Спецификация PC98


Microsoft и Intel создали эпохальный труд - спецификации так называемой PC 98. Идея вот в чем: прогресс архитектуры персоналок интересует практически всех производителей и заметное чило пользователей. Однако, спонтанно проистекая, оный прогресс, во-первых, идет медленно (все оглядываются друг на друга и на пользователя, и стремаются широко применять модерновые штучки в своих машинах), и во-вторых, в направлении достаточно случайном. Те или иные технические решения, зачастую, предпочитаются не по причине их реальной технологической или экономической выигрышности, а почти случайно, волею какого-нибудь рыночного всплеска или по причине боязни несовместимости "со всеми".

Так, к примеру происходит с шиной ISA: во всех машинах она есть, и карточки под нее выпускаются только потому, что производители карточек смотрят на производителей машин, а производители машин — на производителей карточек. Вот и шествует из мамки в мамку навязшая в зубах формула 4 PCI + 4 ISA. Технически же и экономически от ISA — сплошной вред, причем, что редко бывает, абсолютно для всех участников процесса - софтврещиков, железячников и пользователей. Кстати, по результатам анализа, проведенным теми же Интелом и Микрософтом, чуть ли не большинство проблем пользователя с писюком возникает по причине необходимости бороться с ISA-шными карточками, их адресами и прерываниями.

Ну да к PC 98. Спецификации оные призваны описать компьютер, который был бы идеален для эксплуатации на нем Windows 98 и Windows NT 5.0. Описываются архитектура, набор утройств и требования к ним, функции BIOS, внешние порты, и даже тип корпуса - вскрываемый, или намертво закрытый, чтоб без лома не влезть. Цель создания этого документа, как пишут авторы — повышение качества хардвера, его совместимости, надежности работы ОС и координация усилий по продвижению новых технических решений. Надо сказать, что в разработке документа приняли участие десятки фирм, включая практически всех крупных производителей компьютерного железа.

Все спеки (жарг. — спецификации) делятся на обязательные (это должно пристуствовать, и быть таким), желательные (хорошо бы, чтобы это присуствовало, и вот в таком виде), и опциональные (если уж вы это сделали, то оно должно соответствовать тому-то и тому-то).

Тем, кто сделает свой писюк в соответствии со всеми требованиями, возможно, дадут конфету - право на размещение логотипа "Designed for Microsoft Windows".

Документ грубо делит писюки на офисные (рабочие) и потребительские (домашние). Отличие вот в чем.

Домашний писюк не ориентирован на работу в сети (вот она, недальновидность!:-), готов к подключению к Интернету через модем и ориентирован на крутые графические игры.

Офисная машина же обязана иметь сетевую карту, рассчитана на загрузку по сети и всячески заточена под дистанционное администрирование с целью снижения затрат на эксплуатационные расходы (TCO).

Примерные требования к новым писюкам выглядят вот как:

Потребительский PC 98

Компонента Требуется Рекомендуется
Шины PCI, USB
Для мобильных — CardBus.

Не допускается присутствие ISA-устройств (обратите внимание — dz)
IEEE 1394
Device Bay
Утсройства ввода-вывода Стандартный минимум PC 98 Игровая приставка с интерфейсом USB
Пульт дистанционного управления
Подключение устройств посредством внешней шины
Графика и видео Хардверная поддержка 2-мерной графики и некоторые возможности по акселерации 3-мерной графики
Программная поддержка 3-мерной графики в драйвере
Акселератор 3-мерной графики
AGP
Видео порт
Аналоговый телевизионный приемник
Выход на телевизор
Звук - (это они зря — dz) PC 98 audio
Поддержка синтеза музыки
Модем Внутренний модем V34, 33.6 Kbps Высокоскоростное dial-up устройство с драйвером NDIS 5.0
Диски Bus mastering
8x CD-ROM
DVD-ROM с поддержкой воспроизведения DVD-Video

Офисный PC 98

Компонента Требуется Рекомендуется
Шины PCI, USB
Для мобильных — CardBus.
Не допускается присутствие ISA-устройств
IEEE 1394
Device Bay
Утсройства ввода-вывода Стандартный минимум PC 98 Подключение устройств посредством внешней шины
Графика и видео Программная поддержка 3-мерной графики в драйвере Акселератор 2- и 3-мерной графики
AGP
Видео порт
Выход на телевизор
DVD-Video и воспроизведение MPEG-2
Звук - PC 98 audio
Сеть, связь Сетевой адаптер с драйвером NDIS 5.0 Внутренний модем V34, 33.6 Kbps или высокоскоростное dial-up устройство
Диски Bus mastering 8x CD-ROM или DVD-ROM

Как избавляться от ISA

Интел и Микрософт сочинили целую стратегию ухода от власти шины ISA. От обрыдлой старухи предполагается избавляться постепенно.

