Depeche Mode: A Broken Frame, Collector’s Edition (SACD+DVD)


 

     
  Лейбл: Mute
  Дата оригинального релиза: 27 сентября 1982 года
  Дата выхода переиздания: 02 октября 2006 года
  Дистрибьютор: Gala Records

В начале 1982 года Depeche Mode и менеджмент лейбла Mute оказались в сложнейшем положении: как известно, после выхода дебютного альбома Speak&Spell и британского турне в его поддержку из группы ушел Винс Кларк — негласный лидер коллектива и автор почти всего существовавшего на тот момент репертуара "депешей". Поэтому продюсеру Дэниэлу Миллеру срочно пришлось искать замену. И если за синтезатор еще можно было кого-нибудь поставить, то найти такого же достойного сонграйтера казалось совершенно невозможным. К счастью, обе проблемы были разрешены удачно — как для Depeche Mode и лейбла Mute (руководителем которого и является Миллер), так и для мировой поп-музыки в целом. Дополнительным клавишником стал Алан Уайлдер (присоединившийся к DM во время тура в поддержку A Broken Frame), а за написание новых песен взялся Мартин Гор, благодаря которому музыканты постепенно нашли свой неповторимый творческий облик.

Давайте подробно рассмотрим трек-лист пластинки.

1. Leave In Silence (04:51)
Первый номер заметно отличается по стилистике от наивно-беззаботных песен Винса Кларка. Нет, конечно, это еще не «рок-готика» Songs Of Faith And Devotion или Ultra — легковесные танцевальные синти-мотивчики по-прежнему доминируют в музыкальной ткани. Но ощутимое «омрачнение» уже присутствует. Да и своеобразное гармоническое мышление Мартина дает о себе знать — таких гармонических оборотов в Speak&Spell не встретишь!

2. My Secret Garden (04:46)
Вторая песня, хоть и продолжает линию первого трека, выглядит гораздо более традиционной. С другой стороны, этот номер запоминается куда лучше, чем предыдущий. Кроме того, обратите внимание на любопытные аранжировочные находки, добавляющие этому довольно стандартному треку эксцентричности.

3. Monument (03:15)
Начисто лишенная хитового потенциала, третья композиция выглядит откровенно проходным номером. Непонятно, что Мартин хотел сказать этой странноватой песней, и какие эмоции пытался пробудить у слушателей.

4. Nothing To Fear (04:18)
Атмосферный и довольно приятный инструментальный трек, подкупающий своей ненавязчивой мелодичностью. Конечно, такое прямолинейное синтезаторное звучание сегодня кажется совершенно устаревшим, да и в отношении музыкального материала четвертому номеру идти и идти до великолепных Sibeling и Memphisto (об этих би-сайдах сингла Enjoy The Silence мы писали в связи с альбомом Violator). Но в качестве интерлюдии Nothing To Fear выглядит очень неплохо.

5. See You (04:34)
Первый сингл с альбома A Broken Frame представляет довольно любопытное сочетание оптимистично-наивной мелодики в духе Винса Кларка и довольно «темного» синтезаторного сопровождения. Разумеется, надо делать скидку на время создания песни, и на тот факт, что в условиях выбранного Мартином Гором подвижного темпа никакой по-настоящему мрачной музыки не могло получиться в принципе. Все те же легковесные синтезаторные пассажи, все тот же пульсирующий ритм драм-машины… Но если сравнивать See You и, скажем, Just Can't Get Enought (с альбома Speek&Spell), то нельзя не заметить, что музыка стала немного другой — более меланхоличной, что ли… Как будто на веселые детские рисунки на асфальте вдруг легла тень от тучи, закрывшей солнце…

6. Satellite (04:44)
Малоудачный номер. Незапоминающаяся минорная мелодия плохо сочетается с пританцовывающим сопровождением, а странноватый гармонический оборот в середине номера придает треку эксцентричности, но отнюдь не выразительности.

7. The Meaning Of Love (03:06)
Второй сингл выдержан в той же стилистике, что и первый, хотя той специфической затемненности, которую мы отмечали в See You, здесь нет. Поэтому седьмой номер гораздо ближе к песням Speak&Spell, нежели все остальные треки A Broken Frame. При этом в мелодическом плане The Meaning Of Love не менее удачен, чем первый сингл, а по гармонии даже превосходит его. Все гармонические новации выглядят здесь абсолютно естественно и органично.

