Цифровые интерфейсы звуковой карты DMX от Terratec


 

Небольшая немецкая фирма TerraTec основана группой немецких же товарищей, исполнившихся в начале 90-х годов убеждения в том, что прогнило что-то в молодом королевстве компьютерного аудио. Действительно, прогнило там абсолютно все, благодаря чему всеми нами любимый РС не мог служить платформой для домашней студией звукозаписи. Оказавшись заложниками идей сингапурской фирмы Creative Labs. другие разработчики плодили простейшие аудиоустройства, возможности которых в равной степени тормозили развитие игр, домашней звукозаписи и музыкального творчества, что давало обильную фору в руки производителей игровых приставок, минидиск-рекордеров и музыкальных "самоиграек".

К середине 90х появились компьютерные устройства, способные эффективно решать такие задачи, однако узкая специализация устройств нового поколения делала покупку любого из них неудобной с точки зрения разносторонних товарищей. И вот в 1997 г. мы познакомились с картой EWS 64. адресованной именно таким людям. Конечно, возможности этого устройства уступали таковым у специализированных интерфейсных карт вроде ZA-2 фирмы Zefiro Acoustics или MultiWave Pro фирмы AdB, однако немецкая карта снабжалась Direct Sound-совместимыми драйверами и являлась при этом неплохим музыкальным инструментом. В результате о вышеупомянутых картах все забыли, а EWS 64 продается до сих пор, причем, что удивительно, по той же цене. Главное же в том, что EWS 64 послужила платформой для создания целого парка аудиоустройств, таких, как EWS 64 XXL (очень продвинутый музыкальный инструмент) или EWS 88 МТ (очень продвинутое средство для звукозаписи), великолепно продающихся по весьма высоким ценам несмотря на конкуренцию со стороны Guillemot, Turtele Beach и Yamaha.


В последние годы спектр выпускаемых фирмой Terratec изделий расширился за счет ряда уникальных в своем роде "примочек", не имеющих аналогов на рынке. Таков, например, фонкорректор, предназначенный специально для тех, кто желает сохранить для истории свои записи на "виниле", сведя их на компакты при помощи компьютера и CD-рекордера. Фонкорректор, рассчитанный на работу с головками типа ММ, заключен в миниатюрную коробочку, помещающуюся в карман рубашки. Фирма опрометчиво заявляет, что качество корректора много выше, чем у его "коллег", встроенных в полные усилители среднего класса. Для таких заявлений нет оснований, ибо изделие собрано явно на микросхемах, а питание получает от игрового порта практически любой массовой звуковой карты, то есть подключается вместо джойстика, а для подключения последнего предусмотрено ответвление на кабеле с дополнительным гнездом.

Корректор не имеет АЦП и цифрового выхода, поэтому к карте его предлагается подключать штеккером типа "мини-джек", что плохо. В то же время радует то, что "винил" не забыт, и ценится даже в мире "хакеров" и "ламеров". На фото изображен корректор, состыкованный с дешевой вертушкой соответствующими по классу проводами и картой TerraTec DMX. Вот ее то, родную, мы и обсудим.

Откуда она взялась?

В 1998 г. немцы решили стать ближе к народу, заодно отхватив кусок игрового "трехмерного" пирога, что ознаменовалось выпуском карт XLerate (на основе AU8820) и XLerate Pro (AU8830). Эти игровые карты вызвали одновременно недовольство игроков, рассчитывающих на аналогичные, но более дешевые, изделия иных производителей и слюни музыкантов-любителей, обожающих игры, но не имеющих возможности играть как следует с применением своих, предназначенных для музицирования и звукозаписи, "чад". Осознав, что истина лежит посередине между этими крайностями, конструкторы из TerraTec и выдали на гора карту DMХ.

По замыслу сиих товарищей эта карта в равной мере может служить продвинутой игровой платформой и основой любительской студии звукозаписи начального уровня. В целях достижения первого "сердцем" карты служит аудиоконтроллер ES-1970M-3D фирмы ESS Technology Inc., более известный как "Canyon3D".

Для второго карта оснащена дочерней платой с входами и выходами звукоданных как по коаксиальной линии S/PDIF (стандарты IEC958 1989-03 (часть I и II) и EIAJ CP-340 1987-9), так и по оптической TOS - Link (стандарт EIAJ CP-1201, протокол передачи данных согласно IEC958 1989-03 (часть I и II). Последнее говорит также и о том, что карта сия найдет место и в компьютере таких злобных игроков, каким являюсь я, ваш покорный слуга. Мы имеем наглость подключать свои машины ко всяческим ЦАП-конвертерам и усилителям класса High End, ибо требуем, чтобы звук в игре был на высоте.

