iТоги ноября 2006 года: основные события ИТ-индустрии за прошедший месяц


Вместо вступления: OLPC и первые жертвы ценовой войны

Не проходит и месяца, чтобы те, кто так или иначе связан с проектом OLPC (One Laptop per Child project) или XO, не напомнили о себе. На этот раз разработчики показали новые образцы того, что они называют «стодолларовым» ноутбуком. Причем оказалось, что производство одного такого компьютера обходится в 150 долларов.

Уолтер Бендер (Walter Bender), ответственный за программную составляющую проекта, отметил, что более высокая, чем ожидалось, стоимость обусловлена ценой дисплея и аккумулятора (в OLPC используется никель-металлогидридная батарея). По его словам, текущей целью является снижение стоимости до 100 долларов к 2008 году.

Вопреки стремлению инициаторов проекта, цена устройства не только не снижалась, а лишь возрастала в течение последних месяцев. Ранее в этом году основатель OLPC Николас Негропонте (Nicholas Negroponte) оценивал стоимость в 135-140 долларов. Напомним, что впервые о проекте стало известно в конце 2005 года. И вот, спустя почти два года, доступны рабочие прототипы, изготовленные компанией Quanta. Известно, что после отладки этой версии устройства, названной B1, будет выпущен второй прототип — B2, а к концу второго квартала 2007 года должен появиться серийный вариант устройства. Ожидается, первые партии будут направлены детям Ливии, Нигерии, Бразилии и Аргентины, но главный вопрос — сколько же всё-таки будет стоит конечный вариант устройства, остается открытым. Интригу добавляет и то, что интерес к OLPC проявила Microsoft, сообщив о решении адаптировать для этих мини-ЭВМ операционную систему Windows XP Emdedded.

Напомним также, что Intel (микропроцессоры Geode, лежащие в основе OLPC, поставляет AMD) продвигает альтернативные проекты, названные Classmate PC и Community PC. Их стоимость составляет около 400 долларов и, также по обещаниям компании, будет в дальнейшем снижать. Возможно, что эта тема будет актуальна и в декабре и в следующих iТогах мы еще посвятим ей немало внимания, сейчас же хотелось отметить тот факт, что из «чисто образовательного», каким его представлял сначала г-н Негропонте, проект OLPC стал сильно политизированным — в том смысле, что стал заложником политики одной компании в конкурентной борьбе с другой.

Эта конкурентная борьба идет особенно ожесточенно на «классических» рынках персональных компьютеров, под которыми в данном случае подразумеваются х86-совместимые системы — и, как следствие, дела более мелких производителей идут всё плачевнее. Так, согласно последним данным Mercury Research, в третьем квартале этого года AMD удалось увеличить долю рынка, но вместе с тем, доля Intel также не стала меньше. Так, доля AMD выросла до 23,3% с 22% во втором квартале, а доля Intel за квартал увеличилась с 73% до 76,1%. Таким образом, суммарная доля рынка, принадлежащая двум основным участникам, составила 99,4%, оставляя на долю VIA и Transmeta крошечные 0,6%.

Если включить в рассмотрение данные за год, то становятся очевидны успехи AMD, достигнутые за тот период, когда микроархитектура Intel NetBurst «вела арьергардные бои», проигрывая одну технологическую «схватку» за другой. Год назад компании AMD принадлежало лишь 17,7% рынка. Что касается Intel, ей пришлось уступить — год назад доля этой компании была равна 80,7%. На долю других производителей в третьем квартале прошлого года приходилось 1,6%. iТак, обо всем поподробнее.

Процессоры

Несмотря на то, что с технологической точки зрения описанная выше ситуация с выходом микроархитектуры Intel Core изменилась на обратную, финансовые дела компании на протяжении всего этого года шли неважно. По вполне банальной и очевидной причине — Intel слишком много тратила. С одной стороны, и noblesse obliget, и Samsung на пятки наступает, то вырываясь в мировые лидеры по капзатратам, то чуть-чуть отставая. И в какой-то момент Intel слишком увлеклась, что, конечно, пошло на благо борцов с мировой энтропией, так как увлекшись, компания смогла профинансировать тысячи научно-исследовательских программ в самых разных уголках нашей планет. Но когда авторитет компании пошатнулся и главный генератор доходов — процессорный бизнес, забарахлил, пришлось пойти на «непопулярные меры»: продать часть подразделений, не приносящих должной отдачи (об XScale мы еще сегодня поговорим), либо не имеющих прямого отношения к главным направлениям деятельности («под нож» пошли многие оптоволоконные подразделения), наконец, дело дошло до увольнения сотрудников в родительской корпорации. Кроме того, стало намного меньше региональных форумов Intel для разработчиков (Intel Developer Forum): из девяти таких мероприятий в этом году в будущем останется только три. IDF на 2007 год лишились Прага, Бангалор, Тель-Авив, Сеул, Шанхай, Сан-Паулу и Киев (а также, судя по всему, и Москва). Вживую о своих планах и прогнозах Intel будет рассказывать на ключевых мероприятиях в Пекине (17-18 апреля), Сан-Франциско (18-20 сентября) и на Тайване (15-16 октября). Сколько позволит сэкономить такой шаг, Intel не сообщает, однако, по неофициальным данным крупнейший из IDF текущего года, весенний в Сан-Франциско, обошелся компании в 3 млн. долларов, остальные — в сумму около миллиона каждый. Суммы, в общем-то, не такие уж и большие в сравнении с миллиардами капзатрат, однако, и они, судя по всему, в копилке компании не лишние. В качестве «компенсации» Intel обещает сделать ключевые Intel Developer Forum более масштабными. Следующий год изменит многолетнюю традицию: с 1998 года весенние, самые большие форумы проводились в Калифорнии (Сан-Хосе, Палм-Спрингс, Сан-Франциско), а в 2007 году это мероприятие будет впервые проведено в Азии.

Intel

Ну а теперь о собственно процессорах. Главное событие для Intel — официальный анонс четырехъядерных настольных Core 2 eXtreme QX6700 (Kentsfield) и серверных Xeon 5300, также известных нам по более ранним материалам под кодовым именем Clovertown. Об этих процессорах задолго до их официального дебюта было известно практически всё, так что официальный анонс лишь «формализовал и подытожил» уже известные данные.

