Aureal Vortex Advanatage PCI (AU8810)


 

Совсем недавно Aureal начала производить звуковые платы и вот уже в Москве вслед за Aureal Vortex 2, стоимостью $45 появилась новая модель — Vortex Advantage.

Прежде всего Vortex Advantage привлёк меня ценой — $17. Поэтому я не приминул доехать до Ф-Центра и взять эту карту на тестирование, результатами которого и делюсь с Вами.

Во-первых сразу по поводу путаницы с номерами чипов: AU8810 хоть и имеет меньший номер, чем AU8820 (Vortex-1) и AU8830 (Vortex-2) разрабатывался позже их и представляет собой усеченный Vortex-2

Взглянув на эту карточку и ее комплект поставки (карта в пакетике, CD и больше ничего) сразу понимаешь: тут экономили на всем, даже на текстолите. Карта имеет волннообразную форму, снижаясь по высоте к концу разъема PCI так, что видимо у производителя из прямоугольного куска текстолита их получается две. На плате впаян единственный разъем — вход CD-IN плюс разъем джойстика/MIDI и три гнезда на железной планке — линейный и микрофонный входы и линейный выход. Никаких Wavetable-connector'ов, входов/выходов PC-Speaker'a, джамперов и прочего нет. Усилителя тоже нет, но может это и к лучшему?

Диск содержит драйверы для Windows 95/98 и Windows NT 4.0, краткое руководство в PDF (в котором отсутствуют даже технические характеристики) и 4 демонстрационные программы.

Итак, что же умеет эта штука? А умеет она многое:

  • двухканальный 18-битный стереокодек XWM9701A от Wolfson Microelectronics соответствует спецификации AC'97 ver. 1.03
  • поддерживается дискретизация с частотой 48 КГц
  • встроенный аналоговый микшер с поддержкой четырех разных стерео входов
  • Full-duplex, 48kHz цифровая запись и воспроизведение
  • 8 потоков A3D 1.0 с поддержкой DirectSound3D
  • 16 потоков DirectSound acceleration
  • 256-голосный wavetable синтезатор (4MB сэмплов)
  • Реверберация и эффекты (хор, задержка, flange, distortion (искажение), вау-вау и т. д.
  • поддержка General MIDI и DLS 1.0
  • Поддержка Sound Blaster Pro в MS-DOS и MS-DOS окне
  • 10-полосный стереоэквалайзер с анализатором спектра

Ну и раз уж цитирую рекламную листовку с сайта Aureal, вот какие технические параметры они приводят:

  • Отношение сигнал/шум (SNR): >92dB Typical
  • Полоса частот (Frequency Response): 20Hz - 20kHz (-3 dB intercept)

Драйверы поставилось сразу и без проблем (пробовалось на первом (Windows 98 [Версия 4.10.1998]) и втором (Windows 98 [Версия 4.10.2222]) выпуске русского Windows 98).

В SysTray'е рядом с часиками появилась кнопка с Aureal'овской эмблемой. Она же (как потом выяснилось) появилась на панели управления. Отрадно, что первый пункт в меню кнопки — удаление её из SysTray'я. По double click'у вызывается панель управления Vortex.

Первое, что меня интересовало — это 3D звук, так как с ним сталкиваюсь впервые. При установке драйверов автоматически поставились четыре демки (отдельную удалялку для которых производитель заботливо поместил в "Установку/удаление программ").

Пеpвые три демонстрируют летающие (при этом жужжащие и стрекочащие) объекты, а четвертая — A3D Player позволяет загрузить два WAV'а, произвольно расположить их в виртуальной комнате, а затем заставить двигаться в 3D пространстве. Что я могу сказать? Действительно эффект интересный, и когда вертолет улетает назад это действительно слышно, правда 3D-пространство как-бы сплющивается сзади. Но и это здорово: я до сих пор не могу понять, как такое получается на двух колонках. Кстати, о колонках. В настройках есть три режима вывода 3D звука: "Monitor Speakers" — т.е. обычные колонки, "Satellite Speakers" — вроде как колонки сзади, но зачем непонятно и "Headphones" — наушники.