"В один мешок их всех, да в каньон…"

Так думал я, разглядывая в монокль многочисленные компоненты, густо украшающие "мать" и "дочку". Действительно, начиная с "дочки" карта удивляет основательностью, но… Так, в качестве приемника и передатчика — конвертеров переданных по линии S/PDIF звукоданных в формат внутренней шины устройства и обратно выступают такие знаменитые приборы, как CS 8414 и CS 8404 фирмы Crystal Semiconductors. От аналогичных устройств предыдущего поколения, таких, как хорошо знакомые всем аудиофилам CS 8412 и CS 8402 эти отличаются тем, что могут принимать и передавать звукоданные в форматах вплоть до 24 бит/96 кГц, в то время, как "предки" ограничивались 24 бит/55 кГц — максимум. Роднит же "отцов" и "детей" то, что и те, и другие могут работать также и с данными, передаваемыми по протоколу AES/EBU (cтандарты AES 3-1985, ANSI S4.40-1985 и IEC958 1989-03, часть II). Подробнее обо всем этом смотрите в статье "Подключение звуковых карт к внешним DAC".

Для будущих же владельцев карты важно то, что возможна передача и прием звукоданных по протоколу AES/EBU, но по электрической линии S/PDIF или оптической TOS-Link. Ряд устройств, например служивший мне долгие годы DAT-магнитофон SV-3700 фирмы Panasonic, способны к такому способу обмена данными. Для устройств же, способных работать по протоколу AES/EBU лишь при передачи оных по симметричной линии с разьемами XLR, что и предусмотрено как основа этим стандартом, карта DMX может выступить товарищем лишь при использовании переходников, согласующих электрические параметры устройств. Фирма предлагает следующие варианты схем переходников:


В инструкции, прилагаемой к карте, на стр. 40 имеется ссылка на сайт/страницу с которого взяты обе схемы, и где можно найти ряд иных вариантов: http://www.hut.fi/Misc/Electronics/docs/old/spdif.html. На мой взгляд подобное решение не слишком надежно, ибо следствием его станут проблемы с девиацией несущего звукоданные сигнала, что, в свою очередь, может повлечь за собой временные нестыковки при поступлении звукоданных на конечный ЦАП, т.е. пресловутый "джиттер". Немцы также не дают никаких гарантий по работоспособности карты в этом режиме.

Однако "дочка" внушает оптимистические мысли о том, что карта сможет работать с данными формата до 24 бит/96 кГц. Так ли это? Отправившись дальше, мое око с моноклем перевело взор на карту — "матушку", где узрело микросхему AD 1893, находящуюся ровно посередине между "Каньоном" и внешним аудиоинтерфейсом карты. AD 1893, производимая славной фирмой Analog Devices, является не чем иным, как конвертером, преобразующим входные звукоданные из практически любого формата, переданные как по S/PDIF, так и по AES/EBU, в формат представления 16 бит/48 кГц. Напротив, выходные данные из формата 16 бит/48 кГц могут быть преобразованы, например, в 24 бит/44,1 кГц и отправлены внешнему устройству в формате и по шине AES/EBU. AD 1893 является, к тому же, приемником и передатчиком и в принципе не нуждается в помощи таких приборов, как CS 8414 и CS 8404. Транскодер-конвертер — вот что такое AD 1893, входящий в серию "SamplePort" вместе с "родителями" в лице 1890 и 1892. Для чего выпускаются подобные девайсы?

А вот для чего — они очень популярны среди производителей ресиверов для домашнего кино, которые начиняют их копеечными ЦАПами, а затем вопят: "Совместим с DVD-Audio! Готов к SACD! 96/24 — Ready! Ура, товарищи!". В нашем случае все дело в пресловутом "Каньоне", который неспособен принимать и отправлять звукоданные в форматах, отличных от 16 бит/48 кГц, также, кстати, как и всеми любимый EMU10К1 фирмы Creative Labs, Inc. К слову, AU8830 совершенно спокойно принимает и передает звукоданные на частотах дискретизации 32 и 44,1 кГц. Последняя издревле является моей любимицей.

