на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

LockOn: Горячие Скалы


Box
Разработчик Eagle Dynamics
Издатель 1C
Официальный сайт www.lockon.ru
Дата выхода 02.03.2005
Издатель в России 1C
Российское название LockOn: Горячие Скалы
Дата выхода в России 02.03.2005
Другие платформы -

Технологии

API DirectX 8.1
Engine Собственный
Пиксельные шейдеры Да
Вершинные шейдеры Да
Управление трилинейной фильтрацией Да
Управление анизотропной фильтрацией Да
Управление антиалиасингом Да
Последняя доступная версия 1.11
Для рецензии использовалась версия 1.11

Системные требования

Процессор Минимальный: Pentium 4 1,5 ГГц или Athlon XP 1500+
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 3 ГГц или AMD Athlon XP 3000+
Память Минимальный объем: 512 МБ
Рекомендуемый объем: 1024 МБ
Видеокарта Минимально: поддежка шейдеров DX8.1 и 64 МБ памяти
Рекомендуется: поддержка шейдеров DX9.0 и 256 Мб памяти
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 40x CD/DVD-ROM
HDD Для установки игры: 2 ГБ
Для работы игры: 500 МБ
ОС Windows 98, ME, 2000 или XP и DirectX 9.0

Тестовая система

Процессор Intel Pentium 4 3.2 ГГц
Память 1024 МБ DDR PC3200
Видеокарта nVIDIA GeForce 6600 GT
CD/DVD NEC DVD-RW ND3540
HDD Seagate Barracuda 7200.8 Serial ATA 120 ГБ
ОС Windows XP SP2 + DirectX 9.0c


Авиасимуляторы – жанр элитарный. Если автогонки и шутеры нравятся практически всем, то сесть за штурвал самолета, пусть и виртуального, сможет не каждый. Один конструктор, принимавший участие в создании МИГ и СУ, сказал: это игры для летчиков и авиационных специалистов. Наскоком освоить даже начальную ступень не выйдет. Нетерпеливый казуал уйдет со словами вроде «а, ничего интересного, то ли дело игра N» (опустим, чтобы никого не обижать) и с тщательно скрываемой досадой. Лишь рожденный настоящим авиафанатом, сев в кабину СУ-25Т, СУ-27 или МИГ-29, уже никогда не выйдет оттуда. К неудовольствию родных и близких. Зато у него появится немало новых друзей, с которыми он будет обсуждать разницу в принципах работы телевизионных ГСН ракеты Х-29Т и авиабомбы КАБ-500КР, или то, что видит летчик на прицеле нашлемной системы целеуказания, или особенности триммирования на сверхзвуке, и подобные, не каждому понятные, вещи. Ненужные никому, кроме небольшой, но стойкой когорты навсегда ушибленных небом.

Российские авиасимуляторы последних лет («ИЛ-2 Штурмовик» и «Забытые сражения», «Перл-Харбор», «LockOn - Современная боевая авиация» и «LockOn: Горячие скалы») заставили авторов статьи вспомнить старый-старый советский фильм, где иноземный супостат по некоему поводу говорил: «Эти русские несносны! Вчера они последние, сегодня вторые, а завтра...» Да, далеко не всегда все так солнечно в нашей стране, но вот по части авиасимуляторов – извините -подвиньтесь. Здесь «завтра» уже наступило, и лучше наших никого нет и, пока что, не предвидится.

В далеком 1995-м Eagle Dynamics выпустила самый первый «Flanker», диск с которым вирпилы трепетно берегут до наших дней. В 1999-м пришел «Flanker 2». Тогда мы впервые увидели в отечественном авиасимуляторе настолько близкую к реальной кабину современных российских истребителей СУ-27 и палубного СУ-33 и получили возможность столь детально управлять полетными и боевыми режимами. Шутка ли – около 20 только основных навигационных и боевых режимов, более 150 команд управления самолетом, оружием и видами!

Спустя 6 лет Eagle Dynamics серьезно обновила игру - появился «Flanker 2.5». Возникла возможность, поработав с редактором миссий, полетать на МИГ-29К (правда, таких «К» было выпущено всего-то две опытные машины - борта 311 и 312, но это тема для другой статьи и в другом издании:). Игра серьезно усложнилась и поумнела.

   

Перелет к современности

Выход в 2003-м продолжения «Flanker», по сути, совершенно новой игры – «LockOn – Современная боевая авиация» - стал просто праздником для фанатов авиасимуляторов. Геймеру стало дозволено летать на штурмовиках СУ-25 и (американском) А-10, на истребителях СУ-27, СУ-33 (палубном), МИГ-29 – «9.12А» (ошибочно называемом как МИГ-29А, очевидно, исходя из НАТОвского обозначения 29-го - «Falcrum A»). Всего было 46 самолетов и 14 вертолетов – «нелетабов» (управляемых искусственным интеллектом, но недоступных для полетов игрока 3D-моделей), 90 (!) типов объектов «наземки» и кораблей, 12 бортовых комплексов обнаружения и сопровождения наземных целей и РЭП, более 100 (!!!) типов управляемого и неуправляемого оружия, включая ракеты «корабль-корабль». Одним словом – целый бастион смерти! Переработать (именно творчески, а не только технически переработать) такой объем информации под силу только настоящим специалистам и фанатам своего дела. Заодно это команда Eagle Dynamics достойна, что называется, поклона до земли.

