Dolby Digital (AC-3). Комментарии

Уважая со страшной силой Dolby Laboratories и ее создателя, хотелось бы все же внести свою маленькую ложечку дегтя в это море меда. Компандеры Dolby, несомненно сыграли роль реактивного двигателя, вынесшего на рынок компакт-кассету и заманившего в кинотеатры зрителя, уже начавшего привыкать к вездесущему телевидению. Работая "зеркально" при записи-воспроизведении, они теоретически должны обеспечивать идентичность (за исключением шумов) сигнала на входе и выходе устройства, что к сожалению, не соответствует действительности. Причина — в наличии на передаточной характеристике точек излома, служащих именно для более эффективного шумоподавления. Без них обеспечить эффективное шумопонижение заложенным в Dolby принципом "скользящей полосы" было бы весьма затруднительно.

Как следствие, оснащенные этими устройствами магнитофоны должны иметь коэффициент передачи сигнала запись-воспроизведение точно равным единице и, что более важно, точки перегиба экспандера и компрессора должны совпадать. Добиться этого можно, но… в дело вступают износ головок, разные характеристики магнитной ленты и ее старение… В общем, все это напоминает тщательно отлаженный ламповый High-End усилитель, который уже через год теряет оптимальность настройки именно в силу старения самих ламп.

Правда, идея сжатия-расширения звукового сигнала нашла замечательное воплощение в уникальном, но малоизвестном в бытовой технике компандере dbx, который, в отличие от Dolby, имеет линейную передаточную характеристику и обладает полной независимостью АЧХ и ФЧХ от уровня обрабатываемого сигнала. А ведь именно они отвечают за локализацию в пространстве источников звука! Да и степень подавления шумов (до — 40 dB, тогда как у Dolby C, к примеру, –20dB) несравненно выше, также как и способность шумопонижения на средних и низких частотах. Именно невозможность совместить подавление шумов и четкую объемность звука толкнула Dolby Laboratories к созданию Dolby Stereo с аж четырьмя каналами и прочих Dolby Surround. Ну а идея оснастить ими кинотеатры вообще оказалась золотой жилой — во-первых, много места и, во-вторых, уровень фоновых шумов зала достаточен для маскировки нехватки динамического диапазона (повышать громкость звука ведь тоже можно только до болевого порога!).

Ну а последующие поколения Dolby — цифровые- реализованы весьма толково и чего-либо добавить к сказанному автором статьи просто не имею возможности. Именно этим системам самое место в кино- и дома — театрах!

А вот по поводу утверждения автора, что "Dolby Digital — это следующий и возможно последний эволюционный шаг в направлении реалистичности звука" можно сказать, что использовать подобные системы для озвучивания фильмов где бы то ни было — это одно, а слушать дома с девушкой Чайковского — это уже совершенно иное. Аналоговый носитель сам по себе без использования изощренных алгоритмов обработки сегодня обеспечивает до 70 dB динамический диапазон (до 100 dB в случае применения dbx) и не несет в себе дикого количества комбинационных составляющих и шумов квантования, зато выдает действительно живой звук. Люди, начинающие с этого места яростно спорить о чуть-ли не 0,001% уровня гармоник в сигнале, извлеченного с CD, как правило забывают о том, что уже при перегрузке АЦП на 3 dB уровень гармоник подпрыгивает в тысячи раз, а ведь пик-фактор реального сигнала никак не меньше 15 dB! То есть совершенно очевидно, что при преобразовании аналога в цифру за номинальный приходится принимать уровень хотя бы в –15 dB. Далее. При понижении уровня аналогово сигнала уровень шумов-гармоник пропорционально снижается, а у цифрового — растет. И не просто растет, а вплотную приближается к 20% уже при уровне –50dB. То есть на фоне якобы "полной цифровой тишины" вдруг проявляется реальная усталость. Читатель может сам посчитать, что остается от заявленных 95 dB при 16-разрядном квантовании. А вот когда на рынке прочно обоснуются 24-32-разрядные АЦП, тогда послушаем…

 

17 февраля 1999 Г.

