BJÖRK: DEBUT


 

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 13 июля 1993 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

Исландская певица Бьорк Гудмундсдоттир родилась в 1965 году в семье хиппи. Поэтому все детство будущей суперзвезды прошло на различных тусовках и вечеринках.

В возрасте 11 лет Бьорк записала свой первый сольный альбом (который так и назывался — Bjork). На нем она исполнила исландские народные песни, а также кавер-версии рок-хитов (в том числе авторства The Beatles). Альбом вышел ограниченным тиражом, но принес Бьорк большую известность на родине. Тем не менее, сольная карьера не была продолжена. В подростковом возрасте Бьорк увлеклась панк-музыкой и за несколько лет сменила целый ряд панк-групп. Но успех за пределами Исландии к Бьорк пришел позже, когда она была в составе группы The Sugarcubes. Бьорк долгое время жила со своим партнером по группе и даже родила от него сына, но в конце концов отношения у них разладились, и это привело не только к распаду семейного союза, но и к роспуску The Sugarcubes. И тогда Бьорк решила заняться сольной карьерой. В качестве продюсера был приглашен Нелли Хупер (работавший с Мадонной, Massive Attack, U2 и многими другими звездными коллективами и исполнителями), но все песни (за исключением одной кавер-версии) Бьорк написала самостоятельно.

Давайте рассмотрим трек-лист альбома

1. Human Behaviour (04:12)
Этот трек стал первой песней для будущего альбома, записанной Бьорк под руководством Нелли Хупера. Она же была выпущена в качестве пред-альбомного сингла. Пожалуй, это самая любимая и известная песня Бьорк, которую певица неизменно исполняет в любом своем выступлении. По ее словам, мелодия Human Behavior была написана в шутку, но продюсер разглядел потенциал песни и сделал эффектную аранжировку, в которой трек и стал известен. 36 позиция в британском чарте — согласитесь, очень неплохой результат для дебютантки! В чем же причина успеха Human Behavior? Прежде всего, дело в мелодии. Яркая и совершенно необычная вокальная линия не может не вызвать восхищения (мелодии Бьорк один рецензент сравнил с американскими горками — никогда не знаешь, какой поворот или скачок сейчас будет)! А глубокие электронные биты только добавляют очарования треку. Вне всяких сомнений, перед нами маленький шедевр!



2. Crying (04:49)
Вторая песня хоть и уступает главному хиту, тем не менее также является довольно удачным примером клубно-танцевального трека. Причем в плане аранжировки Crying даже более изобретателен, нежели Human Behaviour, но такого мощного эмоционального заряда подарить, увы, не в состоянии.

3. Venus As A Boy (04:41)
Второй сингл добрался уже до 29 позиции в британском чарте. Из всех песен альбома Venus As A Boy, наверное, самая трогательная и наивная. Удивительно пластичная мелодия (хоть и чуть менее оригинальная, чем в Human Behaviour) и изящное сопровождение с использованием всевозможных колористических эффектов создают по-детски хрупкую музыкальную ткань.

4. There’s More To Life Than This (03:21)
Еще один клубно-дискотечный трек. Стандартный танцевальный ритм, стандартная мелодия, но… Бьорк удается превратить и эту песню в конфетку! Кроме того, дважды по ходу песни используется забавный эффект: на несколько секунд танцевальный ритм замолкает, как будто певица выходит из клуба на улицу (при этом слышен стук двери), а затем опять возвращается.

5. Like Someone In Love (4:33)
Единственная кавер-версия на альбоме — джазовый стандарт авторства Джимми ван Хойзена (музыка) и Джонни Берка (стихи). Впервые песня прозвучала в кинофильме Belle of the Yukon (1944), и с тех пор ее исполняли самые разные певцы, в том числе Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра. Бьорк поет Like Someone In Love под аккомпанимент арфы соло. И, надо признать, этот мягкий «сладкий» камерный джаз звучит у «исландского эльфа» превосходно (хоть и совсем иначе, нежели у той же Фицджеральд). Кстати, это не единственный пример исполнения Бьорк джазовых стандартов под арфу. На макси-сингле Venus As A Boy в качестве би-сайда записана песня I Remember You, очень близкая как по духу, так и по стилю исполнения к Like Someone In Love.