8. A Photograph Of You (03:04)
Милый, но, по большому счету, не особо интересный номер. В его основе — очень банальный (по сегодняшним меркам) мелодико-гармонический оборот, который появляется в начале каждого куплета, но достойного развития не получает.

9. Shouldn't Have Done That (03:12)
Предпоследний номер альбома вызовет удивление даже у знатоков творчества Depeche Mode. Чего-чего, но подобного трека мы от них точно не ожидали. Многочисленные шумовые наслоения (в том числе, обычная человеческая речь, аплодисменты, свист ветра…) вкупе с непривычными гармоническими последовательностями в сопровождении вызывают ассоциации скорее с незабвенной рок-сюитой The Dark Side Of The Moon (Pink Floyd), нежели с поп-хитами 80-х. Тем не менее, по выразительности этот номер не может даже стоять рядом с гениальным творением Роджера Уотерса и компании, поэтому иначе как любопытным экспериментом девятый трек не назовешь.

9. The Sun And The Rainfall (05:02)
А финальный трек — это приближение к саунду альбомов конца 80-х. Более тяжелый ритм, атмосферные клавишные, отстраненный вокал Гаана… Да, здесь нет ярких мелодических находок, но в целом этот номер можно считать выходом на принципиально иной уровень! Это своего рода «мостик» от ранних творений к зрелым работам группы.

Общие впечатления от альбома

Второй альбом Depeche Mode представляет собой довольно интересное творение: с одной стороны, группа еще работает в прежнем русле, а Мартин Гор явно пытается подражать Винсу Кларку — недаром наиболее удачные примеры этого подражания и были выпущены на синглах. Но с другой стороны, смена сонграйтера чувствуется сразу: песни стали более смелыми и необычными, аранжировки — более изобретательными, а общая атмосфера — более темной и меланхоличной. Альбом A Broken Frame принято считать одной из самых слабых работ Depeche Mode — такого мнения придерживаются и менеджмент лейбла Mute, и сами музыканты, и большинство их поклонников. Неудивительно, что ни на один из официальных концертников группы (101, Devotional, Exciter Tour, Touring The Angel) песни со второго альбома не попали, ведь по-настоящему ярких хитов на нем нет. Однако историческое значение этой пластинки переоценить невозможно. Для Depeche Mode это было началом нового этапа, поворотом в принципиально иную сферу. Поэтому тем, кто серьезно интересуется творчеством DM, стоит обратить внимание на эту запись, несмотря на все ее очевидные недостатки.

Варианты переизданий

Все переиздания альбомов Depeche Mode вышли (и выйдут) в двух вариантах: SACD+DVD и CD+DVD. При этом DVD-диски в обоих изданиях не отличаются, а на SACD и CD записана одна и та же программа (собственно, сам альбом). Возможность предоставить покупателю альтернативу нельзя не похвалить — все-таки далеко не у всех есть проигрыватель SACD-дисков, поэтому некоторые предпочтут купить более дешевый вариант, тем более что на DVD есть почти не уступающий по качеству шестиканальный DTS-трек. Однако, по непонятным причинам, на обоих изданиях написано «CD+DVD», и понять (естественно, не вскрывая упаковку), какой из них с SACD-диском, будет непросто даже для искушенных меломанов. Поэтому мы решили показать те минимальные отличия, по которым издания можно отличить.

Во-первых, SACD+DVD упакован в плотную полупрозрачную пластиковую суперобложку.

Во-вторых, на задней стороне издания SACD+DVD можно обнаружить следующую надпись:

Шрифт очень мелкий, но если приглядеться, то сложно будет не заметить аббревиатур DSD и SACD.

В-третьих, около штрих-кода можно увидеть логотип SACD и иконку Multi-ch / Stereo.

Все эти атрибуты присутствуют только на изданиях SACD+DVD. И если их нет, то значит, перед вами издание CD+DVD. У нас на тестировании было издание SACD+DVD, поэтому в данной статье (как, впрочем, и во всех остальных статьях iXBT.com про переиздания альбомов Depeche Mode) речь идет именно об этом варианте.

Издание

Переиздание альбома A Broken Frame включает в себя два диска: гибридный SACD и DVD. Диски упакованы в очень приятный диджипак (картонная «раскладушка»), который дополнительно вложен в полупрозрачную пластиковую упаковку.

