Ian Gillan: Gillan's Inn (Dualdisc)


 

     
  Лейбл: Immergent
  Дата оригинального релиза: 18 апреля 2006 года
     
     

Поразительно, сколько самых разнообразных музыкальных проектов породили участники (настоящие и бывшие) Deep Purple. Это и группы Ричи Блэкмора Rainbow и Blackmore’s Night, и коллектив Ковердэйла Whitesnake, и сольные работы Джона Лорда, Роджера Гловера и Джо Сатриани… И, конечно, нельзя не сказать о сольной карьере фронтмена классического второго состава Deep Purple Яна Гиллана, а ныне неоспоримого лидера восьмого состава.

Как известно, после записи великого «диппепловского» альбома Machine Head и концертного турне в его поддержку (кульминацией которого стало выступление в Японии, выпущенное затем на CD под названием Made in Japan) Гиллан покинул Deep Purple по причине сильных разногласий с Ричи Блэкмором, который к тому моменту стал безусловным лидером группы. Дав себе небольшую передышку, Гиллан собрал коллектив с говорящим названием Ian Gillan’s Band и выпустил пластинку с не менее говорящим названием Child in Time (1976). Вскоре группа, не оправдавшая ожиданий, была распущена, а Гиллан занялся творческой деятельностью. В 1984 году Deep Purple воссоединились в классическом составе, причем по инициативе Гиллана. Но уже в 1989 году ему пришлось покинуть группу, причем опять из-за Блэкмора. Однако приглашенный на место Гиллана вокалист Rainbow Джо Линн Тернер не удовлетворил ожиданий, а потому музыканты и менеджмент группы настояли на возвращении Гиллана (вопреки протестам Ричи). Второй реюнион состоялся в 1992 году, но уже через год из Deep Purple навсегда уходит Блэкмор — разногласия двух музыкантов стали непреодолимыми. С тех пор «пурпурные» сменили еще несколько составов, но Гиллан группу больше не покидал. Что, впрочем, не мешало ему периодически записывать сольные альбомы. В октябре прошлого года была выпущена очередная работа Deep Purple, а теперь подоспел и сольник Гиллана. Выход альбома Gillan’s Inn приурочен к сорокалетию творческой деятельности Иэна Гиллана.

По сути, новый альбом представляет собой ретроспективу творческой карьеры Гиллана — здесь представлены и кавер-версии Deep Purple, и песни из сольных работ Гиллана, и даже один трек из творческого наследия Black Sabbath (напомним, что Гиллан записал с ними в 1983 году альбом Born Again). Кроме того, на альбоме есть и один новый трек.

Все номера исполнены Гилланом в сопровождении целого созвездия музыкантов, в числе которых все действующие музыканты Deep Purple (Роджер Гловер, Ян Пэйс, Стив Морс и Дон Эйри), основатель группы клавишник Джон Лорд. А также один из самых знаменитых гитаристов современности Джо Сатриани (также состоявший некоторое время в Deep Purple), экс-вокалист Black Sabbath и Rainbow Ронни Джеймс Дио и многие другие. Продюссировал альбом легендарный звукорежиссер Ник Благона, работавший с Deep Purple, Nazareth, King Crimson, Chicago и целым рядом известных коллективов.

Давайте подробнее рассмотрим трек-лист альбома.

1. Unchain Your Brain (03:19)
Альбом открывает ураганный спид-металлический трек с сольного диска Гиллана Glory Road (1980). Компанию Яну в новой записи составили Джо Сатриани (гитара) и Дон Эйри (клавишные). Сумасшедшие гитарные запилы удачно оттеняют голос Гиллана, но здесь ничего необычного нет, а соло Дона Эйри в середине песни куда более оригинально: проигрыш Hammond-органа начинается с пафосных аккордов, а заканчивается развеселыми блюзовыми пассажиками. Очаровательно!

2. Bluesy Blue Sea (04:27)
В качестве guest star здесь играет гитарист Iron Maiden Джаник Джерс– он же играл и на оригинальной записи с сольного альбома Гиллана Magic (1982). Приглашение Джерса не случайно, ведь музыка песни — самый что ни на есть брутальный хэви-металл. В куплетах Гиллан скорее говорит, а не поет, зато в припеве его голос звучит довольно мощно. В целом трек очень эффектный и, я бы сказал, по-настоящему «крутой».

3. Day Late and a Dollar Short (05:12)
Песню с последнего (до Gillan’s Inn) сольного альбома здесь исполняют экс-гитарист Scorpions Ули Джон Рот и экс-вокалист Black Sabbath Ронни Джеймс Дио (ну и Гиллан, понятное дело). Трек получился довольно мрачный, не в последнюю очередь благодаря голосу Дио. Но никаких откровений здесь нет — стандартная «металлическая» работа.

4. Hang Me Out To Dry (03:59)
И опять Гиллану аккомпанируют Сатриани и Эйри. Звучание песни с сольника 1992 года Toolbox хоть и довольно тяжелое, но, тем не менее, заводное и оптимистичное. Впрочем, это явно не самый яркий и запоминающийся трек на диске, выделяющийся разве что как всегда блестящим соло Джо Сатриани.

5. Men Of War (04:38)
Довольно своеобразное вступление (здесь солирует гитарист современного состава Deep Purple Стив Морс) сменяется стандартным и мало запоминающимся «тяжеляком». Радует только то, что музыка вступления несколько раз возвращается. Но все равно остается непонятным, зачем в сборник лучшего материала надо было включать эту проходную песню из сольного альбома Гиллана Double Trouble (1981).

6. When a Blind Man Cries (04:21)
Зато на смену Men Of War приходит великая «диппепловская» блюзовая баллада When a Blind Man Cries, впервые выпущенная в качестве би-сайда на сингле Never Before к легендарному альбому Machine Head, но с тех пор неоднократно исполнявшаяся «вживую» и ставшая одной из «визитных карточек» коллектива. И, пожалуй, именно этот трек является жемчужиной Gillan’s Inn. В качестве гитариста здесь выступил знаменитый слепой гитарист Джефф Хили. Его своеобразная техника игры (стратокастер лежит на коленях, а музыкант играет на нем, как на клавишных) принесла ему славу одного из самых ярких блюзовых гитаристов современности. На предложение Гиллана сыграть именно в этой песне Хили ответил согласием, добавив, что ему импонирует ирония, которая заложена в тексте песни. А партию клавишных исполнил Джон Лорд собственной персоной. При этом новая версия бессмертного хита довольно сильно отличается от оригинала. И, прежде всего, именно за счет виртуозного соло Хили (вместо флегматичного неторопливого проигрыша Ричи Блэкмора) и заметно увеличенной роли клавишных — Джон Лорд предстал здесь во всей красе!