  • На первом этапе (он уже наступил) все машины должны содержать PCI-слоты.
  • На втором предполагается вынудить фирмы-производители компьютеров не ставить в них какую-либо ISA-периферию, кроме встроенной на материнскую плату. Это приведет к резкому снижению спроса на ISA-карты и к практическому исчезновению их в продаже.
  • Далее окажется возможным полный отказ от ISA-разъемов на материнских платах.
  • Последний рубеж — встроенные на саму "мамку" ISA-устройства. К ним относится последовательный и параллельный порт, ПЗУ BIOS-а, флоппи-контроллер и прочая мелочь. С ней вот какая проблемка — традиционно все это подключается к ISA или ISA-подобной внутренней шине, что вынуждает производителя разводить по материнской плате кучу проводов. Интел задумал одним махом раздолбать два напряга — изгнать шину ISA с материнской платы и уменьшить число дорожек, необходимых для подключения стандартных устройств на мамке. Решение зовется LPC, и представляет собой новую симпатичную шинку, специально разработаную для разводки всякой мелочевки, для которой PCI — слишком большая честь. Шинка уникально компактна (от 7 до 13 линий всего), сильно похожа на PCI (синхронная, что упрощает сопряжение с процессором) и предоставляет не уступающий ISA-шному диапазон возможностей.

Параллельно предполагается, что существенное количество старья из присутствующего на сегодняшних материнских платах уйдет на свалку при первой возможности. Например, Intel рекомендует забыть о старом флоппи-интерфейсе, и подключать флоппи-накопители, как взрослых, к IDE, SCSI, IEEE 1394 или USB.

Та же USB должна заменить собой принтерные и модемные порты, порты для мышки и клавиатуры (в худшем случае, допускается PS2-шный мышиный/клавиатурный интерфейс), а так же всякую специфику типа портов для джойстиков, сканеров и цифровых фотоаппаратов.

Итого, идеальный писи 98 должен иметь на задней стенке всего два (кроме видео и звука, конечно) порта — USB и IEEE 1394. Первый — для устройств низко- и среднескоростных (1.5 и 12 Мбит/с), второй — для высоко- и сверхвысокоскоростных. В частности, он предназначен для подсоединения винчестеров, видеокамер, CD- и DVD-ROM-ов, и так далее.

Кстати, "две шины" не означает "два разъема". И USB, и IEEE 1394 — иерархические шины, и позволяют подключать к ним устройства целыми ветвями, причем каждое USB-устройство, например, может иметь в себе дополнительный USB-порт (или даже несколько) для подключения к нему по цепочке следующих устройств. То есть, теоретически, в USB-порт можно будет включить монитор, в него - клавиатуру, а в клавиатуру — мышку. Верхом цинизма будет подключить к мышке джойстик или принтер, но, думаю, это уж вряд ли — мало кто поставит в мышку USB-порт для каскадирования. Разве панкующий дизайнер какой…

К существенным плюсам USB относится и мгновенная настройка (plug and play) на подключаемую периферию. Не нужно мучиться с установкой карточек, да и компьютер выключать не нужно.

Вопросам легкости использования и обновления компьютера в спецификации PC 98 вообще уделяется очень большое внимание. Предполагается, что пользователь, как правило, не должен открывать компьютер для установки новой периферии. Для внешних устройств есть универсальные шины, а для внутренних (типа винчестеров и CD-ROM-ов) придуман Device Bay. Впрочем, он основан на тех же двух шинах - разница только в том, что в bay устройство можно затолкать целиком, так как он являет собой ячейку в корпусе компьютера.

Блок питания

Интел выдал спецификацию на блок питания, который должен занять место в PC 98. У нового питальника куча функций и четыре основных режима работы:

  • "мягкое выключение": пользователь думает, что машина выключилась, а она только притворяется. основные устройства при этом  не работают, и на все про все потребляется не более 5 ватт электроэнергии.
  • Режим совместимости (вероятно, для поддержки ОС, которые не умеют использовать новые функции)
  • Режим standby (компьютер в полусонном состоянии и готов почти мгновенно пробудиться)
  • Режим нормальной работы.

Кнопка выключения питания больше не будет глушить машину, грубо и бесцеремонно обрубая ей электричество. Она будет всего лишь давать системе команду — выполнить shutdown и выключить за собой электричество. Дополнительно корпус PC 98 должен быть оснащен кнопкой "всем спать" © Кашпировский. Ее нажатие будет переводить систему в состояние standby — энергии при этом машина почти не потребляет.

Кроме обычных +5, +12 и -12, новый блок дает еще + 3.3 вольта, но зато не дает -5. Возможно, но не гарантируется, наличие источника питания шины IEEE 1394 (порядка 20 вольт, 1.5 ампера).

Вентилятор в новом блоке лишится права на самоопределение и будет управляться материнской платой и отчитываться ей о своем состоянии два раза за оборот. Правда, если блок перегреется, то вентилятор будет переведен на автономное управление и включен на полную — пока не остудит. Предполагается, что путем столь сложной системы управления удастся добиться того, что вентилятор будет работать на минимально возможных оборотах и, как следствие, меньше шуметь.

Идея, которая за всем этим прячется, проста - сделать так, чтобы пользователю не приходилось перезагружать ОС вообще. В режиме standby система должна будет записать состояние  в ОЗУ, заглушить процессор и перевести память на пониженное питание. Как результат, стоит пользователю пошевелить мышкой, система мгновенно проснется и продолжит с того же места, где уснула. Мало того, проснуться она сможет и по событию от внешнего устройства на шине USB, к примеру.



Оригинальная версия этого материала была опубликована в интернет-ежедневнике dz-online





Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.