Говорят, что бизнес — это война. В прошедшем году на всех фронтах цифровой фотографии шли позиционные бои местного значения. Никаких прорывов — одни маневры.
На рынке массовых цифровых камер среднего и старшего ценового диапазона основным событием, предопределившим облик среднестатистического аппарата, явился выпуск фирмой Sony матрицы ICX406AQ (фильтры GRGB, число чувствительных элементов 4,1 Мп, разрешение матрицы 2312×1720, тип 1/1,8″, размер чувствительного элемента 3,12 мкм, размер матрицы 7,20×5,35 мм).
Характерная особенность этой матрицы — то, что она имеет тот же размер, что и ICX252AQ. Это позволило большинству производителей камер без проблем перейти от 3-мегапиксельных к 4-мегапиксельным камерам без внесения изменений в их конструкцию.
Впрочем, Toshiba, опередившая всех с анонсом 4 Мп камеры, пошла своим путем, и в Allegretto M81 сменила и объектив на Canon с 2,8-кратным изменением фокусного расстояния, и производителя матрицы на Sharp.
Сама Sony подала всем пример, выпустив 85-ю камеру, абсолютно идентичную 75-й. За ней последовал и Canon, выпустив G2 на смену G1, и Casio с моделью QV-4000. Хотя внешне 4000-я модель сильно отличается от своих предшественников QV-3000 и QV-3500, но эти изменения коснулись только внешнего вида, поскольку она имеет тот же самый объектив.
Объектив Vario Sonar от Zeiss и ему аналогичные Canon f=7-21 мм, похоже, претендуют на роль легенды цифровой фототехники. Конструкция оказалась столь удачной, что он способен работать как с 3х, так и с 4х-мегапиксельными матрицами. А учитывая, что этот объектив использовали такие фирмы как Sony, Canon, Toshiba, Casio, Epson он, похоже, надолго способен стать самым распространенным объективом для цифровых аппаратов. Его характеристики таковы, что, похоже, принципиальной необходимости создавать матрицу той же чувствительности и с тем же количеством пикселей для работы с классическими объективами для пленочных камер больше нет. Casio, вероятно, была не столь уверена в объективе и подстраховалась, сделав кадр чуть меньшим, чем Canon и Sony. Размер кадра у 4 Мп камер.
Камера | Размер кадра | Матрица |
Sony DSC-S85 | 2272×1704 | Sony ICX406AQ |
Canon PowerShot G2 | 2272×1704 | Sony ICX406AQ |
Canon PowerShot S40 | 2272×1704 | Sony ICX406AQ |
Olympus C4040 | 2272×1704 | ? |
Ricoh Caplio RR1 | 2272×1704 | ? |
Olympus E-10 | 2240×1680 | ? |
Casio QV4000 | 2240×1680 | Sony ICX406AQ |
Pentax Optio 430 | 2240×1680 | ? |
Panasonic LUMIX DMC-LC5 | 2240×1680 | Panasonic MN39591PT |
Toshiba Allegretto M81 | 2400×1600 | Sharp RJ21R3BA0PT |
Canon EOS-1D | 2464×1648 | Matsushita? |
Совершенствование цифровых аппаратов в 2001 году шло по пути создания новых объективов для 2х и 3х Мп камер. Было сделано несколько довольно удачных объективов с 5- и даже 10-кратным изменением фокусного расстояния. Теперь у цифровых камер, точно так же, как у пленочных, общее качество зачастую стал определять объектив. Можно сказать, что в этом году впервые стало заметно, что качество картинки на краях и у цифровых камер существенно хуже, чем в центре. Эта неспособность оптики угнаться за матрицей привела к тому, что появились 2,6 Мп камеры с 3 Мп матрицей, такие как Canon Pro90 IS , Sony DSC-F505V. Другими словами, не удалось изготовить оптику, которая обеспечивала бы приемлемое качество на краях кадра, и изготовители пошли на то, чтобы ограничить черной рамкой рабочую поверхность и оставить только ту часть кадра, на которой объектив способен создать приемлемую картинку. Впрочем, оптика в этом году развивалась вполне успешно, и с появлением 5,24 Мп матрицы Sony ICX282 CCD появилась и камера Sony DSC-F707 с соответствующим матрице разрешением и 5-кратным изменением фокусного расстояния.
Вообще, погоня за пикселями не стала массовой. Nikon пропустил высоту в 4 Мп и с камерой Nikon Coolpix 5000 вошел в клуб 5-миллионников вместе с Sony DSC-F707 и Minolta DIMAGE 7. Последняя, вообще, оказалась самой удачной: во-первых, она имеет 7-кратное изменение фокусного расстояния объектива, да и нареканий, потребовавших почти сразу выпуска новых версий программного обеспечения, на нее не было. Однако за 10%-ное увеличение линейных размеров кадра до 2560×1920 пикселей придется платить вдвое больше, чем за 2312×1720 у 4Мп камер.