Год 2005-ый подарил нам «LockOn: Горячие скалы», к обзору которого мы и приступаем. Это комплект из двух CD, включающий в себя все, что входит в первый «LockOn». Игра устанавливается автономно от предшественника, поэтому ставить первую часть имеет смысл только для того, чтобы сравнить возросшее качество.

Самолеты, на которых может летать игрок, пополнились СУ-25Т – модернизированным штурмовиком СУ-25, к которому добавили, в частности, ракеты с лазерным и телевизионным наведением. Основным бортовым средством обнаружения и сопровождения целей на СУ-25Т является комплекс «Шквал», логика работы с которым вполне добротно реализована в игре, вплоть до учета реально существующего ограничения времени непрерывной работы лазера-подсветчика цели! Отметим, правда, что управляемая «Шквалом» ракета «Вихрь» в реальной жизни не делает таких «кадушек», как показано в игре. При нормальном наведении «Вихрь» летит как бы в «трубке» максимум двухметрового диаметра. Иначе бы он никогда не попадал в цель с отклонением от точки прицеливания, не превышающим метр – полтора. Но это так – наши придирки, которые, надеемся, будут учтены разработчиками.

В новом адд-оне появились три новые кампании: «Горячие скалы» для Су-25Т (20 миссий), «Операция «Суховей» для Су-27 (27 миссий) и «Последний рубеж» для МиГ-29С (29 миссий). Что можно о них сказать? Да практически любую кампанию «LockOn» и «ИЛ-2 Штурмовик» очень точно описать изречением великого русского литературоведа и философа Михаила Бахтина: «Каждое слово текста выводит за его пределы. Всякое понимание есть соотнесение данного текста с другими текстами». Сложно? А проще так – чем больше вы узнаете о предмете, тем больше вы как бы заново открываете его для себя, и тем больше кайф - кайф открытия нового. Что-то вроде этого чувствует и вирпил, когда открывает вместе с разработчиками их творение - придуманный, и в тоже время так похожий на настоящий, эпизод реальной войны.

Тех, кому довелось бывать в Гудауте (Абхазия), не оставит равнодушным видеоролик к «титульной» кампании. При виде НАТОвской техники на гудаутском аэродроме, еще помнящем свои, родные ПВОшные СУ-15, а после сменившие их СУ-27, адреналин резко прибавляется, возникают мысли, как бы туда наведаться. С полной загрузкой...

   

Реальность рулит!

В «Горячих скалах» для одного только для СУ-25Т реализована детальная 3D модель и усовершенствованная раскраска, «тянущая» по данным разработчиков на 26 Мб. Кажется, никто еще не выходил на такой уровень в авиа 3D-моделях. Графика преобразилась: усовершенствованы текстуры ландшафта, разработаны дополнительные текстуры для весны, осени, зимы. Но, самое главное в дополнении это то, что коренным образом переработана физическая модель, получившая название AFM (Advanced Flight Model – Улучшенная Летная Модель). Штурмовик уже не «сидит в воздухе» так плотно, как СУ-25 в первом «LockOn». Полетав на нем, начинаешь понимать, почему квалификация «летчик-снайпер» столь высоко почитается в ВВС. Попробуйте-ка расстрелять из пушки БМП или грузовик. Самолет «гуляет» в воздухе, мешая прицелиться, а стоит хоть чуточку запоздать с началом вывода машины из пикирования, особенно если на подвесках что-то серьезное, вроде «пятисоток», и «полон рот земли», как говорят летчики в таком случае, гарантирован.

Усовершенствованы летные модели и других самолетов. Так, коснувшись воды соплами двигателей на СУ-33 (но именно коснувшись!), мы получили возможность оценить ощущения летчиков-испытателей Аверьянова и Шендрика – когда они в 1999-м на авиашоу в Ле-Бурже точно так же коснулись земли на СУ-30МК. В игре происходит то же, что было в реальной жизни – пожар обоих двигателей, но гибнущий самолет дает пилоту несколько секунд, чтобы катапультироваться. В первом «LockOn» пилота в этом случае ждал бы мгновенный «бульк»... Однако, увидев в одном из полетов на высотомере МИГ-29 высоту 30000 метров, мы поняли, что разработчикам еще есть над чем работать в части достоверности летных моделей. Тем не менее, отметим, что СУ-25 и СУ-25Т, как им и положено, честно доползают до 11000.

