Creative D.A.P. Jukebox и портативная АС PlayDock PD200


Первый раз о D.A.P. Jukebox (он же Nomad Jukebox) я писал очень давно — скоро будет год с момента публикации статьи "Creative D.A.P. Jukebox — шаг на пути к идеальному цифровому плееру". Почему пришлось возвращаться к этой теме? Ну, во-первых, несколько изменилась расстановка сил на плеерном рынке: флэш резко подешевел (и продолжает тем же заниматься), появилось вполне удобоваримое второе поколение MP3/CD, да и сам Jukebox существенно упал в цене и оброс новыми функциями, так что старый обзор по многим параметрам устарел безбожно. Обновить его стоит, благо фирма готовится нанести в ближайшее время еще один удар по конкурентам, выпустив на рынок модель с винчестером 20 Гбайт вместо стандартных шести, причем по цене всего на 109 долларов выше, чем сейчас стоит обычная модель (399 долларов против 290 соответственно). Во-вторых, Creative таки приступил к реализации своей программы по обвешиванию плеера различными примочками — на рынок пошла портативная акустическая система PlayDock200, рассчитанная на применение как раз с Jukebox. Ну а, взяв поиграться PD200, я не мог не повозиться еще немного с самим плеером, благо нравиться он мне стал еще больше :)

В этой статье я не буду подробно описывать работу с плеером: все это уже было сделано в первом материале, а кнопки остались теми же. Более того: новая модель с увеличенным объемом жесткого диска внешне ничем не отличается от старого варианта плеера, так что приемы работы останутся прежними. Писать буду лишь о том, что изменилось с момента первой статьи (ну и том, что в ней не было рассмотрено).

О прошивках

Откуда взялись новые функции? Ну, вообще-то, все элементарно: ПО плеера модернизируемо. А каждая новая версия прошивки (посмотреть номер версии можно либо на самом плеере, либо в PlayCenter2) что-то исправляла, что-то добавляла…

Правда, должен заметить, что в руки мне попало устройство с прошивкой версии 1.25 — еще более древней и урезанной по функциям, нежели 1.73, с которой я и общался в прошлый раз (справедливости ради должен отметить, что был у меня совсем не магазинный экземпляр, так что покупатели на эти грабли наступить вроде бы не должны). Ну что ж — побрел на сайт, обнаружил прошивку версии 2.86 (последней на момент тестирования), скачал архив. Обнаружил в нем исполнимый файл, запустил. Программа проверила факт подключения плеера, потом попросила закрыть РС2 (если он запущен), после чего шустренько записала новое firmware и перезагрузила плеер. Вся операция прошивки заняла примерно минуту. Просто? Еще бы! Сразу вспоминаются MP3/CD, для перепрошивки которых пришлось бы записывать специальный диск ;)

PlayCenter2 2.50

Как я и предполагал, новая версия PlayCenter стала поставляться и со звуковыми картами, более того — ее можно свободно скачать с сайта Creative. Вкратце (для тех кто не знает): PC2 представляет собой универсальную программу, включающую в себя функции CD-рипера, кодирования в MP3 и WMA, организации музыкальных коллекций на компьютере и обмена данными со всеми плеерами Creative (как Jukebox, так и моделями на флэш-памяти). Существенных изменений в последних версиях не обнаружено: даже WMA-кодер до сих пор создает файлы типа V2, что, во-первых, дает максимальный битрейт 160 Кбит/с, а, во-вторых, несколько более низкое качество, чем V7 и V8. Впрочем, никто не заставляет использовать для кодирования именно PlayCenter2, так что его возможности как all-in-one программы следует признать хорошими: удовлетворяет качество — замечательно, нет — всем известно, что отдельные программы обычно позволяют достичь лучшего результата, чем комбайны.

В глаза в новых версиях бросаются три улучшения. Первое — Jukebox Detector. Небольшая программка, отображающая свой значок в трее, и проверяющая — не присоединили ли к компьютеру плеер. Если да, то автоматически запускается PlayCenter2. Это удобно для ленивых, однако все можно сделать и вручную, так что если жалко ресурсы компьютера, то Detector можно и отключить (благо такая возможность есть). Не знаю, в какой конкретно версии она появилась, но в 2.50 есть точно. Еще одна мелкая, но приятная особенность появилась в одной из первых версий софта, однако несколько позже, чем я написал первую статью: теперь после выбора файлов для записи в плеер можно перейти в другой каталог и выбирать новые файлы, не дожидаясь пока закончится первая операция записи. Упоминаю об этом только потому, что в первой статье несколько "обидел" софт — я-то возился с бета-версиями программы, где каждый каталог приходилось обрабатывать совершенно независимо от других.

Третье улучшение присуще именно версии 2.50 — теперь обрабатываются не только отдельные файлы, но и целые каталоги. Таким образом, если вы хотите "запихать" в плеер содержимое всего каталога, совсем не нужно открывать его в РС2 и вручную выделять каждый файл: достаточно выбрать сам каталог и нажать кнопочку "Transfer". Сначала я безумно обрадовался (сбылась таки мечта идиота :)), однако, поработав немного с плеером, понял, что поводов для радости не так и много: данная возможность нуждается в доработке. Что конкретно недоделано? Рекурсивно обрабатывать вложенные папки программа не умеет :( Для чего это нужно, поясню на примере. Допустим, есть у нас в руках диск серии "Русский Рок" (не обязательно, впрочем, ее — такую же организацию файлов имеют и многие другие серии CD-MP3). На диске всегда есть папка Sound, в которой несколько каталогов с именами исполнителей, имеющихся на диске (не менее одной во всяком случае), в каждом из них подкаталоги, по названию совпадающие с определенными альбомами, а уже в них — файлы с песнями из этого альбома. Очень хотелось бы иметь возможность выбрать весь каталог Sound (или одну конкретную группу) и "загнать" все на винчестер Jukebox одним нажатием кнопки, однако в текущей версии ПО так поступить не удастся. Придется добраться до всех нужных каталогов нижнего уровня и выбрать каждый из них. Это существенно удобнее, нежели возиться так с каждым файлом, но все же полумеры. Что ж — будем ждать, пока программисты Creative сделают нужные выводы.