Пытки "Каньона"

Итак, стало ясно, что Canyon3D является модификацией агента Maestro 2 EM, с которым его роднят одинаковые принципы взаимодействия с шиной PCI, сообщение с внешним АЦП/ЦАП (кодеком) по шине AC-Link, 64-голосный синтезатор по таблице волн, совместимый с форматами DLS 1 и DLS 2, прием и передача звукоданных по шине I2S (формат внутренней аудиошины большинства сидюков), открывающие возможность как подключения внешних конвертеров для обмена по линии S/PDIF, так и использование обоих чипов во всяческих Internet-приставках и интерактивных сидюках с применением обычных для мира аудио АЦП и ЦАП. В данной карте в качестве АЦП/ЦАП для работы с аналоговыми источниками и связью с внешним усилителем по аналоговому тракту служит наш старый знакомый — STAC 9704 фирмы SigmaTel, связанный с "Каньоном" при помощи шины AC-Link. В комплект входит простецкий кабель-переходник с гнезда "мини-джек" на пару RCA.

Отличия состоят в большей вычислительной мощности Canyon3D, что позволяет аппаратно обрабатывать большее количество потоков Direct Sound и Direct Sound 3D. Кроме того, Maestro 2 был способен лишь к аппаратной обработке DS и DS3D потоков лишь в формате до 16 бит/22,05 кГц, а "Каньон", подобно AU8830, может работать с потоками формата 16 бит/44,1 кГц и 48 кГц. Я проверил этот факт при помощи Audio WinBench 99 и убедился в том, что лазутчик не врет. Наконец, испытуемый заявил об аппаратной совместимости с алгоритмами A3D фирмы Aureal, EAX от Creative, MultiDrive и MacroFX от Sensaura.

На диске, прилагаемому к карте, имеется демонстрационная программа, разительно напоминающая "A3D Race" от Aureal. Также три источника звука летают по кругу. Между тем в характере эффектов есть и разница. Так, уровень звука от каждого из обьектов в версии от Sensaura меняется не плавно, как в случае с A3D, а скачкообразно, причем весьма хаотично, что очень досадно, и позволяет говорить скорее о недостатках, нежели о достоинствах. В случае же с A3D уровни меняются плавно и корректно относительно положения виртуального слушателя. В случае с другим демо, изображающим виртуальную детскую комнату, ситуация была чуть лучше, но не более того. Тем не менее я не исключаю появления игр, в которых проявятся не только недостатки, но и достоинства разработок Sensaura. Перейдем к другим алгоритмам. В случае с A3D и ЕАХ все в точности соответствует заявленным данным. Карта совместима с A3D 1.хх и эффекты, скрывающиеся за понятием "wavetracing" ей недоступны. Иными словами при игре в "Half Life" вы лишены удовольствия слушать сочные, богатые обер и унтертонами, звуки металла гудящей в шахте ракеты, газовой трубы в депо и многих других удовольствий, вроде разного тона свиста пуль, отскакивающих от разных поверхностей в зависимости от вашего положения относительно их. Вместе с тем плавная регулировка уровней громкости звуков от разноудаленных источников сохраняется

Об этом же говорит и "Минерва" фирмы Aureal, правда количество аппаратных DS3D-буферов, реализуемых картой (драйверами?) всего 8 против 32х у AU8830 и 64 DS-буфера против 96ти. Скорее всего, это — правда. В моей любимой игре "X Beyond the Frontier" мне пришлось уменьшить количество одновременно воспроизводимых звуков до 8-ми против 32х, к которым я привык благодаря SQ Digital от Aureal. В противном случае игра висла, и ее приходилось закрывать командой "End Task". Кроме того неприятности наблюдались как резкие искажения звука во время наблюдения за удаленными обьектами в бинокль, что совершенно исключено при игре с SQ Digital. В случае же с ЕАХ все было замечательно. Я вволю наигрался в "Rogue Spear" и буду краток — карта с лихвою способна заменить вам Live! Platinum практически во всех аспектах. В том числе и в таком, как работа с серьезными приложениями, для чего многие и захотят купить эту карту. Также буду краток. При работе с серьезным звуком у обеих карт наблюдаются досадные погрешности с балансом между тихими и громкими звуками, сложные композиции звучат шероховато и упрощенно. Даже против Super Quad Digital фирмы Aureal. Мизерные с виду временные нестыковки, возникающие в результате частых преобразований частоты дискретизации в аудиотракте обеих карт дают о себе знать на слух, и не лучшим образом. Карта никогда не сможет заменить такие устройства, как Montego II Home Studio, EWS 64 или ZA-2, по крайней мере для опытного слушателя.