Отметим добротный звук. Когда слушаешь начальный ролик, то просто морозом продирает по коже от удовольствия, будто оказываешься на полигоне. Из эфира доносится: «Я 32-й, цель наблюдаю, разрешите работать»… «Я 32-й, работу закончил»…«32-й, что там у вас, почему молчите?!..»… «Да нормально все... Прямое...». И шуточный комментарий сидящего рядом ведущего по самолету – «Ну, все, посодют Виктора Васильича за нарушение режима секретности переговоров…». Что касается боевых машин, то хотелось бы иметь более выразительный, акцентированный звук. Хотя в то же время понимаешь, что летчик, сидя в гермокабине современного истребителя, вряд ли детально слышит двигатели, шипение стартующих с АПУ (пусковых балок) ракет или грохот пушки. И еще один недостаток, связанный именно со звуком, позволим себе отметить. В игре предусмотрены добротно сделанные обучающие треки. Но почему-то часть из них только с текстовым «мануалом», трек для СУ-25Т – с текстом и с голосом, то же для А-10, но уже с голосовым сопровождением на английском языке. Естественно, должна была бы быть единая система, и текст и голос, при этом диктору незачем читать весь текст. Достаточны было бы озвучить лишь наиболее существенные моменты.

   

Читать – не перечитать

По сравнению с первым «LockOn», серьезнейшим образом переработано и дополнено «Руководство пилота». Теперь это 280 страниц с подробнейшим описанием кабин перечисленных самолетов, обзорно-прицельных систем и комплексов обороны. Здесь же в достаточном объеме изложены самые необходимые основы полета и сведения по боевому применению, в том числе по тактике воздушного боя. Очень жаль, что летное пособие не выпущено как книга. Настоящие вирпилы не упустили бы случай поставить его на свою книжную полку рядом с прекрасно изданными руководствами пользователя и «Наставлением по боевым действиям штурмовой авиации» из «коробок» «ИЛ-2 Штурмовик» и «ИЛ-2 Штурмовик - Забытые сражения». В «Руководстве» есть, конечно, мелкие, в основном не очень существенные ляпсусы – но их и не могло не быть, все-таки не профессионалы – разработчики и эксплуатационщики его написали. В описании СУ-27 и МИГ-29 есть и сугубо «политичные» проколы, возникшие по причинам, известным только тем, кто разрабатывал и испытывал эти машины. Микояновец со стажем только иронически усмехнется, прочитав, что СУ-27 и МИГ-29 «внешне выглядят очень похожими друг на друга». Это СУ похож на МИГ-29, и не иначе. Потому что когда «суховцам» пришлось поставить крест на первой модификации СУ, летающем «уродце» Т-10, МИГ-29 в том самом виде, который мы все знаем, уже налетал сотни часов, а в ЦАГИ имелись подробнейшие материалы по его продувкам. Было с чего делать настоящий, сегодняшний СУ-27. Взлетевший почти на 4 года позже МИГа.

Править небом

Говоря об авиасимуляторах вообще, нельзя не сказать об устройствах управления. Лучшей системой управления для «LockOn» была бы подключенная к компьютеру кабина реального, скажем, СУ-27 или МИГ-29, с настоящими РУС и РУД, с педалями и пультами. Но поскольку это из области фантастики (по крайней мере, пока. А там – кто знает?…), придется подумать о чем-то попроще. Можно, конечно, обойтись каким-нибудь недорогим джойстиком, но получить с ним реальное ощущение полета и боя очень трудно. Если уж играть всерьез, то в «LockOn» пилот должен управлять своим самолетом с помощью системы HOTAS (Hands On Throttle And Stick — «Руки только на РУС и РУД»), состоящей из джойстика — ручки управления самолетом и РУД-а — ручки управления тягой двигателя. Неплохо бы добавить и педали, отвечающие за положение руля направления, в крайнем случае, в виде соответствующей оси джойстика или так называемой «качалки». Тогда основное управление самолетом, бортовым комплексом и вооружением окажется сосредоточенным на джойстике, РУДе и педалях. Даже и в этом случае вряд ли удастся обойтись без клавиатуры, но, формируя свою систему управления, нужно постараться свести обращение к ней к минимуму. Многие виртуальные пилоты используют и дополнительные устройства для управления обзором поворотом головы. Да, это роскошь, но крайне полезная роскошь. Так что покупка TrackIr или подобного устройства у настоящего вирпила должна быть запланирована на самое ближайшее будущее.

   

Так что же выбрать? Если уже готовый комплект, то это Thrustmaster HOTAS Cougar (стоит порядка $350), или недорогой Thrustmaster Top Gun Afterburner II (есть вариант AB Force Feedback, но его мы не посоветуем). Или же Saitek X45 или Saitek X52. У Х52 есть определенные проблемы с управлением по крену и тангажу, но с точки зрения достаточности для «LockOn» числа кнопок и переключателей - оба они вполне достойны внимания. И тем, кто сможет достать автономный РУД фирмы CH Products – CH Pro Throttle USB, можно посоветовать в дополнение к нему джойстик Saitek Cyborg 3D Force Stick, с оптическими датчиками, а, значит, очень надежный. Комплект CH Pro Throttle - Cyborg 3D Force Stick лишь немногим уступит «фирменным» HOTAS-комплектам. Мы недаром столько места уделили устройствам управления. Повторим, что без хорошего комплекта в «LockOn» играть и нелегко, и не очень интересно.

