MP3/CD-плеер D-Pro MP-856M



Ситуация на рынке MP3/CD плееров вошла в фазу стабилизации. Вспомним, что творилось примерно полтора года назад: самые первые плееры, от которых не требовалось хватать звезд с неба: лишь бы работали :) Примерно прошлой весной мы столкнулись уже со вторым поколением плееров, к которым, что вполне естественно, предъявлялись уже более жесткие требования: пользователи жаждали удобной навигации, информативных дисплеев, полной поддержки стандарта МР3 (как минимум), нормальной работы с CD-R и RW, удобства использования и более-менее долгой работы от батарей/аккумуляторов. Что ж — производители в той или иной степени постарались удовлетворить всех. А чем они занимались дальше? Собственно, значительных улучшений ждать уже не приходится. Свои ограничения налагает носитель данных, так что о всяких "вкусностях" типа диктофона или записи с линейного входа в случае МР3/CD можно забыть. Разве что радио можно встроить (что, например, в последних моделях iRiver сделано), но это относится скорее к мелким украшательствам, чем к серьезным улучшениям. Поддержка других форматов хранения музыки? А смысл? Основная "война стандартов" развернулась в области низких битрейтов, которые по вполне понятным причинам для CD-плееров на базе стандартных дисков имеют не очень большое значение, если готовить файлы самостоятельно (носитель-то достаточно емкий; компактность "любой ценой" не важна) и маловажны в случае использования готовых файлов т.к. по распространенности всем "убийцам МР3" до старичка еще ой как далеко. Можно попытаться сделать плеер более компактным (и это делалось) и менее прожорливым, улучшить дисплей, сделать более удобной навигацию… ну и вносить прочие эволюционные изменения. Собственно этим все производители и занимались. Что из этого получилось в одном конкретном случае — читайте дальше.

Итак, D-Pro MP-856M. С оригинальной моделью мы уже знакомились в прошлом году — это MiSEL MPJuke-2000 (чтобы не делать ненужную работу, все, что вошло в указанную статью, я оставил за рамками этой, так что советую ее прочитать). Летом прошлого года его разработчик и производитель (Multichannel Labs) вместе с некоторыми другими фирмами начал трудиться и под маркой D-Pro, что привело к рождению D-Pro MP-856. Отличий у 856 и 856М тоже немного, причем практически все они (за единственным исключением) не касаются собственно проигрывания, почему и не стали для него новый номер придумывать. Ценю такую скромность :)

Кстати, плеер ко мне попал в коробке, изначально изготовленной для МР-856: старая маркировка была аккуратно залеплена наклейками с надписью "МР-856М". Более того — внутри была обнаружена инструкция с надписью "MiSEL MJ-3000R" (как видно разработчик был менее скромен и скакнул в названии аж на целую тысячу, несмотря на малое число отличий) с вложенным в нее листочком о многоязыковой поддержке. Вот такая вот небольшая неразбериха. На самом деле, коробки-то со временем наверняка будут только для 856М, а вот инструкцию стоило бы не просто сделать родную, а перевести ее на русский язык — сам-то плеер поддерживает "великий и могучий" в тэгах и именах файлов, так зачем же мучаться с английским мануалом?

Ну ладно, оставим путаницу с именами и языками на совести Digitall и Multichannel. Изучение вытащенного из коробки плеера привело к выводу: единственное изменение, заметное в выключенном состоянии, это небольшой разъемчик для пульта дистанционного управления. Наличие пульта — как раз одно из основных отличий 856М от 856. Ну что ж — займемся им.

Пульт

Подключается между плеером и наушниками. В итоге суммарная длина шнура получается, как правило, великоватой. Происходит такое даже при использовании штатных наушников, что, мягко говоря, странно — обычно в подобных случаях производители учитывают длину провода от плеера до пульта. Впрочем, я все равно таскал пульт в кармане вместе с плеером (запихав туда и шнур), поскольку белый цвет пульта несколько вызывающе смотрелся на фоне радикально-черной куртки :) Вот летом бы пришлось что-нибудь придумывать.