Знакомый владелец Vortex-1 жаловался на то, что 3D работает с частотой дискретизации до 22кГц. У Vortex Advantage судя по ощущениям, и фоpмату WAV'ов от демок — похоже все-таки 44кГц.

Понятно, что у карточки за $17 WaveTable программный, что и подтверждает возможность загрузки файла сэмплов с расширениями .ALR или .DLS. При первом включении качество оказывается ниже среднего — звук дребезжит. Поковырявшись в настройках выясняется, что не все так плохо — по умолчанию стоит 256 голосов, если же поставить 64 или 32 (собственно, у аппаратных Creatiwe AWE-64 и AWE-32 их столько и есть) звук становится существенно чище. На звуки, получаемые WaveTable'ом можно накладывать два любых эффекта (список был приведен выше) и регулировать величину каждого из них. Если один из эффектов отключить и оставить только, к примеру, Hall Reverb, звук становится еще лучше и уже вполне приемлем, хотя, конечно, трубы и особенно скрипки оставляют желать лучшего.

Следующим этапом моих изысканий стал эквалайзер.

Изначально он запускается крайне неудобно через панель управления Vortex, причем его кнопка самая нижняя и не помещается на экране, поэтому приходилось прокручивать бегунок. Как оказалось, эквалайзер — это совершенно отдельная программа, для которой я тут же сделал ярлык и запуск стал удобен во всех отношениях.

10-полосный эквалайзер имеет 5 предустановок, 1 установку пользователя, возможность настраивать стереоканалы раздельно и кнопку отключения эквалайзера, которая, правда работает до первой перезагрузки. Эта проблема была решена установкой пользовательской настройки "в линейку".

В эквалайзер еще и встроен анализатор спектра, показывающий уровни по всем 10 каналам.

Эквалайзер влияет на весь звук, формируемый компьютером и на звук с одного из входов (вход выбирается в панели управления Vortex).

Теперь кое-что о входах. Как я уже говорил, их всего три, при этом одновременно на запись может работать только один (на воспроизведение, естественно, хоть все сразу). У микрофонного входа есть дополнительное отключаемое усиление 20dB, что может оказаться весьма полезным при использовании некоторых микрофонов, которых на том же Creative SB просто не слышно. Линейный вход, к сожалению, обладает довольно низкой чувствительностью: так при подключении к нему моего ресивера Pioneer SX-303RDS при полностью задранном регуляторе уровень звука доходил только до -6dB (насколько мне известно у Diamond MX-300 на Vortex-2 та же проблема: видимо используется такой же кодек). Уровень шума по линейному входу достаточно низкий — ~-75dB при половинном уровне линейного входа, ~-65dB при максимальном усилении (у Creative SB16 — ~-62dB не зависимо ут усиления), однако на входе присутствует постоянное напряжение, которое к тому же изменяется от положения регулятора уровня линейного входа. Естественно и эту проблему можно устранить, используя для записи программы с компенсацией постоянного напряжения на входе, например Sound Forge 4. Несмотря на все это качество оцифровки высокое.

В MS-DOS в CONFIG.SYS вешается драйвер, размером 23кб и карточка работает, как Sound Blaster Pro (8бит Стерео). В DOS-окне Windows-95 к тому же работает и WaveTable.

В заключении замеченные мной плюсы и минусы Aureal Vortex Advantage.

Минусы:

  • громко щелкает при инициализации в момент загрузки Windows
  • эквалайзер "забывает", что его выключили при перезагрузке
  • недостаточная чувствительность линейного входа
  • постоянное напряжение на входе

Плюсы:

  • ЦЕНА
  • PCI (ISA слоты нынче в дефиците)
  • 3D
  • WaveTable
  • эквалайзер
  • дополнительное усиление для микрофонного входа
  • хорошее качество оцифровки
  • возможность работы в MS-DOS
  • хороший легко устанавливающийся софт. Отсутствие усилителя в минусы не записываю, так как у 99.9% пользователей, на которых эта карточка расчитана, колонки активные, а учитывая их "качество", наличие эквалайзера приобретает дополнительный смысл.

Мой вердикт: Aureal Vortex Advantage — выдающийся экземпляр среди бюджетных звуковых карточек, являющийся идеальным решением для "домашних компьютеров".