7. Sugar Plum (04:54)
И еще один номер с Dreamcatcher (1998). В качестве «гостей» — опять коллеги по Deep Purple: бас-гитарист Роджер Гловер, клавишник Дон Эйри и ударник Ян Пэйс. Неплохая песня, но не более того. Продемонстрировать свои умения музыкантам Deep Purple здесь явно негде.

8. Trashed (04:07)
А злая и колючая Trashed, наоборот, является одним из самых ярких номеров альбома. В числе гостевых музыкантов по-прежнему Гловер и Пэйс, а также гитарист Black Sabbath Тони Йомми. Именно он был одним из соавторов песни (наряду с Гилланом), которая вошла в совместный альбом Black Sabbath и Яна Гиллана Born Again. Мощные драйвовые припевы, стремительные гитарные соло, безостановочный ритм — все вместе делает трек очень эффектной и запоминающейся работой.

9. No Worries (05:02)
При записи единственного нового трека Гиллан обошелся без приглашенных звезд. Компанию певцу здесь (как и в большинстве других песен альбома) составили гитарист Майкл Ли Джексон, бас-гитарист Родни Эпплби и ударник Джерри Огустиняк. Что же до самой музыки, то она производит довольно приятное впечатление. Ироничное звучание губной гармошки во вступлении и проигрышах, а также очаровательный припев с изящным ритмом ударных позволяют закрыть глаза на довольно-таки вторичную мелодию куплетов, местами сильно смахивающую на Lazy из Machine Head.

10. Smoke On The Water (05:48)
Вполне естественно, что на таком сборнике просто не могло обойтись без главного хард-рокового гимна всех времен и народов. Разумеется, саму песню иначе как великой не назовешь — это классика, абсолютная и непреложная. Так что даже не в самом лучшем исполнении она производит огромное впечатление. И хотя в данном случае говорить о плохом исполнении не приходится, все-таки за инструментами музыканты Deep Purple Mk7 в полном составе (Гиллан, Морс, Лорд, Гловер и Пэйс), однако выдающейся эту запись тоже не назовешь. Оригинальное исполнение (на альбоме Machine Head) по-прежнему остается непревзойденным. Помимо чисто исторического значения (воссоединение в студии седьмого состава, пусть и кратковременное) этот трек примечателен разве что неплохим соло Стива Морса. Хотя коронный гитарный рифф песни у него все равно получается менее ярко, чем у Ричи. Да и без женского бэк-вокала на припеве можно было обойтись.

11. No Laughing In Heaven (04:33)
Самый оптимистичный трек на альбоме. Песня из Double Trouble исполняется Гилланом, Гловером, Пэйсом и Эйри с изрядной долей иронии. Правда, голос Гиллана звучит уж слишком визгливо, но в целом звучание номера оставляет приятное впечатление.

12. Speed King (03:48)
Классический хит Deep Purple с альбома In Rock продолжает линию предыдущего трека — это скоростной и заводной номер с виртуозными соло Джо Сатриани и Дона Эйри.

13. Loving On Borrowed Time (05:37)
Песня из сольного альбома Гиллана Naked Thunder (1997). Оригинал звучал слишком экстравагантно и непривычно, здесь же саунд приближен к остальным номерам Gillan’s Inn. Трек начинается как нежная лирическая баллада, и также заканчивается, но в середине звучание разрастается и приобретает почти гимническое звучание.

14. I’ll Be Your Baby Tonight (03:03)
Завершается альбом кавер-версией песни Боба Дилана, которая почему-то названа на обложке диска бонус-треком (что же это за бонус-трек, который включают в первое же издание альбома, да еще и на CD-сторону?). Видимо, тем самым хотели подчеркнуть, что эта песня стилистически довольно сильно выбивается из альбома. Но, тем не менее, номер представляет немалый интерес — Ян здесь поет дуэтом с фронтменом Def Leppard Джо Эллиотом.

На DVD-стороне представлен также трек Demon’s Eye, который звучит между No Worries и Smoke On The Water.

Общие впечатления от альбома

Новая работа Яна Гиллана оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, сразу видно, что это чисто коммерческая работа, сделанная в перерыве между концертами и записями Deep Purple. На диске всего лишь одна новая песня. Все остальное — кавер-версии, в большинстве своем минимально отличающиеся от оригиналов. Зато для пущей убедительности Гиллан созвал в студию своих многочисленных «звездных» друзей, которые получили возможность блеснуть мастерством, при этом, не затмевая главную «звезду». С другой стороны, слабых песен на диске практически нет (я уж не говорю про хиты Deep Purple!), а исполнено все на высшем уровне, к тому же сам Гиллан находится в очень неплохой форме. Правда, вокал Яна в последнее время заметно подсел и даже приобрел легкий оттенок гнусавости и визгливости (хоть убейте, но голос «современного» Гиллана временами безумно мне напоминает Михаила Боярского), однако превосходная техника осталась, да и фирменный фальцет порой прорывается (хотя отсутствие как на альбоме, так и в последних концертах Deep Purple бессмертной Child in Time наводит на грустные мысли). Gillan’s Inn можно порекомендовать в первую очередь искушенным фэнам Deep Purple, которые будут готовы к тому, что Гиллан сейчас звучит явно не как на In Rock или Machine Head, но зато смогут по достоинству оценить участие Джона Лорда и Джо Сатриани в записи, а также почувствовать разницу между инструментальными проигрышами в старых и новых версиях Smoke On The Water и When a Blind Man Cries.



Издание

Диск упакован в стандартный CD-jewel-case (стекло). Буклет представляет собой сложенный вчетверо мини-постер, на внутренней стороне которого фотография Яна Гиллана, а на внешней — собственно обложка, список треков и исполнителей, credits и фотографии.