6. Big Time Sensuality (3:56)
Еще один суперхит альбома. Четвертый сингл Бьорк и — первый, который попал в американские чарты (88 позиция в Billboard 200 и верхняя строчка в танцевальном чарте). На родине песня добралась до 17 позиции. Очевидно, что Big Time Sensuality сделана по лекалам Human Behaviour. Такая же непредсказуемая мелодия, такие же эффектные и запоминающиеся электронные биты… Вот только вместо детской наивности музыка буквально излучает юношескую беззаботность и светится солнечным оптимизмом!

7. One Day (3:24)
Если первая половина альбома была выдержана примерно в одном стиле (кавер-версия не в счет), то начиная с седьмого трека музыка становится более экспериментальной. И хотя до авангардных Vespertine и Medulla здесь еще далеко, однако Бьорк уже начинает смешивать различные стили, экспериментировать в области аранжировки и аккомпанемента. Яркий пример — One Day, где сочетаются очень непохожие друг на друга куплеты и припев, и все это на фоне чуть ли не психоделического сопровождения.

8. Aeroplane (3:54)
Восьмой трек — еще более оригинальное и ни на что не похожее творение. Вступление в стиле авангардного джаза, исполняемое трио медных духовых инструментов, неожиданно сменяется интригующим инструментальным сопровождением, вызывающим ассоциации с какой-нибудь ритуальной церемонией в Средней Азии. А мелодия, написанная в необычном ладу (позже он будет использован в роскошном би-сайде Verandi к синглу Hidden Place), только усиливает ощущение таинственности.

9. Come To Me (04:55)
Девятый трек во многом продолжает линию Aeroplane. «Волшебное» сопровождение звучит еще более экзотично, с элементами психоделики (вот откуда вышли чарующие музыкальные ландшафты Vespertine!), но при этом вокальная линия стала куда более красивой выразительной, чем в двух предыдущих номерах.

10. Violently Happy (04:58)
Пятый сингл (13 позиция в британском чарте) во многом близок к танцевальным трекам в первой половине альбома, но в отличие от них Violently Happy звучит более напряженно и мрачно. А резкий мелодический скачок в припеве (как раз-таки на словах Violently Happy) и однообразный танцевальный ритм только добавляют песне нервозности.

11. The Anchor Song (03:32)
Последняя песня первого издания альбома исполняется Бьорк под аккомпанемент духового трио (что создает своеобразную «арку» с восьмым номером). Максимально свободная и раскрепощенная вокальная линия отлично сочетается с авангардно-джазовым (с изрядной долей «грязи») инструментальным сопровождением. Песня звучит очень проникновенно и лично — это своего рода послесловие автора к альбому.

12. Play Dead (03:58)
Песня Play Dead была сочинена Бьорк для фильма The Young Americans (1993, в главных ролях Харви Кейтел и Вигго Мортенсен) и выпущена на сингле (это был третий сольный сингл Бьорк после Human Behaviour и Venus As A Boy). Первоначально Play Dead не входила в альбом, но позже она была дописана в качестве бонус-трека на британское и японское издания. Сама по себе песня великолепна — яркая эмоциональная мелодика и красочное оркестровое сопровождение (сразу вызывающее в памяти саундтрек к «Танцующей в темноте») лишний раз свидетельствуют о подлинном композиторском таланте Бьорк. Вот только в альбоме Debut этот трек выглядит «белой вороной», тем более в качестве завершающего номера.

Общие впечатления от альбома
Debut — одна из лучших пластинок за всю историю поп-музыки, по праву получившая культовый статус. Яркие, оригинальные, очень разнообразные и самобытные песни в исполнении неподражаемой Бьорк, голос которой всегда узнаваем с первых же звуков, отлично сочетаются и дополняют друг друга. При этом, если первая половина альбома тяготеет к клубной танцевальной музыке, то вторая половина уже предвещает дальнейшие эксперименты Бьорк. Все в целом — удивительный калейдоскоп стилей, настроений и эмоций, наполненый искренностью и очарованием.

Клипы

На данный момент существует 26 клипов Бьорк. И первые пять из них — на песни из альбома Debut. Прежде они выпускались на DVD Volumen, а затем — на DVD Greatest Hits.



