Кинотеатральный LCD-проектор SONY VPL-HS10 Cineza


Невысокая цена (около $3 500), неплохие заявленные технические характеристики, стильный дизайн и всем известный производитель — все это относится к проектору SONY VPL-HS10 Cineza. А стоит ли покупать проектор, ориентируясь только на прайс-листы, сравнивая циферки «потребительских характеристик», рассматривая мелкие картинки в Интернете и предпочитая известные бренды? Мы считаем, что нельзя. Самое разумное — отобрать кандидатов на покупку по нескольким главным критериям (чаще всего самый главный — это цена), а затем лично протестировать их на фрагментах разных фильмов. Надеемся наши обзоры подскажут, на что следует обращать особое внимание.

projector

Комплект поставки

  • Проектор
  • Документация
    • Несколько брошюр хорошего качества с руководством пользователя на разных языках и отпечатанное на ризографе руководство на русском
  • Кабели
    • Питания, с евровилкой, 2 м
    • Многофункциональный видеокабель с разъемом PJ multi с одной стороны и компонентным (3 RCA), S-Video и композитным (RCA) разъемами с другой, 10(!) м
  • ИК пульт ДУ и две AА батарейки для него
  • Кинофильтр
  • Сменный картридж с воздушным фильтром

SONY, конечно же не удержалась, и придумала разъем PJ multi. Не беда, что нестандартный, достать соответствующие кабели трудно, а сам разъем не выглядит достаточно надежным. Главное — он свой, фирменный. Странно, почему это другие производители, когда им нужно совместить в одном разъеме несколько функций используют стандартные многоштырьковые, например VGA или DVI? Ведь любой купив стандартные разъемы и кусок кабеля запросто сделает себе необходимый переходник, а не понесет денежки фирме-производителю проектора. Хорошо хоть у проектора от SONY есть три самых обычных видеовхода и цифровой DVI. Но, чтобы подключить компьютер без цифрового DVI, придется достать переходник PJ multi-VGA.

Как сказано в инструкции, проектор через какое-то время сам попросит заменить ему воздушный фильтр. Тут-то и пригодится запасной. Когда же и он засориться, придется у SONY новый покупать. В проекторах не-от-SONY фильтры чаще всего можно просто пылесосом чистить. Опять же глупые производители выгоду свою упускают.

Для повышения контраста и улучшения передачи телесных тонов предлагается навинтить на объектив кинофильтр. К чему это приводит — см. ниже.

Паспортные технические характеристики

Технология проецирования LCD
Матрица 0,87″, полисиликоновая активная TFT, 3-х панельная, 16:9
Разрешение матрицы 1 366×768 (W-XGA)
Объектив зум 1,3x, F = 1,85-2,2, f = 33,6-42 мм
Лампа 180 Вт UHP
Срок службы лампы нет данных
Световой поток 1200 лм (ANSI)
Глубина цвета 16,7 млн. цветов
Контрастность 700:1
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 1 м (1,5-1,8 м)
максимум 7,6 м (11,7-14,1 м)
Входы
  • Видео, композитный, RCA
  • Видео, S-Video
  • Видео, компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr), 3 RCA
  • Видео, DVI-D (цифровой)
  • Видео, PJ multi совмещает в себе композитный, S-Video, компонентный, VGA-RGB и видео-RGB
  • mini-USB, сервисный
Дополнительные разъемы Memory Stick
Частота развертки горизонтальная 19-72 кГц
вертикальная 48-92 Гц
Форматы входного сигнала телевизионные: NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, SECAM
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): HDTV, SDTV, DVD (480i/480p/576i/576p/720p/1080i/1080-24PsF)
аналоговые RGB-сигналы: VGA, SVGA, XGA
Уровень шума 30 дБ
Встроенная звуковая система 2 по 2 Вт
Размеры (Ш×В×Г) 345×148×369 мм
Масса 5,4 кг
Потребляемая мощность 260 Вт
Напряжение питания 100-240 В, 50-60 Гц

Внешний вид

SONY всегда старалась сделать свою продукцию стильной или хотя бы выделяющейся на фоне других. Данный проектор не является исключением. Контраст между белым корпусом и черной фронтальной панелью, между полукруглой задней частью корпуса и почти прямой, как обрубленной, передней, хромированные кнопки, объектив, спрятанный за защитным стеклом — все это не может не привлечь внимание.