На данный момент существует только одно издание альбома — на DualDisc. Что довольно необычно, ведь, как правило, наряду с Limited Edition на DualDisc выпускается стандартная версия на CD — именно так было с недавними альбомами Эрика Клэптона и Бон Джови. Но менеджмент Гиллана предпочел сразу выпустить DualDisc, причем по цене стандартного CD, что похвально. Что же такое этот самый DualDisc?

Как видно из названия, это двойной (то есть двухсторонний) диск, одна сторона которого представляет собой стандартный Audio CD, а другая — DVD.

Теперь немного истории.
Когда был разработан диск DVD и утвержден стандарт DVD-Video, то довольно быстро появилась проблема: длинные фильмы попросту не влезали на однослойный DVD5, емкость которого составляет 4,7 гигабайт (здесь и далее GB = 1000 MB). Поэтому были разработаны двухсторонние диски (DVD10), обе стороны содержали DVD-контент и соответствовали по емкости стандартному однослойному DVD. Таким образом, на один двухсторонний диск можно было записать до 9,4 гигабайт информации. Теперь можно было не экономить на качестве фильма, а вдобавок к фильму записать какие-нибудь дополнительные материалы. Кроме того, в Америке часто записывали на один диск две версии фильма — широкоэкранную (16:9) и полноэкранную (4:3). На заре эры DVD это было довольно актуально, так как у многих еще оставались маленькие телевизоры со стандартным соотношением сторон, а смотреть фильм через узкую щель (именно так выглядит изображение 2,35:1 на экране 1,33:1) не все любят. Но наряду с достоинствами двухсторонние диски имели очевидные недостатки: во-первых, такой диск изнашивался и покрывался царапинами гораздо быстрее, чем односторонние собратья, а во-вторых, необходимость переворачивать диск посередине фильма изрядно раздражала. Поэтому вскоре на смену DVD10 пришли DVD9 — двухслойные диски, емкость которых немного меньше (8,5 против 9,4 GB), но удобство в использовании куда больше. Неудивительно, что «девятки» довольно быстро вытеснили двухсторонние диски.

Необходимость в записи двух версий одного фильма тоже вскоре отпала, так как большинство киноманов обзавелось широкоэкранными телевизорами (хотя некоторые фильмы до сих пор выпускаются в двух версиях, но только уже на отдельных дисках, чтобы покупатель мог выбрать). Правда, двухсторонние диски очень полюбились пиратам (которые стали записывать на них сборники типа «2 в 1»), но это уже выходит за рамки нашей темы. Лицензионный же рынок практически перестал пополняться двухсторонними DVD, хотя были попытки делать одну или даже две стороны диска двухслойными (DVD14 и DVD18 соответственно). Впрочем, из-за скептического отношения пользователей и дороговизны производства таких дисков (в производстве куда дешевле два DVD9, чем один DVD14, не говоря уже о DVD18) эти форматы не прижились.

В это время на другом фронте — музыкальном — началась уже набившая оскомину «война форматов»: SACD vs. DVD-Audio. Итоги известны: рынок у Audio CD отвоевать не удалось, а крохотный аудиофильский сектор пришлось разделить с виниловыми пластинками, неожиданно получившими второе дыхание. При этом SACD выступил куда успешнее, чем DVD-A, но не столько благодаря качеству звука (DVD-A звучит никак не хуже), сколько из-за совместимости со стандартными CD-проигрывателями. Как известно, гибридный SACD, наряду с DSD-слоем, содержит стандартный Audio CD слой, который распознается и компьютером, и любыми плеерами. А у DVD-A такого козыря не было — для прослушивания диска необходимо было иметь DVD-плеер. Продажи DVD-Audio оказались настолько низкими, что выпуск новых дисков был приостановлен. Но студии, поддерживающие формат, решили возродить DVD-A, «скрестив» его с Audio CD и таким образом отняв у SACD-дисков главное преимущество — совместимость абсолютно со всеми воспроизводящими устройствами. Здесь-то и пригодился опыт производства двухсторонних дисков, так как запись контента Audio CD вторым слоем (как на SACD) по ряду причин оказалась невозможна. Кроме того, было решено отказаться от громоздких DVD-Audio упаковок в пользу стандартного «сидюкового» размера коробки. И обновленный DVD-Audio (теперь уже под названием DualDisc) действительно вернулся к жизни и демонстрирует очень неплохие результаты продаж! Впрочем, говорить о победе DualDisc над SACD пока преждевременно, но для нас главное, что целый ряд музыкантов стали выпускать свои новые альбомы на DualDisc.

Не остался в стороне и Ян Гиллан, выпустив свой альбом Gillan’s Inn сразу на DualDisc.

Но — как только вы вставите диск в плеер или компьютер, так тут же почувствуете сильнейшее разочарование: это может показаться абсурдом, но DVD-Audio дорожек (Advanced Resolution) здесь как раз и нет! Соответствующая папка на DVD-стороне (AUDIO_TS) попросту пустует. Практически все материалы (за исключением функций DVD-Rom и аудиофайлов в формате AAC и WMA) разместились в папке VIDEO_TS — таким образом, перед нами стандартный DVD-Video, не имеющий никакого отношения к столь любимому аудиофилами DVD-Audio.

Сторона Audio CD
Объем — 635 Mb
Качество звучания приличное, хотя ограничение динамического диапазона чувствуется, но главная проблема не в этом, а в том, что на многих плеерах и CD-дисководах могут быть проблемы с воспроизведением диска, о чем честно сообщается на заднем вкладыше. У меня диск прочитался на компьютере без проблем (треки извлекаются с помощью любого граббера, информация из CD Database загружается), но стационарный плеер распознавал CD-сторону чересчур долго. Причем если во время воспроизведения нажать паузу, затем некоторое время подождать, а потом нажать Play, то плееру опять приходится довольно долго думать. Вдобавок ко всему, в интернете встречаются жалобы и на проблемы со стороной DVD.

