Canon PowerShot Pro 70: опыт практического использования


Я работаю в Центре Интернет Тверского Государственного университета. Весной 1999 года нам стало окончательно ясно, что для нормальной работы web-студии необходима цифровая камера. Хотелось найти камеру, которая давала бы хорошее качество изображения и позволяла в случае необходимости вмешиваться в работу автоматики. В качестве основных альтернатив мы рассматривали Canon PowerShot Pro 70, Nikon Coolpix 900/950, Sony DSC-D700. После чтения разнообразных обзоров и просмотра бесчисленного числа фотографий мы приняли решение в пользу камеры Canon. Пол года работы с камерой позволили выявить особенности, которые редко вспоминают в обзорах и рекламной информации на www. В этом обзоре наибольшее внимание уделено тем аспектам, которые наиболее важны при практической работе с камерой. Я не буду говорить хорошая эта камера или нет: сопоставьте Ваши потребности с возможностями и особенностями камеры и найдите свой ответ на этот вопрос.

Видоискатель

Перед покупкой этой камеры мне приходилось в основном снимать зеркальными аппаратами, и я был страстным поклонником оптических видоискателей, считая ЖК экраны излишеством. Однако опыт съемок PowerShot Pro 70 показал, что это не так. Хотя оптический видоискатель камеры и изменяет свое увеличение совместно с главным объективом, но это лишь создает иллюзию «зеркальности» видоискателя. Мне пришлось много снимать в режиме макросъемки, и там ЖК экран был вне конкуренции: на малых расстояниях изображение в оптическом видоискателе сильно расходится с изображением на матрице, что делает оптический видоискатель бесполезным. Кроме того, камеру зачастую приходилось устанавливать в таких положениях, что даже заглянуть в оптический видоискатель было весьма не просто, в то время как поворачивающийся во все стороны экран позволял отлично видеть изображение. Постепенно я «вошел во вкус» и теперь часто использую экран и при съемках в студии, когда камера установлена на штативе. В тоже время оптический видоискатель более удобен при съемке с рук и не потребляет электроэнергии.

Режимы съемки

Камера записывает снятые изображения в пяти форматах, информация по которым приведена в таблице:

ФорматРазмер изображенияСжатиеЧисло кадров на 15 МБ карту
CCD RAW1536×1024Без сжатия7
Large Fine1536×1024JPG слабое39
Large Normal1536×1024JPG сильное75
Small Fine768×512JPG слабое95
Small Normal768×512JPG сильное181

Режим сжатия Fine обычно обеспечивают хорошее качество изображения без заметных артефактов JPG. При сжатии Normal применение JPG становится заметным.

С помощью переключателя режимов управления можно выбрать два режима съемки: автоматический и программный.

В автоматическом режиме возможности вмешаться в работу камеры отсутствуют. Доступны только форматы Large Fine и Large Normal.

В программном режиме можно выбрать любой из пяти форматов и вмешаться в работу автоматики, воспользовавшись экспокорекцией или режимом приоритета диафрагмы. Экспокоррекция позволяет вносить поправку в автоматически определенную экспозицию в пределах ±2EV с шагом 1/3 EV.

Режим приоритета диафрагмы позволяет задать диафрагму для получения требуемой глубины резкости, предоставив камере определить скорость срабатывания затвора. Камера позволяет установить следующие значения: Full Open (f/2.0 или f/2.4 в зависимости от фокусного расстояния), f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/8+ND4. Последняя установка требует дополнительного пояснения: диафрагма камеры не закрывается больше, чем на f/8, однако для съемки при высокой освещенности предусмотрена возможность уменьшения светового потока путем введения нейтрального фильтра.

Экспозиция

Экспозиция определяется автоматически, и вмешаться в этот процесс можно только весьма ограниченно: с помощью введения экспокоррекции. Обычно камера весьма хорошо справляется с определением экспозиции, однако у нее есть одна слабость: она склонна к переэкспонированию красных предметов (например, если мы снимаем крупно красную розу). Зная эту особенность, можно заранее ввести необходимую поправку (наблюдая результат на ЖК экране) и получить нормальное изображение.