Обратная сторона издания выглядит следующим образом:

Фотография разворота:

Дизайн издания вызывает неоднозначные впечатления: на мой взгляд, малиновый цвет плохо сочетается с сумеречными пейзажами.

В кармашек диджипака вложен 16-страничный буклет с интересной аннотацией Дэниэла Миллера (глава лейбла Mute), текстами всех песен (в том числе и бонус-треков) и фотографиями музыкантов Depeche Mode. К дизайну буклета — претензии те же.



Диск Super Audio CD

Подробно о формате SACD мы писали в статье про альбом Depeche Mode Speak&Spell. Поэтому давайте пропустим вводную часть и сразу приступим к тестированию качества звучания на SACD.

Шестиканальный микс выполнен очень качественно. Все эффекты удачно распределены по каналам, а в целом звучание достаточно чистое и приятное. Да, конечно, это не уровень современных записей, но для альбома четвертьвековой давности качество звука отличное.

Что касается CD-слоя (его объем — 414 Мб), то никаких защит на нем нет, поэтому скопировать треки для создания резервной копии или прослушивания в портативном mp3-плеере удастся без проблем. Радует, что информация о каждом треке (название, альбом и артист) уже есть на диске, поэтому полученные аудиофайлы можно сразу записывать на флэш-память плеера.

Диск DVD-Video

Тип диска: DVD9
Объем — 5226 Mb
Зона: 2, 3, 4, 5, 6
Видеостандарт: PAL
Формат картинки: 1,85:1, анаморф
Звуковая дорожка на документалке: PCM Stereo
Звуковая дорожка на дополнительных треках: PCM Stereo 24 bit
Звуковые дорожки на аудиотреках: PCM Stereo 24 bit, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 96/24 (1536 Kbps)
Субтитры (для документалки): английские, французские, немецкие, испанские, итальянские.

Меню DVD статично и не озвучено. Навигация по меню очень удобная и интуитивно понятная. Но перед выходом в меню придется просмотреть не проматываемую 22-секундную рекламу лейбла Mute. К сожалению, UOP’ы (действия, запрещенные пользователю) есть и на самих материалах. Например, если вы смотрите DVD на компьютере, то воспроизвести фильм не с начала, а откуда-нибудь с середины у вас не получится. Спасибо, хоть ускоренная перемотка не заблокирована. Кроме того, на аудиотреках невозможно переключение звуковых дорожек во время прослушивания (разумеется, если не пользоваться специальными программами для снятия подобных защит).

Помимо аудиопрограммы самого альбома (в форматах PCM 24-bit, DD 5.1 и DTS 96/24) на DVD представлены следующие материалы:

Depeche Mode: 1982 (The beginning of their so-called dapk phase) (27:09)
Документальный фильм затрагивает события, начиная с ухода из группы Винса Кларка и заканчивая британским турне в поддержку A Broken Frame. В принципе, фильм получился довольно любопытный, хотя интересного фактического материала здесь не так много, поэтому 70% экранного времени занимают размышления музыкантов группы и представителей студии о причинах ухода Винса Кларка, а также их воспоминания и личные впечатления от работы с «новичком» Аланом Уайлдером.



Кроме того, стоит отметить, что в документалке представлено довольно много архивных материалов и фотографий.



Качество видео очень хорошее, за исключением записей турне в поддержку A Broken Frame.

Live in Hammersmith, October 1982

Едва ли не самый ценный для поклонников Depeche Mode материал на данном переиздании: прежде не издававшаяся запись живого исполнения шести номеров из альбома A Broken Frame.

Увы, на диске представлена лишь аудиопрограмма (хотя в документальном фильме мы видели и видеозаписи). Но зато аудиодорожки — в тех же форматах, что и на альбомных треках. Рассмотрим каждый номер в отдельности.

1. My Secret Garden (07:31)
Открывает концертную запись песня My Secret Garden, расширенная по сравнению с альбомной версией за счет трехминутного синтезаторного вступления. Основная часть композиции исполняется музыкантами практически без изменений.

2. See You (04:10)
Следующий трек почти не содержит отличий от студийного варианта. Разве что в припеве вокальная линия Мартина Гора явно выходит на первый план, тогда как в альбоме мы слышали, прежде всего, пение Дэйва Гаана. Но вполне возможно, что это не концептуальная идея, а всего лишь специфическая особенность данной концертной записи.