Сторона DVD-Video
Объем — 4404 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковая дорожка на документалке и аудиокомментарии: DD 2.0 (192 Kbps)
Звуковые дорожки на аудиотреках: DD 2.0 (224 Kbps), DD 5.1 (448 Kbps)
Субтитры: отсутствуют


Полноэкранное меню выполнено очень изобретательно — как будто мы находимся в игорном доме. Элементы анимации присутствуют при переходе от одной опции к другой. Озвучание — крохотные фрагменты из песен альбома. Никаких UOP’ов (действий, запрещенных пользователю) на диске нет. Но если вы воспроизводите диск на компьютере и у вас не отключен autorun, то на диске автоматически запускается программа DVD Launcher, через которую уже можно либо запустить DVD-Video (прямо скажем, как DVD-плеер она не выдерживает критики), либо воспользоваться функциями DVD-Rom. В их числе — ссылки на сайт компании (особенно забавно прочитать описание настоящего DualDisc по ссылке и сравнить его с тем, что нам предлагают на диске Gillan’s Inn), а также возможность загрузить с диска в указанную папку треки альбома в формате AAC или WMA (128 Kbps). Эта функция может быть полезна для любителей слушать музыку в дороге. Впрочем, те же самые треки можно скопировать вручную из папки Assets / Music.

На самом DVD-Video представлены следующие материалы:

Playlist (67:07)
Полный плейлист альбома с добавленным треком Demon’s Eye, который идет между No Worries и Smoke On The Water. Во время звучания музыки на экране чередуются фотографии из студии.

Demon’s Eye (04:42)
Песня с альбома Deep Purple “Fireball” звучит все также свежо и прямолинейно, как и раньше, хотя в плане вокала оригинальная версия, конечно, выигрывает. Зато теплые слова можно сказать о гитарном вступлении Джеффа Хили и органном проигрыше Джона Лорда. В целом — старый добрый хард-рок.

Шестиканальный микс производит очень хорошее впечатление — звук действительно объемный, но при этом не грешит той неестественностью и старомодностью, что раздражала в квадромиксе SACD-переиздания альбома Machine Head. Что же касается качества звука, то оно тоже неплохое, но не блестящее. Оно и неудивительно: Dolby Digital предполагает сильное сжатие аудиопотока, недаром большинство концертов на DVD сейчас записывается в PCM и DTS, но не в DD. Но даже DTS и PCM проигрывают в качестве звучания записям в формате Advanced Resolution, применяемом на DVD-Audio. Тем более обидно, что нас лишили этого удовольствия.

Brick By Brick: The Building Of Gillan’s Inn (25:22)
Небольшая документалка не содержит связанного повествования, но представляет собой нарезку из съемок в студии. Мы можем почти целиком увидеть запись нескольких песен, а также послушать впечатления музыкантов от работы над альбомом (хотя большей частью они лишь шутят). Небезынтересный, но довольно хаотичный фильм.

Качество видео варьируется от хорошего до ужасного — многие кадры сильно зернят, некоторые фрагменты слишком темные и нечеткие.

Bootleg Basement: Deep Purple Flanders Expo (12:54)
Любительская видеозапись фрагмента выступления шестого состава Deep Purple (с Джо Сатриани вместо покинувшего группу Ричи Блэкмора) 18 июня 1994 года в Генте, Бельгия. Фрагмент включает в себя всего лишь две песни — When a Blind Man Cries и Speed King, но исполнены они на высшем уровне. Особенно отличился Сатриани — превосходное соло в When a Blind Man Cries и в особенности умопомрачительная «дуэль» с Джоном Лордом в Speed King заставляют сильно пожалеть о том, что шестой состав просуществовал лишь полгода.

Теперь ложка дегтя: качество видео просто чудовищное, иного определения не подберешь! Самая отвратительная «экранка» и то выглядит на порядок лучше. Четкость настолько низкая, что разглядеть лица музыкантов невозможно в принципе — на сцене видны лишь размытые силуэты. Про цветопередачу лучше даже не вспоминать. Качество аудио тоже плохое, но для любительской записи вполне сойдет.

Однако для хардкорных фэнов Deep Purple эти 13 минут имеют немалую ценность — на данный момент это единственная официально изданная запись шестого состава.

Track Commentary (26:19)
Аудиокомментарии Яна Гиллана ко всем песням альбома. Ничего принципиально нового Гиллан не говорит, но послушать о великих хитах «из первых уст» довольно любопытно.

Liner Notes
Интересная 19-страничная статья про Яна Гиллана.

Lyrics
Тексты всех песен альбома, написанные рукой Яна Гиллана.

Discography
Подробная дискография Яна Гиллана

Smoke On The Water (Choose Your Soloist)
Самый необычный бонус издания. Здесь нам предлагают прослушать не нуждающуюся в представлении композицию, предварительно выбрав гитариста (Джо Сатриани, Джефф Хили, Стив Морс или Майкл Ли Джексон). Впрочем, даже слушателю, знающему песню наизусть, будет довольно сложно почувствовать разницу — так как гитарные партии записывались на один и тот же материал, никаких отклонений от нотного текста не могло быть в принципе.

Witness Protection Programm (04:15)
Еще один бонус-трек. На этот раз — песня Rolling Stones “Can I Get A Witness”. Задорный и старомодный рок-н-ролл, способный погрузить немолодых слушателей в ностальгические воспоминания. Интересно, что оба бонус-трека (I’ll Be Your Baby Tonight и Can I Get A Witness) довольно близки по настроению между собой, но сильно выбиваются из общего стиля альбома. Может, стоило их выпустить на сингле в качестве би-сайдов?

Бонус-трек записан в шестиканальном режиме, как и остальные треки, и его звучание сопровождается слайд-шоу из фотографий Гиллана и других музыкантов.

Общие впечатления от издания

Альбом вышел на независимом лейбле и оттого доехал до России с опозданием почти в два месяца. Впрочем, вряд ли эту работу можно назвать долгожданной — скорее, перед нами стандартный юбилейный сборник, сделанный на высоком профессиональном уровне. Ян Гиллан перепел классические «диппепловские» хиты в сопровождении прошлых и настоящих коллег по группе, а также нескольких «звезд» из других коллективов, но оттого знакомые песни не стали более привлекательными. Исключение составляет разве что When a Blind Man Cries — благодаря блюзовым гитарным проигрышам Джеффа Хили песня приобрела какой-то особый шарм, хотя лишилась лиричности и интимности оригинала. Что касается собственно диска, то отсутствие на DualDisc звука Advanced Resolution отчасти компенсируется любопытными бонусами и невысокой ценой (около $15–20), но недоумение все равно остается. Впрочем, для России, где проигрывателей DVD-Audio слишком мало, а любовь к Deep Purple не знает границ, это не помеха. Так что если хотите скрасить ожидание октябрьского выступления Deep Purple, обратите внимание на этот релиз.