 

Дополнительно

Aureal Vortex Advanatage PCI (AU8810)

Aureal Vortex Advanatage PCI (AU8810)

 

Совсем недавно Aureal начала производить звуковые платы и вот уже в Москве вслед за Aureal Vortex 2, стоимостью $45 появилась новая модель — Vortex Advantage.

Прежде всего Vortex Advantage привлёк меня ценой — $17. Поэтому я не приминул доехать до Ф-Центра и взять эту карту на тестирование, результатами которого и делюсь с Вами.

Во-первых сразу по поводу путаницы с номерами чипов: AU8810 хоть и имеет меньший номер, чем AU8820 (Vortex-1) и AU8830 (Vortex-2) разрабатывался позже их и представляет собой усеченный Vortex-2

Взглянув на эту карточку и ее комплект поставки (карта в пакетике, CD и больше ничего) сразу понимаешь: тут экономили на всем, даже на текстолите. Карта имеет волннообразную форму, снижаясь по высоте к концу разъема PCI так, что видимо у производителя из прямоугольного куска текстолита их получается две. На плате впаян единственный разъем — вход CD-IN плюс разъем джойстика/MIDI и три гнезда на железной планке — линейный и микрофонный входы и линейный выход. Никаких Wavetable-connector'ов, входов/выходов PC-Speaker'a, джамперов и прочего нет. Усилителя тоже нет, но может это и к лучшему?

Диск содержит драйверы для Windows 95/98 и Windows NT 4.0, краткое руководство в PDF (в котором отсутствуют даже технические характеристики) и 4 демонстрационные программы.

Итак, что же умеет эта штука? А умеет она многое:

  • двухканальный 18-битный стереокодек XWM9701A от Wolfson Microelectronics соответствует спецификации AC'97 ver. 1.03
  • поддерживается дискретизация с частотой 48 КГц
  • встроенный аналоговый микшер с поддержкой четырех разных стерео входов
  • Full-duplex, 48kHz цифровая запись и воспроизведение
  • 8 потоков A3D 1.0 с поддержкой DirectSound3D
  • 16 потоков DirectSound acceleration
  • 256-голосный wavetable синтезатор (4MB сэмплов)
  • Реверберация и эффекты (хор, задержка, flange, distortion (искажение), вау-вау и т. д.
  • поддержка General MIDI и DLS 1.0
  • Поддержка Sound Blaster Pro в MS-DOS и MS-DOS окне
  • 10-полосный стереоэквалайзер с анализатором спектра

Ну и раз уж цитирую рекламную листовку с сайта Aureal, вот какие технические параметры они приводят:

  • Отношение сигнал/шум (SNR): >92dB Typical
  • Полоса частот (Frequency Response): 20Hz - 20kHz (-3 dB intercept)

Драйверы поставилось сразу и без проблем (пробовалось на первом (Windows 98 [Версия 4.10.1998]) и втором (Windows 98 [Версия 4.10.2222]) выпуске русского Windows 98).

В SysTray'е рядом с часиками появилась кнопка с Aureal'овской эмблемой. Она же (как потом выяснилось) появилась на панели управления. Отрадно, что первый пункт в меню кнопки — удаление её из SysTray'я. По double click'у вызывается панель управления Vortex.

Первое, что меня интересовало — это 3D звук, так как с ним сталкиваюсь впервые. При установке драйверов автоматически поставились четыре демки (отдельную удалялку для которых производитель заботливо поместил в "Установку/удаление программ").

Пеpвые три демонстрируют летающие (при этом жужжащие и стрекочащие) объекты, а четвертая — A3D Player позволяет загрузить два WAV'а, произвольно расположить их в виртуальной комнате, а затем заставить двигаться в 3D пространстве. Что я могу сказать? Действительно эффект интересный, и когда вертолет улетает назад это действительно слышно, правда 3D-пространство как-бы сплющивается сзади. Но и это здорово: я до сих пор не могу понять, как такое получается на двух колонках. Кстати, о колонках. В настройках есть три режима вывода 3D звука: "Monitor Speakers" — т.е. обычные колонки, "Satellite Speakers" — вроде как колонки сзади, но зачем непонятно и "Headphones" — наушники.

