, которому назначены несколько партов, весь диапазон MIDI клавиатуры отдаётся под разные инструменты, с отличными друг от друга эффектами, значениями манипуляторов звучания, громкостью и другими параметрами.

Парты в XG имеют приоритеты. Самый высокий приоритет у парта с номером 10, затем у 1, 2, 3, 4 и так далее. Это очень важно, так как количество голосов ограничено, а количество одновременно звучащих нот может быть сколько угодно. Если XG синтезатору будет не хватать партов, то ему придётся некоторые уже звучащие парты отдать под звучание новой ноты. Выбор парта-кандидата на вытеснение основывается на основе приоритетов. Поэтому принято правильно размещать инструменты по партам, чтобы композиция звучала более-менее правильно на всех XG устройствах. Для справки: не все синтезаторы XG имеют 64 парта как на YMF-7x4. Некоторые синтезаторы имеют 32 парта.

Это становится ещё более важным, если звучат многоэлементные инструменты. В соответствии с технологией AWM2 (Adwanced Wave Memory 2), в XG синтезаторах многие инструменты могут быть многоэлементными (до четырёх звуков). YMF-7x4 максимальное количество равно двум.

Если будет звучать аккорд из трёх нот в двухэлементном инструменте, аппаратно будет звучать уже 6 голосов и, если вы будете часто использовать сложные аккорды, 64 голосов вам может не хватить. А если вы хотите распространять XG MIDI через интернет, помните, что много XG совместимых устройств имеют всего 32 парта (DB50XG, например).

Выбор партов для инструментов

Кроме критериев приоритетов партов, существуют ещё другие критерии расположения инструментов.

Если вы используете в своих композициях Sondius-XG, вы должны такие инструменты размещать только на первом парте. Таково ограничение на этот синтезатор.

Существует ещё одна тонкость, которая особенно порадует тех, кто долго писал под GM MIDI. Дело в том, что в GM имеется ограничение в том, что ударные инструменты должны находится только на 10 треке. В XG такое ограничение снято. Вы можете ударные размещать на любом треке (парте).

Кроме того, наборов ударных может быть более одного. В YMF-7x4 одновременно может звучать два набора ударных. Каждый набор ударных, кроме того, что может иметь любой компонентный ударный инструмент или набор эффектов, может быть ещё настроен отдельно друг от друга (значения манипуляторов и эффектов).

Существуют рекомендации от фирмы Yamaha, как лучше размещать инструменты. У меня сложилась такая система расположения инструментов по трекам, почти совместимая с этими рекомендациями:

  • Трек 1: солирующий инструмент WaveTable или инструмент Sondius XG;
  • Треки 2-3: другие солирующие инструменты;
  • Треки 4-6: басовые инструменты;
  • Треки 7-8: прочие инструменты;
  • Треки 9-10: наборы ударных;
  • Треки 11-16: дубли наборов ударных и звуки спецэффектов, а также второстепенные инструменты для аранжировки.

Подбор мелодических инструментов

Вы можете просто выбирать любой из 480 инструментов для вашей композиции, однако существуют два факта, на которые следует обратить внимание.

Первое и самое главное. Все инструменты XG, доступные в YMF-7x4 довольно приелись в среде музыкантов. Композиции, в воспроизведении которых использованы синтезаторы фирмы Yamaha, могут легко распознаваться на слух. Это может быть странно, но все 480 инструментов XG до такой степени часто использовались музыкантами, что "прямо бросаются в глаза"! Как такого избежать?

Очень просто. Используйте XG редактор для корректировки звука инструмента. Пусть звучание инструмента будет немного другим. Очень хорошо помогает в этом использование таких манипуляторов, как (названия из программы XG Edit): KSHIFT (сдвиг частоты на несколько октав), RES и CUTOFF (резонансный фильтр), AMPEG (параметры огибающей) а также применение эффектов (хотя бы дисторшен, например).

Вы также можете сделать инструмент из двух, если объедините парты.

Второе. XG редактор — единственное доступное средство для создания своих инструментов в YMF-7x4. Банк на YMF7x4 один единственный. Рано или поздно вам захочется своих звуков. Вы можете получить их только с помощью XG редактора. Крутите манипуляторы и экспериментируйте. Звуки стандартных инструментов можно сменить до такой степени, что их никто и не узнает.

У меня есть композиции, где инструменты подстроены таким образом, что совершенно не похожи на оригинал. Есть композиции, где звуки ударных сделаны с помощью мелодических инструментов и наоборот, мелодические инструменты сделаны из звука ударных!

Подбор ударных

Ударные инструменты — самое тонкое место в YMF-7x4. Дело в том, что банк YMF невелик, а по спецификации XG Level1, должны присутствовать 9 наборов ударных. Как их уместить в столь маленький банк? Элементарно, методом дублирования звуков.

Ещё одно тонкое место, сам факт того, что ударные инструменты в XG не соответствуют по стилю ударным, широко применяемым в современных техностилях музыки.

Как же быть? Да точно так же, как и в случае мелодических инструментов, т.е. с помощью XG редактора. По крайней мере, звуки бочки можно сменить до неузнаваемости.

А вот со звуками тарелок надо быть осторожней. Дело в том, что использование манипуляторов могут исказить их звучание. Они потеряют выразительность.

