Встречают по одежке, и, вероятно, ваш взгляд и не задержится на этой камере, когда вы ее увидите на витрине магазина. А зря, потому что, возможно, перед нами новый индустриальный стандарт. По мне-то, камера очень даже красивая, но, не попробовав ей снимать, как-то автоматически сразу относишь ее к классу мыльниц для начинающих цифровых фотографов. Здесь можно согласиться только с одним. Для того, чтобы начинать знакомиться с цифровой фотографией, эта камера действительно очень подходит. В отличие от пленочных камер, у цифровых камер профессиональные и любительские возможности часто определяются не конструкцией, а программным обеспечением, записанным в память камеры. Конечно, разработка программного обеспечения тоже процесс не простой и требует дополнительных капиталовложений; мне всегда было непонятно, почему производители жалеют добавить пару строчек в меню камеры и дать пользователю возможность полного ручного управления. И вот, наконец, свершилось. В камере ценой менее 400$ есть все, что необходимо, чтобы даже опытный фотограф не испытывал раздражения. Что же касается любителей, то когда они почувствуют, что с воплощением их творческих замыслов автоматика не справляется, им не надо бежать покупать новую камеру, а достаточно просто перейти к следующему разделу меню.
Итак, что же собой представляет Toshiba PDR 3300? ПЗС матрица с 3,2 млн пикселей, максимальным размером кадра 2048×1536 пс. Камера снабжена объективом фирмы Canon (7 элементов в 5 группах) с фокусным расстоянием, изменяющимся от 7,25 до 20,3 мм, что эквивалентно изменению фокусного расстояния от 35 до 100 мм у 35 мм камеры. Максимальное относительное отверстие в зависимости от фокусного расстояния меняется от 1:2,9 — 1:4. Объектив имеет примерно в 2 раза меньшую светосилу, чем объектив фирмы Canon, установленный в 3-мегапиксельных камерах Canon G1, Casio QV 3000, 3500 и Toshiba PDR-M70. Уменьшение светосилы — вероятно, следствие компактности и цены. Но у подобных компактных объективов есть и свои преимущества, например, возможность снимать через окуляр микроскопа.
Камера снабжена оптическим видоискателем, к сожалению, без подстройки диоптрий, и 1,6 дюймовым ЖК-монитором отображающим 279×220 точек.
Питается от 4 демократичных элементов формата АА, записывает же на не столь демократичные (по цене) карты памяти SD. С компьютером камера общается по интерфейсу USB 1.1. Есть и возможность подсоединения камеры к телевизору.
Продолжая осмотр камеры с поверхности, замечу, что, как и у старших моделей, объектив надо открывать вручную, но в отличие от крышек, которые всегда теряются, здесь — заслонка, которая сдвигается рычажком на верхней панели. Камера комплектуется дистанционным ИК пультом управления с одной кнопкой — этакий электронный вариант классического фототросика. Но, положа руку на сердце, следует признать, что реальной необходимости других функций дистанционного управления у фотокамеры нет. Задача тросика — не передать вибрацию камере при спуске затвора с длительными выдержками.
Управление камерой
Теперь переходим к самому интересному — возможностям управления камерой. Выбор режимов осуществляется колесиком на верхней панели. Параметры устанавливаются в экранном меню, вызываемом кнопкой на задней панели. Не самый быстрый способ, но зато почти исключены случайные установки — камера ненавязчиво намекает, что коль скоро вы перешли в ручной режим, то прежде чем трясти, стоит подумать. В полностью автоматическом режиме (пиктограмма камеры без буквы М) можно подсказать камере, какую сцену будут снимать. Выбор традиционный — пейзаж, портрет, спорт, ночная сцена.
В ручном режиме тоже можно положиться на автоматику, но уж если вы соберетесь подсказывать камере, то придется общаться с ней на ее языке, выбирая выдержку (можно задать от 1/2 до 1/1000 с), диафрагму (можно задать от максимально открытой для данного фокусного расстояния до F:8) или и то и другое в полностью ручном режиме. Правильность выбора вы всегда можете оценить по гистограмме яркости, индицируемой на экране камеры в реальном времени.
