Практические наблюдения о PCI звуковых платах

 

Итак, воодушевленный оптимистической страничкой "Звуковые карты на шине PCI" я решил, что дальше я буду жить только с PCI картами.

Получив зарплату, я сразу кинулся в ближайшую фирму и приобрел Ensoniq AudioPCI за $42.00 (действие происходит в городе Ульяновск).

Здесь я хочу сделать небольшое отступление. У меня на машине уже два года стоит звуковая карточка Gravis UltraSound PnP (эта плата имеет тот самый чип Interwave, который может поддерживать 16 Мб на борту, реально сделано на 8 Мб). Появилась эта плата у меня почти сразу же, после того как ее анонсировала фирма-производитель. Продолжительное время я читал в ньюсах флейм насчет GUS и AWE, но до сих пор не понял, какая плата лучше. Лично мне она очень нравится. Но постепенно все устаревает, да к тому же, природа человечья ищет новизны. Плюс ко всему, замучила постоянная борьба с кривыми играми, на предмет попытки услышать в них звук.

Однако, вернемся к главной теме. Установка новой звуковой карты не вызвала никаких проблем, инсталяционная программа сделала все, чтобы не вызывать беспокойств у пользователя. Основаная информация уже присутствует на вышеуказанной страничке, отмечу некоторые факты.

  • Карта под ДОС играми может эмулировать Ensoniq SoundScape, причем качество звука выше, чем при эмулировании Sound Blaster Pro.
  • Качество эмулирования хорошее, однако, иногда во время обращения к вичестеру начинает заикаться звук (наподобие того, как дергается изображение в играх при нехватке ресурсов компьютера).
  • Карта имеет поддержку 3D звука, настроить это можно для наушников, двух или четырех динамиков. Четыре динамика подключаются только в Retail версии. А вообще, поддержка 3D сделана более-менее нормально.
  • Для совместимости с Sound Blaster Pro карта использует те же ресурсы, что и в случае с ISA платами. Поэтому, информация о использовании меньшего количества ресурсов не совсем верна.
  • Большой плюс, что карта может использовать под Win'95 IRQ7, который отводится для LPT порта, т.е. принтера.
  • Всего же у меня были задействованы следующие ресурсы: IRQ7, IRQ11, DMA1 и куча адресов, в том числе 220h и 330h. У GUS PnP на два DMA больше и адресов поменьше.
  • Уровень шума оказался не таким уж и малым, как я ожидал, не меньше, чем у GUS PnP. Я использовал 25 Вт усилитель. Причем шум сконцентрирован где-то в средних частотах, но это не важно, шум есть шум.
  • Wavetable MIDI-синтез (а другого, на самом деле, и нет) оказался полным отстоем, т.е. никуда не годящимся. Эта карта даже рядом не валялась с "гусем". Даже с 8 Мб патчем звук проигрывался хуже, чем GUS PnP со встроенными в ROM патчами.
  • Патчи у Ensoniq трех размеров: 2, 4 и 8 Мб. Причем, при переходе к большему объему, чувствовалась лишь более сильная концентрация звуковых частот в области выше среднего.
  • Поскольку патчи грузятся во время игры из системной памяти, то установка 8 Мб набора не рекомендуется пользователям, имеющим оперативной памяти в компьютере меньше 16 Мб.
  • Загрузка патча начинает занимать существенное время. Например, при 16 Мб патче -- от 8 до 15 секунд. С 4 Мб патчем чуть получше. А использовать 2 Мб патч совсем не рекомендую, поскольку лучше слушать на Ямаховском плеере S-YG20, чем портить слух! Да, все патчи я взял с родного AudioPCI сайта.

Итак, удрученный фактом плохого проигрывания звука, я денек поправлял свой слух, испорченный пиликанием этой платки и решил сходить в ту же фирму, где обменял ее на другую PCI плату — S3 Sonic Vibes.

Тут начались новые муки. Отмечу некоторые факты.

  • Задействование системных ресурсов такое же, как и у AudioPCI.
  • Инсталяция платы происходила также гладко, как и AudioPCI, отличие было в том, что при установке ПО было отмечено, что для DOS драйвера можно установить только в том случае, если имеется DDMA.
  • Что меня поразило так это уровеь шума! Некоторые, совсем дешевые карты меньше шумят. Ох уж этот среднечастотный шум! Причем уровень шума едва меняется от положения регуляторов микшера. При максимальном усилении лишь немного добавляется высокочастоный шум и какое-то характерное звучание.
  • Midi может проигрываться, как FM синтез или, как Wavetable.
  • Для загрузки патчей может выделяться 1, 2, 4 или 8 Мб оперативной памяти, дополнительно существует система динамической дозагрузки патчей. При этом выделяетя 0, 512 кб, 1, 4 Мб и, задаваемое вручную значение, до 5 Мб.
  • Качество патчей хорошее. Хотя, до GUS PnP все равно не дотягивает.
  • Имеется поддержка 3D звука. Качество на уровне AudioPCI.
  • Эмуляция в DOS играх без DDMA неудовлетворительна, как-будто звук с реверберацией. Поскольку у меня DDMA нет, ничего более сказать не могу.

Вывод

По моему мнению, торопиться переходить на PCI-карты без памяти на борту рановато. И центральный процессор дополнительно загружен, и память оперативная тратится. В общем, "гуся" своего продавать я передумал.

 

10 февраля 1998 Г.