   

Горячее железо

Что касается системных требований, то тут все просто. Чем больше гигагерц имеет процессор в вашем ПК, и чем мощнее видеокарта – тем лучше. Рекомендованную конфигурацию (она приведена в начале статьи) лучше всего считать за начальный уровень, а о «минимальной» лучше забыть. Впрочем, судя по имеющимся отзывам, вполне можно играть на машинах на базе Athlon 1700, 512 МВ памяти и GeForce TI4200, но тогда придется ограничиться минимальными настройками и разрешением экрана 800x600 пикселей. Тем не менее, в той или иной степени пожертвовав качеством графики, даже на сравнительно слабых компьютерах можно получить главное, что есть в «LockOn» – никем пока не достигнутую в авиасимуляторах достоверность полета и боя на современных боевых машинах.

На сайте Eagle Dynamics не так давно появилось скромное объявление: Игра «Lock-On: Черная Акула» продолжает серию авиационных симуляторов, разработанных на основе «Lock-On: Современная боевая авиация». В отличие от предшественников, в новой игре предлагается управлять не только самолетами, но и боевым новейшим отечественным вертолетом КА-50. Игра «LockOn: Черная Акула», работает самостоятельно, включает в себя возможности игры «LockOn: Горячие Скалы» и является ее дальнейшим развитием».

Вирпилы уже сейчас с нетерпением ждут марта следующего года – выход «Акулы» намечен именно на этот срок. Очень надеемся, что задержек не будет. В отличие от широко известных и выпущенных сотнями МИГ и СУ, КА-50 издано всего-то два десятка. Тем дороже сердцу появление этой машины в лучшем современном авиасимуляторе. Уровень, достигнутый в «Горячих скалах», подсказывает, что в «Акуле» будет что-то запредельное... То, что представлено в анонсах на сайте Eagle Dynamics, весьма обоснованно это подтверждает.

Памятуя о просто-таки неимоверном объеме работы, необходимом для выпуска «Акулы», придется возразить уважаемому автору одной из рецензий на «Горячие скалы», заметившему, что «выставлять на прилавки коробку с одним новым самолетом внутри - не очень красиво». Не надо забывать, что не так уж много поклонников у авиасимуляторов такого уровня сложности. Не стоит забывать и о том, что команда Eagle Dynamics – живые люди, которым надо приносить домой мало-мальски достойную зарплату. И что берется она не из воздуха, а в основном от проданных копий. А при той цене, что мы здесь, в России, платим за «коробку», вмещающую столько труда, упрекать их в меркантильности и в неуважении к вирпильскому сообществу просто язык не поворачивается.

   

В завершении несколько серьезных слов. Прочитавшие статью – поклонитесь, хотя бы мысленно, тем советским авиастроителям, кто создал эти великие МИГи и СУ, и летчикам-испытателям, поставившим эти машины на крыло. И будем надеяться, что следующее поколение теперь уже российских инженеров и конструкторов сохранит энергию того небывалого подъема 70-х - 80-х, когда были заложены основы нынешней российской авиации...

Возможно, никто не сказал о самолете лучше, чем Леонид Степанович Попов, штурман-испытатель фирмы «МИГ», - «Я летаю на нем с 1976 года, и еще хочется. Если верно, что самолеты несут на себе отпечаток людей, живших с ними одной жизнью, то хотелось бы и обратного – иметь и хранить в себе отблеск этого чуда». Сказано о МИГ-31, но разве не то же самое могли бы сказать летчики о МИГ-29, о СУ-27? «LockOn» требует от вирпила немалого труда, но в награду за это дарит этот отблеск... И гложет мысль, что, сложись жизнь нашей страны немного иначе, мы в следующем «LockOn» вполне могли бы ждать «летабельный», как говорят вирпилы, истребитель пятого поколения, какой-нибудь СУ-57 или МИГ-49. Но это уже совсем другая история...

Словом, выставляя суммарную оценку «Горячим скалам» мы ставим команде Eagle Dynamics «пятерку» по пятибалльной системе. Но все же с жирным минусом. Чтобы не зазнавались, не почивали на лаврах и не забывали исправлять ошибки.

   

 

Полезные ссылки:

Плюсы:

  • Высочайшая степень реализма
  • Отличная графика
  • Достоверная реализация современной авиатехники и вооружения
  • Подробнейшая инструкция

Минусы:

  • Высокие системные требования


Юрий Этингоф
Константин Иванов
(mir@irk.ru)
Часть скриншотов, использованных в обзоре, взяты с официального сайта игры
Опубликовано — 7 ноября 2005 г.
 
