Ежегодное буйство IT-технологий на Формозе:Computex'2006 ATI

«Там горные реки журчат…
Прекрасна тишайшая рань,
Там души в истоме молчат,
И все это остров Тайвань.

В горах цветут кущи садов,
И пагод скрывая черты,
Леса, где мы видим богов,
И вдруг появляешься ты.

Избитый родной суетой,
Ты вдруг все тревоги забыл.
Из города с шумной толпой
Ты в райские дали приплыл.

И волю твою угадал,
Давая там отдых душе,
Тот сине-белый Мемориал,
Под именем Чан-Кай-Ши».



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Computex 2006: лиха беда начало (А.Карабуто)
  2. Computex 2006: шоу Intel маст гоу он :) (А.Карабуто)
  3. Перелет в Тайпей, Computex'2006: Foxconn (А.Воробьев)
  4. Computex'2006: ASUSTeK (А.Воробьев)
  5. Computex'2006: Chaintech (А.Воробьев)
  6. Computex'2006: ECS (А.Воробьев)
  7. Computex'2006: ATI (А.Воробьев)
  8. Computex 2006: стенд Universal ABIT (А.Карабуто)
  9. Computex 2006: стенд AMD (А.Карабуто)
  10. Computex 2006: новинки от Intel для потребителей (А.Карабуто)
  11. Computex 2006: новинки от Intel для профессионалов (А.Карабуто)
  12. Computex 2006: новинки компании Shuttle (А.Карабуто)


6-10 июня 2006: Computex'2006: ATI

Маститых производителей всевозможного «железа» для компьютеров мы уже просмотрели, а что же демонстрировали чип-мейкеры? То есть те компании, которые не заняты выпуском продуктов для конечного пользователя, а производят лишь сердца, ядра, сами процессоры. В том числе и по трехмерной графике.

Конечно, ничего особенного, революционно-нового нет, да и быть не должно, анонсов нет, и не предвидится. Однако канадская ATI все же приготовила интересный материал, почву, так сказать, для размышлений.

Но начнем со стенда.

Точек, где размещалась компания, было две. Первая — это сам стенд в зале номер один, вторая — большое помещение в холле отеля Hayatt. При этом стенд был маленьким и полупустым, а большинство событий происходило в отеле, ибо официальных новинок у ATI нет, и потому на стенде особо нечего показывать. Зато на микро-семинарах уже в отеле есть что послушать. Впрочем, даже зал в отеле был оформлен более богато, чем стенд.

То есть экспозиция была в двух местах: на стенде и в вышеупомянутом зале в отеле. Странно, что 80% всего, что демонстрировала компания, было сосредоточено именно в отеле, куда допускали только по визиткам на встречи и семинары, когда как стенд почти пустовал, хотя логичнее было бы это показывать всей публике.

Итак, экспозиция состояла из обилия видеокарт разных калибров и мастей, разумеется, произведенных партнерами канадцев. Впрочем, я повторю, что касается Hi-End, то, что у ATI, что у NVIDIA, политика одинаковая: выпускать карты самостоятельно (размещая заказы на сторонних заводах, поскольку у этих фирм нет своего серийного производства) и продавать их уже своим партнерам. Поэтому назвать Sapphire или HIS или ASUS производителями карт типа X1900 XTX, 7900GTX — можно очень условно. Они лишь их купили, наклеили свои обозначения, положили в свои коробки. И пустили в продажу по своим каналам.

Широко были представлены и профессиональные ускорители семейства FireGL. Этими картами ATI занимается самостоятельно, в отличие от NVIDIA, наверно, потому и успех у FireGL минимальный (по разным оценкам до 90% рынка таких видеокарт занимает NVIDIA). Видимо, эти платы в основном созданы для торжественных показов на выставках, а реально не прижились. Впрочем, если драйвер CATALYST до сих пор не умеет распознавать режим работы в 3D, если приложение открыто в окне, а не на полный экран, то о чем может идти речь (ваш покорный слуга уже успел устать, крича об этом 3 месяца авторам программного обеспечения, но воз и ныне там)? Хочу лишь отметить, что все профессиональные пакеты 3D работают в оконном режиме. Разумеется, ПО для проф.карт пишут другие люди, но есть подозрение, что именно из-за проблем с ПО эти продукты не столь распространены, чем от конкурента. Или опять извечная проблема маркетинга у канадцев :(. Подчеркну, что лишь мое мнение. Не более того. Просто иных причин, почему так плохо распространены FireGL, я не вижу.