3. Satellite (04:21)
Такая же особенность и у третьего номера, причем Мартин здесь поет даже в куплетах, дублируя Дэйва октавой выше. Не могу сказать, что это производит хорошее впечатление, все-таки пение в октаву создает довольно специфическое звучание (поэтому в хорах композиторы очень редко используют подобные дублировки).

4. Nothing To Fear (04:27)
Единственная инструменталка звучит здесь почти так же, как на альбоме, только начало немного отличается: открывающий номер синтезаторный мотив вступает чуть позже ритмической фигуры и переносится на октаву ниже, но никаких существенных изменений нет.

5. The Meaning Of Love (03:23)
Концертную версию The Meaning Of Love не отличишь от альбомной записи! Тут и комментировать нечего.

6. A Photograph Of You (04:26)
За исключением незначительных аранжировочных изменений, песня осталась прежней. Более того, Дэйв Гаан явно стремится подражать студийной записи, причем проявляется это достаточно комично: обратите внимание на небольшое «взвизгивание» Дэйва, которое звучит ровно на том же месте, что и в альбоме!

Общие впечатления от концертной записи

Песни из A Broken Frame исполняются музыкантами очень близко к студийной версии, поэтому на первый план пробиваются мелкие огрехи типа интонационных ошибок Дэйва Гаана или чересчур назойливого бэк-вокала Мартина Гора. Чувствуется, что музыканты еще не совсем привыкли друг к другу и не накопили достаточно большого опыта живых выступлений, поэтому ансамблевое пение порой звучит несколько разбалансированно. Потому ценность данной записи, скорее, историческая, нежели музыкальная. Ведь на данный момент это самая ранняя полноценная живая запись Depeche Mode (из официально изданных, естественно). Качество звука — значительно хуже, чем на альбоме, хотя видно, что звукорежиссеры очень старались: никаких серьезных шумов и искажений я не заметил. Разложение по каналам грешит некоторой искусственностью (что неудивительно, ведь в оригинале запись была, скорее всего, монофоническая), да и общая «кашеобразность» звучания может подпортить впечатление.

NB: На обложке издания допущена ошибка. В списке концертных треков указаны Shouldn't Have Done That и The Sun And The Rainfall, которых на диске нет.

Additional Tracks

Как и на предыдущих переизданиях, DVD-диск включает в себя би-сайды с синглов к альбому.

1. Now, This Is Fun (03:26)
Атмосферная, но довольно безликая песня. Главный недостаток — отсутствие яркого мелодического материала. Единственное, что можно отметить в качестве плюса — это любопытные аранжировочные находки. Обратите внимание на вступление: столь внезапные смены размера (то есть ритмического пульса) — большая редкость для поп-музыки того времени.

2. Oberkorn (It's A Small Town) (04:09)
Очень симпатичная инструменталка — задумчивая и меланхоличная. Странно, что ей не нашлось места в альбоме, ведь если ее сравнивать с Nothing To Fear, то сравнение будет не в пользу последней. Хотя, это дело вкуса. Oberkorn по духу ближе именно к Мартину Гору, тогда как Nothing To Fear вполне могла бы быть написана еще для "кларковского" Speak&Spell.

3. Except from: My Secret Garden (03:14)
И еще одна инструменталка, основанная, как видно из названия, на материале My Secret Garden. Самостоятельной ценности этот номер не представляет, так как основной мелодии песни здесь не звучит.

Качество звука на би-сайдах очень приличное, хотя повышенного разрешения (24 бита) здесь, в общем-то, не нужно, а отсутствие шестиканального микса огорчает.

Общие впечатления от издания

Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, прежде всего, наличие полноценной концертной аудиозаписи на DVD. На прежних переизданиях этого не было, и можно только поприветствовать подобное нововведение. Также радует, что все аудиозаписи (включая концерт и дополнительные треки) представлены на DVD с повышенным разрешением (PCM Stereo 24 bit или DTS 96/24). Но данный релиз можно порекомендовать, прежде всего, исследователям творчества Depeche Mode, а также наиболее преданным фэнам группы. Вряд ли широкому кругу меломанов будет интересно слушать ранние и во многом несовершенные записи Depeche Mode.



