Цифровая камера Olympus Camedia C-2000Zoom


Новая цифровая камера фирмы OLYMPUS — первая цифровая камера в моих обзорах, которая при цене $850 имеет матрицу с более чем 2 миллионами чувствительных элементов. На сегодняшний день это, вероятно, лидер среди камер данного класса. На июньской выставке «Мир Фото» она была представлена на большом количестве стендов и уже реально есть в продаже в Москве. Единственный ее конкурент, который был замечен на этой выставке, причем только в виде демонстрационного образца, для которого не было даже описания и рекламного буклета, это RICOH ROC-5000.

Камера внешне очень напоминает классические фотоаппараты с несколько искаженными пропорциями: объектив сильно смещен влево, что вызвано тем, что у цифровых камер технологически нет необходимости выравнивать пленку в фильмовом канале. И вообще эта камера вызывает сразу массу ассоциаций. Первая ассоциация — «Зоркий-5» с его для компактности вдвигающимся объективом, поскольку конструктивно эта камера выполнена как дальномерная, хотя она имеет не только оптический, но и жидкокристаллический видоискатель, позволяющий ее использовать как электронную зеркалку. Самые печальные воспоминания о камерах с выдвигающимся объективом - это сожаление о кадрах, потерянных из-за неснятой крышки или невыдвинутого объектива. Но прогресс идет вперед, и здесь, к счастью, нам не приходится наступать на те же грабли: при включении камеры мотор автоматически выдвигает объектив, скидывая при этом крышку, которая крепится не к объективу, а к корпусу камеры. Но за прогресс техники надо платить, и если вы данной камерой захотите снимать пейзажи с моста, Вам, придется платить за удачные кадры потерянными крышками, камнем уходящими в воду.

Работа с оптическим видоискателем ассоциируется у меня с двухобъективными камерами, поскольку видоискатель этой камеры фактически является объективом с переменным фокусным расстоянием, жестко сопряженным с объективом камеры. И хотя видоискатель не используется для фокусировки, но если вы посмотрите в него при невыдвинутом объективе, то видимое изображение будет нерезким. Вообще оптический видоискатель этой камеры заслуживает самой высокой оценки, поскольку он не только отслеживает все изменения фокусного расстояния объектива, но и имеет подстройку диоптрий, что позволяет людям с плохим зрением снимать без очков.

Что касается удобства управления, то эта камера очень близка своим по возможностям к современным зеркальным 35 мм камерам. Все кнопки управления расположены достаточно сподручно, и фактически можно управлять съемкой, держа камеру одной рукой. Кроме того, вместо классического тросика, который, впрочем, уже почти вытеснен и в 35 мм камерах, вы можете воспользоваться инфракрасным пультом дистанционного управления, который позволяет не только спустить затвор камеры, но и изменять фокусное расстояние объектива.

Режимы съемки этой камеры вполне традиционны для современных аппаратов. Это режим с приоритетом диафрагмы, с приоритетом выдержки и автоматический. Индикация при съемке с оптическим видоискателем минимальна и осуществляется двумя светодиодами, индицирующими готовность камеры и вспышки. Если же вы переключаете на ЖКИ, то вы имеете фактически ту же информацию, что и в видоискателях известных зеркальных камер фирм Canon, Nikon и т д. Так, на фоне снимаемого изображения вы видите и установленные вами параметры, и параметры экспозиции, которые выбрала автоматика камеры. Таким образом, снимая, вы всегда знаете выдержку и диафрагму, и в любом из режимов, введя экспокоррекцию, вы можете установить те значения диафрагмы и выдержки, которые считаете необходимыми. Фактически вы можете реализовать и режим полностью ручной установки экспозиционных параметров, правда ваш выбор ограничен отклонением в плюс-минус две ступени от значений, предложенных автоматикой.. Еще больше приближает эту камеру к пленочной то, что у вас есть возможность задавать чувствительность матрицы. Вы можете вставлять в камеру виртуальную пленку чувствительностью от 100 до 400 ISO. Фокусировка изображения осуществляется камерой автоматически, и по ЖКИ вы можете только контролировать, насколько правильно автоматика справилась со своей задачей. Режим автоматической фокусировки разбит на 2 диапазона: макро и обычная съемка. В режиме макро съемки автоматика работает при расстояниях от 20 до 80 см, в режиме обычной - от 80 см до бесконечности. Если автоматика не справляется со своей задачей, у вас есть возможность задать вручную 2 расстояния: 2.5м и бесконечность, и далее, варьируя диафрагму, обеспечить необходимую глубину резкости. На мой взгляд, явно не хватает хотя бы еще одного значения расстояния, 1 м. В целом, по возможностям ручной фокусировки камера явно уступает камере Casio QV-7000SX , которая позволяет выбирать расстояние с точностью почти до сантиметра.

