CES 2010 — первым делом самолёты, ну а выставки — потом


Часть вторая — выставка любителей стереоизображения и всего остального

Consumer Electronics Show (CES) — это выставка-шоу потребительской электроники, проходящая ежегодно в Лас-Вегасе в январе месяце. Это одно из старейших подобных шоу, первая выставка прошла в 1967 году. На этом шоу зачастую анонсируются новые продукты, а также показываются концептуальные разработки будущего.

Шоу CES традиционно проводится сразу в трёх основных местах: в «Las Vegas Convention Center», а также в двух отелях «Hilton» и «Venetian». Если «Hilton» расположен поблизости с LVCC, то добираться до «Venetian» нужно было на транспорте: бесплатных автобусах от LVCC, такси или по монорельсовой дороге, о которой я чуть подробнее расскажу в третьей части отчёта.

Основным плюсом моей гостиницы было то, что она расположена всего в полутора километрах от «Las Vegas Convention Center» и «Hilton», где и проходила выставка CES. И если в первый раз я поехал вместе с коллегой до LVCC на такси, то в остальные дни ходил пешком туда-обратно почти за то же самое время.

Так получалось по двум причинам. Во-первых, со всех отелей с самого утра к месту проведения выставки (равно как и вечером в обратном направлении) ехали тысячи такси и автобусов, которые создавали пробки и двигались очень медленно. Во-вторых, и это было замечено мной и в прошлый визит в страну, в США почему-то приходится стоять на светофорах раза в 2-3 дольше, чем у нас. Мне трудно сказать, хорошо ли это или плохо в итоге, но как минимум непривычно.

В залах шоу, которых там несколько огромных, постоянно было очень много народа, особенно ближе к обеду, когда все высыпались и приезжали в LVCC. Ходить пешком приходилось довольно много, так как хотелось посмотреть хотя бы одну десятую выставочных стендов. Но даже за пару дней сделать это было непросто, так как расстояния большие, а внимание рассеивается между многочисленными стендами, призывающими подойти и познакомиться с ними поближе.

Некоторые из новинок, представленных на CES, появлялись в наших новостях. В том числе и NVIDIA Tegra 2, к презентации которой я не успел из-за неполадок самолёта авиакомпании «Дельта», о которых написано в первой части статьи. В этой части отчёта я постараюсь вкратце передать общую атмосферу и показать лишь несколько интересных новинок и технологий.

Надо сказать, что мозг даже привыкшего к обработке большого количества информации журналиста пасует перед таким грандиозным шоу. Здесь ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ (и это не преувеличение!) много выставочных стендов, экспонатов, участников выставки и её посетителей. Так как CES осталась одной из немногих подобных выставок в Северной Америке да и в мире, тут собираются все компании, их потенциальные клиенты и журналисты со всего света.

На многих стендах проводятся мини-шоу, и сами по себе выставочные декорации крупных компаний впечатляют своим размахом. Например, на выставке компании Canon проводились и шоу-презентации новых продуктов на специальной сцене, а для проверки цифровых фото- и видеокамер можно было тут же отснять сценки из жизни некоей лаборатории, с цветными колбочками и химическими реактивами. Специально обученные люди круглый день занимались с этими колбочками, позируя перед посетителями.



В секции Microsoft мной было замечено забавное визуально-аудиальное развлечение. Нажимая на красиво подсвеченные кнопочки в стенах, можно было на минутку почувствовать себя диджеем, миксующим различные звуки. И проще всего было это делать в весёлой компании, ну или иметь очень длинные руки.

На стендах других компаний посетителей привлекали музыканты, диджеи, а также специально обученные красотки. Естественно, ни одно такое шоу не обходится без симпатичных девушек, так называемых booth girls, которые привлекают внимание посетителей к выставленным экспонатам и помогают в создании толпы.

Например, вот эти вот девушки в весьма лёгких костюмах, рекламировали компанию XpanD, которая производит активные поляризационные LCD-очки, предназначенные для просмотра стереоизображений. Вроде тех, что есть у NVIDIA в комплекте 3D Vision. Интересно, привлекло ли такое малое количество одежды внимание именно на очки?

Или вот эти прелестные блондинки, да ещё рядом с красивым мощным автомобилем... Что ещё нужно мужчине, чтобы затащить его на такой выставочный стенд? Даже если он не особо интересуется мобильными и игровыми аудиорешениями и USB-видеокартами, которые данная компания производит.

Собственно, автомобили, как и девушки, были представлены на CES на любой вкус. Начиная от Ferrari и заканчивая весьма специфично по-афроамерикански тюнингованным пикапом Chevrolet. Более привычные модели я просто не упоминаю, всего на выставке я насчитал штук 20-30 автомобилей, не меньше.