Спереди по центру большое просветленное защитное стекло закрывает объектив. Если потянуть крышечку над стеклом вперед, а затем вверх, то она снимается. После чего с некоторым усилием снимается и само стекло. Для герметичности оно посажено на резиновый ободок с липким слоем. Теперь доступ к объективу открыт и можно навинтить на него кинофильтр или дополнительные линзы. Справа и слева от объектива находятся большие вентиляционные решетки. На самом краю передней панели размещены слот для Memory Stick и окошко ИК-приемника.

Все разъемы располагаются сзади внизу на узкой панели, утопленной в корпус. Подключаться очень неудобно, а при манипуляциях с кабелями приходится придерживать проектор спереди, после чего защитное стекло оказывается все в отпечатках пальцев. Над панелью с разъемами находится маленькое круглое окошко ИК-приемника.

Сверху расположены 4 индикаторных светодиода и логотип SONY, который подсвечивается (подсветка отключается через меню).

Справа, ближе к передней части, находятся три миниатюрные кнопки, миниджойстик и три двухпозиционные кнопки-качалки. Ниже этих кнопок расположена квадратная кнопка высвобождения ножки-подставки.

Проектор устойчиво стоит на двух широких обрезиненных ножках (передняя регулируется по высоте). Снизу находятся воздухозаборная решетка, крышки воздушного фильтра и отсека лампы, а также динамик.

Пульт

Пульт, довольно большой и широкий. В руке лежит удобно, а до любых кнопок можно дотянуться не перехватывая его в руке. В принципе, кнопки хорошо дифференцированы и находятся на ощупь, но постоянно вместо стрелки вниз нажимается кнопка вызова меню Memory Stick (MS SLIDE), а кнопка влево-ENTER-вправо слишком широкая. Пользоваться джойстиком на самом проекторе гораздо удобнее. Надписи зеленой краской на втором ряду кнопок практически не читаются. Подсветка (включается кнопкой LIGHT) очень слабая. На проекторе и спереди и сзади есть по ИК-приемнику, а значит пультом можно будет без проблем пользоваться практически при любом расположении проектора.


Меню

Меню состоит из 6 главных страниц, обозначенных непонятными пиктограммами. Отдельная страница (MENU SETTING) посвящена настройкам меню.

На ней можно отключить вывод экранных сообщений (параметр Status), выбрать язык меню (пункт Language, русского нет), изменить расположение меню на экране (Menu Position) и поменять цвет фона меню (Menu Color). При изменении некоторых параметров изображения (яркость, контрастность и т. д.) меню исчезает с экрана, только внизу остается полоска с ползунком изменяемого параметра — так проще оценить влияние настройки на картинку.

Когда выбран какой-либо параметр, нажатие на кнопку RESET на пульте возвращает его к значению по умолчанию.

Подключение к источнику сигнала

Все 8 источников изображения последовательно перебираются кнопками INPUT на пульте или на проекторе. Переключение происходит с некоторой задержкой, поэтому легко промахнуться. Тогда придется пролистывать список сначала. Эти источники обозначены как: Video 1 (композитный), S-Video 1, Input-A, Video 2 (композитный), S-Video 2, Component (компонентный), Digital (DVI-D)и MS (Memory Stick). Источники с цифрой 2 и Input-A относятся к разъему PJ multi. Режим работы (VGA-RGB, компонентный или видео-RGB) источника Input-A указывается в меню SET SETTING (параметр Input-A Signal Sel.).

На той же странице выбирается режим работы входа DVI-D (параметр Digital Signal Sel., переключение между компьютером и видеооборудованием с цифровым выходом). Кнопка APA на пульте вызывает функцию автоматической подстройки под VGA-сигнал. Переключение параметра Smart APA в значение On заставит срабатывать эту функцию при каждом изменении VGA-сигнала. Также предусмотрена ручная подстройка. По умолчанию проектор автоматически определяет телевизионный стандарт. При возникновении проблем стандарт выбирается в меню (параметр Color System).

На странице INFORMATION выводятся горизонтальная и вертикальная частоты, номер ячейки памяти, где записан текущий режим и его разрешение.

Управление проекцией

Наведение на резкость и зуммирование автоматизированное, управляется кнопками-качалками FOCUS и ZOOM на корпусе проектора или с пульта (сначала выбирается нужный режим кнопкой LENS, затем курсорными кнопками производится настройка). С одной стороны удобно, что эти операции можно проводить с пульта, не вставая с меcта, с другой — фокусировка традиционным поворотом кольца объектива все же быстрее и точнее. Положение объектива относительно матрицы не меняется и настроено так, что нижний край изображения находится чуть выше оси объектива.

