TwinVQ

VQF


 

Термин VQF происходит от расширения (extension) имени файла содержащего звук сжатый при помощи алгоритма TwinVQ. Этот стандарт сжатия более эффективный и качественный MPeg Audio Layer3. Декодирование (расжатие) занимает приблизительно столько же времени, а иногда и меньше, как при МР3 компрессии. Чего нельзя же сказать о процессе кодирования (преобразование WAV в VQF).

Производительность TwinVQ

Алгоритм TwinVQ был разработан для более мощных процессоров чем требовалось для MP3, однако это сказалось только на сжатии данных в TwinVQ. Изготовление VQF файлов происходит очень медленно (даже используя процессор P-II). Примерно в три раза медленнее чем аналогичный процесс для Mpeg Audio Layer3 (используя MMX). Как утверждают разработчики, для реально быстрого процесса сжатия необходим процессор P-II 450MHz XEON или G3-600 (хотя я лично обходился P-II 266MHz)! Но не волнуйтесь — требования к декодированию не так уж и велики. Вы можете обойтись простым P-100 или PowerPC-80.

Mpeg 3 (128 kbps) Original (1411kbps) TwinVQ (VQF) 96 kbps

Но нельзя сказать, что VQF файл превосходит или уступает MP3 файлу, это просто различные файлы. Взглянув на эти картинки Вы легко поймете это различие: когда Вы кодируете музыку в MP3, процесс кодирования вносит искажения в звук и вырезается ряд частот. В отличие от этого, когда Вы кодируете музыку в TwinVQ, мелкие незначительные детали теряются и звук "сглаживается" (softened). Так при 96Kbps VQF файл выглядит более близким к оригиналу чем при 128Kbps MP3, но он менее детален. Для сравнения я цифровал "Элвис Пресли: Лучшее" и "Depeche Mode: Ultra". Результат с "Элвисом" меня поразил — качество значительно выше, а вот "Depech Mode"… люди играют на контрастах и мелких деталях — это утерялось, и в итоге мне пришлось довольствоваться только МР3 :-( . Две другие проблемы — это спатализация (Spatalisation) и пре-эхо.

Это что касается 96Kbps , но на более меньших потоках данных (менее чем 25 kpbs) VQF на порядок лучше MP3. Действительно, звук VQF просто прекрасен при 112 или 128 Kbps.

Как же это все работает?

TwinVQ использует метод кодирования подобно MP3, AAC или Dolby AC-3. Хотя он и использует некоторые классические средства использованные в MP3 (bitstream) или AAC (interframe backward prediction) но кодирование музыки отличается в корне. В этом методе, индивидуальные биты музыкальных данных непосредственно не кодируются, а объединяются в сегменты (вектора). Эти вектора сравниваются со стандартными образцами, которые подготовлены заранее. Выбирается стандартный вектор, который обеспечивает ближайшее соответствие, и количество связанное с этим образцом передается как код сжатия. Данные упаковывается в длинный фреймовый режим или короткий фреймовый режим (8 subframes) согласно константе bitrate для того, чтобы повысить устойчивость к ошибке. Искажения сводятся к минимуму, так что музыка и другие звуки успешно воспроизводятся с качеством очень близким к оригиналу.

Следует заметить, что технология аудиосжатия TwinVQ включена в стандарт MPEG-4.

Что необходимо для TwinVQ?

* Encoder (SoundVQ, VVStudio) Player (Sound VQ, KJofol, VVS Player v.1.3.0)
OS Windows 95/NT4.0 Windows 95/NT4.0
CPU Pentium 66MHz или выше
  • Pentium 90MHz или выше (для режима 44KHz Stereo data)
  • i486 66MHz или выше (для режима 22KHz Mono data)
Memory 16MB и выше 16MB и выше
Audio 16bit (stereo) PCM sound function
(стандартный SB)
16bit (stereo) PCM sound function
(стандартный SB)

Слухи и заблуждения

1. VQF дает большую нагрузку на CPU чем layer3 (mp3)

  WinAMP v.1.9.0 (MP3) K-Jofol Player, VVSPlayer v.1.3.0 (VQF)
Windows'95 (OSR2.1) 2 — 5% 0 — 3%
Windows NT4.0 2 — 5% 1 — 3%

Hardware Pentium II 266MHz/Mabo ASUSTeK P2L97/64 MB/HDD 3.1 Gb WD Caviar/Creative SB AWE64
Benchmark utilites Norton Utilites v.2.0. for Win'95;  Task Manager NT 4.0

2. Медленный encoder

Да, это так. Как можно сидеть одной задницей на двух стульях? Качество & мощное сжатие… В этом случае время приносится в жертву.