Баланс белого

Баланс белого автоматический, камера обычно хорошо справляется с корректировкой цветов при съемке как на улице, так и в помещении. Однако при съемках портретов цвет одежды или фона часто оказывает влияние на автоматику камеры (особенно при плохом освещении), и она искажает цвета. Бороться с этим легко при наличии серой карты: достаточно снять модель с картой и затем провести цветокоррекцию на компьютере.

Вспышка

В отличие от большинства других камер, Canon PowerShot Pro 70 не имеет встроенной вспышки. Однако в награду за этот недостаток она предоставляет и весьма редкую в своем классе возможность: использование мощных внешних вспышек. Для полной реализации возможностей работы со вспышкой камере необходима согласованная вспышка, работающая в режиме E-TTL. В инструкции к камере рекомендуются вспышки Canon Speedlite 220EX и 380EX. Мне, воспользовавшись гостеприимством фотомагазина PHOTOWEB, удалось проверить совместимость камеры с этими и рядом других вспышек. Испытания показали, что наряду с этими вспышками камера работает и с единственной не Canon'овской вспышкой, поддерживающей E-TTL: Metz 40MZ-3i (Вспышка Metz серии 32, упомянутая в предыдушем обзоре, не поддерживает замер по предвспышке в режиме E-TTL). В то же время она, к нашему глубокому удивлению, отказалась работать с наиболее современной E-TTL вспышкой Canon 550EX, выпущенной почти одновременно с Pro 70. Этот факт нас, впрочем, не сильно огорчил, так как стоимость 550-ой вспышки до сих пор держится выше 400$.

Мой опыт использования Pro 70 и вспышки 380EX показал, что использование E-TTL позволяет достичь хорошей экспозиции при съемках со вспышкой в автоматическом режиме. Большая мощность и возможность поворота излучателя вспышки вверх для рассеивания вспышки от потолка или даже листа бумаги позволяет получить лучшие снимки, чем съемка встроенной вспышкой других камер.

Использование не E-TTL совместимых вспышек возможно только в программном режиме: на камере необходимо установить фиксированное значение диафрагмы согласно мощности используемой вспышки.

Фокусировка

Одна из функций, необходимых для продвинутой камеры — возможность ручной наводки на резкость. К сожалению, конструкторы не предусмотрели такой возможности. Впрочем, средств точного контроля резкости тоже нет: небольшое изображение на ЖК экране не позволяет оценить даже сильные отклонения в наводке на резкость. Видоискатель не является зеркальным и обладает большой глубиной резкости, что не позволяет использовать и его для контроля резкости. Однако автофокус камеры работает отлично и в большинстве случаев вполне точно наводит объектив камеры. В том случае, когда ему это не удается, камера предупреждает о возможной ошибке красным светодиодом рядом с видоискателем, но позволяет снять кадр.

Необходимо заметить, что фокусировка и определение экспозиции занимают у камеры несколько секунд, что вызывает довольно ощутимую задержку между нажатием на кнопку спуска и моментом съемки. С непривычки случалось даже так, что камеру начинали убирать до того момента, как она сняла кадр. Эта не очень приятная особенность ограничивает применимость Pro 70 для съемки динамичных сюжетов. Задержка при съемке может быть значительно уменьшена, если есть возможность воспользоваться предустановкой экспозиции и фокуса (нажав до половины кнопку спуска).

Просмотр отснятых снимков

При помощи встроенного ЖК-дисплея можно просматривать отснятые кадры. Режимов просмотра два: по одному кадру или сразу по девять. Во втором случае можно курсором выделить один из кадров и перейти сразу на него. Для загрузки кадра камере необходимо около четырех секунд. При просмотре кадров, снятых в режиме CCDRAW, кадр показывается не на полный экран, а примерно на треть, и сопровождается грозной надписью «CCDRAW». Качество изображения на экране достаточно хорошее, однако маленькие размеры не позволяют оценить резкость и качество снимка.

Предусмотрен режим Slide Show: камера может последовательно воспроизводить либо все кадры из памяти либо только помеченные (можно заранее подготовить три различных варианта). Вероятно эта функция наиболее интересна при подключении камеры через видеовыход к телевизору, однако нам пока не пришлось ей воспользоваться.