Благодарим компанию Gala Records и лично Ольгу Карих за предоставление диска на тестирование

 

Дополнительно

Depeche Mode A Broken Frame Collector's Edition (SACD+DVD)

Depeche Mode: A Broken Frame, Collector’s Edition (SACD+DVD)

 

     
  Лейбл: Mute
  Дата оригинального релиза: 27 сентября 1982 года
  Дата выхода переиздания: 02 октября 2006 года
  Дистрибьютор: Gala Records

В начале 1982 года Depeche Mode и менеджмент лейбла Mute оказались в сложнейшем положении: как известно, после выхода дебютного альбома Speak&Spell и британского турне в его поддержку из группы ушел Винс Кларк — негласный лидер коллектива и автор почти всего существовавшего на тот момент репертуара "депешей". Поэтому продюсеру Дэниэлу Миллеру срочно пришлось искать замену. И если за синтезатор еще можно было кого-нибудь поставить, то найти такого же достойного сонграйтера казалось совершенно невозможным. К счастью, обе проблемы были разрешены удачно — как для Depeche Mode и лейбла Mute (руководителем которого и является Миллер), так и для мировой поп-музыки в целом. Дополнительным клавишником стал Алан Уайлдер (присоединившийся к DM во время тура в поддержку A Broken Frame), а за написание новых песен взялся Мартин Гор, благодаря которому музыканты постепенно нашли свой неповторимый творческий облик.

Давайте подробно рассмотрим трек-лист пластинки.

1. Leave In Silence (04:51)
Первый номер заметно отличается по стилистике от наивно-беззаботных песен Винса Кларка. Нет, конечно, это еще не «рок-готика» Songs Of Faith And Devotion или Ultra — легковесные танцевальные синти-мотивчики по-прежнему доминируют в музыкальной ткани. Но ощутимое «омрачнение» уже присутствует. Да и своеобразное гармоническое мышление Мартина дает о себе знать — таких гармонических оборотов в Speak&Spell не встретишь!

2. My Secret Garden (04:46)
Вторая песня, хоть и продолжает линию первого трека, выглядит гораздо более традиционной. С другой стороны, этот номер запоминается куда лучше, чем предыдущий. Кроме того, обратите внимание на любопытные аранжировочные находки, добавляющие этому довольно стандартному треку эксцентричности.

3. Monument (03:15)
Начисто лишенная хитового потенциала, третья композиция выглядит откровенно проходным номером. Непонятно, что Мартин хотел сказать этой странноватой песней, и какие эмоции пытался пробудить у слушателей.

4. Nothing To Fear (04:18)
Атмосферный и довольно приятный инструментальный трек, подкупающий своей ненавязчивой мелодичностью. Конечно, такое прямолинейное синтезаторное звучание сегодня кажется совершенно устаревшим, да и в отношении музыкального материала четвертому номеру идти и идти до великолепных Sibeling и Memphisto (об этих би-сайдах сингла Enjoy The Silence мы писали в связи с альбомом Violator). Но в качестве интерлюдии Nothing To Fear выглядит очень неплохо.

5. See You (04:34)
Первый сингл с альбома A Broken Frame представляет довольно любопытное сочетание оптимистично-наивной мелодики в духе Винса Кларка и довольно «темного» синтезаторного сопровождения. Разумеется, надо делать скидку на время создания песни, и на тот факт, что в условиях выбранного Мартином Гором подвижного темпа никакой по-настоящему мрачной музыки не могло получиться в принципе. Все те же легковесные синтезаторные пассажи, все тот же пульсирующий ритм драм-машины… Но если сравнивать See You и, скажем, Just Can't Get Enought (с альбома Speek&Spell), то нельзя не заметить, что музыка стала немного другой — более меланхоличной, что ли… Как будто на веселые детские рисунки на асфальте вдруг легла тень от тучи, закрывшей солнце…

6. Satellite (04:44)
Малоудачный номер. Незапоминающаяся минорная мелодия плохо сочетается с пританцовывающим сопровождением, а странноватый гармонический оборот в середине номера придает треку эксцентричности, но отнюдь не выразительности.

7. The Meaning Of Love (03:06)
Второй сингл выдержан в той же стилистике, что и первый, хотя той специфической затемненности, которую мы отмечали в See You, здесь нет. Поэтому седьмой номер гораздо ближе к песням Speak&Spell, нежели все остальные треки A Broken Frame. При этом в мелодическом плане The Meaning Of Love не менее удачен, чем первый сингл, а по гармонии даже превосходит его. Все гармонические новации выглядят здесь абсолютно естественно и органично.