Вертикальные трапецеидальные искажения (±12 градусов) устраняются или вручную через меню, или, когда параметру V Keystone присвоено значение Auto, автоматически. В последнем случае, проектор определяет величину отклонения от горизонтального положения и сам проводит нужную корректировку.


Через меню (параметр Side Shot) или кнопками (SIDE SHOT) на проекторе или на пульте корректируются горизонтальные трапецеидальные искажения (от 12 градусов совместно с коррекцией вертикальных искажений и до 20 градусов, если корректируются только горизонтальные). Если параметр Test Pattern имеет значение On, то при настройке фокуса, зума и корректировки трапецеидальные искажений на экран автоматически выводится тестовая таблица.

Когда источником видеоизображения не является компьютер, тогда доступны 7 режимов трансформации изображения. Они последовательно перебираются кнопкой WIDE MODE на пульте или в меню. Переключение режимов происходит утомительно медленно. Таблица ниже дает представление о том, как они работают.


Режимы трансформации изображения.

В режиме Wide Zoom в отличие от Full центральная часть изображения искажается меньше, чем верхняя и нижняя. Режимы Zoom и Subtitle очень похожи — в последнем кроме возможности сдвинуть изображение вверх-вниз добавляется также опция поджатия нижней части изображения, чтобы титры поместились на экране.

В меню INSTALL SETTING параметр Image Flip поможет правильно настроить изображение при различных типах проекции (фронтальной / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, поэтому при фронтальном проецировании должен быть расположен или перед, или на линии зрителей. Существует возможность увеличить или уменьшить фокусное расстояние объектива с помощью двух соответствующих опциональных линз-насадок.

Настройка изображения

Настройки изображения зачем-то спрятаны в подменю Adjust Picture... на странице PICTURE SETTING.


При любом подключении доступны для регулировки контрастность, яркость и цветовая температура (параметр Color Temp., только три значения — High, Middle и Low), а также присутствует параметр Cinema Black, включающий режим пониженной яркости лампы.


При подключении к компьютеру (RGB-VGA или DVI-D) и при просмотре содержимого Memory Stick добавляются следующие два параметра: RGB Enhancer (меняет резкость изображения) и Gamma Mode (два значения — Graphics, соответствует «нормальной» гамме, и Text, при котором контраст максимален). В случае некомпьютерного видеоисточника имеется возможность настроить насыщенность (Color), оттенок (Hue), резкость (Sharpness), уровень черного (Black Level Adj., три значения — High, Low и Off) и режим чересстрочного преобразования (параметр DDE, принимает значения Off (выключен), Progressive (работает преобразование в прогрессивный сигнал) и Film (работает преобразование в прогрессивный сигнал и пересчет 3-2, который необходим для корректного воспроизведения фильмов, полученных с кинопленки). В общем-то и все. Никаких тонких настроек гаммы и цветового баланса, уже ставших обычными для кинотеатрального проектора. Предустановленных профилей всего три (Dynamic, Standard и Cinema) и пользовательских тоже три (User 1-3). Впрочем предустановленные тоже настраиваются. Профили загружаются через меню (пункт Picture Mode) или кнопками на пульте (группа PICTURE MODE).

Дополнительные возможности

Главная дополнительная функция, которая оказалась абсолютно вне нашего рассмотрения, но несомненно заинтересует владельцев фото- и видеокамер от SONY и Samsung (просим у них прощения), — это просмотр содержимого Memory Stick. Почти треть из 60-ти страничного руководства посвящена описанию того, что можно вытворять с картинками и видеороликами, записанными на Memory Stick. Но увы, такой карточки под рукой не оказалось, да и все наши тесты посвящены в основном кинотеатральному использованию проекторов.

Когда нет сигнала на активном входе на экран выводится заставка (параметр Background определяет черный или синий цвет фона), а, если при этом включен режим сохранения энергии (Power Saving установлен в On), то проектор через 10 минут выключит лампу, но вентиляторы оставит включенными. Рекомендуется включить режим усиленной вентиляции (High Altitude Mode = On), если проектор эксплуатируется на высоте более 1 500 м.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI. Яркость и контрастность проектора, выставленные производителем по умолчанию, были немного скорректированы, чтобы добиться различия в тестовых полях шкалы серого (4 самых темных и 4 самых светлых с разницей в 5%). В процессе измерений зум был выставлен на максимальное значение, режим Cinema Black выключен. К сожалению кабеля (PJ multi-VGA) для подключения к компьютеру у нас не было, а изображение с DVI-D входа (максимальное разрешение — 1024 на 768) нельзя растянуть на всю площадь экрана. Поэтому видеоизображения с тестовыми таблицами выводились с помощью S-Video-подключения, что не соответствует стандарту ANSI.