Из экзотических возможностей, которые имеются у этой камеры, следует отметить возможность съемки панорам. При съемке панорамы на ЖК видоискателе проявляются зоны, которые показывают необходимые перекрытия изображений при съемке. Однако эту разметку приходится запоминать в отличие от камеры Casio QV-7000SX, в которой вам в крайних зонах перекрытия демонстрируются полупрозрачные участки уже снятых фрагментов. Заканчивая обзор камеры с поверхности, отмечу, что это одна из немногих камер, которая имеет стандартный разъем для подключения внешней вспышки, причем реализована возможность синхронизации вспышки, как по началу съемки, так и по ее концу (аналог синхронизации по первой и второй шторке 35мм камер). Правда, следует отметить, что максимальная выдержка в 1/2 секунды недостаточно велика, чтобы в полной мере реализовать все возможности этого метода.

Теперь перейдем к рассмотрению чисто цифровых особенностей камеры. Изображение в камере записывается на карту SmartMеdia (SSFDC), и у вас есть возможность выбрать 1 из 5 режимов сжатия. (В режиме  SHQ без компрессии, кадр записывается в формате TIFF и занимает 8 мегабайт, в режиме SHQ со сжатием в формате JPG — 7 снимков на 8 мегабайт, HQ — 15 снимков на 8 мегабайт, SQ — XGA — 38 снимков в на 8 мегабайт, и SQ-VGA — 122 снимка на 8 мегабайт). Далее у вас есть 2 возможности перенести изображение в компьютер: первая — вынуть смарткарту и вставить ее в один из выпускаемых фирмой OLYMPUS адаптеров (фирма выпускает адаптеры, позволяющие подключаться к разъему PCMCIA, или адаптер, который вставляется вместо 3-дюймовой дискеты); вторая — это подключить камеру через последовательный порт.

Поскольку в этом тестировании адаптеров мне не дали, то приходилось использовать последовательный порт. При этом оказалось, что не только качество изображения сравнимо с фотопленкой, но и время сравнимо с проявкой. Так, для передачи одного кадра в формате TIFF уходило около 10 мин. Обычно у цифровых камер есть 2 возможности передачи информации: одна через ТWAIN модуль, другая — через специальную программу производителя. Однако на сегодняшний день ни в комплекте с камерой, ни на сайте производителя TWAIN модуль не доступен. Фирма OLYMPUS комплектует камеру программой OLYMPUS CAMEDIA Master, которая перемещает фотографии в папку и помещает миниатюры снимков в альбом, сопровождая их комментариями. В них сообщается о размере кадра и степени его сжатия, а также имеется поле для авторских комментариев. Следует отметить, что объем информации о снятом кадре существенно меньше той, которую можно увидеть, просматривая миниатюры на ЖК экране камеры. 

Информация, которая записывается в камере и может быть просмотрена на ЖКИ, содержит все данные о диафрагме, выдержке и чувствительности матрицы, балансе белого и степени сжатия. После переноса в альбом вам всю эту информацию, кроме степени сжатия, придется набивать вручную в поле для комментариев автора. Мне это представляется очень неудобным, так как сильно затрудняет анализ проведенной съемки (на мой взгляд, самое удачное решение по информации о кадрах реализовано в камере CASIO, которая создает альбом в формате HTML прямо на карте памяти.)

