В модельном ряду проекторов от Sony есть очень интересный проектор VPL-CX75 оснащенный слотом для беспроводной карты передачи данных и слотом для карточек Memory Stick, кроме того, в комплект его поставки входит собственно сама радиокарта, USB-адаптер для беспроводной передачи данных (подключаемый к компьютеру-источнику данных), специальный ИК-пульт ДУ (Presentation tool) с лазерной указкой и кнопками смены слайдов и комплект программного обеспечения. Таким образом, VPL-CX75 представляет собой завершенный комплект для проведения беспроводных презентаций (по крайней мере, без проводов между компьютером и проектором) или презентаций вообще без компьютера, когда слайды демонстрируются с карточки Memory Stick. Все хорошо, да вот только до нашей тестовой лаборатории добрался не он, а CX70 — лишенный беспроводных возможностей аналог CX75. Что ж, на безрыбье и рак — рыба, протестируем CX70, а там, глядишь, в наши сети попадется и беспроводной проектор от Sony.
Комплект поставки
- Проектор
- Руководство пользователя)
- Кабели
- Питания
- Видео, VGA, mini D-sub 15 pin
- USB, тип A на тип B
- ИК-пульт ДУ и две батарейки AA для него
- Запасной фильтрующий элемент воздушного фильтра
- Сумка для переноски
Сумка мягкая, особыми защитными свойствами не обладает, есть только один большой карман для аксессуаров.
Паспортные технические характеристики
Технология проецирования | LCD |
Матрица | 0,79″, p-Si TFT, 4:3 |
Разрешение матрицы | 1024×768 |
Объектив | зум 1,2x; F = 1,6-1,78; f = 23,5-28,2 мм |
Лампа | 165 Вт, UHP |
Срок службы лампы | 3000 ч |
Световой поток | 2000 лм, ANSI |
Контрастность | 350:1 (способ измерения не указан) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 4:3 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | минимум 1 м (1,2-1,4 м) |
максимум 7,6 м (9-10,4 м) | |
Входы |
|
Выходы | USB |
Частота развертки | горизонтальная: 19-92 кГц |
вертикальная: 48-92 Гц | |
Форматы входного сигнала | телевизионные: NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM |
компонентные видеосигналы: Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): DVD, SDTV, HDTV (480i/480p/540p/576i/576p/720p/1080i) | |
аналоговые RGB-сигналы: VGA-SXGA+ (640×480 — 1400×1050 пикселей) | |
Встроенная звуковая система | моно, 1 Вт, 40×20 мм |
Уровень шума | 30 дБ |
Размеры (Ш×В×Г) | 298×69×244 мм |
Масса | 2,9 кг |
Потребляемая мощность | 240 Вт (4 Вт в «спящем» режиме) |
Напряжение питания | 100-240 В, 50-60 Гц |
Цена (на момент написания статьи) | 1650 евро |
Ссылка на сайт производителя | www.sony.ru |
Внешний вид
Верхняя и передняя панели изготовлены из пластика с жемчужно-белым покрытием и защищены тонкой прочной пленкой. Остальные части корпуса — пластмасса с серебристо-серым покрытием. Электрические разъемы находятся на левой панели, при этом все, кроме разъема питания прикрыты крышечками.
От пыли крышечки, конечно, защищают и с эстетической точки зрения неподключенный проектор выглядит лучше, но хлопот пользователю они (крышечки) при коммутации проектора с компьютером добавляют — и так разъемы теснятся друг к другу, а тут еще и крышечки мешаются.
На правом боку расположены решетка крохотного динамика, разъем для замка Кенсингтона, три кнопки-качалки (фокус, зум, коррекция боковых трапецеидальных искажений) и три светодиодных индикатора.
На верхней панели в узкой блестящей вставке выстроились в ряд 4 блестящие кнопки (одна из них — двухпозиционная качалка TILT) и такого же стиля пятипозиционный джойстик.
Сразу отметим, что джойстик довольно тугой, его ребра острые, а сам он скользкий — в итоге пользоваться им не удобно. ИК-приемников два — передний скрыт за вставкой с обозначением модели, а второй, на задней панели, расположен за матовым круглым окошком — над светящимся логотипом SONY (при желании эту иллюминацию можно отключить).
Так же как и Sony VPL-ES2, данный проектор имеет моторизированный привод заслонки объектива и выдвигающейся передней ножки. При включении проектора заслонка отодвигается, а ножка выдвигается на высоту, которая была на момент выключения проектора. При выключении — ножка втягивается, а заслонка закрывает объектив.