ЧКХ этих камер, в зависимости от расстояния от центра кадра и от фокусного расстояния, примерно соответствует лучшим образчикам объективов пленочных камер с аналогичной кратностью изменения фокусного расстояния. Причем это относится не к штрихам на мм, здесь разрешение цифровых камер вообще весьма близко к предельно достижимому, а к штрихам на кадр, что позволяет, на мой взгляд, адекватно сравнивать их характеристики с характеристиками объективов для пленочных камер.
Что касается старших моделей и зеркальных камер, то здесь, по моему мнению, особых достижений в этом году не было. Наоборот, произошел ряд событий, которые огорчают.
Так, Asahi Optical заявил, что его показанная уже на многих выставках 6-мегапиксельная камера на базе пленочной Pentax MZ-S в серию не пойдет, поскольку оказалось, что ее выпуск на сегодняшний день нерентабелен. Поскольку прототип получился, похоже, удачным, то проблемы, вероятно, возникли со стоимостью 6 Мп матрицы от Philips, по размеру совпадающей со стандартным кадром. Аналогичная 6-мегапиксельная камера от Contax N Digital с матрицей от Philips пока существует тоже только в виде выставочных образцов, и начало продаж обещано лишь в следующем году. Дождемся ли?
Зайдя на сайт http://www.philips.semiconductors.com/imagers/professional/, я обнаружил, что основной потребитель матриц — это медицинское оборудование, ну а за здоровье ничего не жалко, так что бедным художникам на дешевые камеры с большой матрицей в ближайшее время рассчитывать не приходится. Я полагаю, господа в погонах тоже в седле, только не светятся на открытых страницах. Все же социализм — передовая формация, мы их существенно опередили; еще лет двадцать назад проскользнуло собщение, что завод «А» освоил для потребительского рынка выпуск объектива «З» и… изготовил за год целых 5 штук.
Рынок «профессиональных» камер оказался более прагматичным и не поддался магии цифр. Реально необходимое разрешение уже достигнуто, и оно определяется двумя простыми соотношениями: 1) глаз способен различить две точки, отстоящие на расстояние 0,1 мм с расстояния 25 см, 2) глаз при неподвижном зрачке видит картинку, примерно равную по размерам расстоянию до нее. Отсюда получаем размер кадра в 2500 пикселей вдоль длинной стороны. Если рассматривать реальные возможности полиграфии, а не ее завышенные требования, то число получается еще на треть меньше. Под реальными возможностями я понимаю воспроизведение всех деталей, присутствующих в кадре, на отпечатке формата A4. Мне могут возразить, что бывают отпечатки и больше, на что я, в свою очередь, замечу, что охватить их за раз тоже можно, только с большего расстояния (см. пункты 1 и 2). В истории фотографии практически необходимое разрешение всегда побеждало потенциальные возможности. Почти век назад 35-миллиметровая пленка потеснила среднеформатную 6-см пленку, а разделение труда и объективы с переменным фокусным расстоянием сделали невостребованными и ее возможности, родился стандарт APS (Advanced Photo System) и, похоже,он уже тоже безвременно скачался под натиском цифровых камер. Действительно, в прошлом веке большинство фотографов снимали объективами с постоянным фокусным расстоянием и сами кадрировали не только снимок, но и отпечаток.
Canon и Nikon выпустили в прошедшем году камеры с большим разрешением, чем у предшественниц. Но мотивы первой, на мой взгляд, связаны с отказом от КМОП, а матрица у Nikon D1X — это нечто в стиле Fuji (FujiFilm FinePix S1 Pro, 3.07 Мп чувствительных элементов позволяют получить кадр 3040×2016) — интерполяция измерений, выполненных с помощью матрицы, состоящей из 4028×1324 (5,33 Мп) чувствительных элементов в кадр 3008×1960 пикселей. Я не знаю, чья матрица стоит в этом аппарате, но ранее прямоугольные чувствительные элементы использовал Kodak, причем, не только в дорогих, но и в массовых камерах типа DC120. У нынешних зеркалок этой фирмы, Kodak DCS760, чувствительные элементы квадратные и их аж 6,35 миллионов 3088×2056 на площади 27,7×18,5 мм.
Кодак в этом году осчастливил и рынок рекламной фотографии, всегда тяготевший к большим форматам, выпустив 16 Мп ITO CCD (Indium Tin Oxide sensor) 4080×4080 приставку DCS Pro Back Plus к среднеформатным камерам. Ну, соответственно, цена 21995$ для тех, кому «нужна одна победа». А вот на рынке массовых камер Kodak переходить на 4Мп не стал. Fuji, похоже, разочаровалась в зеркалках и, ходят слухи, прекратила выпуск S1 Pro, а все внимание сосредоточила на создании хорошей оптики для своих Super CCD 3 Мп матриц. В результате у нее получился очень неплохой SUPER-EBC FUJINON (f=7,8-46,8 мм, 1:2,8-3,1).
