LCD-монитор BenQ FP2081


Сегодня у нас на тестировании очередное подтверждение марксистского тезиса о переходе количества в качество :). Во-первых, тестируемый монитор относится к классу, ранее нами не рассматривавшемуся — это ЖК-монитор с диагональю 20″. Почему не рассматривали ранее? Подобные панели вообще не так давно появились, а потом долгое время были не по карману не только широким массам — даже редкий новорусский пользователь мог приобрести подобный монитор. Сейчас же… нет, я не могу сказать, что такую панельку может позволить себе любой, но все же. Цена этих устройств ныне примерно такая же, как совсем недавно у моделей с диагональю 18″. Вообще говоря, маркетологи утверждают, что нормальный покупатель (не говоря уже о маньяках) может серьезно рассматривать вопрос о приобретении вещи, стоящей менее собственной полугодовой зарплаты, а при снижении цены еще в два раза уже с большой вероятностью будет откладывать деньги на ее покупку (если вещь нужная). Так что в настоящее время уже достаточно многие могут начать задумываться не просто о покупке ЖК-монитора (15″ модели уже стали бюджетными, а 17″ вполне подходит для среднего компьютера), а о модели с диагональю 20″ (по крайней мере, это верно для Москвы — в глубинке ситуация, к сожалению, хуже). А смысл задуматься есть: речь идет не о простом увеличении диагонали — разница между 20 и 18 дюймами ощущается куда сильнее, чем между, например, 15 и 17.

Второе же отличие тестируемой сегодня модели от рассмотренных нами ранее мониторов — наличие аж четырех входов: стандартный D-Sub, DVI-D, S-Video и композитный. Первым никого удивить невозможно, второй для мониторов с большой диагональю тоже скорее стандарт, чем исключение, последние два встречаются намного реже. Причем большого смысла в их наличии на моделях с небольшой диагональю нет (только цену увеличивают), но вот FP2081 имеет диагональ, как у многих популярных телевизоров, так что из наличия входов можно извлечь немалую пользу, особенно при домашнем использовании. При этом в нашем распоряжении еще и такое мощное средство, как PIP («картинка в картинке»), ранее знакомое пользователям дорогих телевизоров, но не мониторов.

Словом, немного улучшили одно, немного улучшили другое, и вот перед нами уже продукт существенно более высокого класса, нежели большинство жидкокристаллических мониторов.

Теперь поговорим обо всем этом более подробно, но сначала — пара слов о марке BenQ вообще. Данный производитель на первый взгляд является совершенно незнакомым не только для российского, но и для западного пользователя. Вроде бы, есть повод для испуга: дорогое навороченное устройство от малознакомого производителя. Но это всего лишь повод, а не причина :). Дело в том, что BenQ — новое имя Acer Communications & Multimedia. Ну а эту фирму представлять нужды нет. Acer — один из крупнейших мировых производителей компьютерной техники, занимающийся всем — от мониторов до чипсетов. В частности, Acer является одним из производителей ЖК-матриц, которых в мире-то всего раз-два и обчелся. А ЖК-мониторы с маркой Acer не раз получали высокие оценки различных тестовых лабораторий (и нашей, в частности), причем вполне заслуженно. Так что FP2081, который я сегодня буду описывать, появился совсем не на пустом месте — за ним история и мощь Acer (замечу, что на коробке, кроме собственно торговой марки, присутствует еще фраза «Inspired by Acer»).

1600×1200 — новый рубеж

Ранее я не раз говорил, что гонку за разрешением можно прекращать — 1024×768 достаточно для большинства применений, а 1280×1024 существенного выигрыша не дает. Однако в руки попал монитор, превосходно подходящий для работы с еще более высоким разрешением, и мнение немного изменилось. Почему только сейчас? Дело в том, что ранее долго общаться с мониторами, на которых можно комфортно использовать такое высокое разрешение, не приходилось. Я знаю, что некоторые умудряются использовать 1600×1200 даже на ЭЛТ с диагональю 19″, но это скорее исключение, чем правило. Для большинства пользователей даже 21″ ЭЛТ-монитор не совсем пригоден для такого разрешения — лучше использовать меньшие.