И даже на стенде Microsoft (в специальной секции Microsoft Auto) были автомобили. Которые неизменно привлекали посетителей с не меньшим успехом, чем девушки:

Но мы всё же лучше вернёмся к девушкам. Не все «выставочные» девушки являются просто приятным (местами — очень приятным) дополнением к выставленным экспонатам. Так, на сцене Casio милые девушки привлекали посетителей к своим выступлениям, используя не только внешние данные, но и ораторские способности, живо рассказывая о своей продукции.

У них же на стенде была интересная забава — посетителям предлагалось использовать цифровые фотоаппараты Casio для съёмки быстро двигающихся (и даже дерущихся друг с другом) воинственных девушек. Такие динамичные выступления были выбраны не просто так, ведь компания Casio давно продвигает камеры, которые способны как производить быструю серийную съемку, так и записывать видео с более чем 24-30 кадрами в секунду.



Обратимся к стереорендерингу, о котором мы вспомнили из-за «очкастых» девушек XpanD. Если в предыдущие годы на выставке CES основной маркетинговой приманкой было сочетание «HD», то в этом году таким слоганом стало «стерео», также известное как «3D».

Мне очень понравился этот призыв «Watch everything in 3D!», размещённый на одном из многочисленных стендов выставки. И дело не ограничивается лишь одним стендом, с надписью «3D» на выставке посетители вынуждены сталкиваться постоянно, практически на каждом шагу. Panasonic даже заставил ещё одну милую девушку сидеть на стульчике в 3D очках всё время проведения выставки.

На что только не пойдёшь ради рекламы. Но оно и понятно, сейчас самое время для начала по-настоящему активного продвижения всех возможных форматов и стандартов 3D. Во-первых, из 2D-стандартов уже выжали почти всё возможное, разрешения выше FullHD (1920x1080, того самого «HD», рекламируемого ранее) хотя и будут доступны в будущем, но обычный пользователь уже и имеющейся 2D-картинкой вполне доволен. Ему хочется чего-то нового...

Да и кинопроизводители не очень горят желанием обеспечить пользователя картинкой качества выше чем 1080p. Зато они также начинают продвижение 3D-формата в кино. В киноиндустрии наблюдается довольно активный подъём, связанный с переходом многих студий на съёмки 3D-фильмов. Как тут не упомянуть несомненные заслуги Джеймса Кэмерона и его фильма «Аватар», который не просто стал двигателем 3D в киноиндустрии, а заодно самым кассовым фильмом за всю историю кино.

Все производители телевизоров, видеоплееров и прочей потребительской электроники как по мановению волшебной палочки вдруг переключились на разработку и производство 3D-совместимой техники. Пока что больше всего распространены технологии, использующие пассивные поляризационные очки, но на выставке были показаны и модели телевизоров, не требующие применения очков.



На определённом расстоянии и под определённым углом эффект объёмного изображения очень хорош и схож с тем эффектом, что можно увидеть в стереоочках. Естественно, что эти двухмерные фотографии не передают стереоэффекта, который виден вживую.

К сожалению, такие устройства имеют пока достаточно много проблем, среди которых и низкое разрешение, и плохие углы обзора, и высокая стоимость устройств. Но всё же для пользователей значительно удобнее были бы «безочковые» технологии. Остаётся ждать их совершенствования, ну а пока остаётся довольствоваться тем, что есть.

А ведь уже сейчас много чего есть. Каждый производитель из крупнейших компаний, представленных на выставке, счёл своим долгом показать по несколько моделей 3D-телевизоров, Blu-ray-3D-плееров и домашних кинотеатров. Вот лишь несколько примеров таких устройств:







Для завлечения посетителей CES у всех выставляющихся были специальные залы разного размера, где показывались различные 3D-шоу. В каждый из таких залов были огромные очереди, и даже рядом со стендами с обычными телевизорами 3D-очков хватало не всем. Но там всё же было значительно проще прорваться к экрану. Заметьте, кстати, что без миловидной девушки в случае телевизора марки TCL дело снова не обошлось.





Также было весьма интересно понаблюдать за подходом к дизайну 3D-очков у разных компаний. Вы уже могли видеть один вариант активных устройств на оголённых девушках из XpanD, а все современные модели пассивных очков кажутся несколько более изящными. Компания Sony тут выделилась дополнительно, представив разноцветные очки. Видимо, чтобы каждый смог подобрать устройство для себя и никто не ушёл от Sony обиженным и с деньгами в руках.



В общем, после посещения CES 2010 у любого человека не осталось ни тени сомнения в прекрасном будущем 3D-форматов, телевизоров, плееров и так далее. Это новая движущая сила потребительской электроники, и эра настоящего 3D уже стучится в дверь. Будьте готовы её открыть, как бы намекают нам производители.

Устройств отображения стереокартинки на CES было показано много. Но не только устройствами отображения ограничились участвующие в шоу компании. Например, очень интересна сравнительно недорогая профессиональная камера со сдвоенным объективом от Panasonic. Она работала и была подключена к стоящему рядом телевизору, на котором можно было оценить 3D-эффект при помощи стереоочков.