В остальном же, новые версии РС2 ничем не отличаются от старых.

Jukebox как портативное устройство оцифровки музыки

В одной из версий прошивок появилась возможность (при использовании РС2 2.20 или старше) переписывать на компьютер полученные с линейного входа WAV-файлы. С учетом хорошего качества встроенного в плеер АЦП, это существенным образом расширило возможности плеера. Во-первых, теперь его можно использовать как совершенно полноценный цифровой диктофон с последующей компьютерной обработкой записи (вплоть до "натравливания" на нее программы распознавания речи). Да, великоват он для этого (так что если сия функция важна, модели на флэше так и остаются вне конкуренции), но дополнительные возможности лишними не бывают. Во-вторых, иногда хочется что-то утянуть с ленты или винила, а компьютера под рукой либо нет, либо его использование неудобно (хотя бы потому, что в процессе записи с линейного входа не стоит запускать ничего, пытающегося издавать звук).

Начиная с прошивки 2.86, появились некоторые дополнительные возможности: теперь если запись длится более 10 минут, вместо одного большого файла получаются несколько 10 минутных порций. Для чего? Удобнее потом с ними работать: например, одна сторона кассеты при частоте дискретизации 48 кГц занимает до 250 Мбайт, а с такими файлами даже на современных компьютерах возиться не очень удобно. Ну а для того, чтобы потом файлы не потерять, каждый сеанс записи создает отдельный "альбом" (даже если файл один). Теперь разбираться с данными в плеере несколько удобнее, чем раньше, когда все записанное с линейного входа валилось в одну кучу.

Есть ли недостатки? Ну… кто-нибудь меня вообще довольным видел? ;) Вот так же и тут: почему бы не кодировать запись в МР3 или WMA, благо мощность центрального процессора плеера это позволяет? Мне известны, по крайней мере, два устройства, кодирующие запись с линейного входа в МР3: это последняя модель Aiwa на флэш-памяти (первая тоже писала только WAV) и такие модели Archos, как Jukebox HD-MP3 Recorder & Player и Jukebox CDRW-MP3. Естественно, если плеер использовать для переноса музыки для последующей обработки, то кодирование использовать не стоит, а вот если хочется просто по-быстрому "сграбить" кассету для последующего прослушивания на самом плеере, то применение сжатия в реальном времени более чем оправдано. Кроме того, в отличие от Creative, оба упомянутых Jukebox от Archos кроме аналогового имеют и цифровой вход. В общем, инженерам Creative все еще есть над чем работать. Цифровой вход-то мы вряд ли увидим (Creative придерживается ограничений SDMI; хотя чем черт не шутит — возможность транспортировки данных тоже в свое время делать не собирались), а вот МР3-encoder — вполне возможно (тем более, что Creative в свое время обещал сделать для Jukebox CD-приставку для того, чтобы записывать музыку с CD на винчестер плеера без использования компьютера).

Jukebox как внешний винчестер

В одной из версий прошивок таки появилась возможность использования плеера как устройство хранения и транспортировки данных, что изначально не обещали. Как и в предыдущем случае, требуется использование РС2 2.20 или выше (предыдущие версии вообще не поддерживают передачу данных с плеера на компьютер). Все файлы, отличные от музыкальных, записываются в особый "альбом" с названием Data. Большим недостатком на данный момент является отсутствие возможности создать более-менее развитую структуру каталогов (во всяком случае, мне это сделать не удалось): если нужно перенести один-два файла, это не принципиально, а если их там несколько десятков (в конце концов плеер можно и для хранения резервных копий важных документов использовать)? Будем надеяться, что в ближайшее время и это несколько поправят.

Кстати, любопытная деталь: USB-корпуса для винчестеров стоят порядка 70 долларов, цена подобного устройства, но с возможностью проигрывать МР3-файлы, достигает 100–150 долларов, а здесь мы за рекомендованную цену в 290 долларов имеем: собственно "коробку", винчестер на 6 Гбайт, проигрывание МР3 и WMA, квадрозвук, портативность (MP3-HDD Box рассчитаны на стационарную работу) и качественную запись с линейного входа. Совсем неплохо.

Питание

Как я и предполагал, проблему электропитания несколько ослабили: во всяком случае, теперь проценты, показывающие степень заряда батарей, не бегут к нулю как бешенные. Впрочем, обещанных производителем пяти часов непрерывной работы мне не удалось добиться даже при использовании комплекта аккумуляторов по 1800 мА*ч — в лучшем случае четыре с половиной часа. Применение же аккумуляторов на 1700 мА*ч дает лишь часа четыре. Носить же с собой второй комплект аккумуляторов не очень удобно, хотя в большинстве случаев это решает проблему.

Плееры от HanGo и Archos такой проблемы лишены: в них используются заказные Li-Ion аккумуляторы, против стандартных "пальчиков" у Creative. В принципе, компания обещала исправить сей досадный недостаток, выпустив специальный аккумулятор повышенной мощности, способный устанавливаться в батарейный отсек плеера. Такой вариант действительно будет наиболее удобным и универсальным: сохраняется возможность применять при необходимости в течение короткого промежутка времени пальчиковые батарейки (чего не умеют конкуренты), работая около десяти часов от одного аккумулятора. Есть только одно "но": Creative уже много чего обещал навыпускать для Jukebox, а воз и ныне там :( Ждем-с…

Поддерживаемые типы файлов

За время тестирования разнообразных плееров я таки наработал некоторую методику этого самого тестирования, в том числе и этап проверки на совместимость с различными файлами. В прошлом году необходимого набора файлов не было, ну а в этом я все же "скормил" его плееру.

