Mavica MVC-CD 1000
Пишем кадры на CD
В цифровых фотокамерах Sony для записи информации традиционно используются
«нетрадиционные» носители. В серии CYBERSHOT — карты памяти
Memory Stick, а в Digital MAVICA — 3,5″ дискеты. И если с остальным
миром цифровой фотографии совместимости нет, то внутри Sony (Memory
Stick — универсальный носитель для фото, видеокамер, аудио и видео проигрывателей,
компьютеров) и в компьютерном мире (3,5″ дискета) совместимость
полная. Если дискеты маловато для цифрового фотоаппарата, то можно использовать
MSAC-FD2M адаптер для Memory Stick. Устройство это пригодится и для
переноса информации в компьютер и для замены дискеты картами памяти
Memory Stick в камерах Mavica моделей FD85, FD90, FD95.
В фотокамере Mavica MVC-CD 1000 в качестве носителя используется mini CD-R диск диаметром 8 см. А имя Mavica (Magnetic Video Camera — класс цифровых аппаратов Sony с электромагнитной технологией записи информации, появившийся в начале 80-х прошлого века) досталось ей по наследству от MVC — FD95. Это та же мощная и увесистая камера с десятикратным оптическим зумом, системой стабилизации изображения Super Steady Shot и 2,1 мегапиксельной ПЗС матрицей.
Главная особенность камеры — пишущий информацию на CD-R блок. На фирменный
диск «for Mavica» можно записать 156 Мб данных и получить
после съемки готовый и долговечный фотоархив. При цене в 4 у.е. за
диск даже обычная фотопленка не может с ним конкурировать по стоимости
кадра. На CD для камеры возможна только однократная запись и потому
доступность таких дисков в продаже будет определять популярность камеры
и самой технологии записи информации на мини CD. Фирменный CD-R Sony
найти в Москве оказалось не просто, а вот диски других производителей
(SKC 185 Мб по 40 рублей в декабре) найти можно. При каждом включении
камера будет рекомендовать Вам использовать фирменный диск Mavica, если
Вы установили другой. При первой установке чистого диска в фотоаппарат
происходит процедура инициализации длительностью несколько минут, после
чего можно снимать. Для того, чтобы просматривать отснятый материал
на компьютере с помощью обычного CD дисковода без специального ПО диск
должен быть финализирован. Каждая финализация «съедает» немного
свободного места (первая — более 10 МБ, последующие меньше). Инициализацию
и финализацию лучше производить при питании камеры от внешнего блока
питания или при полностью заряженных батареях. Это не значит, что батареи
будут «посажены» полностью этими энергоемкими процедурами.
При нормальной инициализации-финализации ресурс батареи (1,5 часа) уменьшится
на 10-15 минут. Однако небольшой сбой (загрязнение диска, например)
может существенно затянуть финализацию. Так финализация нефирменного
диска в одном из тестов длилась около 25 минут и если бы не полностью
заряженные батареи, информация на диске могла быть потеряна из-за прерывания
процедуры. Подобный сбой произошел всего один раз и, конечно же, это
редкость. Можно посоветовать в подобной ситуации не останавливать финализацию,
если Вам дороги Ваши кадры. С помощью прилагаемого к камере ПО DirectCD
(Adaptec) нефинализированный диск будет читаться на CD дисководе Вашего
компьютера. К сожалению, версия Direct CD должна быть специальной для
Mavica и пока свободно скачать ее нельзя.
С камерой можно работать и через USB подключение к компьютеру. У Вас «появится»
дополнительный съемный CD дисковод. Кроме несомненных плюсов, которые
дает CD-R технология, есть у камеры и минусы, возникающие из-за ее применения.
При записи снятого кадра нужно «избегать вибраций», а при
инициализации и финализации камеру лучше «положить и не трогать».
Однако в процессе тестирования с камерой обращались как с обычным фотоаппаратом
— аккуратно и не более того, и сбоев не возникало. Видимо не зря блок
записи на CD был установлен на «громоздкую» и «тяжелую»
FD-95. Запись на CD делает съемку более медленной (Вы не сможете снимать
кадр за кадром в формате JPEG 1600×1200 с интервалом меньшим 5-6 секунд,
а в формате TIFF 1600×1200 меньшим 30-40 секунд). Время готовности камеры
к съемке после включения так же немалое — 10-20 секунд. Для CD-R устройства
в цифровой камере нужен дополнительный емкий буфер, но он бы еще «поднял»
цену на эту недешевую «первую CD ласточку».