3. Необходимо иметь два плейера для проигрывания MP3 & VQF

Неверно. VVS Player v.1.3.0  и  KJofol могут воспроизводить оба эти стандарта.

Обзор плейеров

Если Вы заглянете на MP3.com то обнаружите огромное число VQF плейеров. Но на самом деле это всего лишь FrontEnd надстройки над единственным (на сегодняшний день) декодером для Windows95/98/NT изготовленным фирмой Yamaha.

VVSPlayer "Revolution" (v.1.4.0)

X-Filez

Самый быстрый* плейер. Поддерживает стандарты: Mpeg Audio Layer1/2/3, TwinVQ(VQF), WAV, CDDA (Digital Audio CD) с поддержкой базы данных CDDB

* Я не доверяю mp3bench.com, поэтому проводил все измерения сам.

SoundVQ by Yamahа

VQF.com

Первый плейер, поддерживающий TwinVQ. Именно его библиотеку DECODE32.DLL все и используют.

KJofol

VQF.com

Авторы этого плейера первыми разобрались с библиотекой DECODE32.DLL.

Plugin for WinAMP

WinAmp.com

Мааахонькая библиотечка с вызовами функций из библиотеки DECODE32.DLL.

Ни один из этих плейеров не умеет передвигаться по файлу (функция SEEK). Некоторые из них делают только видимость этого процесса (при перемещении бегунка происходит декодирование от начала до необходимого момента в устройство NULL).

Более подробную информацию можно почерпнуть на официальном VQF сайте — VQF.com

Использованы материалы с сайтов:

 

Дополнительно

MP3' Tech - TwinVQ

TwinVQ

VQF

 

Термин VQF происходит от расширения (extension) имени файла содержащего звук сжатый при помощи алгоритма TwinVQ. Этот стандарт сжатия более эффективный и качественный MPeg Audio Layer3. Декодирование (расжатие) занимает приблизительно столько же времени, а иногда и меньше, как при МР3 компрессии. Чего нельзя же сказать о процессе кодирования (преобразование WAV в VQF).

Производительность TwinVQ

Алгоритм TwinVQ был разработан для более мощных процессоров чем требовалось для MP3, однако это сказалось только на сжатии данных в TwinVQ. Изготовление VQF файлов происходит очень медленно (даже используя процессор P-II). Примерно в три раза медленнее чем аналогичный процесс для Mpeg Audio Layer3 (используя MMX). Как утверждают разработчики, для реально быстрого процесса сжатия необходим процессор P-II 450MHz XEON или G3-600 (хотя я лично обходился P-II 266MHz)! Но не волнуйтесь — требования к декодированию не так уж и велики. Вы можете обойтись простым P-100 или PowerPC-80.

Mpeg 3 (128 kbps) Original (1411kbps) TwinVQ (VQF) 96 kbps

Но нельзя сказать, что VQF файл превосходит или уступает MP3 файлу, это просто различные файлы. Взглянув на эти картинки Вы легко поймете это различие: когда Вы кодируете музыку в MP3, процесс кодирования вносит искажения в звук и вырезается ряд частот. В отличие от этого, когда Вы кодируете музыку в TwinVQ, мелкие незначительные детали теряются и звук "сглаживается" (softened). Так при 96Kbps VQF файл выглядит более близким к оригиналу чем при 128Kbps MP3, но он менее детален. Для сравнения я цифровал "Элвис Пресли: Лучшее" и "Depeche Mode: Ultra". Результат с "Элвисом" меня поразил — качество значительно выше, а вот "Depech Mode"… люди играют на контрастах и мелких деталях — это утерялось, и в итоге мне пришлось довольствоваться только МР3 :-( . Две другие проблемы — это спатализация (Spatalisation) и пре-эхо.