Это все, так сказать, слабые места. Но много и сильных. Прежде всего, это все, что касается мобильных решений. Тут ATI сильна, как нигде. И на выставке демонстрировалось большое число примеров тому. И, конечно, опять вернемся к 3D-графике для настольных решений. Демонстрировались новые возможности CrossFire, драйверов и т. п. X1900 XTX остается по-прежнему самым выгодным на сегодня ускорителем класса Hi-End среди одночиповых видеокарт, поскольку при его более низкой цене, чем у конкурента он обладает более качественной анизотропией, а также позволяет использовать HDR совместно с АА.

Но самое интересное было на семинарах. Всем хорошо известно, как озаботились некоторые производители вопросами расчета физики в играх и ряде иных приложений. Упор делается на то, что современные центральные процессоры и так настолько загружены вычислительной работой, что нагружать их полноценным расчетом физических процессов не представляется возможным, поэтому в играх подчас мы видим примитивные представления движения объектов.

Все эти вопросы освещались на семинаре, который организовал для представителей российской медиа-прессы Николай Радовский, PR-менеджер ATI в России. Он же и был переводчиком, если в том была надобность.

Итак, главная идея: возможности современных ускорителей для обработки 3D-графики уже становятся подчас избыточными, особенно если речь идет о тандемах, таких как CrossFire. И почему бы ни занять один из ускорителей обсчетом физики? Сразу скажу, что идея принадлежит NVIDIA, которая первой в свое время заявила о возможности нагрузки одного из акселераторов в спарке SLI расчетом физики.

Но ATI эту идею развивает дальше. Почему только CrossFire? Это можно сделать при любой, даже асимметричной конфигурации, даже путем установки третьей видеокарты (если есть соответствующие слоты) для физических расчетов.



Ведь если поразмыслить, то трехмерный ускоритель очень хорошо подходит для расчета физических явлений. Это и наличие гибкого шейдерного механизма, и многоконвейерность и т. д. Ряд эффектов вообще можно эмулировать шейдерами:



А многоконвейерность, которая здесь уже называется Data parallel processor, может отлично использоваться для расчета физических параметров. Ведь GPU — это тот же калькулятор, который (понятно, что очень быстр и мощен) принимает одни величины, делает с ними нечто по заданному алгоритму и выдает иные величины. В трехмерной графике это могут быть цвета пикселов и т. д., а в физике — координаты полета того или иного объекта, относительные массы, скорости и т. п.



Итак, компания ATI предлагает использовать один ускоритель из тандема или даже тройки (как мы видим выше из снимков тестового стенда на семинаре) для расчета физических явлений. При этом ведется сотрудничество с Havok, где вся физика будет рассчитываться на базе программного движка Havok FX, то есть, по сути, появилось новое API. Мы знаем, что уже есть Ageia со своим PhysX, однако канадцы предпочли свои новации (использование дополнительной видеокарты, а не отдельного ускорителя физики) совместно с Havok FX. Упор делается на то, что конфигурации могут быть асимметричными, и в качестве ускорителя для расчета физики может быть любой акселератор, вплоть до X1600.








На сегодня охват физических процессов движком Havok FX ограничивается расчетами столкновений и движения мелких частиц.



На схеме хорошо видно, что многие трехмерные объекты имеют сложный рельеф, полученный уже через шейдеры и т. д. А формально это прямоугольники или кубики, и т. п. Разумеется, нельзя сблизить два таких кубика, чтобы они коснулись друг друга не невидимыми границами, а теми, что видит игрок. Поэтому придется поверхность уже реально видимого объекта покрывать дополнительными координатами и через них считать — где объекты столкнутся. На это требуется дополнительные ресурсы — потому и нужен отдельный ускоритель.



Как поступить? В лоб считать каждый раз координаты при любой смене положения объекта? — Наверно даже пяти самых мощных ускорителей не хватит. Предлагается решение в виде разбиения сцены на части, среди которых выбираются те, в которых есть объекты, что не будут участвовать в столкновении, и потому их пересчитывать не надо, тем самым отсекается большой кусок ненужной работы. Напоминает тайловую архитектуру и иерархический Z-буфер, не так ли?