Очевидно, что четырехъядерник QX6700 служит одной-единственной цели — сделать «зарубку» на том, на чём обычно их делает Intel в таких случаях. Это исключительно, с позволения сказать, «имиджевый» продукт, демонстрирующий технологической превосходство Intel над AMD. Немного по-другому обстоят дела с Xeon 5300: это не только имиджевые продукты, но и процессоры, перед которыми стоит тяжелая задача — ограничить рост рыночной доли AMD в серверном сегменте.

Первыми на рынок вышли три модели класса E (TDP 80 Вт): Xeon E5310 (1,6 ГГц, 4 МБ × 2 L2, 1066 МГц FSB), E5320 (1,83 ГГц, 4 МБ × 2 L2, 1066 МГц FSB) и E5345 (2,33 ГГц, 4 МБ × 2 L2, 1333 МГц FSB) и одна класса X (TDP 120 Вт): Xeon X5355 (2,66 ГГц, 4 МБ × 2 L2, 1333 МГц FSB). Оптовые цены на них составят, соответственно, 455, 690, 851 и 1172 доллара — вполне демократично для серверных процессоров.



Так как конкурентная борьба во всех сегментах идет достаточно остро, не забыты и бюджетные модели — Intel планирует перевести свои процессоры начального уровня (Celeron) на более скоростную системную шину (FSB) — 800 МГц. По крайней мере уже известно, что вскоре будут объявлены два процессора семейства Celeron 400 (Conroe-L), которые получат FSB 800 МГц вместо привычных 533 МГц. Это должно означать начало постепенного вывода 533-МГц моделей с рынка. Согласно первоначального плана было решено представить Conroe-L как два семейства: Pentium E1000 и Celeron 400, но Pentium E1000 отменили, а спецификация для Celeron 400 получилась такой — с 512 КБ L2-кэша/533 МГц FSB она выросла до 1024 КБ L2-кэша/800 МГц FSB (как у запланированного вначале Pentium E1000).

Пока что семейство Celeron 400 будет насчитывать две модели: Celeron 430 и Celeron 440, с частотами 1,8 ГГц и 2,0 ГГц. Будут поддерживаться технологии Intel 64 Technology и Excute Disable Bit, но не VT, EIST, ViiV и vPRO. С третьего квартала 2007 года процессоры Celeron D с технологией Netburst уйдут с рынка, им на замену придет семейство Celeron 400, которое полностью заменит Celeron 400 к концу следующего года.

В заключение рассказа об Intel — краткая сводка последних данных о планах компании по выпуску процессоров в следующем году:



Мы видим, что уже в третьем квартале архитектура Core займет место во всех сегментах, от самого высокопроизводительного до бюджетного. Во втором квартале вполне вероятен выход Core 2 Quad — «рабочей четырехъядерной лошадки», хотя, по более ранним данным, его дебют уже назначен на январь.

Но всё же настоящее наступление четырёхъядерных процессоров начнется с выпуском Yorkfield, который выйдет в исполнениях, отличающихся скоростью FSB (1066/1333 МГц) и тактовыми частотами ядра. Вообще, несмотря на громкие заявления руководства Intel, продукты, произведенные по 45-нм техпроцессу появятся в третьем квартале 2007 года лишь в сегменте высокопроизводительных решений, однако, очень скоро доберутся и до более доступных моделей — всего кварталом позже.

В ценовом диапазоне до 200 долларов Intel, как видим, планирует существенно диверсифицировать свои предложения. На смену нынешним Pentium 4/D 500-й, 600-й, 800-й, 900-й серий придет такое же разнообразие, но на базе новой архитектуры, включая Core 2 Duo 4xxx, 2xxx, Celeron 4xx (Conroe-L с одним ядром), Wolfdale-L.

AMD

«Асимметричный ответ» AMD на четырехъядерники Intel известен уже давно — это платформа Quad FX (в прошлом — 4x4). В основе Quad FX — два чипсета NVIDIA nForce 680a SLI, пара процессоров AMD Athlon 64 серии FX-70 и четыре GPU, работающих в режиме Quad SLI. Созвучность Quad FX с Quadro FX, скорее всего, не является случайностью, учитывая немалую долю в новой платформе компонентов производства NVIDIA. Как мы уже писали, в серии FX-70 выйдут три процессора:

  • FX-70 (2,6 ГГц, 2 МБ кэш L2)
  • FX-72 (2,8 ГГц, 2 МБ кэш L2)
  • FX-74 (3,0 ГГц, 2 МБ кэш L2)

Все они будут выпускаться с использованием 90-нм техпроцесса, в основе — ядро Windsor. Встроенный в процессоры FX-70 контроллер памяти поддерживает небуферизованную DDR2-память с рабочей частотой до 800 МГц. Процессоры используют серверный Socket F (1207 выводов) и потребляют не более 125 Вт. Технологии, соединяющей два процессорных разъема, AMD дала название Dual Socket Direct Connect (DSDC).


Стоимость FX-70, FX-72 и FX-74, как ожидается, составит 577, 799 и 999 долларов, соответственно. Учитывая высокую стоимость остальных составляющих, цена системы в полном сборе достигает пяти-шести тысяч долларов.


Также AMD продолжает обращать внимание общественности на платформу Fusion, подразумевающую слияние CPU и GPU в одном кристалле.


Причем нельзя не отметить, что концепция «производительность на Ватт» в Fusion предлагается заменить на: «производительность на Ватт и на доллар». Приведенные диаграммы показывают, что продукты Fusion будут представлять собой совокупность ядер различного назначения в одном чипе. Каждое из ядер (или каждая из групп ядер) будет обращаться к собственной кэш-памяти, в качестве связующей шины выступит HyperTransport.

Процессоры Fusion будут напрямую обращаться к системной памяти, разделяемой между нуждами центральной и графической частей процессора. Последняя, похоже, собственной выделенной памяти иметь не будет.


Выход Fusion не будет означать отказа AMD от производства дискретных графических ускорителей, которые будут предназначаться для самых высокопроизводительных систем и расчёта физики.