1. Human Behaviour
К созданию клипа на первую сольную песню Бьорк привлекли режиссера Мишеля Гондри (киноманам отлично известен фильм «Вечное сияние чистого разума», завоевавший в прошлом году Оскар за оригинальный сценарий). В дальнейшем Бьорк сотрудничала с ним регулярно, и можно смело сказать, что он как никто другой понимает и умеет отражать в своих роликах неповторимую музыку Бьорк. И не факт, что песня Human Behaviour завоевала бы такой успех, если бы не очаровательный кукольно-мультяшный клип Мишеля Гондри. Режиссер вслед за певицей смотрит на мир через призму детского восприятия, согласно которому джунгли таинственные, но нестрашные, потому что «ненастоящие», охотник злой (поэтому должен получить по заслугам!), все животные и особенно плюшевый медведь обязательно добрые, а быть съеденной этим медведем — значит попасть к нему в живот и жить там в маленькой, но светлой каморке.

2. Venus As A Boy
В клипе Софи Мюллер певица готовит себе яичницу. При этом она постоянно отвлекается на мечтания, из-за чего яичница сгорает. Впрочем, вторая попытка оказывается более удачной. Бьорк как всегда подкупает своей детской непосредственностью, а в этом клипе она выглядит особенно мило, я бы сказал, по-домашнему.

3. Big Time Sensuality
В клипе использована другая версия песни (она выходила на сингле под названием The Fluke Minimix), нежели вариант, попавший в альбом. Видеоверсия чуть более однообразна (в припеве отсутствует гармоническая «подкладка»), но зато и более атмосферна. Что же касается самого ролика, срежиссированного известным французским клипмейкером Стефаном Седнауа, то он куда менее интересен, чем два предыдущих клипа. В нем Бьорк танцует на платформе, которая едет по улицам Нью-Йорка. Несмотря на стильную черно-белую картинку и очаровательное кривляние певицы (которая отчаянно прыгает по платформе и усиленно корчит рожи в камеру), смотреть этот клип довольно-таки скучно.



4. Violently Happy
Клип, снятый Жаном-Батистом Мондино, подчеркивает именно ту нервную безумность, что заложена в музыке песни. Ролик построен так, как будто это съемка камерой наблюдения в палате с мягкими стенами (для буйных душевнобольных). Вот только у «больных» откуда-то взялись ножницы, машинка для бритья и куклы. Поэтому они в дикой пляске регулярно пытаются постричь либо себя, либо кукол. Клип производит довольно гнетущее впечатление — такой неконтролируемый сознанием поток агрессии на однообразно-кислотном фоне.



5. Play Dead
Как уже говорилось, песня была написана для фильма, поэтому клип представляет собой нарезку кадров из фильма (режиссер — Дэнни Кэннон), в которую вставлены кадры с Бьорк. Вполне естественно, что столь «кинематографичная» музыка отлично взаимодействует с «киношным» видеорядом.

Общие впечатления от клипов

В целом клипы оригинальные и разнообразные, но подчас они держатся исключительно на личном обаянии Бьорк. Правда, среди этих видеороликов есть одна настоящая жемчужина — Human Behaviour. Немного в стороне находится клип на Play Dead — он не похож ни на один из последующих клипов певицы.


Издание

Диск входит в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Оформление дисков аналогично оригинальным изданиям, но коробка другая: по размерам она соответствует стандартным CD-боксам, но открывается иначе — с помощью защелки с правой стороны (см. иллюстрацию). Поначалу это кажется непривычным, но вскоре вы начинаете понимать, что такая коробка куда удобнее, чем стандартный вариант.

Диск является двухсторонним, где одна сторона — Audio CD, а другая — DVD-Video. На стороне Audio CD представлен альбом в оригинальном двухканальном миксе, тогда как на стороне DVD-Video все треки записаны в новом шестиканальном варианте. Кроме того, на этой же стороне представлены все 5 клипов к альбому. Файлов DVD-Audio (наличие которых предполагается стандартом DualDisc ) на диске не представлено. Что является очередным тревожным звоночком для формата DVD-A!