Как и следовало ожидать, никаких проблем не вызвала работа с любыми файлами МР3: битрейты от 8 до 320 Кбит/с, частота дискретизации до 48 кГц, впрочем, это было известно и год назад. Ситуация с WMA оказалась несколько сложнее. Плеер превосходно переносит V2, V7 и V8, что можно считать большим плюсом (большинство плееров декодируют V8 с ошибками, у многих проблемы даже с V7), но… все это верно лишь для частоты дискретизации 44 кГц. Несмотря на то, что для WAV и МР3 48 кГц не являются чем-то сложным, да и само устройство способно создавать подобные файлы, повторить ситуацию с WMA не удается — плеер просто переходит к следующему файлу, предупредив о неправильном формате испытуемого. Скорее всего это проблема не плеера, а формата: во-первых, при такой частоте допустимы не все битрейты (как выяснилось), во-вторых, конвертеры настойчиво предлагали свои услуги в ресэмплинге оригиналов, честно предупреждая, что с 48 кГц возможны проблемы. Как оказалось, не обманули. Еще одно доказательство того, что "старичка МР3" еще рано хоронить: он более гибок, нежели некоторые молодые конкуренты.

Ну а если в качестве источника использовать обычные CD, то 44 кГц вполне хватает. Хорошая работа плеера с V8, кстати, ставит под сомнение целесообразность кодирования WMA при помощи PlayCenter2 — как я уже говорил выше, эта программа работает с V2, что несколько хуже.

PlayDock PD200

На этом закончим с самим плеером и перейдем к данному комплекту акустических систем (если, конечно, слово "комплект" применимо к одиночному изделию). Итак, что же такое PD200 и что мы можем извлечь из факта его существования?

Начну со второго вопроса, как наиболее интересного :)

Всю бытовую акустику можно грубо разделить на четыре группы (да не запинают меня зубры звука за такое деление, но другого нам в данном случае и не надо):

  1. Многокомпонентные дорогостоящие комплекты высокого класса. Как это сказать точнее не знаю, но всем понятно, что имеется ввиду: отдельные деки, усилители, мощные колонки из дерева (может и ценных пород, хотя не помню — даст ли это какую-то пользу ;)), соединенные проводами "в руку толщиной", ну и так далее.
  2. Музыкальные центры нижнего и среднего ценового диапазона. Как правило, all-in-one, разве что колонки отдельно. Иногда (впрочем, не всегда) допускают работу от батареек или аккумуляторов. По идее, наиболее распространенный сегодня на просторах нашей Родины класс аппаратуры.
  3. Дешевые магнитолы/"сидиолы". Все в одном вместе с парой колонок средней степени паршивости (при хорошем раскладе), чаще всего полная невозможность соединить их хоть с чем-то кроме наушников (изредка бывает в наличии линейный вход, еще реже — выход). Из достоинств: низкая цена и достаточно высокая портативность, что позволяет, например, таскать их с собой на природу. В последнее время чаще всего обзываются "обрусевшим" термином "бумбокс", хотя я (пообщавшись в конце 80-х с тогдашними спекулянтами) предпочитаю несколько другое название — "балалайка" :)
  4. Портативные плееры.

Теперь посмотрим, как в каждой (кроме четвертой — там все понятно) из этих групп обстоит дело с поддержкой "консервированной" музыки. Очевидно, что для первой группы тот же МР3 нужен как для рыбки зонтик — не для того их покупают, чтобы консервами питаться. Во второй ситуация несколько другая, но пока для любителей МР3/WMA и подобного не очень радостная: модели с поддержкой MP3 только-только появляются, о других форматах и речи не идет. Однако, в основном, музцентры используются стационарно, так что никто не мешает подключить к ним компьютер или тот же плеер (не обязательно портативный — стационарные DVD-плеера поддержку МР3 начали обретать раньше, чем музыкальные центры), что сразу исправляет ситуацию (то же самое можно и с первой группой сделать, если вдруг приспичит). Совсем плохо с третьей группой — свой "ленокс" там еще не завелся (в отличие от портативных CD-плееров). Возникает парадоксальная ситуация: МР3 легко слушать либо дома, либо на природе одному — компанией уже никак. Тащить с собой музцентр и плеер? Можно в принципе если первый небольшой, но как-то неинтересно. Бумбокс и плеер? А куда подключать? Объективности ради должен заметить, что на валяющейся у меня дома двухкассетной "балалайке" Panasonic RX-FT510 вход, например, есть. Его существованию это изделие почтенного возраста обязано именно возрасту: вход сделан для подключения CD-плеера. В более новых моделях CD перекочевал в саму магнитолу, и с линейным входом пришлось проститься. Да и не хочется покупать кафе только ради того, чтобы выпить чашку кофе: от магнитолы-то нужен только батарейный отсек, да колонки.

Вот и приходим к выводу, что хотелось бы иметь нечто типа колонок с аккумулятором (и чтобы плеер подпитать можно было), компактное и более-менее качественно работающее (как минимум на уровне бумбоксов, а лучше — недорогих музыкальных центров). Собственно, PlayDock в результате рассуждений мы и получили ;) (из рекламы PD200: "Turn your Nomad Jukebox into a Digital Audio Boombox!"). Насколько мне известно, к подобному выводу пришли не только мы с вами и Creative, но и Samsung, однако их реализацию идеи пока "пощупать" мне не удалось.

Внешний вид можно оценить по фотографии в начале статьи. Размеры сего чуда (максимальные) 263 (с установленным плеером) / 232 (без него) × 277 × 261 мм. Массу нигде найти не смог, а весов, как назло, в доме не оказалось. Могу лишь сказать, что с ним можно вполне спокойно и по городу гулять, распугивая прохожих — не сильно тяжело. Работает устройство либо от сети переменного тока при помощи внешнего БП на 13,5 В 1,8 А, либо от встроенного аккумулятора. Напряжение несколько выше, чем штатное в автомобиле, однако у большинства автолюбителей в бортовой сети оно, как правило, слегка повышено, что позволяет брать с собой PD200 и на длительные пикники, питая его от собственной машины.