Предполагается, что Fusion будет выпущена на рынок в конце 2008 или начале 2009 года. А что касается дискретных графических процессоров, то их них в руках AMD получаются довольно неожиданные вещи: в ходе суперкомпьютерной конференции SC06 во Флориде компания AMD представила свой первый так называемый потоковый процессор (AMD Stream Processor), разработанный для приложений, требующих высокой производительности аппаратной части (high-performance computing, HPC). AMD Stream Processor призван работать совместно с новой технологией AMD CTM (Close To Metal) для того, чтобы обеспечить максимальное быстродействие в специфических ресурсоемких задачах (сейсмология, финансовый анализ, научные расчеты и прочее).

AMD Stream Processor представляет собой плату расширения, устанавливающуюся в разъем PCI Express и оснащенную высокоскоростной памятью GDDR3 объемом 1 ГБ. Процессор имеет HPC-оптимизацию работы с памятью, т.к. ее производительность и пропускная способность в данном случае весьма критичны, кроме того, AMD Stream Processor обладает поддержкой широкого спектра операционных систем для серверных реализаций. Новинка, как полагают некоторые источники, основана на графическом процессоре R580 (который применяется в видеоадаптерах ATI Radeon X1900) и характеризуется потенциальной пиковой производительностью в 375 млрд. операций с плавающей запятой (GLFOPS).

Наконец, пока готовился этот материал, состоялся официальный выход первых 65-нм процессоров AMD Athlon 64 X2 на ядре Brisbane. Подытожим вкратце планы компании на будущее:



В следующем году мы должны будем увидеть AMD Athlon 64 X2 Energy Efficient на ядре Brisbane. Впрочем, учитывая крайне ограниченные объёмы поставок энергетически эффективных процессоров сейчас, слово «увидим» может быть не вполне уместным. Анонс производителя прочтём точно:



Линейка 65-нм одноядерных процессоров AMD Athlon 64 (кодовое имя Lima) будет выглядеть так:



Наконец, семейство Sempron обновится благодаря выходу процессоров Sparta. Урезанный до 256 КБ, а в одном случае и до 128 КБ кэш сочетается с отличными параметрами энергопотребления:



Таким образом, в первом полугодии 2007 года потребителей ждёт относительное затишье. В основном компания будет занята заменой 90-нм моделей процессоров на практически аналогичные 65-нанометровые.

Главные же инновации ждут нас во второй половине года, когда AMD представит K8L, а Intel — первые 45-нм процессоры.

Marvell

«Брошенные» Intel Xscale всегда находились в тени своих старших собратьев, таких, как Pentium, Xeon и Itanium. Несмотря на весьма конкурентоспособные характеристики, с даты первого своего представления в 2001 году Xscale таки не смогли завоевать те рынки, на которые нацелилась Intel (смартфоны, коммуникаторы), результатом чего явилась продажа подразделения по их разработке и производству компании Marvell. Удастся ли ей сделать то, что не удалось Intel, мы узнаем позже, а пока следует констатировать — переходный процесс завершен и на рынке появился Monahans, последняя итерация архитектуры XScale. Первым из таких процессоров на рынок должен выйти PXA320, чьи поставки начинаются немедленно, в 2007 году к нему присоединятся PXA310 и PXA300.

Тактовая частота PXA320 идентична той, на которой работал его предшественник, PXA270 (ядро Bulverde), а именно, 624 МГц. Предел масштабируемости PXA320 составит 806 МГц, что существенно ниже, чем предполагала в августе прошлого года Intel (1,25 ГГц). Тем не менее, даже на этой частоте производительности Monahans будет достаточно для воспроизведения видео в формате H.264 при разрешении 640×480 пикселей и битрейте 3 Мбит/с с частотой 30 кадров в секунду.



Еще одной значимой инновацией нового процессора для портативных устройств является встроенная поддержка 5-мегапиксельных камер. Web-страницы Monahans, по заявлению производителя, будет открывать на 50% быстрее, чем предшественник. Также, как и Bulverde, Monahans будет динамически менять свою частоту в зависимости от текущей нагрузки следующим образом: 104 МГц, 208 МГц, 416 МГц и 624 МГц. Все версии Monahans будут поддерживать набор инструкций Intel Wireless MMX2, а производиться PXA320 будет по 90-нм техпроцессу, ядро будет оснащаться кэшем второго уровня (L2) объёмом 256 КБ.

Интересно, что в отличие от Bulverde, Monahans, похоже, не будет иметь графического сопроцессора, как это ожидалось ранее. Таким образом, вместо предполагавшейся поддержки Shader Model 3.0 пользователи получат лишь программную эмуляцию 3D-функций. Если всё действительно так, то перспективы новинки в свете растущей роли игр на портативных устройствах выглядят менее радужными. Первые продукты, использующие Monahans, должны выйти на рынок в первом квартале следующего года.

3Dlabs

Как уже было сказано выше, на рынке процессоров для настольных ПК и ноутбуков уже практически не осталось места для мелких производителей. А вот на рынке встраиваемых систем ситуация совсем другая. Снижение интереса к этому рынку со стороны Intel стимулировало дебют сразу нескольких решений: о 1-ГГц микропроцессорах Qualcomm Snapdragon мы рассказывали в мобильных iТогах, однако, Qualcomm — не единственная, кто хочет «погреть руки» в этом сегменте.

Компания 3Dlabs, известная своими графическими процессорами и ускорителями и работающая в этой сфере с 1994-го, была приобретена Creative Labs в июне 2002 года. А в ноябре было объявлено о выходе 3Dlabs из состава Creative Labs, и о том, что вновь созданное предприятие будет носить имя 3Dlabs Semiconductor.

Первым продуктом нового предприятия станет мультимедийный процессор DMS-02, основанный на многоядерной архитектуре и предназначенный для различных портативных устройств и не только, включая портативные медиапроигрыватели, оборудование для видеонаблюдения, системы GPS-навигации, коммуникаторы. 3Dlabs Semiconductor заявляет, что DMS-02 станет первым подобным решением на рынке, имеющим производительность, достаточную для воспроизведения видео формата H.264 в разрешении 720p (1280×720) — можно сравнить с теми данными, что мы только что привели для Marvell Monahans и увидеть, что у чипа 3Dlabs есть реальные перспективы.