8. A Photograph Of You (03:04)
Милый, но, по большому счету, не особо интересный номер. В его основе — очень банальный (по сегодняшним меркам) мелодико-гармонический оборот, который появляется в начале каждого куплета, но достойного развития не получает.

9. Shouldn't Have Done That (03:12)
Предпоследний номер альбома вызовет удивление даже у знатоков творчества Depeche Mode. Чего-чего, но подобного трека мы от них точно не ожидали. Многочисленные шумовые наслоения (в том числе, обычная человеческая речь, аплодисменты, свист ветра…) вкупе с непривычными гармоническими последовательностями в сопровождении вызывают ассоциации скорее с незабвенной рок-сюитой The Dark Side Of The Moon (Pink Floyd), нежели с поп-хитами 80-х. Тем не менее, по выразительности этот номер не может даже стоять рядом с гениальным творением Роджера Уотерса и компании, поэтому иначе как любопытным экспериментом девятый трек не назовешь.

9. The Sun And The Rainfall (05:02)
А финальный трек — это приближение к саунду альбомов конца 80-х. Более тяжелый ритм, атмосферные клавишные, отстраненный вокал Гаана… Да, здесь нет ярких мелодических находок, но в целом этот номер можно считать выходом на принципиально иной уровень! Это своего рода «мостик» от ранних творений к зрелым работам группы.

Общие впечатления от альбома

Второй альбом Depeche Mode представляет собой довольно интересное творение: с одной стороны, группа еще работает в прежнем русле, а Мартин Гор явно пытается подражать Винсу Кларку — недаром наиболее удачные примеры этого подражания и были выпущены на синглах. Но с другой стороны, смена сонграйтера чувствуется сразу: песни стали более смелыми и необычными, аранжировки — более изобретательными, а общая атмосфера — более темной и меланхоличной. Альбом A Broken Frame принято считать одной из самых слабых работ Depeche Mode — такого мнения придерживаются и менеджмент лейбла Mute, и сами музыканты, и большинство их поклонников. Неудивительно, что ни на один из официальных концертников группы (101, Devotional, Exciter Tour, Touring The Angel) песни со второго альбома не попали, ведь по-настоящему ярких хитов на нем нет. Однако историческое значение этой пластинки переоценить невозможно. Для Depeche Mode это было началом нового этапа, поворотом в принципиально иную сферу. Поэтому тем, кто серьезно интересуется творчеством DM, стоит обратить внимание на эту запись, несмотря на все ее очевидные недостатки.

Варианты переизданий

Все переиздания альбомов Depeche Mode вышли (и выйдут) в двух вариантах: SACD+DVD и CD+DVD. При этом DVD-диски в обоих изданиях не отличаются, а на SACD и CD записана одна и та же программа (собственно, сам альбом). Возможность предоставить покупателю альтернативу нельзя не похвалить — все-таки далеко не у всех есть проигрыватель SACD-дисков, поэтому некоторые предпочтут купить более дешевый вариант, тем более что на DVD есть почти не уступающий по качеству шестиканальный DTS-трек. Однако, по непонятным причинам, на обоих изданиях написано «CD+DVD», и понять (естественно, не вскрывая упаковку), какой из них с SACD-диском, будет непросто даже для искушенных меломанов. Поэтому мы решили показать те минимальные отличия, по которым издания можно отличить.

Во-первых, SACD+DVD упакован в плотную полупрозрачную пластиковую суперобложку.

Во-вторых, на задней стороне издания SACD+DVD можно обнаружить следующую надпись:

Шрифт очень мелкий, но если приглядеться, то сложно будет не заметить аббревиатур DSD и SACD.

В-третьих, около штрих-кода можно увидеть логотип SACD и иконку Multi-ch / Stereo.

Все эти атрибуты присутствуют только на изданиях SACD+DVD. И если их нет, то значит, перед вами издание CD+DVD. У нас на тестировании было издание SACD+DVD, поэтому в данной статье (как, впрочем, и во всех остальных статьях iXBT.com про переиздания альбомов Depeche Mode) речь идет именно об этом варианте.

Издание

Переиздание альбома A Broken Frame включает в себя два диска: гибридный SACD и DVD. Диски упакованы в очень приятный диджипак (картонная «раскладушка»), который дополнительно вложен в полупрозрачную пластиковую упаковку.