А что нам дает такое разрешение? Да очень много — наконец-то начинаешь понимать, что современные операционные системы не только многозадачные, но и многооконные, и от «переключающейся» многозадачности (если не считать фоновых процессов) можно перейти к реально параллельной работе с несколькими программами. И ничего удивительного — рабочий стол при таком разрешении больше, чем при использовании, например, двух ЖК-мониторов с диагональю 15″ (причем заметно больше — почти в 1,4 раза). Конечно, два монитора гораздо дешевле (даже если использовать модели с диагональю 17″), однако один использовать проще ;)

В общем, для многих приложений я просто забыл о наличии кнопки максимизации раз и навсегда. Для многих, но не для всех. При большом разрешении удобнее стало работать с большими электронными таблицами, обрабатывать изображения, а в Word вообще удалось нормально работать сразу с двумя, а не с одной страницами текста (правда, уменьшив масштаб до 91%). В общем, разница между 1280×1024 и 1600×1200 очень заметна, и куда более полезна, чем между 1024×768 и 1280×1024. Причем есть у данного разрешения еще один плюс: отношение сторон 4:3 (стандартное для большинства видеофильмов), что позволяет просматривать видео на реально полном экране, не теряя ни сантиметра площади.

1600×1200 и LCD

Итак, переход к режиму с высокой разрешающей способностью полезен независимо от типа монитора. Однако немаловажно то, что он дает дополнительные преимущества жидкокристаллическим мониторам по сравнению с «классическими». Во-первых, это качество изображения. Для комфортной работы в режимах с такой разрешающей способностью, как правило, требуется подбор пары «видеокарта-монитор», причем не всегда простой (не всякая видеокарта вообще способна обеспечивать качественную работу в режимах с высокой разрешающей способностью, да и различные проблемы совместной работы тоже возможны). В случае же LC-дисплея при наличии DVI-входа о всех мытарствах можно забыть: абсолютно любая видеокарта с цифровым выходом абсолютно всегда обеспечит идеальное качество 2D. Так что если не нужна трехмерная графика, можно хоть no name TNT2 M64 с DVI-I покупать (обойдется долларов в десять) — все равно выглядеть все будет идеально. Разумеется, в случае подключения при помощи обычного аналогового интерфейса ситуация может быть хуже, но пользоваться им никто не заставляет.

На этом преимущества не исчерпываются — совсем по-другому начинают выглядеть стандартные плюсы ЖК, такие как компактность и меньшее энергопотребление. Да, они присутствуют независимо от диагонали, вот только в случае младших моделей мониторов почти незаметны. Ну, кому какое дело (в большинстве случаев), что 15″ ЖК существенно меньше, чем 17″ ЭЛТ, если и последний превосходно расположится на любом столе? Совсем иначе ситуация выглядит если мы будем сравнивать мониторы, пригодные для работы с разрешением типа 1600×1200. У меня, например, не возникло никакой проблемы с тем, куда и как поставить FP2081, в то время как ЭЛТ-монитор с диагональю 21″ и больше пристроить не так-то просто — фактически, придется всю расстановку мебели делать «под него». Электроэнергию же мы экономить непривычные пока (в отличие от западных пользователей), но рано или поздно придется думать и об этом — в некоторых регионах КВтч электроэнергии стоит уже несколько рублей, и это еще не предел. Для справки — тестируемый монитор потребляет максимум 60 Вт, что меньше даже, чем у ламп накаливания и просто несравнимо с ЭЛТ-мониторами с большой диагональю кинескопа (на самом деле, даже простой 17″ ЭЛТ-монитор потребляет больше).

Технические данные

Итак, полезность данного класса мониторов нами бесспорно установлено. Теперь спустимся с небес на землю и вернемся к конкретному ее представителю. Начнем с азов.

Монитор имеет достаточно большие размеры и массу: 515×492×260 мм (вместе с подставкой), 10,5 кг. Причина этого понятна — одна лишь диагональ матрицы 51 см (т. е. как у очень многих телевизоров). Стоит отметить, что, все же, выше я немного покривил душой: для разрешения 1600×1200 точек стоило бы использовать не 20, а 21 дюймовую матрицу: точка у FP2081 имеет размер всего лишь 0,255 мм, что даже на 0,01 мм меньше, чем у мониторов с диагональю 17" и на целых 0,03 — чем у 18″. С другой стороны, эта сотая миллиметра заметна очень слабо — да, мелковато, но в почти в той же степени, как и на 17" LCD. Вот тот, кто купит 19 дюймовый ЖК с разрешением 1600×1200, окажется в положении пользователей мониторов типа Sony SDM-M61 и подобных ему ;)