Процессор объединяет в себе два ядра ARM 926EJ и может работать под управлением Linux, WinCE или Nucleus. Среди особенностей новинки отметим наличие многоуровневого кэша, поддержки 32- или 64-разрядного доступа к памяти с пропускной способностью до 1,6 ГБ/с, встроенный интерфейс ЖК-дисплея, КМОП-сенсора изображения, IDE, USB OTG, аудио ЦАП. Единственный мину — тактовая частота нового многоядерного мультимедийного процессора 3Dlabs составляет всего 100 МГц, однако утверждается, что он обладает большой масштабируемостью по частоте. Производится DMS-02 с соблюдением норм 130-нм технологического процесса.

Godson

Этот микропроцессор является воплощением новой китайской мечты о технологической независимости от внешнего мира. Эта мечта в разных ипостасях уже была замечена в виде таких разработок, как EVD/AVD (альтернатива DVD), WAPI (криптографический стандарт для беспроводной связи), TD-SCDMA (уникальный в своем роде стандарт сотовой связи, недавно получивший статус третьего поколения или 3G), но в виде Godson, в отличие от аналогичной российской мечты об «Эльбрусе» (хотя, справедливости ради, следует сказать, что многие в России были настроены изначально скептически и оказались правы), была доведена до воплощения в кремнии. Мы уже писали о Godson-2 (он же Dragon 2E), построенном на архитектуре MIPS. В ноябре же стало известно, что на базе Godson-2 вскоре, а именно — в начале следующего года, должны будут появиться первые ноутбуки. Нынешние ревизии Dragon 2E работают на частоте 750 МГц, потребляя 7,5 Вт и (если верить китайцам) опережая по производительности младшие модели Pentium 4 при выполнении мультимедийных операций.

При этом китайские инженеры не намерены останавливаться на достигнутом — в настоящее время ведется работа над третьим поколением таких процессоров. Dragon 3 ожидается в 2008 году. Это будет x86-совместимый процессор с 8-16 ядрами, производимый по 45-нм технологическим нормам. К 2010 же году количество ядер планируется довести и вовсе до 32-64. Планы выглядят наполеоновскими, однако воплотить обещания в жизнь, не нарушая патентов, как это было в случае с Godson и Godson-2, китайским разработчикам, наверное, будет непросто.

Японское чудо — 512 микропроцессоров в одном флаконе

Сообщать каждый месяц о новом достижении в количестве ядер в одном кристалле стало уже своеобразной традицией, причем на этот раз нам не пришлось идти далеко — из Китая мы переместимся в Японию. Японские учёные из Университета Токио создали процессор, работающий на частоте 500 МГц и обладающий производительностью в 512 млрд. операций с плавающей запятой в секунду, что, минимум, вдвое больше, чем у Cell. Чип, получивший название Grape DR, состоит из 512 ядер, сгруппированных в 16 массивов по 32 ядра в каждом.

Grape DR создавался как математический сопроцессор, предназначенный для использования в серверных системах. В готовых решениях он будет располагаться на платах расширения с интерфейсом PCI-X. В плане создание плат с четырьмя сопроцессорами на одном текстолите.



Создатели Grape DR позаботились об оптимизации энергопотребления своего решения. Кристалл площадью 17×17 мм, насчитывающий порядка 300 млн. транзисторов и производимый по 90-нанометровому техпроцессу на мощностях TSMC, потребляет при максимальной нагрузке 60 Вт, а в простое — не более 30 Вт.

Коммерческая доступность Grape DR планируется к 2008 году. В случае, если проект найдет поддержку со стороны производителей серверов, в дальнейшем Grape DR планируется перевести на 45-нм техпроцесс. Главной целью проекта разработчики видят создание суперкомпьютера из четырёх тысяч своих сопроцессоров и 512 процессоров общего назначения, который достиг бы производительности в 2 петафлопс.

Платформы

Intel

Микропроцессорный гигант наконец-то решился на шаг, о неминуемости которого говорили уже более года назад: принял решение о снятии с производства восьмисотой серию своих чипсетов. Intel 865 был запущен в производство 20 июня 2003 года и оказался большим долгожителем, нежели, например, Intel 915, выпуск которого был прекращен в октябре. Причины такой ситуации вполне очевидны — поддержка первым из чипсетов двухъядерных процессоров и отсутствие её во втором. Таким образом, для компании будет завершен очень значимый этап — закончится выпуск продуктов с поддержкой интерфейса AGP.

Тем временем, стали более-менее понятны перспективы взаимодействия Intel с другими игроками рынка — NVIDIA, SiS и VIA. SiS официально подтвердила получение заказов на SiS662 с выполнением во втором квартале 2007 года. Эти чипсеты, как и предполагалось ранее, будут использованы в системных платах Intel D201GLY и призваны занять место в сегменте начального уровня, для которого раньше Intel использовала чипсеты ATI. Причем, это первый случай обращения Intel к SiS напрямую — ранее производитель микропроцессоров обращался к SiS через ODM и OEM-производителей.

Также компания анонсировала новый набор микросхем базовой логики SiS671FX для платформы Intel. Чипсет поддерживает процессоры Intel Core 2 Duo, Pentium D, Pentium 4, Celeron D, с FSB до 1067 МГц, оснащен встроенным графическим ядром Mirage 3. Mirage 3, напомним, поддерживает API DirectX 9 и OpenGL 1.5 на программном уровне, зато аппаратно поддерживает воспроизведение видео в формате MPEG2 с прогрессивной разверткой, сглаживание изображения, различные алгоритмы масштабирования и т.п. Технология Smart Dynamic Clock Gating позволит графическому ядру автоматически изменять тактовые частоты в 2D/3D режимах, позволяя, таким образом, экономить до 40% энергии, потребляемой видеоподсистемой. Производители материнских плат, использующих SiS671FX, будут иметь возможность разместить на плате один интерфейс PCI-Express x16 для установки внешней видеокарты. Объём оперативной памяти DDR2-667, поддерживаемой набором системной логики, составляет 4 ГБ.