Как бы получше описать форму пульта? Представьте себе… подводную лодку, к корме которой припаян шнур, идущий к плееру, а вместо носовой части — разъем для наушников. Представили? Ну вот это он и есть :) Посредине расположена "рубка" с большой кнопкой Play/Pause (сверху) и Stop/Off (сбоку). Сзади "рубки" на верхнем ребре переключатель Hold (работает независимо от расположенного на плеере), перед ней — кнопки регулировки громкости. На одном "боку" кнопки "перемотки"/перехода по трекам и перехода по каталогам, на другом — мощная прищепка для крепления всей конструкции к одежде. "Днище" свободное :)

В общем, пульт сделан очень грамотно по сравнению со многими подобными у конкурентов. К примеру, в отличие от пультов к плеерам NAPA, провод не перетрется в месте крепления к пульту (демпфер предусмотрен), в отличие от пульта для NAPA DAV316, Hold на плеере не блокирует кнопки пульта, в отличие от пульта для NAPA MCD380, плеер можно включить с пульта, в отличие от iRiver предусмотрены независимые кнопки для "шастания" по каталогам и по файлам, так что не нужно переключать всякие разные режимы навигации. Впрочем, лично я большой необходимости в разных пультах никогда не наблюдал, так что мне и с обычным МР-856 управляться было относительно удобно, но некоторым вот ДУ нужно, так что то, что пульт теперь есть, и то, что он грамотно сделан, следует считать однозначным плюсом. Ну а если не нужен — можно его с собой не брать. Тем более, что экран так и остался на своем законном месте, так что пульт — лишь средство сделать несколько более удобным использование плеера в пути, но если пользоваться только им, то многие возможности плеера останутся за кадром (в некоторых наиболее продвинутых плеерах, таких как iRiver iMP-350, ситуация противоположная: именно пульт является основным средством управления плеером).

Ну, а теперь крупная ложка дегтя в эту бочку меда. Как вы помните, подобно многим другим плеерам в МР-856/856М на корпусе предусмотрен трехпозиционный переключатель Hold/Resume/Off, одно из положений которого блокирует кнопки, а два других включают или выключают функцию возобновления проигрывания. Пока не было пульта, никаких подводных камней не наблюдалось, а вот теперь… как выяснилось, Hold трактуется точно так же, как Off. Т.е. если вы придете к вполне логичному выводу, что пульт нужен для того, чтобы на плеере заблокировать все кнопки и засунуть его куда подальше, включая, выключая и управляя им прямо с пульта, то о резьюм можете забыть: если кнопки плеера заблокированы, а включение идет с пульта, то плеер честно начнет играть диск с начала. Это следует расценивать как серьезнейшее упущение разработчиков.

Другие улучшения

Есть всего одно изменение, связанное с проигрыванием, а не с управлением и индикацией: антишок для AudioCD теперь не 10, а 45 секунд. Как ни странно, но для МР3 указано то же время, что и раньше — 50 секунд. Может ошиблись, может какой-то режим "хитрый" изобрели для обновления буфера, но если он и не увеличился официально, то работать стал по ощущениям несколько лучше (на обоих типах дисков). Во всяком случае, теперь очень часто без последствий можно проскочить через стадию раскручивания диска и обновления буфера — самое больное место антишока во всех MP3/CD второго поколения (сколько памяти не ставь, но рано или поздно начнется такая вот "критическая секция"). Окончательно от него можно избавиться лишь при постоянном вращении диска (заполнение буфера новыми данными еще до опустошения проблему решает не полностью, особенно в начале трека), но при этом энергопотребление несколько выше, а жаль. Естественно, речь не идет о том, что теперь плеером можно трясти, как вздумается, проходить с ним полосу препятствий и заниматься экстремальными видами спорта, но при более спокойном образе жизни антишоку можно доверять.

Еще один вроде бы пустячок, но крайне приятный (о котором я уже вскользь упомянул, рассказывая про пульт): в отличие от МР-856, "перемотка" по треку теперь работает не только в режиме Audio CD, но и при прослушивании МР3. Справедливости ради замечу, что не так уж часто перемотка нужна, но все же ее отсутствие было достаточно серьезным недостатком, так что приятно, что его исправили в новой модели.

Теперь дисплей. В общих чертах он остался таким же, как и был, но есть все же два улучшения: одно небольшое, но приятное, а второе кардинальное. Первое — теперь подсветка нормально работает и при питании от батарей/аккумуляторов (ранее — только от сети). Включается она автоматически при нажатии на любую кнопку. Если ни на что не нажимать в течение трех секунд, то экран гаснет. Еще одна ложка дегтя (кроме Resume): подсветка включается и при нажатии кнопки на пульте, что несколько нелогично (если дисплей перед глазами, то можно управлять плеером и кнопками на корпусе, а если пользоваться пультом, то зачем экрану светиться где-нибудь в кармане или в сумке?) и отрицательно сказывается на времени работы. Впрочем, подсветку можно просто выключить. Делается это через меню дополнительных настроек, попасть в которое можно если при остановленном проигрывании нажать и удерживать кнопку Mode.