А на стенде Sony меня заинтересовала пусть и более старая, но зато «боевая» техника. Там стояли интереснейшие экспонаты — стереокамеры, которыми уже снимали и снимают 3D-кино. Как видите, они устроены несколько иначе, чем современное «сдвоенное» решение Panasonic, и вторая камера стоит тут под углом в 90 градусов.

Кстати, о камерах, пусть пока и не стерео. Прямо на выставке CES снимались несколько передач в прямом эфире. Компания CNET так и вообще вела постоянные «живые» трансляции с CES, которые собирали всё больше и больше зрителей как по ту, так и по другую сторону экрана. И на стенде Kodak также происходила запись некоей передачи, где женщины обсуждали что-то за кружечкой кофе.



Продолжая тему видеозаписи — интересно, что так называемые стедикамы (steadicam), то есть системы стабилизации камеры во время съёмки, которые обеспечивают плавное движение камеры, уже делают даже и для мобильных телефонов!

Зачем, казалось бы? Ведь качество съёмки телефоном не очень хорошее само по себе, да и оптика у них весьма и весьма простенькая. Но видимо есть спрос, а значит и предложение подтянулось. Собственно, стедикамы на CES были представлены различные — от таких вот мобильных до полноценных, рассчитанных на многокилограммовые камеры.

Но записанное ими нужно на чём-то показать, правильно? И уж устройств для отображения на лас-вегасском шоу было предостаточно. Каждая известная компания, производящая телевизоры, выстроила на CES целые стены из LCD-панелей различного размера и технологий. Вот только малая часть подобных стендов:





Но, как мы уже писали выше, ничего особенно нового в 2D-устройствах не показывают — их развитие несколько замедлилось. Да, я снова увидел большие OLED-дисплеи, которые ещё не продаются, а Panasonic показывал на CES один из самых больших плазменных экранов размером 152" и разрешением 4096х2160. Но где взять видеоданные с таким разрешением?

Пока что только для показа на выставках такой экран и годится. Да и то — показывают на нём статичные картинки, потому что в фотокамерах подобное разрешение легко достигается уже давно, но не в видео. Из технологий производства LCD-панелей что-то действительно новое показывал разве что Sharp:



Они представили новые UV2A LCD-матрицы и матрицы с добавлением четвёртого субпикселя жёлтого цвета (приветствуя его соответствующим забавным лозунгом), который должен улучшить цветопередачу. Собственно, Sharp всегда играла значительную роль в развитии LCD-технологий и давно уже занимается подобными технологиями. На стенде компании можно было удобно сравнить матрицы, выполненные по различным технологиям.

Одной из обширнейших и расположенных в удачном «проходном» месте была выставка компании Intel. Не сказать, чтобы у них были представлены какие-то новейшие технологии, но несколько стендов показались интересными. Так, довольно впечатляющим был огромный куб с изображениями на гранях, чувствительными к касанию (touchscreen). Он привлёк не только меня, но и много народа:



Показались интересными и MID-устройства, выполненные на основе процессора Intel Atom. Пока, правда, в основном лишь прототипы и референсные устройства. Интересно, что большие смартфоны привлекали больше всего посетителей из азиатского региона. Видимо, они там более привычные к таким устройствам.



А из заинтересовавших лично меня на CES 2010 технологий я отдельно отмечу интересную технологию под названием Intel Wireless Display (WiDi). Эта технология позволяет подключать ноутбуки (специально разработанные модели на основе новейших процессоров Intel) к устройствам вывода изображения HDTV, используя передачу сжатой графической информации по беспроводному Wi-Fi-соединению.

Со стороны это выглядит так — для того, чтобы передать изображение на большой экран, пользователю нужно просто нажать на ноутбуке специальную «горячую» или отдельную клавишу, и через несколько секунд ноутбук установит соединение со специальным приёмником, соединённым кабелем HDMI с телевизором высокого разрешения, и изображение появится на экране телевизора.

Естественно, для потоковой трансляции качественного аудио и видео в формате HD нужна высокая скорость передачи данных, поэтому WiDi требует поддержки стандарта 802.11n. Содержание экрана ноутбука приводится к стандартному формату 720p (1280x720), далее сжимается по специальному алгоритму процессором Intel Core i3, i5 или i7, оснащенным интегрированной графикой, и передаётся по Wi-Fi.

Для распаковки данных со стороны телевизора потребуется специальная приставка с декодирующим чипом и выходом HDMI, стоимостью менее $100. Первые подобные устройства (ноутбуки и приставки) с поддержкой технологии WiDi должны появиться в продаже уже в январе. На данный момент известен один подобный адаптер Netgear Push2TV PTV1000, а технология поддерживается несколькими моделями ноутбуков от Sony, Dell, Toshiba и других производителей.