 

Дополнительно

Ian Gillan Gillan's Inn (Dualdisc)

Ian Gillan: Gillan's Inn (Dualdisc)

 

     
  Лейбл: Immergent
  Дата оригинального релиза: 18 апреля 2006 года
     
     

Поразительно, сколько самых разнообразных музыкальных проектов породили участники (настоящие и бывшие) Deep Purple. Это и группы Ричи Блэкмора Rainbow и Blackmore’s Night, и коллектив Ковердэйла Whitesnake, и сольные работы Джона Лорда, Роджера Гловера и Джо Сатриани… И, конечно, нельзя не сказать о сольной карьере фронтмена классического второго состава Deep Purple Яна Гиллана, а ныне неоспоримого лидера восьмого состава.

Как известно, после записи великого «диппепловского» альбома Machine Head и концертного турне в его поддержку (кульминацией которого стало выступление в Японии, выпущенное затем на CD под названием Made in Japan) Гиллан покинул Deep Purple по причине сильных разногласий с Ричи Блэкмором, который к тому моменту стал безусловным лидером группы. Дав себе небольшую передышку, Гиллан собрал коллектив с говорящим названием Ian Gillan’s Band и выпустил пластинку с не менее говорящим названием Child in Time (1976). Вскоре группа, не оправдавшая ожиданий, была распущена, а Гиллан занялся творческой деятельностью. В 1984 году Deep Purple воссоединились в классическом составе, причем по инициативе Гиллана. Но уже в 1989 году ему пришлось покинуть группу, причем опять из-за Блэкмора. Однако приглашенный на место Гиллана вокалист Rainbow Джо Линн Тернер не удовлетворил ожиданий, а потому музыканты и менеджмент группы настояли на возвращении Гиллана (вопреки протестам Ричи). Второй реюнион состоялся в 1992 году, но уже через год из Deep Purple навсегда уходит Блэкмор — разногласия двух музыкантов стали непреодолимыми. С тех пор «пурпурные» сменили еще несколько составов, но Гиллан группу больше не покидал. Что, впрочем, не мешало ему периодически записывать сольные альбомы. В октябре прошлого года была выпущена очередная работа Deep Purple, а теперь подоспел и сольник Гиллана. Выход альбома Gillan’s Inn приурочен к сорокалетию творческой деятельности Иэна Гиллана.

По сути, новый альбом представляет собой ретроспективу творческой карьеры Гиллана — здесь представлены и кавер-версии Deep Purple, и песни из сольных работ Гиллана, и даже один трек из творческого наследия Black Sabbath (напомним, что Гиллан записал с ними в 1983 году альбом Born Again). Кроме того, на альбоме есть и один новый трек.

Все номера исполнены Гилланом в сопровождении целого созвездия музыкантов, в числе которых все действующие музыканты Deep Purple (Роджер Гловер, Ян Пэйс, Стив Морс и Дон Эйри), основатель группы клавишник Джон Лорд. А также один из самых знаменитых гитаристов современности Джо Сатриани (также состоявший некоторое время в Deep Purple), экс-вокалист Black Sabbath и Rainbow Ронни Джеймс Дио и многие другие. Продюссировал альбом легендарный звукорежиссер Ник Благона, работавший с Deep Purple, Nazareth, King Crimson, Chicago и целым рядом известных коллективов.

Давайте подробнее рассмотрим трек-лист альбома.

1. Unchain Your Brain (03:19)
Альбом открывает ураганный спид-металлический трек с сольного диска Гиллана Glory Road (1980). Компанию Яну в новой записи составили Джо Сатриани (гитара) и Дон Эйри (клавишные). Сумасшедшие гитарные запилы удачно оттеняют голос Гиллана, но здесь ничего необычного нет, а соло Дона Эйри в середине песни куда более оригинально: проигрыш Hammond-органа начинается с пафосных аккордов, а заканчивается развеселыми блюзовыми пассажиками. Очаровательно!

2. Bluesy Blue Sea (04:27)
В качестве guest star здесь играет гитарист Iron Maiden Джаник Джерс– он же играл и на оригинальной записи с сольного альбома Гиллана Magic (1982). Приглашение Джерса не случайно, ведь музыка песни — самый что ни на есть брутальный хэви-металл. В куплетах Гиллан скорее говорит, а не поет, зато в припеве его голос звучит довольно мощно. В целом трек очень эффектный и, я бы сказал, по-настоящему «крутой».

3. Day Late and a Dollar Short (05:12)
Песню с последнего (до Gillan’s Inn) сольного альбома здесь исполняют экс-гитарист Scorpions Ули Джон Рот и экс-вокалист Black Sabbath Ронни Джеймс Дио (ну и Гиллан, понятное дело). Трек получился довольно мрачный, не в последнюю очередь благодаря голосу Дио. Но никаких откровений здесь нет — стандартная «металлическая» работа.

4. Hang Me Out To Dry (03:59)
И опять Гиллану аккомпанируют Сатриани и Эйри. Звучание песни с сольника 1992 года Toolbox хоть и довольно тяжелое, но, тем не менее, заводное и оптимистичное. Впрочем, это явно не самый яркий и запоминающийся трек на диске, выделяющийся разве что как всегда блестящим соло Джо Сатриани.

5. Men Of War (04:38)
Довольно своеобразное вступление (здесь солирует гитарист современного состава Deep Purple Стив Морс) сменяется стандартным и мало запоминающимся «тяжеляком». Радует только то, что музыка вступления несколько раз возвращается. Но все равно остается непонятным, зачем в сборник лучшего материала надо было включать эту проходную песню из сольного альбома Гиллана Double Trouble (1981).

6. When a Blind Man Cries (04:21)
Зато на смену Men Of War приходит великая «диппепловская» блюзовая баллада When a Blind Man Cries, впервые выпущенная в качестве би-сайда на сингле Never Before к легендарному альбому Machine Head, но с тех пор неоднократно исполнявшаяся «вживую» и ставшая одной из «визитных карточек» коллектива. И, пожалуй, именно этот трек является жемчужиной Gillan’s Inn. В качестве гитариста здесь выступил знаменитый слепой гитарист Джефф Хили. Его своеобразная техника игры (стратокастер лежит на коленях, а музыкант играет на нем, как на клавишных) принесла ему славу одного из самых ярких блюзовых гитаристов современности. На предложение Гиллана сыграть именно в этой песне Хили ответил согласием, добавив, что ему импонирует ирония, которая заложена в тексте песни. А партию клавишных исполнил Джон Лорд собственной персоной. При этом новая версия бессмертного хита довольно сильно отличается от оригинала. И, прежде всего, именно за счет виртуозного соло Хили (вместо флегматичного неторопливого проигрыша Ричи Блэкмора) и заметно увеличенной роли клавишных — Джон Лорд предстал здесь во всей красе!