Обратная сторона издания выглядит следующим образом:

Фотография разворота:

Дизайн издания вызывает неоднозначные впечатления: на мой взгляд, малиновый цвет плохо сочетается с сумеречными пейзажами.

В кармашек диджипака вложен 16-страничный буклет с интересной аннотацией Дэниэла Миллера (глава лейбла Mute), текстами всех песен (в том числе и бонус-треков) и фотографиями музыкантов Depeche Mode. К дизайну буклета — претензии те же.



Диск Super Audio CD

Подробно о формате SACD мы писали в статье про альбом Depeche Mode Speak&Spell. Поэтому давайте пропустим вводную часть и сразу приступим к тестированию качества звучания на SACD.

Шестиканальный микс выполнен очень качественно. Все эффекты удачно распределены по каналам, а в целом звучание достаточно чистое и приятное. Да, конечно, это не уровень современных записей, но для альбома четвертьвековой давности качество звука отличное.

Что касается CD-слоя (его объем — 414 Мб), то никаких защит на нем нет, поэтому скопировать треки для создания резервной копии или прослушивания в портативном mp3-плеере удастся без проблем. Радует, что информация о каждом треке (название, альбом и артист) уже есть на диске, поэтому полученные аудиофайлы можно сразу записывать на флэш-память плеера.

Диск DVD-Video

Тип диска: DVD9
Объем — 5226 Mb
Зона: 2, 3, 4, 5, 6
Видеостандарт: PAL
Формат картинки: 1,85:1, анаморф
Звуковая дорожка на документалке: PCM Stereo
Звуковая дорожка на дополнительных треках: PCM Stereo 24 bit
Звуковые дорожки на аудиотреках: PCM Stereo 24 bit, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 96/24 (1536 Kbps)
Субтитры (для документалки): английские, французские, немецкие, испанские, итальянские.

Меню DVD статично и не озвучено. Навигация по меню очень удобная и интуитивно понятная. Но перед выходом в меню придется просмотреть не проматываемую 22-секундную рекламу лейбла Mute. К сожалению, UOP’ы (действия, запрещенные пользователю) есть и на самих материалах. Например, если вы смотрите DVD на компьютере, то воспроизвести фильм не с начала, а откуда-нибудь с середины у вас не получится. Спасибо, хоть ускоренная перемотка не заблокирована. Кроме того, на аудиотреках невозможно переключение звуковых дорожек во время прослушивания (разумеется, если не пользоваться специальными программами для снятия подобных защит).

Помимо аудиопрограммы самого альбома (в форматах PCM 24-bit, DD 5.1 и DTS 96/24) на DVD представлены следующие материалы:

Depeche Mode: 1982 (The beginning of their so-called dapk phase) (27:09)
Документальный фильм затрагивает события, начиная с ухода из группы Винса Кларка и заканчивая британским турне в поддержку A Broken Frame. В принципе, фильм получился довольно любопытный, хотя интересного фактического материала здесь не так много, поэтому 70% экранного времени занимают размышления музыкантов группы и представителей студии о причинах ухода Винса Кларка, а также их воспоминания и личные впечатления от работы с «новичком» Аланом Уайлдером.



Кроме того, стоит отметить, что в документалке представлено довольно много архивных материалов и фотографий.



Качество видео очень хорошее, за исключением записей турне в поддержку A Broken Frame.

Live in Hammersmith, October 1982

Едва ли не самый ценный для поклонников Depeche Mode материал на данном переиздании: прежде не издававшаяся запись живого исполнения шести номеров из альбома A Broken Frame.

Увы, на диске представлена лишь аудиопрограмма (хотя в документальном фильме мы видели и видеозаписи). Но зато аудиодорожки — в тех же форматах, что и на альбомных треках. Рассмотрим каждый номер в отдельности.

1. My Secret Garden (07:31)
Открывает концертную запись песня My Secret Garden, расширенная по сравнению с альбомной версией за счет трехминутного синтезаторного вступления. Основная часть композиции исполняется музыкантами практически без изменений.

2. See You (04:10)
Следующий трек почти не содержит отличий от студийного варианта. Разве что в припеве вокальная линия Мартина Гора явно выходит на первый план, тогда как в альбоме мы слышали, прежде всего, пение Дэйва Гаана. Но вполне возможно, что это не концептуальная идея, а всего лишь специфическая особенность данной концертной записи.