Результаты измерений для проектора SONY VPL-HS10 Cineza:

Световой поток 1040 лм
Равномерность +5%, -19%
Контрастность 140:1

Световой поток всего на 13% меньше заявленного. Будем считать, что полученное значение находится в пределах разброса параметров отдельных экземпляров и погрешности измерения. Равномерность вполне даже удовлетворительная. Контрастность очень низкая. Измерения контрастности в центральной части экрана при DVI-D-подключении привели к большему значению — 230:1. Таким образом, значение контрастности по ANSI находится где-то между двумя этими величинами. Включение режима Cinema Black приводит к уменьшению светового потока до 890 лм, т. е. на 14%, контрастность и равномерность при этом не меняются.

Звуковые характеристики

Проектор громко жужжит вентиляторами. Такое впечатление, что они плохо сбалансированы. Включение режима Cinema Black снижает уровень шума до более-менее приемлемого уровня. В режиме High Altitude Mode проектор шумит еще сильнее. Встроенный динамик воспроизводит звуки только при просмотре видеороликов с карты Memory Stick, а потому его звучание не исследовалось. Его громкость регулируется или с пульта или через меню.

VGA-подключение

Не тестировалось из-за отсутствия кабеля PJ multi-VGA.

DVI-подключение

Тестирование качества изображения проводилось при подключении к видеокарте ASUS 9520VS, установленной в компьютере под управлением Windows XP Professional, программами Monitor Nokia Test версии 1 и 2. Подключение осуществлялось с помощью цифрового DVI-кабеля. Именно цифрового, так как разъем на проекторе цифровой, а значит универсальные (аналоговые и цифровые одновременно) кабели не подойдут. Проектор тестировался в разрешении 1024 на 768, т. е. при максимально возможном, которое поддерживается. Это разрешение меньше разрешения матрицы (1366×768), поэтому визуальной оценке подвергалась только центральная часть экрана.

Белое поле залито ярким белым цветом и очень равномерное. Черное поле воспринимается скорее как серое (контрастность-то низкая) и в цветных разводах малой интенсивности. К геометрии претензий нет. Автоматическая коррекция трапецеидальных искажений работает правильно. Шкала серого при любом из трех возможных значений цветовой температуре имеет ярковыраженную цветную окраску. Цвета очень яркие, насыщенные и правильные. Горизонтальные сетки и сетки в шахматном порядке воспроизводятся без артефактов, а вот на вертикальной сетке в один пиксель заметна рябь в правой половине экрана. И это при цифровом подключении! Хроматические аберрации объектива и несведение находятся на приемлемом уровне (ширина цветной каймы не более 0,5 пикселя).

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Тестирование проводилось с помощью топового DVD-плеера Pioneer, европейская модель DV-757Ai (~$1000) с видеоЦАПами 12 бит 108 МГц и прогрессивной развёрткой (в NTSC). Подключение по компоненте производилось с помощью метрового кабеля Supra AV3 (~$100/метр, Швеция). Использовались диски с высокобитрейтовыми DVD-фильмами, DVD-диск (NTSC) с примерами статичных и динамичных сцен и с испытательными тестовыми таблицами и SVCD (PAL и NTSC, 720×576(480), MPEG-2, 8 Mбит/с) с оригинальными тестовыми таблицами.

При различных способах подключения качество изображения закономерно ухудшалось в ряду компонентный > S-Video > композитный. Яркостная четкость составляла более 540 ТВЛ при компонентном и S-Video-подключении, при композитном снижалась до 520 ТВЛ. Цветовая четкость при компонентном подключении достигла хорошего показателя в 220 ТВЛ, и составила менее 90 ТВЛ при S-Video- и композитном подключении. Тестовые таблицы с однотонными цветными полями и градиентными заливками отличались правильной цветопередачей и хорошей яркостью. Артефактов на цветных полосках не обнаружено.