Помимо диска в наличии имеется небольшой буклет с текстами песен и фотографиями. Никаких атрибутов коллекционного или тем более подарочного издания у переизданий нет.

Сторона Audio CD

Объем — 528 Mb
Качество звучания аналогично прежним изданиям. А вот с чтением диска есть проблемы. Стационарный плеер довольно долго распознает диск. На компьютере из двух дисководов только один (TEAC DV-516D 1.06) без проблем справился с диском, тогда как второй дисковод (NEC ND-3520A 1.04) выдавал ошибки в процессе извлечения треков. Похоже, проблемы с читаемостью CD-стороны — один из главных недостатков стандарта DualDisc. При этом, не стоит забывать, что рабочая поверхность на двухсторонних дисках куда больше подвержена механическим повреждениям. Поэтому неосторожное обращение с такими дисками только усугубит проблемы с распознаванием и чтением диска.

Сторона DVD-Video

Объем — 3459 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 96/24 (1536 Kbps)
Звуковые дорожки на клипах: PCM Stereo, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (768 Kbps)
Субтитры: отсутствуют

Полноэкранное меню выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне, больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP’ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. В общем, все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

Теперь — о главном. То есть о качестве звука. Именно наличие шестиканального микса является главной приманкой переизданий. Что ж, обновленный Debut действительно звучит неплохо. Объем чувствуется, а пространственные эффекты есть там, где это необходимо. Однако, такого сногсшибательного эффекта, какой производили шестиканальные фонограммы Medulla и Vespertine (оба альбома выходили на DVD-A и SACD), достичь все же не удалось. То ли дело в музыке, не столь богатой на полифонические наслоения, то ли в возрасте записи (13 лет — немалый срок), то ли в излишней осторожности звукорежиссеров, испугавшихся шокировать слушателей неожиданным звучанием давно знакомых песен… Но так или иначе, к образцово-показательным многоканальным миксам аудиодорожки Debut явно не относятся. Если же сравнивать два представленных на диске звуковых формата (DD 5.1 и DTS 96/24), то можно лишний раз убедиться, что, во-первых, DTS 96/24 по-прежнему является лучшим на данный момент форматом звука для DVD, а во-вторых, до уровня Advanced Resolution (DVD-A) и DSD (SACD) не дотягивает даже он. Впрочем, в данном случае выбирать между форматами высокого разрешения не приходится, а единственный доступный выбор (между DD 5.1 и DTS 96/24) совершенно очевиден.

Что же касается качества видео на клипах, то здесь стоит сказать, что трансфер на роликах не обновлялся и потому в точности соответствует предыдущим DVD-изданиям (Volumen и Greatest Hits). Картинка страдает от зашумленности, четкость невысока, а цветопередача не всегда естественна. В целом, качество довольно привычное для клипов, но от переиздания все же ждешь большего. С другой стороны, радует, что шестиканальный микс теперь доступен и на клипах (на прежних изданиях клипы были только в стерео).

Итак, подведем итоги по переизданию первого альбома Бьорк.

Плюсы

  • наличие всех клипов к альбому на DVD-стороне;
  • наличие шестиканального микса на всех треках альбома и на клипах;
  • наличие на треках альбома лучшей на данный момент звуковой DVD-дорожки DTS 96/24;
  • невысокая цена (меньше $20).

Минусы

  • отсутствие каких-либо би-сайдов, ремиксов или бонус-треков;
  • отсутствие файлов DVD-A;
  • отсутствие каких-либо видео- или текстовых бонусов;
  • старый и далеко не идеальный трансфер на клипах;
  • стандартный DTS (вместо DTS 96/24) на клипах;
  • большое количество UOP’ов (действий, запрещенных пользователю), неудобство навигации по меню;
  • стандартное (совсем не коллекционное) оформление.

Таким образом, можно констатировать, что переиздание ориентировано скорее на новых слушателей, нежели на хардкорных фэнов певицы. Впрочем, даже если у вас есть и CD-издание альбома, и DVD с клипами, то покупка переиздания все равно может быть оправдана (несмотря на все его недостатки), но только если вы являетесь ярым сторонником прослушивания музыки в шестиканальном варианте.