Знакомый владелец Vortex-1 жаловался на то, что 3D работает с частотой дискретизации до 22кГц. У Vortex Advantage судя по ощущениям, и фоpмату WAV'ов от демок — похоже все-таки 44кГц.

Понятно, что у карточки за $17 WaveTable программный, что и подтверждает возможность загрузки файла сэмплов с расширениями .ALR или .DLS. При первом включении качество оказывается ниже среднего — звук дребезжит. Поковырявшись в настройках выясняется, что не все так плохо — по умолчанию стоит 256 голосов, если же поставить 64 или 32 (собственно, у аппаратных Creatiwe AWE-64 и AWE-32 их столько и есть) звук становится существенно чище. На звуки, получаемые WaveTable'ом можно накладывать два любых эффекта (список был приведен выше) и регулировать величину каждого из них. Если один из эффектов отключить и оставить только, к примеру, Hall Reverb, звук становится еще лучше и уже вполне приемлем, хотя, конечно, трубы и особенно скрипки оставляют желать лучшего.

Следующим этапом моих изысканий стал эквалайзер.

Изначально он запускается крайне неудобно через панель управления Vortex, причем его кнопка самая нижняя и не помещается на экране, поэтому приходилось прокручивать бегунок. Как оказалось, эквалайзер — это совершенно отдельная программа, для которой я тут же сделал ярлык и запуск стал удобен во всех отношениях.

10-полосный эквалайзер имеет 5 предустановок, 1 установку пользователя, возможность настраивать стереоканалы раздельно и кнопку отключения эквалайзера, которая, правда работает до первой перезагрузки. Эта проблема была решена установкой пользовательской настройки "в линейку".

В эквалайзер еще и встроен анализатор спектра, показывающий уровни по всем 10 каналам.

Эквалайзер влияет на весь звук, формируемый компьютером и на звук с одного из входов (вход выбирается в панели управления Vortex).

Теперь кое-что о входах. Как я уже говорил, их всего три, при этом одновременно на запись может работать только один (на воспроизведение, естественно, хоть все сразу). У микрофонного входа есть дополнительное отключаемое усиление 20dB, что может оказаться весьма полезным при использовании некоторых микрофонов, которых на том же Creative SB просто не слышно. Линейный вход, к сожалению, обладает довольно низкой чувствительностью: так при подключении к нему моего ресивера Pioneer SX-303RDS при полностью задранном регуляторе уровень звука доходил только до -6dB (насколько мне известно у Diamond MX-300 на Vortex-2 та же проблема: видимо используется такой же кодек). Уровень шума по линейному входу достаточно низкий — ~-75dB при половинном уровне линейного входа, ~-65dB при максимальном усилении (у Creative SB16 — ~-62dB не зависимо ут усиления), однако на входе присутствует постоянное напряжение, которое к тому же изменяется от положения регулятора уровня линейного входа. Естественно и эту проблему можно устранить, используя для записи программы с компенсацией постоянного напряжения на входе, например Sound Forge 4. Несмотря на все это качество оцифровки высокое.

В MS-DOS в CONFIG.SYS вешается драйвер, размером 23кб и карточка работает, как Sound Blaster Pro (8бит Стерео). В DOS-окне Windows-95 к тому же работает и WaveTable.

В заключении замеченные мной плюсы и минусы Aureal Vortex Advantage.

Минусы:

  • громко щелкает при инициализации в момент загрузки Windows
  • эквалайзер "забывает", что его выключили при перезагрузке
  • недостаточная чувствительность линейного входа
  • постоянное напряжение на входе

Плюсы:

  • ЦЕНА
  • PCI (ISA слоты нынче в дефиците)
  • 3D
  • WaveTable
  • эквалайзер
  • дополнительное усиление для микрофонного входа
  • хорошее качество оцифровки
  • возможность работы в MS-DOS
  • хороший легко устанавливающийся софт. Отсутствие усилителя в минусы не записываю, так как у 99.9% пользователей, на которых эта карточка расчитана, колонки активные, а учитывая их "качество", наличие эквалайзера приобретает дополнительный смысл.

Мой вердикт: Aureal Vortex Advantage — выдающийся экземпляр среди бюджетных звуковых карточек, являющийся идеальным решением для "домашних компьютеров".