Creative утверждает, что аккумулятор без замены должен проработать два года. Если это действительно так, то неплохо. Еще утверждается, что аккумулятора хватает на 10 часов работы. Я проверил — при примерно среднем уровне громкости (точнее сказать не могу — индикатора нет) написанному можно верить. Так что на пикничок вполне хватит. На многодневный пикничок с учетом возможности питания от автомобильного аккумулятора тоже :)

Сам плеер крепится к колонке (все-таки я буду называть PD так) при помощи футляра из резиноподобного пластика. Крепится надежно — просто "стряхнуть" его не удастся. После установки плеера, нужно лишь подключить два провода (питание и линейный аудио), красиво их расположить, и можно пользоваться.

Управление простое и без излишеств. На боку кнопка включения, на верхней панели четыре кнопки управления: две для громкости, одна для включения режима Wide и одна для Mute. Отображение состояния этих режимов осуществляется при помощи светодиодных индикаторов.

Ну ладно — теперь разберемся с тем, как это звучит. Сначала посмотрим на технические характеристики того, что скрывается в корпусе:

  • Два высокочастотных динамика мощностью 7 Ватт (RMS) при 10% THD
  • Сабвуфер, имеющий мощность 15 Ватт (RMS) при 10% THD
  • Поддерживаемый диапазон частот: от 80 Гц до 20 кГц

Характеристики ничего не напоминают? ;) Для справки — Creative FPS2000: четыре сателлита по 7 Вт, сабвуфер 25 Вт; Creative DTT2500: пять таких же сателлитов, сабвуфер 21 Вт; Creative DTT2200: пять сателлитов по 6 Вт, сабвуфер 19 Вт. Похоже на то, что PD200 Creative делал на базе своих мультимедийных комплектов, только, естественно, не FPS/DTT, а PC Works (где лишь две колонки). Заодно и циферка "2" в названии обретает точный смысл. Соответственно можно быть уверенным, что звучать PlayDock будет точно так же, как его компьютерные собратья, что в итоге и подтвердилось.

Хорошо это или плохо? Смотря для чего. Естественно, сверхкачества при воспроизведении классики или джаза, записанных на винчестер плеера без сжатия, ждать не приходится. Однако не в этом предназначение PD: в конце концов это акустика для портативного MP3/WMA плеера, рассчитанная на конкуренцию с разнообразными бумбоксами, а в своей нише она более чем на высоте. Так что в отношении PD200 могу сказать то же самое, что сказал Егор Радько по поводу DTT2200 ("Активная 5.1 акустика Cambridge SoundWorks DTT2200"):

Вообще комплект на голову выше бытовых магнитол типа "Philips-бумбокс" и т.п. Даже лучше некоторых дешевых музыкальных центров.

Звук очень чистый, сабвуфер "бумкает" как надо. Для моей любимой попсы более чем достаточно, более сложные композиции слушать вполне реально, не рискуя при этом заработать вывих ушей. Словом, вполне пригодно даже для фоновой музыки дома, не говоря уже о звуковом сопровождении поглощения шашлыков и пива на лесной поляне.

Кстати, о последнем: любит народ в лесу музыку погромче делать, так что и я решил на максимуме немного комплект погонять. Эксперимент был таким (да простят меня несчастные соседи, в том числе и из близлежащих домов): поставил комплект на балкон, включил громкость на максимум, вышел из дома и бодро пошел вдаль. Метрах в пятистах можно было спокойно различать все слова, причем не напрягая слух. Так что лесную живность попугать удастся :) Единственное, о чем не следует забывать: чем больше громкость, тем быстрее садится аккумулятор, причем зависимость нелинейная.

В принципе, PlayDock может неплохо поработать и дома. Если вы все равно решили покупать (или уже купили) Jukebox и не очень любите слушать музыку на компьютере (действительно — не всегда это удобно), но при этом вполне довольны получаемым на мультимедийной акустике класса FPS/DTT2xxx качеством, то вместо дешевого музыкального центра можно купить PD200. Ну а когда Creative таки выполнит свои обещания по поводу пульта ДУ и CD-приставки для Jukebox, такой вариант станет еще более симпатичным.

Итого

За прошедший год на рынке плееров произошло очень много событий. Одним из главных явилось сильное снижение цен на флэш-память при соответствующем росте объема карт расширения (карта на 128 Мбайт теперь стоит практически столько же, сколько год назад стоил 32 Мбайтный вариант). Это позволило, в частности, производителям плееров без увеличения цены своих изделий применять более качественные и дорогие компоненты, а пользователям без существенных затрат использовать плееры со 160–192 Мбайтами памяти (против 64-х в прошлом году). Другим важным итогом прошедшего года можно считать успешную победу на "детскими болезнями" MP3/CD (одним из результатов победы, кстати, является и то, что эти плееры пора переименовывать ;)). Однако, несмотря на это, цифровые плееры на базе портативных винчестеров продолжают уверенно держать занятые позиции. Кроме известных недостатков (в основном, высокая масса и габариты, а также повышенное энергопотребление), они имеют и преимущества перед конкурентами: возможность оперативного обновления коллекции и запись музыки без использования компьютера (чего не умеют MP3/CD) при большом объеме встроенной памяти (что пока затруднено для флэшовых устройств). Nomad и спустя год после появления остается очень привлекательным кандидатом на покупку, а появление PlayDock PD200 позволяет ему конкурировать не только с плеерами, но и с бумбоксами и дешевыми музыкальными центрами (где портативность существенно менее важна). Не стоит забывать и о сильном снижении цены на плеер до уровня, от которого недалеко и до старших моделей MP3/CD. В то же время устройство не лишено ряда недостатков, основным из которых следует считать медлительность Creative в обновлении firmware (хотелось бы видеть поддержку новых стандартов, да и локализация устройств от Creative пока хромает) и создании обещанных аксессуаров (до сих пор бесполезный ИК-порт на переднем торце плеера является немым укором разработчикам).

 

Плеер и АС предоставлены на тестирование Восточно-Европейским представительством Creative Labs.