Представленная технология кажется довольно привлекательной для домашних пользователей, так как она позволит использовать вывод с ноутбука на большой телевизор без лишних проводов, прямо с дивана или удобного кресла. Мощности мобильных процессоров Core i5 вполне хватает на кодирование видеоданных такого объёма, при этом остаётся достаточно мощи и для основных задач. Кстати, невооружённым взглядом не видно никаких артефактов сжатия.

К сожалению, на данный момент у технологии есть свои ограничения. Во-первых, беспроводной канал не поддерживает HDCP, так что посмотреть защищенное видео с Blu-ray-диска таким образом не удастся. Также пока что не поддерживается разрешение FullHD (1920x1080), а только 1280x720. В будущем эти ограничения планируется убрать, добавив и поддержку 1080p, и HDCP. Но в любом случае технология Wireless Display выглядит многообещающе.

Так как я работаю редактором раздела «3D Video» на нашем сайте, то полюбопытствовал и зашёл в первую очередь на стенды NVIDIA и AMD. Стенд AMD-ATI был расположен в очень людном месте, поэтому народа там было очень много. А показывали там в основном многочисленные мультимониторные системы Eyefinity и соответствующие игры с поддержкой DirectX 11 и этой технологии.

Ну и, естественно, можно было посмотреть все выпущенные решения. Кроме статичной выставки, ведущие проводили какие-то игровые конкурсы, я присутствовал когда был конкурс по игре DiRT 2, славящейся как одна из первых с поддержкой DX11. Интересно, что компании AMD удавалось заманить на свой игровой стенд даже девушек. Вот она, сила последнего поколения видеокарт RADEON HD 5000!

У компании NVIDIA было несколько стендов в разных павильонах. Они также показывали мультимониторные конфигурации из трёх дисплеев да ещё с поддержкой стерео. Возле этих демостендов часто было много народа и всегда было очень темно, и пришлось постараться, чтобы хоть как-то его запечатлеть.

Больше всего внимания на стенде компании было уделено продуктам на основе Tegra и ION. Это и немудрено, так как старые видеокарты показывать не очень интересно, а новые до их анонса просто нельзя. С другой стороны, так как вся индустрия движется в сторону мобильности, то решения на основе Tegra подходят тут как нельзя кстати. На стенде NVIDIA показано несколько разных устройств на данном чипе:

Как всегда, довольно много посетителей интересует демонстрация мультимедийной системы Audi MMI 3G на стенде NVIDIA. Этой системой уже оснащаются внедорожники Audi Q5 и другие модели, также предполагается оснащать автомобили серии A8, которые должны появиться на европейском рынке (включая Россию) во второй половине текущего года. Сама система демонстрируется NVIDIA уже который год, но всегда привлекает к себе внимание.

Напомним, что главной особенностью навигационно-развлекательной системы MMI является система на чипе Tegra, которая выгодно отличается удобным интерфейсом, включает возможность просмотра видео в различных форматах, прослушивания музыки с различных устройств. Также при помощи этой системы можно выходить в сеть Интернет.

Но главным назначением системы MMI всё же является навигация. Благодаря мощному графическому ядру NVIDIA Tegra, навигационная система Audi способна качественно и быстро отображать сложные карты городов в 3D-виде. В общем, возможности навигационной подсистемы Audi MMI весьма впечатляющие, так как в ней используется картография Google Maps, известная своим высоким качеством.

В последний день работы CES у меня была назначена пресс-конференция NVIDIA GF100 Deep Dive, которая проходила в MGM Grand Hotel (в том самом, где я должен был жить, не задержись в Шереметьево из-за «Дельты»).

Запланированное мероприятие NVIDIA было очень и очень длительным, оно заняло часов 6-7 в итоге, с перерывами на кофе. Представители компании начали его с раскрытия теоретических подробностей о новой графической архитектуре NVIDIA GF100, о которой мы очень подробно рассказали в отдельной статье — «NVIDIA GF100 — новая графическая архитектура».

В роли докладчиков NVIDIA выступали как старые знакомые (Drew Henry, Tony Tamasi, Ashu Rege и др.), так и другие сотрудники компании, которых мне не приходилось видеть ранее. Собравшимся журналистам очень много рассказывали и показывали, и лишь часть из всего этого описана в статье про GF100.

На этом «серьёзная» часть моего отчёта закончена. Естественно, охватить даже просто всё интересное в рамках такого материала невозможно, да и не было у меня такой цели. Надеюсь, мои впечатления от CES были хоть немного полезны для вас. А следующая часть статьи посвящена моим путешествиям по Лас-Вегасу и впечатлениям от его многочисленных красот и развлечений, которые я успел повидать.

