Проектор Mitsubishi-XD300U позиционируется производителем как решение для офиса и для дома. Как использовать проектор в офисе понятно — проводить презентации. Как развлекаться с помощью проектора дома тоже вполне очевидно — ничего другого, как смотреть с его помощью фильмы, в голову не приходит. Насколько хорошо это весьма недешевое устройство (3995 евро) может совмещать обе функции, мы и попытаемся выяснить.
Комплект поставки
- Проектор
- Сумка
- Руководство на русском языке
- Кабели
- Видео, VGA, mini D-sub 15 pin, 1,8 м
- PS/2, mini-DIN 9 pin на PS/2
- USB, mini-DIN 9 pin на USB
- RS232, mini-DIN 9 pin на D-sub 9 pin
- ИК-пульт ДУ и две батарейки АА для него
Сумка мягкая, с одним большим карманом.
Руководство на русском языке не отличается высоким качеством печати. На разъемах Mitsubishi решила сэкономить, поэтому совместила в одном mini DIN 9 pin три порта: PS/2, USB и RS232. Соответствующие кабели-переходники в комплект входят, но ведь они могут и потеряться. Хорошо хоть в руководстве приведена распайка всех штырьков — необходимый кабель можно изготовить самостоятельно.
Паспортные технические характеристики
Технология проецирования | DLP, с одной матрицей и четырехсегментным (WRGB) светофильтром |
Матрица | микрозеркальная (DMD), 0,7″, DDR |
Разрешение матрицы | 1024×768 |
Объектив | зум 1,15x, F2,4-2,7, f = 33,7-38,8 мм |
Лампа | 200 Вт |
Срок службы лампы | 4000 ч |
Световой поток | 2100 лм (ANSI) |
Глубина цвета | 16,7 млн. цветов |
Контрастность | 2000:1 (full-on/full-off) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 4:3 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | минимум 1,02 м (1,5-1,7 м) |
максимум 7,62 м (11,2-14,1 м) | |
Входы |
|
Выходы |
|
Частота развертки | горизонтальная 15-91 кГц |
вертикальная 50-85 Гц | |
Форматы входного сигнала | телевизионные: NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM |
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): HDTV, SDTV, DVD (480i/480p/720p/1080i) | |
аналоговые RGB-сигналы: VGA, SVGA, XGA, SXGA | |
Встроенная звуковая система | 2 Вт, моно |
Уровень шума | 30 дБ(A) |
Размеры (Ш×В×Г) | 300×96×245 мм |
Масса | 3,0 кг |
Потребляемая мощность | 270 Вт |
Напряжение питания | 100-240 В, 50-60 Гц |
Внешний вид
Корпус из магниевого сплава имеет строгий дизайн. Все разъемы находятся на правом боку. Как показывает практика проведения презентаций, такое решение является наиболее удобным. Сзади — только решетка вентиляции и окошко ИК-приемника. Спереди тоже есть ИК-приемник, но он спрятан где-то за большой черной решеткой. Также за этой решеткой находится воздушный фильтр, который необходимо периодически чистить пылесосом или промывать в мыльной воде. На левом боку присутствуют разъем для замка Кенсингтона и еще одна решетка. Сверху — 6 кнопок, два индикаторных светодиода и отверстия динамика.
Две передние регулируемые по высоте пластмассовые ножки расположены немного несимметрично относительно корпуса, поэтому оба фиксатора на ощупь находятся не сразу. Нижняя часть ножек с резиновой таблеткой всегда параллельна поверхности, на которой стоит проектор, так как закреплена на шарнире. Задние ножки в небольших пределах тоже регулируются по высоте. Объектив глубоко утоплен в корпус, что является дополнительной защитой от его повреждения, например при транспортировке.
Пульт
Пульт очень удобно лежит в руке благодаря особой эргономичной форме.