Передача данных в компьютер

Для передачи информации в компьютер используется последовательный порт. Камера комплектуется кабелем, позволяющим подключаться как к IBM-совместимым компьютерам, так и к Macintosh. В комплект входит TWAIN-драйвер, позволяющие перекачивать снимки на компьютер и удалять их из памяти камеры. Драйвер работает хорошо, однако перекачивать 15 мегабайт (таков объем поставляемой с камерой карты compactflash) через последовательный порт занятие для очень терпеливых людей. Намного удобнее это делать, если воспользоваться каким-либо устройством для чтения CompactFlash напрямую с PC. Изображения хранятся на карте в поддиректориях в виде обычных JPG-файлов, которые можно скопировать на жесткий диск и удалить напрямую с карты не прибегая к помощи камеры. Кадры, снятые в режиме CCDRAW, хранятся в специальном формате CRW, и для их чтения необходимо воспользоваться все тем же TWAIN-драйвером, который позволяет читать их и непосредственно с жесткого диска. Необходимо также отметить, что передача информации через TWAIN-драйвер не позволяет получить на компьютере JPG файл в том виде, в котором он был создан камерой. Изображение передается программе в уже раскодированном виде, и запись его в формате JPG может привести к дополнительной потере качества, в то время как запись без сжатия приведет к напрасной трате памяти.

Питание

Камера питается от уникального никель-кадмиего аккумулятора, входящего в поставку. Наряду с аккумулятором поставляется и зарядное устройство, выполняющее также функцию адаптера для питания камеры от сети 220 вольт. Возможно питание камеры от батареи 2CR5. Питание от других источников затруднено применением хитроумных разъемов. Я не проводил специальных экспериментов по определению длительности работы камеры, однако мне пришлось снимать ей длительное время без возможности подзарядки. Я снимал целый день и отснял всю 15-ти мегабайтную карту. Так как я опасался, что питания не хватит, то ЖК экран использовался мало, однако даже после финального просмотра всех кадров камера показывала полный заряд батареи. Хватает батареи и на пару часов съемок, при которых экран практически не выключается.

Примечание: фотографии сняты автором камерой PowerShot Pro 70
со вспышкой Speedlite 380EX.

Другие фотографии можно посмотреть в разделе «Коллекция» на сервере Ботанического сада Тверского государственного университета: http://garden.tversu.ru/collection_rus.htm.






Дополнительно

Цифровая камера Canon PowerShot Pro 70 — опыт практического использования

Canon PowerShot Pro 70: опыт практического использования

Я работаю в Центре Интернет Тверского Государственного университета. Весной 1999 года нам стало окончательно ясно, что для нормальной работы web-студии необходима цифровая камера. Хотелось найти камеру, которая давала бы хорошее качество изображения и позволяла в случае необходимости вмешиваться в работу автоматики. В качестве основных альтернатив мы рассматривали Canon PowerShot Pro 70, Nikon Coolpix 900/950, Sony DSC-D700. После чтения разнообразных обзоров и просмотра бесчисленного числа фотографий мы приняли решение в пользу камеры Canon. Пол года работы с камерой позволили выявить особенности, которые редко вспоминают в обзорах и рекламной информации на www. В этом обзоре наибольшее внимание уделено тем аспектам, которые наиболее важны при практической работе с камерой. Я не буду говорить хорошая эта камера или нет: сопоставьте Ваши потребности с возможностями и особенностями камеры и найдите свой ответ на этот вопрос.

Видоискатель

Перед покупкой этой камеры мне приходилось в основном снимать зеркальными аппаратами, и я был страстным поклонником оптических видоискателей, считая ЖК экраны излишеством. Однако опыт съемок PowerShot Pro 70 показал, что это не так. Хотя оптический видоискатель камеры и изменяет свое увеличение совместно с главным объективом, но это лишь создает иллюзию «зеркальности» видоискателя. Мне пришлось много снимать в режиме макросъемки, и там ЖК экран был вне конкуренции: на малых расстояниях изображение в оптическом видоискателе сильно расходится с изображением на матрице, что делает оптический видоискатель бесполезным. Кроме того, камеру зачастую приходилось устанавливать в таких положениях, что даже заглянуть в оптический видоискатель было весьма не просто, в то время как поворачивающийся во все стороны экран позволял отлично видеть изображение. Постепенно я «вошел во вкус» и теперь часто использую экран и при съемках в студии, когда камера установлена на штативе. В тоже время оптический видоискатель более удобен при съемке с рук и не потребляет электроэнергии.

