Современные чипы для звуковых карт c шиной PCI

 

Шину ISA приговорили. Первая_Самая_Любимая_Компания™ совместно со Второй_Самой…™ (и с еще несколькими другими, не столь любимыми, но повсеместно известными) уже давно закончили разработку стандарта, названого просто и без затей — PC 2000. Там есть все — какой должен быть корпус, какой монитор, какой звук и цвет и, что самое главное, там совершенно нет шины ISA. Ни в виде хорошо известных нам разъемов (так она отсутствует уже в стандарте PC99), ни в более "скрытном" ее обличии — как главная магистраль для BIOS, COM, FDD, LPT и т.д. Что само по себе порождает немало проблем связанных с необходимостью разработки нового железа и добровольной несовместимостью со старыми программами. Ну, пожалуй, программы мы оставим программистам, в виде дополнительной нагрузки к проблеме Y2000, а вот с железом надо разобраться подробнее. Итак, что еще осталось на шине ISA? Специализированные контроллеры и платы. Модемы. Звуковые карты. Хотя нет, здесь-то ошибочка и вышла: все, недавно разработанные, аудио чипы ориентированы на шину PCI.

Небольшая PCI революция в области звука произошла тихо и незаметно, хотя при этом длилась она примерно 10 месяцев и, теперь, настойчиво требует подвести некоторые итоги. Чем мы сегодня и займемся. Да, пока не забыл, уже стало известно о выходе первого "ширпотреб" модема для шины PCI.

Необходимые требования

Ни для кого не секрет, что современная звуковая карта должна иметь 16 бит стерео цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи, обеспечивать запись и воспроизведение стереозвука "CD качества" (44100 Гц частота преобразования). А еще она должна обладать полным "дуплексом" (возможность одновременной записи и воспроизведения без каких-то либо ограничений) и иметь синтезатор MIDI основанный на Wave-Table принципе. Чего еще? В действительности это требования дня вчерашнего. Еще существует множество игр, поддерживающих Direct Sound. Вы замечали, как иногда притормаживает звук в Quake2. Дело в том, что множество звучащих одновременно потоков (крики, выстрелы и т.д.) смешиваются и обрабатываются Direct Sound, и делается это программно, причем не лучшим образом. Но, вся прелесть Direct Sound в том, что он способен переложить эту достаточно трудоемкую работу на плечи звукового ускорителя. Дело за малым, т.е. за нашим "малым", за ускорителем. Но, сперва, давайте посчитаем. 16 потоков звука, каждый стерео, и того 2822400 байт в секунду. А шина ISA пропускает в среднем 2 мегабайта в секунду. И делает это со страшным скрипом. А если этих потоков надо больше…

Одна из самых дорогих частей недорогого Wave-Table MIDI синтезатора — ПЗУ, в которое записаны образцы звучания инструментов. Попробуйте запихать качественные образцы двух сотен инструментов в 1 мегабайт, удалось? Но вот досада, они сразу становятся некачественными образцами. Правда 8 мегабайт банк инструментов звучит уже достаточно солидно, не говоря о 32-х, но необходимая для его хранения заказная микросхема ПЗУ стоит слишком дорого. Конечно, можно поместить на карте специальное ОЗУ (Sound Blaster AWE 32), но гораздо дешевле хранить банки в основной памяти компьютера и отводить ее часть для этой цели по мере надобности (вспомнили AGP?). Итак, посчитаем опять — при синтезе (не ахти каком) на 32 канала, с интерполяцией значений по четырем точкам — и того 16 мегабайт в секунду. И здесь, конечно, нужна PCI шина.

Теперь о 3D звуке. Не о суррогате, как Spatialazer или другие расширители стерео, которые сейчас часто ставятся на недорогие ISA карты, а о настоящем 3D звуке, когда программа может свободно перемещать его источник в пространстве и пользователь ощущает его местоположение. Здесь есть два подхода, которые можно использовать по отдельности, а можно и комбинировать. Первый — использование четырех колонок и соответственно двух стерео преобразователей на карте. Второй — обработка потока движущегося источника звука с учетом физических законов и особенностей восприятия человека. Дело в том, что люди по разному слышат звук идущий спереди или сзади, сверху или снизу. Применяя к звуку специальные фильтры частот, слегка меняя скорость и задержку его воспроизведения можно, даже с помощью 2-х колонок, позволить человеку однозначно определить местоположение его источника. В конце концов, у человека лишь два уха, но ведь это не мешает ему определять положение источника звука достаточно точно? Правда, для этого необходимо много вычислений со стороны процессора, около 160 миллионов операций в секунду на 16 источников звука. Либо специальный ускоритель, как вы уже, наверное, догадались на шине PCI. Многие новые игры поддерживают стандарты Direct Sound 3D и его расширение — библиотеку A3D (разработка фирмы Aureal), теперь дело лишь за ускорителем.

Итак: синтезатор работающий с памятью компьютера, поддержка аппаратного микширования для игр, 3D звук — все это требует звукового ускорителя способного работать со множеством звуковых потоков, самостоятельно выбирать их из памяти с различной скоростью, микшировать и обрабатывать эффектами (причем раздельно). Работать он может только на стандартной шине с соответствующей пропускной способностью, коей на данный момент и является PCI. Таковы требования к современному аудио ускорителю.

Но все не так просто, ведь пользователь имеет дело не только с чипом, он покупает карту, сделанную конкретным производителем и обладающую конкретными характеристиками. Здесь важны: отношение сигнал/шум (в разумных пределах, т.к. недорогие колонки шумят значительно больше недорогих карт) и функциональные возможности, такие как количество микшируемых входов и выходов, возможности подключения дополнительных устройств, комплектация поставки, прилагаемое обеспечение и качество поддержки. Эти параметры, как правило, напрямую зависят от цены карты (если сравнение идет среди карт построенных на одном чипе) и от фирмы.

И, последний вопрос: драйвера и совместимость. Любой, даже самый хороший чип может быть сведен "на нет" некачественными или сырыми драйверами. Хотя это и прописная истина, я рискну напомнить, что необходимо позаботится о самых свежих драйверах из Сети, покупая карту надо быть уверенным, что драйвера вашего аудио ускорителя поддерживают вашу ОС (Хотите отгадаю, какую?) и, аппаратно ускоряют важную для игроков службу — DirectX (Конкретно — Direct Sound и новый Direct Sound 3D). Совместимость со старыми играми и программами — больная тема для PCI звуковых карт. Это вызвано отсутствием поддержки ISA DMA каналов на шине PCI, там все операции с памятью компьютера осуществляются с помощью захвата шины. Это более современно и правильно, но, к сожалению, вашему DOOM-у это не никак не докажешь. Поэтому большинство PCI карт эмулируют Sound Blaster программным или полупрограммным путем и от качества этой эмуляции зависит, с какими старыми DOS программами вы сможете работать, а с какими — нет. Подобный эмулятор может использовать появившийся в новых чипсетах (например, все от Intel начиная с TX) стандарты DDMA (Распределенный Прямой Доступ к Памяти) и PC-PCI. Которые, как раз, и призваны аппаратно поддержать и облегчить эмуляцию DMA каналов для PCI карт.

Игроки

Creative и Ensoniq — братья на век

Известный своими полу- и полнопрофессиональными звуковыми решениями для PC Ensoniq был недавно куплен Creative Labs. За что, спросите вы. За свой Audio PCI — первое успешное PCI аудио решение, чип для недорогих и качественных PCI карт. Лидирующее положение Creative Labs было под большим вопросом — они уже много лет ничего нового не создавали, занимались лишь различными модификациями Sound Blaster AWE, карты в свое время передовой, но ныне достаточно дорогой в производстве и при этом не обладающий ни настоящим 3D звуком, ни полным дуплексом. И тут появляется первый PCI чип от Ensoniq, карты на его основе мгновенно становятся популярными и раскупаются куда как быстрее различных моделей AWE. Разработка собственного PCI решения требует слишком много времени (правда оно уже разработано и продается, но об этом далее) и поэтому Creative покупает Ensoniq и начинает продавать его разработки под свои именем. Чтобы удержатся на плаву несколько месяцев, ибо, к несчастью, еще несколько PCI чипов были тут же анонсированы различными фирмами, где под впечатлением от успехов Ensoniq, а где-то как вполне логичное эволюционное явление.