Часть третья — город азартных грехов, отелей и пальм




Дополнительно

CES 2010 — первым делом самолёты, ну а выставки — потом

CES 2010 — первым делом самолёты, ну а выставки — потом

Часть вторая — выставка любителей стереоизображения и всего остального

Consumer Electronics Show (CES) — это выставка-шоу потребительской электроники, проходящая ежегодно в Лас-Вегасе в январе месяце. Это одно из старейших подобных шоу, первая выставка прошла в 1967 году. На этом шоу зачастую анонсируются новые продукты, а также показываются концептуальные разработки будущего.

Шоу CES традиционно проводится сразу в трёх основных местах: в «Las Vegas Convention Center», а также в двух отелях «Hilton» и «Venetian». Если «Hilton» расположен поблизости с LVCC, то добираться до «Venetian» нужно было на транспорте: бесплатных автобусах от LVCC, такси или по монорельсовой дороге, о которой я чуть подробнее расскажу в третьей части отчёта.

Основным плюсом моей гостиницы было то, что она расположена всего в полутора километрах от «Las Vegas Convention Center» и «Hilton», где и проходила выставка CES. И если в первый раз я поехал вместе с коллегой до LVCC на такси, то в остальные дни ходил пешком туда-обратно почти за то же самое время.

Так получалось по двум причинам. Во-первых, со всех отелей с самого утра к месту проведения выставки (равно как и вечером в обратном направлении) ехали тысячи такси и автобусов, которые создавали пробки и двигались очень медленно. Во-вторых, и это было замечено мной и в прошлый визит в страну, в США почему-то приходится стоять на светофорах раза в 2-3 дольше, чем у нас. Мне трудно сказать, хорошо ли это или плохо в итоге, но как минимум непривычно.

В залах шоу, которых там несколько огромных, постоянно было очень много народа, особенно ближе к обеду, когда все высыпались и приезжали в LVCC. Ходить пешком приходилось довольно много, так как хотелось посмотреть хотя бы одну десятую выставочных стендов. Но даже за пару дней сделать это было непросто, так как расстояния большие, а внимание рассеивается между многочисленными стендами, призывающими подойти и познакомиться с ними поближе.

Некоторые из новинок, представленных на CES, появлялись в наших новостях. В том числе и NVIDIA Tegra 2, к презентации которой я не успел из-за неполадок самолёта авиакомпании «Дельта», о которых написано в первой части статьи. В этой части отчёта я постараюсь вкратце передать общую атмосферу и показать лишь несколько интересных новинок и технологий.

Надо сказать, что мозг даже привыкшего к обработке большого количества информации журналиста пасует перед таким грандиозным шоу. Здесь ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ (и это не преувеличение!) много выставочных стендов, экспонатов, участников выставки и её посетителей. Так как CES осталась одной из немногих подобных выставок в Северной Америке да и в мире, тут собираются все компании, их потенциальные клиенты и журналисты со всего света.

На многих стендах проводятся мини-шоу, и сами по себе выставочные декорации крупных компаний впечатляют своим размахом. Например, на выставке компании Canon проводились и шоу-презентации новых продуктов на специальной сцене, а для проверки цифровых фото- и видеокамер можно было тут же отснять сценки из жизни некоей лаборатории, с цветными колбочками и химическими реактивами. Специально обученные люди круглый день занимались с этими колбочками, позируя перед посетителями.



В секции Microsoft мной было замечено забавное визуально-аудиальное развлечение. Нажимая на красиво подсвеченные кнопочки в стенах, можно было на минутку почувствовать себя диджеем, миксующим различные звуки. И проще всего было это делать в весёлой компании, ну или иметь очень длинные руки.

На стендах других компаний посетителей привлекали музыканты, диджеи, а также специально обученные красотки. Естественно, ни одно такое шоу не обходится без симпатичных девушек, так называемых booth girls, которые привлекают внимание посетителей к выставленным экспонатам и помогают в создании толпы.

Например, вот эти вот девушки в весьма лёгких костюмах, рекламировали компанию XpanD, которая производит активные поляризационные LCD-очки, предназначенные для просмотра стереоизображений. Вроде тех, что есть у NVIDIA в комплекте 3D Vision. Интересно, привлекло ли такое малое количество одежды внимание именно на очки?

Или вот эти прелестные блондинки, да ещё рядом с красивым мощным автомобилем... Что ещё нужно мужчине, чтобы затащить его на такой выставочный стенд? Даже если он не особо интересуется мобильными и игровыми аудиорешениями и USB-видеокартами, которые данная компания производит.

Собственно, автомобили, как и девушки, были представлены на CES на любой вкус. Начиная от Ferrari и заканчивая весьма специфично по-афроамерикански тюнингованным пикапом Chevrolet. Более привычные модели я просто не упоминаю, всего на выставке я насчитал штук 20-30 автомобилей, не меньше.