Подведем итог. Компания ATI заявляет, что даже X1600 XT способен в 2 раза быстрее обработать эти физические задачи, чем Ageia PhysX, и примерно в столько же раз, чем быстрый современный CPU, такой как Intel Core Duo 2,66 ГГц. А X1900 XTX — свыше 9 раз быстрее. А также здесь указывается слабость блока ветвлений у NVIDIA GeForce 7xxx семейства, который как раз нужен для задействования в расчетах физики. То есть декларируется, что аппаратная часть от ATI наилучшим образом подойдет для этих нужд.




Конечно, это все надо проверять, но пока не на чем. Все, что нам показали на семинаре и подтвердили демками, это мечты, планы, но не более того. Пока нет ни одной игры, где можно все это увидеть. Утверждается, что к концу года появятся такие игры, поскольку данный метод совместно с Havok не требует переделки ядра игры, поскольку расчет физики от ATI — это бонус, добавка к существующему порядку в игре. То есть, если нет Havok FX и дополнительного ускорителя от ATI, то все будет работать как обычно. А если есть, то просто ДОБАВЯТСЯ эффекты, которых не было ранее. Это все очень красиво выглядит, даже восторгает, но посмотрим, как будет реализовано. Мы хорошо помним TruForm и не менее восторженные его демонстрации и декларации, однако оно так и умерло, почти не родившись.

Но в целом семинар оказался очень полезным, было очень интересно заслушать и узнать о новациях компании, и если все получится, что запланировано, то CrossFire получит второе дыхание. Хочется поблагодарить Николая Радовского за организацию этого семинара, и за теплый и радушный прием на стенде ATI.

В заключение части, как обычно, несколько фрагментов с выставки.

Ждем вас в следующей части, которая будет посвящена NVIDIA и ряду других компаний.



[ Предыдущая часть ]





Мы благодарим компанию
«Foxconn-Russia»
за помощь в организации поездки





26 июня 2006 Г.

IT- : Computex'2006

IT- :
Computex'2006
ATI

« …
,
,
.

,
,
, ,
.

,
.

.

,
,
- ,
--».




  1. Computex 2006: (.)
  2. Computex 2006: Intel :) (.)
  3. , Computex'2006: Foxconn (.)
  4. Computex'2006: ASUSTeK (.)
  5. Computex'2006: Chaintech (.)
  6. Computex'2006: ECS (.)
  7. Computex'2006: ATI (.)
  8. Computex 2006: Universal ABIT (.)
  9. Computex 2006: AMD (.)
  10. Computex 2006: Intel (.)
  11. Computex 2006: Intel (.)
  12. Computex 2006: Shuttle (.)


6-10 2006: Computex'2006: ATI

«» , -? , , , , . .

, , - , , , . ATI , , , .

.

, , . — , — Hayatt. , , ATI , . - . , , .

: . , 80% , , , , , .

, , , . , , Hi-End, , ATI, NVIDIA, : ( , ) . Sapphire HIS ASUS X1900 XTX, 7900GTX — . , , . .

FireGL. ATI , NVIDIA, , FireGL ( 90% NVIDIA). , , . , CATALYST 3D, , , ( , 3 , )? , 3D . , . , , - , . :(. , . . , FireGL, .

, , . . , , . ATI , . . , , 3D- . CrossFire, . . X1900 XTX - Hi-End , , , HDR .

. , . , , , .

, - , PR- ATI . , .

, : 3D- , , CrossFire. ? , NVIDIA, SLI .

ATI . CrossFire? , , ( ) .



, . , . . :



, Data parallel processor, . GPU — , (, ) , . . ., — , , . .



, ATI ( ) . Havok, Havok FX, , , API. , Ageia PhysX, ( , ) Havok FX. , , , X1600.








Havok FX .



, , . . , . . , , , , . — . — .



? ? — . , , , , , . Z-, ?

. ATI , X1600 XT 2 , Ageia PhysX, , CPU, Intel Core Duo 2,66 . X1900 XTX — 9 . NVIDIA GeForce 7xxx , . , ATI .




, , . , , , , . , . , , Havok , ATI — , . , Havok FX ATI, . , , . , , , . TruForm , , .

, , , , CrossFire . , ATI.

, , .

, NVIDIA .



[ ]