7. Sugar Plum (04:54)
И еще один номер с Dreamcatcher (1998). В качестве «гостей» — опять коллеги по Deep Purple: бас-гитарист Роджер Гловер, клавишник Дон Эйри и ударник Ян Пэйс. Неплохая песня, но не более того. Продемонстрировать свои умения музыкантам Deep Purple здесь явно негде.

8. Trashed (04:07)
А злая и колючая Trashed, наоборот, является одним из самых ярких номеров альбома. В числе гостевых музыкантов по-прежнему Гловер и Пэйс, а также гитарист Black Sabbath Тони Йомми. Именно он был одним из соавторов песни (наряду с Гилланом), которая вошла в совместный альбом Black Sabbath и Яна Гиллана Born Again. Мощные драйвовые припевы, стремительные гитарные соло, безостановочный ритм — все вместе делает трек очень эффектной и запоминающейся работой.

9. No Worries (05:02)
При записи единственного нового трека Гиллан обошелся без приглашенных звезд. Компанию певцу здесь (как и в большинстве других песен альбома) составили гитарист Майкл Ли Джексон, бас-гитарист Родни Эпплби и ударник Джерри Огустиняк. Что же до самой музыки, то она производит довольно приятное впечатление. Ироничное звучание губной гармошки во вступлении и проигрышах, а также очаровательный припев с изящным ритмом ударных позволяют закрыть глаза на довольно-таки вторичную мелодию куплетов, местами сильно смахивающую на Lazy из Machine Head.

10. Smoke On The Water (05:48)
Вполне естественно, что на таком сборнике просто не могло обойтись без главного хард-рокового гимна всех времен и народов. Разумеется, саму песню иначе как великой не назовешь — это классика, абсолютная и непреложная. Так что даже не в самом лучшем исполнении она производит огромное впечатление. И хотя в данном случае говорить о плохом исполнении не приходится, все-таки за инструментами музыканты Deep Purple Mk7 в полном составе (Гиллан, Морс, Лорд, Гловер и Пэйс), однако выдающейся эту запись тоже не назовешь. Оригинальное исполнение (на альбоме Machine Head) по-прежнему остается непревзойденным. Помимо чисто исторического значения (воссоединение в студии седьмого состава, пусть и кратковременное) этот трек примечателен разве что неплохим соло Стива Морса. Хотя коронный гитарный рифф песни у него все равно получается менее ярко, чем у Ричи. Да и без женского бэк-вокала на припеве можно было обойтись.

11. No Laughing In Heaven (04:33)
Самый оптимистичный трек на альбоме. Песня из Double Trouble исполняется Гилланом, Гловером, Пэйсом и Эйри с изрядной долей иронии. Правда, голос Гиллана звучит уж слишком визгливо, но в целом звучание номера оставляет приятное впечатление.

12. Speed King (03:48)
Классический хит Deep Purple с альбома In Rock продолжает линию предыдущего трека — это скоростной и заводной номер с виртуозными соло Джо Сатриани и Дона Эйри.

13. Loving On Borrowed Time (05:37)
Песня из сольного альбома Гиллана Naked Thunder (1997). Оригинал звучал слишком экстравагантно и непривычно, здесь же саунд приближен к остальным номерам Gillan’s Inn. Трек начинается как нежная лирическая баллада, и также заканчивается, но в середине звучание разрастается и приобретает почти гимническое звучание.

14. I’ll Be Your Baby Tonight (03:03)
Завершается альбом кавер-версией песни Боба Дилана, которая почему-то названа на обложке диска бонус-треком (что же это за бонус-трек, который включают в первое же издание альбома, да еще и на CD-сторону?). Видимо, тем самым хотели подчеркнуть, что эта песня стилистически довольно сильно выбивается из альбома. Но, тем не менее, номер представляет немалый интерес — Ян здесь поет дуэтом с фронтменом Def Leppard Джо Эллиотом.

На DVD-стороне представлен также трек Demon’s Eye, который звучит между No Worries и Smoke On The Water.

Общие впечатления от альбома

Новая работа Яна Гиллана оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, сразу видно, что это чисто коммерческая работа, сделанная в перерыве между концертами и записями Deep Purple. На диске всего лишь одна новая песня. Все остальное — кавер-версии, в большинстве своем минимально отличающиеся от оригиналов. Зато для пущей убедительности Гиллан созвал в студию своих многочисленных «звездных» друзей, которые получили возможность блеснуть мастерством, при этом, не затмевая главную «звезду». С другой стороны, слабых песен на диске практически нет (я уж не говорю про хиты Deep Purple!), а исполнено все на высшем уровне, к тому же сам Гиллан находится в очень неплохой форме. Правда, вокал Яна в последнее время заметно подсел и даже приобрел легкий оттенок гнусавости и визгливости (хоть убейте, но голос «современного» Гиллана временами безумно мне напоминает Михаила Боярского), однако превосходная техника осталась, да и фирменный фальцет порой прорывается (хотя отсутствие как на альбоме, так и в последних концертах Deep Purple бессмертной Child in Time наводит на грустные мысли). Gillan’s Inn можно порекомендовать в первую очередь искушенным фэнам Deep Purple, которые будут готовы к тому, что Гиллан сейчас звучит явно не как на In Rock или Machine Head, но зато смогут по достоинству оценить участие Джона Лорда и Джо Сатриани в записи, а также почувствовать разницу между инструментальными проигрышами в старых и новых версиях Smoke On The Water и When a Blind Man Cries.



Издание

Диск упакован в стандартный CD-jewel-case (стекло). Буклет представляет собой сложенный вчетверо мини-постер, на внутренней стороне которого фотография Яна Гиллана, а на внешней — собственно обложка, список треков и исполнителей, credits и фотографии.