Ensoniq ES1370

Несмотря на свою популярность этот чип, по своим возможностям, скорее переходное звено ISA-PCI, нежели полноценный PCI аудио акселератор, о котором мы говорили ранее. Отсутствует аппаратное микширование цифровых потоков и аппаратные эффекты, фактически поддерживается одновременно два стерео потока на воспроизведение или один на воспроизведение и один на запись, но они работают с разными цифро-аналоговыми преобразователями. Чип не имеет встроенных ЦАП-АЦП преобразователей (кодеков), а содержит стандартный интерфейс для микросхем кодеков и микшеров. Это достаточно правильное решение, которое делает карту несколько более дорогой из-за необходимости устанавливать микросхемы кодек+микшер (или обе, по отдельности) но позволяет создавать на его базе карты с различными характеристиками. Так, например в коробочной версии плат Ensoniq Audio PCI на базе этого чипа ставились качественные и малошумящие 18 бит цифро-аналоговые преобразователи (реально работают 16 бит, но значительно уменьшается уровень шума) и обычный 16 бит кодек. В результате поддерживался 3D звук на четырех колонках и заявленное отношение сигнал/шум было 92 дб. А вот в OEM платах только один 16 бит кодек. Несмотря на распространенное мнение ES1370 не содержит Wave-Table MIDI синтезатора, и столь хорошо звучащее MIDI c возможностью выбора между 1,2,4 и 8 Мб (последний берется из Сети) банками 100% программное. Но, надо заметить, это очень качественный программный синтезатор, загружающий процессор практически на те же 15% что и драйвера аппаратных синтезаторов многих PCI карт, его единственный недостаток — прерывистый звук во время интенсивной загрузки процессора прерываниями, например при обмене с диском. А наборы инструментов, при этом, дадут фору любой PCI карте на базе S3, ESS, Trident или Aureal чипа. Чип снабжен Direct Sound драйверами, но, совершенно не способен ускорять обработку звука в играх, единственная предоставляемая им возможность — подключение 4-х колонок для поддержки Direct Sound 3D. Покупка недорогой (40$ в коробке, 29$ OEM) карты на его основе вполне имеет смысл, для любителей послушать MIDI. Достаточно добротная поддержка совместимости с DOS. Есть MIDI синтезатор для DOS, причем банки любого размера можно загружать в EMS память. Очень приличный выбор драйверов — Windows95/98/NT/NT for Alpha; DOS; Sun (SPARC).

Официальные характеристики карты Audio PCI:

  • 2,4,8 Mb банки — 128 General MIDI инструментов, 61 ударник, 128 MT-32 инструментов
  • GS набор (10 ударных наборов) в 4Mb банке
  • До 32 одновременно звучаших голосов
  • 16 MIDI каналов
  • 16-битовая запись/воспроизведение с частотой до 48 kHz (моно/стерео)
  • 16-bit A/D, 1*18-bit + 1*16-bit D/A преобразователи
  • Сигнал-шум отношение 90 дб
  • Частота пропускания аудиотракта 20Hz — 22kHz
  • Полное дуплексное функционирование
  • Совместимость с Microsoft Direct Sound 3D
  • MIDI/Joystick interface (IBM 15 pin "D" type)
  • MPC-3 совместимые TAD/CDROM разъемы
  • Поддерживает стандарты: AdLib, Sound Blaster Pro — Stereo, General MIDI, GS, MT-32, FM (эмуляция, как, впрочем, и Sound Blaster и Adlib)
  • MPC 1, 2, 3
  • Внешние разъемы: Микрофон/Линейный вход (моно/стерео)
  • Звуковые выходы (линейный уровень + наушники)
  • Joystick/MIDI интерфейс
  • Внутренние разъемы: CD Audio, вход для CD/TV, вход/выход для MODEM/TAD
  • Микшер каналов: CD/Aux, Microphone/Line, Synthesizer (MIDI)

Emu 8008

Помните, была такая микросхема Emu 8000, 32 канала Wave-Table синтезатор MIDI, еще в конце семидесятых годов разработанная для использования в синтезаторах и, позже, ставшая основой первого Wave-Table для PC-дочерней карты для Sound Blaster 16 — Wave Blaster. А потом ее стали использовать в Sound Blaster AWE 32, просто 32, AWE64 и AWE64 Gold. Вот такой чип долгожитель, до сих пор в производстве. Ну а Emu 8008 это его PCI модификация, в которую добавлена вся необходимая для интегрированного аудио решения функциональность, а попросту весь AWE32 на одном чипе. Плюс поддержка четырех колонок. Аппаратный синтез (32 канала, все как у Emu 8000, раздельная обработка эффектов), хранение банков инструментов в памяти компьютера и интерфейс со стандартным внешним AC-97 кодеком. Интересная технология обращения к памяти — через таблицу страниц, как у AGP видеокарт. По заявлениям Creative, способная значительно снизить нагрузку на шину. Но не следует забывать, что это лишь старый и добрый AWE32 адаптированный под PCI. Плата на основе Emu 8008 называется "Sound Blaster AWE64D" и не получила широкого распространения именно благодаря Ensoniq и Aureal. Рекомендуется, для покупки любителям MIDI желающим использовать известные 8, 12 и 16 Мб банки для AWE32 и AWE64 а также огромное количество отдельных инструментов и программ созданных для них за эти годы, не ограничивая себя модулями памяти устанавливаемыми на AWE32 и AWE64. Конечно, если они смогут найти эту карту в продаже, в чем я, впрочем, сильно сомневаюсь.

Декларированные характеристики:

  • 100% совместимость с Sound Blaster 16 в DOS (с использованием PC-PCI)
  • AC'97 кодек интерфейс, аппаратное ускорение для DirectSound и DirectSound 3D, программируемый процессор эффектов (Chorus, Reverberation, QSound) E-mu 3D Positional Audio
  • Поддержка банков в SoundFont формате
  • 32+32 MIDI синтез (32 аппаратных + 32 программных голоса)
  • Цифровой SPDIF выход
  • Драйвера для Windows 95/98/NT

Emu 10K1 (Emu 10001)

Как вы думаете, ради чего Creative тянул время? Покупал Ensoniq? Делал Emu 8008? Именно ради этой микросхемы, точнее ради необходимого на ее разработку времени. Это не просто аудио-решение, но настоящий процессор звука, как, например, ниже описанные Aureal Vortex 1 (8820) и Vortex 2 (8830). Микросхема способная не только обрабатывать множество звуковых потоков, но и делать это по гибкой, задаваемой извне а не жестко зашитой в железо программе. Два миллиона транзисторов и вычислительная мощность эквивалентная 1000 миллионов операций обычного процессора в секунду. Этого вполне достаточно для поддержки новой технологи 3D звука "Emu Environmental Modeling" сочетающий в себе поддержку различного числа колонок (от 2-х до 8) и обработку звука в соответствии со свойствами человеческого уха. Кроме того, эта технология поддерживает трассировку звука, т.е. расчет в реальном времени всех его взаимодействий с окружающими предметами, таких как отражения, поглощения или искажения. Эта технология станет частью последующих версий DirectSound, и, как следствие, получит широкое поддержку у различных программных продуктов. Пока, правда, более распространена технология фирмы Aureal — A3D (отсутствует трассировка звука и поддерживаются 2 или 4 колонки, тоже является расширением DirectSound), ее поддерживают около 30 довольно известных игр, и их число растет с каждым днем. Но драйвера к плате SoundBlaster Live! на основе Emu10K1 эмулирует A3D. Процессор Emu 10K1 способен обрабатывать 128 независимых каналов для ускорения DirectSound и 3D звука, содержит в себе аппаратный 64 канала Wave-Table синтезатор с 8! (обычно 2, Aureal Vortex1 — 4, профессиональная аппаратура — 6) точечной интерполяцией образца звучания инструмента. Внутри чипа вся обработка звука происходит в 32-х разрядном представлении. Поддерживается постраничная адресация памяти, как у Emu 8008, банки инструментов в стандартном для всех изделий Emu SoundFont формате. Чип имеет 6 цифровых и 8 аналоговых входов, множественный цифровой выход (8 каналов), причем все входы могут быть независимо обработаны эффектами. Полностью отсутствует какая либо совместимость с DOS приложениями (эмуляция SoundBlaster и т.д.). Единственная плата для PC на базе Emu10K1 — SoundBlaster Live! стоит 200$, еще за 99$ можно приобрести прекрасный набор из 4-ех колонок и одного Sub Woofer'a, как Вы наверное уже догадались эта карта крайне рекомендуется к покупке, тем у кого есть деньги и какая-либо ISA звуковая карта, для сохранения совместимости. Помимо всего вышесказанного: Драйвера для Windows95/98/NT, 2 стерео выхода для 4-ех колонок (48КГц 18 бит кодеки) и еще: MIDI вход/выход, SPDIF вход/выход, один многоканальный цифровой выход (например, еще на 4 колонки) расположены на дочерней карте ввода-вывода, соединяемой с платой при помощи цифрового интерфейса. В поставке 3 компакт диска с приложениями, драйверами и играми.

Aureal

Только что я расхваливал технологию 3D звука от Emu, основанную на физическом моделировании среды, но не стоит забывать, что еще 6 лет назад NASA использовали в своих тренажерах подобную, революционную тогда технологию, разработанную для них небольшой исследовательской фирмой Aureal. И вот, эта небольшая фирма стала быстро расти, придя на рынок PC со своими технологиями, ставшими реальными именно благодаря PCI звуковой революции. Технология A3D способна создавать трехмерный звук с помощью 2-х или более колонок, используя то, что они называют HRTF — функции перемещения по отношению к голове, проще говоря, тот принцип создания 3D звука, который я описал во введении. Сейчас, практически завершена разработка технологии A3D 2.0, поддерживающей трассировку звука, которая и составит в недалеком будущем конкуренцию Emu.