Кардинальным же улучшением следует считать хорошо сделанную многоязычную поддержку. Теперь плеер знает о наличии трех групп языков. В каждую из групп по умолчанию входит английский, остальные же языки такие: либо русский, либо японский, либо немецкий, французский, испанский и португальский (т.е. европейская группа). Переключение между группами осуществляется через уже упомянутое меню дополнительных настроек. Вообще-то, мне (да и многим на территории 1/6 части суши) хватило бы и русского, тем более что файлов с тэгами с использованием европейских символов как-то особо не встречал (наиболее популярные группы в Европе, как правило, вообще англоязычные), но… как говорится много — не мало :) В хозяйстве все сгодится. А вот поддержка кириллицы — это есть правильно и нужно.

Что там у нас еще осталось в дополнительных настройках? Можно включить или выключить функцию BEEP. Смысл ее в том, что плеер будет откликаться на действия пользователя короткими звуковыми сигналами. Особенно удобно это при работе вслепую при помощи пульта: экрана-то при этом может не быть видно. "Звучат" не только нажатия кнопок: при перемотке по треку, например, звуковой сигнал раздается каждые 10 секунд, что очень удобно, если пользоваться перемоткой на пульте (когда дисплей не виден и неясно, сколько же уже "отмотано"). И еще одна функция, крайне полезная именно при использовании пульта, это AutoPlay. Суть ее в том, что для включения плеера достаточно простого нажатия кнопки на корпусе или пульте, вместо ее длительного удержания, причем после сканирования файловой структуры сразу же начнется проигрывание. Эх, если бы еще не "Ложка дегтя №1" (неработоспособность Resume если переключатель на плеере находится в положении блокировки кнопок)… так бы я, может быть, и немного изменил бы свое мнение об отсутствии сильной пользы от пульта. Но, что есть, то есть.

Так, почти все меню дополнительных возможностей разобрали, остался один пункт: "BookMark Erase". Разберемся с ним. Подобно предыдущей модели, МР-856М умеет пометить до 50 файлов на диске, для проигрывания их в специальном режиме проигрывания. Функция полезная для сумасшедших коллекционеров типа меня: я не составляю сборники — я пишу только полные альбомы, так что в результате на получившихся дисках слушать тянет отнюдь не все композиции. Составить такие списки избранного можно для 10 дисков (все хранится в памяти плеера). Ранее стереть список можно было только если диск под рукой был — автоматического освобождения старого элемента для записи нового нет. А теперь представьте ситуацию: список полон, все диски, в него попавшие, дома/у друзей/на даче/у тещи, а составить еще один список нужно. В случае 856М это проблемы не составляет: при помощи меню можно очистить все списки проигрывания.

Ну и последнее по порядку (но не по значимости) — увеличили время работы. Сколько я ни бился, точно замерить его не удалось — все как-то забывал, поскольку оно теперь довольно велико :) Руководство говорит о 8 часах на аккумуляторах по 1600 мАч — по крайней мере, не врет: как минимум столько плеер действительно отрабатывает, если его включить и положить в сторонку. Естественно, в реальных условиях результаты могут отличаться: скажутся включения и выключения (процедура сканирования диска занимает время, особенно заметно это в случае незакрытых CD-RW, причем диск в данном случае крутится постоянно, да и лазер включен все время сканирования), подсветка, BEEP и прочее. Однако заметный прогресс по сравнению с предыдущей моделью налицо, а я не могу сказать, чтобы сильно страдал от ее энергопотребления ;) По крайней мере, это не два-три часа как у продающихся сейчас 80 мм моделей, например.

Некоторые ранее упущенные особенности 856/856М

По предыдущей модели я в прошлом году большую статью написал, однако кое-что осталось за кадром: на тот момент наработанной методики еще не было, да и сравнить-то плеер особо было не с чем. Поэтому кое-что, чего не было ранее, я изложу сейчас.