На данный момент существует только одно издание альбома — на DualDisc. Что довольно необычно, ведь, как правило, наряду с Limited Edition на DualDisc выпускается стандартная версия на CD — именно так было с недавними альбомами Эрика Клэптона и Бон Джови. Но менеджмент Гиллана предпочел сразу выпустить DualDisc, причем по цене стандартного CD, что похвально. Что же такое этот самый DualDisc?

Как видно из названия, это двойной (то есть двухсторонний) диск, одна сторона которого представляет собой стандартный Audio CD, а другая — DVD.

Теперь немного истории.
Когда был разработан диск DVD и утвержден стандарт DVD-Video, то довольно быстро появилась проблема: длинные фильмы попросту не влезали на однослойный DVD5, емкость которого составляет 4,7 гигабайт (здесь и далее GB = 1000 MB). Поэтому были разработаны двухсторонние диски (DVD10), обе стороны содержали DVD-контент и соответствовали по емкости стандартному однослойному DVD. Таким образом, на один двухсторонний диск можно было записать до 9,4 гигабайт информации. Теперь можно было не экономить на качестве фильма, а вдобавок к фильму записать какие-нибудь дополнительные материалы. Кроме того, в Америке часто записывали на один диск две версии фильма — широкоэкранную (16:9) и полноэкранную (4:3). На заре эры DVD это было довольно актуально, так как у многих еще оставались маленькие телевизоры со стандартным соотношением сторон, а смотреть фильм через узкую щель (именно так выглядит изображение 2,35:1 на экране 1,33:1) не все любят. Но наряду с достоинствами двухсторонние диски имели очевидные недостатки: во-первых, такой диск изнашивался и покрывался царапинами гораздо быстрее, чем односторонние собратья, а во-вторых, необходимость переворачивать диск посередине фильма изрядно раздражала. Поэтому вскоре на смену DVD10 пришли DVD9 — двухслойные диски, емкость которых немного меньше (8,5 против 9,4 GB), но удобство в использовании куда больше. Неудивительно, что «девятки» довольно быстро вытеснили двухсторонние диски.

Необходимость в записи двух версий одного фильма тоже вскоре отпала, так как большинство киноманов обзавелось широкоэкранными телевизорами (хотя некоторые фильмы до сих пор выпускаются в двух версиях, но только уже на отдельных дисках, чтобы покупатель мог выбрать). Правда, двухсторонние диски очень полюбились пиратам (которые стали записывать на них сборники типа «2 в 1»), но это уже выходит за рамки нашей темы. Лицензионный же рынок практически перестал пополняться двухсторонними DVD, хотя были попытки делать одну или даже две стороны диска двухслойными (DVD14 и DVD18 соответственно). Впрочем, из-за скептического отношения пользователей и дороговизны производства таких дисков (в производстве куда дешевле два DVD9, чем один DVD14, не говоря уже о DVD18) эти форматы не прижились.

В это время на другом фронте — музыкальном — началась уже набившая оскомину «война форматов»: SACD vs. DVD-Audio. Итоги известны: рынок у Audio CD отвоевать не удалось, а крохотный аудиофильский сектор пришлось разделить с виниловыми пластинками, неожиданно получившими второе дыхание. При этом SACD выступил куда успешнее, чем DVD-A, но не столько благодаря качеству звука (DVD-A звучит никак не хуже), сколько из-за совместимости со стандартными CD-проигрывателями. Как известно, гибридный SACD, наряду с DSD-слоем, содержит стандартный Audio CD слой, который распознается и компьютером, и любыми плеерами. А у DVD-A такого козыря не было — для прослушивания диска необходимо было иметь DVD-плеер. Продажи DVD-Audio оказались настолько низкими, что выпуск новых дисков был приостановлен. Но студии, поддерживающие формат, решили возродить DVD-A, «скрестив» его с Audio CD и таким образом отняв у SACD-дисков главное преимущество — совместимость абсолютно со всеми воспроизводящими устройствами. Здесь-то и пригодился опыт производства двухсторонних дисков, так как запись контента Audio CD вторым слоем (как на SACD) по ряду причин оказалась невозможна. Кроме того, было решено отказаться от громоздких DVD-Audio упаковок в пользу стандартного «сидюкового» размера коробки. И обновленный DVD-Audio (теперь уже под названием DualDisc) действительно вернулся к жизни и демонстрирует очень неплохие результаты продаж! Впрочем, говорить о победе DualDisc над SACD пока преждевременно, но для нас главное, что целый ряд музыкантов стали выпускать свои новые альбомы на DualDisc.

Не остался в стороне и Ян Гиллан, выпустив свой альбом Gillan’s Inn сразу на DualDisc.

Но — как только вы вставите диск в плеер или компьютер, так тут же почувствуете сильнейшее разочарование: это может показаться абсурдом, но DVD-Audio дорожек (Advanced Resolution) здесь как раз и нет! Соответствующая папка на DVD-стороне (AUDIO_TS) попросту пустует. Практически все материалы (за исключением функций DVD-Rom и аудиофайлов в формате AAC и WMA) разместились в папке VIDEO_TS — таким образом, перед нами стандартный DVD-Video, не имеющий никакого отношения к столь любимому аудиофилами DVD-Audio.

Сторона Audio CD
Объем — 635 Mb
Качество звучания приличное, хотя ограничение динамического диапазона чувствуется, но главная проблема не в этом, а в том, что на многих плеерах и CD-дисководах могут быть проблемы с воспроизведением диска, о чем честно сообщается на заднем вкладыше. У меня диск прочитался на компьютере без проблем (треки извлекаются с помощью любого граббера, информация из CD Database загружается), но стационарный плеер распознавал CD-сторону чересчур долго. Причем если во время воспроизведения нажать паузу, затем некоторое время подождать, а потом нажать Play, то плееру опять приходится довольно долго думать. Вдобавок ко всему, в интернете встречаются жалобы и на проблемы со стороной DVD.