Для иллюстрации примеров получения "бочек", характерных для современных танцевальных стилей вот несколько примеров:

  • Ударник 1 (из моей композиции "Into You").
  • Базовый инструмент: Analog Kit, нота "BD Analog H".
  • Значения манипуляторов в XG Edit: KSHIFT=-4, RES=3, CUTOFF=-58, три параметра огибающей: -64, -2, 0.
  • Ударник 2 (из моей композиции "DAO Free").
  • Базовый инструмент: Analog Kit, нота "BD Analog H".
  • Значения манипуляторов в XG Edit: KSHIFT=-3, RES=41, CUTOFF=-29, три параметра огибающей: -64, -4, 0.
  • Ударник 3 (из моей композиции "Stare", сделан из двух инструментов).
  • Базовый инструмент 1: Analog Kit, нота "BD Analog H".
  • Значения манипуляторов в XG Edit: KSHIFT=-24, RES=15, CUTOFF=-41, три параметра огибающей: -64, -44, 63.
  • Базовый инструмент 2: XG Bank 32, Инструмент 37, Punch Thm, нота "фа 3й октавы".
  • Значения манипуляторов в XG Edit: DETUNE=-7.2, KSHIFT=-24, RES=63, CUTOFF=17, три параметра огибающей: -64, -19, 4.

После выбора звучания бочки, остальные ударные инструменты лучше поместить на другой трек, т.к. значения манипуляторов XG, подобранные для неё будут оказывать влияние на другие инструменты из набора.

Эффекты и отдельные параметры инструментов

Вы можете писать музыку уже сейчас. Знаний, полученных к этому моменту уже достаточно. Однако ваша композиция будет звучать тускло. Чего в ней не хватает? Конечно эффектов!

XG даёт вам огромную поддержку в этом. Вам доступны десятки различных эффектов и параметров инструментов. В YMF-7x4 доступны три блока эффектов хора, реверберации и вариации по спецификации XG Level1.

В первой статье я советовал вам при настройке XG Edit устанавливать устройство DB50XG. С точки зрения эффектов это будет означать, что вам станут доступны параметры, недоступные в XG Level1, например, двухполосные эквалайзеры для эффектов. И они будут работать. Однако вы должны помнить, что вам доступны не все эффекты DB50XG, например, у вас не будет эффектов WHITE ROOM, TUNNEL, BASEMENT, CHORUS4, CELESTE4, FLANGER3, KARAOKE, а некоторые манипуляторы могут не оказывать влияния на звук.

Поэтому будьте осторожны. Если вы понакрутите незадействованных манипуляторов, у вас это конечно будет звучать как вам надо, а вот на XG устройствах, где данные манипуляторы поддерживаются, звучание может оказаться неприятным, если совсем не испортит всю композицию. К сожалению, пока нет версий XG редакторов, в которых бы можно было бы выбрать непосредственно YMF-7x4.

Для добавления эффектов достаточно в XG редакторе выбрать требуемый и для каждого трека установить нужный уровень воздействия. Для эффектов группы вариации имеется небольшая тонкость. Для доступа в режим подстройки эффекта из этой группы для каждого трека, эффект надо переключить в режим System (манипулятором CON) . Тогда вам станут доступны манипулятор уровня воздействия (VAR) и манипулятор смешения (DRY).

Кроме подбора эффектов я бы посоветовал в XG редакторе подбирать панораму и громкость инструментов. Это удобно делать там, а не в секвенсоре, т.к. всё сразу доступно под рукой, а XG редактор можно использовать как некий микшерный пульт.

Конечные фазы

После того, как вы получили композицию в виде файлов проекта Cakewalk и проекта XG Edit, следует экспортировать XG Edit проект в виде syx-файла и подгрузить его в секвенсор.

После можно сделать и MIDI файл. Рекомендуется для этого сохранять композицию в виде MIDI Format 1. Вы можете также добавить в композицию сообщения об авторских правах и другие тексты, которые сочтёте нужными. Для этого воспользуйтесь в Cakewalk командой меню File>Info и впишите нужный текст.

Если вы хотите распространять полученную композицию через интернет, принято вместе с MIDI файлом распространять и README текстовый файл, где обычно указываются сведения о композиции, об авторе, предупреждение, что для прослушивания этого MIDI требуется XG-совместимое устройство, предупреждения об авторских правах и другие сообщения.

Пакет из описания и непосредственно MIDI файла обычно архивируется в один zip-архив, название которого составлено из имени композитора и названия.

Для распространения в интернет вы можете поместить полученную композицию на свою домашнюю страницу или на специальные, посвящённые XG MIDI сайты-архивы.

Заключение

В этой статье я рассказал о некоторых особенностях работы сYMF-7x4 с точки зрения композитора. В следующей, завершающей статье я расскажу, как же это делается с практической точки зрения на примере одной из моей композиции, свободно-доступной в интернет.

Полезные ссылки

1. http://www.trancein.com/ — программное обеспечение, FAQ и ссылки для YMF7x4, ресурсы по XG, моя музыка в XG MIDI и MP3, конференция русских писателей транса.

2. http://www.yamaha-xg.com/ — сайт, посвящённый XG. Здесь можно найти ссылки на программное и аппаратное обеспечение, спецификации на XG, статьи в помощь XG композиторам.

3. http://xg.midi.ru/ — крупнейший русскоязычный сайт-архив XG MIDI файлов.

4. http://www.xgcentral.com/ — крупнейший в мире сайт-архив XG MIDI файлов.