Итак, в отличие от многих других плееров второго поколения, это семейство поддерживает только тэги версии 1.Х, но напрочь игнорирует 2.Х. Является ли это большим недостатком? Я не могу ответить на этот вопрос: в прошлом году месяца полтора пользовался MJ-2000 и так этого и не заметил ;) Вообще говоря, первая версия пока еще более распространена (причем в сети, как правило, если у файла есть ID3 v 2.X, то у него есть и 1.Х, а вот обратное неверно), синхронизировать тэги при помощи какого-нибудь Tag&Rename легко и просто, а пираты на своих дисках до сих пор любят игнорировать и те и другие. Так что думайте сами. Вот то, что из тэга берется только название песни, можно легко отнести к минусам. С другой стороны, отображение по схеме "Автор-Название" (да еще и только на английском языке) не сильно лучше, так что большинство плееров (и речь не только о MP3/CD) если и обгоняют нашего героя, то настолько слабо, что на это можно даже особо не обращать внимания.

Зато, опять же, в отличие от очень многих других плееров, наш подследственный не врет в случае файлов с VBR: время показывается точно, даже битрейт в отведенном для этого поле постоянно меняется (почти как в WinAmp). Пустячок, а приятно.

Для интереса через плеер было пропущено 100% имеющейся музыкальной коллекции: интересно было проверить вопрос так сказать "глобальной" совместимости с разным материалом. В целом результат оказался отличным, кроме двух десятков песен: в процессе воспроизведения оных наблюдались "выпадения" фреймов. Все эти песни я, помнится, скачал с одного сайта, причем полученные из других источников файлы (в том числе и специально подготовленные тестовые образцы) с теми же параметрами (VBR, 44 кГц) проигрывались отлично. Похоже, существование большого числа версий различных кодеров с большим числом различных параметров кодирования и просто необозримым количеством материала, в совокупности с немалым числом применяемых декодеров, приводит к тому, что для плееров пора формировать примерно такие же правила, какие лет 7 назад в шутку были придуманы для "китайских дисков":

  1. Для любого плеера найдутся такие файлы, которые данным плеером не будут воспроизводиться или этот процесс будет идти с ошибками.
  2. Для любого файла найдутся такие плееры, которые не смогут с ним справиться.

В общем-то, список можно продолжить по упомянутому образцу (в частности, более чем уверен, что после публикации статьи на меня посыплются письма, которые можно описать по аналогии со следствием из правил для "китая": "Для любого плеера найдется пользователь, который будет с пеной у рта доказывать, что его плеер воспроизводит правильно абсолютно все" ;)) — печально, но это так. Собственно, нечто подобное было еще три года назад с самыми первыми плеерами: когда Diamond Rio PMP300 иногда не жаждал проигрывать файлы, кодированные при помощи Blade Enc, а Saehan MPMan F20 не жаловал некоторые высокобитрейтные файлы. Остается только один вопрос: существуют ли такие МР3-файлы, которые не будут проигрываться ни одним плеером. После экспериментов с некоторыми ранними версиями редакторов тэгов у меня такие получались, но тут, возможно, было просто виновато некорректное обновление заголовков — интересно было бы постараться найти подобные файлы, полученные "нормальным" путем (на выходе кодера). Что-то мне подсказывает, что такие файлы быть должны: в случае WMA они существуют (получал :)), так почему бы им не быть и при использовании других форматов кодирования?

Итого

В общем и целом, плеер удался. Да, ничего сверхнеординарного не появилось, но и не должно было — по названию же видно, что это всего лишь модернизация модели, а не нечто принципиально новое (тем более, что в этой ценовой группе ожидать чего-либо сверхвыдающегося несколько неоправдано). Зато и цена изменилась не сильно — сразу после появления МР-856М стоил лишь на 10 долларов дороже, нежели МР-856, а после "вымывания" последнего из торговой сети цена новой модели опустилась до уровня, на котором исчезла старая. Так что если уж хотелось приобрести МР-856, то появлению МР-856М можно только порадоваться :)

Сложнее сделать выбор если сравнивать новую модель с именем D-Pro с продукцией других фирм. На сегодняшний день основными ее конкурентами являются NAPA DAV316 и все разросшееся семейство iRiver с братьями и сестрами. Ну с DAV316-то сравнивать особо нечего: данный плеер проигрывает абсолютно по всем позициям, кроме, разве что, времени работы. Впрочем, последнее отличается отнюдь не в разы, так что прощать за это полное отсутствие Resume, русских букв, нормальной поддержки Multisession-дисков, недоработанный пульт, неудобную навигацию… не слишком ли много? Справедливости ради нужно отметить, что сравнивать эти плееры не совсем корректно: разные классы — прямым конкурентом DAV316 является другая модель (D-Pro МР-876). Но цены на эти плеера очень уж близки, так что пилюлю может подсластить разве что встроенное зарядное устройство. Впрочем, только при достаточной разнице в цене, чего не наблюдается. Во всяком случае, в одном из магазинов я обнаружил DAV316 всего на 20 долларов дешевле, нежели МР-856М. Да и неплохое зарядное устройство (лучшее, чем встроенное в DAV316) ныне можно купить совсем недорого. В общем, на мой взгляд, шкурка выделки не стоит.