Another thinks about PCI Audio boards

Практические наблюдения о PCI звуковых платах

 

Итак, воодушевленный оптимистической страничкой "Звуковые карты на шине PCI" я решил, что дальше я буду жить только с PCI картами.

Получив зарплату, я сразу кинулся в ближайшую фирму и приобрел Ensoniq AudioPCI за $42.00 (действие происходит в городе Ульяновск).

Здесь я хочу сделать небольшое отступление. У меня на машине уже два года стоит звуковая карточка Gravis UltraSound PnP (эта плата имеет тот самый чип Interwave, который может поддерживать 16 Мб на борту, реально сделано на 8 Мб). Появилась эта плата у меня почти сразу же, после того как ее анонсировала фирма-производитель. Продолжительное время я читал в ньюсах флейм насчет GUS и AWE, но до сих пор не понял, какая плата лучше. Лично мне она очень нравится. Но постепенно все устаревает, да к тому же, природа человечья ищет новизны. Плюс ко всему, замучила постоянная борьба с кривыми играми, на предмет попытки услышать в них звук.

Однако, вернемся к главной теме. Установка новой звуковой карты не вызвала никаких проблем, инсталяционная программа сделала все, чтобы не вызывать беспокойств у пользователя. Основаная информация уже присутствует на вышеуказанной страничке, отмечу некоторые факты.

  • Карта под ДОС играми может эмулировать Ensoniq SoundScape, причем качество звука выше, чем при эмулировании Sound Blaster Pro.
  • Качество эмулирования хорошее, однако, иногда во время обращения к вичестеру начинает заикаться звук (наподобие того, как дергается изображение в играх при нехватке ресурсов компьютера).
  • Карта имеет поддержку 3D звука, настроить это можно для наушников, двух или четырех динамиков. Четыре динамика подключаются только в Retail версии. А вообще, поддержка 3D сделана более-менее нормально.
  • Для совместимости с Sound Blaster Pro карта использует те же ресурсы, что и в случае с ISA платами. Поэтому, информация о использовании меньшего количества ресурсов не совсем верна.
  • Большой плюс, что карта может использовать под Win'95 IRQ7, который отводится для LPT порта, т.е. принтера.
  • Всего же у меня были задействованы следующие ресурсы: IRQ7, IRQ11, DMA1 и куча адресов, в том числе 220h и 330h. У GUS PnP на два DMA больше и адресов поменьше.
  • Уровень шума оказался не таким уж и малым, как я ожидал, не меньше, чем у GUS PnP. Я использовал 25 Вт усилитель. Причем шум сконцентрирован где-то в средних частотах, но это не важно, шум есть шум.
  • Wavetable MIDI-синтез (а другого, на самом деле, и нет) оказался полным отстоем, т.е. никуда не годящимся. Эта карта даже рядом не валялась с "гусем". Даже с 8 Мб патчем звук проигрывался хуже, чем GUS PnP со встроенными в ROM патчами.
  • Патчи у Ensoniq трех размеров: 2, 4 и 8 Мб. Причем, при переходе к большему объему, чувствовалась лишь более сильная концентрация звуковых частот в области выше среднего.
  • Поскольку патчи грузятся во время игры из системной памяти, то установка 8 Мб набора не рекомендуется пользователям, имеющим оперативной памяти в компьютере меньше 16 Мб.
  • Загрузка патча начинает занимать существенное время. Например, при 16 Мб патче -- от 8 до 15 секунд. С 4 Мб патчем чуть получше. А использовать 2 Мб патч совсем не рекомендую, поскольку лучше слушать на Ямаховском плеере S-YG20, чем портить слух! Да, все патчи я взял с родного AudioPCI сайта.

Итак, удрученный фактом плохого проигрывания звука, я денек поправлял свой слух, испорченный пиликанием этой платки и решил сходить в ту же фирму, где обменял ее на другую PCI плату — S3 Sonic Vibes.

Тут начались новые муки. Отмечу некоторые факты.

  • Задействование системных ресурсов такое же, как и у AudioPCI.
  • Инсталяция платы происходила также гладко, как и AudioPCI, отличие было в том, что при установке ПО было отмечено, что для DOS драйвера можно установить только в том случае, если имеется DDMA.
  • Что меня поразило так это уровеь шума! Некоторые, совсем дешевые карты меньше шумят. Ох уж этот среднечастотный шум! Причем уровень шума едва меняется от положения регуляторов микшера. При максимальном усилении лишь немного добавляется высокочастоный шум и какое-то характерное звучание.
  • Midi может проигрываться, как FM синтез или, как Wavetable.
  • Для загрузки патчей может выделяться 1, 2, 4 или 8 Мб оперативной памяти, дополнительно существует система динамической дозагрузки патчей. При этом выделяетя 0, 512 кб, 1, 4 Мб и, задаваемое вручную значение, до 5 Мб.
  • Качество патчей хорошее. Хотя, до GUS PnP все равно не дотягивает.
  • Имеется поддержка 3D звука. Качество на уровне AudioPCI.
  • Эмуляция в DOS играх без DDMA неудовлетворительна, как-будто звук с реверберацией. Поскольку у меня DDMA нет, ничего более сказать не могу.

Вывод

По моему мнению, торопиться переходить на PCI-карты без памяти на борту рановато. И центральный процессор дополнительно загружен, и память оперативная тратится. В общем, "гуся" своего продавать я передумал.