Aureal Vortex 1 (8820)

Самый успешный на данный момент процессор звука для PC. Он появился задолго до Emu 10K1 и на данный момент обладает самой большой поддержкой среди игр и другого программного обеспечения. Эквивалент около 300 миллионов операций процессора в секунду, 48 независимых потоков с раздельными эффектами, плавной подстройкой скорости воспроизведения и специальными фильтрами обеспечивают значительное ускорение DirectSound, DirectSound3D и A3D. Интерфейс с внешним кодеком и микшером (по стандарту AC'97). Интерполяция по 4 точкам, два генератора огибающих, хорус, реверберация и частотный фильтр на каждый канал, чипу доступна непрерывная область памяти основного компьютера, объемом 10 Мб. Драйвера отводят 32 канала для MIDI синтезатора и 16 для ускорения DirectSound. К сожалению, несмотря на очень качественное (лучше, чем у всех остальных карт) звучание отдельных инструментов MIDI, единственный 4 Мб банк звучит хуже чем у Ensoniq или AWE32 (8 Мб, Caos, например): подводят качественные но откровенно слабые ударники, плохие скрипки и странная несогласованность звучания инструментов друг с другом. Нет никакой возможности заменить этот банк, его SoundFont формат несколько нестандартен, а других банков не прилагается. Правда, драйвера поддерживают DLS (возможность загрузки банков через MIDI), но до выхода DirectMusic в DirectX 6.2 эта возможность остается лишь строчкой в руководстве, из-за отсутствия соответствующего проигрывателя MIDI. Очень заметно ускорение звука, например в Quake2. 3D звук просто потрясает, особенно в игре Unreal, да и во всех остальных поддерживающих A3D или DirectSound3D тоже. Мои знакомые очень удивлялись, когда я демонстрировал им одновременную работу двух проигрывателей XM музыкальных модулей, сводя мелодии, как это делают DJ — благодаря оригинальным драйверам любые 16 Windows-программ работающие со звуком могут быть запущены одновременно. Неплохая эмуляция SoundBlaster в DOS, все программы, которыми я пользовался шли без проблем, чего не скажешь о DOS окне в Windows, но, Wave-Table синтез MIDI, к сожалению, работает только в DOS окне. Правда это с лихвой компенсируется большим преимуществом драйверов — возможностью перенаправить MIDI из DOS окна на любое MIDI устройство Windows, например, на потрясающий программный синтезатор Soft XG-50 фирмы Yamaha (4Мб банк, 600! инструментов), качество воспроизведения MIDI которого не способны достигнуть ни Ensoniq ни AWE32 (с 8 Мб банками). Кстати, этот синтезатор загружает мой Pentium MMX 166 на 20-35% максимум, это при 128 каналах одновременно и огромным поддерживаемым им в реальном времени набором эффектов.

Параметры чипа, конечно, слабее Emu 10K1, но и ценовой диапазон совсем иной. Неплохая, в общем то карта от Pine, которая кстати, стоит у меня в машине, с Analog Devices 16 бит кодеком стоит 29$ в OEM варианте, при этом, по своим возможностям, соответствуя ценовому диапазону 50$-80$. А за 90$ можно приобрести карту Montego от Turtle Beach, с прекрасным 18 бит кодеком и 96 дб отношением сигнал/шум. Рекомендуется к покупке как игрокам, так и просто пользователям, это лучший выбор, исключая только воспроизведение MIDI. Другие параметры карты от Pine:

  • Выходы: линейный, с усилителя (2 ватта), на плате — моно для модема (раздельное управление)
  • Входы: линейный, микрофонный (выбор типа микрофона), моно с модема, 3 стерео входа на плате (для CD, Video, и т.д.), все они раздельно микшируются, полный дуплекс, 86 дб. cигнал/шум
  • Поддержка DLS
  • A3D, DirectSound, DirectSound3D (на основе A3D технологии)

Aureal Vortex 2 (8830)

Этот недавно анонсированный чип призван стать прямым конкурентом Emu 10K1, как по возможностям и параметрам, так, наверное, и по цене. Предназначенный для аппаратной поддержки A3D 2.0 процессор с мощностью эквивалентной 800 миллионам операций в секунду, 96 аппаратных потоков одновременно, поддержка более сложных HRTF и трассировки звука для A3D 2.0. Аппаратный десятиполосный стерео эквалайзер с отношением сигнал/шум 96 дб. Работа с 1,2 или 4 кодеками (от 2-х до 8 колонок), цифровой интерфейс, SPDIF выход и многое другое. Драйвера реализуют 64 канала MIDI синтезатор (до 320 программно) с поддержкой DLS, 16 A3D 2.0 или DirectSound 3D источников звука с трассировкой отражений и взаимодействий для каждого из них, аппаратную поддержку до 64 потоков для DirectSound и простых приложений Windows. Интересное новшество — аппаратная технология названая "Crosstalk cancellation", призванная убрать искажения иногда вызываемые в 3D звуке большим числом колонок. Windows 95/98/NT драйвера. И, что является важным по сравнению с SoundBlaster Live!, эмуляция SoundBlaster как в DOS, так и в DOS окне. Карты на его основе еще не производятся, но станут доступны в скором времени. Рекомендуется к покупке, конечно когда выйдет… За базовую карту с 4 Мб локальной памяти придется выложить порядка 100$, что, впрочем, не так уж и много для предоставляемых чипом возможностей и поддержки 6 колонок. Совсем скоро появится в продаже карта Diamond Monster Sound MX300 на базе Vortex 2. Более продвинутые варианты (32 Мб памяти и т.д.) будут стоить соответственно дороже, но все равно по соотношению цена/возможности карты на его основе предпочтительнее Sound Blaster Live!. Возможности те же а вот цена… Кстати, не следует торопится с SoundBlaster Live!, ведь выход Vortex 2 обязательно понизит его цену.

S3

Фирма, все время разрабатывающая чипы для недорогих (ранее и не только) видеокарт очень удивила меня своим решением выпустить PCI аудио чип. Впрочем, в провале этой инициативы, уже ничего удивительного нет, выпуск уже прекратился. А сейчас они выпускают в свет новый ускоритель 3D графики, причем вовсе не базового уровня. Интересно, что его ждет?

S3 Sonic Vibes

Полный набор аудио-функций на одном чипе, в его состав уже входят 16 бит кодек и микшер. Синтезатор MIDI, Wave-Table, 32 канала, реверберация и хорус доступны только в случае установки на карту небольшой микросхемы памяти для буфера эффектов, что в недорогих картах как правило не делается. Обрабатывает одновременно только 32 потока, в результате чего воспроизведение MIDI и ускорение DirectSound отнимают друг и друга каналы. 10 Мб системной памяти доступно для чипа, 1, 2 и 4 Мб банки инструментов самого низкого среди всех описываемых плат качества. Воспроизведение MIDI никуда не годится. Поддержка DirectSound3D отсутствует. 3D суррогат (расширитель стерео) SRS встроенный в чип. Самый шумный из всех описанных чипов. Возможна установка до 4 Мб ПЗУ для банка инструментов, но, как и следовало ожидать, никто из производителей ей не воспользовался. Один стерео выход и пять микшируемых стерео входов. Эмуляция SoundBlaster для DOS, но только на платах поддерживающих DDMA. Единственное преимущество — аппаратный перехват данных из MIDI порта MPU-401, дающий возможность направить их драйверу синтезатора MIDI. Из карт на его основе можно выделить добротную и неоправданно дорогую ($50) Daytona PCI от фирмы Turtle Beach. К покупке не рекомендуется вообще, обычная цена карты на его основе 20$-23$ и, доплатив всего 5$, можно купить стоящую карту на базе Vortex 1.

ESS

Хорошо известный по недорогим ISA звуковым картам производитель чипов полностью переориентировался на PCI рынок, выпустив целый набор неплохих и недорогих PCI аудио решений.

ESS Solo 1

Ничем не примечательный чип — полное аудио решение без какой либо акселерации. Единственное отличие от прежних продуктов ESS — шина PCI. Нет поддержки множественных потоков, нет аппаратного синтезатора MIDI, да и вообще ничего нет. Шумный встроенный 16 бит кодек. Поддержка DDMA и PC-PCI для эмуляции Sound Blaster. Покупка карты на его основе абсолютно противопоказана, лучше взять безымянную ISA карту, на чипе Yamaha OPL3-SA2 или SA3 — 10$, хороший кодек и никаких проблем с совместимостью для DOS.

ESS Maestro 1, 2, 2M

Очень неплохие аудио акселераторы от ESS. Синтезатор MIDI, 64 канала с раздельными эффектами, реверберация, хорус, фланджер, эхо, Spatialazer 3D суррогат и даже частотный фильтр. Синтезатору доступно до 8 мегабайт памяти компьютера, поддерживается локальное ОЗУ или ПЗУ (тоже до 8 Мб) и специальное ОЗУ для качественной реверберации. В добавление к 64 каналам синтезатора есть аппаратная поддержка 32-х независимых аудио потоков с аппаратным микшированием для ускорения DirectSound. Причем Maestro 2 и 2M имеют два интерфейса для AC'97 кодеков и поддерживают DirectSound 3D на 4-ех колонках. Драйвера всех чипов Maestro для DirectSound3D реализуют также похожую на A3D HRTF технологию, но, в отличии от Aureal Vortex, практически без аппаратного ускорения. Есть поддержка эмуляции SoundBlaster, как с помощью DDMA и PC-PCI, так и без них. Чип имеет несколько приятных дополнений, таких как интерфейсы I2C и ZoomedVideo аудио разъем. Но вероятность их практического использования близка нулю. Типичная карта на основе Maestro-1 — Asus 3D Xplorer AXP201, имеет кроватки для микросхемы 2 Мб ОЗУ инструментов и четырех микросхем по 32 Кб SRAM ревербератора, присутствие которых с моей точки зрения не имеет никакого смысла. Во первых, сложно достать микросхему 2Мб SOJ, а во вторых, зачем она собственно говоря нужна, если можно отвести до 8 Мб основной памяти под инструменты. А SRAM 32к в SOJ исполнении редкость еще большая. Звучание 4Мб MIDI банка довольно сносное, не лучше и не хуже Vortex, но хуже описанного ниже Trident 4D Wave. Драйвера для Windows 95/98/NT, при этом NT драйвера не поддерживают MIDI синтезатор, что довольно странно. К тому же эта карта немного шумна (в смысле менее ISA карт ESS но более нормальной PCI карты), вероятно из-за установленного на нее AC'97 кодека ESS. Цена порядка 40$, вполне нормальна для коробочного продукта от ASUS, но вот уровень шума слегка пугает. Зато новая карта на базе Maestro-2 от Diamond — Sonic Impact PCI радует низким уровнем шума и поддержкой 4-ех колонок. Подводя итог можно сказать: эти чипы чем-то лучше, чем Aureal Vortex 1, чем-то хуже, но при этом не следует забывать, что они не поддерживают A3D. Рекомендуется к покупке как альтернатива Aureal Vortex 1.