Режимы съемки

Камера записывает снятые изображения в пяти форматах, информация по которым приведена в таблице:

ФорматРазмер изображенияСжатиеЧисло кадров на 15 МБ карту
CCD RAW1536×1024Без сжатия7
Large Fine1536×1024JPG слабое39
Large Normal1536×1024JPG сильное75
Small Fine768×512JPG слабое95
Small Normal768×512JPG сильное181

Режим сжатия Fine обычно обеспечивают хорошее качество изображения без заметных артефактов JPG. При сжатии Normal применение JPG становится заметным.

С помощью переключателя режимов управления можно выбрать два режима съемки: автоматический и программный.

В автоматическом режиме возможности вмешаться в работу камеры отсутствуют. Доступны только форматы Large Fine и Large Normal.

В программном режиме можно выбрать любой из пяти форматов и вмешаться в работу автоматики, воспользовавшись экспокорекцией или режимом приоритета диафрагмы. Экспокоррекция позволяет вносить поправку в автоматически определенную экспозицию в пределах ±2EV с шагом 1/3 EV.

Режим приоритета диафрагмы позволяет задать диафрагму для получения требуемой глубины резкости, предоставив камере определить скорость срабатывания затвора. Камера позволяет установить следующие значения: Full Open (f/2.0 или f/2.4 в зависимости от фокусного расстояния), f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/8+ND4. Последняя установка требует дополнительного пояснения: диафрагма камеры не закрывается больше, чем на f/8, однако для съемки при высокой освещенности предусмотрена возможность уменьшения светового потока путем введения нейтрального фильтра.

Экспозиция

Экспозиция определяется автоматически, и вмешаться в этот процесс можно только весьма ограниченно: с помощью введения экспокоррекции. Обычно камера весьма хорошо справляется с определением экспозиции, однако у нее есть одна слабость: она склонна к переэкспонированию красных предметов (например, если мы снимаем крупно красную розу). Зная эту особенность, можно заранее ввести необходимую поправку (наблюдая результат на ЖК экране) и получить нормальное изображение.

Баланс белого

Баланс белого автоматический, камера обычно хорошо справляется с корректировкой цветов при съемке как на улице, так и в помещении. Однако при съемках портретов цвет одежды или фона часто оказывает влияние на автоматику камеры (особенно при плохом освещении), и она искажает цвета. Бороться с этим легко при наличии серой карты: достаточно снять модель с картой и затем провести цветокоррекцию на компьютере.

Вспышка

В отличие от большинства других камер, Canon PowerShot Pro 70 не имеет встроенной вспышки. Однако в награду за этот недостаток она предоставляет и весьма редкую в своем классе возможность: использование мощных внешних вспышек. Для полной реализации возможностей работы со вспышкой камере необходима согласованная вспышка, работающая в режиме E-TTL. В инструкции к камере рекомендуются вспышки Canon Speedlite 220EX и 380EX. Мне, воспользовавшись гостеприимством фотомагазина PHOTOWEB, удалось проверить совместимость камеры с этими и рядом других вспышек. Испытания показали, что наряду с этими вспышками камера работает и с единственной не Canon'овской вспышкой, поддерживающей E-TTL: Metz 40MZ-3i (Вспышка Metz серии 32, упомянутая в предыдушем обзоре, не поддерживает замер по предвспышке в режиме E-TTL). В то же время она, к нашему глубокому удивлению, отказалась работать с наиболее современной E-TTL вспышкой Canon 550EX, выпущенной почти одновременно с Pro 70. Этот факт нас, впрочем, не сильно огорчил, так как стоимость 550-ой вспышки до сих пор держится выше 400$.

Мой опыт использования Pro 70 и вспышки 380EX показал, что использование E-TTL позволяет достичь хорошей экспозиции при съемках со вспышкой в автоматическом режиме. Большая мощность и возможность поворота излучателя вспышки вверх для рассеивания вспышки от потолка или даже листа бумаги позволяет получить лучшие снимки, чем съемка встроенной вспышкой других камер.

Использование не E-TTL совместимых вспышек возможно только в программном режиме: на камере необходимо установить фиксированное значение диафрагмы согласно мощности используемой вспышки.