LockOn: Горячие Скалы

LockOn: Горячие Скалы

Box
Разработчик Eagle Dynamics
Издатель 1C
Официальный сайт www.lockon.ru
Дата выхода 02.03.2005
Издатель в России 1C
Российское название LockOn: Горячие Скалы
Дата выхода в России 02.03.2005
Другие платформы -

Технологии

API DirectX 8.1
Engine Собственный
Пиксельные шейдеры Да
Вершинные шейдеры Да
Управление трилинейной фильтрацией Да
Управление анизотропной фильтрацией Да
Управление антиалиасингом Да
Последняя доступная версия 1.11
Для рецензии использовалась версия 1.11

Системные требования

Процессор Минимальный: Pentium 4 1,5 ГГц или Athlon XP 1500+
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 3 ГГц или AMD Athlon XP 3000+
Память Минимальный объем: 512 МБ
Рекомендуемый объем: 1024 МБ
Видеокарта Минимально: поддежка шейдеров DX8.1 и 64 МБ памяти
Рекомендуется: поддержка шейдеров DX9.0 и 256 Мб памяти
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 40x CD/DVD-ROM
HDD Для установки игры: 2 ГБ
Для работы игры: 500 МБ
ОС Windows 98, ME, 2000 или XP и DirectX 9.0

Тестовая система

Процессор Intel Pentium 4 3.2 ГГц
Память 1024 МБ DDR PC3200
Видеокарта nVIDIA GeForce 6600 GT
CD/DVD NEC DVD-RW ND3540
HDD Seagate Barracuda 7200.8 Serial ATA 120 ГБ
ОС Windows XP SP2 + DirectX 9.0c


Авиасимуляторы – жанр элитарный. Если автогонки и шутеры нравятся практически всем, то сесть за штурвал самолета, пусть и виртуального, сможет не каждый. Один конструктор, принимавший участие в создании МИГ и СУ, сказал: это игры для летчиков и авиационных специалистов. Наскоком освоить даже начальную ступень не выйдет. Нетерпеливый казуал уйдет со словами вроде «а, ничего интересного, то ли дело игра N» (опустим, чтобы никого не обижать) и с тщательно скрываемой досадой. Лишь рожденный настоящим авиафанатом, сев в кабину СУ-25Т, СУ-27 или МИГ-29, уже никогда не выйдет оттуда. К неудовольствию родных и близких. Зато у него появится немало новых друзей, с которыми он будет обсуждать разницу в принципах работы телевизионных ГСН ракеты Х-29Т и авиабомбы КАБ-500КР, или то, что видит летчик на прицеле нашлемной системы целеуказания, или особенности триммирования на сверхзвуке, и подобные, не каждому понятные, вещи. Ненужные никому, кроме небольшой, но стойкой когорты навсегда ушибленных небом.

Российские авиасимуляторы последних лет («ИЛ-2 Штурмовик» и «Забытые сражения», «Перл-Харбор», «LockOn - Современная боевая авиация» и «LockOn: Горячие скалы») заставили авторов статьи вспомнить старый-старый советский фильм, где иноземный супостат по некоему поводу говорил: «Эти русские несносны! Вчера они последние, сегодня вторые, а завтра...» Да, далеко не всегда все так солнечно в нашей стране, но вот по части авиасимуляторов – извините -подвиньтесь. Здесь «завтра» уже наступило, и лучше наших никого нет и, пока что, не предвидится.

В далеком 1995-м Eagle Dynamics выпустила самый первый «Flanker», диск с которым вирпилы трепетно берегут до наших дней. В 1999-м пришел «Flanker 2». Тогда мы впервые увидели в отечественном авиасимуляторе настолько близкую к реальной кабину современных российских истребителей СУ-27 и палубного СУ-33 и получили возможность столь детально управлять полетными и боевыми режимами. Шутка ли – около 20 только основных навигационных и боевых режимов, более 150 команд управления самолетом, оружием и видами!

Спустя 6 лет Eagle Dynamics серьезно обновила игру - появился «Flanker 2.5». Возникла возможность, поработав с редактором миссий, полетать на МИГ-29К (правда, таких «К» было выпущено всего-то две опытные машины - борта 311 и 312, но это тема для другой статьи и в другом издании:). Игра серьезно усложнилась и поумнела.

   

Перелет к современности

Выход в 2003-м продолжения «Flanker», по сути, совершенно новой игры – «LockOn – Современная боевая авиация» - стал просто праздником для фанатов авиасимуляторов. Геймеру стало дозволено летать на штурмовиках СУ-25 и (американском) А-10, на истребителях СУ-27, СУ-33 (палубном), МИГ-29 – «9.12А» (ошибочно называемом как МИГ-29А, очевидно, исходя из НАТОвского обозначения 29-го - «Falcrum A»). Всего было 46 самолетов и 14 вертолетов – «нелетабов» (управляемых искусственным интеллектом, но недоступных для полетов игрока 3D-моделей), 90 (!) типов объектов «наземки» и кораблей, 12 бортовых комплексов обнаружения и сопровождения наземных целей и РЭП, более 100 (!!!) типов управляемого и неуправляемого оружия, включая ракеты «корабль-корабль». Одним словом – целый бастион смерти! Переработать (именно творчески, а не только технически переработать) такой объем информации под силу только настоящим специалистам и фанатам своего дела. Заодно это команда Eagle Dynamics достойна, что называется, поклона до земли.