Технические характеристики и функции
объектив | 10х ZOOM f = 6,0-60,0 мм (39,0-390,0 мм экв. 35 мм ) f/2.8, резьба под фильтр 52 мм, система стабилизации Super Steady Shot |
сенсор, АЦП | ПЗС 1/2,7″, 2,1 млн.пикс. (эффект. 1,92 млн), АЦП 12 бит на канал, ISO 80 - 226 (автоматический выбор, возможно максимальная чувствительность больше — до 300) |
формат записи | MPEG1 (320×240 — 15 секунд, 161×120 — 40 секунд), JPEG (сжатие с качеством fine) и TIFF, 1600×1200, 1600(3:2), 1024×768, 640×480, GIF, MPEG AUDIO |
разрешение | для кадра TIFF 1600x1200 не хуже 1100x950 |
CD-R | запись и чтение на 8 см диск, макс. скорость чтения 8, записи 4 |
видоискатель | дисплей TFT 2,5″, 560×220 точек, псевдооптический видоискатель TFT, 800×225 точек, автоматически включается |
фокусировка | автоматическая пассивная, ручная, диапазон для 39 мм 25 см — inf (макро от 3 см), для 390 мм 80 см — inf |
экспозамер, режимы | центровзвешенный и точечный, приоритет диафрагмы, выдержки, экспокоррекция с шагом 1/3 в диапазоне ±2,0EV, отработка выдержек 8 сек — 1/500, в режиме приоритета диафрагмы 1/30-1/500 |
сюжетные программы | «авто», «приоритет диафрагмы», «приоритет выдержки», «сумерки», «сумерки +», «ландшафт», «панфокус» |
баланс белого | «авто», «дневной свет», «в помещении», «ручная» |
вспышка | встроенная диапазон 0,6-2,5 м с режимами «авто», «заполняющая», «предотвращение эф. красных глаз», внешняя HVL F1000 Minijack соединение. |
таймер | задержка 10 сек |
цифровой зум | 2-х кратный |
видео выход | NTSC / PAL |
электропитание | Sony InfoLITHIUM Stamina батарея NP-F550, 8,4 Вольт, энергопотребление: 4,9 Ват при использовании LCD экрана, 4,5 Ват при использовании видоискателя |
масса | 990 г |
размер | 137×131×212 мм |
Снимок спектра, полученного от источника лампа КГМ на дифракционной решетке. Заметно небольшое уменьшение общей чувствительности в зоне границы «красный»-«зеленый». |
Управление камерой
Органы управления камерой: включение/выключение, «ползунок» трансфокатора и громкости воспроизведения звука, кнопки выбора и настройки баланса белого, сюжетных программ, кнопка подъема встроенной вспышки, переключатели съемки фото/видео/просмотра и включения/выключения режима стабилизации, четырехпозиционная кнопка управления настройками меню с подтверждением выбора нажатием, кольцо на объективе для ручной фокусировки. Видоискатель камеры автоматически включается, если камера поднесена к глазу. Наводка на резкость осуществляется автоматически по центральной области кадра и вручную с помощью кольца на объективе. Глубина резкости хорошо передается как на ЖК дисплее, так и в видоискателе. Ручная фокусировка электрическая и при настройке зависит не только от поворота кольца фокусировки, но и от скорости его вращения, потому требует привыкания. Камера в режиме автофокуса и стабилизации медленно фокусируется (и снимает) на удаленных предметах (до 2 сек). Можно зафиксировать экспозицию и фокусировку, поджав наполовину кнопку спуск, однако в видоискателе будет отображаться «вмороженная» картинка возможного будущего кадра и перекадрировать с вмороженными настройками «непросто».
Управление камерой через дисплейное меню:
|
|
настройки камеры «setup»: режим видео, язык, часы, звук затвора, яркость дисплея |
настройки «camera»: вкл/выкл цифрового зума, повышение резкости, мощность вспышки, экспокоррекция |
|
|
настройки «file»: инициализация/финал. диска, сенсор поворота камеры, нумерация кадров, размер файла, тип файла |
настройка «effect»: эффекты, впечатывание даты в кадр |
Меню работы с данными:
Отснятые кадры можно просматривать поочередно, выбирая из «превьюшек» или как слайд-шоу. Их можно поворачивать (удобно для просмотра на экране телевизора), удалять (но это не добавит места на диске), защищать от удаления, помечать для последующей печати, сохранять в буфер камеры и записывать на другой диск, масштабировать.