В имеющемся программном обеспечении фактически не реализована двусторонняя связь между камерой и компьютером, нет возможности совершать съемку, управляя камерой с компьютера, единственная реализованная возможность — это синхронизовать часы камеры и компьютера. Хотя вы и можете осуществлять съемку и управление, пользуясь кнопками камеры, однако при подключении камеры к компьютеру режим специальной установки блокируется, и для того, чтобы перейти с режима записи фотографий на карту в формате JPEG к режиму в формате TIFF, вам придется выключить компьютер, отсоединить разъем, переключить режим и после этого снова подключиться к компьютеру.

Переходим к тестам. Тестирование камеры мы проводили по уже сложившейся методике, снимая радиальную миру и спектр, полученный с помощью дифракционной решетки от галогенной лампы накаливания. Результаты по разрешению камеры дают около 1250 линий на кадр, где черная и белая линии — это 2 линии.

Красный канал Синий канал

Применительно к реальной съемке можно сказать, что эта камера ознаменовала новую эпоху в цифровой фотографии, когда от съемки крупных планов можно переходить к съемке пейзажей и широкоугольный объектив становится полезным не только при макро съемке.

Фрагмент фотографии Уменьшенный кадр. Для просмотра исходного кадра (406 КБ) щелкните мышью.

Особенностью тестирования этой камеры явилось то, что нам пришлось проводить измерения для разных установок чувствительности матрицы. Как и ожидалось, увеличение чувствительности напоминает эффект повышения чувствительности пленки при ее более длительной проявке. Большая чувствительность приводит к уменьшению числа градаций, воспроизводимых камерой, что отчетливо видно на тестах по спектральной чувствительности.

ISO 100 F5,6 1/3
ISO 400 F5,6 1/13


При этом следует отметить, что результаты и при чувствительности 400 ISO могут считаться удовлетворительными, в конце концов, какой-никакой результат лучше, чем отсутствие результата из-за недостатка света. Изменение чувствительности матрицы дает возможность получить большее число деталей в тенях, чем при осветлении кадра фоторедактором. Поэтому, если у вас достаточно света, я не рекомендую повышать чувствительность пленки ради того, чтобы увеличить глубину резкости за счет установки более маленькой диафрагмы, может оказаться, что улучшение резкости будет полностью угроблено увеличением контраста изображения. Как известно, хрен редьки не слаще, отсутствие деталей из-за того, что они не сфокусированы, не лучше их отсутствия из-за того, что камера использует меньшее число градаций для получения картинки. В общем можно сказать, что изменение чувствительности матрицы скорее аналогично повышению чувствительности при проявке, чем замене пленки на более чувствительную.

Технические характеристики

Формат записи 1600×1200 TIFF,  JPEG;1024×768/640×480 JPEG 
Память SmartMеdia
Датчик изображений Матрица ПЗС 1/2 дюйма , 2110000 пикселей 
Объектив F2,0-2,8 f=6,5-19,5мм (эквивалентно 35-105 мм 35 мм камеры)
Фокусировка Система сравнения контрастности
Диапазоны фокусировки 0,25 м — 0,8 м и 0,8 м — бесконечность в автоматическом режиме. 
2,5 м , бесконечность — ручной режим
Экспозиция ESP (избирательное измерение многих полей), точечное измерение 
ISO 100, 200, 400 
Компенсация от -2 до +2 EV
Затвор 1/2 до 1/800 с
Диафрагма F2,0 до F11
Монитор 4,5 см (114000 пикселей)
Входы/выходы Последовательный порт, видеовыход PAL
Питание 4 элемента АА, адаптер переменного тока
Размер 107,5×73,8×66,4 мм
Вес 305 г без элементов питания



Камера предоставлена компанией «Алион Трейдинг»,
официальный дистрибутор OLYMPUS OPTICAL CO.,LTD