Год 2005-ый подарил нам «LockOn: Горячие скалы», к обзору которого мы и приступаем. Это комплект из двух CD, включающий в себя все, что входит в первый «LockOn». Игра устанавливается автономно от предшественника, поэтому ставить первую часть имеет смысл только для того, чтобы сравнить возросшее качество.

Самолеты, на которых может летать игрок, пополнились СУ-25Т – модернизированным штурмовиком СУ-25, к которому добавили, в частности, ракеты с лазерным и телевизионным наведением. Основным бортовым средством обнаружения и сопровождения целей на СУ-25Т является комплекс «Шквал», логика работы с которым вполне добротно реализована в игре, вплоть до учета реально существующего ограничения времени непрерывной работы лазера-подсветчика цели! Отметим, правда, что управляемая «Шквалом» ракета «Вихрь» в реальной жизни не делает таких «кадушек», как показано в игре. При нормальном наведении «Вихрь» летит как бы в «трубке» максимум двухметрового диаметра. Иначе бы он никогда не попадал в цель с отклонением от точки прицеливания, не превышающим метр – полтора. Но это так – наши придирки, которые, надеемся, будут учтены разработчиками.

В новом адд-оне появились три новые кампании: «Горячие скалы» для Су-25Т (20 миссий), «Операция «Суховей» для Су-27 (27 миссий) и «Последний рубеж» для МиГ-29С (29 миссий). Что можно о них сказать? Да практически любую кампанию «LockOn» и «ИЛ-2 Штурмовик» очень точно описать изречением великого русского литературоведа и философа Михаила Бахтина: «Каждое слово текста выводит за его пределы. Всякое понимание есть соотнесение данного текста с другими текстами». Сложно? А проще так – чем больше вы узнаете о предмете, тем больше вы как бы заново открываете его для себя, и тем больше кайф - кайф открытия нового. Что-то вроде этого чувствует и вирпил, когда открывает вместе с разработчиками их творение - придуманный, и в тоже время так похожий на настоящий, эпизод реальной войны.

Тех, кому довелось бывать в Гудауте (Абхазия), не оставит равнодушным видеоролик к «титульной» кампании. При виде НАТОвской техники на гудаутском аэродроме, еще помнящем свои, родные ПВОшные СУ-15, а после сменившие их СУ-27, адреналин резко прибавляется, возникают мысли, как бы туда наведаться. С полной загрузкой...

   

Реальность рулит!

В «Горячих скалах» для одного только для СУ-25Т реализована детальная 3D модель и усовершенствованная раскраска, «тянущая» по данным разработчиков на 26 Мб. Кажется, никто еще не выходил на такой уровень в авиа 3D-моделях. Графика преобразилась: усовершенствованы текстуры ландшафта, разработаны дополнительные текстуры для весны, осени, зимы. Но, самое главное в дополнении это то, что коренным образом переработана физическая модель, получившая название AFM (Advanced Flight Model – Улучшенная Летная Модель). Штурмовик уже не «сидит в воздухе» так плотно, как СУ-25 в первом «LockOn». Полетав на нем, начинаешь понимать, почему квалификация «летчик-снайпер» столь высоко почитается в ВВС. Попробуйте-ка расстрелять из пушки БМП или грузовик. Самолет «гуляет» в воздухе, мешая прицелиться, а стоит хоть чуточку запоздать с началом вывода машины из пикирования, особенно если на подвесках что-то серьезное, вроде «пятисоток», и «полон рот земли», как говорят летчики в таком случае, гарантирован.

Усовершенствованы летные модели и других самолетов. Так, коснувшись воды соплами двигателей на СУ-33 (но именно коснувшись!), мы получили возможность оценить ощущения летчиков-испытателей Аверьянова и Шендрика – когда они в 1999-м на авиашоу в Ле-Бурже точно так же коснулись земли на СУ-30МК. В игре происходит то же, что было в реальной жизни – пожар обоих двигателей, но гибнущий самолет дает пилоту несколько секунд, чтобы катапультироваться. В первом «LockOn» пилота в этом случае ждал бы мгновенный «бульк»... Однако, увидев в одном из полетов на высотомере МИГ-29 высоту 30000 метров, мы поняли, что разработчикам еще есть над чем работать в части достоверности летных моделей. Тем не менее, отметим, что СУ-25 и СУ-25Т, как им и положено, честно доползают до 11000.