ESS AGOGO XP

Все, что можно сказать об этом чипе — это странная вариация на тему Maestro-2, без поддержки 3D звука и 2-х кодеков, но с собственным контроллером шины PCI! Плата на его основе может быть использована как расширитель PCI 2.1, с возможностью подсоединения до 4-ех PCI мастер устройств, располагаемых, например, на той же карте, что и чип. Декодеры DVD, 3D звуковые процессоры, DSP и модемы интегрированные со звуковой картой могут быть основаны на этом новом чипе.

Trident

Никогда ранее эта компания не делала аудио чипов и вдруг… Как и следовало ожидать, ничего хорошего.

Trident 4D Wave

Чип класса ESS Maestro, 64 аппаратно микшируемых потока, распределяются между MIDI синтезатором и аппаратным ускорением DirectSound. DirectSound3D не ускоряется, но поддерживается, более того, есть программная эмуляция A3D, впрочем, абсолютно не работоспособная. Эффекты на каждом канале: реверберация, хорус и 3D суррогат QSound. Реализация эффектов неудовлетворительная — достаточно шумная. Предлагаются на выбор 1, 1.5, 2 и 6 Мб банки, причем с последним MIDI звучит лучше, чем у Aureal Vortex 1 или ESS Maestro, но даже не на уровне Ensoniq и, тем более, Yamaha (см. далее) и более дорогого SoundBlaster Live!. Поддерживаются GM и GS, MIDI синтезатор совместим с DLS 1.0 спецификацией. Эмуляция Sound Blaster с помощью DDMA как в DOS так и в DOS окне. Странные проблемы с эмуляцией на Pentium II системах. Цены на уровне карт с ESS Maestro. Не рекомендуется к покупке, из-за проблем с драйверами и совместимостью.

Cirrus Logic

Аудио продукция под маркой Crystal — в действительности дело рук этой фирмы.

СS 4610, 4611, 4614, 4622 4624

Новые, очень многообещающие чипы, карт на их базе пока нет, и поэтому я ограничусь официальными характеристиками, не сравнивая их с остальными героями. Все они базируются на новом DSP с гибкой архитектурой (перепрограммируемая обработка потоков), поддерживают шину PCI, 96 потоков одновременно. Аппаратное ускорение DirectSound, HRTF 3D звук, подобный A3D, с аппаратным ускорением для DirectSound3D. MIDI синтезатор с банками в памяти компьютера, на 64 канала, как всегда аппаратный, на базе все тех же потоков. У моделей 4610, 4614, 4622 есть аппаратное декодирование MPEG3, у всех — Dolby Surround AC3 звуковых потоков, у 4622 и 4624 два интерфейса с AС'97 кодеками и цифровой интерфейс SPDIF/AC3 SPDIF. У остальных один интерфейс с кодеком и специальный цифровой интерфейс для расширения выхода до 6 каналов. Это достаточно мощно — 6 колонок и аппаратный звук Dolby Surround. У всех кроме 4610 и 4611 есть поддержка DDMA и PC-PCI для эмуляции SoundBlaster. 4622 и 4624 имеют высококачественные Sample Rate конверторы (>90 дб. сигнал/шум). Еще много других вкусностей, но вот вопрос, на каких из этих чипов будут делать звуковые карты и вообще, будут ли? Время покажет.

Yamaha

Во всем, что касается звука вообще, и воспроизведения MIDI в частности, эта фирма дока. А как с PCI звуком? Нет, скажете вы, Yamaha еще не продает ничего для PCI. Еще вчера это была чистейшая правда, но сегодня дело обстоит совсем иначе. Вспомнив, насколько хороши были дешевые ISA звуковые карты, на базе чипов серии OPL3-SA, (для своего ценового диапазона, разумеется) или аппаратные синтезаторы MIDI серии 50XG (дочерняя карта DB50XG, плата SW60XG, внешний модуль MU10) можно предположить, что флагман этой фирмы для шины PCI будет не менее удачен. И ничуть при этом не ошибиться…

Yamaha DS-1 (YMF724)

Вы, наверное слышали, как звучит MIDI в исполнении отличного программного синтезатора Yamaha Soft XG50. Если нет, то описать словами это достаточно сложно, скажу только, что играет оно значительно лучше, чем на AWE и, тем более, Ensoniq с 8 Мб банками. Расширение стандарта MIDI созданное Yamaha и названное XG MIDI, которому соответствуют сейчас все синтезаторы этой фирмы, позволяет использовать около 600 (как минимум, часто более) различных инструментов, 40 наборов ударников и, что самое главное, огромное количество эффектов, начиная с класической реверберации и заканчивая сложными частотными фильтрами или дисторшен. Также, можно регулировать недоступные в случае обычного GM MIDI синтезатора параметры инструментов. Существует довольно популярная у любителей дочерняя карта Yamaha DB50XG — 100% аппаратная версия вышеупомянутой программы. Ее звучание практически не отличается от программы, оно лишь чуть более филигранное и чистое. И, между прочим, размер банка у этих синтезаторов всего 2 Мб. Это на 670 инструментов! Но благодаря отличным алгоритмам синтеза и профессиональной согласованности образцов инструментов любая мелодия звучит так, словно она специально написана для этой карты, в отличии от всех остальных героев этой статьи, для которых всегда найдется "неродной" по звучанию MIDI файл. Одно слово — опыт создания одних из самых лучших синтезаторов. Так вот, к чему это я. Представьте себе PCI звуковое решение, со встроенным синтезатором подобного качества (правда не на 32 канала, как у DB50XG, а на 64) хранящем, разумеется, банки в памяти компьютера. А еще выбор из 40 с лишним эффектов для каждого канала, аппаратное ускорение DirectSound, настоящий 3D звук на двух колонках, по методу аналогичному A3D. Поддержка DLS для MIDI синтезатора. И, даже, аппаратный эффект эха для микрофонного входа — вдруг вы решите использовать эту карту как аппарат для караоке. В общем мечта, Vortex1 + DB50XG в одном флаконе. Четыре независимо микшируемых стерео входа, один стерео выход, один моно вход и один выход для модема. AC'97 кодек интерфейс. Драйвера для Windows95/98/NT, эмуляция SoundBlaster с помощью DDMA или PC-PCI. Карта на его основе — Yamaha WaveForce WF192, к ней прилагается несколько демо-версий игр, набор полезных утилит и вышеупомянутый Soft XG50, для тех, кому не хватает 64-ех аппаратных голосов и хочется добавить еще 128 не менее качественных программных. Еще в комплекте идет просто профессиональная вещь - одноголосый программный синтезатор акустических инструментов (Основанный не на Wave-Table принципе, а на математической модели). Эта штука требует Pentium II, но звучит непередаваемо красиво. Например, ей можно сыграть яркое соло или вокальную партию, если вы слышали саундтрек из фильма "Титаник", обратите внимание на интересную и необычную флейту, партия которой проходящую через многие мелодии. Вот так и звучит эта штука. 16 бит кодек, но очень качественный (сигнал/шум порядка 90 дб) также являются полноценным содержимым коробки. Уже существует карта на базе этого чипа от другого производителя — Miss Melody Samba Tornado. Рекомендуется для тех, кто не только играет, но и слушает музыку. И особенно — для тех, кто ее пишет.

Итоги

Для игр и мультимедия программ:

  1. Sound Blaster Live! или карта на базе Vortex 2 (для гурманов, если есть деньги)
  2. Vortex 1 (лучший выбор)
  3. Yamaha WF192
  4. Trident, ESS и все остальные

Для музыки (и MIDI из игр в том числе):

  1. Yamaha WF192
  2. Sound Blaster Live! или (может быть) Vortex2
  3. Ensoniq или Vortex2
  4. Vortex1, ESS, Trident и все остальные

Переход на PCI можно считать состоявшимся. Вместе с PCI пришли новые цены и новые возможности, первые поменьше вторые побольше чем раньше. Аппаратное ускорение DirectSound присутствует практически везде, да и настоящий 3D звук тоже не редкость. С аппаратным его ускорением, правда дело обстоит несколько хуже. У большинства карт наблюдается проблема со сменой банков, их не на что менять. Те, которые идут в стандартной поставке не всегда удовлетворительны, очень многие производители используют закрытые форматы банков без какой либо альтернативы. Будем ждать появления DirectMusic в составе DirectX 6.2 и вместе с ним возможности загрузки DLS банков. Если вы собрались купить SoundBlaster Live! не торопитесь, подождите выхода Vortex 2 и тогда выберете, что вам больше по душе. Если вы не знаете, что купить — купите карту на базе Vortex 1.

 

3 сентября 1998 Г.