Дополнительно

Цифровая камера Olympus Camedia C-2000Zoom

Цифровая камера Olympus Camedia C-2000Zoom

Новая цифровая камера фирмы OLYMPUS — первая цифровая камера в моих обзорах, которая при цене $850 имеет матрицу с более чем 2 миллионами чувствительных элементов. На сегодняшний день это, вероятно, лидер среди камер данного класса. На июньской выставке «Мир Фото» она была представлена на большом количестве стендов и уже реально есть в продаже в Москве. Единственный ее конкурент, который был замечен на этой выставке, причем только в виде демонстрационного образца, для которого не было даже описания и рекламного буклета, это RICOH ROC-5000.

Камера внешне очень напоминает классические фотоаппараты с несколько искаженными пропорциями: объектив сильно смещен влево, что вызвано тем, что у цифровых камер технологически нет необходимости выравнивать пленку в фильмовом канале. И вообще эта камера вызывает сразу массу ассоциаций. Первая ассоциация — «Зоркий-5» с его для компактности вдвигающимся объективом, поскольку конструктивно эта камера выполнена как дальномерная, хотя она имеет не только оптический, но и жидкокристаллический видоискатель, позволяющий ее использовать как электронную зеркалку. Самые печальные воспоминания о камерах с выдвигающимся объективом - это сожаление о кадрах, потерянных из-за неснятой крышки или невыдвинутого объектива. Но прогресс идет вперед, и здесь, к счастью, нам не приходится наступать на те же грабли: при включении камеры мотор автоматически выдвигает объектив, скидывая при этом крышку, которая крепится не к объективу, а к корпусу камеры. Но за прогресс техники надо платить, и если вы данной камерой захотите снимать пейзажи с моста, Вам, придется платить за удачные кадры потерянными крышками, камнем уходящими в воду.

Работа с оптическим видоискателем ассоциируется у меня с двухобъективными камерами, поскольку видоискатель этой камеры фактически является объективом с переменным фокусным расстоянием, жестко сопряженным с объективом камеры. И хотя видоискатель не используется для фокусировки, но если вы посмотрите в него при невыдвинутом объективе, то видимое изображение будет нерезким. Вообще оптический видоискатель этой камеры заслуживает самой высокой оценки, поскольку он не только отслеживает все изменения фокусного расстояния объектива, но и имеет подстройку диоптрий, что позволяет людям с плохим зрением снимать без очков.

Что касается удобства управления, то эта камера очень близка своим по возможностям к современным зеркальным 35 мм камерам. Все кнопки управления расположены достаточно сподручно, и фактически можно управлять съемкой, держа камеру одной рукой. Кроме того, вместо классического тросика, который, впрочем, уже почти вытеснен и в 35 мм камерах, вы можете воспользоваться инфракрасным пультом дистанционного управления, который позволяет не только спустить затвор камеры, но и изменять фокусное расстояние объектива.

Режимы съемки этой камеры вполне традиционны для современных аппаратов. Это режим с приоритетом диафрагмы, с приоритетом выдержки и автоматический. Индикация при съемке с оптическим видоискателем минимальна и осуществляется двумя светодиодами, индицирующими готовность камеры и вспышки. Если же вы переключаете на ЖКИ, то вы имеете фактически ту же информацию, что и в видоискателях известных зеркальных камер фирм Canon, Nikon и т д. Так, на фоне снимаемого изображения вы видите и установленные вами параметры, и параметры экспозиции, которые выбрала автоматика камеры. Таким образом, снимая, вы всегда знаете выдержку и диафрагму, и в любом из режимов, введя экспокоррекцию, вы можете установить те значения диафрагмы и выдержки, которые считаете необходимыми. Фактически вы можете реализовать и режим полностью ручной установки экспозиционных параметров, правда ваш выбор ограничен отклонением в плюс-минус две ступени от значений, предложенных автоматикой.. Еще больше приближает эту камеру к пленочной то, что у вас есть возможность задавать чувствительность матрицы. Вы можете вставлять в камеру виртуальную пленку чувствительностью от 100 до 400 ISO. Фокусировка изображения осуществляется камерой автоматически, и по ЖКИ вы можете только контролировать, насколько правильно автоматика справилась со своей задачей. Режим автоматической фокусировки разбит на 2 диапазона: макро и обычная съемка. В режиме макро съемки автоматика работает при расстояниях от 20 до 80 см, в режиме обычной - от 80 см до бесконечности. Если автоматика не справляется со своей задачей, у вас есть возможность задать вручную 2 расстояния: 2.5м и бесконечность, и далее, варьируя диафрагму, обеспечить необходимую глубину резкости. На мой взгляд, явно не хватает хотя бы еще одного значения расстояния, 1 м. В целом, по возможностям ручной фокусировки камера явно уступает камере Casio QV-7000SX , которая позволяет выбирать расстояние с точностью почти до сантиметра.