Продолжим о матрице: яркость — 250 кд/м2, контрастность — 350:1. Показатели далеко не рекордные, но вполне пригодные для использования (к тому же, всего год назад нам чаще всего приходилось ориентироваться на контрастность 300:1 в лучших моделях). Приятно, что в погоне за увеличением контрастности не стали «задирать» яркость, как это делают некоторые производители. Время переключения точки стандартно для сегодняшнего дня — 25 мс. Особо стоит отметить большой угол обзора: ±80 градусов в обоих направлениях — большинство производителей до сих пор способны обеспечить столько лишь относительно вертикальной оси. Впрочем, ничего удивительного: Acer достиг этого еще в матрицах двухгодичной давности, что весьма полезно для просмотра видео. Ну а о том, что монитор поддерживает 16 миллионов цветов, думаю, говорить необходимости нет :)

Что касается частоты обновления, то вот с ней не все гладко. Согласно спецификациям, поддерживаются частоты до 75 Гц, однако это не касается максимального (в данном случае — «родного») режима — в нем только 60 Гц. Для работы это проблем никаких не составляет, даже наоборот (чем ниже частота, тем выше качество изображения, а мерцания у ЖК и без того нет), однако переход от 60 к 75 Гц в 3D-играх обычно позволяет выжать 1-2 FPS. С другой стороны, даже на современном компьютере в разрешении 1600×1200 точек игры не блещут безумными скоростями, а в младших режимах 75 Гц доступно, так что особой проблемы это не создает.

Комплект поставки

Признаться, первый раз увидев монитор в упаковке, я был немного ошарашен: размеры ее заставляют вспомнить ЭЛТ-модели :) Следующий раз пришлось удивляться, открыв коробку: я почему-то обнаружил в ней всего один интерфейсный кабель. Сначала показалось, что пожадничали по примеру Sony, не вложив DVI-кабель. Через пару минут выяснилось, что это он и есть, а стандартный аналоговый просто уже прикручен к монитору, после чего я и успокоился.

Итак, что мы вообще находим в коробке:

  • собственно монитор
  • два интерфейсных кабеля: аналоговый и цифровой
  • блок питания со своим кабелем. К сожалению, разъем на блоке питания нестандартный, что может вызвать проблемы при подключении к UPS или если с кабелем что-то случится. С другой стороны, точно такой же разъем использует Guillemot в Hercules Prophetview 720, Samsung в 151-й серии, а также некоторые другие фирмы, так что положение не безвыходное (все ж не уникальный кабель требуется).
  • краткую (даже очень) инструкцию на восьми языках (русского нет)
  • CD с драйверами, полной документацией на все модели BenQ, специальной программой для облегчения настройки (к сожалению, для FP2081 она не совсем пригодна, ибо рекомендованным для нее разрешением является 1024×768 точки) и специальный скринсейвер. Последний достаточно симпатичен, но для выполнения своих функций малопригоден: из-за белого фона скорее принесет вред, чем пользу (да и вообще: лучший скринсейвер — переход монитора в энергосберегающий режим).

Варианты подключения

Монитор имеет два отдельных видеовхода (если говорить о компьютерных): стандартный аналоговый и цифровой DVI. Переключение между ними осуществляется кнопкой на передней панели, что несколько удобнее, чем через меню. И несколько более универсально, чем совмещенный DVI-I вход, как на некоторых моделях (например, Hercules Prophetview 920 DVI), поскольку позволяет подключить к монитору сразу два системных блока. Когда-то возможность использования одного монитора с двумя компьютерами была фирменной особенностью мониторов Sony, нынче же монополию «распечатали». С другой стороны, подход в мониторах Sony более универсальный, поскольку позволяет подключать оба компьютера при помощи аналогового интерфейса, в то время как в случае FP2081 одна видеокарта обязана иметь цифровой выход. Почему нельзя было вместо DVI-D поставить DVI-I и встроить в монитор еще один АЦП, мне непонятно: да, это несколько увеличило бы цену, но она и без того высокая, так что на общем фоне изменение было бы совершенно незаметно.