И даже на стенде Microsoft (в специальной секции Microsoft Auto) были автомобили. Которые неизменно привлекали посетителей с не меньшим успехом, чем девушки:

Но мы всё же лучше вернёмся к девушкам. Не все «выставочные» девушки являются просто приятным (местами — очень приятным) дополнением к выставленным экспонатам. Так, на сцене Casio милые девушки привлекали посетителей к своим выступлениям, используя не только внешние данные, но и ораторские способности, живо рассказывая о своей продукции.

У них же на стенде была интересная забава — посетителям предлагалось использовать цифровые фотоаппараты Casio для съёмки быстро двигающихся (и даже дерущихся друг с другом) воинственных девушек. Такие динамичные выступления были выбраны не просто так, ведь компания Casio давно продвигает камеры, которые способны как производить быструю серийную съемку, так и записывать видео с более чем 24-30 кадрами в секунду.



Обратимся к стереорендерингу, о котором мы вспомнили из-за «очкастых» девушек XpanD. Если в предыдущие годы на выставке CES основной маркетинговой приманкой было сочетание «HD», то в этом году таким слоганом стало «стерео», также известное как «3D».

Мне очень понравился этот призыв «Watch everything in 3D!», размещённый на одном из многочисленных стендов выставки. И дело не ограничивается лишь одним стендом, с надписью «3D» на выставке посетители вынуждены сталкиваться постоянно, практически на каждом шагу. Panasonic даже заставил ещё одну милую девушку сидеть на стульчике в 3D очках всё время проведения выставки.

На что только не пойдёшь ради рекламы. Но оно и понятно, сейчас самое время для начала по-настоящему активного продвижения всех возможных форматов и стандартов 3D. Во-первых, из 2D-стандартов уже выжали почти всё возможное, разрешения выше FullHD (1920x1080, того самого «HD», рекламируемого ранее) хотя и будут доступны в будущем, но обычный пользователь уже и имеющейся 2D-картинкой вполне доволен. Ему хочется чего-то нового...

Да и кинопроизводители не очень горят желанием обеспечить пользователя картинкой качества выше чем 1080p. Зато они также начинают продвижение 3D-формата в кино. В киноиндустрии наблюдается довольно активный подъём, связанный с переходом многих студий на съёмки 3D-фильмов. Как тут не упомянуть несомненные заслуги Джеймса Кэмерона и его фильма «Аватар», который не просто стал двигателем 3D в киноиндустрии, а заодно самым кассовым фильмом за всю историю кино.

Все производители телевизоров, видеоплееров и прочей потребительской электроники как по мановению волшебной палочки вдруг переключились на разработку и производство 3D-совместимой техники. Пока что больше всего распространены технологии, использующие пассивные поляризационные очки, но на выставке были показаны и модели телевизоров, не требующие применения очков.



На определённом расстоянии и под определённым углом эффект объёмного изображения очень хорош и схож с тем эффектом, что можно увидеть в стереоочках. Естественно, что эти двухмерные фотографии не передают стереоэффекта, который виден вживую.

К сожалению, такие устройства имеют пока достаточно много проблем, среди которых и низкое разрешение, и плохие углы обзора, и высокая стоимость устройств. Но всё же для пользователей значительно удобнее были бы «безочковые» технологии. Остаётся ждать их совершенствования, ну а пока остаётся довольствоваться тем, что есть.

А ведь уже сейчас много чего есть. Каждый производитель из крупнейших компаний, представленных на выставке, счёл своим долгом показать по несколько моделей 3D-телевизоров, Blu-ray-3D-плееров и домашних кинотеатров. Вот лишь несколько примеров таких устройств:







Для завлечения посетителей CES у всех выставляющихся были специальные залы разного размера, где показывались различные 3D-шоу. В каждый из таких залов были огромные очереди, и даже рядом со стендами с обычными телевизорами 3D-очков хватало не всем. Но там всё же было значительно проще прорваться к экрану. Заметьте, кстати, что без миловидной девушки в случае телевизора марки TCL дело снова не обошлось.





Также было весьма интересно понаблюдать за подходом к дизайну 3D-очков у разных компаний. Вы уже могли видеть один вариант активных устройств на оголённых девушках из XpanD, а все современные модели пассивных очков кажутся несколько более изящными. Компания Sony тут выделилась дополнительно, представив разноцветные очки. Видимо, чтобы каждый смог подобрать устройство для себя и никто не ушёл от Sony обиженным и с деньгами в руках.



В общем, после посещения CES 2010 у любого человека не осталось ни тени сомнения в прекрасном будущем 3D-форматов, телевизоров, плееров и так далее. Это новая движущая сила потребительской электроники, и эра настоящего 3D уже стучится в дверь. Будьте готовы её открыть, как бы намекают нам производители.