Это что касается 96Kbps , но на более меньших потоках данных (менее чем 25 kpbs) VQF на порядок лучше MP3. Действительно, звук VQF просто прекрасен при 112 или 128 Kbps.

Как же это все работает?

TwinVQ использует метод кодирования подобно MP3, AAC или Dolby AC-3. Хотя он и использует некоторые классические средства использованные в MP3 (bitstream) или AAC (interframe backward prediction) но кодирование музыки отличается в корне. В этом методе, индивидуальные биты музыкальных данных непосредственно не кодируются, а объединяются в сегменты (вектора). Эти вектора сравниваются со стандартными образцами, которые подготовлены заранее. Выбирается стандартный вектор, который обеспечивает ближайшее соответствие, и количество связанное с этим образцом передается как код сжатия. Данные упаковывается в длинный фреймовый режим или короткий фреймовый режим (8 subframes) согласно константе bitrate для того, чтобы повысить устойчивость к ошибке. Искажения сводятся к минимуму, так что музыка и другие звуки успешно воспроизводятся с качеством очень близким к оригиналу.

Следует заметить, что технология аудиосжатия TwinVQ включена в стандарт MPEG-4.

Что необходимо для TwinVQ?

* Encoder (SoundVQ, VVStudio) Player (Sound VQ, KJofol, VVS Player v.1.3.0)
OS Windows 95/NT4.0 Windows 95/NT4.0
CPU Pentium 66MHz или выше
  • Pentium 90MHz или выше (для режима 44KHz Stereo data)
  • i486 66MHz или выше (для режима 22KHz Mono data)
Memory 16MB и выше 16MB и выше
Audio 16bit (stereo) PCM sound function
(стандартный SB)
16bit (stereo) PCM sound function
(стандартный SB)

Слухи и заблуждения

1. VQF дает большую нагрузку на CPU чем layer3 (mp3)

  WinAMP v.1.9.0 (MP3) K-Jofol Player, VVSPlayer v.1.3.0 (VQF)
Windows'95 (OSR2.1) 2 — 5% 0 — 3%
Windows NT4.0 2 — 5% 1 — 3%

Hardware Pentium II 266MHz/Mabo ASUSTeK P2L97/64 MB/HDD 3.1 Gb WD Caviar/Creative SB AWE64
Benchmark utilites Norton Utilites v.2.0. for Win'95;  Task Manager NT 4.0

2. Медленный encoder

Да, это так. Как можно сидеть одной задницей на двух стульях? Качество & мощное сжатие… В этом случае время приносится в жертву.

3. Необходимо иметь два плейера для проигрывания MP3 & VQF

Неверно. VVS Player v.1.3.0  и  KJofol могут воспроизводить оба эти стандарта.

Обзор плейеров

Если Вы заглянете на MP3.com то обнаружите огромное число VQF плейеров. Но на самом деле это всего лишь FrontEnd надстройки над единственным (на сегодняшний день) декодером для Windows95/98/NT изготовленным фирмой Yamaha.

VVSPlayer "Revolution" (v.1.4.0)

X-Filez

Самый быстрый* плейер. Поддерживает стандарты: Mpeg Audio Layer1/2/3, TwinVQ(VQF), WAV, CDDA (Digital Audio CD) с поддержкой базы данных CDDB

* Я не доверяю mp3bench.com, поэтому проводил все измерения сам.

SoundVQ by Yamahа

VQF.com

Первый плейер, поддерживающий TwinVQ. Именно его библиотеку DECODE32.DLL все и используют.

KJofol

VQF.com

Авторы этого плейера первыми разобрались с библиотекой DECODE32.DLL.

Plugin for WinAMP

WinAmp.com

Мааахонькая библиотечка с вызовами функций из библиотеки DECODE32.DLL.

Ни один из этих плейеров не умеет передвигаться по файлу (функция SEEK). Некоторые из них делают только видимость этого процесса (при перемещении бегунка происходит декодирование от начала до необходимого момента в устройство NULL).

Более подробную информацию можно почерпнуть на официальном VQF сайте — VQF.com

Использованы материалы с сайтов: