Olympus Camedia E-10


Olympus Camedia E-10

Новейшая камера во многих отношениях. Во-первых, она имеет 4-мегапиксельную ПЗС матрицу, а во-вторых, это первая специально разработанная, как цифровая зеркальная камера, с возможностью ручной фокусировки по матовому экрану. Выглядит камера очень солидно, и по весу, и по габаритам, и по наличию роскошной бленды на объективе. В общем, серьезная камера, и серьезный подход. Камера оснащена светосильным объективом с 4-кратным изменением фокусного расстояния, 9-36 мм, и с эффективным относительным отверстием 1:2 — 1:2,4.

Обещаны и дополнительные афокальные насадки: 3х-кратная телескопическая TCON-300 (F:2,8), 1,45х-кратная телескопическая TCON-14B(F:2,4), 0,8х-кратная широкоугольная WCON-08B (F:2) и насадочная линза для макросъемки MCON-35 (F:2 -F:2,4). Камера знает о существовании этих насадок, и если в меню сделать соответствующий выбор, то будут внесены необходимые поправки в работу автоматики.

пультИзменение фокусного расстояния производится вручную — поворотом кольца на объективе, на ободе которого нанесены значения фокусного расстояния. Подобная конструкция изменения фокусного расстояния мне представляется очень удобной, но нет в мире совершенства, и стандартный пульт дистанционного управления, поставляемый вместе с камерой, не может управлять фокусным расстоянием объектива. С данной камерой пульт фактически дает возможность управлять только спуском затвора. Поворачивающийся ЖК-экран может использоваться и как видоискатель, правда, на нем наблюдается некоторая полосатость. Особенно это не мешает, но осадок остается.

Большинство операций с камерой осуществляется с помощью кнопок и переключателей на корпусе.

Olympus Camedia E-10
Olympus Camedia E-10
Olympus Camedia E-10
Olympus Camedia E-10
Чтобы внимательнее рассмотреть органы управления, щелкните по фотографиям мышкой

На долю меню достается не так уж много.

меню меню
меню меню

Функции меню интуитивно понятны, кроме изображенных на экране 3/3. Это, как выясняется по прочтению инструкции, — громкость имитации работы затвора и громкость предупредительных сигналов.

К камере прилагается инструкция для пользователя на 204 страницах. Но повторить все это по-русски ее создатели, к сожалению, не смогли.

Информация о параметрах съемки видна как на ЖК-экране, так и в оптическом видоискателе.

экран экран

Можно получить и почти исчерпывающую информацию об уже снятом кадре.

экран экран

Ручная фокусировка осуществляется вращением кольца на объективе, которое, однако, не напрямую механически перемещает линзы, а включает моторный привод. Поэтому на этом кольце вместо метража только 2 значения: ближе — дальше. Такая система фокусировки обусловлена тем, что объектив рассчитан не идеально, и при изменении фокусного расстояния, чтобы сохранить изображение резким, линзы надо дополнительно перемещать. Т.о. при вращении кольца изменения фокусного расстояния у вас всегда включается мотор, подстраивающий фокус. Дистанция съемки индицируется на ЖК экране, расположенном на задней крышке камеры. Изображение между матрицей и матовым экраном делится светоделительным кубом с полупрозрачной поверхностью. В автоматическом режиме доставшаяся к нам на тестирование камера вела себя превосходно. Однако показываемые на экране значения расстояния до объекта вызвали некоторое недоумение. Так, сравнение значений на ЖК экране и полученных с помощью рулетки показало, что дистанция у данной камеры отсчитывается от точки, совпадающей с передней линзой объектива или даже находящейся чуть-чуть перед ней. В пленочных камерах, да и в оптике вообще, принято отсчитывать расстояние от плоскости изображения. метка плоскости изображенияНа приличных камерах на корпусе поставлена метка, от которой следует производить отсчет (см. фото справа). Но это еще цветочки.