КМОП (CMOS) матрицы не сумели создать реальной конкуренции ПЗС (CCD) матрицам. Canon EOS D-30 пока остается единственной 3 Мп камерой с матрицей, выполненной по технологии КМОП. Canon говорит, что он продолжает работы над этим типом матриц, однако следующая, 4-мегапиксельная камера D1, уже укомплектована ПЗС матрицей, вероятно, от Matsushita Electric (Panasonic). Некоторые геометрические характеристики известных матриц, по неофициальным данным
Матрица или камера | Тип | Мп | Число чувствительных элементов | Размер в мм | Размер чувствительного элемента в мкм |
Nikon D1 | ПЗС (CCD) | 2,66 | 2012×1324 | 23,7×15,6 | 11,8×11,8 |
Canon EOS-D30 | КМОП (CMOS) | 3,25 | 2226×1460 | 22,0×14,9 | 9,9×9,9 |
Sony ICX252AQ | ПЗС | 3,3 | 2088×1550 | 7,20×5,35 | 3,45×3,45 |
Sharp RJ21P3AA0PT | ПЗС | 3,37 | 2096×1560 | диагональ 8,93 | 3,45×3,45 |
Panasonic MN39590PT | ПЗС | 3,73 | 2405×1548 | диагональ 11,2 | 4,0×4,0 |
Fujifilm S1 Pro | ПЗС (SuperCCD) | 3,4 | 23,3×15,6 | ||
Panasonic MN39591PT | ПЗС | 4,01 | 2358×1700 | диагональ 9,10 | 3,25×3,25 |
Sony ICX406AQ | ПЗС | 4,1 | 2312×1720 | 7,20×5,35 | 3,12×3,12 |
Canon EOS-1D/Panasonic ? | ПЗС | 4,15 | 2496×1662 | 27,0×17,8 | 10,8×10,8 |
Sharp RJ21R3BA0PT | ПЗС | 4,2 | 2470×1652 | диагональ 9,13 | 3,10×3,10 |
Sony ICX282 CCD | ПЗС | 5,24 | 2658×1970 | 9,74×7,96 | 3,40×3,40 |
Nikon D1x | ПЗС | 5,33 | 4028×1324 | 23,7×15,6 | 5,9×11,7 |
Philips FTF3020-C | ПЗС | 6,29 | 3072×2048 | 36,864×24,576 | 12×12 |
Kodak KAF-6303CE | ПЗС (ITO CCD) | 6,35 | 3088×2056 | 27,7×18,5 | 9,0×9,0 |
Kodak KAF-16801CE | ПЗС (ITO CCD) | 16 | 4080×4080 | 36,7×36,7 | 9,0×9,0 |
Вообще, складывается впечатление, что цифровым камерам надоело чувствовать себя младшими братьями пленочных, и они решили пойти своим путем, а не пытаться донашивать одежду старших. За это говорит как бурное и успешное развитие новой специализированной оптики для цифровых камер, так и создание камер с электронным видоискателем, как в видеокамере, что позволяет видеть даже на ярком солнце истинное изображение, формируемое объективом, и не усложнять камеру оптическим видоискателем с прыгающим или полупрозрачным зеркалом. Исключением, которое, как мне кажется, подтверждает эту тенденцию, стали Olympus E10 и E20 (5,24 Мп, 2560×1920 пикселей).
Красивая идея фирмы Silicon Film сделать цифровую пленку на базе КМОП технологии окончилась неудачей, дальше выставочных образцов дело не пошло. В прошлом году фирма сменила названия с Imagek на Silicon Film, но дело было, видимо, не только в названии, и в сентябре этого года было объявлено, что в отношении этой фирмы начата процедура банкротства.
Из «новых имен», которые появились в этом году, обращает на себя внимание только альянс Leica и Matsushita. Объединение двух столь громких имен и характеристики анонсированной ими 4 Мп камеры LUMIX DMC-LC5 с объективом Leica DC VARIO-SUMMICRON позволяют надеяться, что альянс будет успешным. Однако пока пресс-релиз и нечто более-менее подробное можно увидеть только на японском сайте и только иероглифами.
Что новый год нам готовит, утверждать не берусь, но полагаю, что и дальше будут оттачивать детали. Вероятно, будет дешеветь память и продолжаться споры, какой тип лучше. Наиболее популярными станут карты памяти с объемом в 128 МБ. Покупатель начнет обращать внимание на скорость чтения и записи данных в память. Начнет бурно развиваться рынок насадок и принадлежностей. В нижнем ценовом диапазоне до 300 будут 2 Мп камеры, в среднем — 4 Мп. Цена последних будет в значительной степени определяться оптикой.