Высота ножки меняется или кнопкой-качалкой TILT на контрольной панели, или с помощью пульта ДУ. Высоту двух задних ножек в очень небольших пределах можно изменить, вкручивая / выкручивая их из корпуса. На днище проектора есть три резьбовых отверстия (просто в пластике, без металлических втулок), предназначенных для крепления к кронштейну.
Пульт
Пульт ДУ довольно большой; в руке лежит удобно; самые нужные кнопки легко находятся на ощупь; подсветки нет, зато есть движок включения/выключения, использование которого может предотвратить неожиданную смерть батареек при случайном нажатии кнопок (например, при транспортировке в сумке).
Соединив проектор и компьютер USB-кабелем, пользователь получает в свое распоряжение беспроводную мышь: кнопка R CLICK эмулирует нажатие на правую кнопку, кнопка снизу на пульте (прямо под указательным пальцем) — на левую, а синий джойстик-пимпочка передвигает курсор. Самое удобное в этой троице органов управления — это «левая» кнопка. Джойстик просто ужасен: чтобы двигать курсор на него надо надавливать вниз и в бок, усилие слабо коррелирует со скоростью движения курсора — в общем, или придется приспосабливаться, или забыть про него.
Меню
Все дифирамбы, которые мы пропели экранному меню Sony VPL-ES2 остаются в силе, так как у CX70 оно практически такое же. Если вкратце, то меню очень удобное, русифицированное.
Правда, читабельность русскоязычной версии хуже, чем у английской, так как длинные русские слова подвергнуты безжалостному сокращению (лучше бы сократили не слова, а их количество в названиях пунктов).
Подключение к источнику сигнала
Пользователь, успешно (см. выше замечание про крышечки разъемов) справившийся с первой задачей — физически соединив проектор и компьютер (или другой источник видеосигнала), — далее не должен встретить никаких затруднений. Если включен параметр Auto Input Search, то при включении проектор сам найдет активный источник сигнала, иначе — кнопкой INPUT (на корпусе или на пульте) придется выбрать нужный. Единственно, с компонентным подключением придется повозиться: во-первых, приобрести кабель-переходник с mini D-sub 15 pin на 3 RCA, во-вторых, в меню SET SETTING параметру Input-A Signal Sel. присвоить значение Component.
Источник аудиосигнала подключается к разъему 3,5 мм миниджек.
Управление проекцией
Центр проекции смещен вверх так, что нижний край изображения находится немного ниже оси объектива. Механизмы фокусировки и трансфокатора имеют электрический привод. Поэтому, регулировка зума и настройка фокуса осуществляются не рычажками и колесиками, а кнопками качалками ZOOM и FOCUS на корпусе проектора, или, включив соответствующий режим кнопкой LENS, курсорными кнопками пульта. Нажатие на кнопку включает привод на короткое фиксированное время, и только при удержании кнопки привод переходит в непрерывный режим работы. Таким образом можно достаточно быстро грубо настроить зум/фокус, а затем мелкими шажками аккуратно отъюстировать размер изображения и фокус. Мало того, если включен режим Auto Focus, то при включении проектор настроит фокус автоматически. В любом случае функцию автоматической настройки фокуса можно вызвать кнопкой FUNCTION 3 пульта. К работе этой функции нет никаких претензий — по крайней мере, в наших условиях, при различных значениях зума и расстояния до экрана результат автоматической фокусировки не поддавался ручному улучшению.
На этом автоматизация не заканчивается. Благодаря встроенному гравитационному датчику проектор может автоматически корректировать вертикальные трапецеидальные искажения (максимум +/-30 градусов) каждый раз при изменении высоты передней ножки. Разумеется, при необходимости такой корректировкой можно заняться вручную.
Функция под фирменным названием Side Shot позволяет устранять горизонтальные трапецеидальные искажения (максимум ±20 градусов). Соответственно, даже расположив проектор под углом к экрану, можно получить геометрически неискаженное изображение. Корректировать придется вручную, кнопкой качалкой SIDE SHOT на корпусе или курсорными кнопками вправо-влево пульта, включив данный режим кнопкой TILT/KEYSTONE. Замечания два: во-первых, совместное использование вертикальной и горизонтальной коррекции уменьшает диапазон устранимых искажений (еще он зависит и от типа сигнала), и, во-вторых, коррекции эти цифровые, а значит, ухудшающие качество картинки, поэтому, по возможности, лучше ими не пользоваться.