Другим, и более серьезным, недостатком комплекта карты является процесс установки драйверов. К сожалению, inf-файлы на прилагаемом к карте диске писаны явно вредителями. Я промучался с установкой драйверов более 8-ми часов из-за того, что названия файлов целого ряда устанавливаеваемых компонентов не соответствовали писанному в inf-файлах. После долгих импровизаций мне удалось заставить карту работать, кроме ее MIDI-интерфейса. Это нельзя признать недостатком самой карты как устройства, однако драйверописатели из TerraTec явно не сильно усердствуют. Ясно одно, что Live! Platinum получил серьезного конкурента с большими возможностями и меньшими недостатками.

P. S. Карта тестировалась на следующей машине:

  • Материнская плата FIC VA 503+ (PCB v.1.2a, L2-кэш 1024 кбайт)
  • ОЗУ 192 Мбайт РС 100 (8 и 7 нс., 64 и 128 Мбайт, NPC и Fujitsu соответственно)
  • Диски: ST 11900 N и WDE 4306-03/12, плюс CD-ROM Toshiba ХМ-6201 ТА на контроллере Tekram DC-390 U, CD-R-рекордер HP-6020 ES (внешн.) на контроллере Adaptec AHA-1510B.
  • Видеоадаптер: Diamond Viper 770 Ultra
  • Процессор: AMD K6-2 366 МГц (66х5,5)
  • Звуковые карты: ZA-2 фирмы Zefiro Acoustics и Super Quad Digital фирмы Aureal Semicon, вместо последней карта TerraTec DMX и подключалась.

Карта подключалась к внешнему процессору, ЦАП-конвертеру и предусилителю Sony TA-E2000 ESD при помощи кабелей Digital Z фирмы AudioQuest (коаксиальный S/PDIF) и Light Speed Digital фирмы Monster Cable (стекловолокно, TOS-Link). Прослушивание проводилось при помощи наушников Sony MDR-94.

 

Карта DMX предоставлена компанией "Мультимедиа Клуб"

 

Дополнительно

Цифровые интерфейсы звуковой карты DMX от Terratec

Цифровые интерфейсы звуковой карты DMX от Terratec

 

Небольшая немецкая фирма TerraTec основана группой немецких же товарищей, исполнившихся в начале 90-х годов убеждения в том, что прогнило что-то в молодом королевстве компьютерного аудио. Действительно, прогнило там абсолютно все, благодаря чему всеми нами любимый РС не мог служить платформой для домашней студией звукозаписи. Оказавшись заложниками идей сингапурской фирмы Creative Labs. другие разработчики плодили простейшие аудиоустройства, возможности которых в равной степени тормозили развитие игр, домашней звукозаписи и музыкального творчества, что давало обильную фору в руки производителей игровых приставок, минидиск-рекордеров и музыкальных "самоиграек".

К середине 90х появились компьютерные устройства, способные эффективно решать такие задачи, однако узкая специализация устройств нового поколения делала покупку любого из них неудобной с точки зрения разносторонних товарищей. И вот в 1997 г. мы познакомились с картой EWS 64. адресованной именно таким людям. Конечно, возможности этого устройства уступали таковым у специализированных интерфейсных карт вроде ZA-2 фирмы Zefiro Acoustics или MultiWave Pro фирмы AdB, однако немецкая карта снабжалась Direct Sound-совместимыми драйверами и являлась при этом неплохим музыкальным инструментом. В результате о вышеупомянутых картах все забыли, а EWS 64 продается до сих пор, причем, что удивительно, по той же цене. Главное же в том, что EWS 64 послужила платформой для создания целого парка аудиоустройств, таких, как EWS 64 XXL (очень продвинутый музыкальный инструмент) или EWS 88 МТ (очень продвинутое средство для звукозаписи), великолепно продающихся по весьма высоким ценам несмотря на конкуренцию со стороны Guillemot, Turtele Beach и Yamaha.