 

Дополнительно

Creative D.A.P. Jukebox и портативная АС PlayDock PD200

Creative D.A.P. Jukebox и портативная АС PlayDock PD200

Первый раз о D.A.P. Jukebox (он же Nomad Jukebox) я писал очень давно — скоро будет год с момента публикации статьи "Creative D.A.P. Jukebox — шаг на пути к идеальному цифровому плееру". Почему пришлось возвращаться к этой теме? Ну, во-первых, несколько изменилась расстановка сил на плеерном рынке: флэш резко подешевел (и продолжает тем же заниматься), появилось вполне удобоваримое второе поколение MP3/CD, да и сам Jukebox существенно упал в цене и оброс новыми функциями, так что старый обзор по многим параметрам устарел безбожно. Обновить его стоит, благо фирма готовится нанести в ближайшее время еще один удар по конкурентам, выпустив на рынок модель с винчестером 20 Гбайт вместо стандартных шести, причем по цене всего на 109 долларов выше, чем сейчас стоит обычная модель (399 долларов против 290 соответственно). Во-вторых, Creative таки приступил к реализации своей программы по обвешиванию плеера различными примочками — на рынок пошла портативная акустическая система PlayDock200, рассчитанная на применение как раз с Jukebox. Ну а, взяв поиграться PD200, я не мог не повозиться еще немного с самим плеером, благо нравиться он мне стал еще больше :)

В этой статье я не буду подробно описывать работу с плеером: все это уже было сделано в первом материале, а кнопки остались теми же. Более того: новая модель с увеличенным объемом жесткого диска внешне ничем не отличается от старого варианта плеера, так что приемы работы останутся прежними. Писать буду лишь о том, что изменилось с момента первой статьи (ну и том, что в ней не было рассмотрено).

О прошивках

Откуда взялись новые функции? Ну, вообще-то, все элементарно: ПО плеера модернизируемо. А каждая новая версия прошивки (посмотреть номер версии можно либо на самом плеере, либо в PlayCenter2) что-то исправляла, что-то добавляла…

Правда, должен заметить, что в руки мне попало устройство с прошивкой версии 1.25 — еще более древней и урезанной по функциям, нежели 1.73, с которой я и общался в прошлый раз (справедливости ради должен отметить, что был у меня совсем не магазинный экземпляр, так что покупатели на эти грабли наступить вроде бы не должны). Ну что ж — побрел на сайт, обнаружил прошивку версии 2.86 (последней на момент тестирования), скачал архив. Обнаружил в нем исполнимый файл, запустил. Программа проверила факт подключения плеера, потом попросила закрыть РС2 (если он запущен), после чего шустренько записала новое firmware и перезагрузила плеер. Вся операция прошивки заняла примерно минуту. Просто? Еще бы! Сразу вспоминаются MP3/CD, для перепрошивки которых пришлось бы записывать специальный диск ;)

PlayCenter2 2.50

Как я и предполагал, новая версия PlayCenter стала поставляться и со звуковыми картами, более того — ее можно свободно скачать с сайта Creative. Вкратце (для тех кто не знает): PC2 представляет собой универсальную программу, включающую в себя функции CD-рипера, кодирования в MP3 и WMA, организации музыкальных коллекций на компьютере и обмена данными со всеми плеерами Creative (как Jukebox, так и моделями на флэш-памяти). Существенных изменений в последних версиях не обнаружено: даже WMA-кодер до сих пор создает файлы типа V2, что, во-первых, дает максимальный битрейт 160 Кбит/с, а, во-вторых, несколько более низкое качество, чем V7 и V8. Впрочем, никто не заставляет использовать для кодирования именно PlayCenter2, так что его возможности как all-in-one программы следует признать хорошими: удовлетворяет качество — замечательно, нет — всем известно, что отдельные программы обычно позволяют достичь лучшего результата, чем комбайны.

В глаза в новых версиях бросаются три улучшения. Первое — Jukebox Detector. Небольшая программка, отображающая свой значок в трее, и проверяющая — не присоединили ли к компьютеру плеер. Если да, то автоматически запускается PlayCenter2. Это удобно для ленивых, однако все можно сделать и вручную, так что если жалко ресурсы компьютера, то Detector можно и отключить (благо такая возможность есть). Не знаю, в какой конкретно версии она появилась, но в 2.50 есть точно. Еще одна мелкая, но приятная особенность появилась в одной из первых версий софта, однако несколько позже, чем я написал первую статью: теперь после выбора файлов для записи в плеер можно перейти в другой каталог и выбирать новые файлы, не дожидаясь пока закончится первая операция записи. Упоминаю об этом только потому, что в первой статье несколько "обидел" софт — я-то возился с бета-версиями программы, где каждый каталог приходилось обрабатывать совершенно независимо от других.

Третье улучшение присуще именно версии 2.50 — теперь обрабатываются не только отдельные файлы, но и целые каталоги. Таким образом, если вы хотите "запихать" в плеер содержимое всего каталога, совсем не нужно открывать его в РС2 и вручную выделять каждый файл: достаточно выбрать сам каталог и нажать кнопочку "Transfer". Сначала я безумно обрадовался (сбылась таки мечта идиота :)), однако, поработав немного с плеером, понял, что поводов для радости не так и много: данная возможность нуждается в доработке. Что конкретно недоделано? Рекурсивно обрабатывать вложенные папки программа не умеет :( Для чего это нужно, поясню на примере. Допустим, есть у нас в руках диск серии "Русский Рок" (не обязательно, впрочем, ее — такую же организацию файлов имеют и многие другие серии CD-MP3). На диске всегда есть папка Sound, в которой несколько каталогов с именами исполнителей, имеющихся на диске (не менее одной во всяком случае), в каждом из них подкаталоги, по названию совпадающие с определенными альбомами, а уже в них — файлы с песнями из этого альбома. Очень хотелось бы иметь возможность выбрать весь каталог Sound (или одну конкретную группу) и "загнать" все на винчестер Jukebox одним нажатием кнопки, однако в текущей версии ПО так поступить не удастся. Придется добраться до всех нужных каталогов нижнего уровня и выбрать каждый из них. Это существенно удобнее, нежели возиться так с каждым файлом, но все же полумеры. Что ж — будем ждать, пока программисты Creative сделают нужные выводы.