Баланс белого автоматический, солнце, облачно, лампы накаливания. 2 типа флуоресцентных ламп. Замер экспозиции точечный и мультизонный.
Фокусировка автоматическая и ручная. В ручном режиме можно задать всего 3 значения: 1 м, 3 м и бесконечность, но, учитывая огромную глубину резкости столь короткофокусных объективов, как в этой камере, можно считать, что для большинства задач этого вполне достаточно. В конце концов, при макросъемке для фокусировки проще перемещать камеру.
Чувствительность (индекс экспозиции) — 100, 200 и 400 ISO.
Есть и режим съемки видео, но это сродни играм в сотовом телефоне, оно, конечно, можно, но к фотографии это отношения не имеет. Это немое кино с размером кадра 320×240 пикселей при 15 кадрах в секунду. На мой взгляд, вполне сравнимо с 8 мм кинокамерой, но хуже, чем у братьев Люмьер.
Вид экрана в автоматическом режиме | Выбор программ работы автоматики |
Вид экрана в ручном режиме | Выбор параметров |
Выбор способа определения параметров экспозиции | Выбор источника света для которого камера попытается добиться баланса белого |
Выбор режима и дистанции фокусировки | Вид меню в режиме записи |
Вид гистограммы в режиме воспроизведения | Информация о снятом кадре. К сожалению отсутствует информация о фокусном расстоянии объектива в момент съемки. Эта информация отсутствует и в заголовке файла |
Вид меню в режиме воспроизведения | Вид меню настройки параметров камеры |
Фото
Как видно из приведенных снимков мир, качество в норме. У современных 3 Мп камер проблемы, если и встречаются, то связаны скорее с рекордными характеристиками объектива, чем с матрицей. Объектив данной камеры на рекорды в светосиле и диапазоне изменения фокусного расстояния не претендует, а посему и придраться не к чему.Мира, центр кадра. Далее — информация о снимке, извлеченная программой IrfanView:
ImageDescription | TOSHIBA Exif JPEG |
Make | TOSHIBA |
Model | PDR-3300 |
Orientation | 1 (top left) |
XResolution | 72 |
YResolution | 72 |
ResolutionUnit | 2 (inch) |
Software | PDR-3300 Ver1.04 |
DateTime | 2002:09:12 12:03:56 |
YCbCrPositioning | 2 (datum point) |
ExifOffset | 246 |
ExposureTime | 1/8 seconds |
FNumber | 5.6000 |
ExposureProgram | 1 (manual control) |
ISOSpeedRatings | 100 |
ExifVersion | 210 |
DateTimeOriginal | 2002:09:12 12:03:56 |
DateTimeDigitized | 2002:09:12 12:03:56 |
ComponentsConfiguration | 1 2 3 (YCbCr) |
ShutterSpeedValue | 1/8 seconds |
ApertureValue | F 5.66 |
ExposureBiasValue | 0.0000 |
MaxApertureValue | F 2.93 |
MeteringMode | 5 (multi-segment) |
LightSource | 0 (auto) |
Flash | 0 (no flash) |
FlashPixVersion | 100 |
ColorSpace | 1 (sRGB) |
ExifImageWidth | 2048 |
ExifImageHeight | 1536 |
InteroperabilityOffset | 704 |
FileSource | 3 (digital still camera) |
Фрагмент
Миниатюра. Щелкнув по ней мышью, можно увидеть исходный снимок
Заключение
Прекрасный пример массовой 3 мегапиксельной камеры с очень агрессивной ценой. Камера существенно подняла планку требований к управляемости в своей ценовой категории. Очень удачная камера для тех, кто хочет серьезно учиться фотографии, но не может начать с дорогой камеры. После этого аппарата переучиваться не придется.
Если сравнивать с M70, выпускавшейся в не столь давние времена, когда 3 Мп свидетельствовали о принадлежности к элите, то камера сохранила качество и получила более простой и менее светосильный объектив. Таким образом, за два года матрица стала массовой и существенно подешевела, остальная электроника стала дешевле и лучше, а вот объектив от М70 фирмы Canon перешел по наследству, как корона, к современным 4 и даже 5 Мп камерам; рядовым же цифрового фронта положена лишь шапка-ушанка.