Впрочем, наличие DVI-выхода для современных видеокарт скорее стандарт, чем исключение (мне вот вообще приходится использовать переходник для подключения мониторов при помощи аналогового интерфейса, поскольку на AiW Radeon ныне только DVI-I, а обычного D-Sub-разъема вообще нет). «За кадром» пока остаются интегрированные видеорешения, но и там производители уже давно работают над способом «прикрутить» еще и DVI. В конце концов, сменить видеокарту при покупке подобного монитора абсолютно не проблема — порядок цен совершенно разный. Так что наличие обычного аналогового входа скорее дань совместимости (столь дорогие устройства не имеют права разочаровывать пользователя даже в мелочах), нежели необходимость. Однако монитор я тестировал в обоих режимах, хотя на практике (если бы купил себе такой) аналоговый кабель так бы и оставил пылиться в коробке :)

В целом, при использовании обоих способов подключения качество идеальное. Есть лишь одно «но»: при использовании цифрового интерфейса это получается само собой (достаточно лишь подключить монитор и выбрать необходимый видеорежим), а в случае применения аналогового нередко требуется настройка. Однако автонастройка у Acer (и, ныне, соответственно у BenQ) всегда была на высоте, так что особых неудобств это не доставляет (справедливости ради, должен отметить, что с пунктом Phase все же пришлось немного поиграться вручную). При подключении же по DVI не только почти ничего настраивать и не придется (разве что яркость или цветовую температуру) — но этого просто не дадут сделать :). В меню, например, пункт Geometry вообще в этом случае недоступен (да и не нужен, в общем-то).

Какой можно из всего этого сделать вывод? Подключение по DVI удобнее, однако при наличии хорошей видеокарты (в плане качества двумерного изображения), абсолютно не необходимо (хоть и полезно) даже для разрешения 1600×1200 точек, не говоря уже о меньших. Советую задуматься об этом тем, кто рассматривает отсутствие DVI-входа как большой недостаток даже для мониторов с диагональю 15".

Видеовход

Собственно, их даже целых два: композитный и S-Video. Наличие оных позволяет без каких-либо проблем подключить к монитору видеокамеру, видеоплеер или видеомагнитофон, причем компьютер при этом можно и не включать. Особенно хорошо это дома. Так, например, до сих пор весьма популярны внешние TV-тюнеры, подключающиеся между монитором и системным блоком. Использование такого TV-тюнера превращает монитор в телевизор, позволяя при этом оставлять компьютер выключенным. Наличие же видеовхода в мониторе позволяет вместо подобного тюнера просто приобрести недорогой видеомагнитофон (видеоплеер не подойдет, поскольку в них собственного тюнера нет), который обойдется примерно в столько же денег, но получим мы уже не телевизор, а видеодвойку (да, кассеты отмирают, но в родной стране они пока продолжают являться основным носителем видеофильмов).

Вышесказанное мы получим, если просто подключим видеомагнитофон к монитору и выберем его как источник сигнала. Однако есть вариант и лучше (пока почти уникальный) — для видеовходов поддерживается «картинка в картинке». Достаточно активизировать эту функцию в меню, и… изображение с видеовхода (по выбору — композитного или S-Video) будет направлено не на весь экран, а в аппаратное «окно». Параметры этого «окна» (размеры, положение, насыщенность и прочее) можно регулировать, не затрагивая параметров основной части монитора. При этом, т. к. вещь это абсолютно аппаратная, никакой нагрузки на компьютер не будет. В общем, комплект из видеомагнитофона и FP2081 сочетает в себе все плюсы внешних и внутренних TV-тюнеров, позволяя еще и с видеокассетами работать (в отличие от внутренних TV-тюнеров не будет видеозахвата, но можно и просто кассету записать ;)).

Работу в режиме «телевизора» я проверил, воспользовавшись достаточно старым видеомагнитофоном Toshiba V-303CZ (куплен уже десять лет назад, а менять на что-то более современное вроде и необходимости особой нет). Надо заметить, что абсолютно не разочаровался: качество приема телевизионного сигнала было намного выше, чем при помощи встроенного в видеокарту TV-тюнера, при подключении к одной и той же антенне и в окне (аппаратном или соответствующем программном), и, тем более, на полном экране. Замечу, что, возможно, качество могло бы быть еще выше, если бы удалось воспользоваться S-Video — магнитофон, как я уже сказал, старый, так что пришлось довольствоваться композитным видеосигналом. А большая диагональ и относительно большой угол обзора делают обычный телевизор абсолютно ненужным.