Вместе с SiS671FX производитель предлагает использовать новый южный мост SiS968. Для их связи используется шина MuTIOL, обеспечивающая передачу данных на скорости в 1 ГБ/с. В описании этого чипсета SiS говорит о двух портах SATAII, поддержке PCIe, PCI, SATA, USB 2.0, Gigabit Ethernet и High-Definition Audio. Из особенностей новинки компания отмечает продвинутую функцию управления электропитанием, автоматически определяющую устройства, подключенные к интерфейсам и обеспечивающую 50% экономию энергии (от какой величины, компания не уточняет).

Тем временем NVIDIA, которой тоже приходится предпринимать какие-то действия в ответ на уже свершившееся объединение ATI и AMD, разместила заказ на производство системных плат с целью стимуляции продаж high-end графических плат. Компания полагает, что таким образом ей удастся побороть негативную тенденцию, выражающуюся в отсутствии спроса на самые производительные на сегодняшний день графические процессоры, так как для работы с ними требуются соответствующие системные платы (и блоки питания), и не все вендоры готовы связаться с их производством в виду малых (пока) объемов.

Произведенные на средства NVIDIA системные платы будут в дальнейшем предложены (не бесплатно, разумеется) OEM-вендорам, которые будут продавать их в розничных каналах под своей торговой маркой. Источник сообщает, что первыми тайваньскими производителями, которые получат системные платы NVIDIA по такой схеме, будут ECS (Elitegroup Computer Systems) и Biostar.

Кроме того, NVIDIA провела серьезную работу над ошибками nForce 500, результатом чего явился выпуск на рынок nForce 600i. Линейка состоит из трёх чипсетов: nForce 680i SLI, 650i SLI и 650i Ultra, ориентированных, соответственно, на энтузиастов, продвинутых игроков и основную массу игроков. Начиная с этого семейства, компания будет дифференцировать свои продукты путём добавления суффикса «i» для продуктов платформы Intel и «a» — для AMD.

Флагманский продукт, nForce 680i SLI, поддерживает процессоры Core 2 Extreme, Core 2 Quad, Core 2 Duo, Celeron D, Pentium 4 и Pentium D, в том числе и еще не вышедшие, с частотой системной шины 1333 МГц. Это же даёт и широкие возможности разгона процессоров, ныне представленных на рынке, в чём мы и убедились в нашем обзоре nForce 680i SLI.



В описании новой серии продуктов NVIDIA отмечает следующие технологии, реализованные в них:

  • NVIDIA SLI — поддержка нескольких графических карт в системе (nForce 680i SLI: 2 × PCIe x16 + 1 × PCIe x8 (всего 46 линий), nForce 650i SLI: 2 × PCIe x8 (всего 18 линий), nForce 650i Ultra — SLI не поддерживает, 1 × PCIe x16, (всего 18 линий)) и памяти с EPP.
  • NVIDIA MediaShield. Позволяет подключать и легко конфигурировать до шести SATA дисков в различных RAID-конфигурациях.
  • NVIDIA FirstPacket — приоритезация трафика для ускорения сетевых игр.
  • NVIDIA LinkBoost. Срабатывает автоматически при установке «проверенных» ускорителей NVIDIA и поднимает частоту интерфейсов PCIE x16 и шины между мостами чипсета на 25%
  • NVIDIA DualNet (только у nForce 680i SLI) — два гигабитных сетевых контроллера + TCP/IP Acceleration + Агрегирование канала.

Ожидаемые цены на продукты на базе nForce 680i SLI будут находиться в районе 300 долларов, на базе nForce 650i SLI и Ultra — примерно 150 долларов.

AMD

Как стало известно, давно ожидаемый чипсет, состоящий из северного моста ATI RS690 и южного SB600, будет переименован в AMD 690G. Кроме того, в Сети появились первые фотографии AMD 690G, использованного в системной плате практически неизвестного производителя YingTong. Как видно на фото, несмотря на формальную смену имени чипсета, первые (инженерные?) его экземпляры носят логотип ATI и старое название.


Напомним, что RS690 включает интегрированное графическое ядро Radeon X700 с поддержкой DirectX 9 Shader Model 2.0. Чипсет поддерживает систему защиты HDCP и позволит производителям системных плат реализовать полноценный HDMI-выход.

Наборам микросхем базовой логики ATI CrossFire Xpress 1600 и CrossFire Xpress 3200 также решено присвоить новые кодовые имена. Так, CrossFire Xpress 1600 будет переименован в AMD 480X CrossFire. Это, как отмечается, уже второй раз, когда RD480 меняет свое имя — изначально он носил название Radeon Xpress 200 CrossFire, до тех пор, пока ATI не назвала его CrossFire Xpress 1600, чтобы чип соответствовал новой номенклатуре (RD580 Radeon Xpress 3200). Разумеется, после переименования свойства AMD 480X CrossFire останутся неизменными. Чипсет все также поддерживает два разъема PCI Express x16 для работы в режиме CrossFire, а в качестве южного моста будут использоваться SB450, SB460 или SB600. Чипсет, на котором будут собираться материнские платы для компьютерных энтузиастов, ATI RD580 CrossFire Xpress 3200, будет носить имя AMD 580X CrossFire. Его свойства также останутся прежними. Он поддерживает два полноскоростных слота PCI Express x16, а в качестве южного моста все те же SB450, SB460 или SB600.

VIA

Несмотря на то, что места на процессорном рынке для производителей, отличных от Intel и AMD, остается немного, VIA не теряет надежды и даже прилагает усилия для расширения своей ниши. Так, для экологически чистых процессоров VIA C7-D (и, разумеется, C7) производитель представил новый набор системной логики CN800, который явно призван поднять производительность систем на базе процессоров серии carbon-free.



В CN800 встроен контроллер памяти, способный работать с DDR-333/400 и DDR2-400/533. Поддерживается два модуля, однако о двухканальном доступе к памяти речь не идёт, шина будет в любом случае 64-битной. Интегрированное графическое ядро VIA UniChrome Pro IGP с поддержкой технологии Chromotion CE обладает аппаратным ускорением воспроизведения видео в формате MPEG-2, возможностью создания мультимониторных конфигураций.



Из существенных инноваций CN800 можно отметить поддержку одного интерфейса PCI-Espress x16 и одного PCI-Express x1. В этот факт, похоже, поверили еще не все работники VIA, поскольку, несмотря на блок-схему, в описании продукта на сайте производителя значится «AGP Support: AGP 8X».