Очень большая длина кабеля PJ multi (10 м), его маленький внешний диаметр (около 4,5 мм), а также многочисленные независимые проводники, которые спрятаны под внешней оболочкой, вызвали у нас сомнения в его качестве. Мы сравнили тестовые изображения при подключении по компонентному входу с использованием нашего недешевого кабеля и этого, PJ multi. К нашему недоумению никакой потери в четкости мы не обнаружили. Надо признать, что SONY сделала неплохой кабель минимального диаметра и большой длины. Конечно претензии к качеству RCA-разъемов у нас остались — контакты не позолочены, значит могут окисляться, а внешний цилиндрический контакт не подпружинен.

Включение прогрессивного преобразования (параметр DDE равен Progressive или Film) приводит к повышению вертикальной четкости статичных изображений, а на двигающейся мире муара становится меньше. Просмотр DVD-дисков, полученных оцифровкой кинопленки, выявил редкие артефакты в виде «расчески» при DDE, установленном в Film (работает фирменная технология пересчета (стяжки) 3-2 CineMotion (TM)), а при DDE равном Progressive артефактов не замечено. В целом работу функции деинтерлейсинга следует признать удовлетворительной. С другой стороны, вероятно, оставить прогрессивное преобразование на совести источника видеосигнала, подключенного к любому из входов, поддерживающих прогрессивный видеосигнал (а выбрать есть из чего), будет более правильным решением.

Для оценки кинотеатрального эффекта было просмотрено несколько фрагментов фильмов с DVD-дисков различного качества. Вот наши впечатления:

Проектор поразил нас сочными и яркими красками, даже при просмотре фильмов в незатемненном помещении. Мы с большим удовольствием посмотрели фрагменты красочной и динамичной комедии-боевика «Пятый элемент» и несколько серий «Симпсонов». К сожалению, темные детали изображения (например черная одежда) выглядели просто черными, без деталей и оттенков темно-серого. Фильмы с темными сценами при стандартных настройках яркости и контрастности смотреть просто невозможно — ничего не видно. Только тогда, когда мы выкрутили яркость почти на максимум, стали различаться детали изображения. При этом от мрачной атмосферы «ужастиков» ничего не осталось. Все выглядело так, как будто действие из мрака перенеслось в яркий солнечный день. От таких фильмов детям кошмары сниться не будут. Кстати, режим Cinema Black мы включили сразу — все-таки шум меньше, черный чуть почернее, а яркости и так хватает. Фильтр, который предлагается навинтить на объектив, дабы улучшить контрастность и передачу телесных тонов, особых изменений в лучшую стороны не принес. Скорее наоборот, деталей в тенях стало еще меньше, а все изображение приобрело легкий сиреневый оттенок. Очень положительную роль сыграло большое разрешение матрицы. Цифровых артефактов интерполяции практически не заметно, а корректировка вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений не сопровождается потерей четкости изображения.

Выводы

Достоинства:

  • Большое разрешение (1366×768) матрицы формата 16:9
  • Яркие и сочные цвета
  • Высокая яркость (1200 лм)
  • Относительно низкая цена

Недостатки:

  • Низкая контрастность (примерно 185:1)
  • Очень скудные возможности по настройки изображения
  • Высокий уровень шума
  • Нестандартный разъем PJ multi
  • Меню нерусифицировано

С нашей точки зрения проектор SONY VPL-HS10 Cineza не очень подходит для создания серьезного домашнего кинотеатра. Скорее он может служить одним из компонентов развлекательного центра вашего дома. Яркие фильмы, мультфильмы, семейная кинохроника — вот амплуа этого проектора. Гасить свет или зашторивать окна нет необходимости, так как светового потока вполне достаточно для просмотра видеофильмов при большой побочной засветке экрана. Тем более темнота помешала бы Вашим друзьям рассмотреть эту стильную и дорогую игрушку (на всякий случай логотип все же подсвечивается). Обсуждение увиденного на экране заглушит звук от вентиляторов, а разместить проектор можно где-нибудь в сторонке — все равно исправить можно и вертикальные и горизонтальные трапецеидальные искажения. Любителей всяких электронно-механических штучек наверняка порадует хайтеховская начинка — моторизированные фокус и зум и автоматическая коррекция вертикальных трапецеидальных искажений. И уж вне всякого сомнения наличие у Вас кино- и фотоаппаратуры, использующей карточки Memory Stick является еще одним доводом в пользу SONY VPL-HS10. Интересно, а если покупать проектор вместе с AIBO, может скидку дадут?


Благодарим компанию «Скан Офис Сервис» за предоставленный на тестирование кинотеатральный проектор SONY VPL-HS10 Cineza





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.