В последние годы спектр выпускаемых фирмой Terratec изделий расширился за счет ряда уникальных в своем роде "примочек", не имеющих аналогов на рынке. Таков, например, фонкорректор, предназначенный специально для тех, кто желает сохранить для истории свои записи на "виниле", сведя их на компакты при помощи компьютера и CD-рекордера. Фонкорректор, рассчитанный на работу с головками типа ММ, заключен в миниатюрную коробочку, помещающуюся в карман рубашки. Фирма опрометчиво заявляет, что качество корректора много выше, чем у его "коллег", встроенных в полные усилители среднего класса. Для таких заявлений нет оснований, ибо изделие собрано явно на микросхемах, а питание получает от игрового порта практически любой массовой звуковой карты, то есть подключается вместо джойстика, а для подключения последнего предусмотрено ответвление на кабеле с дополнительным гнездом.

Корректор не имеет АЦП и цифрового выхода, поэтому к карте его предлагается подключать штеккером типа "мини-джек", что плохо. В то же время радует то, что "винил" не забыт, и ценится даже в мире "хакеров" и "ламеров". На фото изображен корректор, состыкованный с дешевой вертушкой соответствующими по классу проводами и картой TerraTec DMX. Вот ее то, родную, мы и обсудим.

Откуда она взялась?

В 1998 г. немцы решили стать ближе к народу, заодно отхватив кусок игрового "трехмерного" пирога, что ознаменовалось выпуском карт XLerate (на основе AU8820) и XLerate Pro (AU8830). Эти игровые карты вызвали одновременно недовольство игроков, рассчитывающих на аналогичные, но более дешевые, изделия иных производителей и слюни музыкантов-любителей, обожающих игры, но не имеющих возможности играть как следует с применением своих, предназначенных для музицирования и звукозаписи, "чад". Осознав, что истина лежит посередине между этими крайностями, конструкторы из TerraTec и выдали на гора карту DMХ.

По замыслу сиих товарищей эта карта в равной мере может служить продвинутой игровой платформой и основой любительской студии звукозаписи начального уровня. В целях достижения первого "сердцем" карты служит аудиоконтроллер ES-1970M-3D фирмы ESS Technology Inc., более известный как "Canyon3D".

Для второго карта оснащена дочерней платой с входами и выходами звукоданных как по коаксиальной линии S/PDIF (стандарты IEC958 1989-03 (часть I и II) и EIAJ CP-340 1987-9), так и по оптической TOS - Link (стандарт EIAJ CP-1201, протокол передачи данных согласно IEC958 1989-03 (часть I и II). Последнее говорит также и о том, что карта сия найдет место и в компьютере таких злобных игроков, каким являюсь я, ваш покорный слуга. Мы имеем наглость подключать свои машины ко всяческим ЦАП-конвертерам и усилителям класса High End, ибо требуем, чтобы звук в игре был на высоте.

"В один мешок их всех, да в каньон…"

Так думал я, разглядывая в монокль многочисленные компоненты, густо украшающие "мать" и "дочку". Действительно, начиная с "дочки" карта удивляет основательностью, но… Так, в качестве приемника и передатчика — конвертеров переданных по линии S/PDIF звукоданных в формат внутренней шины устройства и обратно выступают такие знаменитые приборы, как CS 8414 и CS 8404 фирмы Crystal Semiconductors. От аналогичных устройств предыдущего поколения, таких, как хорошо знакомые всем аудиофилам CS 8412 и CS 8402 эти отличаются тем, что могут принимать и передавать звукоданные в форматах вплоть до 24 бит/96 кГц, в то время, как "предки" ограничивались 24 бит/55 кГц — максимум. Роднит же "отцов" и "детей" то, что и те, и другие могут работать также и с данными, передаваемыми по протоколу AES/EBU (cтандарты AES 3-1985, ANSI S4.40-1985 и IEC958 1989-03, часть II). Подробнее обо всем этом смотрите в статье "Подключение звуковых карт к внешним DAC".

Для будущих же владельцев карты важно то, что возможна передача и прием звукоданных по протоколу AES/EBU, но по электрической линии S/PDIF или оптической TOS-Link. Ряд устройств, например служивший мне долгие годы DAT-магнитофон SV-3700 фирмы Panasonic, способны к такому способу обмена данными. Для устройств же, способных работать по протоколу AES/EBU лишь при передачи оных по симметричной линии с разьемами XLR, что и предусмотрено как основа этим стандартом, карта DMX может выступить товарищем лишь при использовании переходников, согласующих электрические параметры устройств. Фирма предлагает следующие варианты схем переходников:


В инструкции, прилагаемой к карте, на стр. 40 имеется ссылка на сайт/страницу с которого взяты обе схемы, и где можно найти ряд иных вариантов: http://www.hut.fi/Misc/Electronics/docs/old/spdif.html. На мой взгляд подобное решение не слишком надежно, ибо следствием его станут проблемы с девиацией несущего звукоданные сигнала, что, в свою очередь, может повлечь за собой временные нестыковки при поступлении звукоданных на конечный ЦАП, т.е. пресловутый "джиттер". Немцы также не дают никаких гарантий по работоспособности карты в этом режиме.