В паре с CN800 VIA предполагает использовать южный мост VT8237R Plus, обладающий неплохой функциональностью и высокой экономичностью.

Впрочем, не намерена VIA отказываться и от потенциальной выгоды, которую можно извлечь из увеличения доли в сегменте решений для процессоров Intel. И хотя компания пока не опубликовала никаких планов разработки и выпуска продукции для платформы Intel P4, она намерена продолжить разработку соответствующих чипсетов. Единственной причиной, которая могла бы помешать выпуску чипсетов VIA для платформы Intel является скорое окончание срока действия лицензии на использование шины FSB (Front Side Bus, в двухшинной архитектуре DIB корпорации Intel шина, связывающая процессор с ОЗУ). Однако, это было бы невыгодно и самой Intel, так что, скорее всего, лицензия VIA будет продлена. Как только действие лицензии будет продлено, компания опубликует план выпуска продукции для платформы P4.

Что касается платформы AMD AM2+, то тут уже есть определенность: VIA готовится представить чипсет KT/KM960 начального уровня с поддержкой HyperTransport 3.0, который для снижения стоимости будет оформлен в одной микросхеме. Один из названных вариантов чипсета (KM960) будет иметь интегрированный графический процессор Chrome9 HD.

Графика

Пока ATI завершала процесс вливания в структуру AMD, NVIDIA не преминула воспользоваться складывающейся ситуацией. Главное событие минувшего месяца — официальный анонс GeForce 8800, нового поколения графических адаптеров и первого решения, поддерживающего API Microsoft DirectX 10.

Более, чем подробно с возможностями и особенностями NVIDIA GeForce 8800 GTX и GTS вы можете ознакомиться в нашем базовом обзоре, здесь лишь приведем их базовые характеристики (в скобках — отличия GTS-версии):

  • Официальное название чипа GeForce 8800
  • Кодовое имя G80
  • Технология 90 нм
  • 681 миллион транзисторов
  • Унифицированная архитектура (массив общих процессоров для потоковой обработки вершин и пикселей, а также других возможных видов данных)
  • Аппаратная поддержка DirectX 10, в том числе и новая шейдерная модель — SM4, генерация геометрии и запись промежуточных данных из шейдеров
  • 384 (320) бит шина памяти, 6 независимых контроллеров шириной 64 бита, поддержка GDDR4 1,8 ГГц (1,6 ГГц)
  • Частота ядра 575 МГц (500 МГц)
  • 128 (96) скалярных ALU с плавающей точкой (целочисленные и плавающие форматы, поддержка FP 32бит точности в рамках стандарта IEE 754, MAD+MUL без потери тактов)
  • ALU работают на удвоенной частоте
  • 32 текстурных блока, поддержка FP16 и FP32 компонент в текстурах
  • 64 блока билинейной фильтрации
  • Все интерфейсы вынесены на внешний дополнительный чип NVIO (2 RAMDAC, 2 Dual DVI, HDMI, HDTV)
  • Рекомендуемая цена: 599 (449) долларов


Не обошлось во время анонса и без традиционной трёхмерной модели, призванной стать лицом продукта. Если когда-то новые ускорители рисовали драконов, медведей, автомобили, то сейчас NVIDIA выбрала актрису Adrianne Curry и именно её модель, рендеринг которой новые ускорители могут производить в реальном времени, красуется на сайте компании в качестве демонстрации возможностей GeForce 8800.

Ну и, наконец, вспомним о том, ради чего же потратят деньги те люди, которые собираются купить новые ускорители NVIDIA. В разработке сейчас минимум 20 игр, поддерживаюх DirectX 10. Среди них столь ожидаемые, как Crysis, Hellgate: London, World in Conflict, Microsoft Flight Simulator X и Age of Conan. Осталось лишь дождаться выхода Vista, хотя и в современных DX9-играх новые флагманы NVIDIA демонстрируют высочайшую производительность.

Впрочем, GeForce 8800 — такой же имиджевый продукт, как и Core Duo Extreme QX6700. Хотя новый процессор и возглавил по праву сегмент высокопроизводительных решений, и, по некоторым сведениям, спрос на него превышает предложение, что вызвало дефицит соответствующих карт, увеличения спроса на рынке видеокарт в целом он не вызвал. Поскольку G80 изначально был ориентирован только на сектор high-end, представители отрасли полагают, что более заметным событием для рынка может стать выход графических процессоров G84 и G86, которые в новом поколении отвечают за сегменты начального и среднего уровня, соответственно. Как известно, большинство потребителей покупает именно графические решения из этих категорий. Появление упомянутых новинок ожидается в первом квартале 2007 года, поскольку, ориентировочно, производители получат референс-образцы плат на G84 и G86 в январе или феврале.

Интрига заключается в том, что выпуск G84 и G86 должен будет помочь NVIDIA укрепить рубежи противостояния с ATI, которая (теперь уже под крылом AMD), как известно, готовит к выпуску свой DirectX 10-совместимый продукт — R600. Выход R600, напомним, также намечен на первый квартал 2007 года. Начало года обещает быть горячим?

Еще один рубеж противостояния NVIDIA и ATI наметился в области распределенных вычислений — последняя, как было сказано выше, представила Stream-процессор. NVIDIA, тем временем, распространила заявление, в котором сообщает, что компания работает со многими научными организациями, включая Стэнфордский университет (создатели проекта Folding@Home, который задействует в том числе и вычислительную мощь графических ускорителей ATI) и рассчитывает, что уже в следующем году её ускорители помогут самым разным исследовательским программам. Виджей Панде, руководитель проекта Folding@Home, рассказал, что изначально клиентская программа для графических процессоров писалась как раз в расчёте на GPU NVIDIA, однако выход на рынок эффективного в таких вычислениях ATI X1900 заставил учёных из Стэнфорда пересмотреть приоритеты. Сейчас, после поступления в продажу видеокарт на базе G80 в код будут внесены некоторые изменения, которые позволят задействовать мощь нового процессора NVIDIA. Дальнейшие планы калифорнийского разработчика и производителя еще более амбициозны. Представитель Стэнфордского Университета рассказал, что NVIDIA рассчитывает на применение своих ускорителей в серьезных коммерческих проектах, где на смену серверным кластерам придут системы с 1-4 видеоакселераторами. В качестве возможных сфер применения GPU называются обработка сигналов диагностического медицинского оборудования, электромагнетическая симуляция, биоинформационные разработки, анализ баз данных. Вытеснить CPU графические процессоры не смогут в силу более узкой своей специализации, однако заметную долю рынка вычислений, поддающихся распараллеливанию и чувствительных к скорости подсистемы памяти, занять способны, верит NVIDIA.