Из экзотических возможностей, которые имеются у этой камеры, следует отметить возможность съемки панорам. При съемке панорамы на ЖК видоискателе проявляются зоны, которые показывают необходимые перекрытия изображений при съемке. Однако эту разметку приходится запоминать в отличие от камеры Casio QV-7000SX, в которой вам в крайних зонах перекрытия демонстрируются полупрозрачные участки уже снятых фрагментов. Заканчивая обзор камеры с поверхности, отмечу, что это одна из немногих камер, которая имеет стандартный разъем для подключения внешней вспышки, причем реализована возможность синхронизации вспышки, как по началу съемки, так и по ее концу (аналог синхронизации по первой и второй шторке 35мм камер). Правда, следует отметить, что максимальная выдержка в 1/2 секунды недостаточно велика, чтобы в полной мере реализовать все возможности этого метода.

Теперь перейдем к рассмотрению чисто цифровых особенностей камеры. Изображение в камере записывается на карту SmartMеdia (SSFDC), и у вас есть возможность выбрать 1 из 5 режимов сжатия. (В режиме  SHQ без компрессии, кадр записывается в формате TIFF и занимает 8 мегабайт, в режиме SHQ со сжатием в формате JPG — 7 снимков на 8 мегабайт, HQ — 15 снимков на 8 мегабайт, SQ — XGA — 38 снимков в на 8 мегабайт, и SQ-VGA — 122 снимка на 8 мегабайт). Далее у вас есть 2 возможности перенести изображение в компьютер: первая — вынуть смарткарту и вставить ее в один из выпускаемых фирмой OLYMPUS адаптеров (фирма выпускает адаптеры, позволяющие подключаться к разъему PCMCIA, или адаптер, который вставляется вместо 3-дюймовой дискеты); вторая — это подключить камеру через последовательный порт.

Поскольку в этом тестировании адаптеров мне не дали, то приходилось использовать последовательный порт. При этом оказалось, что не только качество изображения сравнимо с фотопленкой, но и время сравнимо с проявкой. Так, для передачи одного кадра в формате TIFF уходило около 10 мин. Обычно у цифровых камер есть 2 возможности передачи информации: одна через ТWAIN модуль, другая — через специальную программу производителя. Однако на сегодняшний день ни в комплекте с камерой, ни на сайте производителя TWAIN модуль не доступен. Фирма OLYMPUS комплектует камеру программой OLYMPUS CAMEDIA Master, которая перемещает фотографии в папку и помещает миниатюры снимков в альбом, сопровождая их комментариями. В них сообщается о размере кадра и степени его сжатия, а также имеется поле для авторских комментариев. Следует отметить, что объем информации о снятом кадре существенно меньше той, которую можно увидеть, просматривая миниатюры на ЖК экране камеры. 

Информация, которая записывается в камере и может быть просмотрена на ЖКИ, содержит все данные о диафрагме, выдержке и чувствительности матрицы, балансе белого и степени сжатия. После переноса в альбом вам всю эту информацию, кроме степени сжатия, придется набивать вручную в поле для комментариев автора. Мне это представляется очень неудобным, так как сильно затрудняет анализ проведенной съемки (на мой взгляд, самое удачное решение по информации о кадрах реализовано в камере CASIO, которая создает альбом в формате HTML прямо на карте памяти.)