Дальше мы перешли к собственно ручной фокусировке по матовому стеклу. И здесь мы получили результаты, существенно отличающиеся от получаемых автоматикой, которые к тому же зависели от выбранного значения фокусного расстояния. Так, при F=9 мм, когда объект, расположенный на расстоянии более 100 м, был абсолютно резко виден на матовом стекле, камера индицировала расстояние всего в 5 м, а снятое изображение оказалось нерезким. Далее мы попытались всеми доступными средствами сфокусироваться на объекте, расположенном на расстоянии 1 м от передней линзы объектива. При автоматической наводке на резкость камера индицировала этот самый метр, и дала вполне резкое изображение. При попытке наводки вручную при максимально резком изображении на матовом стекле камера индицировала уже около 0,5 м, и снятое изображение оказалось нерезким. Фокусировка по ЖК-экрану дала значение расстояния, близкое к данному автоматикой, и изображение получилось резким. Здесь заметим, что в виде тест — объекта мы использовали радиальную миру и при наводке на резкость добивались максимально выраженного муара на изображении миры.

Виновным в значительном разбросе результатов фокусировки может быть только неотъюстированное матовое стекло, поскольку если воспользоваться автофокусировкой, а потом переключиться в ручной режим, но не трогать кольцо ручной фокусировки, то изображение на снимках будет абсолютно резким, как бы мы не изменяли фокусное расстояние объектива. Собственно, блок объектив — матрица специальной юстировки не требует, необходимо только обеспечить достаточный диапазон перемещения объектива. Перемещая объектив внутри него, мы всегда сможем сфокусироваться на объекте, находящемся на любом расстоянии. Юстировка необходима для того, чтобы привести в соответствие значение шкалы на экране. Возможная методика юстировки мне представляется следующим образом: Объект устанавливается на заданном расстоянии перед камерой, после этого запускается специальная программа автофокусировки, добивающаяся резкого изображения на матрице, и полученное положение объектива приписывается заданному расстоянию, отображаемому на экране. Собственно, на этом можно было бы успокоиться, если бы камера не была зеркальной. Но теперь нам надо добиться, чтобы оптический путь от объектива через делительный куб до матового стекла оказался в точности равен расстоянию до матрицы. Как его добиться, не совсем понятно, поскольку шкала, отображаемая на экране, довольно грубая, и с помощью нее фокусировать камеру на заданное расстояние достаточно сложно. Ошибка отсчета при расстоянии порядка 1 м будет равна 10 см, а при наводке на бесконечность возможен перебег объектива за фокусное расстояние. Привычный обладателям Зенита прием — повернуть кольцо фокусировки до упора для установки на бесконечность — с этой камерой не проходит. Разумным решением было бы программно установить камеру на значение, которое она считает бесконечностью, а после этого перемещать матовое стекло, добиваясь резкого изображения в видоискателе. Но если это и возможно, то никакого намека на юстировочные винты для перемещения матового стекла и кнопки для перемещения объектива в режим, соответствующий бесконечности, на камере не наблюдается. Возможно, все это доступно при частичной разборке камеры. Однако, у меня сложилось впечатление, что эта частичная разборка больше будет напоминать полную.

Ну, в общем, факт остается фактом, конкретную камеру отъюстировать забыли или уронили при транспортировке. Дополнительная проверка двух фотоаппаратов Olympus E-10 на идентичность наводки на резкость в автоматическом и ручном режимах (по ЖК-дисплею и по матовому стеклу) показала полную идентичность результатов. Поэтому можно считать, что фотоаппарат, подвергшийся тестированию, является досадным исключением. Однако, в любом случае, рекомендуем проверить качество юстировки при покупке в магазине.

Возможности сохранения снятых кадров весьма богатые: можно использовать как SmartMedia, так CompactFlash тип 2, правда с IBM, видимо, не договорились, поэтому работа с IBM microdrive не гарантируется.

Универсальность не ограничивается картами памяти, аналогичный подход и к питанию. Модуль для батареек имеет весьма хитрую конструкцию и позволяет использовать как фирменные CR-V3, так и стандартные батарейки размера АА.

АА

Результаты тестов

Разрешение

мира мира
мира мира

Как и ожидалось, наилучшее разрешение наблюдается в зеленом канале. По количеству пикселей, необходимых, чтобы отобразить один штрих, оно не отличается от 3-мегапиксельных камер, но поскольку кадр больше, то имеем разрешение 1800 вертикальных и 1350 горизонтальных штрихов на кадр. Черная и белая линии — это два штриха.

Спектральные характеристики

спектр

Снимок спектра галогенной лампы накаливания КГМ250, полученный с помощью дифракционной решетки. Белая линия соответствует длине волны 632,8 нм. Фотографии сделаны при выдержке 1/2 с и диафрагме 2,8. Приведенные спектры наглядно демонстрируют, что перед матрицей расположены зональные красный, зеленый и синий фильтры, и для воспроизведения спектрально чистых желтых и голубых тонов необходимо существенно переэкспонировать снимок.

Характеристические кривые

Для получения качественного снимка необходимо иметь пленку с предсказуемыми характеристиками. Производители пленок постоянно проводят гигантский объем сенситометрических испытаний. И хотя большинство пользователей интересуются обычно только одним из результатов этих испытаний — чувствительностью пленки, однако тестирования всех партий пленки проводятся по полной программе. Их результаты постоянно публикуются, как в рекламных проспектах, так и в рекомендациях для лабораторий. Уровень гласности в отношении характеристик матриц пока далек от ситуации с традиционными светочувствительными слоями.

Мы попытались провести собственные сенситометрические испытания матрицы камеры.

Сначала немного о терминах, и как это делается в классической фотографии.

Сенситометрия в буквальном переводе означает измерение чувствительности. Современная сенситометрия включает в себя также и методы определения коэффициента контрастности, плотности вуали, спектральной чувствительности, разрешающей способности и др. Взаимосвязь между экспозицией и плотностью почернения в графическом исполнении называется характеристической кривой. Для характеристики каждой фотопленки должно быть получено семейство характеристических кривых. Каждое такое семейство будет полным только в том случае, если для любой комбинации проявителя, времени и температуры известна характеристическая кривая. Для черно-белой пленки необходимо получить около 300 кривых.

Одной из основных характеристик является скорость, с которой меняется оптическая плотность в зависимости от экспозиции. Эту характеристику обозначают и называют коэффициентом контрастности, который равен тангенсу угла наклона прямолинейного участка характеристической кривой к оси абсцисс. Диапазон изменения логарифма экспозиции, соответствующий прямолинейному участку характеристической кривой, называется фотографической широтой и обозначается L.

Постановка эксперимента.

Проводилась съемка объекта, имеющего множество равномерно освещенных граней, при освещении дневным светом и галогенной лампой накаливания.

объект

Изменялись выдержка и диафрагма. Для площадок, выделенных красной рамкой, были построены зависимости яркости точек изображения от условий экспонирования. В результате было получено семейство характеристических кривых для разных значений чувствительности матрицы. В дальнейшем мы покажем, что, на наш взгляд, чувствительность матрицы правильнее называть индексом экспозиции. Поскольку площадки освещены равномерно, то разброс значений яркостей точек для каждой из площадок использовался для оценки отношения сигнал/ шум.

график

Зависимость логарифма яркости точек изображения от логарифма длительности экспозиции. Измерения для площадки N 4.
Кружками отмечены точки, полученные при ISO 80, треугольниками — при ISO 320. Голубой цвет точек соответствует дневному свету, желтый — лампам накаливания. Цвет кривых соответствует каналу. Черным цветом обозначены кривые, соответствующие яркости белого света.

Поскольку освещенность объектов при дневном и искусственном освещении не совпадала, то для одинаковой яркости точек требовалось разное время экспозиции, поэтому кривые сдвинуты друг относительно друга.

Поскольку зависимость имеет ярко выраженный степенной характер, то мы построили график логарифма яркости точек площадки N 4 от логарифма времени экспозиции (интервал между точками равен изменению экспозиции вдвое). Таким образом, тангенс угла наклона — это показатель степени. Для линейного участка кривой мы получаем следующие значения для коэффициента контрастности:

ISO 80 320
дневное освещение 0,85 0,75
галогенная лампа накаливания 0,8 0,76

Коэффициент контрастности определялся как тангенс угла наклона линии, соединяющей две точки, различающиеся по экспозиции в 16 раз.

Светочувствительность в единицах ISO определяется по стандартной характеристической кривой и равна 0,8 / H, где логарифм экспозиции H в лк*с соответствует плотности 0,1 над линией «оптическая плотность вуали». Проблема состоит в том, что характеристическая кривая считается стандартной, если изменение оптической плотности между величинами 0,1 и 0,9 над линией «оптическая плотность вуали» происходит при изменении логарифма экспозиции на 1,3. Т.е. коэффициент контрастности для такой кривой (изображена на рисунке пунктиром) должен быть равен 0,615. Мы предполагаем, что аналогом оптической плотности проявленного светочувствительного слоя является логарифм яркости точек цифрового изображения. Меняя доступным нам образом усиление сигнала с матрицы (изменяя ISO в меню), мы не можем получить стандартной характеристической кривой и, следовательно, стандартным образом оценить чувствительность. Однако фотография столь многообразна, что подобный случай уже встречался. Так, светочувствительность в единицах ISO, ASA, DIN, ГОСТ не определяется для фотопленок специального назначения, таких как высококонтрастные, рентгеновские и инфракрасные фотопленки. В этих случаях изготовители обычно указывают индекс экспозиции, который должен быть использован для нахождения соответствующей экспозиции при определении уровня света экспонометрами, калиброванными в единицах ISO,… Таким образом, изготовители цифровых камер указывают индекс экспозиции, руководствуясь которым, можно определять необходимую выдержку и диафрагму, пользуясь стандартным экспонометром.

Из приведенных графиков можно определить и динамический диапазон при разном усилении (индекс экспозиции) и разном освещении (дневной свет, лампы накаливания). Для ISO 80 и дневного света динамический диапазон равен 10 в степени 2,7, что соответствует тональному диапазону в 9 ступеней. При искусственном освещении он сокращается до 8 при ISO 80, а при ISO 320 до 7. При дневном освещении с увеличением чувствительности сокращение динамического диапазона не столь заметно, однако сокращается линейный участок характеристической кривой. То есть фотографическая широта существенно сильнее зависит от чувствительности и спектрального состава освещения, чем динамический диапазон.

7 экспозиционных степеней или отношение яркостей объекта 128/1, много это или мало — судите сами. Максимальное отношение яркостей вне помещения в солнечный день достигает 1000/1. Если не учитывать свет, отраженный от стекла или блестящего металла, и совершенно черный тон, например открытый дверной проем в темную комнату, то контраст будет около 160/1. Отношение яркостей на пляже в пасмурный день составляет 10/1.

Теперь рассмотрим более подробно характеристические кривые, построенные для каждого из каналов в отдельности. Наименьший коэффициент контрастности наблюдаются в синем канале при искусственном освещении и в красном при дневном. Коэффициент контрастности в зеленом канале почти не зависит ни от чувствительности, ни от источника света. В целом, кривые очень близки, и только в области теней наблюдается их заметное расхождение.

график

график
ДС — дневной свет, ЛН — лампа накаливания.

И, наконец, логарифм отношения сигнал/шум в зависимости от величины сигнала — здесь все предсказуемо: наибольшие шумы в синем канале при искусственном освещении.

график

Баланс белого

Детальные эксперименты, показывающие, как камера справляется с цветокоррекцией даже в самых сложных случаях, провел Сергей Щербаков. Результаты его экспериментов мы оформили в виде приложения к данной статье.

Примеры фотографий

Учитывая гигантский размер исходных файлов, приведены только фрагменты.

фото фото
миниатюра
фрагмент

фото
фрагмент

Технические характеристики

Чувствительный элемент 4 млн. пикселей
Размер кадра 2240×1680;1600×1200; 1280×960; 1024×768; 640×480 пикселей
Формат файла TIFF; JPEG
индекс экспозиции
(чувствительность)
ISO 80, 160, 320
Карта памяти SmartMedia, CompactFlash
Тип фильтра GRGB
Объектив 9-36 мм f:2,0-f:2,4: 14 элементов в 11 группах
(35-140 мм в 35 мм эквиваленте)
Выдержка 8–1/640 c
Диафрагма F:2,0 — F:11 / F:2,4 — F:11
Автофокус 60 см — бесконечность
Ручная фокусировка есть
Макрорежим 20-60 см
Контроль экспозиции Авто, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной
Компенсация экспозиции От –3EV до +3EV с шагом 1/3EV
Баланс белого 7 позиций
Входы/выходы Видеовыход, USB,
Вспышка Автомат., вкл., выкл., режим подавления эффекта красных глаз, синхронизация по второй шторке, Внешняя вспышка.
Питание 4 элемента АА или 2 CR-V3
Размер 128,5×103,5×161 мм
Вес 1050 г

Камера предоставлена фирмой АЛИОН ТРЕЙДИНГ
Официальный дистрибьютор OLYMPUS OPTICAL CO.,LTD





Дополнительно

Цифровая зеркальная камера Olympus Camedia E-10

Olympus Camedia E-10

Olympus Camedia E-10

Новейшая камера во многих отношениях. Во-первых, она имеет 4-мегапиксельную ПЗС матрицу, а во-вторых, это первая специально разработанная, как цифровая зеркальная камера, с возможностью ручной фокусировки по матовому экрану. Выглядит камера очень солидно, и по весу, и по габаритам, и по наличию роскошной бленды на объективе. В общем, серьезная камера, и серьезный подход. Камера оснащена светосильным объективом с 4-кратным изменением фокусного расстояния, 9-36 мм, и с эффективным относительным отверстием 1:2 — 1:2,4.

Обещаны и дополнительные афокальные насадки: 3х-кратная телескопическая TCON-300 (F:2,8), 1,45х-кратная телескопическая TCON-14B(F:2,4), 0,8х-кратная широкоугольная WCON-08B (F:2) и насадочная линза для макросъемки MCON-35 (F:2 -F:2,4). Камера знает о существовании этих насадок, и если в меню сделать соответствующий выбор, то будут внесены необходимые поправки в работу автоматики.

пультИзменение фокусного расстояния производится вручную — поворотом кольца на объективе, на ободе которого нанесены значения фокусного расстояния. Подобная конструкция изменения фокусного расстояния мне представляется очень удобной, но нет в мире совершенства, и стандартный пульт дистанционного управления, поставляемый вместе с камерой, не может управлять фокусным расстоянием объектива. С данной камерой пульт фактически дает возможность управлять только спуском затвора. Поворачивающийся ЖК-экран может использоваться и как видоискатель, правда, на нем наблюдается некоторая полосатость. Особенно это не мешает, но осадок остается.

Большинство операций с камерой осуществляется с помощью кнопок и переключателей на корпусе.

Olympus Camedia E-10
Olympus Camedia E-10
Olympus Camedia E-10
Olympus Camedia E-10
Чтобы внимательнее рассмотреть органы управления, щелкните по фотографиям мышкой

На долю меню достается не так уж много.

меню меню
меню меню

Функции меню интуитивно понятны, кроме изображенных на экране 3/3. Это, как выясняется по прочтению инструкции, — громкость имитации работы затвора и громкость предупредительных сигналов.

К камере прилагается инструкция для пользователя на 204 страницах. Но повторить все это по-русски ее создатели, к сожалению, не смогли.

Информация о параметрах съемки видна как на ЖК-экране, так и в оптическом видоискателе.

экран экран

Можно получить и почти исчерпывающую информацию об уже снятом кадре.

экран экран

Ручная фокусировка осуществляется вращением кольца на объективе, которое, однако, не напрямую механически перемещает линзы, а включает моторный привод. Поэтому на этом кольце вместо метража только 2 значения: ближе — дальше. Такая система фокусировки обусловлена тем, что объектив рассчитан не идеально, и при изменении фокусного расстояния, чтобы сохранить изображение резким, линзы надо дополнительно перемещать. Т.о. при вращении кольца изменения фокусного расстояния у вас всегда включается мотор, подстраивающий фокус. Дистанция съемки индицируется на ЖК экране, расположенном на задней крышке камеры. Изображение между матрицей и матовым экраном делится светоделительным кубом с полупрозрачной поверхностью. В автоматическом режиме доставшаяся к нам на тестирование камера вела себя превосходно. Однако показываемые на экране значения расстояния до объекта вызвали некоторое недоумение. Так, сравнение значений на ЖК экране и полученных с помощью рулетки показало, что дистанция у данной камеры отсчитывается от точки, совпадающей с передней линзой объектива или даже находящейся чуть-чуть перед ней. В пленочных камерах, да и в оптике вообще, принято отсчитывать расстояние от плоскости изображения. метка плоскости изображенияНа приличных камерах на корпусе поставлена метка, от которой следует производить отсчет (см. фото справа). Но это еще цветочки.

Дальше мы перешли к собственно ручной фокусировке по матовому стеклу. И здесь мы получили результаты, существенно отличающиеся от получаемых автоматикой, которые к тому же зависели от выбранного значения фокусного расстояния. Так, при F=9 мм, когда объект, расположенный на расстоянии более 100 м, был абсолютно резко виден на матовом стекле, камера индицировала расстояние всего в 5 м, а снятое изображение оказалось нерезким. Далее мы попытались всеми доступными средствами сфокусироваться на объекте, расположенном на расстоянии 1 м от передней линзы объектива. При автоматической наводке на резкость камера индицировала этот самый метр, и дала вполне резкое изображение. При попытке наводки вручную при максимально резком изображении на матовом стекле камера индицировала уже около 0,5 м, и снятое изображение оказалось нерезким. Фокусировка по ЖК-экрану дала значение расстояния, близкое к данному автоматикой, и изображение получилось резким. Здесь заметим, что в виде тест — объекта мы использовали радиальную миру и при наводке на резкость добивались максимально выраженного муара на изображении миры.

Виновным в значительном разбросе результатов фокусировки может быть только неотъюстированное матовое стекло, поскольку если воспользоваться автофокусировкой, а потом переключиться в ручной режим, но не трогать кольцо ручной фокусировки, то изображение на снимках будет абсолютно резким, как бы мы не изменяли фокусное расстояние объектива. Собственно, блок объектив — матрица специальной юстировки не требует, необходимо только обеспечить достаточный диапазон перемещения объектива. Перемещая объектив внутри него, мы всегда сможем сфокусироваться на объекте, находящемся на любом расстоянии. Юстировка необходима для того, чтобы привести в соответствие значение шкалы на экране. Возможная методика юстировки мне представляется следующим образом: Объект устанавливается на заданном расстоянии перед камерой, после этого запускается специальная программа автофокусировки, добивающаяся резкого изображения на матрице, и полученное положение объектива приписывается заданному расстоянию, отображаемому на экране. Собственно, на этом можно было бы успокоиться, если бы камера не была зеркальной. Но теперь нам надо добиться, чтобы оптический путь от объектива через делительный куб до матового стекла оказался в точности равен расстоянию до матрицы. Как его добиться, не совсем понятно, поскольку шкала, отображаемая на экране, довольно грубая, и с помощью нее фокусировать камеру на заданное расстояние достаточно сложно. Ошибка отсчета при расстоянии порядка 1 м будет равна 10 см, а при наводке на бесконечность возможен перебег объектива за фокусное расстояние. Привычный обладателям Зенита прием — повернуть кольцо фокусировки до упора для установки на бесконечность — с этой камерой не проходит. Разумным решением было бы программно установить камеру на значение, которое она считает бесконечностью, а после этого перемещать матовое стекло, добиваясь резкого изображения в видоискателе. Но если это и возможно, то никакого намека на юстировочные винты для перемещения матового стекла и кнопки для перемещения объектива в режим, соответствующий бесконечности, на камере не наблюдается. Возможно, все это доступно при частичной разборке камеры. Однако, у меня сложилось впечатление, что эта частичная разборка больше будет напоминать полную.

Ну, в общем, факт остается фактом, конкретную камеру отъюстировать забыли или уронили при транспортировке. Дополнительная проверка двух фотоаппаратов Olympus E-10 на идентичность наводки на резкость в автоматическом и ручном режимах (по ЖК-дисплею и по матовому стеклу) показала полную идентичность результатов. Поэтому можно считать, что фотоаппарат, подвергшийся тестированию, является досадным исключением. Однако, в любом случае, рекомендуем проверить качество юстировки при покупке в магазине.

Возможности сохранения снятых кадров весьма богатые: можно использовать как SmartMedia, так CompactFlash тип 2, правда с IBM, видимо, не договорились, поэтому работа с IBM microdrive не гарантируется.

Универсальность не ограничивается картами памяти, аналогичный подход и к питанию. Модуль для батареек имеет весьма хитрую конструкцию и позволяет использовать как фирменные CR-V3, так и стандартные батарейки размера АА.

АА

Результаты тестов

Разрешение

мира мира
мира мира

Как и ожидалось, наилучшее разрешение наблюдается в зеленом канале. По количеству пикселей, необходимых, чтобы отобразить один штрих, оно не отличается от 3-мегапиксельных камер, но поскольку кадр больше, то имеем разрешение 1800 вертикальных и 1350 горизонтальных штрихов на кадр. Черная и белая линии — это два штриха.

Спектральные характеристики

спектр

Снимок спектра галогенной лампы накаливания КГМ250, полученный с помощью дифракционной решетки. Белая линия соответствует длине волны 632,8 нм. Фотографии сделаны при выдержке 1/2 с и диафрагме 2,8. Приведенные спектры наглядно демонстрируют, что перед матрицей расположены зональные красный, зеленый и синий фильтры, и для воспроизведения спектрально чистых желтых и голубых тонов необходимо существенно переэкспонировать снимок.

Характеристические кривые

Для получения качественного снимка необходимо иметь пленку с предсказуемыми характеристиками. Производители пленок постоянно проводят гигантский объем сенситометрических испытаний. И хотя большинство пользователей интересуются обычно только одним из результатов этих испытаний — чувствительностью пленки, однако тестирования всех партий пленки проводятся по полной программе. Их результаты постоянно публикуются, как в рекламных проспектах, так и в рекомендациях для лабораторий. Уровень гласности в отношении характеристик матриц пока далек от ситуации с традиционными светочувствительными слоями.

Мы попытались провести собственные сенситометрические испытания матрицы камеры.

Сначала немного о терминах, и как это делается в классической фотографии.

Сенситометрия в буквальном переводе означает измерение чувствительности. Современная сенситометрия включает в себя также и методы определения коэффициента контрастности, плотности вуали, спектральной чувствительности, разрешающей способности и др. Взаимосвязь между экспозицией и плотностью почернения в графическом исполнении называется характеристической кривой. Для характеристики каждой фотопленки должно быть получено семейство характеристических кривых. Каждое такое семейство будет полным только в том случае, если для любой комбинации проявителя, времени и температуры известна характеристическая кривая. Для черно-белой пленки необходимо получить около 300 кривых.

Одной из основных характеристик является скорость, с которой меняется оптическая плотность в зависимости от экспозиции. Эту характеристику обозначают и называют коэффициентом контрастности, который равен тангенсу угла наклона прямолинейного участка характеристической кривой к оси абсцисс. Диапазон изменения логарифма экспозиции, соответствующий прямолинейному участку характеристической кривой, называется фотографической широтой и обозначается L.

Постановка эксперимента.

Проводилась съемка объекта, имеющего множество равномерно освещенных граней, при освещении дневным светом и галогенной лампой накаливания.

объект

Изменялись выдержка и диафрагма. Для площадок, выделенных красной рамкой, были построены зависимости яркости точек изображения от условий экспонирования. В результате было получено семейство характеристических кривых для разных значений чувствительности матрицы. В дальнейшем мы покажем, что, на наш взгляд, чувствительность матрицы правильнее называть индексом экспозиции. Поскольку площадки освещены равномерно, то разброс значений яркостей точек для каждой из площадок использовался для оценки отношения сигнал/ шум.

график

Зависимость логарифма яркости точек изображения от логарифма длительности экспозиции. Измерения для площадки N 4.
Кружками отмечены точки, полученные при ISO 80, треугольниками — при ISO 320. Голубой цвет точек соответствует дневному свету, желтый — лампам накаливания. Цвет кривых соответствует каналу. Черным цветом обозначены кривые, соответствующие яркости белого света.

Поскольку освещенность объектов при дневном и искусственном освещении не совпадала, то для одинаковой яркости точек требовалось разное время экспозиции, поэтому кривые сдвинуты друг относительно друга.

Поскольку зависимость имеет ярко выраженный степенной характер, то мы построили график логарифма яркости точек площадки N 4 от логарифма времени экспозиции (интервал между точками равен изменению экспозиции вдвое). Таким образом, тангенс угла наклона — это показатель степени. Для линейного участка кривой мы получаем следующие значения для коэффициента контрастности:

ISO 80 320
дневное освещение 0,85 0,75
галогенная лампа накаливания 0,8 0,76

Коэффициент контрастности определялся как тангенс угла наклона линии, соединяющей две точки, различающиеся по экспозиции в 16 раз.