Качество снимков
Оптический зум 6-60 мм (39-390 мм экв для 35 мм кадра) позволяет снять не сходя с одного места и архитектурный ансамбль и фрагмент его сооружения. При этом 39 мм еще не настолько «широко» чтобы появились заметные искажения. |
||
|
|
|
При съемке на длинном фокусе не обойтись без системы стабилизации изображения Super Steady Shot. Снимок слева получен при выключенной системе стабилизации при выдержке 1/50 и фокусном расстоянии объектива 390 мм (для 35 мм кадра), справа при включенной.
|
Снимать камерой на длинном фокусе не очень удобно. Камера медленно «готовится» к съемке и приходится спешить, чтобы объект «не ушел». Второй попытки, скорее всего, не будет. Если объект не в центре кадра и мал, то автофокус может легко промазать. Мощный зум объектив на 390 мм покажет Вам «весь спектр» хроматических аберраций. Фрагмент кадра размером 357 КБ можно посмотреть здесь. Шумы камеры в тенях и светах незначительны, но заметны во всем диапазоне яркости. При недостаточном освещении автофокусировка камеры работает хорошо. Если объект в центре кадра будет пойман в фокус и рядом не будет других эквивалентных по «контрасту» мишеней, то камера удержит его в фокусе, даже при смещении до 1/3 размера кадра. Пассивная фокусировка хорошо справляется при съемке через стекло.
При съемке можно выбрать один из вариантов настройки цветового баланса: «в помещении», «вне помещения», «авто» или настроить баланс вручную по белому листу. Для того, чтобы определить, чему же соответствует «вне помещения» или «в помещении», можно снять «белую стену» с различными настройками. По результатам съемки при освещении люминесцентной лампой видно, что «в помещении» — это лампа накаливания, «вне» — дневной свет, «автоматический баланс» нормально справится с задачей, слегка сместив цвета на фотографии в сторону теплых (желтого) тонов.
«Художественная» обработка изображения при съемке:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соляризация |
Камера имеет два сюжетных режима съемки в сумерках Twilight и Twilight+. Эти режимы традиционны для Sony и отличаются выдержкой, на которой производится съемка. В Twilight+ выдержка составляет 2 сек, в Twilight 1/30 сек. Приведенный снимок был снят в режиме Twilight+ с выдержкой 2 сек, диафрагмой 2,8 и «пленкой» ISO 80. Если снимать его как просто Twilight, то ничего, кроме окон не видно. При съемке в сумерках режим «+» позволяет получать более светлые снимки и с большей глубиной резкости (при включенном стабилизаторе).
В режиме «Панфокус» хорошо снимать ландшафт. При этом объектив устанавливается в самое «короткое» положение и камера работает, как простейшая мыльница с широкофокусным объективом, установленным на гиперфокус. Гиперфокальное расстояние - это минимальное расстояние, после установки объектива на него объекты из «бесконечности» будут переданы на снимках «резко». Для объектива с фокусным расстоянием в 39 мм и диафрагмой 11, допустимого круга нерезкости 0,035 мм гиперфокальное расстояние составляет 4 м. При этом предметы от 2 м до бесконечности на снимке будут «резкими».
В режиме «макро» камера работает только с автофокусом и на «коротких фокусах». Можно снять объект размером 40 мм в полный кадр по длинной стороне в диапазоне фокусных расстояний 6,0-15,0 мм. При этом, хотя Sony и рекомендует снимать «макро» на самом коротком фокусе, лучше попытаться медленно отодвигаясь от объекта, на который уже сфокусирована камера, увеличивать фокусное расстояние. В этом случае можно избежать едва заметной бочкообразной дисторсии на самых коротких фокусах и затенения объекта камерой, правда, потеряв во времени.
Несмотря на (или именно потому) «громоздкость» и «вес», фотоаппаратом удобно снимать. Однако легко и привлечь внимание лиц, «следящих за порядком» (попросят разрешение на съемку) и его нарушающих. Несколько легких заранее инициализированных дисков и заряженная батарея, которой хватит на 1,5 часа съемки (вот бы еще батарейный блок под «пальчики») располагают к прогулкам и фотоохоте на «поседливую» дичь. Камере не хватает большего буфера для серийной съемки кадров (видеоклип 320×240 все же не замена фотографии) и более надежного узла крепления к штативу, зато есть крышка на объектив и штатный шнурок для ее крепления к аппарату. Камера легко работает с телевизором, но довольно разборчива при подключении к компьютеру. Драйверы и программы для работы с ней непросто найти в сети.
Дополнительно |
|