Наконец, вопреки всем слухом о том, что компанию может быть куплена Intel, NVIDIA сама решилась на приобретение — компании PortalPlayer, являющей поставщиком чипов для универсальных проигрывателей. Разработки PortalPlayer используются, в частности, в проигрывателях Apple iPod, способных воспроизводить видеозаписи. Это опять-таки означает, что NVIDIA планирует интенсифицировать борьбу с AMD-ATI, так как ATI уже давно и активно продает ТВ-чипы.

Но вернемся опять к G84 и G86, выпуск которых должен будет помочь NVIDIA укрепить рубежи противостояния с ATI, которая, теперь уже под крылом AMD, также готовит к выпуску свой DirectX 10-совместимый продукт, R600. И хотя AMD/ATI не спешит делиться информацией по поводу графического процессора, чем ближе предполагаемая дата выхода, тем больше «утекает» деталей о нём, а в Сети уже появились первые фотографии AMD/ATI R600:

Сообщается, что сфотографированный инженерный образец R600 изготовлен с использованием 80-нм техпроцесса. Судя по фото, изготовлен он был на 32 неделе 2006 года, то есть, в начале августа. Согласно неподтверждённым AMD/ATI данным, официальный выход R600, а возможно, и первых графических адаптеров на его основе, состоится 20 января 2007 года.

Габариты нового чипа — 20,23×21,17 мм (430 кв. мм). Если плотность транзисторов будет такой же, как у RV570 (а на самом деле, она будет выше), то их количество у R600 составит 615-650 млн. — примерно на одном уровне с G80.

Если собрать все данные, блуждающие в Сети по поводу R600, то получаем следующее — он будет содержать 64 унифицированных (шейдерных) процессора, 16 текстурных блоков, работать на частоте 650-700 МГц и поддерживать GDDR4-память. Возможно, что R600 будет использовать 512-битную шину памяти.

Ходят слухи, что будущий чип даже обойдёт GeForce 8800 по функциональности — он будет аппаратно поддерживать DirectX 10.1. Как сообщается, эта версия DirectX выйдет во втором квартале 2007 года или же, по крайней мере, вскоре после выхода DirectX 10. Она будет поддерживать WDDM 2.1 (Windows Driver Display Model 2.1), оптимизированный API, лучшую поддержку многоядерных CPU и возможность полного контроля антиалиасинга со стороны приложений.

Что из этого правда, а что — нет, мы узнаем в следующем году. А может быть и раньше, если AMD/ATI захочет приоткрыть завесу тайны над своим детищем.

Если на рынке процессоров уже практически не осталось места для аутсайдеров, то на рынке графических процессоров такие компании, как S3 Graphics, не оставляют попыток вернуть себе былую славу. Что касается S3, то компания сообщила о выходе новой модификации Chrome S27.

Новая модель оборудована 256 МБ DDR2-памяти, работающей на частоте 400 МГц (800 МГц — эффективная частота), и выполнена в низкопрофильном форм-факторе. Учитывая тот факт, что идеальным применением для Chrome S27 являются медиаПК, именно возможность установки в компактные корпуса, а не увеличенный объём памяти, является основным достоинством новинки. Производитель же основной упор в пресс-релизе делает на полную совместимость S3 Graphics Chrome S27 с ОС Vista и DirectX 9.0.

Купить низкопрофильный адаптер S3 Graphics Chrome S27 с 256 МБ на данный момент можно лишь в Интернет-магазине Gstore. Учитывая невысокое количество предложений в Москве по Chrome S27, вышедшему в начале года, можно почти наверняка сказать, что новинка появится на нашем рынке не ранее весны.

Краткие технические характеристики:

  • Частота ядра/DDR2-памяти: 650/800 МГц;
  • Техпроцесс: 90 нм;
  • Конвейеры: 4 вершинных, 8 пиксельных;
  • Шина памяти: 128-разрядная;
  • Программная поддержка: DirectX 9 (Vertex Shader 2.0+ и Pixel Shader 2.0+);
  • Шина: PCI Express x16;
  • Максимальное разрешение: 2048×1536 пикселей.

О высоком…

В этом традиционном для ежемесячных iТогов разделе хотелось бы уделить внимание двум вещам: суперкомпьютерным технологиям и их применении в полупроводниковой промышленности, а также новым интересным технологиям хранения информации, о которых было объявлено в ноябре.

С одной стороны, увеличение производительности рабочих станций и их «старших братьев», суперкомпьютуров, происходит из «любви к искусству», являясь само по себе увлекательным и, зачастую, прибыльным делом. Однако, с увеличением сложности дизайнов интегральных микросхем в каждом новом поколении расчет оптимального расположения элементов и прокладки соединений, а также самых разнообразных технологических масок и фильтров, зачастую без использования суперкомпьютеров попросту невозможен. В частности, AMD в ноябре закупила несколько сотен (!) blade-серверов HP BladeSystem c-Class, а именно — моделей HP ProLiant BL465c, в которых используются процессоры — ну конечно же, самой AMD. Хотя по такому показателю, как плотность процессорных ядер в единице объема Opteron с выпуском четырехъядерных Xeon 5300 проигрывают, ситуация, при которой AMD бы взялась использовать блейд-серверы на процессорах конкурента, является сюрреалистичной.