Для того чтобы упростить настройку фокуса, зума и корректировку трапецеидальных искажений в соответствующих режимах на экран выводится специальный шаблон. При желании его можно отключить, выключив триггер Test Pattern, и настраивать проекцию, используя текущее изображение.
Есть только один режим трансформации изображения — Wide, который поджимает картинку сверху и снизу до соотношения сторон 16:9, да и то этот режим не доступен в случае компьютерного VGA-подключения. Только для VGA-подключения доступны функции цифрового увеличения (4-хкратное максимум) и стоп-кадра. Вызываются они кнопками ± из группы D ZOOM и кнопкой FREEZE, соответственно. Проекция на экран временно выключается кнопкой PIC MUTING.
Для различных типов проекции (потолочное / настольное размещение; проекция на просвет / фронтальная) изменение параметра Image Flip позволит подобрать нужное отражение/поворот картинки. Согласно нашей условной классификации проектор можно отнести к среднефокусным, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать на линии первого ряда зрителей или за ними. Однако, такое требование справедливо, скорее, для просмотра широкоформатного фильма, фильмы 4:3 и тем более презентации можно смотреть и при большем удалении от экрана и проектора.
Настройка изображения
Настроек изображения немного: контрастность, яркость, насыщенность, контурная резкость (High, Middle и Low) и цветовая температура (High и Low).
Для компьютерного подключения настроек еще меньше: остаются контрастность, яркость и цветовая температура и добавляется параметр Gamma Mode, изменяющий гамма-коррекцию и принимающий только два значения: Graphics — правильная передача полутонов — и Text — повышенная контрастность.
В списке Picture Mode можно выбрать один из двух предустановленных профилей — Dynamic или Standard.
Первый больше подходит для проведения презентаций, когда изображение должно быть максимально ярким и контрастным, а второй, например, для просмотра фильмов, когда хочется хоть какой-то достоверности в цветах. Пользовательских профилей нет, но настройки автоматически сохраняются для каждого видеовхода и профиля. Яркость лампы (и шум тоже) можно немного увеличить, выбрав значение High для настройки Lamp Mode.
Дополнительные возможности
Кнопки на корпусе проектора можно заблокировать, включив режим Panel Key Lock, а предотвратить несанкционированное использование поможет защита паролем из 4-х цифр (функция Security Lock). Простой процедуры сброса пароля в руководстве не описано, забывшим пароль рекомендуют обращаться в сервис-центр. Нетерпеливых пользователей, возможно, заинтересует функция Off & Go — после 15-тиминутной работы проектор накапливает достаточно энергии (видимо в конденсаторах), чтобы ее хватило для вращения вентиляторов до полного охлаждения лампы. Поэтому, выключив проектор кнопкой ON/STANDBY и подождав, пока он закроет объектив шторкой и втянет ножку, его можно отсоединять от сети. Правда, придется еще подождать некоторое время, прежде чем класть его в сумку, и вообще, с нашей точки зрения данная функция является скорее подстраховкой от перегрева лампы при неправильном (случайном) выключении питания. В нормальной ситуации разумнее дать проектору полностью остыть, и только затем отсоединять его от сети.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут. Результаты измерений для проектора Sony VPL-CX70:
Световой поток | |
— Максимальная яркость | 2215 лм |
— Режим пониженной яркости | 1835 лм |
Равномерность | +11%, -27% |
Контрастность | 190:1 |
Приятно, что у второго подряд проектора от Sony световой поток соответствует (даже на 10% выше) указанному в паспортных характеристиках. Контрастность достаточная для презентационного проектора и средняя для кинотеатрального. Равномерность освещения экрана хорошая.