Сложнее с iRiver. У этих плееров есть одно очень сильное преимущество: поддержка UDF. Это действительно удобно, если есть желание более-менее оперативно обновлять таскаемую с собой коллекцию (пусть за это и придется платить емкостью диска). Еще плюсом можно считать поддержку плейлистов "в стиле Winamp", хотя "закладки" все же более полезны на практике (файлы можно "пометить" и на готовых дисках, где каждый M3U обычно включает файлы из одного каталога, а если диски писать самому, то при грамотной разбивке файлов по каталогам не нужны никакие плейлисты). Ну и еще одно небольшое преимущество: поддержка WMA — вроде и не особо нужно, но запас карман не тянет (а вдруг пригодится). Зато есть два недостатка, которые можно отнести к клиническим случаям: отсутствие поддержки частоты дискретизации 48 кГц и русских букв на экране. Остальные отличия уже более мелкие и их нужность/ненужность слишком субъективна. Причем, если второе более-менее переживаемо, если не слушать отечественную музыку (или попросту "забить" на дисплей), то первое практически смертельно: забудьте о наличии линейного входа на собственной звуковой карте и записи звука с внешних источников, забудьте о "грабеже" звуковых дорожек с DVD-дисков… Точнее совсем забывать не обязательно, только вот в первом случае придется оцифровывать записи на неродной для современной звуковой карты частоте (со всеми вытекающими), а во втором — ресэмплировать музыку (с не меньшим количеством оных вытекающих). Оба эти недостатка, несмотря на разрекламированную прошиваемость iRiver, так за год и не исправили, а теперь уж точно этим заниматься не будут (даже если это возможно физически) — зачем портить продажи более дорогих новых моделей своего же производства? Вот новые модели iRiver (iMP-250 и iMP-350) действительно очень хороши, поскольку включают в себя и все плюсы предшественницы, и практически все возможности MP-856M (если не считать нормальной работы счетчика времени при работе с VBR-файлами, чего так и не удосужились сделать в iRiver), и не только их, но это уже совсем другой ценовой класс. Стоит ли за поддержку UDF и WMA платить почти на сотню долларов больше (это в случае iMP-250 — SlimX еще дороже)? Решать вам, но я бы не стал :) Не стал бы просто потому, что в районе 250 долларов уже начинается "ареал обитания" плееров на базе флэш-памяти с 256 Мбайтами оной. Вот если бы цена была одинаковой, тогда да. Но она не одинакова даже при сравнении с первым iRiver (во всех его проявлениях типа Soul и т.п.) — отличается в среднем долларов на 30 (более менее равна цене RioVolt SP90, но у последнего до кучи нет подсветки дисплея и пульта ДУ). Так что, двумя словами, о ситуации в этом классе сказано выше: либо UDF и WMA, либо кириллица, 48 кГц и разница в цене процентов на 20. Выбор, естественно, каждый делает сам. Для меня, например, 48 кГц даже важнее, чем битрейты 256 и 320 Кбит/с, т.е. я, даже если пришлось бы делать выбор между Lenoxx МР-786 и iRiver, очень бы серьезно задумался: в коллекции есть всякое, но я ни разу самостоятельно не столкнулся с необходимостью использовать высокие битрейты, а вот 48 кГц — не раз.

Таким образом, D-Pro MP-856M весьма органично вписался в нишу МР3/CD среднего класса (по цене и возможностям), заменив подрастерявшего привлекательность предшественника. В этом ценовом диапазоне, на который собственно всегда и рассчитывались 856 и 856М, плеер является очень вероятным кандидатом на покупку, так что можно считать задумку фирмы-производителя удавшейся. Ну а насчет других ценовых групп поговорим в других статьях.

 

Плеер на тестирование предоставлен компанией ВэД

 

Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.