 

Дополнительно

BJORK DEBUT

BJÖRK: DEBUT

 

     
  Лейбл: Wellhart / One Little Indian
  Дата оригинального релиза: 13 июля 1993 года
  Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
     

Исландская певица Бьорк Гудмундсдоттир родилась в 1965 году в семье хиппи. Поэтому все детство будущей суперзвезды прошло на различных тусовках и вечеринках.

В возрасте 11 лет Бьорк записала свой первый сольный альбом (который так и назывался — Bjork). На нем она исполнила исландские народные песни, а также кавер-версии рок-хитов (в том числе авторства The Beatles). Альбом вышел ограниченным тиражом, но принес Бьорк большую известность на родине. Тем не менее, сольная карьера не была продолжена. В подростковом возрасте Бьорк увлеклась панк-музыкой и за несколько лет сменила целый ряд панк-групп. Но успех за пределами Исландии к Бьорк пришел позже, когда она была в составе группы The Sugarcubes. Бьорк долгое время жила со своим партнером по группе и даже родила от него сына, но в конце концов отношения у них разладились, и это привело не только к распаду семейного союза, но и к роспуску The Sugarcubes. И тогда Бьорк решила заняться сольной карьерой. В качестве продюсера был приглашен Нелли Хупер (работавший с Мадонной, Massive Attack, U2 и многими другими звездными коллективами и исполнителями), но все песни (за исключением одной кавер-версии) Бьорк написала самостоятельно.

Давайте рассмотрим трек-лист альбома

1. Human Behaviour (04:12)
Этот трек стал первой песней для будущего альбома, записанной Бьорк под руководством Нелли Хупера. Она же была выпущена в качестве пред-альбомного сингла. Пожалуй, это самая любимая и известная песня Бьорк, которую певица неизменно исполняет в любом своем выступлении. По ее словам, мелодия Human Behavior была написана в шутку, но продюсер разглядел потенциал песни и сделал эффектную аранжировку, в которой трек и стал известен. 36 позиция в британском чарте — согласитесь, очень неплохой результат для дебютантки! В чем же причина успеха Human Behavior? Прежде всего, дело в мелодии. Яркая и совершенно необычная вокальная линия не может не вызвать восхищения (мелодии Бьорк один рецензент сравнил с американскими горками — никогда не знаешь, какой поворот или скачок сейчас будет)! А глубокие электронные биты только добавляют очарования треку. Вне всяких сомнений, перед нами маленький шедевр!



2. Crying (04:49)
Вторая песня хоть и уступает главному хиту, тем не менее также является довольно удачным примером клубно-танцевального трека. Причем в плане аранжировки Crying даже более изобретателен, нежели Human Behaviour, но такого мощного эмоционального заряда подарить, увы, не в состоянии.

3. Venus As A Boy (04:41)
Второй сингл добрался уже до 29 позиции в британском чарте. Из всех песен альбома Venus As A Boy, наверное, самая трогательная и наивная. Удивительно пластичная мелодия (хоть и чуть менее оригинальная, чем в Human Behaviour) и изящное сопровождение с использованием всевозможных колористических эффектов создают по-детски хрупкую музыкальную ткань.

4. There’s More To Life Than This (03:21)
Еще один клубно-дискотечный трек. Стандартный танцевальный ритм, стандартная мелодия, но… Бьорк удается превратить и эту песню в конфетку! Кроме того, дважды по ходу песни используется забавный эффект: на несколько секунд танцевальный ритм замолкает, как будто певица выходит из клуба на улицу (при этом слышен стук двери), а затем опять возвращается.

5. Like Someone In Love (4:33)
Единственная кавер-версия на альбоме — джазовый стандарт авторства Джимми ван Хойзена (музыка) и Джонни Берка (стихи). Впервые песня прозвучала в кинофильме Belle of the Yukon (1944), и с тех пор ее исполняли самые разные певцы, в том числе Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра. Бьорк поет Like Someone In Love под аккомпанимент арфы соло. И, надо признать, этот мягкий «сладкий» камерный джаз звучит у «исландского эльфа» превосходно (хоть и совсем иначе, нежели у той же Фицджеральд). Кстати, это не единственный пример исполнения Бьорк джазовых стандартов под арфу. На макси-сингле Venus As A Boy в качестве би-сайда записана песня I Remember You, очень близкая как по духу, так и по стилю исполнения к Like Someone In Love.