Однако "дочка" внушает оптимистические мысли о том, что карта сможет работать с данными формата до 24 бит/96 кГц. Так ли это? Отправившись дальше, мое око с моноклем перевело взор на карту — "матушку", где узрело микросхему AD 1893, находящуюся ровно посередине между "Каньоном" и внешним аудиоинтерфейсом карты. AD 1893, производимая славной фирмой Analog Devices, является не чем иным, как конвертером, преобразующим входные звукоданные из практически любого формата, переданные как по S/PDIF, так и по AES/EBU, в формат представления 16 бит/48 кГц. Напротив, выходные данные из формата 16 бит/48 кГц могут быть преобразованы, например, в 24 бит/44,1 кГц и отправлены внешнему устройству в формате и по шине AES/EBU. AD 1893 является, к тому же, приемником и передатчиком и в принципе не нуждается в помощи таких приборов, как CS 8414 и CS 8404. Транскодер-конвертер — вот что такое AD 1893, входящий в серию "SamplePort" вместе с "родителями" в лице 1890 и 1892. Для чего выпускаются подобные девайсы?

А вот для чего — они очень популярны среди производителей ресиверов для домашнего кино, которые начиняют их копеечными ЦАПами, а затем вопят: "Совместим с DVD-Audio! Готов к SACD! 96/24 — Ready! Ура, товарищи!". В нашем случае все дело в пресловутом "Каньоне", который неспособен принимать и отправлять звукоданные в форматах, отличных от 16 бит/48 кГц, также, кстати, как и всеми любимый EMU10К1 фирмы Creative Labs, Inc. К слову, AU8830 совершенно спокойно принимает и передает звукоданные на частотах дискретизации 32 и 44,1 кГц. Последняя издревле является моей любимицей.

Пытки "Каньона"

Итак, стало ясно, что Canyon3D является модификацией агента Maestro 2 EM, с которым его роднят одинаковые принципы взаимодействия с шиной PCI, сообщение с внешним АЦП/ЦАП (кодеком) по шине AC-Link, 64-голосный синтезатор по таблице волн, совместимый с форматами DLS 1 и DLS 2, прием и передача звукоданных по шине I2S (формат внутренней аудиошины большинства сидюков), открывающие возможность как подключения внешних конвертеров для обмена по линии S/PDIF, так и использование обоих чипов во всяческих Internet-приставках и интерактивных сидюках с применением обычных для мира аудио АЦП и ЦАП. В данной карте в качестве АЦП/ЦАП для работы с аналоговыми источниками и связью с внешним усилителем по аналоговому тракту служит наш старый знакомый — STAC 9704 фирмы SigmaTel, связанный с "Каньоном" при помощи шины AC-Link. В комплект входит простецкий кабель-переходник с гнезда "мини-джек" на пару RCA.

Отличия состоят в большей вычислительной мощности Canyon3D, что позволяет аппаратно обрабатывать большее количество потоков Direct Sound и Direct Sound 3D. Кроме того, Maestro 2 был способен лишь к аппаратной обработке DS и DS3D потоков лишь в формате до 16 бит/22,05 кГц, а "Каньон", подобно AU8830, может работать с потоками формата 16 бит/44,1 кГц и 48 кГц. Я проверил этот факт при помощи Audio WinBench 99 и убедился в том, что лазутчик не врет. Наконец, испытуемый заявил об аппаратной совместимости с алгоритмами A3D фирмы Aureal, EAX от Creative, MultiDrive и MacroFX от Sensaura.