Устройств отображения стереокартинки на CES было показано много. Но не только устройствами отображения ограничились участвующие в шоу компании. Например, очень интересна сравнительно недорогая профессиональная камера со сдвоенным объективом от Panasonic. Она работала и была подключена к стоящему рядом телевизору, на котором можно было оценить 3D-эффект при помощи стереоочков.

А на стенде Sony меня заинтересовала пусть и более старая, но зато «боевая» техника. Там стояли интереснейшие экспонаты — стереокамеры, которыми уже снимали и снимают 3D-кино. Как видите, они устроены несколько иначе, чем современное «сдвоенное» решение Panasonic, и вторая камера стоит тут под углом в 90 градусов.

Кстати, о камерах, пусть пока и не стерео. Прямо на выставке CES снимались несколько передач в прямом эфире. Компания CNET так и вообще вела постоянные «живые» трансляции с CES, которые собирали всё больше и больше зрителей как по ту, так и по другую сторону экрана. И на стенде Kodak также происходила запись некоей передачи, где женщины обсуждали что-то за кружечкой кофе.



Продолжая тему видеозаписи — интересно, что так называемые стедикамы (steadicam), то есть системы стабилизации камеры во время съёмки, которые обеспечивают плавное движение камеры, уже делают даже и для мобильных телефонов!

Зачем, казалось бы? Ведь качество съёмки телефоном не очень хорошее само по себе, да и оптика у них весьма и весьма простенькая. Но видимо есть спрос, а значит и предложение подтянулось. Собственно, стедикамы на CES были представлены различные — от таких вот мобильных до полноценных, рассчитанных на многокилограммовые камеры.

Но записанное ими нужно на чём-то показать, правильно? И уж устройств для отображения на лас-вегасском шоу было предостаточно. Каждая известная компания, производящая телевизоры, выстроила на CES целые стены из LCD-панелей различного размера и технологий. Вот только малая часть подобных стендов:





Но, как мы уже писали выше, ничего особенно нового в 2D-устройствах не показывают — их развитие несколько замедлилось. Да, я снова увидел большие OLED-дисплеи, которые ещё не продаются, а Panasonic показывал на CES один из самых больших плазменных экранов размером 152" и разрешением 4096х2160. Но где взять видеоданные с таким разрешением?

Пока что только для показа на выставках такой экран и годится. Да и то — показывают на нём статичные картинки, потому что в фотокамерах подобное разрешение легко достигается уже давно, но не в видео. Из технологий производства LCD-панелей что-то действительно новое показывал разве что Sharp:



Они представили новые UV2A LCD-матрицы и матрицы с добавлением четвёртого субпикселя жёлтого цвета (приветствуя его соответствующим забавным лозунгом), который должен улучшить цветопередачу. Собственно, Sharp всегда играла значительную роль в развитии LCD-технологий и давно уже занимается подобными технологиями. На стенде компании можно было удобно сравнить матрицы, выполненные по различным технологиям.

Одной из обширнейших и расположенных в удачном «проходном» месте была выставка компании Intel. Не сказать, чтобы у них были представлены какие-то новейшие технологии, но несколько стендов показались интересными. Так, довольно впечатляющим был огромный куб с изображениями на гранях, чувствительными к касанию (touchscreen). Он привлёк не только меня, но и много народа:



Показались интересными и MID-устройства, выполненные на основе процессора Intel Atom. Пока, правда, в основном лишь прототипы и референсные устройства. Интересно, что большие смартфоны привлекали больше всего посетителей из азиатского региона. Видимо, они там более привычные к таким устройствам.



А из заинтересовавших лично меня на CES 2010 технологий я отдельно отмечу интересную технологию под названием Intel Wireless Display (WiDi). Эта технология позволяет подключать ноутбуки (специально разработанные модели на основе новейших процессоров Intel) к устройствам вывода изображения HDTV, используя передачу сжатой графической информации по беспроводному Wi-Fi-соединению.

Со стороны это выглядит так — для того, чтобы передать изображение на большой экран, пользователю нужно просто нажать на ноутбуке специальную «горячую» или отдельную клавишу, и через несколько секунд ноутбук установит соединение со специальным приёмником, соединённым кабелем HDMI с телевизором высокого разрешения, и изображение появится на экране телевизора.

Естественно, для потоковой трансляции качественного аудио и видео в формате HD нужна высокая скорость передачи данных, поэтому WiDi требует поддержки стандарта 802.11n. Содержание экрана ноутбука приводится к стандартному формату 720p (1280x720), далее сжимается по специальному алгоритму процессором Intel Core i3, i5 или i7, оснащенным интегрированной графикой, и передаётся по Wi-Fi.

Для распаковки данных со стороны телевизора потребуется специальная приставка с декодирующим чипом и выходом HDMI, стоимостью менее $100. Первые подобные устройства (ноутбуки и приставки) с поддержкой технологии WiDi должны появиться в продаже уже в январе. На данный момент известен один подобный адаптер Netgear Push2TV PTV1000, а технология поддерживается несколькими моделями ноутбуков от Sony, Dell, Toshiba и других производителей.