Современные чипы для звуковых карт

Современные чипы для звуковых карт c шиной PCI

 

Шину ISA приговорили. Первая_Самая_Любимая_Компания™ совместно со Второй_Самой…™ (и с еще несколькими другими, не столь любимыми, но повсеместно известными) уже давно закончили разработку стандарта, названого просто и без затей — PC 2000. Там есть все — какой должен быть корпус, какой монитор, какой звук и цвет и, что самое главное, там совершенно нет шины ISA. Ни в виде хорошо известных нам разъемов (так она отсутствует уже в стандарте PC99), ни в более "скрытном" ее обличии — как главная магистраль для BIOS, COM, FDD, LPT и т.д. Что само по себе порождает немало проблем связанных с необходимостью разработки нового железа и добровольной несовместимостью со старыми программами. Ну, пожалуй, программы мы оставим программистам, в виде дополнительной нагрузки к проблеме Y2000, а вот с железом надо разобраться подробнее. Итак, что еще осталось на шине ISA? Специализированные контроллеры и платы. Модемы. Звуковые карты. Хотя нет, здесь-то ошибочка и вышла: все, недавно разработанные, аудио чипы ориентированы на шину PCI.

Небольшая PCI революция в области звука произошла тихо и незаметно, хотя при этом длилась она примерно 10 месяцев и, теперь, настойчиво требует подвести некоторые итоги. Чем мы сегодня и займемся. Да, пока не забыл, уже стало известно о выходе первого "ширпотреб" модема для шины PCI.

Необходимые требования

Ни для кого не секрет, что современная звуковая карта должна иметь 16 бит стерео цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи, обеспечивать запись и воспроизведение стереозвука "CD качества" (44100 Гц частота преобразования). А еще она должна обладать полным "дуплексом" (возможность одновременной записи и воспроизведения без каких-то либо ограничений) и иметь синтезатор MIDI основанный на Wave-Table принципе. Чего еще? В действительности это требования дня вчерашнего. Еще существует множество игр, поддерживающих Direct Sound. Вы замечали, как иногда притормаживает звук в Quake2. Дело в том, что множество звучащих одновременно потоков (крики, выстрелы и т.д.) смешиваются и обрабатываются Direct Sound, и делается это программно, причем не лучшим образом. Но, вся прелесть Direct Sound в том, что он способен переложить эту достаточно трудоемкую работу на плечи звукового ускорителя. Дело за малым, т.е. за нашим "малым", за ускорителем. Но, сперва, давайте посчитаем. 16 потоков звука, каждый стерео, и того 2822400 байт в секунду. А шина ISA пропускает в среднем 2 мегабайта в секунду. И делает это со страшным скрипом. А если этих потоков надо больше…

Одна из самых дорогих частей недорогого Wave-Table MIDI синтезатора — ПЗУ, в которое записаны образцы звучания инструментов. Попробуйте запихать качественные образцы двух сотен инструментов в 1 мегабайт, удалось? Но вот досада, они сразу становятся некачественными образцами. Правда 8 мегабайт банк инструментов звучит уже достаточно солидно, не говоря о 32-х, но необходимая для его хранения заказная микросхема ПЗУ стоит слишком дорого. Конечно, можно поместить на карте специальное ОЗУ (Sound Blaster AWE 32), но гораздо дешевле хранить банки в основной памяти компьютера и отводить ее часть для этой цели по мере надобности (вспомнили AGP?). Итак, посчитаем опять — при синтезе (не ахти каком) на 32 канала, с интерполяцией значений по четырем точкам — и того 16 мегабайт в секунду. И здесь, конечно, нужна PCI шина.

Теперь о 3D звуке. Не о суррогате, как Spatialazer или другие расширители стерео, которые сейчас часто ставятся на недорогие ISA карты, а о настоящем 3D звуке, когда программа может свободно перемещать его источник в пространстве и пользователь ощущает его местоположение. Здесь есть два подхода, которые можно использовать по отдельности, а можно и комбинировать. Первый — использование четырех колонок и соответственно двух стерео преобразователей на карте. Второй — обработка потока движущегося источника звука с учетом физических законов и особенностей восприятия человека. Дело в том, что люди по разному слышат звук идущий спереди или сзади, сверху или снизу. Применяя к звуку специальные фильтры частот, слегка меняя скорость и задержку его воспроизведения можно, даже с помощью 2-х колонок, позволить человеку однозначно определить местоположение его источника. В конце концов, у человека лишь два уха, но ведь это не мешает ему определять положение источника звука достаточно точно? Правда, для этого необходимо много вычислений со стороны процессора, около 160 миллионов операций в секунду на 16 источников звука. Либо специальный ускоритель, как вы уже, наверное, догадались на шине PCI. Многие новые игры поддерживают стандарты Direct Sound 3D и его расширение — библиотеку A3D (разработка фирмы Aureal), теперь дело лишь за ускорителем.

Итак: синтезатор работающий с памятью компьютера, поддержка аппаратного микширования для игр, 3D звук — все это требует звукового ускорителя способного работать со множеством звуковых потоков, самостоятельно выбирать их из памяти с различной скоростью, микшировать и обрабатывать эффектами (причем раздельно). Работать он может только на стандартной шине с соответствующей пропускной способностью, коей на данный момент и является PCI. Таковы требования к современному аудио ускорителю.

Но все не так просто, ведь пользователь имеет дело не только с чипом, он покупает карту, сделанную конкретным производителем и обладающую конкретными характеристиками. Здесь важны: отношение сигнал/шум (в разумных пределах, т.к. недорогие колонки шумят значительно больше недорогих карт) и функциональные возможности, такие как количество микшируемых входов и выходов, возможности подключения дополнительных устройств, комплектация поставки, прилагаемое обеспечение и качество поддержки. Эти параметры, как правило, напрямую зависят от цены карты (если сравнение идет среди карт построенных на одном чипе) и от фирмы.

И, последний вопрос: драйвера и совместимость. Любой, даже самый хороший чип может быть сведен "на нет" некачественными или сырыми драйверами. Хотя это и прописная истина, я рискну напомнить, что необходимо позаботится о самых свежих драйверах из Сети, покупая карту надо быть уверенным, что драйвера вашего аудио ускорителя поддерживают вашу ОС (Хотите отгадаю, какую?) и, аппаратно ускоряют важную для игроков службу — DirectX (Конкретно — Direct Sound и новый Direct Sound 3D). Совместимость со старыми играми и программами — больная тема для PCI звуковых карт. Это вызвано отсутствием поддержки ISA DMA каналов на шине PCI, там все операции с памятью компьютера осуществляются с помощью захвата шины. Это более современно и правильно, но, к сожалению, вашему DOOM-у это не никак не докажешь. Поэтому большинство PCI карт эмулируют Sound Blaster программным или полупрограммным путем и от качества этой эмуляции зависит, с какими старыми DOS программами вы сможете работать, а с какими — нет. Подобный эмулятор может использовать появившийся в новых чипсетах (например, все от Intel начиная с TX) стандарты DDMA (Распределенный Прямой Доступ к Памяти) и PC-PCI. Которые, как раз, и призваны аппаратно поддержать и облегчить эмуляцию DMA каналов для PCI карт.

Игроки

Creative и Ensoniq — братья на век

Известный своими полу- и полнопрофессиональными звуковыми решениями для PC Ensoniq был недавно куплен Creative Labs. За что, спросите вы. За свой Audio PCI — первое успешное PCI аудио решение, чип для недорогих и качественных PCI карт. Лидирующее положение Creative Labs было под большим вопросом — они уже много лет ничего нового не создавали, занимались лишь различными модификациями Sound Blaster AWE, карты в свое время передовой, но ныне достаточно дорогой в производстве и при этом не обладающий ни настоящим 3D звуком, ни полным дуплексом. И тут появляется первый PCI чип от Ensoniq, карты на его основе мгновенно становятся популярными и раскупаются куда как быстрее различных моделей AWE. Разработка собственного PCI решения требует слишком много времени (правда оно уже разработано и продается, но об этом далее) и поэтому Creative покупает Ensoniq и начинает продавать его разработки под свои именем. Чтобы удержатся на плаву несколько месяцев, ибо, к несчастью, еще несколько PCI чипов были тут же анонсированы различными фирмами, где под впечатлением от успехов Ensoniq, а где-то как вполне логичное эволюционное явление.