Наиболее часто используемые кнопки находятся прямо под большим пальцем. Большая кнопка-джойстик в центре служит только для управления курсором мыши, а для навигации по меню существуют отдельные 4 кнопки. Такое разделение функций понравится тем, кому трудно управлять кнопкой-джойстиком, но в результате курсорные кнопки оказались расположенными далеко друг от друга, а значит, скорость навигации по меню несколько снизилась. После подключения проектора к порту PS/2 или USB компьютера, появляется возможность управлять курсором мыши с пульта. При этом кнопка, расположенная снизу на пульте прямо под указательным пальцем, эмулирует левую кнопку мыши, а специальная кнопка сверху — правую кнопку мыши. В целом эмуляция мыши удобная, рисовать, конечно, не получиться, но при некоторой сноровке операции типа потащил-и-бросил осуществить можно. В пульт встроена лазерная указка, которая включается кнопкой LASER. Подсветки нет. Зато пульт можно научить командам другого пульта, например от DVD- или VHS-плеера. Для этого в нижней части пульта выделено 8 программируемых кнопок и переключатель DVD/VIDEO. Т.е. всего запоминается до 16 команд.
Меню
Экранное меню цветное, с пиктограммами, понятное, а навигация удобная. Читабельность меню снижает только то, что оно слишком мелкое. Меню довольно грамотно русифицировано.
Подключение к источнику сигнала
Все видеовходы поделены на 4 группы. В группах VIDEO 1 IN и VIDEO 2 IN находятся по одному композитному и одному S-Video-входу. Последний имеет преимущество: если сигнал подается одновременно на композитный и на S-Video-вход из одной группы, то выбран будет S-Video. В группах COMPUTER 1 IN и COMPUTER 2 IN находятся по одному разъему mini D-sub 15 pin.
Группы VIDEO 1(2) IN имеют раздельные аудиовходы (гнездо 3,5 мм стереоминиджек), а на обе группы COMPUTER 1(2) IN — один аудиовход. Переключение между группами осуществляется или 4 кнопками на пульте, или кнопками COMPUTER и VIDEO на корпусе проектора. С помощью кабелей-переходников mini D-sub 15 pin на 3 RCA или на SCART к входу COMPUTER 2 IN можно подключить источник компонентного Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr) или RGBS(SCART)-видеосигнала, соответственно. Режим работы этого входа выбирается в меню. Внешняя звуковая система и монитор подключаются к выходам AUDIO OUT и COMPUTER OUT. Ручных настроек параметров VGA-сигнала необычно много (13!), но прибегать к ним необходимости нет, так как автоматика срабатывает быстро и правильно.
Управление проекцией
Изменение фокусного расстояния и фокусировка осуществляется с помощью удобных рычажков на объективе. Проекция настроена очень сильно вверх так, что нижний край изображения примерно на 1/4 высоты выше оси объектива. Посмотрим, не ухудшило ли это геометрию.
Функция цифровой коррекции трапецеидальных вертикальных и горизонтальных искажений (вызов — кнопками KEYSTONE на пульте и на самом проекторе) исправит геометрические искажения даже при значительных отклонениях оси объектива от нормали к экрану.
Переключение проектора в режим ANAMORPHIC (через меню или кнопкой 16:9 пульта) позволит без искажений смотреть анаморфированные фильмы. При этом положение изображения 16:9 настраивается: в центре, вверху или внизу экрана 4:3.
Кнопка пульта EXPAND вызывает или функцию цифрового увеличения, или переводит проектор в режим проекции 1:1, т. е. без интерполяции изображения к разрешению матрицы. Обе функции работают только при VGA-сигнале. В меню FEATURE в пункте EXPAND MODE выбирается нужный режим работы этой кнопки. Кнопки STILL и MUTE на пульте отвечают за функции стоп-кадра и временного выключения изображения и звука, соответственно. Функция картинка-в-картинке (кнопка P in P на пульте) позволяет поверх компьютерного изображения вывести окно с видеоизображением, полученным от источников из группы входов VIDEO IN. Положение дополнительного окна настраивается курсорными кнопками. В меню INSTALLATION в пункте IMAGE REVERSE выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор длиннофокусный, а значит, в некоторых случаях может быть расположен за зрителями.