Сторона DVD-Video
Объем — 4404 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковая дорожка на документалке и аудиокомментарии: DD 2.0 (192 Kbps)
Звуковые дорожки на аудиотреках: DD 2.0 (224 Kbps), DD 5.1 (448 Kbps)
Субтитры: отсутствуют


Полноэкранное меню выполнено очень изобретательно — как будто мы находимся в игорном доме. Элементы анимации присутствуют при переходе от одной опции к другой. Озвучание — крохотные фрагменты из песен альбома. Никаких UOP’ов (действий, запрещенных пользователю) на диске нет. Но если вы воспроизводите диск на компьютере и у вас не отключен autorun, то на диске автоматически запускается программа DVD Launcher, через которую уже можно либо запустить DVD-Video (прямо скажем, как DVD-плеер она не выдерживает критики), либо воспользоваться функциями DVD-Rom. В их числе — ссылки на сайт компании (особенно забавно прочитать описание настоящего DualDisc по ссылке и сравнить его с тем, что нам предлагают на диске Gillan’s Inn), а также возможность загрузить с диска в указанную папку треки альбома в формате AAC или WMA (128 Kbps). Эта функция может быть полезна для любителей слушать музыку в дороге. Впрочем, те же самые треки можно скопировать вручную из папки Assets / Music.

На самом DVD-Video представлены следующие материалы:

Playlist (67:07)
Полный плейлист альбома с добавленным треком Demon’s Eye, который идет между No Worries и Smoke On The Water. Во время звучания музыки на экране чередуются фотографии из студии.

Demon’s Eye (04:42)
Песня с альбома Deep Purple “Fireball” звучит все также свежо и прямолинейно, как и раньше, хотя в плане вокала оригинальная версия, конечно, выигрывает. Зато теплые слова можно сказать о гитарном вступлении Джеффа Хили и органном проигрыше Джона Лорда. В целом — старый добрый хард-рок.

Шестиканальный микс производит очень хорошее впечатление — звук действительно объемный, но при этом не грешит той неестественностью и старомодностью, что раздражала в квадромиксе SACD-переиздания альбома Machine Head. Что же касается качества звука, то оно тоже неплохое, но не блестящее. Оно и неудивительно: Dolby Digital предполагает сильное сжатие аудиопотока, недаром большинство концертов на DVD сейчас записывается в PCM и DTS, но не в DD. Но даже DTS и PCM проигрывают в качестве звучания записям в формате Advanced Resolution, применяемом на DVD-Audio. Тем более обидно, что нас лишили этого удовольствия.

Brick By Brick: The Building Of Gillan’s Inn (25:22)
Небольшая документалка не содержит связанного повествования, но представляет собой нарезку из съемок в студии. Мы можем почти целиком увидеть запись нескольких песен, а также послушать впечатления музыкантов от работы над альбомом (хотя большей частью они лишь шутят). Небезынтересный, но довольно хаотичный фильм.

Качество видео варьируется от хорошего до ужасного — многие кадры сильно зернят, некоторые фрагменты слишком темные и нечеткие.

Bootleg Basement: Deep Purple Flanders Expo (12:54)
Любительская видеозапись фрагмента выступления шестого состава Deep Purple (с Джо Сатриани вместо покинувшего группу Ричи Блэкмора) 18 июня 1994 года в Генте, Бельгия. Фрагмент включает в себя всего лишь две песни — When a Blind Man Cries и Speed King, но исполнены они на высшем уровне. Особенно отличился Сатриани — превосходное соло в When a Blind Man Cries и в особенности умопомрачительная «дуэль» с Джоном Лордом в Speed King заставляют сильно пожалеть о том, что шестой состав просуществовал лишь полгода.

Теперь ложка дегтя: качество видео просто чудовищное, иного определения не подберешь! Самая отвратительная «экранка» и то выглядит на порядок лучше. Четкость настолько низкая, что разглядеть лица музыкантов невозможно в принципе — на сцене видны лишь размытые силуэты. Про цветопередачу лучше даже не вспоминать. Качество аудио тоже плохое, но для любительской записи вполне сойдет.

Однако для хардкорных фэнов Deep Purple эти 13 минут имеют немалую ценность — на данный момент это единственная официально изданная запись шестого состава.

Track Commentary (26:19)
Аудиокомментарии Яна Гиллана ко всем песням альбома. Ничего принципиально нового Гиллан не говорит, но послушать о великих хитах «из первых уст» довольно любопытно.

Liner Notes
Интересная 19-страничная статья про Яна Гиллана.

Lyrics
Тексты всех песен альбома, написанные рукой Яна Гиллана.

Discography
Подробная дискография Яна Гиллана

Smoke On The Water (Choose Your Soloist)
Самый необычный бонус издания. Здесь нам предлагают прослушать не нуждающуюся в представлении композицию, предварительно выбрав гитариста (Джо Сатриани, Джефф Хили, Стив Морс или Майкл Ли Джексон). Впрочем, даже слушателю, знающему песню наизусть, будет довольно сложно почувствовать разницу — так как гитарные партии записывались на один и тот же материал, никаких отклонений от нотного текста не могло быть в принципе.

Witness Protection Programm (04:15)
Еще один бонус-трек. На этот раз — песня Rolling Stones “Can I Get A Witness”. Задорный и старомодный рок-н-ролл, способный погрузить немолодых слушателей в ностальгические воспоминания. Интересно, что оба бонус-трека (I’ll Be Your Baby Tonight и Can I Get A Witness) довольно близки по настроению между собой, но сильно выбиваются из общего стиля альбома. Может, стоило их выпустить на сингле в качестве би-сайдов?

Бонус-трек записан в шестиканальном режиме, как и остальные треки, и его звучание сопровождается слайд-шоу из фотографий Гиллана и других музыкантов.

Общие впечатления от издания

Альбом вышел на независимом лейбле и оттого доехал до России с опозданием почти в два месяца. Впрочем, вряд ли эту работу можно назвать долгожданной — скорее, перед нами стандартный юбилейный сборник, сделанный на высоком профессиональном уровне. Ян Гиллан перепел классические «диппепловские» хиты в сопровождении прошлых и настоящих коллег по группе, а также нескольких «звезд» из других коллективов, но оттого знакомые песни не стали более привлекательными. Исключение составляет разве что When a Blind Man Cries — благодаря блюзовым гитарным проигрышам Джеффа Хили песня приобрела какой-то особый шарм, хотя лишилась лиричности и интимности оригинала. Что касается собственно диска, то отсутствие на DualDisc звука Advanced Resolution отчасти компенсируется любопытными бонусами и невысокой ценой (около $15–20), но недоумение все равно остается. Впрочем, для России, где проигрывателей DVD-Audio слишком мало, а любовь к Deep Purple не знает границ, это не помеха. Так что если хотите скрасить ожидание октябрьского выступления Deep Purple, обратите внимание на этот релиз.