Звуковые характеристики
Шумит проектор умеренно, а в режиме пониженной яркости проектор тише, чем некоторые кинотеатральные модели. Вот результаты измерений (методика приведена тут):
Режим | Уровень шума, дБА |
Максимальная яркость | 41 |
Пониженная яркость | 34,5 |
Максимальная яркость и включенный режим разреженной атмосферы | 45,5 |
Последняя строчка помогла нам выстроить субъективную шкалу громкости. В дальнейшем мы будем придерживаться мнения, что:
Уровень шума, дБА | Субъективная характеристика |
35 | шум низкий, при просмотре фильмов на шум проектора внимания не обращаешь, так как он заглушается саунд-треком и фоновыми шумами помещения |
40 | шум умеренный, заглушается громким саунд-треком, голосом докладчика и т. д. |
45 | шум высокий, рядом с проектором находится дискомфортно, слышен на фоне саунд-трека и голоса докладчика |
Итого, выделяя диапазоны:
Уровень шума, дБА | Оценка |
< 35 | Очень тихо |
35-40 | Тихо |
40-45 | Умеренно громко |
>45 | Очень громко |
Конечно, данная шкала субъективная, грубая, подразумевает исключения (например, проектору, расположенному далеко от зрителей или в шумопоглощающем боксе допустимо шуметь погромче) и основана только на нашем способе измерения уровня шума.
Встроенный динамик довольно громкий, но и искажения на полной громкости большие.
VGA-подключение
Тестирование проводилось при разрешении VGA-сигнала равном 1024 на 768 пикселей и вертикальной частоте обновления экрана 60 Гц. На белое поле освещено равномерно и не имеет заметных цветовых неоднородностей. Черное поле в центре заметно светлее, чем по краям, бликов и цветных пятен на нем нет. Геометрия идеальная, сетки пикселей четкие, но сетка из горизонтальных линий толщиной в 1 пиксель очень неприятно мигает. Данный эффект заметен только на этой тестовой таблице, любые другие (как и реальные изображения) лишены этого артефакта. Цвета яркие, плашки зеленого и циана выглядят бледными, другие чистые цвета воспроизводятся довольно достоверно. Шкала серого в светах имеет зеленоватый оттенок, а в тенях — красноватый. Слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях, хроматические искажения объектива небольшие (ширина цветной каймы по границам объектов не превышает 1/3 пикселя). Функция автоподстройки под параметры VGA-сигнала работает быстро, но не всегда идеально — приходится прибегать к ручной подстройке или сначала выводить «удобные» изображения и только затем нажимать на кнопку APA, включающую автоподстройку.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Яркостная четкость (ТВЛ) | ||
композитный | 540 | Очень хорошо |
S-Video | 530 | Очень хорошо |
компонентный, 576i и 480i | более 540 | Отлично |
компонентный, 480p | 540 | Очень хорошо |
Цветовая четкость (ТВЛ) | ||
композитный | 130 | Отлично |
S-Video | 160 | Отлично |
компонентный, 576i и 480i | более 270 | Отлично |
компонентный, 480p | 230 | Очень хорошо |
В целом качество картинки хорошее. На шкале серого оттенки темнее 95% уже не отличаются от 100% черного, впрочем, такое сужение динамического диапазона можно признать не существенным. Никакого хитрого деинтерлейсинга нет — изображение выводится по полям.
После просмотра подборки фрагментов фильмов, мы можем сказать, что лучше всего проектору удаются яркие, контрастные сцены, характерные для комедий и анимационных фильмов. Там где действие протекает в условиях недостаточной освещенности (ночь, подземелья и т. д.), чувствуется недостаток глубины черного, являющийся следствием скорее не низкой контрастности, а высокой яркости проектора. Скомпенсировать этот недостаток поможет экран достаточно большого размера (шириной 2 м и более), полное затемнение и светопоглощающее покрытие стен и потолка. При выполнении этих условий, проектор можно рассматривать в качестве условно-кинотеатрального (пригодного для просмотра фильмов в свободное от презентаций время), так как разрешения матрицы вполне достаточно для просмотра DVD-фильмов, а уровень шума от системы вентиляции низкий. Доводами против кинотеатрального применения являются не совсем идеальная цветопередача, а также скудность настроек изображения и режимов трансформации изображения.
Выводы
Проектор Sony VPL-CX70 — это простой в использовании презентационный проектор, освобождающий пользователя от части подготовительной рутины, так как поиск сигнала, корректировка вертикальных трапецеидальных искажений, подстройка изображения и фокусировка могут выполняться в автоматическом режиме, кроме того, проектор сам открывает-закрывает объектив, и выдвигает ножку на запомненную высоту. Низкий уровень шума системы вентиляции, относительно высокая контрастность и достаточное разрешение матрицы позволяют не исключать и ограниченное кинотеатральное применение данного проектора.
Достоинства:
- Простой в использовании
- Высокая степень автоматизации
- Низкий уровень шума
- Очень удобное и русифицированное меню
Недостатки:
- Достойных упоминания нет
за предоставленный проектор Sony VPL-CX70