На диске, прилагаемому к карте, имеется демонстрационная программа, разительно напоминающая "A3D Race" от Aureal. Также три источника звука летают по кругу. Между тем в характере эффектов есть и разница. Так, уровень звука от каждого из обьектов в версии от Sensaura меняется не плавно, как в случае с A3D, а скачкообразно, причем весьма хаотично, что очень досадно, и позволяет говорить скорее о недостатках, нежели о достоинствах. В случае же с A3D уровни меняются плавно и корректно относительно положения виртуального слушателя. В случае с другим демо, изображающим виртуальную детскую комнату, ситуация была чуть лучше, но не более того. Тем не менее я не исключаю появления игр, в которых проявятся не только недостатки, но и достоинства разработок Sensaura. Перейдем к другим алгоритмам. В случае с A3D и ЕАХ все в точности соответствует заявленным данным. Карта совместима с A3D 1.хх и эффекты, скрывающиеся за понятием "wavetracing" ей недоступны. Иными словами при игре в "Half Life" вы лишены удовольствия слушать сочные, богатые обер и унтертонами, звуки металла гудящей в шахте ракеты, газовой трубы в депо и многих других удовольствий, вроде разного тона свиста пуль, отскакивающих от разных поверхностей в зависимости от вашего положения относительно их. Вместе с тем плавная регулировка уровней громкости звуков от разноудаленных источников сохраняется

Об этом же говорит и "Минерва" фирмы Aureal, правда количество аппаратных DS3D-буферов, реализуемых картой (драйверами?) всего 8 против 32х у AU8830 и 64 DS-буфера против 96ти. Скорее всего, это — правда. В моей любимой игре "X Beyond the Frontier" мне пришлось уменьшить количество одновременно воспроизводимых звуков до 8-ми против 32х, к которым я привык благодаря SQ Digital от Aureal. В противном случае игра висла, и ее приходилось закрывать командой "End Task". Кроме того неприятности наблюдались как резкие искажения звука во время наблюдения за удаленными обьектами в бинокль, что совершенно исключено при игре с SQ Digital. В случае же с ЕАХ все было замечательно. Я вволю наигрался в "Rogue Spear" и буду краток — карта с лихвою способна заменить вам Live! Platinum практически во всех аспектах. В том числе и в таком, как работа с серьезными приложениями, для чего многие и захотят купить эту карту. Также буду краток. При работе с серьезным звуком у обеих карт наблюдаются досадные погрешности с балансом между тихими и громкими звуками, сложные композиции звучат шероховато и упрощенно. Даже против Super Quad Digital фирмы Aureal. Мизерные с виду временные нестыковки, возникающие в результате частых преобразований частоты дискретизации в аудиотракте обеих карт дают о себе знать на слух, и не лучшим образом. Карта никогда не сможет заменить такие устройства, как Montego II Home Studio, EWS 64 или ZA-2, по крайней мере для опытного слушателя.

Другим, и более серьезным, недостатком комплекта карты является процесс установки драйверов. К сожалению, inf-файлы на прилагаемом к карте диске писаны явно вредителями. Я промучался с установкой драйверов более 8-ми часов из-за того, что названия файлов целого ряда устанавливаеваемых компонентов не соответствовали писанному в inf-файлах. После долгих импровизаций мне удалось заставить карту работать, кроме ее MIDI-интерфейса. Это нельзя признать недостатком самой карты как устройства, однако драйверописатели из TerraTec явно не сильно усердствуют. Ясно одно, что Live! Platinum получил серьезного конкурента с большими возможностями и меньшими недостатками.

P. S. Карта тестировалась на следующей машине:

  • Материнская плата FIC VA 503+ (PCB v.1.2a, L2-кэш 1024 кбайт)
  • ОЗУ 192 Мбайт РС 100 (8 и 7 нс., 64 и 128 Мбайт, NPC и Fujitsu соответственно)
  • Диски: ST 11900 N и WDE 4306-03/12, плюс CD-ROM Toshiba ХМ-6201 ТА на контроллере Tekram DC-390 U, CD-R-рекордер HP-6020 ES (внешн.) на контроллере Adaptec AHA-1510B.
  • Видеоадаптер: Diamond Viper 770 Ultra
  • Процессор: AMD K6-2 366 МГц (66х5,5)
  • Звуковые карты: ZA-2 фирмы Zefiro Acoustics и Super Quad Digital фирмы Aureal Semicon, вместо последней карта TerraTec DMX и подключалась.

Карта подключалась к внешнему процессору, ЦАП-конвертеру и предусилителю Sony TA-E2000 ESD при помощи кабелей Digital Z фирмы AudioQuest (коаксиальный S/PDIF) и Light Speed Digital фирмы Monster Cable (стекловолокно, TOS-Link). Прослушивание проводилось при помощи наушников Sony MDR-94.

 

Карта DMX предоставлена компанией "Мультимедиа Клуб"