Настройка изображения
Настроек изображения много. Всегда можно отрегулировать яркость и контрастность. При активном подключении из группы VIDEO IN становятся доступными параметры, меняющие насыщенность, оттенок (для NTSC-сигнала) и контурную резкость. В списке GAMMA MODE выбирается тип коррекции кривой гаммы (DYNAMIC, STANDRD и THEATER), а в COLOR TEMP. — одно из предустановленных значений цветовой температуры (STANDRD, LOW и HIGH) или настроенный пользователем баланс синего и красного (с помощью параметров контраста и яркости красного и синего).
Параметр COLOR MATRIX отвечает за включение режима тонкой подстройки цветового баланса. Это предлагается делать, меняя значения 8 параметров, влияющих на интенсивность трех основных и трех дополнительных цветов, а также на баланс всех цветов.
Настройки для COLOR MATRIX автоматически сохраняются в двух профилях (VIDEO и COMPUTER) в зависимости от типа активного подключения. К сожалению, в проекторе не предусмотрено сохранение настроек в пользовательских профилях. Хорошо хоть настройки запоминаются для каждого типа подключения. Включение поддержки цветового пространства sRGB (параметр sRGB в меню IMAGE) дезактивирует все настройки, влияющие на цветовой баланс, и должно обеспечить «правильные» цвета (при «правильном» источнике изображения, конечно). В реальности сквозная поддержка sRGB — это миф, а основная проблема как раз в устройствах отображения (проекторы, мониторы, принтеры и т. д.). Поэтому цветной значок sRGB всего лишь служит для привлечения внимания покупателей.
Дополнительные возможности
Самая интересная дополнительная функция — это возможность захватить изображение (пункт IMAGE CAPTURE), проецируемое с компьютера, и использовать его в качестве заставки при включении проектора, в отсутствие сигнала или в режиме MUTE.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI (подробности в этой статье).
Результаты измерений для проектора Mitsubishi-XD300U:
Световой поток | 1700 лм |
Равномерность | +31%, -39% |
Контрастность | 420:1 |
Светового потока с запасом хватит, чтобы на экране более 2 м шириной все было хорошо видно в слегка затемненном помещении. Экран освещается неравномерно: в верхней части экрана яркость более чем в 1,5 раза ниже, чем в нижней. Это и обусловило большую неравномерность освещенности. Контрастность высокая.
Звуковые характеристики
Динамик негромкий. Вентиляторы шумят довольно громко, но особого раздражения или утомления это не вызывает.
VGA-подключение
Белое поле равномерно залито чистым белым цветом (яркость плавно уменьшается снизу вверх, поэтому на глаз ее изменение почти не заметно). Граница между пикселями практически неразличима. Черное поле чуть-чуть светлее в левом нижнем углу, без бликов и цветных разводов. Присутствуют небольшие трапецеидальные искажения: вверху изображение немного шире, чем внизу. Фокусировка слегка неравномерная в вертикальном направлении, т. е. в фокусе или низ картинки, или верх. Все это — последствия смещения центра проекции сильно выше оси объектива. Сетки в один пиксель проецируются без каких-либо артефактов. Шкала серого с достаточным количеством оттенков и без отклонений от серости. Цвета воспроизводятся правильно, но неярко. Хроматические аберрации объектива очень маленькие: ширина цветной каймы на границах контрастных объектов не превышает 0,25 пикселя. Максимальная вертикальная частота при разрешении 800 на 600 — 120 Гц, 1024 на 768 — 120 Гц, 1280 на 960 — 75 Гц, 1600 на 1200 — 75 Гц.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Тестирование проводилось с помощью топового DVD-плеера Pioneer, европейская модель DV-757Ai (~$1000) с видеоЦАПами 12 бит 108 МГц и прогрессивной развёрткой (в NTSC). Для подключения к источнику компонентного сигнала использовался самодельный кабель-переходник с mini D-sub 15 pin на 3 RCA (1,5 м). В тестах принимали участие диски с высокобитрейтовыми DVD-фильмами, DVD-диск (Video Essentials, NTSC) с примерами статичных и динамичных сцен и с испытательными тестовыми таблицами и диски DVD-RW (PAL и NTSC, 8 Mбит/с) с оригинальными тестовыми таблицами.