Ensoniq ES1370

Несмотря на свою популярность этот чип, по своим возможностям, скорее переходное звено ISA-PCI, нежели полноценный PCI аудио акселератор, о котором мы говорили ранее. Отсутствует аппаратное микширование цифровых потоков и аппаратные эффекты, фактически поддерживается одновременно два стерео потока на воспроизведение или один на воспроизведение и один на запись, но они работают с разными цифро-аналоговыми преобразователями. Чип не имеет встроенных ЦАП-АЦП преобразователей (кодеков), а содержит стандартный интерфейс для микросхем кодеков и микшеров. Это достаточно правильное решение, которое делает карту несколько более дорогой из-за необходимости устанавливать микросхемы кодек+микшер (или обе, по отдельности) но позволяет создавать на его базе карты с различными характеристиками. Так, например в коробочной версии плат Ensoniq Audio PCI на базе этого чипа ставились качественные и малошумящие 18 бит цифро-аналоговые преобразователи (реально работают 16 бит, но значительно уменьшается уровень шума) и обычный 16 бит кодек. В результате поддерживался 3D звук на четырех колонках и заявленное отношение сигнал/шум было 92 дб. А вот в OEM платах только один 16 бит кодек. Несмотря на распространенное мнение ES1370 не содержит Wave-Table MIDI синтезатора, и столь хорошо звучащее MIDI c возможностью выбора между 1,2,4 и 8 Мб (последний берется из Сети) банками 100% программное. Но, надо заметить, это очень качественный программный синтезатор, загружающий процессор практически на те же 15% что и драйвера аппаратных синтезаторов многих PCI карт, его единственный недостаток — прерывистый звук во время интенсивной загрузки процессора прерываниями, например при обмене с диском. А наборы инструментов, при этом, дадут фору любой PCI карте на базе S3, ESS, Trident или Aureal чипа. Чип снабжен Direct Sound драйверами, но, совершенно не способен ускорять обработку звука в играх, единственная предоставляемая им возможность — подключение 4-х колонок для поддержки Direct Sound 3D. Покупка недорогой (40$ в коробке, 29$ OEM) карты на его основе вполне имеет смысл, для любителей послушать MIDI. Достаточно добротная поддержка совместимости с DOS. Есть MIDI синтезатор для DOS, причем банки любого размера можно загружать в EMS память. Очень приличный выбор драйверов — Windows95/98/NT/NT for Alpha; DOS; Sun (SPARC).

Официальные характеристики карты Audio PCI:

  • 2,4,8 Mb банки — 128 General MIDI инструментов, 61 ударник, 128 MT-32 инструментов
  • GS набор (10 ударных наборов) в 4Mb банке
  • До 32 одновременно звучаших голосов
  • 16 MIDI каналов
  • 16-битовая запись/воспроизведение с частотой до 48 kHz (моно/стерео)
  • 16-bit A/D, 1*18-bit + 1*16-bit D/A преобразователи
  • Сигнал-шум отношение 90 дб
  • Частота пропускания аудиотракта 20Hz — 22kHz
  • Полное дуплексное функционирование
  • Совместимость с Microsoft Direct Sound 3D
  • MIDI/Joystick interface (IBM 15 pin "D" type)
  • MPC-3 совместимые TAD/CDROM разъемы
  • Поддерживает стандарты: AdLib, Sound Blaster Pro — Stereo, General MIDI, GS, MT-32, FM (эмуляция, как, впрочем, и Sound Blaster и Adlib)
  • MPC 1, 2, 3
  • Внешние разъемы: Микрофон/Линейный вход (моно/стерео)
  • Звуковые выходы (линейный уровень + наушники)
  • Joystick/MIDI интерфейс
  • Внутренние разъемы: CD Audio, вход для CD/TV, вход/выход для MODEM/TAD
  • Микшер каналов: CD/Aux, Microphone/Line, Synthesizer (MIDI)

Emu 8008

Помните, была такая микросхема Emu 8000, 32 канала Wave-Table синтезатор MIDI, еще в конце семидесятых годов разработанная для использования в синтезаторах и, позже, ставшая основой первого Wave-Table для PC-дочерней карты для Sound Blaster 16 — Wave Blaster. А потом ее стали использовать в Sound Blaster AWE 32, просто 32, AWE64 и AWE64 Gold. Вот такой чип долгожитель, до сих пор в производстве. Ну а Emu 8008 это его PCI модификация, в которую добавлена вся необходимая для интегрированного аудио решения функциональность, а попросту весь AWE32 на одном чипе. Плюс поддержка четырех колонок. Аппаратный синтез (32 канала, все как у Emu 8000, раздельная обработка эффектов), хранение банков инструментов в памяти компьютера и интерфейс со стандартным внешним AC-97 кодеком. Интересная технология обращения к памяти — через таблицу страниц, как у AGP видеокарт. По заявлениям Creative, способная значительно снизить нагрузку на шину. Но не следует забывать, что это лишь старый и добрый AWE32 адаптированный под PCI. Плата на основе Emu 8008 называется "Sound Blaster AWE64D" и не получила широкого распространения именно благодаря Ensoniq и Aureal. Рекомендуется, для покупки любителям MIDI желающим использовать известные 8, 12 и 16 Мб банки для AWE32 и AWE64 а также огромное количество отдельных инструментов и программ созданных для них за эти годы, не ограничивая себя модулями памяти устанавливаемыми на AWE32 и AWE64. Конечно, если они смогут найти эту карту в продаже, в чем я, впрочем, сильно сомневаюсь.

Декларированные характеристики:

  • 100% совместимость с Sound Blaster 16 в DOS (с использованием PC-PCI)
  • AC'97 кодек интерфейс, аппаратное ускорение для DirectSound и DirectSound 3D, программируемый процессор эффектов (Chorus, Reverberation, QSound) E-mu 3D Positional Audio
  • Поддержка банков в SoundFont формате
  • 32+32 MIDI синтез (32 аппаратных + 32 программных голоса)
  • Цифровой SPDIF выход
  • Драйвера для Windows 95/98/NT

Emu 10K1 (Emu 10001)

Как вы думаете, ради чего Creative тянул время? Покупал Ensoniq? Делал Emu 8008? Именно ради этой микросхемы, точнее ради необходимого на ее разработку времени. Это не просто аудио-решение, но настоящий процессор звука, как, например, ниже описанные Aureal Vortex 1 (8820) и Vortex 2 (8830). Микросхема способная не только обрабатывать множество звуковых потоков, но и делать это по гибкой, задаваемой извне а не жестко зашитой в железо программе. Два миллиона транзисторов и вычислительная мощность эквивалентная 1000 миллионов операций обычного процессора в секунду. Этого вполне достаточно для поддержки новой технологи 3D звука "Emu Environmental Modeling" сочетающий в себе поддержку различного числа колонок (от 2-х до 8) и обработку звука в соответствии со свойствами человеческого уха. Кроме того, эта технология поддерживает трассировку звука, т.е. расчет в реальном времени всех его взаимодействий с окружающими предметами, таких как отражения, поглощения или искажения. Эта технология станет частью последующих версий DirectSound, и, как следствие, получит широкое поддержку у различных программных продуктов. Пока, правда, более распространена технология фирмы Aureal — A3D (отсутствует трассировка звука и поддерживаются 2 или 4 колонки, тоже является расширением DirectSound), ее поддерживают около 30 довольно известных игр, и их число растет с каждым днем. Но драйвера к плате SoundBlaster Live! на основе Emu10K1 эмулирует A3D. Процессор Emu 10K1 способен обрабатывать 128 независимых каналов для ускорения DirectSound и 3D звука, содержит в себе аппаратный 64 канала Wave-Table синтезатор с 8! (обычно 2, Aureal Vortex1 — 4, профессиональная аппаратура — 6) точечной интерполяцией образца звучания инструмента. Внутри чипа вся обработка звука происходит в 32-х разрядном представлении. Поддерживается постраничная адресация памяти, как у Emu 8008, банки инструментов в стандартном для всех изделий Emu SoundFont формате. Чип имеет 6 цифровых и 8 аналоговых входов, множественный цифровой выход (8 каналов), причем все входы могут быть независимо обработаны эффектами. Полностью отсутствует какая либо совместимость с DOS приложениями (эмуляция SoundBlaster и т.д.). Единственная плата для PC на базе Emu10K1 — SoundBlaster Live! стоит 200$, еще за 99$ можно приобрести прекрасный набор из 4-ех колонок и одного Sub Woofer'a, как Вы наверное уже догадались эта карта крайне рекомендуется к покупке, тем у кого есть деньги и какая-либо ISA звуковая карта, для сохранения совместимости. Помимо всего вышесказанного: Драйвера для Windows95/98/NT, 2 стерео выхода для 4-ех колонок (48КГц 18 бит кодеки) и еще: MIDI вход/выход, SPDIF вход/выход, один многоканальный цифровой выход (например, еще на 4 колонки) расположены на дочерней карте ввода-вывода, соединяемой с платой при помощи цифрового интерфейса. В поставке 3 компакт диска с приложениями, драйверами и играми.

Aureal

Только что я расхваливал технологию 3D звука от Emu, основанную на физическом моделировании среды, но не стоит забывать, что еще 6 лет назад NASA использовали в своих тренажерах подобную, революционную тогда технологию, разработанную для них небольшой исследовательской фирмой Aureal. И вот, эта небольшая фирма стала быстро расти, придя на рынок PC со своими технологиями, ставшими реальными именно благодаря PCI звуковой революции. Технология A3D способна создавать трехмерный звук с помощью 2-х или более колонок, используя то, что они называют HRTF — функции перемещения по отношению к голове, проще говоря, тот принцип создания 3D звука, который я описал во введении. Сейчас, практически завершена разработка технологии A3D 2.0, поддерживающей трассировку звука, которая и составит в недалеком будущем конкуренцию Emu.