Впрочем, Xeon 5300, возможно, и не самый эффективный процессор для решения задач, связанных с проектированием интегральных схем. Например, такая специфическая задача, как расчет OPC (Optical proximity correction) для 65-нм ИС может занимать от нескольких дней до нескольких недель. И ситуация вряд ли улучшится для норм 45 нм. Для решения этой проблемы Mentor Graphics совместно с Mercury Computer Systems предлагают (к вящей радости IBM) использовать процессоры Cell BE (Broadband Engine) в платформе, которая будет оптимизирована для решения вышеупомянутых задач. На новой платформе построен OPC-инструмент нового поколения для производственных подразделений и лабораторий, создающих фотомаски, Calibre nmOPC. И хотя в Calibre nmOPC присутствует ряд чисто программных инноваций для оптимизации 45-нм дизайнов, главное новшество — то, что Mentor и Mercury назвали «сопроцессорной акселерацией» (coprocessor acceleration), доступной в блейд-серверах Mercury Computer. Блейд-серверы Mercury Computer на Cell BE были созданы в рамках совместной работы с IBM, начатой в 2005 году.

В пресс-релизе Mercury отмечается, что в новой платформе Mentor была проведена тщательная оптимизация вычислительных алгоритмов для использования присущего процессорам Cell параллелизма (как-никак, девять ядер), а также для эффективного использования FFT-библиотек (FFT — быстрое преобразование Фурье). В результате, если верить заявлениям Mentor, кластер из 25-50 процессорных узлов (50-100 процессоров Cell) справляется с задачами, которые сегодня под силу лишь 750-1000-процессорным системам. Впрочем, это касается определенного круга задач, так или иначе связанных с обработкой изображений — здесь-то и проявляются все сильные стороны микропроцессоров Cell. По заявлениям компаний, двухпроцессорные (Cell BE) блейд-серверы Mercury обеспечивают пиковую производительность 400 млрд. операций с плавающей запятой в секунду (GFLOPS), работая с памятью Rambus XDR.

Впрочем, для того, чтобы организовать вычислительный кластер, покупать сотни новых серверов вообще не обязательно. Можно, как это сделала Synopsys (предоставляющая услуги по автоматизированному дизайну EDA), взять то, что есть в наличии… и попасть на 242 место в рейтинге Top500.

Нечто подобное мы уже видели раньше в проекте FlashMob I, однако, он не увенчался большим успехом и в Top500 не попал. Куда более удачно была предпринятая три года назад в университете Virginia Tech попытка создать Big Mac (System X) на базе Apple Power G5, обеспечивший производительность на уровне 17,6 трлн. операций с плавающей запятой в секунду (TFLOPS). Три года назад такой производительности было достаточно для попадания в десятку самых производительных суперкомпьютеров в мире (сейчас System X находится на 47 месте в рейтинге Top 500).




Всего Synopsys использовала 329 имевшихся в своем распоряжении сервера, работающих под управлением ОС Linux. Всего в состав кластера Synopsys вошло 1222 х86-процессорных ядра, соединенных друг с другом сетью Gigabit Ethernet. Сообщается, что уровень производительности такого импровизированного кластера (инженеры собрали его во внеурочное время из шести бизнес-кластеров Synopsys) составил 3,7 FLOPS. Заметим, что зависимость производительности от числа узлов оказалась не в пользу x86+Linux — построенный на 1100 (количество узлов почти втрое больше) Power G5 «Большой мак» оказался примерно в шесть раз быстрее. Но, повторимся, Synopsys сделала свой суперкомпьютер (точнее, кластер) из того, что было под рукой.

Технологии хранения данных, заявленные в качестве темы заключительного раздела данного обзора, были выбраны из огромного многообразия новостей минувшего месяце неспроста. Ведь для всех этих супер-, да и обычных компьютеров, вступающих в эру HD-видео, требуется все больше места на жестких дисках. И здесь следует отметить революционную разработку компании Fujitsu, преодолевшей психологически важную планку в 1 Тбит/кв. дюйм, сообщив о разработке многослойного оптического элемента для хранилищ данных, использующих технологию HAMR (heat-assisted magnetic recording, магнитной записи с помощью разогрева). Теоретически HAMR должна позволить добиться плотности записи в 50 Тбит/кв. дюйм (для сравнения, в случае с перпендикулярной записью, придуманной Seagate, этот показатель теоретически может составлять как раз около 1 Тбит/кв. дюйм), однако, это, конечно, дело далекой перспективы. В случае с HAMR, в процессе работы локальные области диска разогреваются импульсами лазерного излучения (мощность совсем небольшая), на прогретую область данные записываются более легко, после чего зона записи охлаждается и таким образом стабилизируется. Такой подход позволяет преодолеть теоретический предел магнитооптической технологии — так называемый «суперпарамагнетический предел», связанный с тем, что при очень высокой плотности записи соседние частицы начинают воздействовать друг на друга, и записанные таким образом данные теряются. Похожий подход к увеличению плотности записи предложила не так давно и Hitachi, представившая свои профилированные носители. Коммерчески доступные продукты, использующие HAMR, ожидаются к 2012 году, говорит Fujitsu, однако, скорее всего к тому моменту мы увидим уже некий симбиоз наработок этой компании и Hitachi.

Но, как говорится, не одними лишь традиционными технологиями жив научно-технический прогресс. Чего стоит нашумевшая технология IBM Millipede, к слову, сравнительно недавно начавшая свой тернистый путь к покорению рынка. Но в этом смысле очень интересной является разработка студента Индийского технологического университета Сайнула Абайдин (Sainul Abideen), предложившего метод хранения информации на … обычной бумаге. По расчетам автора, разработка может значительно превзойти доступные объемы хранения данных, предлагаемые современными технологиями: HD DVD и Blu-ray; в несколько раз, поскольку заявленная емкость «бумажного носителя» может достигать 450 ГБ.

Данная разработка носит имя Rainbow. Ее необычность — во всем. В том числе и в методе записи и чтения данных. Вместо бинарного кода, где используются 0 и 1 для кодированяи информации, Абайдин использует геометрические фигуры… Кроме того, используется и цвет. Эти комбинации позволяют хранить различные «шаблоны данных». Геометрические фигуры, цвет — все это необходимо для записи и последующего считывания данных специальным сканером и обработки соответствующим ПО.

На данный момент технология Rainbow все еще находится на стадии разработки, но ее основное преимущество — стоимость, которая должна быть намного меньше других технологий, в частности, технологии хранения данных на оптических носителях, а также возможность легкого уничтожения информации. Тем не менее, ни одна из крупных компаний, занимающаяся разработкой систем хранения данных, пока что не проявила интерес к индийской разработке.




Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.