В имеющемся программном обеспечении фактически не реализована двусторонняя связь между камерой и компьютером, нет возможности совершать съемку, управляя камерой с компьютера, единственная реализованная возможность — это синхронизовать часы камеры и компьютера. Хотя вы и можете осуществлять съемку и управление, пользуясь кнопками камеры, однако при подключении камеры к компьютеру режим специальной установки блокируется, и для того, чтобы перейти с режима записи фотографий на карту в формате JPEG к режиму в формате TIFF, вам придется выключить компьютер, отсоединить разъем, переключить режим и после этого снова подключиться к компьютеру.

Переходим к тестам. Тестирование камеры мы проводили по уже сложившейся методике, снимая радиальную миру и спектр, полученный с помощью дифракционной решетки от галогенной лампы накаливания. Результаты по разрешению камеры дают около 1250 линий на кадр, где черная и белая линии — это 2 линии.

Красный канал Синий канал

Применительно к реальной съемке можно сказать, что эта камера ознаменовала новую эпоху в цифровой фотографии, когда от съемки крупных планов можно переходить к съемке пейзажей и широкоугольный объектив становится полезным не только при макро съемке.

Фрагмент фотографии Уменьшенный кадр. Для просмотра исходного кадра (406 КБ) щелкните мышью.

Особенностью тестирования этой камеры явилось то, что нам пришлось проводить измерения для разных установок чувствительности матрицы. Как и ожидалось, увеличение чувствительности напоминает эффект повышения чувствительности пленки при ее более длительной проявке. Большая чувствительность приводит к уменьшению числа градаций, воспроизводимых камерой, что отчетливо видно на тестах по спектральной чувствительности.

ISO 100 F5,6 1/3
ISO 400 F5,6 1/13


При этом следует отметить, что результаты и при чувствительности 400 ISO могут считаться удовлетворительными, в конце концов, какой-никакой результат лучше, чем отсутствие результата из-за недостатка света. Изменение чувствительности матрицы дает возможность получить большее число деталей в тенях, чем при осветлении кадра фоторедактором. Поэтому, если у вас достаточно света, я не рекомендую повышать чувствительность пленки ради того, чтобы увеличить глубину резкости за счет установки более маленькой диафрагмы, может оказаться, что улучшение резкости будет полностью угроблено увеличением контраста изображения. Как известно, хрен редьки не слаще, отсутствие деталей из-за того, что они не сфокусированы, не лучше их отсутствия из-за того, что камера использует меньшее число градаций для получения картинки. В общем можно сказать, что изменение чувствительности матрицы скорее аналогично повышению чувствительности при проявке, чем замене пленки на более чувствительную.

Технические характеристики

Формат записи 1600×1200 TIFF,  JPEG;1024×768/640×480 JPEG 
Память SmartMеdia
Датчик изображений Матрица ПЗС 1/2 дюйма , 2110000 пикселей 
Объектив F2,0-2,8 f=6,5-19,5мм (эквивалентно 35-105 мм 35 мм камеры)
Фокусировка Система сравнения контрастности
Диапазоны фокусировки 0,25 м — 0,8 м и 0,8 м — бесконечность в автоматическом режиме. 
2,5 м , бесконечность — ручной режим
Экспозиция ESP (избирательное измерение многих полей), точечное измерение 
ISO 100, 200, 400 
Компенсация от -2 до +2 EV
Затвор 1/2 до 1/800 с
Диафрагма F2,0 до F11
Монитор 4,5 см (114000 пикселей)
Входы/выходы Последовательный порт, видеовыход PAL
Питание 4 элемента АА, адаптер переменного тока
Размер 107,5×73,8×66,4 мм
Вес 305 г без элементов питания



Камера предоставлена компанией «Алион Трейдинг»,
официальный дистрибутор OLYMPUS OPTICAL CO.,LTD