3. Satellite (04:21)
Такая же особенность и у третьего номера, причем Мартин здесь поет даже в куплетах, дублируя Дэйва октавой выше. Не могу сказать, что это производит хорошее впечатление, все-таки пение в октаву создает довольно специфическое звучание (поэтому в хорах композиторы очень редко используют подобные дублировки).

4. Nothing To Fear (04:27)
Единственная инструменталка звучит здесь почти так же, как на альбоме, только начало немного отличается: открывающий номер синтезаторный мотив вступает чуть позже ритмической фигуры и переносится на октаву ниже, но никаких существенных изменений нет.

5. The Meaning Of Love (03:23)
Концертную версию The Meaning Of Love не отличишь от альбомной записи! Тут и комментировать нечего.

6. A Photograph Of You (04:26)
За исключением незначительных аранжировочных изменений, песня осталась прежней. Более того, Дэйв Гаан явно стремится подражать студийной записи, причем проявляется это достаточно комично: обратите внимание на небольшое «взвизгивание» Дэйва, которое звучит ровно на том же месте, что и в альбоме!

Общие впечатления от концертной записи

Песни из A Broken Frame исполняются музыкантами очень близко к студийной версии, поэтому на первый план пробиваются мелкие огрехи типа интонационных ошибок Дэйва Гаана или чересчур назойливого бэк-вокала Мартина Гора. Чувствуется, что музыканты еще не совсем привыкли друг к другу и не накопили достаточно большого опыта живых выступлений, поэтому ансамблевое пение порой звучит несколько разбалансированно. Потому ценность данной записи, скорее, историческая, нежели музыкальная. Ведь на данный момент это самая ранняя полноценная живая запись Depeche Mode (из официально изданных, естественно). Качество звука — значительно хуже, чем на альбоме, хотя видно, что звукорежиссеры очень старались: никаких серьезных шумов и искажений я не заметил. Разложение по каналам грешит некоторой искусственностью (что неудивительно, ведь в оригинале запись была, скорее всего, монофоническая), да и общая «кашеобразность» звучания может подпортить впечатление.

NB: На обложке издания допущена ошибка. В списке концертных треков указаны Shouldn't Have Done That и The Sun And The Rainfall, которых на диске нет.

Additional Tracks

Как и на предыдущих переизданиях, DVD-диск включает в себя би-сайды с синглов к альбому.

1. Now, This Is Fun (03:26)
Атмосферная, но довольно безликая песня. Главный недостаток — отсутствие яркого мелодического материала. Единственное, что можно отметить в качестве плюса — это любопытные аранжировочные находки. Обратите внимание на вступление: столь внезапные смены размера (то есть ритмического пульса) — большая редкость для поп-музыки того времени.

2. Oberkorn (It's A Small Town) (04:09)
Очень симпатичная инструменталка — задумчивая и меланхоличная. Странно, что ей не нашлось места в альбоме, ведь если ее сравнивать с Nothing To Fear, то сравнение будет не в пользу последней. Хотя, это дело вкуса. Oberkorn по духу ближе именно к Мартину Гору, тогда как Nothing To Fear вполне могла бы быть написана еще для "кларковского" Speak&Spell.

3. Except from: My Secret Garden (03:14)
И еще одна инструменталка, основанная, как видно из названия, на материале My Secret Garden. Самостоятельной ценности этот номер не представляет, так как основной мелодии песни здесь не звучит.

Качество звука на би-сайдах очень приличное, хотя повышенного разрешения (24 бита) здесь, в общем-то, не нужно, а отсутствие шестиканального микса огорчает.

Общие впечатления от издания

Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, прежде всего, наличие полноценной концертной аудиозаписи на DVD. На прежних переизданиях этого не было, и можно только поприветствовать подобное нововведение. Также радует, что все аудиозаписи (включая концерт и дополнительные треки) представлены на DVD с повышенным разрешением (PCM Stereo 24 bit или DTS 96/24). Но данный релиз можно порекомендовать, прежде всего, исследователям творчества Depeche Mode, а также наиболее преданным фэнам группы. Вряд ли широкому кругу меломанов будет интересно слушать ранние и во многом несовершенные записи Depeche Mode.



Благодарим компанию Gala Records и лично Ольгу Карих за предоставление диска на тестирование