Представленная технология кажется довольно привлекательной для домашних пользователей, так как она позволит использовать вывод с ноутбука на большой телевизор без лишних проводов, прямо с дивана или удобного кресла. Мощности мобильных процессоров Core i5 вполне хватает на кодирование видеоданных такого объёма, при этом остаётся достаточно мощи и для основных задач. Кстати, невооружённым взглядом не видно никаких артефактов сжатия.

К сожалению, на данный момент у технологии есть свои ограничения. Во-первых, беспроводной канал не поддерживает HDCP, так что посмотреть защищенное видео с Blu-ray-диска таким образом не удастся. Также пока что не поддерживается разрешение FullHD (1920x1080), а только 1280x720. В будущем эти ограничения планируется убрать, добавив и поддержку 1080p, и HDCP. Но в любом случае технология Wireless Display выглядит многообещающе.

Так как я работаю редактором раздела «3D Video» на нашем сайте, то полюбопытствовал и зашёл в первую очередь на стенды NVIDIA и AMD. Стенд AMD-ATI был расположен в очень людном месте, поэтому народа там было очень много. А показывали там в основном многочисленные мультимониторные системы Eyefinity и соответствующие игры с поддержкой DirectX 11 и этой технологии.

Ну и, естественно, можно было посмотреть все выпущенные решения. Кроме статичной выставки, ведущие проводили какие-то игровые конкурсы, я присутствовал когда был конкурс по игре DiRT 2, славящейся как одна из первых с поддержкой DX11. Интересно, что компании AMD удавалось заманить на свой игровой стенд даже девушек. Вот она, сила последнего поколения видеокарт RADEON HD 5000!

У компании NVIDIA было несколько стендов в разных павильонах. Они также показывали мультимониторные конфигурации из трёх дисплеев да ещё с поддержкой стерео. Возле этих демостендов часто было много народа и всегда было очень темно, и пришлось постараться, чтобы хоть как-то его запечатлеть.

Больше всего внимания на стенде компании было уделено продуктам на основе Tegra и ION. Это и немудрено, так как старые видеокарты показывать не очень интересно, а новые до их анонса просто нельзя. С другой стороны, так как вся индустрия движется в сторону мобильности, то решения на основе Tegra подходят тут как нельзя кстати. На стенде NVIDIA показано несколько разных устройств на данном чипе:

Как всегда, довольно много посетителей интересует демонстрация мультимедийной системы Audi MMI 3G на стенде NVIDIA. Этой системой уже оснащаются внедорожники Audi Q5 и другие модели, также предполагается оснащать автомобили серии A8, которые должны появиться на европейском рынке (включая Россию) во второй половине текущего года. Сама система демонстрируется NVIDIA уже который год, но всегда привлекает к себе внимание.

Напомним, что главной особенностью навигационно-развлекательной системы MMI является система на чипе Tegra, которая выгодно отличается удобным интерфейсом, включает возможность просмотра видео в различных форматах, прослушивания музыки с различных устройств. Также при помощи этой системы можно выходить в сеть Интернет.

Но главным назначением системы MMI всё же является навигация. Благодаря мощному графическому ядру NVIDIA Tegra, навигационная система Audi способна качественно и быстро отображать сложные карты городов в 3D-виде. В общем, возможности навигационной подсистемы Audi MMI весьма впечатляющие, так как в ней используется картография Google Maps, известная своим высоким качеством.

В последний день работы CES у меня была назначена пресс-конференция NVIDIA GF100 Deep Dive, которая проходила в MGM Grand Hotel (в том самом, где я должен был жить, не задержись в Шереметьево из-за «Дельты»).

Запланированное мероприятие NVIDIA было очень и очень длительным, оно заняло часов 6-7 в итоге, с перерывами на кофе. Представители компании начали его с раскрытия теоретических подробностей о новой графической архитектуре NVIDIA GF100, о которой мы очень подробно рассказали в отдельной статье — «NVIDIA GF100 — новая графическая архитектура».

В роли докладчиков NVIDIA выступали как старые знакомые (Drew Henry, Tony Tamasi, Ashu Rege и др.), так и другие сотрудники компании, которых мне не приходилось видеть ранее. Собравшимся журналистам очень много рассказывали и показывали, и лишь часть из всего этого описана в статье про GF100.

На этом «серьёзная» часть моего отчёта закончена. Естественно, охватить даже просто всё интересное в рамках такого материала невозможно, да и не было у меня такой цели. Надеюсь, мои впечатления от CES были хоть немного полезны для вас. А следующая часть статьи посвящена моим путешествиям по Лас-Вегасу и впечатлениям от его многочисленных красот и развлечений, которые я успел повидать.

Часть третья — город азартных грехов, отелей и пальм