В остальном же, новые версии РС2 ничем не отличаются от старых.

Jukebox как портативное устройство оцифровки музыки

В одной из версий прошивок появилась возможность (при использовании РС2 2.20 или старше) переписывать на компьютер полученные с линейного входа WAV-файлы. С учетом хорошего качества встроенного в плеер АЦП, это существенным образом расширило возможности плеера. Во-первых, теперь его можно использовать как совершенно полноценный цифровой диктофон с последующей компьютерной обработкой записи (вплоть до "натравливания" на нее программы распознавания речи). Да, великоват он для этого (так что если сия функция важна, модели на флэше так и остаются вне конкуренции), но дополнительные возможности лишними не бывают. Во-вторых, иногда хочется что-то утянуть с ленты или винила, а компьютера под рукой либо нет, либо его использование неудобно (хотя бы потому, что в процессе записи с линейного входа не стоит запускать ничего, пытающегося издавать звук).

Начиная с прошивки 2.86, появились некоторые дополнительные возможности: теперь если запись длится более 10 минут, вместо одного большого файла получаются несколько 10 минутных порций. Для чего? Удобнее потом с ними работать: например, одна сторона кассеты при частоте дискретизации 48 кГц занимает до 250 Мбайт, а с такими файлами даже на современных компьютерах возиться не очень удобно. Ну а для того, чтобы потом файлы не потерять, каждый сеанс записи создает отдельный "альбом" (даже если файл один). Теперь разбираться с данными в плеере несколько удобнее, чем раньше, когда все записанное с линейного входа валилось в одну кучу.

Есть ли недостатки? Ну… кто-нибудь меня вообще довольным видел? ;) Вот так же и тут: почему бы не кодировать запись в МР3 или WMA, благо мощность центрального процессора плеера это позволяет? Мне известны, по крайней мере, два устройства, кодирующие запись с линейного входа в МР3: это последняя модель Aiwa на флэш-памяти (первая тоже писала только WAV) и такие модели Archos, как Jukebox HD-MP3 Recorder & Player и Jukebox CDRW-MP3. Естественно, если плеер использовать для переноса музыки для последующей обработки, то кодирование использовать не стоит, а вот если хочется просто по-быстрому "сграбить" кассету для последующего прослушивания на самом плеере, то применение сжатия в реальном времени более чем оправдано. Кроме того, в отличие от Creative, оба упомянутых Jukebox от Archos кроме аналогового имеют и цифровой вход. В общем, инженерам Creative все еще есть над чем работать. Цифровой вход-то мы вряд ли увидим (Creative придерживается ограничений SDMI; хотя чем черт не шутит — возможность транспортировки данных тоже в свое время делать не собирались), а вот МР3-encoder — вполне возможно (тем более, что Creative в свое время обещал сделать для Jukebox CD-приставку для того, чтобы записывать музыку с CD на винчестер плеера без использования компьютера).

Jukebox как внешний винчестер

В одной из версий прошивок таки появилась возможность использования плеера как устройство хранения и транспортировки данных, что изначально не обещали. Как и в предыдущем случае, требуется использование РС2 2.20 или выше (предыдущие версии вообще не поддерживают передачу данных с плеера на компьютер). Все файлы, отличные от музыкальных, записываются в особый "альбом" с названием Data. Большим недостатком на данный момент является отсутствие возможности создать более-менее развитую структуру каталогов (во всяком случае, мне это сделать не удалось): если нужно перенести один-два файла, это не принципиально, а если их там несколько десятков (в конце концов плеер можно и для хранения резервных копий важных документов использовать)? Будем надеяться, что в ближайшее время и это несколько поправят.

Кстати, любопытная деталь: USB-корпуса для винчестеров стоят порядка 70 долларов, цена подобного устройства, но с возможностью проигрывать МР3-файлы, достигает 100–150 долларов, а здесь мы за рекомендованную цену в 290 долларов имеем: собственно "коробку", винчестер на 6 Гбайт, проигрывание МР3 и WMA, квадрозвук, портативность (MP3-HDD Box рассчитаны на стационарную работу) и качественную запись с линейного входа. Совсем неплохо.

Питание

Как я и предполагал, проблему электропитания несколько ослабили: во всяком случае, теперь проценты, показывающие степень заряда батарей, не бегут к нулю как бешенные. Впрочем, обещанных производителем пяти часов непрерывной работы мне не удалось добиться даже при использовании комплекта аккумуляторов по 1800 мА*ч — в лучшем случае четыре с половиной часа. Применение же аккумуляторов на 1700 мА*ч дает лишь часа четыре. Носить же с собой второй комплект аккумуляторов не очень удобно, хотя в большинстве случаев это решает проблему.

Плееры от HanGo и Archos такой проблемы лишены: в них используются заказные Li-Ion аккумуляторы, против стандартных "пальчиков" у Creative. В принципе, компания обещала исправить сей досадный недостаток, выпустив специальный аккумулятор повышенной мощности, способный устанавливаться в батарейный отсек плеера. Такой вариант действительно будет наиболее удобным и универсальным: сохраняется возможность применять при необходимости в течение короткого промежутка времени пальчиковые батарейки (чего не умеют конкуренты), работая около десяти часов от одного аккумулятора. Есть только одно "но": Creative уже много чего обещал навыпускать для Jukebox, а воз и ныне там :( Ждем-с…

Поддерживаемые типы файлов

За время тестирования разнообразных плееров я таки наработал некоторую методику этого самого тестирования, в том числе и этап проверки на совместимость с различными файлами. В прошлом году необходимого набора файлов не было, ну а в этом я все же "скормил" его плееру.