Aureal Vortex 1 (8820)

Самый успешный на данный момент процессор звука для PC. Он появился задолго до Emu 10K1 и на данный момент обладает самой большой поддержкой среди игр и другого программного обеспечения. Эквивалент около 300 миллионов операций процессора в секунду, 48 независимых потоков с раздельными эффектами, плавной подстройкой скорости воспроизведения и специальными фильтрами обеспечивают значительное ускорение DirectSound, DirectSound3D и A3D. Интерфейс с внешним кодеком и микшером (по стандарту AC'97). Интерполяция по 4 точкам, два генератора огибающих, хорус, реверберация и частотный фильтр на каждый канал, чипу доступна непрерывная область памяти основного компьютера, объемом 10 Мб. Драйвера отводят 32 канала для MIDI синтезатора и 16 для ускорения DirectSound. К сожалению, несмотря на очень качественное (лучше, чем у всех остальных карт) звучание отдельных инструментов MIDI, единственный 4 Мб банк звучит хуже чем у Ensoniq или AWE32 (8 Мб, Caos, например): подводят качественные но откровенно слабые ударники, плохие скрипки и странная несогласованность звучания инструментов друг с другом. Нет никакой возможности заменить этот банк, его SoundFont формат несколько нестандартен, а других банков не прилагается. Правда, драйвера поддерживают DLS (возможность загрузки банков через MIDI), но до выхода DirectMusic в DirectX 6.2 эта возможность остается лишь строчкой в руководстве, из-за отсутствия соответствующего проигрывателя MIDI. Очень заметно ускорение звука, например в Quake2. 3D звук просто потрясает, особенно в игре Unreal, да и во всех остальных поддерживающих A3D или DirectSound3D тоже. Мои знакомые очень удивлялись, когда я демонстрировал им одновременную работу двух проигрывателей XM музыкальных модулей, сводя мелодии, как это делают DJ — благодаря оригинальным драйверам любые 16 Windows-программ работающие со звуком могут быть запущены одновременно. Неплохая эмуляция SoundBlaster в DOS, все программы, которыми я пользовался шли без проблем, чего не скажешь о DOS окне в Windows, но, Wave-Table синтез MIDI, к сожалению, работает только в DOS окне. Правда это с лихвой компенсируется большим преимуществом драйверов — возможностью перенаправить MIDI из DOS окна на любое MIDI устройство Windows, например, на потрясающий программный синтезатор Soft XG-50 фирмы Yamaha (4Мб банк, 600! инструментов), качество воспроизведения MIDI которого не способны достигнуть ни Ensoniq ни AWE32 (с 8 Мб банками). Кстати, этот синтезатор загружает мой Pentium MMX 166 на 20-35% максимум, это при 128 каналах одновременно и огромным поддерживаемым им в реальном времени набором эффектов.

Параметры чипа, конечно, слабее Emu 10K1, но и ценовой диапазон совсем иной. Неплохая, в общем то карта от Pine, которая кстати, стоит у меня в машине, с Analog Devices 16 бит кодеком стоит 29$ в OEM варианте, при этом, по своим возможностям, соответствуя ценовому диапазону 50$-80$. А за 90$ можно приобрести карту Montego от Turtle Beach, с прекрасным 18 бит кодеком и 96 дб отношением сигнал/шум. Рекомендуется к покупке как игрокам, так и просто пользователям, это лучший выбор, исключая только воспроизведение MIDI. Другие параметры карты от Pine:

  • Выходы: линейный, с усилителя (2 ватта), на плате — моно для модема (раздельное управление)
  • Входы: линейный, микрофонный (выбор типа микрофона), моно с модема, 3 стерео входа на плате (для CD, Video, и т.д.), все они раздельно микшируются, полный дуплекс, 86 дб. cигнал/шум
  • Поддержка DLS
  • A3D, DirectSound, DirectSound3D (на основе A3D технологии)

Aureal Vortex 2 (8830)

Этот недавно анонсированный чип призван стать прямым конкурентом Emu 10K1, как по возможностям и параметрам, так, наверное, и по цене. Предназначенный для аппаратной поддержки A3D 2.0 процессор с мощностью эквивалентной 800 миллионам операций в секунду, 96 аппаратных потоков одновременно, поддержка более сложных HRTF и трассировки звука для A3D 2.0. Аппаратный десятиполосный стерео эквалайзер с отношением сигнал/шум 96 дб. Работа с 1,2 или 4 кодеками (от 2-х до 8 колонок), цифровой интерфейс, SPDIF выход и многое другое. Драйвера реализуют 64 канала MIDI синтезатор (до 320 программно) с поддержкой DLS, 16 A3D 2.0 или DirectSound 3D источников звука с трассировкой отражений и взаимодействий для каждого из них, аппаратную поддержку до 64 потоков для DirectSound и простых приложений Windows. Интересное новшество — аппаратная технология названая "Crosstalk cancellation", призванная убрать искажения иногда вызываемые в 3D звуке большим числом колонок. Windows 95/98/NT драйвера. И, что является важным по сравнению с SoundBlaster Live!, эмуляция SoundBlaster как в DOS, так и в DOS окне. Карты на его основе еще не производятся, но станут доступны в скором времени. Рекомендуется к покупке, конечно когда выйдет… За базовую карту с 4 Мб локальной памяти придется выложить порядка 100$, что, впрочем, не так уж и много для предоставляемых чипом возможностей и поддержки 6 колонок. Совсем скоро появится в продаже карта Diamond Monster Sound MX300 на базе Vortex 2. Более продвинутые варианты (32 Мб памяти и т.д.) будут стоить соответственно дороже, но все равно по соотношению цена/возможности карты на его основе предпочтительнее Sound Blaster Live!. Возможности те же а вот цена… Кстати, не следует торопится с SoundBlaster Live!, ведь выход Vortex 2 обязательно понизит его цену.

S3

Фирма, все время разрабатывающая чипы для недорогих (ранее и не только) видеокарт очень удивила меня своим решением выпустить PCI аудио чип. Впрочем, в провале этой инициативы, уже ничего удивительного нет, выпуск уже прекратился. А сейчас они выпускают в свет новый ускоритель 3D графики, причем вовсе не базового уровня. Интересно, что его ждет?

S3 Sonic Vibes

Полный набор аудио-функций на одном чипе, в его состав уже входят 16 бит кодек и микшер. Синтезатор MIDI, Wave-Table, 32 канала, реверберация и хорус доступны только в случае установки на карту небольшой микросхемы памяти для буфера эффектов, что в недорогих картах как правило не делается. Обрабатывает одновременно только 32 потока, в результате чего воспроизведение MIDI и ускорение DirectSound отнимают друг и друга каналы. 10 Мб системной памяти доступно для чипа, 1, 2 и 4 Мб банки инструментов самого низкого среди всех описываемых плат качества. Воспроизведение MIDI никуда не годится. Поддержка DirectSound3D отсутствует. 3D суррогат (расширитель стерео) SRS встроенный в чип. Самый шумный из всех описанных чипов. Возможна установка до 4 Мб ПЗУ для банка инструментов, но, как и следовало ожидать, никто из производителей ей не воспользовался. Один стерео выход и пять микшируемых стерео входов. Эмуляция SoundBlaster для DOS, но только на платах поддерживающих DDMA. Единственное преимущество — аппаратный перехват данных из MIDI порта MPU-401, дающий возможность направить их драйверу синтезатора MIDI. Из карт на его основе можно выделить добротную и неоправданно дорогую ($50) Daytona PCI от фирмы Turtle Beach. К покупке не рекомендуется вообще, обычная цена карты на его основе 20$-23$ и, доплатив всего 5$, можно купить стоящую карту на базе Vortex 1.

ESS

Хорошо известный по недорогим ISA звуковым картам производитель чипов полностью переориентировался на PCI рынок, выпустив целый набор неплохих и недорогих PCI аудио решений.

ESS Solo 1

Ничем не примечательный чип — полное аудио решение без какой либо акселерации. Единственное отличие от прежних продуктов ESS — шина PCI. Нет поддержки множественных потоков, нет аппаратного синтезатора MIDI, да и вообще ничего нет. Шумный встроенный 16 бит кодек. Поддержка DDMA и PC-PCI для эмуляции Sound Blaster. Покупка карты на его основе абсолютно противопоказана, лучше взять безымянную ISA карту, на чипе Yamaha OPL3-SA2 или SA3 — 10$, хороший кодек и никаких проблем с совместимостью для DOS.

ESS Maestro 1, 2, 2M

Очень неплохие аудио акселераторы от ESS. Синтезатор MIDI, 64 канала с раздельными эффектами, реверберация, хорус, фланджер, эхо, Spatialazer 3D суррогат и даже частотный фильтр. Синтезатору доступно до 8 мегабайт памяти компьютера, поддерживается локальное ОЗУ или ПЗУ (тоже до 8 Мб) и специальное ОЗУ для качественной реверберации. В добавление к 64 каналам синтезатора есть аппаратная поддержка 32-х независимых аудио потоков с аппаратным микшированием для ускорения DirectSound. Причем Maestro 2 и 2M имеют два интерфейса для AC'97 кодеков и поддерживают DirectSound 3D на 4-ех колонках. Драйвера всех чипов Maestro для DirectSound3D реализуют также похожую на A3D HRTF технологию, но, в отличии от Aureal Vortex, практически без аппаратного ускорения. Есть поддержка эмуляции SoundBlaster, как с помощью DDMA и PC-PCI, так и без них. Чип имеет несколько приятных дополнений, таких как интерфейсы I2C и ZoomedVideo аудио разъем. Но вероятность их практического использования близка нулю. Типичная карта на основе Maestro-1 — Asus 3D Xplorer AXP201, имеет кроватки для микросхемы 2 Мб ОЗУ инструментов и четырех микросхем по 32 Кб SRAM ревербератора, присутствие которых с моей точки зрения не имеет никакого смысла. Во первых, сложно достать микросхему 2Мб SOJ, а во вторых, зачем она собственно говоря нужна, если можно отвести до 8 Мб основной памяти под инструменты. А SRAM 32к в SOJ исполнении редкость еще большая. Звучание 4Мб MIDI банка довольно сносное, не лучше и не хуже Vortex, но хуже описанного ниже Trident 4D Wave. Драйвера для Windows 95/98/NT, при этом NT драйвера не поддерживают MIDI синтезатор, что довольно странно. К тому же эта карта немного шумна (в смысле менее ISA карт ESS но более нормальной PCI карты), вероятно из-за установленного на нее AC'97 кодека ESS. Цена порядка 40$, вполне нормальна для коробочного продукта от ASUS, но вот уровень шума слегка пугает. Зато новая карта на базе Maestro-2 от Diamond — Sonic Impact PCI радует низким уровнем шума и поддержкой 4-ех колонок. Подводя итог можно сказать: эти чипы чем-то лучше, чем Aureal Vortex 1, чем-то хуже, но при этом не следует забывать, что они не поддерживают A3D. Рекомендуется к покупке как альтернатива Aureal Vortex 1.