6. Big Time Sensuality (3:56)
Еще один суперхит альбома. Четвертый сингл Бьорк и — первый, который попал в американские чарты (88 позиция в Billboard 200 и верхняя строчка в танцевальном чарте). На родине песня добралась до 17 позиции. Очевидно, что Big Time Sensuality сделана по лекалам Human Behaviour. Такая же непредсказуемая мелодия, такие же эффектные и запоминающиеся электронные биты… Вот только вместо детской наивности музыка буквально излучает юношескую беззаботность и светится солнечным оптимизмом!

7. One Day (3:24)
Если первая половина альбома была выдержана примерно в одном стиле (кавер-версия не в счет), то начиная с седьмого трека музыка становится более экспериментальной. И хотя до авангардных Vespertine и Medulla здесь еще далеко, однако Бьорк уже начинает смешивать различные стили, экспериментировать в области аранжировки и аккомпанемента. Яркий пример — One Day, где сочетаются очень непохожие друг на друга куплеты и припев, и все это на фоне чуть ли не психоделического сопровождения.

8. Aeroplane (3:54)
Восьмой трек — еще более оригинальное и ни на что не похожее творение. Вступление в стиле авангардного джаза, исполняемое трио медных духовых инструментов, неожиданно сменяется интригующим инструментальным сопровождением, вызывающим ассоциации с какой-нибудь ритуальной церемонией в Средней Азии. А мелодия, написанная в необычном ладу (позже он будет использован в роскошном би-сайде Verandi к синглу Hidden Place), только усиливает ощущение таинственности.

9. Come To Me (04:55)
Девятый трек во многом продолжает линию Aeroplane. «Волшебное» сопровождение звучит еще более экзотично, с элементами психоделики (вот откуда вышли чарующие музыкальные ландшафты Vespertine!), но при этом вокальная линия стала куда более красивой выразительной, чем в двух предыдущих номерах.

10. Violently Happy (04:58)
Пятый сингл (13 позиция в британском чарте) во многом близок к танцевальным трекам в первой половине альбома, но в отличие от них Violently Happy звучит более напряженно и мрачно. А резкий мелодический скачок в припеве (как раз-таки на словах Violently Happy) и однообразный танцевальный ритм только добавляют песне нервозности.

11. The Anchor Song (03:32)
Последняя песня первого издания альбома исполняется Бьорк под аккомпанемент духового трио (что создает своеобразную «арку» с восьмым номером). Максимально свободная и раскрепощенная вокальная линия отлично сочетается с авангардно-джазовым (с изрядной долей «грязи») инструментальным сопровождением. Песня звучит очень проникновенно и лично — это своего рода послесловие автора к альбому.

12. Play Dead (03:58)
Песня Play Dead была сочинена Бьорк для фильма The Young Americans (1993, в главных ролях Харви Кейтел и Вигго Мортенсен) и выпущена на сингле (это был третий сольный сингл Бьорк после Human Behaviour и Venus As A Boy). Первоначально Play Dead не входила в альбом, но позже она была дописана в качестве бонус-трека на британское и японское издания. Сама по себе песня великолепна — яркая эмоциональная мелодика и красочное оркестровое сопровождение (сразу вызывающее в памяти саундтрек к «Танцующей в темноте») лишний раз свидетельствуют о подлинном композиторском таланте Бьорк. Вот только в альбоме Debut этот трек выглядит «белой вороной», тем более в качестве завершающего номера.

Общие впечатления от альбома
Debut — одна из лучших пластинок за всю историю поп-музыки, по праву получившая культовый статус. Яркие, оригинальные, очень разнообразные и самобытные песни в исполнении неподражаемой Бьорк, голос которой всегда узнаваем с первых же звуков, отлично сочетаются и дополняют друг друга. При этом, если первая половина альбома тяготеет к клубной танцевальной музыке, то вторая половина уже предвещает дальнейшие эксперименты Бьорк. Все в целом — удивительный калейдоскоп стилей, настроений и эмоций, наполненый искренностью и очарованием.