Дизайн и управление

Сложилось впечатление, что при разработке этой модели на дизайнеров особо не давили: было указано «сделать красиво», а как конкретно — не сказано. Результат получился весьма неплохим: просто, но строго и красиво. Применена пластмасса благородного темного цвета (не черный, но так даже лучше), правда, к сожалению, не совсем соответствующая некоторым современным требованиям, в результате чего монитор отвечает лишь ТСО95, а не более нового ТСО99 (впрочем, на практике отличия между ними способны проявиться лишь во время пожара :)). Все разъемы (которых у этой модели много) собраны вместе сзади и закрыты крышкой. В общем, смотрится все очень хорошо (можно даже сказать «аристократично»): нет футуристических изысков, как в Hercules Prophetview — скорее можно говорить о классицизме.

Под экраном расположено непривычно много кнопок и индикаторов: восемь и пять соответственно. Кнопка и индикатор питания стандартны. Чуть левее их расположена i-key — кнопка, выполняющая автонастройку параметров (при подключении при помощи DVI не работает). Много говорить про автонастройку не хочется: i-key высоко отмечена нами еще в статьях 1998 года, ситуация с тех пор, как и следовало ожидать, не ухудшилась. Еще левее: кнопка Input, последовательно переключающая возможные источники сигнала и четыре светодиода, при помощи которых можно понять, что же сейчас используется (D-Sub, DVI-D, S-Video или композитный вход).

В левой же части подэкранного пространства расположены целых пять кнопок для работы с меню (хотя, на мой взгляд, можно было бы обойтись и тремя). Самая правая (Menu) предназначена для вызова меню или выхода из него, следующая прокручивает пункты меню «вниз» (она же при подключении при помощи аналогового интерфейса позволяет «в одно касание» перейти к настройке контрастности), следующая делает тоже самое в обратном направлении (и позволяет перейти к настройке яркости), последние две — изменяют значение параметров. Меню двухуровневое, интуитивно понятное, включает в себя все необходимые настройки, включая и масштабирование (доступны два варианта — полный экран и 1:1, поскольку пропорциональное масштабирование важно лишь для мониторов с разрешением 1280×1024 точки, ввиду нестандартного отношения сторон). Доступно на восьми языках, но русского среди них нет (обидно).

Прочее

Вроде бы нужно рассказать еще и о личных впечатлениях от работы, но что тут расскажешь? То, что идеально работается с офисными приложениями — это и так всем понятно. Что касается графики, игр и видео, то тут уж все зависит от того, насколько вам лично нравятся цвета на ЖК-мониторах. Меня они в последнее время устраивают даже больше, чем на ЭЛТ, так что претензий никаких предъявить не могу :) 3D-игры… Верно все, сказанное ранее и нами, и не нами про мониторы с полным временем переключения точки 25 мс. С другой стороны, в максимальном разрешении большой проблемы это вообще не создает — не такие уж и «дикие» FPS получаются в таком режиме (вообще, если придется и дальше тестировать мониторы данного класса, начну требовать апгрейда с Athlon XP 1900+ на 2600+ и замену All-in-Wonder Radeon 8500DV на All-in-Wonder Radeon 9700, как только последние будут доступны :)), а в меньших — верно все то же самое, что и в случае других современных ЖК-мониторов.

Единственное, что хочется отметить — превосходное масштабирование в неродных режимах: 1024×768, например, выглядит практически не хуже стандартного (хотя антиалиасинг все же чересчур сильный). Связано это с небольшими размерами точки и с их большим количеством (хуже всего получается масштабирование близких друг к другу разрешений, а к 1600×1200 близких нет ;)).

Итого

Отличный представитель своего класса, обладающий также и некоторыми уникальными особенностями (PIP, например). Позволяет реализовать все преимущества мониторов с большой диагональю, не заставляя при этом чем-либо жертвовать. Практически единственным недостатком является высокая цена (что верно для всех подобных устройств), однако если возможность отдать 2200 долларов есть, то BenQ FP2081 затраты оправдает. А если цена снизится хотя бы до полутора тысяч, монитору обеспечена немалая популярность.

 

Монитор BenQ FP2081 предоставлен компанией «Ланк»





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.