Dolby Digital (AC-3) Comments

Dolby Digital (AC-3). Комментарии

Уважая со страшной силой Dolby Laboratories и ее создателя, хотелось бы все же внести свою маленькую ложечку дегтя в это море меда. Компандеры Dolby, несомненно сыграли роль реактивного двигателя, вынесшего на рынок компакт-кассету и заманившего в кинотеатры зрителя, уже начавшего привыкать к вездесущему телевидению. Работая "зеркально" при записи-воспроизведении, они теоретически должны обеспечивать идентичность (за исключением шумов) сигнала на входе и выходе устройства, что к сожалению, не соответствует действительности. Причина — в наличии на передаточной характеристике точек излома, служащих именно для более эффективного шумоподавления. Без них обеспечить эффективное шумопонижение заложенным в Dolby принципом "скользящей полосы" было бы весьма затруднительно.

Как следствие, оснащенные этими устройствами магнитофоны должны иметь коэффициент передачи сигнала запись-воспроизведение точно равным единице и, что более важно, точки перегиба экспандера и компрессора должны совпадать. Добиться этого можно, но… в дело вступают износ головок, разные характеристики магнитной ленты и ее старение… В общем, все это напоминает тщательно отлаженный ламповый High-End усилитель, который уже через год теряет оптимальность настройки именно в силу старения самих ламп.

Правда, идея сжатия-расширения звукового сигнала нашла замечательное воплощение в уникальном, но малоизвестном в бытовой технике компандере dbx, который, в отличие от Dolby, имеет линейную передаточную характеристику и обладает полной независимостью АЧХ и ФЧХ от уровня обрабатываемого сигнала. А ведь именно они отвечают за локализацию в пространстве источников звука! Да и степень подавления шумов (до — 40 dB, тогда как у Dolby C, к примеру, –20dB) несравненно выше, также как и способность шумопонижения на средних и низких частотах. Именно невозможность совместить подавление шумов и четкую объемность звука толкнула Dolby Laboratories к созданию Dolby Stereo с аж четырьмя каналами и прочих Dolby Surround. Ну а идея оснастить ими кинотеатры вообще оказалась золотой жилой — во-первых, много места и, во-вторых, уровень фоновых шумов зала достаточен для маскировки нехватки динамического диапазона (повышать громкость звука ведь тоже можно только до болевого порога!).

Ну а последующие поколения Dolby — цифровые- реализованы весьма толково и чего-либо добавить к сказанному автором статьи просто не имею возможности. Именно этим системам самое место в кино- и дома — театрах!

А вот по поводу утверждения автора, что "Dolby Digital — это следующий и возможно последний эволюционный шаг в направлении реалистичности звука" можно сказать, что использовать подобные системы для озвучивания фильмов где бы то ни было — это одно, а слушать дома с девушкой Чайковского — это уже совершенно иное. Аналоговый носитель сам по себе без использования изощренных алгоритмов обработки сегодня обеспечивает до 70 dB динамический диапазон (до 100 dB в случае применения dbx) и не несет в себе дикого количества комбинационных составляющих и шумов квантования, зато выдает действительно живой звук. Люди, начинающие с этого места яростно спорить о чуть-ли не 0,001% уровня гармоник в сигнале, извлеченного с CD, как правило забывают о том, что уже при перегрузке АЦП на 3 dB уровень гармоник подпрыгивает в тысячи раз, а ведь пик-фактор реального сигнала никак не меньше 15 dB! То есть совершенно очевидно, что при преобразовании аналога в цифру за номинальный приходится принимать уровень хотя бы в –15 dB. Далее. При понижении уровня аналогово сигнала уровень шумов-гармоник пропорционально снижается, а у цифрового — растет. И не просто растет, а вплотную приближается к 20% уже при уровне –50dB. То есть на фоне якобы "полной цифровой тишины" вдруг проявляется реальная усталость. Читатель может сам посчитать, что остается от заявленных 95 dB при 16-разрядном квантовании. А вот когда на рынке прочно обоснуются 24-32-разрядные АЦП, тогда послушаем…