Клипы

На данный момент существует 26 клипов Бьорк. И первые пять из них — на песни из альбома Debut. Прежде они выпускались на DVD Volumen, а затем — на DVD Greatest Hits.



1. Human Behaviour
К созданию клипа на первую сольную песню Бьорк привлекли режиссера Мишеля Гондри (киноманам отлично известен фильм «Вечное сияние чистого разума», завоевавший в прошлом году Оскар за оригинальный сценарий). В дальнейшем Бьорк сотрудничала с ним регулярно, и можно смело сказать, что он как никто другой понимает и умеет отражать в своих роликах неповторимую музыку Бьорк. И не факт, что песня Human Behaviour завоевала бы такой успех, если бы не очаровательный кукольно-мультяшный клип Мишеля Гондри. Режиссер вслед за певицей смотрит на мир через призму детского восприятия, согласно которому джунгли таинственные, но нестрашные, потому что «ненастоящие», охотник злой (поэтому должен получить по заслугам!), все животные и особенно плюшевый медведь обязательно добрые, а быть съеденной этим медведем — значит попасть к нему в живот и жить там в маленькой, но светлой каморке.

2. Venus As A Boy
В клипе Софи Мюллер певица готовит себе яичницу. При этом она постоянно отвлекается на мечтания, из-за чего яичница сгорает. Впрочем, вторая попытка оказывается более удачной. Бьорк как всегда подкупает своей детской непосредственностью, а в этом клипе она выглядит особенно мило, я бы сказал, по-домашнему.

3. Big Time Sensuality
В клипе использована другая версия песни (она выходила на сингле под названием The Fluke Minimix), нежели вариант, попавший в альбом. Видеоверсия чуть более однообразна (в припеве отсутствует гармоническая «подкладка»), но зато и более атмосферна. Что же касается самого ролика, срежиссированного известным французским клипмейкером Стефаном Седнауа, то он куда менее интересен, чем два предыдущих клипа. В нем Бьорк танцует на платформе, которая едет по улицам Нью-Йорка. Несмотря на стильную черно-белую картинку и очаровательное кривляние певицы (которая отчаянно прыгает по платформе и усиленно корчит рожи в камеру), смотреть этот клип довольно-таки скучно.



4. Violently Happy
Клип, снятый Жаном-Батистом Мондино, подчеркивает именно ту нервную безумность, что заложена в музыке песни. Ролик построен так, как будто это съемка камерой наблюдения в палате с мягкими стенами (для буйных душевнобольных). Вот только у «больных» откуда-то взялись ножницы, машинка для бритья и куклы. Поэтому они в дикой пляске регулярно пытаются постричь либо себя, либо кукол. Клип производит довольно гнетущее впечатление — такой неконтролируемый сознанием поток агрессии на однообразно-кислотном фоне.



5. Play Dead
Как уже говорилось, песня была написана для фильма, поэтому клип представляет собой нарезку кадров из фильма (режиссер — Дэнни Кэннон), в которую вставлены кадры с Бьорк. Вполне естественно, что столь «кинематографичная» музыка отлично взаимодействует с «киношным» видеорядом.

Общие впечатления от клипов

В целом клипы оригинальные и разнообразные, но подчас они держатся исключительно на личном обаянии Бьорк. Правда, среди этих видеороликов есть одна настоящая жемчужина — Human Behaviour. Немного в стороне находится клип на Play Dead — он не похож ни на один из последующих клипов певицы.


Издание

Диск входит в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Оформление дисков аналогично оригинальным изданиям, но коробка другая: по размерам она соответствует стандартным CD-боксам, но открывается иначе — с помощью защелки с правой стороны (см. иллюстрацию). Поначалу это кажется непривычным, но вскоре вы начинаете понимать, что такая коробка куда удобнее, чем стандартный вариант.

Диск является двухсторонним, где одна сторона — Audio CD, а другая — DVD-Video. На стороне Audio CD представлен альбом в оригинальном двухканальном миксе, тогда как на стороне DVD-Video все треки записаны в новом шестиканальном варианте. Кроме того, на этой же стороне представлены все 5 клипов к альбому. Файлов DVD-Audio (наличие которых предполагается стандартом DualDisc ) на диске не представлено. Что является очередным тревожным звоночком для формата DVD-A!