Как и следовало ожидать, никаких проблем не вызвала работа с любыми файлами МР3: битрейты от 8 до 320 Кбит/с, частота дискретизации до 48 кГц, впрочем, это было известно и год назад. Ситуация с WMA оказалась несколько сложнее. Плеер превосходно переносит V2, V7 и V8, что можно считать большим плюсом (большинство плееров декодируют V8 с ошибками, у многих проблемы даже с V7), но… все это верно лишь для частоты дискретизации 44 кГц. Несмотря на то, что для WAV и МР3 48 кГц не являются чем-то сложным, да и само устройство способно создавать подобные файлы, повторить ситуацию с WMA не удается — плеер просто переходит к следующему файлу, предупредив о неправильном формате испытуемого. Скорее всего это проблема не плеера, а формата: во-первых, при такой частоте допустимы не все битрейты (как выяснилось), во-вторых, конвертеры настойчиво предлагали свои услуги в ресэмплинге оригиналов, честно предупреждая, что с 48 кГц возможны проблемы. Как оказалось, не обманули. Еще одно доказательство того, что "старичка МР3" еще рано хоронить: он более гибок, нежели некоторые молодые конкуренты.

Ну а если в качестве источника использовать обычные CD, то 44 кГц вполне хватает. Хорошая работа плеера с V8, кстати, ставит под сомнение целесообразность кодирования WMA при помощи PlayCenter2 — как я уже говорил выше, эта программа работает с V2, что несколько хуже.

PlayDock PD200

На этом закончим с самим плеером и перейдем к данному комплекту акустических систем (если, конечно, слово "комплект" применимо к одиночному изделию). Итак, что же такое PD200 и что мы можем извлечь из факта его существования?

Начну со второго вопроса, как наиболее интересного :)

Всю бытовую акустику можно грубо разделить на четыре группы (да не запинают меня зубры звука за такое деление, но другого нам в данном случае и не надо):

  1. Многокомпонентные дорогостоящие комплекты высокого класса. Как это сказать точнее не знаю, но всем понятно, что имеется ввиду: отдельные деки, усилители, мощные колонки из дерева (может и ценных пород, хотя не помню — даст ли это какую-то пользу ;)), соединенные проводами "в руку толщиной", ну и так далее.
  2. Музыкальные центры нижнего и среднего ценового диапазона. Как правило, all-in-one, разве что колонки отдельно. Иногда (впрочем, не всегда) допускают работу от батареек или аккумуляторов. По идее, наиболее распространенный сегодня на просторах нашей Родины класс аппаратуры.
  3. Дешевые магнитолы/"сидиолы". Все в одном вместе с парой колонок средней степени паршивости (при хорошем раскладе), чаще всего полная невозможность соединить их хоть с чем-то кроме наушников (изредка бывает в наличии линейный вход, еще реже — выход). Из достоинств: низкая цена и достаточно высокая портативность, что позволяет, например, таскать их с собой на природу. В последнее время чаще всего обзываются "обрусевшим" термином "бумбокс", хотя я (пообщавшись в конце 80-х с тогдашними спекулянтами) предпочитаю несколько другое название — "балалайка" :)
  4. Портативные плееры.

Теперь посмотрим, как в каждой (кроме четвертой — там все понятно) из этих групп обстоит дело с поддержкой "консервированной" музыки. Очевидно, что для первой группы тот же МР3 нужен как для рыбки зонтик — не для того их покупают, чтобы консервами питаться. Во второй ситуация несколько другая, но пока для любителей МР3/WMA и подобного не очень радостная: модели с поддержкой MP3 только-только появляются, о других форматах и речи не идет. Однако, в основном, музцентры используются стационарно, так что никто не мешает подключить к ним компьютер или тот же плеер (не обязательно портативный — стационарные DVD-плеера поддержку МР3 начали обретать раньше, чем музыкальные центры), что сразу исправляет ситуацию (то же самое можно и с первой группой сделать, если вдруг приспичит). Совсем плохо с третьей группой — свой "ленокс" там еще не завелся (в отличие от портативных CD-плееров). Возникает парадоксальная ситуация: МР3 легко слушать либо дома, либо на природе одному — компанией уже никак. Тащить с собой музцентр и плеер? Можно в принципе если первый небольшой, но как-то неинтересно. Бумбокс и плеер? А куда подключать? Объективности ради должен заметить, что на валяющейся у меня дома двухкассетной "балалайке" Panasonic RX-FT510 вход, например, есть. Его существованию это изделие почтенного возраста обязано именно возрасту: вход сделан для подключения CD-плеера. В более новых моделях CD перекочевал в саму магнитолу, и с линейным входом пришлось проститься. Да и не хочется покупать кафе только ради того, чтобы выпить чашку кофе: от магнитолы-то нужен только батарейный отсек, да колонки.

Вот и приходим к выводу, что хотелось бы иметь нечто типа колонок с аккумулятором (и чтобы плеер подпитать можно было), компактное и более-менее качественно работающее (как минимум на уровне бумбоксов, а лучше — недорогих музыкальных центров). Собственно, PlayDock в результате рассуждений мы и получили ;) (из рекламы PD200: "Turn your Nomad Jukebox into a Digital Audio Boombox!"). Насколько мне известно, к подобному выводу пришли не только мы с вами и Creative, но и Samsung, однако их реализацию идеи пока "пощупать" мне не удалось.

Внешний вид можно оценить по фотографии в начале статьи. Размеры сего чуда (максимальные) 263 (с установленным плеером) / 232 (без него) × 277 × 261 мм. Массу нигде найти не смог, а весов, как назло, в доме не оказалось. Могу лишь сказать, что с ним можно вполне спокойно и по городу гулять, распугивая прохожих — не сильно тяжело. Работает устройство либо от сети переменного тока при помощи внешнего БП на 13,5 В 1,8 А, либо от встроенного аккумулятора. Напряжение несколько выше, чем штатное в автомобиле, однако у большинства автолюбителей в бортовой сети оно, как правило, слегка повышено, что позволяет брать с собой PD200 и на длительные пикники, питая его от собственной машины.