Фокусировка

Одна из функций, необходимых для продвинутой камеры — возможность ручной наводки на резкость. К сожалению, конструкторы не предусмотрели такой возможности. Впрочем, средств точного контроля резкости тоже нет: небольшое изображение на ЖК экране не позволяет оценить даже сильные отклонения в наводке на резкость. Видоискатель не является зеркальным и обладает большой глубиной резкости, что не позволяет использовать и его для контроля резкости. Однако автофокус камеры работает отлично и в большинстве случаев вполне точно наводит объектив камеры. В том случае, когда ему это не удается, камера предупреждает о возможной ошибке красным светодиодом рядом с видоискателем, но позволяет снять кадр.

Необходимо заметить, что фокусировка и определение экспозиции занимают у камеры несколько секунд, что вызывает довольно ощутимую задержку между нажатием на кнопку спуска и моментом съемки. С непривычки случалось даже так, что камеру начинали убирать до того момента, как она сняла кадр. Эта не очень приятная особенность ограничивает применимость Pro 70 для съемки динамичных сюжетов. Задержка при съемке может быть значительно уменьшена, если есть возможность воспользоваться предустановкой экспозиции и фокуса (нажав до половины кнопку спуска).

Просмотр отснятых снимков

При помощи встроенного ЖК-дисплея можно просматривать отснятые кадры. Режимов просмотра два: по одному кадру или сразу по девять. Во втором случае можно курсором выделить один из кадров и перейти сразу на него. Для загрузки кадра камере необходимо около четырех секунд. При просмотре кадров, снятых в режиме CCDRAW, кадр показывается не на полный экран, а примерно на треть, и сопровождается грозной надписью «CCDRAW». Качество изображения на экране достаточно хорошее, однако маленькие размеры не позволяют оценить резкость и качество снимка.

Предусмотрен режим Slide Show: камера может последовательно воспроизводить либо все кадры из памяти либо только помеченные (можно заранее подготовить три различных варианта). Вероятно эта функция наиболее интересна при подключении камеры через видеовыход к телевизору, однако нам пока не пришлось ей воспользоваться.

Передача данных в компьютер

Для передачи информации в компьютер используется последовательный порт. Камера комплектуется кабелем, позволяющим подключаться как к IBM-совместимым компьютерам, так и к Macintosh. В комплект входит TWAIN-драйвер, позволяющие перекачивать снимки на компьютер и удалять их из памяти камеры. Драйвер работает хорошо, однако перекачивать 15 мегабайт (таков объем поставляемой с камерой карты compactflash) через последовательный порт занятие для очень терпеливых людей. Намного удобнее это делать, если воспользоваться каким-либо устройством для чтения CompactFlash напрямую с PC. Изображения хранятся на карте в поддиректориях в виде обычных JPG-файлов, которые можно скопировать на жесткий диск и удалить напрямую с карты не прибегая к помощи камеры. Кадры, снятые в режиме CCDRAW, хранятся в специальном формате CRW, и для их чтения необходимо воспользоваться все тем же TWAIN-драйвером, который позволяет читать их и непосредственно с жесткого диска. Необходимо также отметить, что передача информации через TWAIN-драйвер не позволяет получить на компьютере JPG файл в том виде, в котором он был создан камерой. Изображение передается программе в уже раскодированном виде, и запись его в формате JPG может привести к дополнительной потере качества, в то время как запись без сжатия приведет к напрасной трате памяти.

Питание

Камера питается от уникального никель-кадмиего аккумулятора, входящего в поставку. Наряду с аккумулятором поставляется и зарядное устройство, выполняющее также функцию адаптера для питания камеры от сети 220 вольт. Возможно питание камеры от батареи 2CR5. Питание от других источников затруднено применением хитроумных разъемов. Я не проводил специальных экспериментов по определению длительности работы камеры, однако мне пришлось снимать ей длительное время без возможности подзарядки. Я снимал целый день и отснял всю 15-ти мегабайтную карту. Так как я опасался, что питания не хватит, то ЖК экран использовался мало, однако даже после финального просмотра всех кадров камера показывала полный заряд батареи. Хватает батареи и на пару часов съемок, при которых экран практически не выключается.

Примечание: фотографии сняты автором камерой PowerShot Pro 70
со вспышкой Speedlite 380EX.

Другие фотографии можно посмотреть в разделе «Коллекция» на сервере Ботанического сада Тверского государственного университета: http://garden.tversu.ru/collection_rus.htm.