ESS AGOGO XP

Все, что можно сказать об этом чипе — это странная вариация на тему Maestro-2, без поддержки 3D звука и 2-х кодеков, но с собственным контроллером шины PCI! Плата на его основе может быть использована как расширитель PCI 2.1, с возможностью подсоединения до 4-ех PCI мастер устройств, располагаемых, например, на той же карте, что и чип. Декодеры DVD, 3D звуковые процессоры, DSP и модемы интегрированные со звуковой картой могут быть основаны на этом новом чипе.

Trident

Никогда ранее эта компания не делала аудио чипов и вдруг… Как и следовало ожидать, ничего хорошего.

Trident 4D Wave

Чип класса ESS Maestro, 64 аппаратно микшируемых потока, распределяются между MIDI синтезатором и аппаратным ускорением DirectSound. DirectSound3D не ускоряется, но поддерживается, более того, есть программная эмуляция A3D, впрочем, абсолютно не работоспособная. Эффекты на каждом канале: реверберация, хорус и 3D суррогат QSound. Реализация эффектов неудовлетворительная — достаточно шумная. Предлагаются на выбор 1, 1.5, 2 и 6 Мб банки, причем с последним MIDI звучит лучше, чем у Aureal Vortex 1 или ESS Maestro, но даже не на уровне Ensoniq и, тем более, Yamaha (см. далее) и более дорогого SoundBlaster Live!. Поддерживаются GM и GS, MIDI синтезатор совместим с DLS 1.0 спецификацией. Эмуляция Sound Blaster с помощью DDMA как в DOS так и в DOS окне. Странные проблемы с эмуляцией на Pentium II системах. Цены на уровне карт с ESS Maestro. Не рекомендуется к покупке, из-за проблем с драйверами и совместимостью.

Cirrus Logic

Аудио продукция под маркой Crystal — в действительности дело рук этой фирмы.

СS 4610, 4611, 4614, 4622 4624

Новые, очень многообещающие чипы, карт на их базе пока нет, и поэтому я ограничусь официальными характеристиками, не сравнивая их с остальными героями. Все они базируются на новом DSP с гибкой архитектурой (перепрограммируемая обработка потоков), поддерживают шину PCI, 96 потоков одновременно. Аппаратное ускорение DirectSound, HRTF 3D звук, подобный A3D, с аппаратным ускорением для DirectSound3D. MIDI синтезатор с банками в памяти компьютера, на 64 канала, как всегда аппаратный, на базе все тех же потоков. У моделей 4610, 4614, 4622 есть аппаратное декодирование MPEG3, у всех — Dolby Surround AC3 звуковых потоков, у 4622 и 4624 два интерфейса с AС'97 кодеками и цифровой интерфейс SPDIF/AC3 SPDIF. У остальных один интерфейс с кодеком и специальный цифровой интерфейс для расширения выхода до 6 каналов. Это достаточно мощно — 6 колонок и аппаратный звук Dolby Surround. У всех кроме 4610 и 4611 есть поддержка DDMA и PC-PCI для эмуляции SoundBlaster. 4622 и 4624 имеют высококачественные Sample Rate конверторы (>90 дб. сигнал/шум). Еще много других вкусностей, но вот вопрос, на каких из этих чипов будут делать звуковые карты и вообще, будут ли? Время покажет.

Yamaha

Во всем, что касается звука вообще, и воспроизведения MIDI в частности, эта фирма дока. А как с PCI звуком? Нет, скажете вы, Yamaha еще не продает ничего для PCI. Еще вчера это была чистейшая правда, но сегодня дело обстоит совсем иначе. Вспомнив, насколько хороши были дешевые ISA звуковые карты, на базе чипов серии OPL3-SA, (для своего ценового диапазона, разумеется) или аппаратные синтезаторы MIDI серии 50XG (дочерняя карта DB50XG, плата SW60XG, внешний модуль MU10) можно предположить, что флагман этой фирмы для шины PCI будет не менее удачен. И ничуть при этом не ошибиться…

Yamaha DS-1 (YMF724)

Вы, наверное слышали, как звучит MIDI в исполнении отличного программного синтезатора Yamaha Soft XG50. Если нет, то описать словами это достаточно сложно, скажу только, что играет оно значительно лучше, чем на AWE и, тем более, Ensoniq с 8 Мб банками. Расширение стандарта MIDI созданное Yamaha и названное XG MIDI, которому соответствуют сейчас все синтезаторы этой фирмы, позволяет использовать около 600 (как минимум, часто более) различных инструментов, 40 наборов ударников и, что самое главное, огромное количество эффектов, начиная с класической реверберации и заканчивая сложными частотными фильтрами или дисторшен. Также, можно регулировать недоступные в случае обычного GM MIDI синтезатора параметры инструментов. Существует довольно популярная у любителей дочерняя карта Yamaha DB50XG — 100% аппаратная версия вышеупомянутой программы. Ее звучание практически не отличается от программы, оно лишь чуть более филигранное и чистое. И, между прочим, размер банка у этих синтезаторов всего 2 Мб. Это на 670 инструментов! Но благодаря отличным алгоритмам синтеза и профессиональной согласованности образцов инструментов любая мелодия звучит так, словно она специально написана для этой карты, в отличии от всех остальных героев этой статьи, для которых всегда найдется "неродной" по звучанию MIDI файл. Одно слово — опыт создания одних из самых лучших синтезаторов. Так вот, к чему это я. Представьте себе PCI звуковое решение, со встроенным синтезатором подобного качества (правда не на 32 канала, как у DB50XG, а на 64) хранящем, разумеется, банки в памяти компьютера. А еще выбор из 40 с лишним эффектов для каждого канала, аппаратное ускорение DirectSound, настоящий 3D звук на двух колонках, по методу аналогичному A3D. Поддержка DLS для MIDI синтезатора. И, даже, аппаратный эффект эха для микрофонного входа — вдруг вы решите использовать эту карту как аппарат для караоке. В общем мечта, Vortex1 + DB50XG в одном флаконе. Четыре независимо микшируемых стерео входа, один стерео выход, один моно вход и один выход для модема. AC'97 кодек интерфейс. Драйвера для Windows95/98/NT, эмуляция SoundBlaster с помощью DDMA или PC-PCI. Карта на его основе — Yamaha WaveForce WF192, к ней прилагается несколько демо-версий игр, набор полезных утилит и вышеупомянутый Soft XG50, для тех, кому не хватает 64-ех аппаратных голосов и хочется добавить еще 128 не менее качественных программных. Еще в комплекте идет просто профессиональная вещь - одноголосый программный синтезатор акустических инструментов (Основанный не на Wave-Table принципе, а на математической модели). Эта штука требует Pentium II, но звучит непередаваемо красиво. Например, ей можно сыграть яркое соло или вокальную партию, если вы слышали саундтрек из фильма "Титаник", обратите внимание на интересную и необычную флейту, партия которой проходящую через многие мелодии. Вот так и звучит эта штука. 16 бит кодек, но очень качественный (сигнал/шум порядка 90 дб) также являются полноценным содержимым коробки. Уже существует карта на базе этого чипа от другого производителя — Miss Melody Samba Tornado. Рекомендуется для тех, кто не только играет, но и слушает музыку. И особенно — для тех, кто ее пишет.

Итоги

Для игр и мультимедия программ:

  1. Sound Blaster Live! или карта на базе Vortex 2 (для гурманов, если есть деньги)
  2. Vortex 1 (лучший выбор)
  3. Yamaha WF192
  4. Trident, ESS и все остальные

Для музыки (и MIDI из игр в том числе):

  1. Yamaha WF192
  2. Sound Blaster Live! или (может быть) Vortex2
  3. Ensoniq или Vortex2
  4. Vortex1, ESS, Trident и все остальные

Переход на PCI можно считать состоявшимся. Вместе с PCI пришли новые цены и новые возможности, первые поменьше вторые побольше чем раньше. Аппаратное ускорение DirectSound присутствует практически везде, да и настоящий 3D звук тоже не редкость. С аппаратным его ускорением, правда дело обстоит несколько хуже. У большинства карт наблюдается проблема со сменой банков, их не на что менять. Те, которые идут в стандартной поставке не всегда удовлетворительны, очень многие производители используют закрытые форматы банков без какой либо альтернативы. Будем ждать появления DirectMusic в составе DirectX 6.2 и вместе с ним возможности загрузки DLS банков. Если вы собрались купить SoundBlaster Live! не торопитесь, подождите выхода Vortex 2 и тогда выберете, что вам больше по душе. Если вы не знаете, что купить — купите карту на базе Vortex 1.