Creative утверждает, что аккумулятор без замены должен проработать два года. Если это действительно так, то неплохо. Еще утверждается, что аккумулятора хватает на 10 часов работы. Я проверил — при примерно среднем уровне громкости (точнее сказать не могу — индикатора нет) написанному можно верить. Так что на пикничок вполне хватит. На многодневный пикничок с учетом возможности питания от автомобильного аккумулятора тоже :)

Сам плеер крепится к колонке (все-таки я буду называть PD так) при помощи футляра из резиноподобного пластика. Крепится надежно — просто "стряхнуть" его не удастся. После установки плеера, нужно лишь подключить два провода (питание и линейный аудио), красиво их расположить, и можно пользоваться.

Управление простое и без излишеств. На боку кнопка включения, на верхней панели четыре кнопки управления: две для громкости, одна для включения режима Wide и одна для Mute. Отображение состояния этих режимов осуществляется при помощи светодиодных индикаторов.

Ну ладно — теперь разберемся с тем, как это звучит. Сначала посмотрим на технические характеристики того, что скрывается в корпусе:

  • Два высокочастотных динамика мощностью 7 Ватт (RMS) при 10% THD
  • Сабвуфер, имеющий мощность 15 Ватт (RMS) при 10% THD
  • Поддерживаемый диапазон частот: от 80 Гц до 20 кГц

Характеристики ничего не напоминают? ;) Для справки — Creative FPS2000: четыре сателлита по 7 Вт, сабвуфер 25 Вт; Creative DTT2500: пять таких же сателлитов, сабвуфер 21 Вт; Creative DTT2200: пять сателлитов по 6 Вт, сабвуфер 19 Вт. Похоже на то, что PD200 Creative делал на базе своих мультимедийных комплектов, только, естественно, не FPS/DTT, а PC Works (где лишь две колонки). Заодно и циферка "2" в названии обретает точный смысл. Соответственно можно быть уверенным, что звучать PlayDock будет точно так же, как его компьютерные собратья, что в итоге и подтвердилось.

Хорошо это или плохо? Смотря для чего. Естественно, сверхкачества при воспроизведении классики или джаза, записанных на винчестер плеера без сжатия, ждать не приходится. Однако не в этом предназначение PD: в конце концов это акустика для портативного MP3/WMA плеера, рассчитанная на конкуренцию с разнообразными бумбоксами, а в своей нише она более чем на высоте. Так что в отношении PD200 могу сказать то же самое, что сказал Егор Радько по поводу DTT2200 ("Активная 5.1 акустика Cambridge SoundWorks DTT2200"):

Вообще комплект на голову выше бытовых магнитол типа "Philips-бумбокс" и т.п. Даже лучше некоторых дешевых музыкальных центров.

Звук очень чистый, сабвуфер "бумкает" как надо. Для моей любимой попсы более чем достаточно, более сложные композиции слушать вполне реально, не рискуя при этом заработать вывих ушей. Словом, вполне пригодно даже для фоновой музыки дома, не говоря уже о звуковом сопровождении поглощения шашлыков и пива на лесной поляне.

Кстати, о последнем: любит народ в лесу музыку погромче делать, так что и я решил на максимуме немного комплект погонять. Эксперимент был таким (да простят меня несчастные соседи, в том числе и из близлежащих домов): поставил комплект на балкон, включил громкость на максимум, вышел из дома и бодро пошел вдаль. Метрах в пятистах можно было спокойно различать все слова, причем не напрягая слух. Так что лесную живность попугать удастся :) Единственное, о чем не следует забывать: чем больше громкость, тем быстрее садится аккумулятор, причем зависимость нелинейная.

В принципе, PlayDock может неплохо поработать и дома. Если вы все равно решили покупать (или уже купили) Jukebox и не очень любите слушать музыку на компьютере (действительно — не всегда это удобно), но при этом вполне довольны получаемым на мультимедийной акустике класса FPS/DTT2xxx качеством, то вместо дешевого музыкального центра можно купить PD200. Ну а когда Creative таки выполнит свои обещания по поводу пульта ДУ и CD-приставки для Jukebox, такой вариант станет еще более симпатичным.

Итого

За прошедший год на рынке плееров произошло очень много событий. Одним из главных явилось сильное снижение цен на флэш-память при соответствующем росте объема карт расширения (карта на 128 Мбайт теперь стоит практически столько же, сколько год назад стоил 32 Мбайтный вариант). Это позволило, в частности, производителям плееров без увеличения цены своих изделий применять более качественные и дорогие компоненты, а пользователям без существенных затрат использовать плееры со 160–192 Мбайтами памяти (против 64-х в прошлом году). Другим важным итогом прошедшего года можно считать успешную победу на "детскими болезнями" MP3/CD (одним из результатов победы, кстати, является и то, что эти плееры пора переименовывать ;)). Однако, несмотря на это, цифровые плееры на базе портативных винчестеров продолжают уверенно держать занятые позиции. Кроме известных недостатков (в основном, высокая масса и габариты, а также повышенное энергопотребление), они имеют и преимущества перед конкурентами: возможность оперативного обновления коллекции и запись музыки без использования компьютера (чего не умеют MP3/CD) при большом объеме встроенной памяти (что пока затруднено для флэшовых устройств). Nomad и спустя год после появления остается очень привлекательным кандидатом на покупку, а появление PlayDock PD200 позволяет ему конкурировать не только с плеерами, но и с бумбоксами и дешевыми музыкальными центрами (где портативность существенно менее важна). Не стоит забывать и о сильном снижении цены на плеер до уровня, от которого недалеко и до старших моделей MP3/CD. В то же время устройство не лишено ряда недостатков, основным из которых следует считать медлительность Creative в обновлении firmware (хотелось бы видеть поддержку новых стандартов, да и локализация устройств от Creative пока хромает) и создании обещанных аксессуаров (до сих пор бесполезный ИК-порт на переднем торце плеера является немым укором разработчикам).

 

Плеер и АС предоставлены на тестирование Восточно-Европейским представительством Creative Labs.