Отметим добротный звук. Когда слушаешь начальный ролик, то просто морозом продирает по коже от удовольствия, будто оказываешься на полигоне. Из эфира доносится: «Я 32-й, цель наблюдаю, разрешите работать»… «Я 32-й, работу закончил»…«32-й, что там у вас, почему молчите?!..»… «Да нормально все... Прямое...». И шуточный комментарий сидящего рядом ведущего по самолету – «Ну, все, посодют Виктора Васильича за нарушение режима секретности переговоров…». Что касается боевых машин, то хотелось бы иметь более выразительный, акцентированный звук. Хотя в то же время понимаешь, что летчик, сидя в гермокабине современного истребителя, вряд ли детально слышит двигатели, шипение стартующих с АПУ (пусковых балок) ракет или грохот пушки. И еще один недостаток, связанный именно со звуком, позволим себе отметить. В игре предусмотрены добротно сделанные обучающие треки. Но почему-то часть из них только с текстовым «мануалом», трек для СУ-25Т – с текстом и с голосом, то же для А-10, но уже с голосовым сопровождением на английском языке. Естественно, должна была бы быть единая система, и текст и голос, при этом диктору незачем читать весь текст. Достаточны было бы озвучить лишь наиболее существенные моменты.

   

Читать – не перечитать

По сравнению с первым «LockOn», серьезнейшим образом переработано и дополнено «Руководство пилота». Теперь это 280 страниц с подробнейшим описанием кабин перечисленных самолетов, обзорно-прицельных систем и комплексов обороны. Здесь же в достаточном объеме изложены самые необходимые основы полета и сведения по боевому применению, в том числе по тактике воздушного боя. Очень жаль, что летное пособие не выпущено как книга. Настоящие вирпилы не упустили бы случай поставить его на свою книжную полку рядом с прекрасно изданными руководствами пользователя и «Наставлением по боевым действиям штурмовой авиации» из «коробок» «ИЛ-2 Штурмовик» и «ИЛ-2 Штурмовик - Забытые сражения». В «Руководстве» есть, конечно, мелкие, в основном не очень существенные ляпсусы – но их и не могло не быть, все-таки не профессионалы – разработчики и эксплуатационщики его написали. В описании СУ-27 и МИГ-29 есть и сугубо «политичные» проколы, возникшие по причинам, известным только тем, кто разрабатывал и испытывал эти машины. Микояновец со стажем только иронически усмехнется, прочитав, что СУ-27 и МИГ-29 «внешне выглядят очень похожими друг на друга». Это СУ похож на МИГ-29, и не иначе. Потому что когда «суховцам» пришлось поставить крест на первой модификации СУ, летающем «уродце» Т-10, МИГ-29 в том самом виде, который мы все знаем, уже налетал сотни часов, а в ЦАГИ имелись подробнейшие материалы по его продувкам. Было с чего делать настоящий, сегодняшний СУ-27. Взлетевший почти на 4 года позже МИГа.

Править небом

Говоря об авиасимуляторах вообще, нельзя не сказать об устройствах управления. Лучшей системой управления для «LockOn» была бы подключенная к компьютеру кабина реального, скажем, СУ-27 или МИГ-29, с настоящими РУС и РУД, с педалями и пультами. Но поскольку это из области фантастики (по крайней мере, пока. А там – кто знает?…), придется подумать о чем-то попроще. Можно, конечно, обойтись каким-нибудь недорогим джойстиком, но получить с ним реальное ощущение полета и боя очень трудно. Если уж играть всерьез, то в «LockOn» пилот должен управлять своим самолетом с помощью системы HOTAS (Hands On Throttle And Stick — «Руки только на РУС и РУД»), состоящей из джойстика — ручки управления самолетом и РУД-а — ручки управления тягой двигателя. Неплохо бы добавить и педали, отвечающие за положение руля направления, в крайнем случае, в виде соответствующей оси джойстика или так называемой «качалки». Тогда основное управление самолетом, бортовым комплексом и вооружением окажется сосредоточенным на джойстике, РУДе и педалях. Даже и в этом случае вряд ли удастся обойтись без клавиатуры, но, формируя свою систему управления, нужно постараться свести обращение к ней к минимуму. Многие виртуальные пилоты используют и дополнительные устройства для управления обзором поворотом головы. Да, это роскошь, но крайне полезная роскошь. Так что покупка TrackIr или подобного устройства у настоящего вирпила должна быть запланирована на самое ближайшее будущее.

   

Так что же выбрать? Если уже готовый комплект, то это Thrustmaster HOTAS Cougar (стоит порядка $350), или недорогой Thrustmaster Top Gun Afterburner II (есть вариант AB Force Feedback, но его мы не посоветуем). Или же Saitek X45 или Saitek X52. У Х52 есть определенные проблемы с управлением по крену и тангажу, но с точки зрения достаточности для «LockOn» числа кнопок и переключателей - оба они вполне достойны внимания. И тем, кто сможет достать автономный РУД фирмы CH Products – CH Pro Throttle USB, можно посоветовать в дополнение к нему джойстик Saitek Cyborg 3D Force Stick, с оптическими датчиками, а, значит, очень надежный. Комплект CH Pro Throttle - Cyborg 3D Force Stick лишь немногим уступит «фирменным» HOTAS-комплектам. Мы недаром столько места уделили устройствам управления. Повторим, что без хорошего комплекта в «LockOn» играть и нелегко, и не очень интересно.