Яркостная четкость составила более 540 ТВЛ при любом способе подключения. Однако в случае PAL-сигнала при композитном и S-Video-подключении имелись явные ошибки алгоритмов интерполяции и(или) деинтерлейсинга, в результате которых яркостная четкость сильно уменьшалась. Цветовая четкость при композитном подключении составила 90, S-Video — 130, компонентном — 200, а при компонентном прогрессивном (480p) — более 270 ТВЛ. Тестовые таблицы с однотонными цветными полями и градиентными заливками отличались хорошей цветопередачей и не содержали артефактов.
Два параметра определяют работу алгоритма преобразования чересстрочного изображения в прогрессивное: VIDEO MODE и CINEMA MODE. Первый может принимать следующие значения: CCS, CCS+DCDi, DCDi и OFF, второй — AUTO и OFF. Работа этих функций на тестовых изображениях была очень неустойчивой, а качество сильно зависело от типа подключения и телевизионного стандарта. Тем не менее, удалось выяснить, что при VIDEO MODE = CCS горизонтальные границы цветных объектов становились стабильнее; при VIDEO MODE = DCDi неподвижные части изображения выводились в прогрессивном режиме, а меняющиеся от кадра к кадру — в чересстрочном, чтобы избежать появления «расчески», но исключить мерцание неподвижных объектов; режим CCS+DCDi — это сочетание двух предыдущих, а при VIDEO MODE = OFF деинтерлейсинг выполнялся с помощью вертикального размытия на одну строку. Включение (CINEMA MODE = AUTO) режима автоматического определения видеоизображения, полученного оцифровкой прогрессивного материала (т.е. кинопленки), иногда приводило к очень качественному деинтерлейсингу. Стоит отметить, что в целом функция деинтерлейсинга работает достаточно осторожно, т.е. скорее изображение потеряет в вертикальной четкости, чем появятся артефакты деинтерлейсинга.
Частота смены цветов на четырехсегментном (WRGB) светофильтре равна 120 Гц.
Кинотеатральные тесты (просмотр фрагментов нескольких фильмов) дали несколько неожиданные результаты. В отличие от многих DLP-проекторов с четырехсегментным светофильтром Mitsubishi XD300U продемонстрировал достаточно хорошую яркость цветов. Для этого правда пришлось выбрать режим гамма-коррекции под названием THEATER, пожертвовав общей яркостью изображения (уменьшилась где-то на 50%). Фильмы с темными сценами смотрятся неплохо: глубина черного и динамический диапазон в тенях хорошие. В тоже время шум матрицы на самых темных участках изображения бросается в глаза. Яркие фильмы и мультфильмы удаются проектору очень хорошо. Глубина цветов более чем достаточная, а так как разрешение матрицы довольно большое и границы между пикселями практически не видно, то картинка воспринимается очень объемной и выразительной. Эффект радуги заметен, а шум от системы охлаждения мог бы быть и поменьше.
Выводы
Достоинства:
- Высокие контрастность (440:1) и яркость (1700 лм)
- Очень удобный и функциональный пульт ДУ
- Большой срок службы лампы (4000 ч)
- Неплохие для DLP-проектора с четырехсегментным светофильтром кинотеатральные задатки
- Меню русифицировано
Недостатки:
- Шум на темных участках изображения
- Заметен эффект радуги
Проектор Mitsubishi XD300U является подходящим инструментом для проведения презентаций в больших помещениях. В меньших по размеру и затемненных он неплохо выступит в роли кинопроектора. К сожалению, за такую универсальность придется заплатить немалую сумму.
Благодарим представительство Mitsubishi Electric в России за предоставленный на тестирование проектор Mitsubishi XD300U