Помимо диска в наличии имеется небольшой буклет с текстами песен и фотографиями. Никаких атрибутов коллекционного или тем более подарочного издания у переизданий нет.

Сторона Audio CD

Объем — 528 Mb
Качество звучания аналогично прежним изданиям. А вот с чтением диска есть проблемы. Стационарный плеер довольно долго распознает диск. На компьютере из двух дисководов только один (TEAC DV-516D 1.06) без проблем справился с диском, тогда как второй дисковод (NEC ND-3520A 1.04) выдавал ошибки в процессе извлечения треков. Похоже, проблемы с читаемостью CD-стороны — один из главных недостатков стандарта DualDisc. При этом, не стоит забывать, что рабочая поверхность на двухсторонних дисках куда больше подвержена механическим повреждениям. Поэтому неосторожное обращение с такими дисками только усугубит проблемы с распознаванием и чтением диска.

Сторона DVD-Video

Объем — 3459 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 96/24 (1536 Kbps)
Звуковые дорожки на клипах: PCM Stereo, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (768 Kbps)
Субтитры: отсутствуют

Полноэкранное меню выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне, больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP’ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. В общем, все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

Теперь — о главном. То есть о качестве звука. Именно наличие шестиканального микса является главной приманкой переизданий. Что ж, обновленный Debut действительно звучит неплохо. Объем чувствуется, а пространственные эффекты есть там, где это необходимо. Однако, такого сногсшибательного эффекта, какой производили шестиканальные фонограммы Medulla и Vespertine (оба альбома выходили на DVD-A и SACD), достичь все же не удалось. То ли дело в музыке, не столь богатой на полифонические наслоения, то ли в возрасте записи (13 лет — немалый срок), то ли в излишней осторожности звукорежиссеров, испугавшихся шокировать слушателей неожиданным звучанием давно знакомых песен… Но так или иначе, к образцово-показательным многоканальным миксам аудиодорожки Debut явно не относятся. Если же сравнивать два представленных на диске звуковых формата (DD 5.1 и DTS 96/24), то можно лишний раз убедиться, что, во-первых, DTS 96/24 по-прежнему является лучшим на данный момент форматом звука для DVD, а во-вторых, до уровня Advanced Resolution (DVD-A) и DSD (SACD) не дотягивает даже он. Впрочем, в данном случае выбирать между форматами высокого разрешения не приходится, а единственный доступный выбор (между DD 5.1 и DTS 96/24) совершенно очевиден.

Что же касается качества видео на клипах, то здесь стоит сказать, что трансфер на роликах не обновлялся и потому в точности соответствует предыдущим DVD-изданиям (Volumen и Greatest Hits). Картинка страдает от зашумленности, четкость невысока, а цветопередача не всегда естественна. В целом, качество довольно привычное для клипов, но от переиздания все же ждешь большего. С другой стороны, радует, что шестиканальный микс теперь доступен и на клипах (на прежних изданиях клипы были только в стерео).

Итак, подведем итоги по переизданию первого альбома Бьорк.

Плюсы

  • наличие всех клипов к альбому на DVD-стороне;
  • наличие шестиканального микса на всех треках альбома и на клипах;
  • наличие на треках альбома лучшей на данный момент звуковой DVD-дорожки DTS 96/24;
  • невысокая цена (меньше $20).

Минусы

  • отсутствие каких-либо би-сайдов, ремиксов или бонус-треков;
  • отсутствие файлов DVD-A;
  • отсутствие каких-либо видео- или текстовых бонусов;
  • старый и далеко не идеальный трансфер на клипах;
  • стандартный DTS (вместо DTS 96/24) на клипах;
  • большое количество UOP’ов (действий, запрещенных пользователю), неудобство навигации по меню;
  • стандартное (совсем не коллекционное) оформление.

Таким образом, можно констатировать, что переиздание ориентировано скорее на новых слушателей, нежели на хардкорных фэнов певицы. Впрочем, даже если у вас есть и CD-издание альбома, и DVD с клипами, то покупка переиздания все равно может быть оправдана (несмотря на все его недостатки), но только если вы являетесь ярым сторонником прослушивания музыки в шестиканальном варианте.