   

Горячее железо

Что касается системных требований, то тут все просто. Чем больше гигагерц имеет процессор в вашем ПК, и чем мощнее видеокарта – тем лучше. Рекомендованную конфигурацию (она приведена в начале статьи) лучше всего считать за начальный уровень, а о «минимальной» лучше забыть. Впрочем, судя по имеющимся отзывам, вполне можно играть на машинах на базе Athlon 1700, 512 МВ памяти и GeForce TI4200, но тогда придется ограничиться минимальными настройками и разрешением экрана 800x600 пикселей. Тем не менее, в той или иной степени пожертвовав качеством графики, даже на сравнительно слабых компьютерах можно получить главное, что есть в «LockOn» – никем пока не достигнутую в авиасимуляторах достоверность полета и боя на современных боевых машинах.

На сайте Eagle Dynamics не так давно появилось скромное объявление: Игра «Lock-On: Черная Акула» продолжает серию авиационных симуляторов, разработанных на основе «Lock-On: Современная боевая авиация». В отличие от предшественников, в новой игре предлагается управлять не только самолетами, но и боевым новейшим отечественным вертолетом КА-50. Игра «LockOn: Черная Акула», работает самостоятельно, включает в себя возможности игры «LockOn: Горячие Скалы» и является ее дальнейшим развитием».

Вирпилы уже сейчас с нетерпением ждут марта следующего года – выход «Акулы» намечен именно на этот срок. Очень надеемся, что задержек не будет. В отличие от широко известных и выпущенных сотнями МИГ и СУ, КА-50 издано всего-то два десятка. Тем дороже сердцу появление этой машины в лучшем современном авиасимуляторе. Уровень, достигнутый в «Горячих скалах», подсказывает, что в «Акуле» будет что-то запредельное... То, что представлено в анонсах на сайте Eagle Dynamics, весьма обоснованно это подтверждает.

Памятуя о просто-таки неимоверном объеме работы, необходимом для выпуска «Акулы», придется возразить уважаемому автору одной из рецензий на «Горячие скалы», заметившему, что «выставлять на прилавки коробку с одним новым самолетом внутри - не очень красиво». Не надо забывать, что не так уж много поклонников у авиасимуляторов такого уровня сложности. Не стоит забывать и о том, что команда Eagle Dynamics – живые люди, которым надо приносить домой мало-мальски достойную зарплату. И что берется она не из воздуха, а в основном от проданных копий. А при той цене, что мы здесь, в России, платим за «коробку», вмещающую столько труда, упрекать их в меркантильности и в неуважении к вирпильскому сообществу просто язык не поворачивается.

   

В завершении несколько серьезных слов. Прочитавшие статью – поклонитесь, хотя бы мысленно, тем советским авиастроителям, кто создал эти великие МИГи и СУ, и летчикам-испытателям, поставившим эти машины на крыло. И будем надеяться, что следующее поколение теперь уже российских инженеров и конструкторов сохранит энергию того небывалого подъема 70-х - 80-х, когда были заложены основы нынешней российской авиации...

Возможно, никто не сказал о самолете лучше, чем Леонид Степанович Попов, штурман-испытатель фирмы «МИГ», - «Я летаю на нем с 1976 года, и еще хочется. Если верно, что самолеты несут на себе отпечаток людей, живших с ними одной жизнью, то хотелось бы и обратного – иметь и хранить в себе отблеск этого чуда». Сказано о МИГ-31, но разве не то же самое могли бы сказать летчики о МИГ-29, о СУ-27? «LockOn» требует от вирпила немалого труда, но в награду за это дарит этот отблеск... И гложет мысль, что, сложись жизнь нашей страны немного иначе, мы в следующем «LockOn» вполне могли бы ждать «летабельный», как говорят вирпилы, истребитель пятого поколения, какой-нибудь СУ-57 или МИГ-49. Но это уже совсем другая история...

Словом, выставляя суммарную оценку «Горячим скалам» мы ставим команде Eagle Dynamics «пятерку» по пятибалльной системе. Но все же с жирным минусом. Чтобы не зазнавались, не почивали на лаврах и не забывали исправлять ошибки.

   

 

Полезные ссылки:

Плюсы:

  • Высочайшая степень реализма
  • Отличная графика
  • Достоверная реализация современной авиатехники и вооружения
  • Подробнейшая инструкция

Минусы:

  • Высокие системные требования


Юрий Этингоф
Константин Иванов
(mir@irk.ru)
Часть скриншотов, использованных в обзоре, взяты с официального сайта игры
Опубликовано — 7 ноября 2005 г.
 
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? orange@ixbt.com
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? orange@ixbt.com


на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Copyright © by iXBT.com, 1997—2012. Produced by iXBT.com