Светочувствительность в единицах ISO определяется по стандартной характеристической кривой и равна 0,8 / H, где логарифм экспозиции H в лк*с соответствует плотности 0,1 над линией «оптическая плотность вуали». Проблема состоит в том, что характеристическая кривая считается стандартной, если изменение оптической плотности между величинами 0,1 и 0,9 над линией «оптическая плотность вуали» происходит при изменении логарифма экспозиции на 1,3. Т.е. коэффициент контрастности для такой кривой (изображена на рисунке пунктиром) должен быть равен 0,615. Мы предполагаем, что аналогом оптической плотности проявленного светочувствительного слоя является логарифм яркости точек цифрового изображения. Меняя доступным нам образом усиление сигнала с матрицы (изменяя ISO в меню), мы не можем получить стандартной характеристической кривой и, следовательно, стандартным образом оценить чувствительность. Однако фотография столь многообразна, что подобный случай уже встречался. Так, светочувствительность в единицах ISO, ASA, DIN, ГОСТ не определяется для фотопленок специального назначения, таких как высококонтрастные, рентгеновские и инфракрасные фотопленки. В этих случаях изготовители обычно указывают индекс экспозиции, который должен быть использован для нахождения соответствующей экспозиции при определении уровня света экспонометрами, калиброванными в единицах ISO,… Таким образом, изготовители цифровых камер указывают индекс экспозиции, руководствуясь которым, можно определять необходимую выдержку и диафрагму, пользуясь стандартным экспонометром.

Из приведенных графиков можно определить и динамический диапазон при разном усилении (индекс экспозиции) и разном освещении (дневной свет, лампы накаливания). Для ISO 80 и дневного света динамический диапазон равен 10 в степени 2,7, что соответствует тональному диапазону в 9 ступеней. При искусственном освещении он сокращается до 8 при ISO 80, а при ISO 320 до 7. При дневном освещении с увеличением чувствительности сокращение динамического диапазона не столь заметно, однако сокращается линейный участок характеристической кривой. То есть фотографическая широта существенно сильнее зависит от чувствительности и спектрального состава освещения, чем динамический диапазон.

7 экспозиционных степеней или отношение яркостей объекта 128/1, много это или мало — судите сами. Максимальное отношение яркостей вне помещения в солнечный день достигает 1000/1. Если не учитывать свет, отраженный от стекла или блестящего металла, и совершенно черный тон, например открытый дверной проем в темную комнату, то контраст будет около 160/1. Отношение яркостей на пляже в пасмурный день составляет 10/1.

Теперь рассмотрим более подробно характеристические кривые, построенные для каждого из каналов в отдельности. Наименьший коэффициент контрастности наблюдаются в синем канале при искусственном освещении и в красном при дневном. Коэффициент контрастности в зеленом канале почти не зависит ни от чувствительности, ни от источника света. В целом, кривые очень близки, и только в области теней наблюдается их заметное расхождение.

график

график
ДС — дневной свет, ЛН — лампа накаливания.

И, наконец, логарифм отношения сигнал/шум в зависимости от величины сигнала — здесь все предсказуемо: наибольшие шумы в синем канале при искусственном освещении.

график

Баланс белого

Детальные эксперименты, показывающие, как камера справляется с цветокоррекцией даже в самых сложных случаях, провел Сергей Щербаков. Результаты его экспериментов мы оформили в виде приложения к данной статье.

Примеры фотографий

Учитывая гигантский размер исходных файлов, приведены только фрагменты.

фото фото
миниатюра
фрагмент

фото
фрагмент

Технические характеристики

Чувствительный элемент 4 млн. пикселей
Размер кадра 2240×1680;1600×1200; 1280×960; 1024×768; 640×480 пикселей
Формат файла TIFF; JPEG
индекс экспозиции
(чувствительность)
ISO 80, 160, 320
Карта памяти SmartMedia, CompactFlash
Тип фильтра GRGB
Объектив 9-36 мм f:2,0-f:2,4: 14 элементов в 11 группах
(35-140 мм в 35 мм эквиваленте)
Выдержка 8–1/640 c
Диафрагма F:2,0 — F:11 / F:2,4 — F:11
Автофокус 60 см — бесконечность
Ручная фокусировка есть
Макрорежим 20-60 см
Контроль экспозиции Авто, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной
Компенсация экспозиции От –3EV до +3EV с шагом 1/3EV
Баланс белого 7 позиций
Входы/выходы Видеовыход, USB,
Вспышка Автомат., вкл., выкл., режим подавления эффекта красных глаз, синхронизация по второй шторке, Внешняя вспышка.
Питание 4 элемента АА или 2 CR-V3
Размер 128,5×103,5×161 мм
Вес 1050 г

Камера предоставлена фирмой АЛИОН ТРЕЙДИНГ
Официальный дистрибьютор OLYMPUS OPTICAL CO.,LTD